Министерство образования и науки Республики Бурятия Комитет по образованию администрации г. Улан-Удэ МАОУ ДО «Городской дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ «Принято» на Педагогическом совете МАОУ ДО «ГДДЮТ» Протокол №1 «30» августа 2024 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА Образцового хореографического ансамбля «Веснушки» «Мужской класс» Направленность: художественная Возраст учащихся: 8-17 лет Срок реализации: 5 лет Уровень: стартовый, базовый, продвинутый Автор - составитель: Наумова Анастасия Сергеевна педагог дополнительного образования г. Улан-Удэ 2024 г. Оглавление I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………… 3-4 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты ………………………………………. 6-7 1.3. Содержание программы ……………………………………………………... 8-32 II. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график ………………………………………………. 32 2.2. Условия реализации программы ……………………………………………. 33 2.3. Формы аттестации ………………………………………………………......... 34 2.4. Оценочные материалы ……………………………………………………….. 35 Список литературы …………………………………………………………………... 36 I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные характеристики программы: Нормативно-правовое обоснование программы: Дополнительная общеразвивающая программа «Мужской класс» (далее - Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.); 2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ; 3. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; 4. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; 5. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; 6. Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»; 7. Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16); 8. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»; 9. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р; 10. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н; 11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; 12. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27 октября 2020 года). 13. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 г. N1ДГ 245/06); 14. Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06); 15. Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13 декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года) 16. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015 г. N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия; 17. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г. Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года. 18. Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года; 19. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»; 20. Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»; 21. Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ, регламентирующих образовательный процесс. Актуальность программы. Актуальность данной образовательной программы характеризуется тем, что в ансамбле занимаются много мальчиков. И для них разработана данная программа «Мужской класс» Хореографическое искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. А также содействие физическому развитию детей и совершенствование основных двигательных навыки: важно выработать у детей устойчивую привычку прямо и стройно держаться, правильно и свободно двигаться в танцах. Между тем именно мальчики нуждаются в повышенной двигательной активности, когда так велик соблазн телевизора, компьютерных игр и безграничных просторов интернета. Направляя и обучая ребенка, можно добиться предрасположенности к формированию интереса, например, к боевым искусствам, легкой атлетике, плаванию и т.д. Однако хореография совмещает в себе и спортивную подготовку, и творчество. Танец – это музыкально-пластическое искусство и, как всякий вид искусства, отражает окружающую жизнь в художественных образах. К тому же хореография несет в себе еще культурное и эстетическое воспитание, что не менее важно для будущих мужчин – танец формирует общую культуру тела. И вовсе не все «настоящие мужчины» играют в хоккей. Понятие «настоящего мужчины» заключается совсем в другом: характере, поступках, целях, поведении и многом другом. Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъема уровня духовной культуры обучаемых, деятельность образцового хореографического ансамбля «Веснушки» направлена на решение проблемы, соответствия целям и задачам дополнительного образования в его обновленном содержании, в современных технологиях, а также методиках преподавания. Вид программы: модифицированная Направленность программы: художественная Адресат программы: Программа предполагает проведение занятий с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста: • младшие школьники: 8-10 лет (1-2 год обучения); • средние школьники: 11-13 лет (3-4 год обучения); • старшие школьники: 14-17 лет (5 год обучения). Количественный состав групп 12-15 человек. Программа комплексная, ориентирована на детей и старших школьников от 8 до 17 лет. Обучение организуется на разных уровнях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также с учетом специфики учебного предмета на основе активности, самостоятельности, общения детей. Дети 8-10 лет значительно более развиты в физическом и духовном отношении. Их способность совершать точные движения значительно выше, чем у детей 6 - 8 лет; есть возможность развивать координацию путем освоения более сложных действий. Детям этого возраста легче удержать определенный ритм движения, увеличивается выносливость и т. д. На этом возрастном этапе идет переход к изучению классического и народного танца. К 9 -10 годам повышается роль вестибулярного аппарата, усиливается работа мышц, суставов и сухожилий, развивается равновесие, ориентировка в. пространстве. К этому времени дети получают достаточные навыки в различных движениях для того, чтобы свободно передвигаться, ощущая тело в ходе мышечной работы. Подростковый возраст (11-14 лет) время, когда формируется осознание себя в социуме, познание норм поведения и общения. В этом возрасте на первый план выходит общение со сверстником. Именно в общении формируются основные новообразования: возникновения самосознания, переосмысление ценностей, усвоение социальных норм. В этом возрастном периоде оценка сверстника становится важнее оценки учителей и родителей. Повышаются требования, как в школе, так и в семье. У подростка возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Старший подросток (15-17 лет) это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного взросления. Подросток еще с трудом «вписывается» в мир взрослых. Он не слушает советы родителей и посторонних людей, так как самооценка уже сформирована. Поступки становятся менее импульсивными и более логичными. У молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Подростку хочется, чтобы родители и учителя видели в нем личность, считались с его позицией. Он не приемлет контроля и опеки со стороны взрослого. Появляется стремление к самореализации своих способностей. Для подростка становится приоритетным мнение коллектива о себе, своих поступках. Он склонен к самоанализу, стремится к признанию окружающими своих заслуг. В этом возрасте обучающиеся слишком чувствительны и ранимы, эмоционально нестабильны. Срок и объем освоения программы: Даты начала и окончания учебного года: с 2 сентября 202 г. по 31 мая 202 г. 1 гр. 1 г.о. 4 Количество часов в неделю Количество часов в год\ 144 (36 раб. недель у ПДО) 2 гр. 2 г.о. 6 3 гр. 3 г.о. 6 4 гр. 4 г.о. 6 5 гр. 5 г.о. 6 216 216 216 216 Объем программы – 1080 часов. Срок реализации программы – 5 лет. Для реализации программы образовательный процесс организован в рамках трех этапов: 1 этап – накопление базовых знаний и навыков, применение накопленных знаний в рамках занятий и концертно-сценических мероприятий. Срок реализации – 2 года (1-2 годы обучения) 2 этап – совершенствование полученных знаний. Срок реализации – 2 года (3-4 годы обучения) 3 этап – совершенствование исполнительского стиля. Срок реализации – 1 год (5 год обучения) Срок реализации всех трёх этапов –5 лет. По окончании каждого из этапов ребенок может перейти на следующий уровень обучения, либо закончить обучение по данной программе. Формы обучения: очная. Особенности организации образовательной деятельности: • коллективная – воспитанники рассматриваются как целостный коллектив, имеющих своих лидеров (самостоятельная постановка хореографических композиций). • групповая – осуществляется с группой воспитанников, которые в свою очередь имеют общие цели и активно взаимодействуют между собой. • парная – общение с двумя воспитанниками, которые в свою очередь взаимодействуют (дуэтный танец). • индивидуальная - оказание помощи воспитаннику по усвоению сложного материала. Подготовка к сольному номеру. Режим занятий: Предмет стартовый уровень (1-2 г.о.) Классический 1 часа в неделю, танец 36 чаов в год. Народный танец 1 часа в неделю, 36 часов в год. Партерная 3 час в неделю, гимнастика 108 часов в год. Постановочная 1 час в неделю, работа 36 часов в год. базовый уровень (3-4 г.о.) 2 часа в неделю, 72 часа в год. 2 часа в неделю, 72 часа в год. 1 час в неделю, 36 часов в год. 1 час в неделю, 36 часов в год. продвинутый уровень (5 г.о.) 2 часа в неделю, 72 часа в год. 2 часа в неделю, 72 часа в год 1 час в неделю, 36 часов в год. 1 час в неделю, 36 часов в год. 1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Целью программы является формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Образовательные задачи: Обучающие (предметные): -формирование важных музыкально-двигательных навыков и умений, танцевальноритмической координации и выразительности; - обеспечить практическое применение теоретических знаний в области различных танцевальных техник; Воспитательные (личностные): - воспитать личностные качества: инициативность, целеустремленность, ответственность по отношению к своему и чужому труду; - формировать художественный вкус, эмоционально-ценностное отношение к искусству; - сформировать готовность к социальному и профессиональному самоопределению; · - обеспечить социализацию детей в коллективе и способствовать возникновению уважительных отношений между обучающимися; - способствовать формированию творческой личности. Развивающие (метапредметные): - совершенствовать специальные физические навыки; - развивать мотивацию в поиске новых познавательных ориентиров (организация творческой деятельности, самостоятельное добывание знаний). - валеологические: - сформировать устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни и личную ответственность за собственное здоровье; - укрепить здоровье при помощи искусства движений, активизировать важные физиологические системы организма – сердечно - сосудистую и дыхательную. Ожидаемые результаты определяются в зависимости от возрастной группы и этапа освоения программы. В соответствии с каждым этапом программы обучаемый должен освоить: • терминологию, используемую на уроке; • структуру и основные части урока; • последовательность изучаемых элементов урока; • методику изучения танцевальных движений и упражнений; • способы соотношения данных элементов с музыкальным сопровождением. • движения в технике танцевального направления; • принципы составления учебных комбинаций; • организацию труда, рабочего места на уроке и сцене. Способы и формы проверки результатов: Проверка результатов обучения (знаний, умений и навыков) осуществляется на протяжении всех лет обучения и во всех видах деятельности. Личная аттестация обучаемых. Наряду с коллективными результатами деятельности тщательно отслеживается динамика индивидуального хореографического развития обучающихся, их личные успехи. Способы оценки результатов имеют как общие для всех этапов обучения критерии, так и определяемые принадлежностью к определенной возрастной группе. Общие параметры оценивания включают: специальные данные, музыкально-ритмические способности, сценическая культура. При переходе с одного этапа на другой, дети проходят контрольную аттестацию по разделам. Такие условия перевода на следующий этап обучения обеспечивают стабильный и ровный состав каждой группы, гарантирует необходимый уровень хореографической подготовленности детей. Оценка результативности освоения программы (деятельности) обучающихся основана на методе сравнительного анализа, при котором результаты обучения одних обучающихся сравниваются с достижениями других, с прежними результатами того же воспитанника, с поставленными учебными целями и критериями. Наряду с основными методами оценки результативности обучения применяется система контроля успеваемости и аттестации обучающихся, предполагающая текущий контроль, а также промежуточную и итоговую аттестации. Текущий контроль регулярно (в рамках расписания) осуществляется педагогом. Промежуточная аттестация определяет, насколько успешно происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной программы на каждом этапе обучения. Для учащихся 1 этапа обучения основным методом промежуточной аттестации является метод педагогического наблюдения и открытые занятия для родителей. Основным методом промежуточной аттестации на 2 и 3 этапе обучения по программе являются: • метод педагогического наблюдения; • участие в конкурсах, фестивалях; • концертные выступления обучающихся. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п/п 1 2 3 2 год обучения 3 год обучения СОДЕРЖАНИЕ 1 год обучения Теоретические занятия Практические занятия Форма контроля ВСЕГО ЧАСОВ 34 29 44 182 187 172 Педагогические наблюдения, зачет 144ч. 216ч. 216ч. 4 год обучения 5 год обучения 42 174 33 183 216 ч. 216 ч. 1.3.2. Учебно-тематический план 1 год обучения № Наименование разделов и тем 1. Раздел 1. Комплексы упражнений партерной гимнастики. Тема 1. Упражнения для эластичности мышц стопы, растяжения ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок. Тема 2. Упражнения для развития выворотности ног, подвижности и гибкости коленного сустава. Тема 3. Упражнения для развития подвижности тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра. Тема 4. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса. Тема 5. Подготовительные упражнения для освоения demi- plies, grand-plies. Тема 6. Подготовительные упражнения для освоения battements tendus, battements tendus jetes. Тема 7. Подготовительные упражнения для освоения demi-rond en dehors, en dedans. Раздел 2. Основы классического танца. Тема 1. Понятие классический танец. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4 1.5 1.6 1.7 2. 2.1 2.2 Тема 2. Постановка корпуса. Всего Теоретические Практические часов занятия занятия 108 Форма контроля 1 14 практич показ 1 14 индивид опрос 1 14 1 14 1 14 1 14 2 14 36 1 0.5 0.5 2.3 Тема 3. Изучение позиций ног и рук. 0.5 0.5 2.4 Тема 4. Relevés 1 1 2.5 Тема 5. Demi- plies. 1 1 2.6 Тема 6. Battements tendus 1 1 2.7 Тема 7 Battements tendus jetes. 1 2 Тема 8. demi-rond de jambe par terre en dehors, en dedans. Тема 9. Battement passé par terre 1 2 1 2 Тема 10. Подготовительное port de bras 2.11 Тема 11.Положения ноги sur les cou-de-piéd – «условное» и «обхватное» 2.12 Тема 12.Battements relevés lents на 45о 2.13 Тема 13. Постановка корпуса, позиции ног, позиции и положения рук на середине зала. 2.14 Тема 14. Трамплинные прыжки в I и II свободной (полувыворотной) позиции ног. 2.15 Тема 15.Temps levés sautés. 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 0.5 1 0.5 1 0.5 1 0.5 1 0.5 2 0.5 2 2.8 2.9 2.10 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 Раздел 3. «Народный танец» Тема 1.Поклоны. Основные позициии и положения рук. Тема 2 . Основные позиции и положения ног. Тема 3 . Элементарные ходы и проходки Тема 4. Упражнение «Колесо» Тема 5. Упражнение Кувырок» Тема 6. Упражнение «Каскад» 36 3.7 Тема 7. «Гармошка». 0.5 2 3.8 Тема 8. «Ёлочка». 0.5 2 3.9 Тема 9. «Ковырялочка». 0.5 2 3.10 Тема 10. Полуприсядка по I открытой и I прямой позиции.(«мячик») 0.5 2 3.11 3.12 Тема 11. Полуприсядка с выносом ноги в сторону и вперёд на ребро каблука Тема 12. Полуприсядка«Разножка» 0.5 2 0.5 2 3.13 Тема 13. «Гусиный шаг» 0.5 2 3.14 Тема 14 . Хлопки 0.5 2 0.5 2 0.5 2 3.15 3.16 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 Тема 15.Прыжковые упражнения с поджатыми ногами. Тема 16.Подготовительные движения к дробям: притопы, «печатка». Раздел 4. «Постановочная работа» Тема 1. Беседа о хореографическом произведении, выбранном к постановке Тема 2.Знакомство с музыкальным материалом постановки. Тема 3. Разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах в постановках Тема 4. Разводка рисунков, построений и перестроений в постановках Тема 5. Отработка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах в постановках Тема 6 .Отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений в постановках 36 0.5 0.5 0.5 9 0.5 8 0.5 8 0.5 8 2 год обучения № Наименование разделов и тем 1. Раздел 1. Комплексы упражнений партерной гимнастики Тема 1. Упражнение для развития танцевального шага. Тема 2. Упражнения на развитие гибкости позвоночника. Тема 3. Упражнения для укрепления мышц плеча и предплечья. Тема 4. Подготовительные упражнения для освоения battements releves lents, grand battements jetes. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4 Всего Теоретические Практические часов занятия занятия 108 1 17 1 17 1 1 17 17 Форма контроля практич показ индивид опрос 1.5 Тема 5. Подготовительные упражнения к battements developpes- положение sur le cou-de-pie, passe. 1.6 Тема 6. Подготовительные упражнения для освоения port de bras. 2. Раздел 2. Основы классического танца. 1 17 1 17 2.1 Тема 1.Grands pliés 1 2 2.2 Тема 2. Battements tendus pour les pieds 1 2 2.3 Тема 3. Battements tendus jetés piqués 1 2 2.4 Тема 4. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans 2.5 Тема 5. Battements frappés 1 2 1 3 2.6 Тема 6.Battements relevés lents на 90° 1 3 2.7 Тема 7. Grand battement jete 1 3 2.8 Тема 8.Battements retirés «до колена» 1 2 2.9 Тема 9.1-е port de bras 1 2 2.10 Тема 10. Temps relevé par terre 1 2 2.11 Тема 11. Allegro: Changement de pied 1 2 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 Раздел 3. «Мужской класс» Тема 1. Поклоны. Основные позиции и положения рук. Тема 2. Основные позиции и положения ног. Тема 3. Элементарные ходы и проходки Тема 4. Полуприседание (demi- plies) плавное и отрывистое. Тема 5. Отведение и приведение ноги (battements tendus) с переходом работающей ноги с носка на каблук и полуприседанием в момент перехода на каблук. Тема 6. Присядка-«подсечка». Тема7. «Удары ладонями» (одинарные, двойные). Тема 8. Прыжковые упражнения с раскрыванием коленей в стороны («ястреб»). 36 36 1 0.5 1 0.5 1 0.5 1 0.5 1 0.5 1 0.5 2 0.5 2 3.9 Тема 9. «Ковырялка». 0.5 2 Тема 10. Полная присядка по I открытой и I прямой позиции(«мячик»). 3.11 Тема 11. Полуприсядка с выносом ноги в сторону и вперёд на ребро каблука 3.12 Тема 12. Полуприсядка «Разножка» 0.5 2 0.5 2 0.5 2 3.13 Тема 13. «Гусиный шаг» 0.5 2 Тема 14. Хлопки 0.5 2 0.5 2 0.5 2 0.5 2 1 1 4 6 1 0.5 0.5 6 8 8 3.10 3.14 3.15 Тема 15. Прыжковые упражнения с поджатыми ногами. 3.16 Тема 16. Подготовительные движения к дробям: притопы, «печатка». 3.17 Тема 17. Подготовительные движения к дробям: удары полупальцами, «переборы». Раздел 4. «Постановочная работа» 4.1 Тема 1. Создание сценического образа 4.2 Тема 2. Выразительность и эмоциональность исполнения 4.3 Тема 3. Работа над музыкальностью 4.4 Тема 4. Отработка элементов 4.5 Тема 5. Синхронность в исполнении 36 3 год обучения № Наименование разделов и тем 1. Раздел 1. Комплексы упражнений партерной гимнастики. Тема 1. Упражнения для эластичности мышц стопы, растяжения ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок. Тема 2. Упражнения для развития выворотности ног, подвижности и гибкости коленного сустава. Тема 3. Упражнения для развития подвижности тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра. Тема 4. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса. Тема 5. Упражнение для развития танцевального шага. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4 1.5 Всего Теоретические Практические часов занятия занятия З6 Форма контроля 1 4 практич показ 1 5 индивид опрос 1 4 1 4 1 4 1.6 Тема 6. Упражнения на развитие гибкости позвоночника. 1.7 Тема 7. Упражнения для укрепления мышц плеча и предплечья. 2. Раздел 2. Основы классического танца. 2.1. Тема 1. Понятие épaulement у станка. (положение головы,позиции рук,ног). 2.2. Тема 2. Petits battements sur le cou-depieds 2.3. Тема 3. Battements doubles frappés 1 4 1 4 1 4 1 4 1 4 2.4 Тема 4. Battements fondus 1 4 2.5 Тема 5. Doubles battements fondus 1 4 2.6 Тема 6. Battemenst developpés 2.7 Тема 7. 3-е port de bras 1 1 4 4 2.8 Тема 8. Port de bras: 2-е, 3-е на середине зала 2.9 Тема 9. Temps relevé par terre 1 4 1 4 2.10 Тема 10. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans 2.11 Тема 11. Allegro: Pas échappé во II позицию 2.12 Тема 12. Allegro: Changement de pied 1 4 1 4 1 4 2.13 Тема 13. Allegro: Pas assemble 1 4 2.14 Тема 14. Экзерсис на середине зала Раздел 3. «Мужской класс» 3.1 Тема 1. Поклоны. Основные позициии и 1 5 1 3 1 3 1 3 1 3 1 3 1 3 72 72 положения рук и ног в характере изучаемого национального материала. 3.2 Тема 2. Основные ходы и движения в характере изучаемого национального материала. 3.3 Тема 3. Маленькие броски (battements tendus jetes ) «сквозные» 3.4 Тема 4. Подготовительное упражнение к «каблучному»: battement tendu c выносом ноги на каблук. 3.5 Тема 5. Отведение и приведение ноги (battements tendus) с переходом работающей ноги с носка на каблук и полуприседанием в момент перехода на каблук. 3.6 Тема 6. Присядка-«подсечка». Тема7.«Удары ладонями»(одинарные, двойные). 3.8 Тема 8. Полная присядка: «одноимённая разножка» 1 3 1 3 3.9 Тема 9. Полная присядка: «разноимённая разножка» 3.10 Тема 10. Присядка- «закладка» 1 3 1 3 3.11 Тема 11. «Хлопушки». 1 3 3.12 Тема 12. Прыжковые упражнения с поворотом коленей 3.13 Тема13.Подготовительные упражнения к вращениям с поджатыми ногами. 3.14 Тема 14. Полная присядка: «одноимённая разножка» 3.15 Тема 15. Прыжковые упражнения с поджатыми ногами. 3.16 Тема16. Подготовительные движения к дробям: притопы, «печатка». 3.17 Тема17. Подготовительные движения к дробям: удары полу пальцами, «переборы». 3.18 Тема 18. Присядка- «мяч» в повороте. 1 3 1 3 1 3 1 3 1 3 1 3 1 3 1 6 1 6 1 6 1 6 1 7 3.7 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 Раздел 4. «Постановочная работа» Тема 1. Беседа о хореографическом произведении, выбранном к постановке Тема 2. Знакомство с музыкальным материалом постановки. Тема 3. Разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах в постановках Тема 4. Разводка рисунков, построений и перестроений в постановках Тема 5. Отработка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах в постановках № Наименование разделов и тем 1. Раздел 1. Комплексы упражнений партерной гимнастики. Тема 1. Упражнения для эластичности мышц стопы, 1.1. 36 4 год обучения Всего Теоретические Практические часов занятия занятия З6 1 4 Форма контроля практич показ 1.2. 1.3. 1.4 растяжения ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок. Тема 2. Упражнения для развития выворотности ног, подвижности и гибкости коленного сустава. Тема 3. Упражнения для развития подвижности тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра. Тема 4. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса. Тема 5. Упражнение для развития танцевального шага. Тема 6. Упражнения на развитие гибкости позвоночника. Тема 7. Упражнения для укрепления мышц плеча и предплечья. Раздел 2. Основы классического танца Тема 1. Понятие поз croisée, éffacée, écartée вперед и назад у станка. Тема 2. Battement soutenu. 1 5 1 4 1 4 1 4 1 4 1 4 1 4 1 4 2.3 Тема 3. Rond de jambe en l'air. 1 4 2.4 Тема 4. Battements developpés passes. 1 4 2.5 Тема 5. Demi rond de jambe на 90° 1 4 2.6 Тема 6. Pas tombé coupé 1 4 2.7 Тема 7. Pas de bourrée simple. 1 5 2.8 Тема 8. Préparation к pirouettes sur le cou-de-pied en dehors et en dedans. 2.9 Тема 9. Позы croisée, éffacée, écartée на середине зала. 2.10 Тема 10. Port de bras: 2-е, 3-е на середине зала 2.11 Тема 11. Allegro: Pas assemblé. 1 5 1 5 1 5 1 5 2.12 Тема 12. Экзерсис на середине зала 1 5 2.13 Тема 13. Allegro: Pas glissade 1 5 1 3 1.5 1.6 1.7 2. 2.1. 2.2. Раздел 3. «Мужской класс» 3.1 Тема 1. Поклоны. Основные позиции и положения рук и ног в характере изучаемого национального материала. 72 72 индивид опрос 3.2 Тема 2. Основные ходы и движения в характере изучаемого национального материала. 3.3 Тема 3. Маленькие броски (battements tendus jetes ) «сквозные» 3.4 Тема 4. Присядка: «ползунок». 1 3 1 3 1 3 3.5 Тема 5. Присядка: «метёлочка». 1 3 Тема 6. Присядка-«подсечка». 1 3 1 3 3.8 Тема 8. «Штопор» 1 3 3.9 Тема 9. «Качалка». 1 3 хромого» 1 3 3.11 Тема 11. Присядка с броском обеих ног вперёд «собачка» 3.12 Тема 12. Прыжки с ударом внутренней части стоп (прыжковые «голубцы»). 3.13 Тема 13. Повороты в воздухе с прямыми ногами. 1 3 1 3 1 3 3.14 Тема 14. Вращение на полу «мельница», нижний пистолет 3.15 Тема 15. Вращение на полу «кубарик» 1 3 1 3 3.16 Тема 16. Прыжковые упражнения с наклоном корпуса вперёд: разножка в воздухе, 3.17 Тема17. Трюковое движение «Склепка» 1 3 1 3 3.18 Тема18. Трюковое движение «Щучка», «Пистолет» Раздел 4. «Постановочная работа» 4.1 Тема 1. Беседа о хореографическом произведении, выбранном к постановке 4.2 Тема 2. Знакомство с музыкальным материалом постановки. 4.3 Тема 3. Разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах 4.4 Тема4.Отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений 1 3 3.6 3.7 Тема 7. "Классические вперёд и назад. 3.10 Тема10. «Дробь (трёхдольная) ножницы" 36 1 1 1 16 1 16 № Наименование разделов и тем 1. Раздел 1. Комплексы упражнений партерной гимнастики. Тема 1. Упражнения для эластичности мышц стопы, растяжения ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок. Тема 2. Упражнения для развития выворотности ног, подвижности и гибкости коленного сустава. Тема 3. Упражнения для развития подвижности тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра. Тема 4. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса. Тема 5. Упражнение для развития танцевального шага. Тема 6. Упражнения на развитие гибкости позвоночника. Тема 7. Упражнения для укрепления мышц плеча и предплечья. Раздел 2. Основы классического танца 1.1. 1.2. 1.3. 1.4 5 год обучения Всего Теоретические Практические часов занятия занятия З6 1 4 практич показ 1 5 индивид опрос 1 4 1 4 1 4 1 4 1 4 0.5 4 0.5 4 Тема 3. Pirouettés sur le cou-de-pied en dehors et en dedans. 2.4 Тема 4. Grand rond de jambe en l air en dehors et en dedans. 2.5 Тема 5.1, 2, 3, 4 arabesques носком в пол на середине зала 2.6 Тема 6. Temps lié par terre. 0.5 4 0.5 6 0.5 6 0.5 6 2.7 Тема 7. Pas de basque вперед. 0.5 6 2.8 Тема 8. Allegro: pas jeté. 0.5 6 2.9 Тема 9. Allegro:.sissonne simple. 0.5 6 2.10 Тема 10. Allegro:pas de chat. 0.5 6 2.11 Тема 11. Allegro: sissonne fermée. 0.5 6 2.12 Тема 12. Allegro: entrechat 0.5 6 1.5 1.6 1.7 2. 2.1. Тема 1.Battements balanзoir. 2.2. Тема 2. Flic-flac tendus 2.3 jetés Форма контроля 72 3.1 Раздел 3. «Мужской класс» Тема 1. Поклоны. Основные позициии и положения рук и ног в характере изучаемого национального материала. Тема 2. Основные ходы и движения в характере изучаемого национального материала. Тема 3. Полные приседания с поворотом коленей. Тема 4. «Каблучное» (высокое на 90). 72 1 4 1 4 1 4 1 4 3.5 Тема 5. Круг ногой по полу (rond de jambe par terre): «восьмѐрка». 3.6 Тема 6. Высокие развороты ноги (battement fondu). 3.7 Тема 7. Упражнения с ненапряжённой стопой (flic –flac). 3.8 Тема 8. Большие «сквозные» броски (grand battement jete c passé par terre). 3.9 Тема 9. "Классические ножницы" вперёд и назад. 3.10 Тема 10. «Штопор» 1 4 1 4 1 4 1 4 1 4 1 4 3.11 Тема 11. «Качалка». 1 4 3.12 Тема 12. «Дробь хромого» (трёхдольная) 3.13 Тема 13. Прыжки с ударом внутренней части стоп (прыжковые «голубцы»). 3.14 Тема 14. Повороты в воздухе с поджатыми ногами. Раздел 4. «Постановочная работа» 4.1 Тема 1. Беседа о хореографическом произведении, выбранном к постановке 4.2 Тема 2. Знакомство с музыкальным материалом постановки. 4.3 Тема 3. Разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах в постановках 4.4 Тема 4. Разводка рисунков, построений и перестроений в постановках 4.5 Тема 5. Отработка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах в постановках 4.6 Тема 6. Отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений в постановках 1 4 1 5 1 5 1 5 1 5 1 5 1 5 1 5 1 5 3.2 3.3 3.4 36 1.3.1. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА ПАРТЕРНАЯ ГИМНАСТИКА № Раздел, тема теория стартовый базовый практика продвинутый стартовый контроль старто базов вый ый базовый продвинутый продви нутый + вращательные движения стопами внутрь и наружу; захват мелких предметов пальцами ног и сводами ступней; катание мяча; приподнимание в воздух вытянутых ног попеременно на 45°. + «складка» показ наклон ровного корпуса на вытянутые ноги с захватом руками стоп ног. упражнение «циркуль». приподнимание в воздух вытянутых ног попеременно на 60°. наблю дение самоконт роль +в положении сидя:- упражнение «велосипед» поочередное сгибание и вытягивание ног над полом. В положении сидя по-турецки: подъем корпуса в вертикальное положение без участия рук. +выпрямление показ колен до соприкосновения их внутренней части с полом по VI позиции ног. В положении стоя на коленях: на пол между стопами ног. наблю дение самоконт роль +в положении +упражнение показ сидя: наклоны «лягушка» -касание вперед, с касанием пола согнутыми в наблю дение самоконт роль Раздел 1. Комплексы упражнений партерной гимнастики. Понятие работы со стопой. + понятие + понятие выполнение комбинированн сложных ых упражнений упражнений со стопой. Понятие выворотной стопы, коленного сустава. + понятие выполнения сложных упражнений на развитие выворотности (нижней, средней) Понятие о + понятие тазобедренных выполнения суставах и сложных + понятие комбинированн ых упражнений на нижнюю выворотность и подвижность коленного сустава. + понятие комбинированн ых упражнений вытягивание и сокращение подъема стопы по VI позиции ног; развороты стоп с вытянутым и сокращенным подъемом в I позиции ног; приподнимание в воздух вытянутых ног попеременно на 25°. В положении лежа на спине: напряжение и расслабление ягодичных мышц; поворот бедер, голени и стоп внутренней стороной наружукруговые движения голенью ног вправо, влево. В положении лежа на спине: эластичности мышц бедра. упражнений на развитие подвижности тазобедренны х суставов и эластичности мышц бедра. на развитие подвижности тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра. поочередное выпрямление согнутых ног с помощью рук;легкое раскрывание ног в стороны, расслабляя колени, и закрывание через сопротивление в стопе и голени (при «х» образных ногах). В положении лежа на спине: - поочередный и одновременный подъем выворотных ног с сокращением и вытягиванием стоп в воздухе; - подъем корпуса в положение сидя с вытянутыми вперед руками, с закрепленными на полу ногами (при седлообразной спине); Понятие мышцах брюшного пресса о + понятие выполнения сложных упражнений для укрепления мышц брюшного пресса + понятие комбинированн ых упражнений для укрепления мышц брюшного пресса Понятие верхней о +понятие о I и позиции ног в +понятие о Правильное выполнении выполнение demiplies, упражнений вытянутых и разведенных в стороны ног, касаясь локтями пола; поочередное касание пола коленом вовнутрь согнутых и поставленных врозь ног. коленях и разведенными врозь ногами; упражнение «лягушка» с наклоном корпуса вперед подъем на колени с вытянутыми руками вперед из положения, сидя на пятках, с руками на поясе. отведение прямой ноги назад на носок, с подачей корпуса вперед, с руками на поясе, стоя на колене другой ноги. +в положении сидя: упражнение «ножницы» поочередное выбрасывание прямых ног вверх с большой и малой амплитудой, раскрытие и перекрещивание ног над полом; +одновременный подъем корпуса и вытянутых ног до образования угла согнутых в коленях ног и корпуса с разворотом их в разные стороны; забрасывание прямых ног за голову и возвращение в исходное положение; - приподнимание головы с целью увидеть свои стопы (при сутулой спине). +правильное +правильное выполнение I выполнение demiна позиции ног в plies, grand-plies в нижней выворотности. положении лёжа на спине Понятие о выполнении battements tendus в положении лёжа на спине по I позиции ног в сторону. +понятие о выполнении battements tendus в положении лёжа на спине по I позиции ног вперед на 15°-25° +понятие о выполнении battements tendus jetes вположении лёжа на спине по I позиции ног вперед на 25°, 45° Понятие о выполнении battements tendus jetes вположении лёжа на спине по I позиции ног в сторону. Понятие о растяжке в положении лежа на спине: - подъем согнутой в коленном суставе ноги с отводом в сторону вверх с помощью руки +растяжка поднятой вперед вверх ноги на 180° (с посторонней помощью). Понятие о +в развитии положении гибкости сидя позвоночникав положении лежа на спине grand-plies в положении лёжа на спине +понятие о выполнении battements tendus в положении лёжа на спине по I позиции ног назад на 15°-25° +понятие о выполнении battements tendus jetes в положении лёжа на спине по I позиции ног назад на 25°, 45° развитие верхней и нижней выворотности Выполнение battements tendus в положении лёжа на спине по I позиции ног в сторону. положении на спине лёжа положении лёжа на спине +выполнение battements tendus в положении лёжа на спине по I позиции ног вперед на 15°-25° +выполнение battements tendus в положении лёжа на спине по I позиции ног назад на 15°-25° Выполнение battements tendus jetes в положении лёжа на спине по I позиции ног в сторону. + выполнение battements tendus jetes в положении лёжа на спине по I позиции ног вперед на 25°, 45° +выполнение battements tendus jetes в положении лёжа на спине по I позиции ног назад на 25°, 45° +в положении сидя: наклоны корпуса вперед с касанием пола к раскрытым до предела в стороны ногам; «шпагаты» продольный, поперечный +в положении лежа на животе Выполнение в положении лежа на спине: подъем согнутой в коленном суставе ноги с отводом в сторону вверх с помощью руки +растяжка поднятой вперед вверх ноги на 180° (с посторонней помощью). +в положении сидя: наклоны корпуса вперед с касанием пола к раскрытым до предела в стороны ногам; «шпагаты» продольный, поперечный Выполнение «маленький мост» приподнимание верхней части позвоночника с удерживанием тела на +наклоны корпуса вправо, влево с одновременным касанием пола локтем руки за коленом отведенных в сторону ног. + «кольцо» - прогиб корпуса назад с касанием головой стоп согнутых в коленях ног; «мостик» - стойка на руках и ногах с одновременным Понятие об +в положении упражнениях сидя для укрепления мышц плеча и предплечья в положении лежа на животе Понятие о выполнении battements releves lents, grand battements jetes лежа на спине вперёд Понятие о положении sur le cou-de-pie спереди(условн ое) Понятие о I, II, III позиции рук + лежа на спине в сторону крестцовой части позвоночника и затылочной части головы «маленький мост» +в положении Выполнение упора на подъема плеч коленях вверх и назад, ладони рук в захвате локтей за головой без отрыва грудной клетки от пола. прогибом спины и головы назад. + подъем таза вперед вверх с опорой на руки сзади корпуса и на ноги + касание подбородком пола с одновременным сгибанием рук в локтях; прогиб спины назад с касанием вытянутыми руками стоп +лежа на Выполнение + лежа на спине в +лежа на животе животе назад battements releves сторону назад lents, grand battements jetes лежа на спине вперёд + sur le coude-pie сзади (условное) + battements Выполнение, + лежа на животе + battements passépassé- retirés лежа на спине sur sur le cou-de-pie retirés le cou-de-pie сзади спереди + port de bras №1в положении на спине по I позиции ног + port de bras № 1 в положении сидя по I позиции ног Выполнение I, II, III позиции рук , лежа на спине и сидя + port de bras № 1 в положении на спине по I позиции ног КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ Раздел 2. Основы классического танца. Понятие классический танец. Терминология Русская школа классическог о танца. Классический танец как выразительная + port de bras № 1 в положении сидя по I позиции ног классического танца; Хореографич еское искусство Бурятии. Понятие + понятие постановки постановки корпуса по корпуса по I, VI(невыворотн II позиции ой)позиции ног. ног. Понятие о I +понятие о II позиции ног, позиции ног и подготовитель II позиции ном положении рук. и I позиции рук Понятие +понятие «relevés»(подьё «relevés» по I, м на II позиции полупальцы) ног. Понятие «demi- + по II plies» по I позиции позиции Понятие + по I «battements позиции tendus» по I вперёд и позиции в назад. сторону Понятие + по I «battements позиции tendus jetes» по вперёд и I позиции в назад. сторону Понятие «demi- +понятие rond de jambe «demi-rond de par terre». jambe par terre»( en dehors) Понятие +«battement «battement passé par passé par terre» terre» спереди-назад система хореографии; + понятие постановки корпуса по V позиции ног. Выполнение постановки корпуса по VI(невыворотно й)позиции ног. + выполнение + выполнение постановки постановки корпуса корпуса по I, II по V позиции ног. позиции ног. +понятие о V позиции ног и III позиции рук Выполнение I позиции ног, подготовительно го положения и I позиции рук Выполнение «relevés» по VI(невыворотно й) позиции ног. Выполнение «demi- plies» по I позиции Выполнение «battements tendus» по I позиции в сторону Выполнение «battements tendus jetes» по I позиции в сторону Выполнение «demi-rond de jambe par terre». +выполнение II +выполнение V позиции ног и II позиции ног и III позиции рук . позиции рук +понятие «relevés» по V позиции ног. + по V позиции +поVпозиции(к рестом) + по V позиции (крестом) +понятие «demi-rond de jambe par terre»(en dedans.) +«battement Выполнение passé par terre» подготовительно сзади-вперёд го«battements tendus» вперёд и назад +по I,II позиции +по V позиции ног. ног. +выполнение «demi- plies» по II позиции +по I позиции вперёд и назад. +выполнение «demi- plies» по V позиции + по V позиции (крестом) + по I позиции + по V позиции вперёд и назад. (крестом) +«demi-rond de +«demi-rond de jambe par terre»(en jambe par terre»(en dehors) dedans.) +«battement passé +«battement par terre» спереди- par terre» назад вперёд passé сзади- Понятие перехода подготовитель ная, I, II позиции рук . Понятие положения ноги sur les coude-piéd «условное» (спереди) Понятие «battements relevés lents» на 45° в сторону. Понятие о I позиции ног, подготовитель ном положении и I позиции рук «en face»на середине зала. Понятие трамплинные прыжки в VI(невыворотн ой) позиции ног Понятие «temps levés sautés» по I позиции ног +сопровожде ние головой. +II позиции ног + по V позиции Выполнение + II позиции ног ног. «temps levés sautés» по I позиции ног + по V позиции ног. Понятие «grands plies» по I позиции Понятие battements tendus pour les pieds во II позицию + по II позиции +поVпозиции +поVпозиции + sur les coude-piéd – «условное»(сз ади) +«battements relevés lents» на 45°вперёд +II позиции ног и II позиции рук + вI свободной (полувыворот ной) позиции ног + в IV позицию +подготовител Выполнение ьное port de bras перехода подготовительна я, I, II позиции рук . на 4 такта + sur les cou-de- Выполнение sur piéd les cou-de-piéd «обхватное» «условное» (спереди) +сопровождение головой +подготовительное port de bras на 2 такта +«battements Выполнение relevés lents» «battements на45° назад relevés lents» на 45° в сторону. +V позиции Выполнение I ног и III позиции ног, позиции рук подготовительно м положении и I позиции рук «enface» на середине зала. + во II Выполнение свободной трамплинных (полувыворотн прыжков в ой) позиции VI(невыворотно ног й) позиции ног +«battements +«battements relevés relevés lents» на lents» на 45° назад 45° вперёд + sur les cou-de- + sur les cou-de-piéd piéd «условное» «обхватное» (сзади) +II позиции ног и + V позиции ног и II позиции рук III позиции рук + в I свободной + во II свободной (полувыворотной) (полувыворотной) позиции ног позиции ног Выполнение«gra + по II позиции nds plies» по I позиции + с отрывом Выполнение + в IV позицию носка от пола battements tendus pour les pieds во II позицию с одним и более нажимом ногой + с отрывом носка от пола Понятие battements tendus jetés piqués в сторону Понятие rond de jambe par terre en dehors et en dedans Понятие вattements frappés сторону + вперёд, назад + temps relevé par terre (préparation для rond de jambe par) + вперёд, назад в Понятие + вперёд battements relevés lents в сторону на 90° Понятие grand + вперёд battement jete в сторону на 90° Понятие + на 4 такта, battements на 2 такта. retirés «до колена» Понятие I port + подхват в de bras подготовител ьном положении,сл итное исполнение Понятие temps + работа рук relevé par terre и головы en dehors и en dedans. Понятие + у станка на прыжка с двух 2 такта(4/4) ног на + battements Выполнение tendus jetés battements tendus pointé jetés piqués в сторону по I позиции на 25° + rond de jambe Выполнение rond par terre на plie. de jambe par terre en dehors и en dedans + вперёд, назад по + battements tendus I позиции на 25° jetés pointé по I позиции на 45° + на 45° Выполнение вattements frappés в сторону, носком в пол + назад Выполнение battements relevés lents в сторону на 90° + назад Выполнение grand battement jete в сторону на 90° + на Выполнение полупальцах battements retirés опорной ноги на 4 такта + вперёд, назад + в сторону, вперёд, носком в пол назад на 45° Выполнение I port de bras с фиксацией в I, ,III и II позиции рук + сопровождение головой + temps relevé par + rond de jambe par terre (préparation terre на plie. для rond de jambe par) + вперёд + назад + вперёд + назадП + на 2 такта + на полупальцах опорной ноги + подхват в подготовительном положении и слитное исполнение I port de bras +объединение Выполнение + работа рук и работы рук и работа ног в головы ног temps relevé par terre en dehors и en dedans + на середине + у станка на 2 +отрабатываем такта(4/4) каждый прыжок в отдельности, + сопровождение головой +объединение работы рук и ног +один préparation в начале серии отдельных прыжков две(changement de pied) Понятие épaulement у станка начиная préparation. +положение головы Понятие petits + положение battements sur le sur le cou-decou-de-pieds pieds спереди и сзади Понятие battements doubles frappés + на 25° Понятие battements fondus + demi- plies на опорной ноге Понятие battement fondu с relevè на одной ноге Понятие battemenst developpés в сторону + battement fondu на полупальцах + вперёд и назад на 90° Понятие 3-е + работа port de bras корпуса + позиции рук,ног Выполнение положения épaulement у станка(одной рукой за палку) с и завершение после их выполнения. +положение и работа головы во время выполнения preparation,подгот овительного и I port de bras + разгибание Выполнение + разгибание рабочей ноги в положения sur le рабочей ноги в сторону на ¼ cou-de-pieds сторону на ¼ полного спереди и сзади полного открытия открытия + на 45° Выполнение + на 25° battements doubles frappés носком в пол ( в сторону, вперёд, назад) + battements Выполнение + demi- plies на fondus на 45° battements fondus опорной ноге (движение рабочей ноги из положения условного sur le cou-de-pied (крестом) носком в пол + doubles Выполнениеbatte + battement fondu battements ment fondu с на полупальцах fondus relevè на одной ноге + с demi- plies Выполнение + вперёд и назад выше 90° battemenst (одной рукой за developpés в палку) сторону (лицом к станку) + работа рук и Выполнение + руки из второй головы наклона корпуса позиции через вперёд и прогиба «подхват» назад (проходящая + позиции и работа рук во время выполнения preparation,подготов ительного и I port de bras + petits battements sur le cou-de-pied + на 45° + на 45° + doubles battements fondus + с demi- plies на опорной ноге выше 90° + 3-е port de bras подготовительная позиция), переводятся в первую, в третью, завершают во вторую позицию. Port de bras: 2-е, 3-е на середине зала Понятие pas + соединение + работа рук и Выполнение + соединение + работа échappé во II двух прыжков головы отдельно прыжка двух прыжков головы позицию из V во II позицию ног и из II в V Понятие положения épaulement croisée у станка. Понятие подготовитель ных упражнений к battement soutenu. + épaulement + épaulement éffacée у écartée вперёд станка. и назад у станка. + с рукой Понятие rond + rond de de jambe en l'air jambe en l'air en dehors en dedans. Понятие перевода рабочей ноги приёмом battements developpés passes + из положения вперёд – в сторону, назад и в обратном направлении Выполнение épaulement croisée у станка. рук и + épaulement + épaulement écartée éffacée у станка. вперёд и назад у станка. + battement Выполнение soutenu упражнения Demi-plié Relevé - Demiplié. + battement tendu в заданном направлении c demi-plié на опорной ноге +одной рукой Выполнение rond за палку на 45° de jambe en l'air en dehors лицом к станку на 45° +из положения Выполнение вперёд – назад перевода и в обратном рабочей ноги направлении приёмом battements developpés passes из положения вперёд – в сторону, назад + rond de jambe en l'air en dedans лицом к станку на 45° +из положения назад – в сторону, вперёд. + перевод ноги из положения Sur le cou-de-pied в положение носком в пол в заданном направлении c demiplié на опорной ноге с рукой + rond de jambe en l'air en dehors, en dedans одной рукой за палку на 45°. +из положения вперёд – назад и в обратном направлении Понятие demi + с battements + с battements Выполнение rond de jambe relevés lents developpés demi rond de на 90° jambe на 90° en dehor, en dedans. Понятие pas + pas tombé + одной рукой Выполнение pas tombé coupé coupé сзади за палку tombé coupé спереди спереди лицом к станку на 25( 45)° Понятие pas de + en dehor, en +работа Выполнение pas bourrée dedans. корпуса, de bourrée en головы, рук dehor лицом к палке Понятие tombè +en dehors +en dedans. Выполнение с tombè с полуповоротом полуповоротом sur le cou-desur le cou-de-pied pied. en dehors Понятие позы + поза éffacée + поза écartée Выполнение croisée вперёд и вперед и вперед и назад позы croisée назад на назад вперёд и назад на середине зала. середине зала. Понятие + 2-е port de + 3-е port de Выполнение preparation к bras bras preparation к 1 и 2 port de bras: 2-е, port de bras 3-е на середине зала Понятие + в сторону, + в позах Выполнение pas allegro : pas вперёд, назад effacèe и croisèe assemblé в assemblé. сторону, вперёд, назад у палки Понятие + в сторону, + в позах Выполнение pas allegro: pas вперёд, назад effacèe и croisèe assemblé в glissade сторону у палки (со сменой и без смены ног) из V позиции через вторую позицию ног в воздухе. + с battements + с battements relevés lents developpés + pas tombé coupé + одной рукой за сзади лицом к палку станку на 25( 45)° + en dedans лицом +работа корпуса, к палке головы, рук + tombè с полуповоротом sur le cou-de-pied en dedans. + tombè с полуповоротом sur le cou-de-pied c руками и головой на 25( 45)° + позы éffacée + позы écartée вперед и назад вперед и назад + 2-е port de bras + 3-е port de bras + на середине зала + в позах effacèe и croisèe + вперёд, назад у + в позах effacèe и палки из V croisèe на середине позиции через зала четвёртую позицию ног в воздухе. Понятие battements tendus jetés balanзoir. Понятие Дубль – флики – двойные мазки «от себя» вперед и в сторону. Двойные мазки с последующим ударом подушечкой стопы акцентируя движение «к себе» flic-flac Понятие préparation к pirouettes sur le cou-de-pied en dehors et en dedans из II позиции. Понятие grand rond de jambe developpè en dehors et en dedans. Понятие arabesques на середине зала Понятие temps lié par terre +1 такт каждый бросок на + 1/4 такта на каждый бросок + лицом к палочке на 45°. +pirouettés sur le cou-de-pied en dehors из V позиции. + Rond de jambe носком над полом на высоту 25 ( 45)° +1, 2 arabesques носком в пол + temps lié par terre (вперёд, назад) Понятие pas de + pas de basque basque вперёд и назад Выполнение подготовительно го упражнения + battements + 1/4 такта на tendus jetés каждый бросок. balanзoir 1 такт на каждый бросок + одной рукой Выполнение flic- + одной рукой за +на полупальцах за палочку flac лицом к палочку палочке на 45°. +en dedans из V Выполнение позиции. préparation к pirouettes sur le cou-de-pied en dehors et en dedans из II позиции. + grand rond de Выполнение jambe developpè Rond de jambe на 90°en dehors носком над и en dedans. полом на высоту 25 ( 45)° +3,4 arabesques Выполнение1,2 носком в пол arabesques носком в пол + demi-plié или Выполнение удлинённый temps lié par terre шаг с вперёд вытянутым носком по полу. + прыжок через Выполнение pas II в V позицию de basque вперёд +pirouettés sur le +en dedans из V cou-de-pied en позиции. dehors из V позиции. + grand rond de + grand rond de jambe developpè на jambe developpè на 90° en dehors 90° en dedans. +3 arabesques +4 arabesques носком в пол носком в пол + temps lié par terre + demi-plié или назад удлинённый шаг с вытянутым носком по полу. + pas de basque + прыжок через II в назад V позицию Понятие pas jeté Понятие sissonne simple на условное sur le cou-de-pied у палки Понятие pas de chat + на середине зала + sissonne simple на sur le cou-de-pied сзади у палки + работа рук + с броском ног назад + с броском ног вперёд Понятие sissonne fermée + sissonne fermée со сменой и без смены ног entrechatquatre + sissonne fermée вперёд, назад Понятие entrechat deux + sissonne simple на середине зала Выполнение pas jeté у станка Выполнение sissonne simple на условное sur le cou-de-pied у палки Выполнение pas de chat с броском ног назад Выполнение sissonne fermée со сменой ног entrechat-trois Выполнение заканчиваем с entrechat deux одной ногой sur le cou-de-pied + на середине зала + работа рук + sissonne simple + sissonne simple на на sur le cou-de- середине зала pied сзади у палки + с броском ног +в комбинации с вперёд другими прыжками + sissonne fermée + sissonne fermée без смены ног вперёд, назад + entrechat-quatre + entrechat-trois заканчиваем с одной ногой sur le cou-de-pied ПОСТАНОВОЧНАЯ РАБОТА Раздел 3. «Постановочная работа» Ознакомление с правилами коллектива, планом работы. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с понятием «Рисунок танца». Виды рисунков. Знакомство с понятием «Точки зала». Инструктаж по технике безопасности и по правилам поведения на занятиях в танцевальном зале. Сформироват ь навык ориентирован ия в пространстве, на сценической площадке. Инструктаж по технике безопасности. Мотивация на успешную работу. Просмотр и анализ хореографичес ких номеров предыдущего года обучения. Разучивание танцевальных комбинаций и этюды на взаимодействие. Выполнение музыкальноритмических, танцевальных комбинаций и разученных упражнений. Разбор и оценка практической деятельности обучающихся. Взаимосвязь музыкального материала и режиссуры движения. Выполнение музыкальноритмических, танцевальных комбинаций разученных комплексов упражнений. Процесс создания хореографического образа. Воплощение хореографического и образа на сцене в различных жанрах. Сценический образ. II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК HTTPS://CLOUD.MAIL.RU/PUBLIC/OGZF/XTW96FSEC 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Аспекты Материально-техническое обеспечение Характеристика Материально-техническая база соответствует санитарным и противопожарным нормам. Хореографические залы (на 15 – 20 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие, балетные станки, зеркала, ковровые покрытия, раздевалки. • Музыкальные центры, инструменты (электронное пианино). При реализации программы необходимо планировать работу концертмейстера по классическому танцую. • Костюмерная, располагающая необходимым количеством костюмов для репетиционного процесса, сценических выступлений. • Концертный зал с роялем, пультами, светотехническим и звукотехническим оборудованием. Кадровое обеспечение Соболева Елена Григорьевна – Художественный руководитель хореографического ансамбля «Веснушки». Педагог высшей квалификационной категории. Методическое обеспечение Для достижения цели, задач и усвоения программы содержания программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие принципы: • принцип формирования у детей художественного восприятия через пластику; • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения; • принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства; • принцип движения от простого к сложному как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений, элементов классического, народного танца; • принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа; • принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности детей; • принцип доступности и посильности. 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Формами аттестации являются: Конкурс. Участие в конкурсах помогает развиваться как отдельному танцору, так и танцевальному коллективу в целом. Обмен опытом, установление творческих контактов. Творческая работа. Формирование у детей творческих способностей через развитие музыкально - ритмических и танцевальных движений. Пробуждение в детях стремления к прекрасному, интереса к музыкальному и танцевальному творчеству; усилении эмоциональной отзывчивости и творческой активности; развитие образного мышления и воображения. Концерт. Подвести итоги года занятий учащихся в хореографическом коллективе, выявить уровень освоения образовательной программы познакомить родителей и гостей концерта с достигнутыми успехами юных танцоров. Открытое занятие. Открытый показ обучающихся для родителей и других участников коллектива с целью подведения итогов усвоения данной программы. Класс-концерт. Подготовка обучающихся к сценической деятельности. У детей формируется отчётливое представление о прямой связи учебного и репетиционного процесса с выходом на сцену, появляется стимул к самосовершенствованию. Мониторинг. Осуществить сравнительный анализ результатов развития у обучающихся на контрольных этапах. Выявить исходный уровень хореографических способностей и установить критерий их сформированности на данном этапе. Зачет. Выявление степени усвоения программы «Классический танец» у обучающихся на разных этапах. Фиксация образовательных результатов. Получение множество высоких наград, участвуя в конкурсах и фестивалях различных уровней. Вручение аттестатов об окончании дополнительной общеобразовательной программы. 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Показатели качества Методики реализации ДООП Предметная диагностика: Оценка результативности освоения программы Уровень способностей детей (деятельности) обучающихся основана на методе сравнительного анализа, при котором результаты обучения одних обучающихся сравниваются с достижениями других, с прежними результатами того же воспитанника, с поставленными учебными целями и критериями. Для входной диагностики используются следующие формы: - анкетирование; - наблюдение; Для промежуточной: - тесты; - индивидуальные задания; Для итоговой: -открытое занятие; - выступление с танцевальными номерами; -отчетные концерты. Личностная диагностика: Разработанная форма Методической службы ГДДЮТ Уровень сформированности личности Метапредметная диагностика: уровень сформированности компетенций Уровень удовлетворенности Изучение удовлетворенности родителей работой родителей предоставляемыми образовательного учреждения (методика образовательными услугами Е.Н.Степановой) Сроки аттестации Сроки промежуточной аттестации Сроки итоговой аттестации (при наличии) 15-25 декабря 10-31 мая СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература, используемая педагогом: 1. Базарова Н.П. Классический танец: [методика преподавания в 4 и 5 классах балетной школы]. - Санкт-Петербург [и др.]Лань [и др.], 2009. - 191, [1], 12 с.: портр, табл. 2. Базарова Н.П. Азбука классического танца: первые три года обучения. - Санкт-Петербург [и др.]: Лань: Планета музыки, 2010. - 239, 32 с.: ил., портр., табл. 3. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. – М., 2006 4. Барышкинова Т. Азбука хореографии. – М., 1999 5. Бекина С.И. Музыка и движение. – М., 1984 6. Беликова А.Н., Пуртова Т.В., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – М., 2003 7. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф. Каневская Л.Я. Гигиенические основы воспитания детей. – М., 1987 8. Богданов Г. Ф. Работа над сценической хореографией: учебнометодическое пособие. - Москва: Всероссийский центр худож. творчества учащихся и работников начального проф. образования, 2009. 9. Браиловская Л.В., Володина О.В., Цыганкова Р.В. Танцуют все. – Ростов-на-Дону 2007 10. Ваганова А. Я. Основы классического танца: учебник для высших и средних учебных заведений искусства и культуры. - Изд. 9-е, стер. - СанктПетербург [и др.]: Лань: Планета музыки, 2007. - 191, [1] с.: ил., нот; 11. Грант Г. Практический словарь классического балета / пер. с англ. Е. Б. Малаховской, Н. А. Вихревой. - Москва: ГИТИС : МГАХ, 2009. - 134, [2] с. : ил. 12. Громова Е.Н. Детские танцы из классических балетов с нотным приложением: учебное пособие. - Изд. 2-е, испр. - Санкт-Петербург [и др.]: Лань: Планета музыки, cop. 2010. - 376, [1], XVI с.: ил., портр., ноты. 13. Звездочкин В.А. Классический танец: учебное пособие. - Изд. 3-е, испр. - Санкт-Петербург [и др.]: Планета музыки: Лань, 2011. - 391, [1] с. : ил. 14. Иванова Н.А. Танец и методика его преподавания: классический Новосибирск: НГПУ, 2010. - 120 с. : ил. 15. Интегрированные занятия с детьми 6-8 лет: Книга для педагогов дополнительного образования и учителей начальных классов/Под ред. Т.С.Комаровой. – 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. (Развитие и воспитание дошкольника). 16. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. – 336 с. 17. Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца (с 1 по 8 класс): учебное пособие. - Изд. 3-е, испр. - Санкт-Петербург [и др.]: Лань: Планета музыки, 2009. - 319, [1] с.; 18. Костровицкая В. С. Классический танец: слитные движения, руки: учебное пособие. - Санкт-Петербург [и др.]: Лань [и др.], 2009. - 122, [1] с.: ил., нот. 19. Лифиц И.В. Ритмика. – М., 1992 20. Меднис Н.В. Введение в классический танец. - Санкт-Петербург [и др.]: Планета музыки: Лань, cop. В.Э. Методика классического тренажа: [методическое руководство]. - Санкт-Петербург [и др.]: Лань®: Планета Музыки, 2009. - 382, [1] с. : ил.; 21. Подласый И.П. Общая педагогика. Учебник для вузов. М.: 2004.–411 с. 22. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. 220 с. 23. Уроки Петра Абашеева: (классический танец мужской класс); [сост. Т. М. Муруева]. - Улан-Удэ: Изд.-полиграфический комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2009. - 78 с.: ил., портр. 24. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.- М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157. 25. Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет - журнал "Эйдос". 26. Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции, М. 1997 - 321с. 27. Шипилова С.Г. Танцевальные упражнения. – М., 2004 28. Школа танцев для юных. – СПб., 2003 Литература, рекомендуемая для детей и родителей: 1. Браиловская Л.В., Володина О.В., Цыганкова Р.В. Танцуют все. – Ростов-на-Дону 2007 2. Беликова А.Н., Пуртова Т.В., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – М., 2003 3. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф. Каневская Л.Я. Гигиенические основы воспитания детей. – М., 1987 4. Васильева Т.К. Секрет танца. – СПб., 1997 5. Конорова Е. Ритмика. – М., 1997 6. Лифиц И.В. Ритмика. – М., 1992 7. Пасотинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985 8. Танцы для детей. – М., 1982 9. Танцы – начальный курс. – М., 2001 10. Тарасов Н. Классический танец. – СПб., 2005 11. Шипилова С.Г. Танцевальные упражнения. – М., 2004 12. Шукшина З. Ритмика. – М., 1976 13. Школа танцев для юных. – СПб., 200