Министерство образования и науки Республики Бурятия Комитет по образованию администрации г. Улан-Удэ МАОУ ДО «Городской дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ «Принято» на Педагогическом совете МАОУ ДО «ГДДЮТ» Протокол №1 «30» августа 2024 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Школа Организаторов Креативщиков - ШОК» Направленность: художественная Возраст учащихся: 11-17 лет Срок реализации: 2 года (360 часа) Уровень: стартовый Автор –составитель: Зайцева Надежда Сергеевна, педагог дополнительного образования г. Улан-Удэ 2024 1 Оглавление Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы II. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы Список литературы I. 2 3 8 11 16 16 17 17 18 I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные характеристики программы Нормативно-правовое обоснование программы: Дополнительная общеразвивающая программа «Школа Организаторов Креативщиков - ШОК» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.); 2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ; 3. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; 4. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; 5. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; 6. Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»; 7. Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16); 8. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»; 9. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р; 10. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н; 11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; 12. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27 октября 2020 года). 13. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 г. N1ДГ 245/06); 14. Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных 3 организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06); 15. Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13 декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года) 16. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015 г. N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия; 17. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г. Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года. 18. Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года; 19. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»; 20. Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»; 21. Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ, регламентирующих образовательный процесс. Актуальность программы обусловлена тем, что современное общество постепенно приходит к пониманию необходимости формирования организаторской культуры. Для развития личности современного человека, необходимо иметь определенные навыки в области не только информационных, компьютерных и коммуникационных технологий, менеджмента, маркетинга, но и обладать организаторскими и режиссерскими способностями. Значительную роль в формировании организаторской культуры играет дополнительное образование. При соответствующем методическом, кадровом обеспечении, наличии программных средств, эта проблема может быть успешно решена. По окончании обучения по данной образовательной программе воспитанники приобретают не только теоретические знания, но и практические навыки работы организатора культурно - досуговых и массовых мероприятий. Вид программы: Модифицированная. Программа разработана на основе анализа существующих программ: - Программ обучения «Школа актива» автор-составитель Синелобова Н.В. р.п. Ардатов. - Дополнительная образовательная программа «Школа организаторов досуга» автор педагог-организатор МБОУ ДОД Вахтанского детско-юношеского центра Дурникова М.Ю. - образовательная программа эстрадной студии «Фантазматика». Автор Смирнов В.А. Направленность программы: художественная. Программа направлена на развитие креативных способностей учащихся. В процессе реализации программы учащиеся участвуют в подготовке и реализации различных общешкольных творческих проектов. Во время работы над проектами происходит обучение различным типам речи, подготовка к практическому использованию знаний в коммуникативной сфере, раскрытие потенциальных творческих способностей учащихся. 4 Меняется понимание привычных вещей, меняется сам образ жизни общества. И поэтому перед педагогами ставится задача – найти гуманистические методы воздействия на личность ребенка в контексте его взаимодействия с окружающим миром. Детство все же не подготовительная часть жизни и необходимо признать ценность этого периода развития личности. Адресат программы: Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 17 лет. 1-я группа от 10 – 11 лет, 15 человек 2-я группа от 11 – 12 лет, 15 человек 3-я группа от 12 – 14 лет, 15 человек 4-я группа от 14 – 17 лет, 15 человек Срок и объём освоения программы: Дата начала и окончания учебного года: с 02 сентября 202 по 31 мая 202 г. 2.1. Объём программы: 324 часов. 2.2. Сроки реализации: 72 недели. 18 месяцев. 2 года. Режим занятий: 2 раза в неделю у первого года обучения и 3 раза в неделю у второго года обучения по 2 часа у первого года обучения (урок 40 мин – 1час, перемена 10 мин.) и по 3 часа у второго года обучения (урок 40 мин – 1час, перемена 10 мин.) Программа разработана на таких известных дидактических принципах, как постепенность и последовательность, доступность и систематичность, наглядность и достоверность, активизация воспитания, образного мышления и творческой инициативы, комплексное освоение материала, индивидуальный подход. Формы обучения: очная, (очно-заочная, заочная и дистанционная на платформе сферум, (локальный акт)). - групповые занятия; - малые группы; - индивидуальные занятия; - дистанционные формы работы; - сводные репетиции, учебные концерты, открытые занятия, посещение театров и выставок, просмотр и прослушивание видео и аудиоматериала, беседы, тематические программы, совместные праздники. Особенности организации образовательной деятельности: Программа «ШОК» ориентирована на план воспитательных мероприятий МАОУ «СОШ № 40», в программе обобщен опыт организации и реализации школьных мероприятий и коллективных творческих дел. В процессе реализации программы учащиеся участвуют в подготовке и реализации различных общешкольных творческих проектов. Эти проекты позволяют на практике воспитанникам студии «Подмастерье» реализовать знания и умения, полученные на учебных занятиях. В современном мире для большинства родителей и детей, что уже почти невозможно представить ребёнка. Который, кроме школы, больше нигде не учится. Каждый родитель мечтает о том, что его ребёнок будет успешным в учёбе и дальнейшей профессиональной жизни, чему благоприятно содействует умение правильно и грамотно выстроить свою речь, а также не бояться предстать перед аудиторией в качестве рассказчика. У подростков, как известно, существует множество комплексов, с которыми нужно 5 справиться, начиная с небольшой аудитории, например ответ в классе у доски. И данная программа безусловно способствует этому, а также тому, чтобы к знаниям, получаемым в школе, прибавлялись ещё и те, которые способствуют саморазвитию и самовыражению личности подростка. Обучаясь по данной программе, воспитанник получает новые знания о формах и методах организации и проведения культурно - досуговых и организационно массовых мероприятий, развивает свой интеллект, кругозор, ему прививаются принципы коллективизма, взаимоуважения, создаётся творческая атмосфера для самосовершенствования. На занятиях воспитанники учатся правильно говорить, двигаться, владеть аудиторией, реализовывать себя и свои творческие устремления, и организаторские способности. Данная дополнительная образовательная программа рассматривает возможность развития организаторских способностей у ребят, обучения организации и проведению культурно - досуговых и организационно - массовых мероприятий. Так как в возрасте 11-17 лет воспитанники стремятся найти «себя», самоутвердиться, попробовать свои силы, посредством участия в разнообразной коллективной и индивидуальной творческой деятельности. Юношеский период называют «трудным» («переломным», «переходным»), так как в это время происходит переход от детства к взрослости. Их поведение носит противоречивый и неустойчивый характер: периоды активности зачастую сменяются периодами апатии, бессилия, расслабленности, они одновременно ищут уединения и проявляют активность в поиске групп общения. Общение – ведущий вид деятельности в юношеский период. Пытаясь выйти из-под взрослой опеки, они ищут ту среду, где ощущают свободу своего взрослеющего «Я». Такой средой могут стать занятия по данной программе, специфика которых обращена к индивидуальной, творческой и социальной активности воспитанника. Режим занятий: 1 старшая группа: 3 час (45 мин) х 2 раза в нед. = 6 час в нед. 2 младшая группа: 2час (45 мин) х 2 раза в нед. = 4 час в нед. 3 младшая группа: 2час (45 мин) х 2 раза в нед. = 4 час в нед. 4 младшая группа: 2час (45 мин) х 2 раза в нед. = 4 час в нед. 6 1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Цель программы: Развитие у воспитанника организаторских и творческих способностей. Образовательные задачи: Обучающие (предметные): 1. обучать организации и проведению детских массовых мероприятий; 2. обучать принципам коллективного творчества; Воспитательные (личностные): 1. воспитывать культурно-эстетические нормы поведения; 2. формировать коммуникативность, лидерские качества и активную жизненную позицию; 3. создать мотивацию для дальнейшего саморазвития; Развивающие (метапредметные): 1. развивать организаторские и творческие способности; 2. развивать творческий потенциал личности; 3. развивать духовно - нравственные качества личности воспитанников. Специфика программы определяет: Разнообразие содержания и форм занятий, а именно традиционное занятие, урокпутешествие, концерт, праздник, урок-сказка, урок-посиделки, урок-игра и др. Ожидаемые результаты: Обучающие, развивающие, воспитательные задачи направлены на формирование универсальных учебных действий: предметных, метапредметных и личностных. Предметные: - знание специфических особенностей детских массовых мероприятий; - основы сценарной композиции, сценического движения. - структуру проведения мероприятий и их классификацию; - правила написания сценариев детских массовых мероприятий; -формы и методы организации детских массовых мероприятий -работу организаторской группы; -принципы коллективного творчества - овладение теоретическими основами; - учащиеся узнают основные средства общения, основ зрительской культуры; - могут научиться применять практические навыки, полученные на занятиях, во время выступлений на публике; - знание правил безопасности во время занятий. Метапредметные результаты в перспективе представляют собой: - составлять план подготовки проведения детских массовых мероприятий; - работать со зрительской аудиторией. -отрабатывать игровые моменты по этапам мероприятия; -определять темы и цели выступления; -развивать творческий потенциал личности; -организовывать и проводить мероприятия; -использовать художественно-технические средства при проведении мероприятия; -развить духовно-нравственные качества. - обладание навыками самостоятельно организовывать своё выступление; 7 - совершенствование художественного вкуса учащихся; - развитую фантазию, образное и пространственное мышление; - устойчивую мотивацию учащихся к творческой деятельности. Личностные результаты: - учащиеся могут самостоятельно организовать свое время; - умеют плодотворно работать в коллективе; - владеют культурой общения и нормами поведения в обществе; - учащиеся могут построить доброжелательные, позитивные отношения с окружающими. -общения с аудиторией; -лидерских качеств. -публичного выступления; -организаторских и коммуникативных способностей; -актерского мастерства. Полученные знания, умения и навыки дают учащимся возможность применять их в своей повседневной и будущей профессиональной деятельности. В результате обучения формируется увлеченная творческая личность, обладающая внутренней свободой и чувством собственного достоинства, имеющая сформированные нравственные принципы, чувства ответственности за общее дело, интересующаяся и разбирающаяся в области «сценической» жизни. Способы и формы проверки результатов. - посещаемость, активность на занятиях, личные достижения детей в области исполнительского искусства; - отслеживание результатов обучения и воспитания (беседа, наблюдение, диагностика); - участие детей в различных мероприятиях, концертах, конкурсах. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: - открытые уроки; - проведение детских мероприятий; - конкурсы; - концерты; - дистанционные формы работы. Всё это будет способствовать развитию творческой самодостаточной личности. 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п/п 1 2 3 СОДЕРЖАНИЕ Теоретические занятия Практические занятия Форма контроля ВСЕГО ЧАСОВ 1 год обучения 2 год обучения 52 46 92 170 Педагогические наблюдения, беседа, диагностика. 144 ч. 216 ч. 8 1.3.1. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I год обучения № п/п 1 2 Тео рия Тема Детское массовое мероприятие 1.1. Вводное занятие. Инструктаж. 2 1.2. Разработка детского массового 8 мероприятия. 1.3. Подготовка детского массового 16 мероприятия. Игра – как эффективное средство воспитания и обучения. 2.1.Методика объяснения игры 3 2 2.2. Методика приглашения в игру ее 12 будущих участников Формы детских массовых мероприятий. 3.1. Методика подготовки и проведения 4 выставки 4 5 4 3.2. Методика подготовки и проведения концерта Мероприятия, конкурсы. 4.1. Профилактические мероприятия. 4.2. Тематические мероприятия. 4.3. Участие в районных, городских конкурсах. 4.4. Зрительская практика 2 Заключительное занятие 2 Всего часов 52 Прак тика Кол-во часов 14 Форма контроля Беседа Наблюде ние 70 30 Беседа Наблюде ние 10 36 12 2 Беседа Наблюде ние 4 10 8 Наблюде ние Выступле ние 2 12 24 2 92 144 II год обучения № п/п 1 Тема Детское массовое мероприятие. 1.1. Вводное занятие. Инструктаж. 9 Теор ия 2 Прак тика 6 12 Кол-во Форма часов контроля Беседа Наблюдение 70 1.2. Разработка детского массового мероприятия 6 20 1.3. Подготовка детского массового мероприятия 1.4.Организация и проведение детского массового 10 18 Мероприятия 2 3 Игра – как эффективное средство воспитания и обучения. 2.1.Методика объяснения игры 2.2.Методика приглашения в игру ее будущих участников 2.3. Методика проведения игры. 2.4. Методика изменения игры Виды игр Формы детских массовых мероприятий. Беседа Наблюдение 2 2 4 4 2 2 6 6 Беседа Наблюдение 3.1. Создание тематической игровой 4 программы 4 5 25 8 4 3.2. Методика подготовки и проведения конкурсных программ Мероприятия, конкурсы. 4.1. Профилактические мероприятия. 4.2. Тематические мероприятия. 4.3. Участие в районных, городских конкурсах. 4.4. Зрительская практика 4 Заключительное занятие. 2 6 Всего часов 170 46 40 40 6 16 Наблюдение Выступление 40,5 2 216 1.3.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I год обучения Раздел 1. Детское массовое мероприятие Тема 1.1. Вводное занятие. Знакомство ребят с программой кружка на учебный год. Выбор старосты кружка. Краткое знакомство со спецификой организаторского искусства. Рассказ о том, кто такой организатор. Деятельность организатора детских массовых мероприятий. Инструктаж по технике безопасности. Детское массовое мероприятие. 10 Подготовка детского массового мероприятия требует творческого подхода, гибкого мышления организатора, постоянного поиска нестандартных решений. Для успешного проведения мероприятия нужно: Знать существующие формы; Уметь наполнить эти формы каждый раз нужным содержанием; Владеть методикой организации мероприятий; Уметь придумать полученному результату название. Тема 1.2. Разработка детского массового мероприятия. а) Четкое определение целей и задач мероприятия; б) Определение тематики мероприятия (мероприятие – это единство, объединенное одной темой); в) Определение формы проведения мероприятия; г) Соответствие выбранного мероприятия, его формы и содержания возрасту детей, их уровню развития, психолого-физиологическому состоянию на момент проведения мероприятия; д) Разработка правил и условий проведения мероприятия (конкурсной программы, интеллектуальной игры); е) Определение времени и места проведения мероприятия; ж) Подбор заданий (конкурсов, вопросов) для участников мероприятия; з) Разработка положения мероприятия. Тема 1.3. Подготовка детского массового мероприятия. Подготовительный этап начинается с четкого распределения обязанностей среди организационной группы по подготовке и проведению мероприятия: а) Дать информацию о проводимом мероприятии; б) подготовить место проведения мероприятия; в) подготовить музыкальное оформление; г) подготовить световое оформление; д) подготовить техническое обеспечение мероприятия; е) приготовить реквизиты; ж) подготовить оценочные листы; з) пригласить жюри; и) подобрать ведущего; к) придумать, чем заполнить паузы; л) подготовить программу мероприятия; м) написать сценарий. Раздел 2. Игра – как эффективное средство воспитания и обучения. В жизни ребенка игра занимает центральное место. Именно в игре он чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор, свободу. Тема 2.1. Методика объяснения игры: Начинать с вступления, которое должно быть связано с темой вечера или игровой ситуацией; Объяснения даются по ходу игры; Объяснение ведется для всей аудитории независимо от количества игроков; Объяснение нужно вести на максимальном показе. Тема 2.2. Методика приглашения в игру ее будущих участников. 11 Каждая игра требует определенное количество участников. Исключение составляет массовая игра, в которой принимает участие весь зал. Приглашать в игру надо столько участников, сколько необходимо для ее проведения и тех, кто нужнее, то есть мальчиков или девочек. В каждом конкретном случае нужно придумать, как облегчить выход будущих игроков, дать им моральное право на участие в игре. Раздел 3. Формы детских массовых мероприятий. Тема 3.1. Этапы организации и проведения выставки: 1. определение темы, места и времени (периода) проведения выставки; 2. составление тематико-экспозиционного плана выставки; 3. подбор и оформление экспонатов выставки; 4. оформление выставки и сопутствующих материалов; 5. открытие выставки; 6. проведение выставки; 7. закрытие выставки; 8. последействие. Тема 3.2. Методика подготовки и проведения концерта. Концерты могут быть: рекламные, отчетные, праздничные, тематические. Основные этапы организации и проведения концерта: 1. определить тему (форму проведения) концерта; 2. определить дату, время и место проведения концерта; 3. составить программу или сценарий концерта; 4. просмотреть и отобрать концертные номера; 5. продумать текст конферанса и подготовить ведущих; 6. подготовить и распространить пригласительные билеты; 7. оформить и вывесить афиши; 8. провести репетицию концерта; 9. организовать и провести концерт; 10. последействие. Раздел 4. Мероприятия, конкурсы. Тема 4.1. Профелактические мероприятия. - Инсценировка по ППБ. Показ для параллелей с 1-4 классы. - Инсценировка по ПДД. Показ для параллелей с 1-4 классы. Тема 4.2. Тематические мероприятия. - Посвящение в пятиклассники - День защитника отечества - кресты для параллелей 5-8 классов. - Международный женский день – кресты для параллелей 5-6 классов. - Мисс Школы – конкурс для параллелей 7-8 классов. - Последний звонок. Тема 4.3. Участие в районных, городских конкурсах - Конкурс «Анти коррупция» - город - Конкурс «ППБ на Новый год» - район - «Мисс Байкальские ростки» - район, город. - «Ученик года» - помощь в подготовке творческого этапа. Тема 4.4. Зрительская практика. Выходы в театры, на концерты. 12 5. Заключительное занятие. Подведение итогов за год. Награждение лучших обучающихся. Чаепитие. II год обучения Раздел 1. Детское массовое мероприятие. Тема 1.1. Вводное занятие. Знакомство ребят с программой кружка на учебный год. Выбор старосты кружка. Инструктаж по технике безопасности. Детское массовое мероприятие. Мероприятия помогают духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения и дают информацию о важных датах и событиях в жизни страны и мира. Повторение материала за первый год обучения: Тема 1.2. Разработка детского массового мероприятия. а) Четкое определение целей и задач мероприятия; б) Определение тематики мероприятия (мероприятие – это единство, объединенное одной темой); в) Определение формы проведения мероприятия; г) Соответствие выбранного мероприятия, его формы и содержания возрасту детей, их уровню развития, психолого-физиологическому состоянию на момент проведения мероприятия; д) Разработка правил и условий проведения мероприятия (конкурсной программы, интеллектуальной игры); е) Определение времени и места проведения мероприятия; ж) Подбор заданий (конкурсов, вопросов) для участников мероприятия; з) Разработка положения мероприятия. Тема 1.3. Подготовка детского массового мероприятия. Подготовительный этап начинается с четкого распределения обязанностей среди организационной группы по подготовке и проведению мероприятия: а) Дать информацию о проводимом мероприятии; б) подготовить место проведения мероприятия; в) подготовить музыкальное оформление; г) подготовить световое оформление; д) подготовить техническое обеспечение мероприятия; е) приготовить реквизиты; ж) подготовить оценочные листы; з) пригласить жюри; и) подобрать ведущего; к) придумать, чем заполнить паузы; л) подготовить программу мероприятия; м) написать сценарий. Тема 1.4. Организация и проведение детского массового мероприятия. Праздник для детей - признак действительной заботы общества о будущем нового поколения. Важным значением для качественной подготовки организаторского состава является умение активного взаимодействия с детским коллективом по средствам совместной 13 подготовки массовых мероприятий. На первом этапе обучения будущие организаторы знакомятся с теоретическими основами проведения массовых мероприятий (игр, КТД, тренингов и др.). В дальнейшем, они на практике, проигрывая различные виды мероприятий, учатся грамотно и правильно их проводить. Организатор детского массового мероприятия или лицо, ответственное за организацию и проведение массового мероприятия, обязан: постоянно присутствовать на проводимом массовом мероприятии; обеспечивать соблюдение условий и порядка проведения массового мероприятия; иметь отличительный знак организатора проводимого массового мероприятия (нарукавная повязка, бейдж и т.п.) При работе со сценарием (написании, составлении) необходимо определить: аудиторию; состав исполнителей/участников; время; место; технические и материальные возможности воплощения сценарного замысла; организационные требования. Степень и качество художественной разработанности сценария определяется: Художественным уровнем Текста (написанного или заимствованного); Музыки (включая технический уровень фонограмм, аккомпанемента); Костюмов и декораций; Авторством (индивидуальным, коллективным) Режиссерским монтажом Отдельных художественных номеров; Выступлений; Блоков. Также разрабатывается общее драматургическое решение – эмоциональный подъем, интродукция, финал; принимается во внимание сценическая и организационная этика, учитываются возможные изменения (отмена, ввод, перестановка по ходу действия). Раздел 2. Игра – как эффективное средство воспитания и обучения. Повторение материала за первый год обучения: Тема 2.1. Методика объяснения игры; Тема 2.2. Методика приглашения в игру ее будущих участников. Тема 2.3. Методика проведения игры: В ходе игры между организатором и участниками возникает диалог; Должен быть высокий темпо ритм; Организатор должен поощрить участника или группу участников; Введение жетонной системы для оценки игры; При проведении тематических игровых программ, где две или больше соревнующихся команд, для оценки конкурсов необходимо жюри. Тема 2.4. Методика изменения игры: Новую игру придумать очень трудно, но если изменить старую, всем известную, она будет восприниматься как новая. Содержание игры, то есть действия, которые выполняют 14 играющие, остается прежним, но изменяется вступление, реквизит, количество участников, темп (может замедляться или ускоряться). Тема 3.1. Создание тематической игровой программы. Измененная игра необходима для того, чтобы создать тематическую игровую программу. Такие программы более привлекательны любой аудитории – как для детей младшего школьного возраста, так и для подростков и молодежи. Да и организатору легче и интереснее работать, когда одно задание логически продолжает предыдущее, дополняя его. Как работать над созданием тематической игровой программы? Определяются цель и задачи; Определяется контингент играющих; Тема; Место проведения; Определяется зрелищная форма: путешествие, ярморочное гулянье, игра – детектив и так далее; Отбирается литературный материал, на основе которого будет создана программа или который будет использован в ней; Подбираются игры, выстраивается их очередность (малоподвижные сменяются эстафетными, конкурсами для зрителей); Изготавливается реквизит; Если есть костюмированные герои, подбираются костюмы; Продумывается оформление зала и сцены; Записывается фонограмма; Пишется план подготовки. Проводимые со сцены театрализованные игровые программы воспринимаются детьми как спектакль, в котором они сами принимают участие. Тема 3.2. Методика подготовки и проведения конкурсных программ. Педагогическое назначение конкурсных мероприятий: выявление уровня специальной подготовки детей в определенном виде деятельности; выявление и поддержка творчески одаренных детей; стимулирование творческой активности учащихся детских объединений дополнительного образования; Формы конкурсных мероприятий: соревнование (турнир), фестиваль, олимпиада, выставка-конкурс, конкурс детских работ (в определенном виде творческой деятельности), конкурс юных исполнителей (солистов, ансамблей, массовых коллективов), смотр-конкурс, тематический конкурс или фестиваль, конкурс мастерства. Раздел 4. Мероприятия, конкурсы. Тема 4.1. Профелактические мероприятия. - Инсценировка по ППБ. Показ для параллелей с 1-4 классы. - Инсценировка по ПДД. Показ для параллелей с 1-4 классы. Тема 4.2. Тематические мероприятия. - Посвящение в пятиклассники - День защитника отечества - кресты для параллелей 5-8 классов. - Международный женский день – кресты для параллелей 5-6 классов. - Мисс Школы – конкурс для параллелей 7-8 классов. 15 - Последний звонок. Тема 4.3. Участие в районных, городских конкурсах - Конкурс «Анти коррупция» - город - Конкурс «ППБ на Новый год» - район - «Мисс Байкальские ростки» - район, город. - «Ученик года» - помощь в подготовке творческого этапа. Тема 4.4. Зрительская практика. Выходы в театры, на концерты. 5.Заключительное занятие. Подведение итогов. Награждение. Просмотр презентации о деятельности «Школы организаторов досуга» за два года. Чаепитие. II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕНДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЙ 2.1.КАЛЕНДАРНО УЧЕБНЫЙ ГРАФИК: (Приложение) 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: - просторный кабинет с хорошим освещением и акустикой; - стулья или лавки, столы для учащихся; - письменный стол и стул для педагога; - шкаф для хранения учебных и наглядных пособий; - наглядные пособия, плакаты, аудио и видеозаписи. - диктофон; - аудио и видео аппаратура; - ноутбук, проектор и экран. - костюмерная для костюмов и реквизита. 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Формы подведения итогов обучения: открытое занятие, проведение мероприятий. Для контроля знаний и умений по всем основным темам программы, применяется следующий механизм отслеживания результатов обучения: - блиц-опросы по итогам каждого занятия; - тесты; - контрольные задания; - викторины; - наблюдение; - открытые занятия; - проведение мероприятий. 16 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Показатели качества реализации Методики ДООП Предметная диагностика: Разрабатываются ПДО самостоятельно. Уровень способностей детей Анкетирование Прослушивание Личностная диагностика: Разработанная форма Методической Уровень сформированности личности службы ГДДЮТ Метапредметная диагностика: уровень сформированности компетенций Уровень удовлетворенности Изучение удовлетворенности родителей родителей предоставляемыми работой образовательного учреждения образовательными услугами (методика Е.Н.Степановой) Сроки аттестации Сроки промежуточной аттестации (по УТП) входная - октябрь Промежуточная - декабрь Рубежная - май в конце 1,2 и т.д. года обучения (по УТП) в конце ___года обучения (май) От 1 до 2 лет обучения Сроки итоговой аттестации 17 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Используемая литература: Один автор: Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. /В.И.Андреев// Изд.казанского университета. Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе.Ярославль 2001г. Кох И.Э. Основы сценического движения. /И.Э.Кох// Л.1976 Нещерет Л.Г. Воспитание и развитие личности в социуме Н.Новгород 2000 Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых./Н.В.Чудакова// В 2х книгах. М. 1997. Тимофеев О. Рецепты веселой вечеринки Ярославль 2002г. Шмаков С.А. Уроки детского досуга. /С.А.Шмаков// М. 1993. Два автора: Афанасьев С., Каморин С. 300 творческих конкурсов./ С. Афанасьев, С. Каморин //М. 2001. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. /А. Ф.Воловик, В.А.Воловик// М.1998. Данилов С.В., Илюшин Л.С. Праздник длиною в учебный год Санкт-Петербург 2001 Описание статьи из энциклопедии: Энциклопедия игр и развлечений. М., 1999. Литература для учащихся: Один автор: Чудакова Н.В. Праздник для детей и взрослых. В 2х книгах. - М., 1997. Два автора: Афанасьев С., Каморин С. 300 творческих конкурсов. - М., 2001. Энциклопедия игр и развлечений. - М., 1999. Электронный ресурс: https://nsportal.ru/ https://multiurok.ru/index.php/files/metodichka-v-pomoshch-pedagogu-organizatoru.html https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/mietodichieskoie_posobiie_dlia_piedaghoghov_ orghanizatorov_i_dietiei_lidierov_lidier_orghanizator https://sdorus.ru/wp-content/uploads/2022/05/igry-na-kazhdyj-den.pdf https://edu-modern.ru/dlya-prepodavatelej/uchebnyieposobiya?utm_source=yandex.search&utm_medium=cpc&utm_campaign=poisk_prepodavateli _keys&utm_content=uchebnie_posobiya_3&utm_term=--autotargeting&yclid=12163673050986840063 18