ДООП Саран-туяа хореграфия

Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию администрации г. Улан-Удэ
МАОУ ДО «Городской дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ

«Принято»
на Педагогическом совете
МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Протокол №1
«30» августа 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
Образцовый ансамбль песни и танца «Саран-туяа»
«Сэдьхэлэйм баяр»
(хореография)
Направленность: художественная
Возраст учащихся: 4-17 лет
Срок реализации программы: 5 лет
Уровень: стартовый, базовый, предпрофильный

Автор -составитель:
Дагбаева Рита Владимировна,
Мантатова Татьяна Владимировна,
Жаргалова Валентина Жимбеевна,
педагоги дополнительного образования

г. Улан-Удэ
2024

Оглавление
I.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
II.
Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
Список литературы

3
5
6

18
19
20
20
21

I.

Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные характеристики программы
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Сэдьхэлэйм баяр» (далее - Программа)
разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);
2.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ;
3.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики»;
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»;
5.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства»;
7.
Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
8.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об
утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования
детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
10.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
12.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с
изменениями на 27 октября 2020 года).
13.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31
января 2022 г. N1ДГ 245/06);
14.
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных

организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо
Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06);
15.
Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13
декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)
16.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015
г. N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;
17.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г.
Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года.
18.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в
Республике Бурятия на период до 2025 года;
19.
Устав муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г.
Улан – Удэ»;
20.
Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского)
творчества г. Улан – Удэ»;
21.
Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ,
регламентирующих образовательный процесс.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время в Республике
Бурятия очень остро стоит проблема обучения бурятскому языку и его сохранения. Надо
отметить, что эта проблема существовала всегда. Общественность Бурятии выражает
обеспокоенность судьбой сохранения бурятского языка. С сужением сфер
функционирования языка теряется связь с истоками, ограничивается доступ к
национальным ценностям. Известно, что язык – это часть народа, часть культуры, с его
исчезновением уходят в небытие традиции, искусство, культура и народ в целом.
Родители, понимающие сущность этой проблемы, приводят детей в те учреждения
дополнительного образования, где помимо стандартных целей, ставятся еще и такие как,
приобщение к родной культуре, обучение традиционным видам искусств, формирование
национального самосознания и т.д. Образовательная программа ансамбля национального
танца «Саран туяа» отвечает потребностям современного общества и может удовлетворить
запросы учащегося и его родителя.
Вид программы: модифицированная
Направленность программы: художественная
Адресат программы: Занятия в ансамбле проводятся в соответствии с возрастными
психофизиологическими особенностями обучающихся по 5 возрастным группам от 4,5 лет
до 17 лет.
Срок и объем освоения программы:
Общее количество часов на весь период обучения по программе составляет 1008 часов.
Программа рассчитана на 5 лет обучения: ежегодно в течение 9 месяцев, ежемесячно по 4
недели (36 учебных недель).
2.1. Объем программы – 1152 часов на весь период обучения по программе

2.2. Срок реализации программы – 5 лет обучения: ежегодно в течение 9 месяцев,
ежемесячно по 4 недели (36 учебных недель).
Форма обучения: Занятия могут быть аудиторными (в хореографическом или учебном
классах), а также внеаудиторными (в т.ч. на сценической площадке). Предполагается
использование занятий с элементами импровизации. Форма работы может быть групповой,
подгрупповой, индивидуальной и т.д.
В репетиционно-постановочные занятия включаются движения разделов программы
самостоятельно, интегрируя их в зависимости от сложности постановки танца или его
тематики. Реализация данной программы нацелена на приобретение навыков, умений и
знаний в области мировой и национальной хореографии.
2.3. Режим занятий:
Подготовительная группа 4,5 – 5,5 лет, занятия 2 раза в неделю по 2 академических часа
(1 академический час = 20 минут астрономического часа для данной категории
обучающихся).
Младшая группа 6 – 7 лет, занятия 2 раза в неделю по 2 часа (1 академический час = 30
минут астрономического часа для данной категории обучающихся).
Младшая группа 8 – 10 лет, занятия 3 раза в неделю по 2 часа (1 академический час = 40
минут астрономического часа для данной категории обучающихся).
Средняя группа 10 - 14 лет, занятия 3 раза в неделю по 2,30 часа.
Старшая группа 14 – 17 лет, занятия 2 раза в неделю по 2 и 4 часа.
Занятия с учащимися дошкольного и младшего школьного возраста проводятся в игровой
форме.
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель: Приобщение к хореографическому
этнопедагогических традиций.

искусству

и

воспитание

на

основе

Образовательные задачи
Обучающие (предметные):
- формирование общей культуры, художественно-эстетического вкуса;
- знакомство с основами народно-сценического и классического танцев;
- формирование знаний по истории возникновения и развития народно-сценического
танца через освоение характера и манеры исполнения, танцевальной техники;
- расширение и углубление знаний в области бурятского фольклора, этнографии,
костюма, истории и культуры Бурятии;
Развивающие (метапредметные):
- развитие пластичности, координации, хореографической памяти, внимания;
- развитие выразительности движения, актерских способностей;
- развитие силы, выносливости;
Воспитательные (личностные):
- воспитание музыкального восприятия через танец;
- воспитание самостоятельности, ответственности;
- воспитание системы взаимоотношений;

- воспитание ансамблевого духа и коллективизма;
Ожидаемые результаты:
Поскольку в ансамбле «Саран туяа» занимаются, в основном, девочки, на основе
этих 9 традиционных наук для девочек составлена модель выпускницы ансамбля.
Она приближена к образцу, эталону образа бурятской девушки в контексте
национального мировосприятия. Это грациозная, гибкая, стройная, статная девушка,
умеющая координировать свои движения (причем всего тела: глаз, головы, корпуса, рук,
ног), умеющая танцевать, петь, соотносить и сочетать цвета, формы, материалы, умеющая
изготавливать детали сценического костюма, умеющая правильно говорить на русском и
бурятском языках, знающая традиции, обычаи бурятского народа и бурятского фольклора.
Кроме этого, она должна иметь, чувство вкуса и стиля, быть терпимой, толерантной,
сдержанной, уравновешенной, общительной, доброжелательной и т. д.
Способы и формы проверки результатов
Результативность освоения программы можно наблюдать на проводимых рабочих и
открытых занятиях, классах-концертах, творческих отчетах, которые могут быть в форме
показов, концертов, а также по участию в различных конкурсах, фестивалях, различных
олимпиадах и конференциях и др.;
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(количество часов по годам обучения на теоретические и практические занятия)
№
п/п
1
2
3

СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические занятия
Практические занятия
Форма контроля
ВСЕГО ЧАСОВ

1 год обучения
36
108
Педагогические
наблюдения, зачет
144 ч.

2 год обучения
28
188

216 ч.

1.3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 года обучения
п\п

Тема занятий
Вводное занятие

Раздел № 1 Игровые занятия
Сюжетно-ролевые игры

Всего Теория Практика Форма контроля
4:
4
Индивидуальный и
мелкогрупповой
опрос
25:
6
19
4
1
3
Текущий контроль

Подвижные игры

4

1

3

Текущий контроль

Общеразвивающие игры

4

1

3

Текущий контроль

Игры с предметами

3

Игры - соревнования

2

Игры на развитие слуха,
чувства ритма
Игры на развитие
актёрского мастерства
Раздел № 2 Ритмика / Par terres
Ритм, акцент, размер,
фразы произведений: счёт
Характер, артистичность

1

2

Текущий контроль

2

Текущий контроль

4

1

3

Текущий контроль

4

1

3

Текущий контроль

33:
7

6
2

27
5

Текущий контроль

12

1

11

Текущий контроль

14

3

11

Индивидуальный и
групповой опрос,
диагностика
способностей

Раздел № 6 Репетиционнопостановочная работа
Постановка танцев

76:

-

76

11

-

11

Отработка движений,
переходов, рисунка
Индивидуальная работа с
исполнителями.
Раздел № 7 Итоговые мероприятия
Открытые занятия

55

-

55

10

-

10

6:
4

-

6
4

2

-

2

144:

16 +

128

Координация, пластика
тела, техника исполнения
движений

Отчётный концерт
Итого:

Индивидуальный,
групповой,
фронтальный
контроль
Текущий контроль,
Контрольный срез
Индивидуальный
опрос
Промежуточная
рубежная
диагностика
Промежуточная
рубежная
диагностика

Учебно-тематический план 2 года обучения
п\п

Тема занятий
Вводное занятие

Всего
4:

Теория
4

12:
3

3
1

Общеразвивающие

5

1

4

Текущий контроль

Игры с предметами

4

1

3

Текущий контроль

61:

6

55

Раздел № 1 Игровые занятия
Сюжетно-ролевые

Раздел № 2 Ритмика / par terre

Практика Форма контроля
Индивидуальный и
мелкогрупповой
опрос
9
2
Текущий контроль

Ритм, темп, муз. размер,
фразы произведения: счёт
Характер, артистичность
Координация, прыжки,
пластика тела, техника
исполнения движений
Раздел № 4 Азбука классического
танца
Экзерсис у станка

Текущий контроль

6

6

4

-

4

Текущий контроль

51

-

51

Текущий контроль

31:

6

25

31

6

25

Раздел № 5 Основы народносценического танца
Занятия на середине зала

56:

-

56

56

-

56

Раздел № 6 Репетиционнопостановочная работа
Постановка, разучивание
танцев.

43:

43

6

6

Отработка движений,
переходов и рисунка
Индивидуальная работа с
исполнителями
Раздел № 7 Итоговые мероприятия
Открытое занятие

34

34

3

3

9:
6

9
6

Отчётный концерт

3

3

Итого:

216:

19+

Текущий контроль

Текущий контроль

Индивидуальный,
групповой,
фронтальный
контроль
Текущий контроль,
Контрольный срез

рубежный
контроль
рубежный
контроль
Контрольный срез
197

Учебно-тематический план 3 года обучения
п\п

Раздел № 2

Тема занятий
Вводное занятие

par terre
Ритм, темп, муз. размер,
фразы произведения: счёт
Характер, артистичность

Координация, прыжки,
пластика тела, техника
исполнения движений
Раздел № 4 Азбука классического
танца

Всего
4:

61:

Теория
4

6

Практика Форма контроля
Индивидуальный и
мелкогрупповой
опрос
55
Текущий контроль

6

6

4

-

4

Текущий контроль

51

-

51

Текущий контроль

60:

6

54

Экзерсис у станка

31

Экзерсис на середине

29

6

25

Текущий контроль

29

Текущий контроль

Раздел № 5 Основы народносценического танца
Занятия на середине зала,
танцевальные этюды
Раздел № 6 Репетиционнопостановочная работа
Постановка, разучивание
танцев.

56:

-

56

56

-

56

Отработка движений,
переходов и рисунка
Раздел № 7 Итоговые мероприятия
Открытое занятие

26:

26

6

6

20

20

9:
6

9
6

Отчётный концерт

3

3

Итого:

216:

16+

Текущий контроль

Индивидуальный,
групповой,
фронтальный
контроль
Текущий контроль,
Контрольный срез
рубежный
контроль
рубежный
контроль
Контрольный срез

200

Учебно-тематический план 4 года обучения
п\п

Тема занятий
Вводное занятие

Раздел № 3 Танец сегодня
Профессиональное
искусство НСТ
Лаборатория
художественноприкладного творчества
Раздел № 4 Азбука классического танца
Экзерсис у станка
Занятия на середине зала,
(Adagio и Allegro)
Раздел № 5 Основы народносценического танца
Экзерсис у станка
Занятия на середине зала
(комбинации, этюды)

Всего
4

Теория
4

Практика
-

Форма контроля
Мелкогрупповой
опрос

8:
4

8
4

4

4

68:
34

-

68
34

34

-

34

70:

-

70

35

-

35

Текущий
контроль

35

-

35

Текущий
контроль

тематический
контроль
тематический
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль

Раздел № 6 Репетиционнопостановочная работа
Постановка танцев

54:

-

54

27

-

27

Отработка движений,
переходов, рисунка

27

-

27

12:
4
2

-

12
4
2

2
4

-

2
4

216:

12+

204

Раздел № 7 Итоговые мероприятия
Сценическая практика
Открытое занятие
Профильные конкурсы
Отчётный концерт
Итого:

Индивидуальный,
групповой,
фронта. контроль
Текущий
контроль,
Контрольный срез

Промежуточная
Диагностика
способностей детей
достижения
Итоговая
диагностика

Учебно-тематический план 5 года обучения
п\п

Тема занятий
Вводное занятие

Раздел № 3 Танец сегодня
Классический балет
России, Бурятии
Профессиональное
искусство НСТ
Лаборатория
художественноприкладного творчества
Раздел № 4 Азбука классического танца
Экзерсис у станка
Занятия на середине зала,
(Adagio и Allegro)
Раздел № 5 Основы народносценического танца
Экзерсис у станка
Занятия на середине зала
(комбинации, этюды)
Раздел № 6 Репетиционнопостановочная работа

Всего
2

Теория
2

Практика
-

Форма контроля
Мелкогрупповой
опрос

14:
6

14
6

-

4

4

-

4

4

68:
34

-

68
34

34

-

34

Текущий
контроль

70:

-

35

-

35

Текущий
контроль

35

-

35

Текущий
контроль

50:

-

50

тематический
контроль
тематический
контроль
тематический
контроль
Текущий
контроль

Постановка танцев

25

-

25

Отработка движений,
переходов, рисунка

25

-

25

12:
4
2

-

12
4
2

2
4

-

2
4

216:

16+

200

Раздел № 7 Итоговые мероприятия
Сценическая практика
Открытое занятие
Профильные конкурсы
Отчётный концерт
Итого:

Индивидуальный,
групповой,
фронта. контроль
Текущий
контроль,
Контрольный срез

Промежуточная
Диагностика
способностей детей
достижения
Итоговая
диагностика

1.3.3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1.3. Вводные занятия.
Педагог знакомит с одним из видов искусства - хореографией через фото, видеоархив коллектива «Саран туяа». Рассказывает о правилах поведения на занятии и
особенностях внешнего вида учащегося.
1.3.2. Игровые занятия.
Игры. «Человеком можно стать, только играя», утверждал Ф.Шиллер. По его
мнению, человек в игре и посредством игры творит себя, и мир в котором живет.
С позиции личностно-ориентированного подхода игра представляет поле, в рамках
которого происходит самоопределение и идет процесс «взращивания» личности.
Личностное самоопределение - это не что иное, как попытка самому себе ответить на
вопрос «что есть «Я» в этом мире?».
Игровые методики в занятиях ритмикой:
• сюжетно - ролевые игры: «На птичьем дворе», «Колпак», «Каравай», «Волк и овца»;
• подвижные игры: «Найди свой круг», «Море волнуется – «раз», «Кошки, мышки»;
• общеразвивающие игры: на координацию движений рук, ног, головы, корпуса «Часики», «Волна», «Путаница»;
• Игры с предметами: «Бэлэй нюулга» (прятать варежку), «Весёлый мяч»;
• Игры – соревнования включают различные эстафеты.
• игры на развитие слуха, чувства ритма: «Пропоем, прохлопаем любимую мелодию»,
«Музыкальный теремок».
• игры на развитие актерского мастерства: «Репка», «Волк и семеро козлят».
Данный программный материал реализуется только на 1 году обучения.
1.3.3. Ритмика
Целью обучения раздела «Ритмики» является развитие слуха, чувства ритма, формирование
музыкального восприятия и представлений о выразительных средствах музыки.
Упражнения этого раздела должны способствовать развитию музыкальности: формировать
музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки развивать чувство

ритма. При этом в первую очередь, следует обратить внимание на те навыки, развитие которых не
могут в полной степени обеспечить другие дисциплины учебного плана. К ним относятся: умение
ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм,
строение и, особенно, умение согласовывать музыку с движением.
1. На занятиях «Ритмикой» обучающиеся:
• слушают классические мелодии, современную музыку, музыку для души;
• анализируют, разбирают музыкальные произведения;
• самостоятельно
используют
музыкально-двигательную
деятельность
в
импровизациях.
2. Идет изучение основных элементов музыкальной грамоты:
• определение общего характера музыки: веселая, грустная.
• динамические оттенки: громко, тихо.
• темп музыки: медленно, быстро.
• строение музыкальной речи: муз. фраза, начало и конец муз. фразы, вступление.
• ритмический рисунок.
• понятие «мелодия».
• характеристика музыкальных образов, подбор выразительных движений для
создания образа, упражнения, развивающие музыкальное чувство.
3. В младших группах обязательным является изучение основных видов движений:
• ходьба - на всю стопу, на пятки, на носках, с носка.
• бег - низкий, высокий, с ноги на ногу, с отбрасыванием ноги, согнутой в колене,
назад.
• прыжки - на дух ногах, с двух на одну, с ноги на ногу, с одной ноги на две ноги.
4. Ориентация в пространстве:
• строение по одному, в паре, по трое, в шеренгу, колонну.
• план зала: точки в зале (повороты на ¼ зала вправо, влево, центр зала)
• взявшись за руки, в затылок друг за
другом (колонной) по одному, в паре по
направлению часовой стрелки и против часовой стрелки диагональ, змейка, воротца,
прочес, цепочка;
Построения и перестроения:
• одноплановый рисунок (шеренга, колонна, диагональ, змейка, круг);
• двух-плановые рисунки (воротца, прочёс, солист на фоне общего рисунка)
• сложные рисунки; карусель, звездочка, корзиночка, шен;
• перестроения из круга в шеренгу, из круга в кружочки и наоборот;
• знакомство со сценической площадкой:
• строение сцены, значения кулис;
• авансцена;
• понятие «центр»;
• ориентирование в пространстве;
• движение по сценической площадке в различных ракурсах;
5.
Общеразвивающие упражнения:
Подвижность суставо-связочного аппарата, чувства напряжения и расслабления мышц,
внимания и памяти.
• упражнения обще-разогревающего характера по принципу сверху-вниз:
-шейный позвонок: наклоны головы вправо- влево; вперед-назад, круговые вращения.

-плечевой пояс: поднятие плеча вверх- вниз, вперед- назад, круговое.
-руки: сгибы, разгибы фаланг пальцев; сгибы, разгибы, круговые вращения в
лучезапястном, локтевом и плечевом суставах,
-поясничный отдел: наклоны, повороты, развороты корпуса.
-ноги: работа в тазобедренном, коленном, голеностопном суставах в различных
направлениях; отводы, разгибы, сгибы; поднимание и опускание.
•
упражнения на напряжение и расслабление мышц:
«кошка выпускает когти», «твердые и мягкие рук, ноги», «кукла», «мельница».
•
партерная гимнастика:
«кошечка», «мостик», «рыбка».
•
упражнение на внимание:
«зеркало».
•
упражнение на развитие памяти:
«вспомни и назови».
2.2.3. Танец сегодня.

Данный раздел включает новый раздел занятия - беседа. Программа
пятилетнего обучения нацелена на расширение знаний о музыке, хореографии и на
усовершенствование полученных знаний по истории хореографического искусства.
Беседы знакомят с выдающимися исполнителями и балетмейстерами, с
популярными танцевальными группами, коллективами, с новыми веяниями в
хореографическом искусстве, рассказывают о выдающихся танцорах нашего
времени, с культурой нашей республики с ее выдающимися людьми хореографии, с
творчеством Государственных танцевальных коллективов.
Классический балет:

Академический Большой театр:
• Балеты П.И. Чайковского;
• Творчество Г. Улановой;
Гос. бурятский академический театр оперы и балета г. Улан-Удэ:
• Балеты и творчество артистов театра;
Бурятский Республиканский хореографический колледж
имени н.а. СССР Л.П. Сахьяновой и н.а. РСФСР П.Т. Абашеева.
Профессиональное искусство народного танца:

• Государственный ансамбль танца «Березка».
• Государственный ансамбль народного танца, под руководством И.А.
Моисеева.
• Государственный ансамбль танца Сибири. Творчество М.С. Годенко.
•
•

Бурятский государственный национальный театр песни и танца «Байкал»

Творчество Т.Е. Гергесовой.
• Государственный ансамбль народного танца Чукотки «Мэнго».
Лаборатория художественно- прикладного творчества:

• Творческая мастерская ансамбля «Саран туяа».
1.3.4. Азбука классического танца.

Раздел «Классический танец» представляет собой четко выработанную систему
движений, в которой нет ничего случайного». (В. Красовская) Этот предмет
предусматривает изучение и освоение теории, методики и практики.
Основная цель - постановка корпуса, ног, рук и головы, изучение основных движений
экзерсиса у станка и на середине зала. В комбинациях добиваться развития навыков
координации движений; изучение прыжков с приземлением на две и на одну ногу; работа
по освоению поз классического танца; введение в урок элементарного adagio, построенного
на пройденном материале.
Учитывая возраст, с первого года обучения необходимо добиваться сознательного
выполнения движений, самоконтроля учеников за мышечным напряжением и
координацией движений.
Азбука классического танца:
• Постановка корпуса: на всей стопе обеих ног в естественной позиции ног, в позициях и
на полупальцах..
• Изучение позиций ног: 1,2,3,5 и 4 позиции и переводы их из позиции в позицию.
• Изучение позиций рук: подготовительное положение, 1,3,2. позиции, переводы их из
позиции в позицию. Положение allonge.
• Положение корпуса: en face, epaulement croisee et effacee.
• Понятие en dehors и en dedans.
• Pas de bourree
• Passee
Экзерсис у станка:
Упражнения, изучаются в трех направлениях: сначала исполняются в сторону (для более
доступного освоения выворотности), затем вперед и назад.
• Plie (demi, grand)
• Battement tendu
• Battement tendu jete
• Passe par terre
• Demi rond de jamb par terre
• Rond de jamb par terre
• Положение ноги на cou -de- pied
• Battement fondu
• Battement frappe
• Rond de j amb en lair
• Petit battement
• Battement releve lent
• Battement developpe
• Grand battement jete
• Перегибы корпуса
• Полуповороты и повороты к станку и от станка по 5 позиции en dehors и en dedans.
Экзерсис на середине зала:

•

Позы классического танца: основные, маленькие и большие позы croisee, efface,
ecartee вперед и назад; 1,2,3. arabesques, attitudes croisee et efface вперед и назад.

•
•
•
•

Рог de bras
Temps lie вперед и назад.
Элементарное adagio (адажио).
Вращения: chaines.

•

Allegro (Прыжки):

•
•
•
•
•

Temps leve saute
Changement de pied
Pas echappe
Pas jete
Pas assemble
• Sissonne
На первых порах обучения следует проводить занятия, чередуя упражнения и
темпы музыкального сопровождения: сначала лицом к станку, в по мере
готовности детей – удерживаться одной рукой за станок, затем сделать переход на
середину, прыжки «трамплинами» и т.п. Повторение пройденного материала
тренирует мышцы и улучшает качество исполнения.

1.3.5. «Основы народно-сценического танца».
Раздел «Основы народно-сценического танца» дает широкое представление о
танцевальной культуре Восточно-сибирского региона России: русского, бурятского,
тувинского, северных танцев. Однако коллектив специализируется на изучении
культуры, традиций, костюма северо-восточной тюркской группы. Включение в
занятия элементов и композиций бурятских, монгольских, тувинских, китайских,
корейских танцев дает представление о многообразии танцевального искусства и
воспитание толерантности по отношению к другим народам.
Бурятский танцы знакомят с традиционной танцевальной культурой бурятского
народа, с постановками знатока бурятского танца заслуженной артистки России,
народной артистки Бурятии Т.Е.Гергесовой, а также с танцами, которые вошли в
золотой фонд Бурятской народной хореографии.
Занятие по народно-сценическому танцу состоит из трех частей: беседа,
занятия у станка и на середине, работа над разучиванием танцевальных движений,
комбинаций и танцев.
Основные элементы народно-сценического танца:

•
•
•
•
•

Постановка корпуса, рук, ног и головы:
позиции ног и рук.
положения ног, рук, корпуса, головы и кисти;
Термины народно-сценического танца.
Направления движения: основные и производные.

Экзерсис у станка:

•

Полуприседания и приседания: медленные, быстрые.

•

Упражнения на развитие подвижности: перевод ноги с носка на пятку и обратно;
с подъемом пятки опорной ноги.
• Маленькие броски: с касанием пола вытянутым носком работающей ноги,
сквозные броски.
• Круговые движения ногой по полу с вытянутым носком или пяткой.
• Каблучные упражнения.
• Дробные выстукивания.
• Подготовка к веревочке.
• Флик-фляк (упражнения с ненапряженной стопой).
• Большие броски.
Упражнения строятся на танцевальной лексики народов Восточно-сибирского
региона и северо-восточной тюркской группы.
Экзерсис на середине зала.

Упражнения на середине зала развивают технику ног, гибкость корпуса,
пластичность рук. Несложные комбинации из 2-3 упражнений подготавливают к
овладению формой и стилем народного танца и к усложненным комбинациям,
развивающим координацию движений всего тела, выразительность в танце. Для
овладения техникой народно-сценического танца необходимо изучение основных
элементы русского танца.
• танцевальные ходы: простой, с каблука, переменный; «припадание»
• «гармошка», «елочка», «моталочка», «маятник», «ковырялочка», «молоточки»
• «веревочка»: простая, с переступанием.
• дроби: одинарные, двойной ключ, «горох».
• вращения по диагонали и на месте: на полупальцах, «блинчики».
• повороты в воздухе с поджатыми ногами.
Комбинации и танцевальные этюды на середине зала:

Комбинации выстраиваются на основе отдельных элементов народного танца, и
имеют усложнения не только в техническом, но и в ритмическом плане, исходя от
ритма и темпа музыки, также с учетом передачи характерных особенностей того или
иного народного танца.
1.3.6. Репетиционно-постановочная работа

Данный раздел включает в себя отработку сложных движений, изучение
рисунка танцевальной композиции, просмотр видеокассет, дисков и работу с
отстающими детьми. Показ танца является необходимым этапом постановочной
работы.
Работая над танцами, дети изучают особенности стиля, манеры и характер
различных танцев, узнают о народе, создавшем этот танец, его обычаях, о костюме,
характерном для данного танца.
Необходимо подготавливать развернутую композицию или небольшой
законченный танец, где наряду с усвоением элементов можно было бы проследить
за воспитанием чувства ансамбля у детей и создания сценического образа.

По итогам обучения раздела «Основы народно-сценического танца» проходят
контрольные срезы и открытые занятия.
Репертуар постановок планируется в соответствии с актуальными
потребностями и творческим состоянием той или иной группы. В связи с этим
каждый год делается анализ педагогической и художественно-творческой работы
коллектива, определяется новый репертуар. Вынашивая ту или иную тему,
обдумывая хореографические средства, всегда необходимо помнить: для кого
именно предназначена постановка. Дело в том, что для того чтобы поставить танец,
необходимо учитывать физические данные, возраст ребенка, тип характера. Так,
например, если занятие проводится с «меланхоликом», то танец будет выбран на
медленную музыку, которая будет являться отражением лирического образа, но
такой танец может быть неинтересен или противопоказан «холерикам».
Не менее важно, чтобы заложенные в танец мысли, воссозданные реальные
события или сказочные действия волновали детей, были очень близки к их
душевному миру. Ведь дети чутки не только к внешней стороне танца, но и к идеям,
к нравственному заряду каждой картины, потому что они хотят и делают это для
себя, для своей души.
Этапы репетиционно - постановочной работы:

1. Постановка танца:
•
знакомство с либретто (сюжетом) постановки;
•
разучивание лексики, соединение движений в танцевальные композиции;
•
разводка танцевальных комбинаций в рисунках и композиционных переходах;
•
работа над образами героев их общением посредствам жестов, мимики, танца.
2.

Отработка движений:

• знакомство с музыкальным материалом постановки;
• изучение танцевальной лексики: техника шага, элементов, связок, вариаций;
•

•

совмещение с музыкой: ритмом, темпом, динамикой, акцентами;
техническое мастерство: пластичность, чёткость, синхронность, виртуозность;

работа над образами героев: характером, выразительностью, эмоциями.
Отработка переходов и рисунков:
•
•

•
•
•
•

отработка композиционных переходов в танце: от однопланового к многоплановому;
композиционное введение солистов, пар, подгрупп;
четкость и чистота рисунков построения;
Индивидуальная работа с исполнителями:
групповая;
подгрупповая;
с солистами;

1.3.7. Итоговые занятия и мероприятия:
•
сценическая практика. Широкий спектр возможностей для приобщения
обучающихся к богатству танцевального и музыкального народного творчества
представляет хореографическое образование и, в частности, «Сценическая практика»,
которая является одним из основных предметов специального цикла хореографических

дисциплин, неотъемлемой частью начального художественного образования. Во время
выступлений у обучающихся воспитываются правильное отношение к публичному показу
и самоутверждению. Как средство познания действительности «сценическая практика»
обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает
его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной
учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
В ансамбле песни и танца «Саран туяа» к «сценической практике» обучающиеся
приступают на первом году обучения. Это положительно и важно в процессе подготовки и
обучения исполнителей танцевального искусства, формирования его двигательного
аппарата, развития актерских способностей, освоения характера и манеры исполнения
движений, чтобы в дальнейшем легко и свободно передать на сцене яркую палитру красок
того или иного танца. «Сценическая практика» наиболее любимая из дисциплин
хореографического цикла. И, через призму их желаний, ненавязчивое умелое варьирование
их психо-физических данных, творческого потенциала, педагог развивает музыкальность,
выносливость, координацию движений, хореографическую память. В процессе обучения
происходит воспитание художественного вкуса и исполнительской культуры
обучающихся, бережное отношение к сценическим костюмам. Работа над раскрытием
индивидуальности, эмоциональной отзывчивости в длительном, кропотливом процессе,
требует от педагога и от тех, с кем проводится занятия, большого труда, такта. Это
некоторые педагогические аспекты, базирующиеся на основе «толерантности» и
дифференциации в организации учебного процесса дисциплины «Сценическая практика».
•

•

•

открытые занятия – контрольный показ структуры и результативности занятия
составу комиссии и родителям;
профильные конкурсы различного уровня, начиная от районных, городских,
республиканских до региональных, всероссийских и международных фестивалей и
конкуров;
отчётный концерт (ежегодно). Выступления на отчетных концертах - это очень
эмоциональное событие, вызывающее бурный восторг, волнение и радость
выступающих. На отчетном концерте дети чувствуют дух сцены, свет софитов и
несмолкающие аплодисменты. Наконец увидеть и показать себя в красивых костюмах
и макияже. Цель концертов - привить чувство сцены, раскрепостить психологически,
усилить эффективность занятий.

II.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Расширенный УТП в приложении
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аспекты
Материально-техническое
обеспечение

Информационное обеспечение
Ссылки:

Характеристика
Танцевальный зал площадью 40 - 40 кв.м
пригодное
для
занятий
напольное
покрытие
(линолеумное), балетные станки и зеркала вдоль трех
стен, индивидуальные коврики для партерной
гимнастики, аптечка.
Костюмерная: помещение под костюмы площадью 30кв.м.
располагающая необходимым количеством костюмов,
головных уборов, обуви и реквизита для сценических
выступлений.
Помещение для переодевания (раздевалка) для
участников ансамбля.
- магнитофон 2 штуки,
- видеокамера 2 штуки,
- ноутбук,
- принтер
Видеоматериал для раздела «Танец сегодня»:
Профессиональное искусство народного танца:
• Государственный ансамбль танца «Березка».
• Государственный ансамбль народного танца
Чукотки «Мэнго».
• Государственный ансамбль народного танца, под
руководством Игоря Моисеева.
• Творчество М.С. Годенко. Государственный
ансамбль танца Сибири.
• Бурятский государственный театр песни и танца
«Байкал.
• Творчество Т.Е. Гергесовой.
Классический балет:
• Академический Большой театр.
• Балеты П.И. Чайковского.
• Творчество Г. Улановой.
• Творчество Л. Сахьяновой.
• Бурятское хореографическое училище.
Современная хореография:
• Балет Аллы Духовой.
Художественное творчество:
• Творческая мастерская ансамбля «Саран туяа»

Кадровое обеспечение

Мантатова Т.В., Жаргалова В.Ж.

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы
первого - пятого годов обучения, после освоения содержания программы ожидаются
следующие результаты на основе дифференциации по уровневому контролю теории и
практики (таблицы в приложении по годам обучения).
Дифференциация по уровневому контролю теории и практики проводится на
итоговых мероприятиях: рабочих, открытых занятиях, отчётном концерте.
В методической части содержит: тест, вопросы-ответы, план-конспект открытого занятия,
программу отчётного концерта
Формами аттестации являются:
•

•

•

открытые занятия – контрольный показ структуры и результативности занятия
составу комиссии и родителям;
профильные конкурсы различного уровня, начиная от районных, городских,
республиканских до региональных, всероссийских и международных фестивалей и
конкуров;
отчётный концерт (ежегодно). Выступления на отчетных концертах — это очень
эмоциональное событие, вызывающее бурный восторг, волнение и радость
выступающих. На отчетном концерте дети чувствуют дух сцены, свет софитов и
несмолкающие аплодисменты. Наконец увидеть и показать себя в красивых костюмах
и макияже. Цель концертов - привить чувство сцены, раскрепостить психологически,
усилить эффективность занятий.

2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показатели качества реализации ДООП
Предметная диагностика:
Уровень способностей детей

Методики
Разработана диагностика позволяющие
определить планируемые результаты и
достижения
обучающихся
в
хореографическом коллективе.

Личностная диагностика:
Уровень сформированности личности
Метапредметная диагностика:
уровень сформированности компетенций
Уровень удовлетворенности родителей
предоставляемыми
образовательными
услугами

Разработанная
форма
службы ГДДЮТ

Методической

Изучение удовлетворенности родителей
работой образовательного учреждения
(методика Е.Н.Степановой)

Сроки аттестации

Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой
наличии)

аттестации

(по УТП) входная- октябрь
Промежуточная- декабрь
Рубежная- май в конце 1,2 и т.д. года обучения
(при (по УТП) в конце ___года обучения (май)
От 1 до 8 лет обучения

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

20.
21.
22.
23.

Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. - Улан-Удэ, 2004г.

Бочкарева Н.И. Ритмика и хореография. Учебно-методический комплекс для
хореографических отделений, школ, гимназий, ДМШ - Кемерово, 2000г.
Буксикова О.Б. Традиционные игры бурят в конце XIX - начале XX в.в., Москва - УланУдэ, Издательско - полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2004г.
Ваганова А.Я. Основы классического танца. 7-е изд., Издательство «Лань», 2002г.
Годенко М.С. - мастер танца: Воспоминания / Сост. С. А. Войлок. - Красноярск, 1997. 160 с:
Гергесова Т.Е. Бурятские народные танцы. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство,
2002г.
Демина С.С., Сахина Л.А. Учебная программа курса Танец народов Восточной Сибири,
Издательско - полиграфический комплекс ВСГАКИ г.Улан- Удэ, 2001г.
Карпова Г.А. «Методы педагогической диагностики» - Учебное пособие, Екатеринбург
2001.
Кулиева И.М. Танец народов Восточной Сибири, г. Улан-Удэ, 2009г.
Лифиц И. Ритмика, - М., 1999г.
Никифорова А.В. Советы педагога классического танца - СПб., 2002г.
Нилов В. Северный танец. Традиции и современность - М.2005г.
Прибылов С. Методические рекомендации по классическому танцу для
самообразования.
Протасова Л.И. Классический танец Улан-Удэ. Издательско - полиграфический
комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ 2007г.
Пуртова Т. В. Танец на любительской сцене. Государственный Российский Дом
народного творчества. 2006г.
Сахина Л. А. Непрерывное дополнительное и художественное образование в области
хореографии. Издательско - полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2007г.
Сенгеева Т.Н. Методическое пособие Индивидуально – типологические особенности
личности, БИПКРО, 2004 г. – 36с.
Ткаченко Т. С. Народный танец - М.: 1967г.
Фирилева Ж.Е., Сайкина Е. Г. «Са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для
детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных
учреждений. - СПб.: «Детство-пресс», 2003г.
Холл.Д Уроки танцев. Лучшая методика обучения танцам – ACT Астрель М., 2009г
Черемнова Е. Ю. Танцетерапия: танцевально-оздоровительные методики для детей Ростов -на-Дону: Феникс, 2008г.
Чумичева Р. М. Взаимодействие искусств, в формировании личности школьника.
Ростов - на-Дону, 1995г
Шкробова С. Народно – сценический танец. Экзерсис у палки. – СПб., 2007.

Литература для детей.
1.
2.
3.
4.
5.

Бленфорд Н., Танец, 2009
Дешкова И. Балет – иллюстративная энциклопедия в рассказах и исторических
анекдотах для взрослых и детей.1995.
Пасютинская «Волшебный мир танца. Книга для учащихся». – М.: Просвещение, 1985.
Плисецкая М. Я, Майя Плисецкая. 1994.
Тимофеева Н. Мир балета.1993.


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».