Ветас

03

Н

2014

ОГРН 102030

090

34

Т
ОЙ ГДДЮ

ЛАН- ОГ
УД
Э

М НО ДВОРЕЦ ДЕТ АЗ
СК О
г.У
ЛЬ

1

ОГРН

2

034

41

10.

ОГРН 10203009

903

.
М И Т Е Т 131 ИНН
КО
0
У Е АВТОНОМНОЕ ОБРП О 3 2

00 Т
90
014

ИН

*
*

41

0.2

31

МУНИ
«ГОР ЦИПА
О
(МАОУ ДСК
ДО

ИНН 03 ЛА
230
8

*

903

31
.1
20
0
А Н - У Д Э ИНН 0
27
32
84
У ЛНИТЕЛЬНОГО ОБР
3
30
г .ОПОЛ ЧЕСТВА» г. У АЗОВ

10203
00

20

О

014

70

ОГРН 1020300

0.2

42

Р
ВО 131
34

)

014

20

О

0.2

.1

8
30

О ТЕ ЮНОШЕСКОГО ИЕ
ВА ( РН 1020 )
Д
Г
3

ИН
Н
А ЗО ВАН
0
Б РЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ Ю 3 2

.1

70

20

42

70

ИЯ
АН УДЭ
Н- 270
4

42

*

08

8
30
31

Оглавление
I.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы …………………………………………………………………………….
1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………….
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты ……………………………………….
1.3. Содержание программы ……………………………………………………...
II.
Комплекс организационно педагогических условий ……………………….
2.1. Календарный учебный график ……………………………………………….
2.2. Условия реализации программы ……………………………………………..
2.3. Формы аттестации …………………………………………………………….
2.4. Оценочные материалы ………………………………………………………..
Список литературы …………………………………………………………………...

3
3
6
6
23
23
25
25
25
26

I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «ВЕТАС» (далее
- Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от
20.11.1989 г.);
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N
273-ФЗ;
3. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
4. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной
политики в области образования и науки»;
5. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
6. Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
7. Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24.12.2018 г. № 16);
8. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21.06.2021 г. N р-126 об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации//
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №678-р;
10. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 г. № 298н;
11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
12. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на
27.10.2020 г.);
13. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 г. N1ДГ 245/06);
14. Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения
России от 15.04.2022 г. № СК-295/06);
15. Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13.12.2013 г.
№ 240-v (с изменениями на 06.03.2023 г.);
16. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24.08.2015 г. N 512-р.
Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;

17. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25.05.2017 г. Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года;
18. Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.2021 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Республике
Бурятия на период до 2025 года;
19. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»;
20. Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»;
21. Иные локальные нормативные акты МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ, регламентирующие образовательный процесс.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «ВЕТАС»
Пояснительная записка
В современных социально-экономических условий обучения, развития и воспитания
подростков роль дополнительного образования возрастает. Именно дополнительное образование соединяет в себе здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированное образование и социально-психологическую адаптацию.
Одно из направлений дополнительного образования, туристско-краеведческое направление позволяет решить актуальные педагогические задачи формирования всестороннего
развитой личности обучающегося, способной адекватно взаимодействовать с окружающими
людьми в различных ситуациях, в том числе и экстремальных, успешно социализироваться в
современном обществе.
Туристско-краеведческое направление включает в себя различные формы работы, что
позволяет в процессе воспитания соединить физическое развитие с интеллектуальным, духовным, способствует воспитанию патриотических чувств, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
Таким образом, в процессе туристско-краеведческой деятельности происходит воспитание и практическая подготовка гармонично развитого, свободного, функционально грамотного гражданина, способного к сотрудничеству в интересах человека, общества, государства.
Нормативно-правовые документы, с учётом которых составлена программа
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (N 273-ФЗ от 29. 12. 2012);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе
с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ);
- Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности реализации
дополнительных общеобразовательных программ (вместе с Методическими рекомендациями
по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»);
Педагогическая целесообразность программы

В настоящее время обществом ставится задача не только обучения подрастающего поколения основам безопасности жизнедеятельности, но и широкое – формирование у него
культуры безопасности жизнедеятельности.
Данная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые позволяют раскрыть потенциал ребенка, его индивидуальность. Используя активные
методы обучения (занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы, сплавы, турслеты и
т.д.) у обучающегося формируются и развиваются жизненно важные навыки и умения в
практической деятельности – критически мыслить; ставить цели; принимать решения и решать проблемные ситуации; творчески мыслить; уметь справляться со стрессом и эмоциями;
осознать себя как личность.
Новизна, отличительные особенности программы
Программа рассчитана на год обучения. По программе вводится блок «Школа выживания», в связи с программой республиканских соревнований «Школа безопасности», блок
усилен разделами «Медицинская подготовка», «Правила дорожного движения», «Пожарная
безопасность». Тематика теоретических и практических занятий разработана с учетом условий нашего региона.
Особенности организации учебного процесса данной программы заключается в том, что
обучение может проходить одновозрастных и разновозрастных групп.
Адресат программы
Учащиеся 12 – 16 лет, количество учащихся в одной группе до 30 человек.
Переход от детства к взрослости продолжается от с 11 лет до 21 года, но особенно важны первые 5 лет (с 11 до 16) – юношеский возраст. Этот возраст характеризуется формированием самосознанием и собственным мировоззрением, стремлением заново и критично
осмыслить все окружающее.
Подросток стремится к активному общению со своими сверстниками, и через это общение он активно познает самого себя, овладевает своим поведением. Именно общение со
своими сверстниками – ведущий тип деятельности в этом возрасте, через общение осваивается нормы социального поведения, нормы морали. В то же время подростки находится под
контролем со стороны учителей и родителей, что конечно лишает детей права самостоятельно планировать и контролировать свою деятельность, свое поведение. Это в свою очередь,
снижает уровень ответственности ребенка за свои действия, приводит к протестному поведению.
Дополнительное образование, а именно туристская деятельность дает ребенку возможность самостоятельно выстраивать свое поведение, учат самоуправлению и самообслуживанию.
Подростки 14-15 лет отличаются также стремлением испытать себя, тягой к приключениям, к риску, к самоутверждению. Данная программа направлена на удовлетворение таких
потребностей, через походы, соревнования, турслеты.
При общении ребенка с природой снижаются отрицательные эмоции, напряжение, возникающее в учебном процессе.
Именно в юношеском возрасте складываются те черты характера, от которых зависит
его успешность, конкурентоспособность в жизни.
Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы.
Программа рассчитана на 1 учебный год. 108 час в год, 3 часа в неделю. Планируется
проведение занятий 2 раза в неделю, в будни и в выходные дни (практические занятия, участие в соревнованиях, походах).
Формы обучения. Очная. Форма организация учебного процесса классно-урочная, с
применением активных форм познания – мастер-классы, походы выходного дня, практические занятия и т.д.
Режим занятий

Теоретические и практические занятия проводятся на базе МАОУ «Лингвистическая
гимназия» № 3. Одно занятие продолжительностью 45 минут.
Занятия проводятся в зависимости от темы, временем года и погодных условий – на
улице или в помещении. В каникулярное время занятия проходят по графику с планом гимназии.
Особенности организаций образовательного процесса
Содержание программы рассчитано на постоянный состав группы, занятия групповые, Рекомендуемый состав группы первого года обучения до 30 человек.
Учебный план включает большое количество практических занятий. Многие занятия
предполагают сочетание теории и практики. Учебный план и программа предусматривают
повторение изученного ранее и дальнейшее, углубление и расширение знаний.
Учебный материал обучения делится на разделы:
1. Основы знаний и умений туристско-краеведческой деятельности, в том числе:
- специальная подготовка; - краеведческая подготовка; - медицинская подготовка.
2. Практическое применение знаний: экскурсии, походы, соревнования, конференции, турслеты и т.д.
При изучении этого раздела программы следует разбить ее на три части: лекции; практические занятия в помещении, в спортзале; практические занятия в походе, на соревнованиях.
Цель программы. Воспитать социально-активную, творческую, самостоятельную личность, с сохраненным физическим и психическим здоровьем, основанном на здоровом образе
жизни.
Задачи программы.
Образовательные (предметные):
- дать знания об основных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера и их последствиях для личности, общества и государства;
- привить обучающимся навыки безопасного поведения человека на природе, во время
походов, массовых мероприятий, в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- обучить приёмам подбора и использования туристского снаряжения;
- привить обучающимся знания по краеведению и экологии, истории, культуре Отечества;
-сформировать умение оказывать первую помощь пострадавшим;
- сформировать убеждение в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- обучить основам техники и тактики туризма, ориентирования, техники безопасности,
организации быта в походах, путешествиях, на соревнованиях;
- обеспечить освоение учащимися знаний и умений, необходимых для самостоятельного проведения похода, участия в соревнованиях, выживания в экстремальных условиях;
- развивать необходимые физические качества: выносливость, силу, ловкость, гибкость,
координацию движений, скоростные качества.
Личностные:
- способствовать физическому развитию обучающихся;
- способствовать развитию интереса к активному познанию окружающего мира;
- способствовать формированию гражданской позиции; благородного отношения к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и
культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России;
- сформировать у обучающихся правильные, с точки зрения обеспечения безопасности
жизнедеятельности, поведенческие мотивы, навыки здорового образа жизни;
- способствовать формированию морально-психологической устойчивости социальной компетентности в быту и в условиях опасных, чрезвычайных и экстремальных ситуаций;
- способствовать воспитанию сознательной дисциплины, умения оценивать свои силы
и возможности,
использовать приёмы самоконтроля;

- способствовать развитию активности, самостоятельности, ответственности, аккуратности, формированию потребности в самореализации;
- воспитывать ответственное отношение к сохранению окружающей природной среды,
личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные:
- способствовать углублению знаний, дополняющих школьную программу;
- развить умение формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения, обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- сформировать умение самостоятельно определять цели и задачи безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать
средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- сформировать умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать
идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- обучить приёмам действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- создать условия для развития мотивации личности к познанию, привить интерес к исследовательской работе;
- развить у учащихся наблюдательность и внимание;
- создать условия для развития творческого потенциала ребёнка, закрепить его интерес
к выбранной области знаний;
- развить умения анализировать наблюдаемые явления и делать самостоятельные выводы;
- развить когнитивные качества личности учащихся: любознательность, эрудированность, пытливость, проницательность;
- создать условия для приобретения опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора
информации с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- развить умения выражать свои мысли и способности, слушать собеседника, понимать
его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; умение взаимодействовать в группе; сформировать духовно-нравственные качества обучающихся для снижения опасности быть вовлечёнными в экстремистскую и террористическую деятельность.
Большое внимание уделяется психологической подготовке воспитанников к зачётному
мероприятию, культуре межличностного общения, формированию коллектива. По итогам
учебного года и зачётного похода обучающимся присваивают звания «Юный путешественник», «Юный турист», «Турист России» и соответствующие разряды по туризму.
Содержание программы
Методические указания
Теоретические занятия проводятся в учебном классе с применением плакатов, схем,
кадров из видеофильмов, демонстрационных и дидактических материалов практические – на
местности, в спортивном зале и на скальном рельефе. Планируется проведение практических
занятий с дежурной сменой поисково-спасательной службы.
На занятиях рекомендуется использовать материалы, демонстрирующие характерные
признаки различных ЧС, благодаря чему учащиеся могут классифицировать ЧС по этим признакам, рассматривать, анализировать нормативно-правовую документацию, регламентирующую деятельность ПСФ, решать ситуационные задачи, связанные с пониманием положе-

ний из данной документации, своих прав и обязанностей, изображать в схемах действия дежурной смены при приведении ее в готовность к выполнению задач спасания. После занятий
рекомендуется проводить разбор действий обучающихся, отметить тех учащихся, которые
работают в основном правильно, помочь проанализировать причины ошибочных действий
остальных.
Для самостоятельной работы обучающимся дается более глубокое изучение нормативно-правовой документации и справочной литературы.
Помощь в выполнении самостоятельной работы со стороны педагога состоит в подготовке необходимого количества документации на основе использования множительной техники и в компьютерном варианте, в обеспечении обучающихся снаряжением, оборудованием
для практических упражнений.
Организационное собрание группы. Введение в программу.
Раздел 1. Краеведческая и экологическая подготовка (ознакомительный уровень).
1.1. Родной город.
Теория Твоя семья, твой дом. Микрорайон. Происхождение улиц и их названий. Твоя
родная школа. От поселенья к городу. Герб города. План города. Памятные места центра города. Предприятия города и района. Учреждения культуры. Развитие спорта.
1.2. Природа родного края, экология.
Теория Географическое положение, климат, растительный и животный мир. Охрана
исчезающих и редких видов растений и животных. Памятники природы.
1.3. Военная история.
Теория Войны и революционные события в истории нашего края. Бурятия в годы Великой Отечественной войны. Герои войны. Памятные места города, топонимика.
Практика работа с планом города, картой города, контурной картой, карточками
«План города», экскурсии по городу, в школьный музей, в краеведческий музей, на предприятия, в театр, конкурсы, соревнования по краеведческому ориентированию.
1.4. Туристские возможности г. Улан-Удэ, обзор экскурсионных объектов.
Теория Маршруты походов, экскурсий. Памятники истории и культуры, природы, музеи города. Изучение района Верхняя Березовка. Сбор краеведческого материала в Этнографическом музеи: изучение картографического материала, поиск, анализ и сбор информации в
интернете, подготовка докладов. Методы поисково-собирательской деятельности. Сбор краеведческих материалов – один из видов общественно полезной деятельности. Охрана памятников.
Практика экскурсия и походы, экскурсии в Этнографический музей, проведение различных краеведческих наблюдений, выполнение краеведческих заданий на маршруте, сбор и
утилизация мусора на стоянках, участие в экологической акции.
Раздел II. Специальная подготовка (ознакомительный уровень).
1.
Основы туристской подготовки.
1.1. Туристские путешествия, история развития туризма.
1.2. История развития движения «ВЕТАС»; его цели и задачи.
Теория
История создания Всероссийского движения учащихся «Школа безопасности». Его роль в популяризации школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», привитии основ здорового образа жизни, совершенствовании умений и навыков безопасного поведения в экстремальных ситуациях.
1.3. Туристское снаряжение.
Теория Личное, групповое, специальное снаряжение. Перечень личного снаряжения
для 1-3-дневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и
зимних походов. Снаряжение для зимних походов, типы лыж. Типы палаток, их назначение,

преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры, пилы. Оборудование для костра, рукавицы, половник др. Особенности снаряжения для зимнего похода.
Особенности походов в межсезонье. Специальное снаряжение для соревнований. Укладка
рюкзака. Хранение снаряжения и его эксплуатация. Подготовка снаряжения к походу. Обязанности реммастера и завснара. Список группового снаряжения. Состав и назначение ремонтного набора .
Практика укладка рюкзака, подготовка снаряжения к походу, уход за снаряжением,
его ремонт, установка и снятие палатки.
1.4. Движение группы на маршруте. Привалы и ночлеги в походе.
Теория Режим дня в походе. Правила движения на маршруте. Движение по дорогам,
тропам. Строй, темп, режим, интервал, построение цепочки; их изменения в зависимости от
различных условий. Направляющий и замыкающий. Продолжительность и периодичность
привалов в зависимости от условий. Режим ходового дня и режим на днёвке. Правила поведения туристов на коротких привалах. Выбор места для привала, бивака.
Практика отработка движения колонной, техники движения по дорогам, тропам, по
пересечённой местности, режима движения в учебном походе.
1.5. Организация туристского быта.
Теория Организация бивака. Виды костров. Разведение костра. Правила работы с костром и инструментом, хранения дров и инструмента. Меры безопасности при обращении с
огнём, кипятком. Организация ночлегов в помещении. Уход за одеждой обувью (сушка, ремонт). Правила купания. Уборка места лагеря. Организация ночлега в помещении. Виды палаток. Размещение вещей в них. Предохранение палатки от намокания и проникновения
насекомых. Правила поведения в палатке. Правила поведения на стоянке. Охрана природы.
Противопожарные меры.
Практика выбор места бивака, организация работы по развёртыванию и свёртыванию
лагеря, заготовка дров, разведение костра, установка палатки.
1.6. Питание в походе.
Теория Значение правильного питания в походе. Организация питания в однодневном
и 2-3-дневном походе. Подбор продуктов питания. Питьевой режим. Составление меню 2-3дневного похода, списка продуктов. Упаковка, транспортировка, хранение продуктов. Приготовление пищи на костре. Практика: составление меню и списка продуктов 1-3-дневного
похода, закупка и упаковка продуктов, приготовление пищи на костре .
1.7. Туристские должности.
Теория Постоянные и временные должности в группе. Дежурные по кухне. Туристские краеведческие должности. Ответственность за выполнение порученных обязанностей.
Распределение должностей.
Практика выполнение обязанностей по должностям во время подготовки, проведения
похода и по его окончании.
1.8. Узлы, верёвки.
Теория Основные и вспомогательные верёвки. Группы узлов, наименования и применение. Страховочные и контрольные узлы. Техника вязания (прямой, брамшкотовый, академический, узел проводника, проводник-восьмёрка, встречный, схватывающий, булинь, стремя). Конкурсы узлов.
Практика вязание узлов, в том числе - на время.
1.9. Преодоление препятствий.
Теория Общая характеристика естественных препятствий. Движение по ровной и пересечённой местности, по склонам, движение по лесу, преодоление завалов, болота, рек и оврагов. Страховка и самостраховка. Организация сопровождения. Преодоление спуска, подъёма,
траверс склона (спортивный способ, с самостраховкой схватывающим узлом, жюмаром,
восьмёркой). Страховочные системы. Преодоление реки, оврага по бревну, параллельным

перилам, навесной переправе. Преодоление заболоченного участка по кочкам, с помощью
жердей и опор. Организация страховки и самостраховки.
Практика надевание и подгонка ИСС, отработка техники движения по склонам, заболоченной местности, преодоления естественных препятствий.
1.10. Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, массовых мероприятий, походов.
Теория Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице. Пожарная безопасность. Правила дорожного движения. Правила поведения в транспорте. Требования к участникам. Особенности зимнего туризма. Меры безопасности при преодолении препятствий. Правила поведения в незнакомом населённом пункте. Взаимоотношения с местным населением.
Практика выработка дисциплинированности, отработка навыков поведения и соблюдения техники безопасности при движении на маршруте, на биваке, в различных видах
транспорта, соблюдения ПДД, техники преодоления препятствий.
1.11. Подготовка к походу, путешествию.
Теория Определение цели и района похода, изучение района похода: изучение литературы, карт, отчётов о походах, запросы в местные образовательные и другие учреждения,
получение сведений у людей, прошедших планируемый маршрут. Распределение обязанностей в группе. Разработка маршрута, календарного плана-графика похода. Подготовка снаряжения, оформление документации.
Практика изучение района похода, разработка маршрута и составление графика похода, подготовка личного и группового снаряжения, заполнение маршрутного листа.
1.12. Подведение итогов туристского похода.
Теория Обсуждение итогов похода, отчёт по должностям. Подготовка фотографий, видеофильма, заметок в СМИ.
Практика ремонт и сдача снаряжения, обработка собранных материалов, составление
отчёта о походе, выполнение творческих, исследовательских работ, оформление значков и
спортивных разрядов.
1.13. Туристские слёты и соревнования.
Теория Цели и задачи туристских слётов и соревнований. Виды туристских соревнований и особенности их проведения. Соревнования «Школа безопасности». Правила соревнований. Организация соревнований, судейская коллегия, участники. Положение, условия.
Снаряжение участников и командное снаряжение. Атрибутика команды, форма. Меры безопасности. Медицинское обеспечение. Охрана природы. Порядок проведения, информация.
Подведение итогов.
Практика участие в соревнованиях по ТПТ, Олимпиаде по туризму и краеведению,
районной Олимпиаде по ОБЖ и др.
2.
Топография и ориентирование.
2.1. Топографические и спортивные карты.
Теория Определение топографии, карты, их значение для государства, для туриста.
Схемы, планы. Номенклатура. Километровая сетка карты. Критерии подбора картографического материала для похода. Спортивная карта: назначение, отличие от топографической.
Защита карты от непогоды на соревнованиях, в походе.
Практика работа с цветными и чёрно-белыми картами, картами различного масштаба.
2.2. Условные знаки.
Теория Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топознаков по группам. Масштабные и немасштабные знаки, площадные (заполняющие) и контурные знаки. Условные знаки спортивных карт.
Практика чтение и изображение знаков, игры и упражнения на запоминание знаков,
топографические диктанты, топографическое лото, мини-соревнования
2.3. Измерение расстояний. Масштаб.

Теория Масштаб, виды масштабов. Способы измерения расстояний на местности и по
карте, курвиметр. Средний шаг. Масштабы спортивных карт.
Практика решение задач, работа с курвиметром, картами различного масштаба, определение масштаба и расстояния по карте.
2.4. Компас. Азимут.
Теория Назначение компаса, история развития. Устройство компаса. Типы компасов.
Правила обращения. Ориентир. Определение азимута. Истинный и магнитный азимут. Измерение азимута на объект и по карте, определение объекта по азимуту (обратная и прямая засечки). Движение по азимуту. Ориентирование карты.
Практика ориентирование карты по компасу; упражнения на определение азимута на
предмет (обратная засечка) и предмета по азимуту (прямая засечка), измерение азимута на
карте; отработка навыков азимутального хода.
2.5. Спортивное ориентирование.
Теория История развития вида спорта. Виды соревнований. Организация соревнований.
Материальное обеспечение соревнований, снаряжение ориентировщика.
Практика закрепление полученных знаний, отработка навыков на соревнованиях.
3.
Основы гигиены и первая доврачебная помощь.
3.1. Личная гигиена туриста. Профилактика заболеваний, травматизма.
Теория Понятие о гигиене, её значение и основные задачи. Личная гигиена туриста:
гигиена тела, водные процедуры, гигиена одежды и обуви. Закаливание. Вредное влияние
курения, употребления спиртных напитков, проблема наркомании. Предупреждение потертостей, тепловых и солнечных ударов, ожогов, обморожений, пищевых отравлений. Обязанности санитара. Санитарный контроль за посудой, гигиеной туристов, их состоянием.
Практика разучивание комплекса упражнений гимнастики; сбор медицинских допусков и составление медицинской картотеки группы; отработка навыков обеззараживания воды
в походе; применение средств личной гигиены на соревнованиях, тренировках, в поездках,
походах.
3.2 Походная аптечка.
Теория Состав, хранение и использование походной медицинской аптечки. Назначение препаратов, противопоказания. Личная аптечка туриста. Контроль за состоянием аптечки
и своевременным пополнением.
Практика игры и упражнения на закрепление знаний о наименовании и назначении
медикаментов; формирование походной медицинской аптечки.
3.3 Основные приёмы оказания первой доврачебной помощи.
Теория Первая помощь при потёртостях, мозолях, тепловых и солнечных ударах, обморожениях, ушибах, вывихах, растяжениях, порезах, ожогах, обмороках, укусах насекомых,
утопающему.
Практика отработка навыков диагностики и оказания первой помощи; наложение повязок.
3.4 Транспортировка пострадавшего.
Теория Способы транспортировки пострадавшего в зависимости от травмы, состояния пострадавшего, количества участников, характера местности. Изготовление мягких носилок, волокуш.
Практика изготовление носилок из жердей и полотна, штормовок, изготовление волокуш; отработка навыков транспортировки пострадавшего.
4.
Школа выживания.
4.1 Ориентирование без компаса.
Теория Ориентирование по местным предметам. Ориентирование по часам, Солнцу,
Луне, звёздам.

Практика определение точки стояния на спортивной карте; упражнения по определению сторон горизонта по местным признакам, Солнцу, Луне, Полярной звезде.
4.2 Действия при потере ориентировки. Аварийные сигналы.
Теория
Порядок действий: прекращение движения, анализ пройденного маршрута,
поиск отличительных ориентиров, выход на крупные ориентиры, к ближайшему жилью,
дисциплина и самоконтроль. Разделение группы. Действия отдельного
участника в случае потери ориентировки, отставания от группы. Общение со спасателями. Подача сигналов бедствия. Международная кодовая таблица сигналов.
Практика отработка действий при разделении группы, работа со средствами связи, отработка навыков подачи сигналов бедствия (в т.ч. и на время).
4.3 Ядовитые грибы и растения.
Теория Ядовитые грибы и растения нашей местности и наиболее посещаемых туристами районов: изображения, описание, основные характеристики. Условно съедобные грибы. Профилактика отравления. Признаки отравления. Первая помощь при отравлении.
Практика определение грибов и растений на местности.
4.4 Выживание в городе.
Теория Квартирные и уличные опасности. Средства защиты. Дорожно-транспортные
происшествия. Тонкий лёд. Места массового скопления людей. Экстремизм и терроризм.
Практика экскурсия в РЦПС.
4.5 Аварии и стихийные бедствия.
Теория Транспортные катастрофы. Пожары, гроза, ураган. Психологический аспект.
5. Пожарная безопасность. Теория ( 1 час) Горит телевизор. Пожар в квартире.
Практика отработка действий при пожарной тревоге на занятии в помещении школы,
встреча с пожарным, практическое занятие в пожарной части.
Раздел III. Медицинская подготовка (ознакомительный уровень).
Занятия по медицинской подготовке проводятся в классе с использованием плакатов по
анатомии человека, макетов скелета и внутренних органов, обучающего сердечно-лёгочной
реанимации, современных табельных и подручных средств оказания первой помощи и
транспортировки, компьютерных обучающих программ и видеоматериалов.
Самостоятельная работа планируется для углублённого изучения тематики программы
по рекомендуемой литературе – «Учебнику спасателя» (Шойгу С.К.), «Основам медицинских знаний» (Бубнов В.Г., Бубнова Н.В.), «Атласу добровольного спасателя» (Бубнов В.Г.,
Бубнова Н.В.).
Контроль усвоения темы достигается решением тестовых заданий и ситуационных задач на занятиях.
Самостоятельную работу обучающихся по психологической подготовке следует направить на упражнения в аутотренинге, на решение психологических ситуационных задач. Качество выполнения самостоятельной работы проверяется на занятиях в процессе взаимоконтроля и контроля со стороны педагога. Помощь педагога в выполнении самостоятельной
работы состоит в ознакомлении обучающихся с упражнениями по аутотренингу, подготовке
карточек с ситуационными задачами.
3.1. Входной контроль по медицинской подготовке. Первая помощь. Основы анатомии
и физиологии человека. Средства и основные правила выполнения приёмов первой помощи.
Теория (2 ч.) Понятие о строении и функционировании тела человека, его физических
возможностях, пороге выживаемости. Системы органов, полости тела, присасывающее действие грудной клетки, способствующее осложнениям при ранении шеи и грудной клетки.
Понятие о кровообращении, работе сердца. Значение объёма циркулирующей крови для сохранения жизни человека. Функционально выгодные положения тела. Значение иммобилизации конечностей при переломах костей для предотвращения осложнений. Определение
мест прижатия крупных артерий. Основы выживания. Оптимальные и экстремальные усло-

вия жизнеобитания человека. Порог выживаемости человека (условия, время, возможность
возвращения к жизни). Физиологические аспекты выживаемости человека. Возможные последствия для организма человека, пребывающего в экстремальных условиях.
Практика Ознакомление со строением скелета человека по его муляжу. Ознакомление
с расположением внутренних органов по муляжу торса тела человека. Приемы определения
мест прижатия крупных артерий рукой на теле статиста. Наблюдение за присасывающим
действием грудной клетки при дыхании.
3.2. Лекарственные средства и их применение. Комплектация индивидуальной и групповой аптечки, согласно требований.
Теория Понятие медицинской аптечки, индивидуальной и групповой аптечки. Требования к комплектации.
Практика Визуальное ознакомление с лекарственными препаратами, упаковка аптечки
различного типа.
3.3. Общая и специальная физическая подготовка
Практика Легкая атлетика. Высокий старт от 10 до 15 м. Бег с ускорением 30-40 м.
Скоростной бег 40 м. Бег в гору на короткие дистанции. Бег по песку/снегу. Бег по пересеченной местности 1000 м.
4.4 Правила проведения сердечно – легочной реанимации.
Теория Сердечно-лёгочная реанимация, техника выполнения, типичные ошибки. Применение холода. Признаки биологической и клинической смерти.
Практика Тренировка нанесения прекардиального удара, обеспечения проходимости
верхних дыхательных путей, проведения искусственной вентиляции лёгких и наружного
массажа сердца. Проведение безвентиляционного массажа сердца. Техника безопасности при
проведении сердечно-лёгочной реанимации. Техника безопасного поворота пострадавшего
на живот. Тренировка в проведении сердечно-лёгочной реанимации одним спасателем, бригадой спасателей. Согласование действий. Замена участников. Определение признаков успеха реанимации. Использование содержимого аптечки спасателя для поддержания жизни.
3.5 Кровотечение и виды. Первая помощь при ранениях и кровотечениях. Виды повязок
и способы их наложения. Переломы и их виды. Первая помощь при переломах. Правила
наложения шин (типы шин).
Теория Понятие кровотечения и его виды. Раны и их признаки. Быстрое ориентировочное определение массы потерянной пострадавшим крови. Тактика спасателя при кровотечениях. Способы остановки кровотечений: прижатие повреждённого сосуда рукой, жгутом, закруткой. Максимальное сгибание конечности, давящая повязка. Обезболивание, повязка, иммобилизация конечности, холод, возвышенное положение конечности. Понятие переломы и их виды. Правила наложения шин.
Практика Тренировка в использовании содержимого аптечки спасателя для первой
помощи при ранениях, сопровождающихся кровотечениями. Закрепление навыка наложения
первичной повязки, прижатия крупных артериальных сосудов, наложения кровоостанавливающего жгута на конечности, иммобилизации, использования холода, функционально выгодного положения конечности и тела. Выполнение тестовых заданий и решение ситуационных задач. Отработка наложения повязок, шин.
3.6. Первая помощь при ранениях грудной клетки, шеи, мягких тканей головы, живота
Теория Признаки ранения шеи и мягких тканей головы, главные опасности для жизни.
Признаки проникающего ранения грудной клетки и живота. Тактика спасателя при оказании
первой помощи. Правила первой помощи.
Практика Тренировка в оказании первой помощи: тампонада раны на шее, голове,
наложение жгута на шею, герметизирующей повязки на грудную клетку при проникающем
ранении, повязки при проникающем ранении живота с выпадением внутренних органов.
Функционально выгодные положения тела. Особенности транспортировки. Решение ситуационных задач.

3.7. Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии, падении с высоты,
травматическом шоке
Теория Признаки повреждений костей и суставов. Открытые и закрытые переломы костей. Особенности транспортной иммобилизации при травме костей руки, ноги, таза, позвоночника. Хлыстовая травма шеи. Первая помощь пострадавшему, блокированному в деформированном салоне автомобиля. Признаки развития травматического шока. Противошоковые мероприятия. Виды ДТП и способы оказания первой помощи.
Практика Практическое обучение навыкам наложения транспортных шин при различной локализации повреждений, обращению с шприц-тюбиком, одноразовым шприцом, ампулами с противошоковыми препаратами, выполнению внутримышечных инъекций, применению холода. Тренировка по перемещению пострадавшего в позе «лягушки». Решение тестовых заданий и ситуационных задач.
3.8. Синдром длительного сдавливания. Первая помощь при длительном сдавлении
мягких тканей тела.
Теория Понятие о синдроме длительного сдавления (СДР), позиционном синдром и их
признаки. Критерии прогноза возможного развития синдрома и тактика спасателя при оказании первой помощи. Приёмы первой помощи: обезболивание, восполнение плазмокровопотери, применение жгута, тугого бинтования конечности, холода, иммобилизации.
Практика Тренировка по выполнению приёмов первой помощи при длительном сдавлении конечностей. Решение ситуационных задач.
3.9. Первая помощь при отморожении и переохлаждении. Первая помощь при термических и химических ожогах. Первая помощь при поражении электрическим током. Первая
помощь при укусах насекомых и змей
Теория Условия наступления холодовой травмы. Признаки отморожения и переохлаждения. Тактика действий спасателя при оказании первой помощи. Техника наложения теплоизолирующих повязок. Причины и признаки термических поражений кожи различной степени тяжести. Сочетание с ожогом дыхательных путей. Первая помощь при термических
ожогах. Быстрое определение площади ожога кожи, прогноз и профилактика ожогового шока. Ожог от воздействия агрессивных жидкостей, попадание их в глаза. Оказание первой помощи. Признаки укусов насекомыми и змеями. Тактика спасателя и содержание первой помощи. Первая помощь при аллергической реакции на укусы.
Практика Практика в наложении термоизолирующей повязки. Решение ситуационных
задач. Выполнение приёмов первой помощи при ожогах. Правила первой помощи при поражении глаз. Быстрая оценка безопасности места происшествия. Способы приближения и создания безопасных условий оказания первой помощи. Оценка состояния пострадавшего.
Особенности первой помощи поражённому электрическим током и молнией. Наблюдение,
предупреждение повторных остановок сердца. Закрепление навыков выполнения приёмов
сердечно-лёгочной реанимации. Тренировка в нанесении прекардиального удара. Использование содержимого аптечки спасателя в целях проведения реанимации. Решение тестовых
заданий и ситуационных задач. Тренировка приёмов оказания первой помощи при укусах.
3.10. Первая помощь при утоплении.
Теория Спасение на воде. Картина утопления, «белая» и «синяя» асфиксия. Первая
помощь пострадавшему. Особенности реанимационных мероприятий и тактика спасателя
при оказании помощи утонувшему.
Практика Просмотр видеофильма о спасении на воде. Овладение приёмами очищения
дыхательных путей. Закрепление навыков сердечно-лёгочной реанимации на тренажёре
«МАКСИМ».
3.11. Виды и способы транспортировки пострадавших. Виды носилок.
Теория Виды, способы и правила транспортировки пострадавших при различных видах
травм. Мягкие и жесткие носилки. Правила вязания носилок. Транспортировка при помощи
подручных средств.

Практика Транспортировка пострадавших. Тренировка приёмов перекладывания пострадавшего с земли на носилки. Пользование ковшовыми носилками. Правила транспортировки пострадавших в зависимости от тяжести состояния и локализации повреждения. Вынос пострадавшего с использованием подручных средств. Деловая компьютерная игра по
оказанию первой помощи при ДТП с защемлением пострадавшего.
IV. Социально-психологическая подготовка (ознакомительный уровень).
4.1. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление,
воображение.
Теория Определение, виды, структура и характеристики внимания. Факторы, влияющие на произвольное внимание. Определение памяти, основные процессы и продуктивность
памяти, виды памяти, механизмы запоминания, индивидуальные особенности собственной
памяти, мнемотехника. Понятие «мышление», виды мышления, мыслительные операции, пути развития и активизации мышления. Внимание, память и мышление – необходимые факторы выживания.
Практика Упражнения на диагностику и развитие внимания, памяти, мышления,
опросник Айзенка или тест «IQ».
4.2. Самосознание. Самооценка.
Теория Самосознание. «Я-концепция». Самооценка. Особенности поведения людей в
зависимости от характера самооценки. Самоотношение и самоуважение. Уверенность в себе.
Права человека, позволяющие поддерживать уверенность в себе.
Практика тесты «Самооценка», «Эгоист или альтруист», создание собственного герба.
4.3. Эмоции и чувства. Стресс.
Теория Определение чувств. Формы переживания чувств: эмоции, аффекты, настроение, стрессовые состояния. Стресс, стадии его развития и влияние на организм человека. Как
справиться со стрессом.
Практика Упражнения «Изобрази эмоцию», «Передай эмоцию», тест «В порядке ли
ваши нервы?», тест на стрессоустойчивость; аутотренинг.
V. Правила дорожного движения (ознакомительный уровень).
Теория Правила дорожного движения для пешеходов и велосипедистов. Безопасность
пешехода на дороге, переход проезжей части. Порядок движения группы в населённом пункте, вдоль дорог, при пересечении дорог. Безопасность пассажира. Знаки.
Практика встреча с инспектором ГИБДД, отработка навыков движения группы на соревнованиях, в походе с соблюдением правил дорожного движения.
Планируемые результаты
Занятия по данной программе должны способствовать приобретению воспитанниками
знаний о своём крае; технике и тактике туризма; об ориентировании на местности; оказании
первой доврачебной помощи; о действиях в экстремальных ситуациях природного характера.
Совокупность этих знаний будет являться фундаментом для выработки жизненных навыков.
Предметными результатами обучения являются:
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм, и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

- знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом
реально складывающейся обстановки.
Личностными результатами обучения являются:
развитие личностных, в том числе духовно-нравственных и физических, качеств,
обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
формирование потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
ответственное отношение к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения являются:
умение формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия, выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать
средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
умение воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и
в чрезвычайных ситуациях;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
умение выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
умение использовать приёмы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
умение взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли
во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Минимальный показатель туристских навыков и умений 1 года обучения
1.
Уметь поставить палатку.
2.
Уметь составить список личного и группового снаряжения для 1-3-дневного похода и
правильно уложить рюкзак.
3.
Уметь разложить и зажечь один из видов костров.
4.
Уметь составить меню однодневного и двухдневного похода; приготовить 3 блюда на
костре (сварить суп из пакетиков, молочную кашу и компот из сухофруктов).
5.
Уметь определять масштаб и измерять расстояние по карте.
6.
Знать 20 топографических знаков.
7.
Уметь работать с компасом, ориентировать карту, измерять азимут (прямая и обратная засечки), двигаться в заданном направлении (по азимуту).
8.
Уметь завязывать 6 узлов, применяемых в различных ситуациях.
9.
Уметь оказать первую помощь в случаях, описанных в программе, изготовить мягкие
носилки и транспортировать пострадавшего.

10.
Уметь действовать в случае потери ориентировки.
11.
Принять участие в массовых мероприятиях согласно плану отдела.
12.
Уметь вести дневник наблюдений, впечатлений, мнений в походах, на экскурсиях, на
соревнованиях.
13.
Знать основы безопасного поведения на улицах и дорогах.
Минимальный показатель туристских навыков и умений 2 года обучения.
1.
Уметь выполнять нормативы 1-го года обучения.
2.
Уметь собраться в пешеходный многодневный поход в зависимости от сезона и района похода.
и
Знать правила оборудования бивака и уметь оборудовать бивак в лесной и безлесной
зоне в разное время года.
4.
Уметь разложить и развести костёр в любую погоду.
5.
Уметь составить меню на многодневный поход.
6.
Уметь применять альпеншток на склоне и организовать спуск-подъём при помощи
верёвок.
7.
Знать правила и уметь переправляться через водные преграды, организовать переправу.
8.
Знать технику вязки узлов. Уметь завязать 15 узлов (каждый за 1минуту).
9.
Знать топографические знаки, уметь составить топографическую схему местности.
10.
Знать условные обозначения спортивных карт и уметь ориентироваться по спортивной карте.
11.
Уметь оказать доврачебную помощь в объёме программы, изготовить средства транспортировки и организовать транспортировку пострадавшего.
12.
Уметь действовать в различных аварийных ситуациях, добыть огонь, воду и пищу,
подать сигнал бедствия.
13.
Уметь составить отчёт о походе.
14.
Принять участие в массовых мероприятиях Центра.
15.
Совершить зачётный степенной пешеходный поход.
16.
Знать основы безопасного поведения на улицах и дорогах.
17.
Основы первой медицинской помощи.
Материально-техническое обеспечение программы
Эффективность преподавания по программе зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.
Занятия проводятся в учебном классе МАОУ «Лингвистическая гимназия » № 3. Помещение оборудовано посадочными местами и столами, хорошо освещается.
Средствами оснащения являются: учебно-методическая литература, компьютер, аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура, стенды, плакаты, средства индивидуальной защиты, аудиовизуальные пособия, туристское снаряжение для похода; специальное снаряжение для спортивного туризма.
Перечень оборудования
Перечень туристского снаряжения и инвентаря
1.
Палатки туристские – комплект
2.
Верёвка основная
3.
Верёвка вспомогательная
4.
Репшнур
5.
Система страховочная – комплект
6.
Карабины альпинистские с муфтами (автоматические, полуавтоматические, механические)

7.
Жюмары, спусковые тормозные устройства, блоки, ролики
8.
Компас жидкостный
9 . Призмы для ориентирования на местности – комплект
10. Компостеры для отметки прохождения КП – комплект
11. Карты топографические и спортивные, планы, схемы
12. Секундомер электронный – 2 штуки
13. Аптечка медицинская в упаковке – комплект
14. Коврик туристский
Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы планируется работа с сетевыми партнерами:
1.
Городской центр детско-юношеского туризма.
2.
Республиканский детско-юношекий центр патриотического воспитания, туризма и
спорта.
3.
Бурятская республиканская поисково-спасательная служба.
4.
Федерация спортивного ориентирования Республики Бурятия.
5.
Федерация спортивного туризма Республики Бурятия.
6.
Турфирмы
Все организации предоставляют помощь в теоретических и практических занятиях оборудование, отвечающие всем требованиям безопасности, для отработки навыков программы «
ВЕТАС» и проведения соревнований по «Школа безопасности – Школа выживания»; Совместно проводятся Городские соревнования по спортивному ориентированию для школьников города. Организации предоставляют комплект оборудования и спортивные карты для
проведения тренировок и соревнований
Кадровое обеспечение: Для реализации данной программы привлекается учитель биологии и географии Бурхинова Анна Владимировна

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.
Абрамович Г.М. Первая помощь при клинической смерти от различных причин / Г.М.
Абрамович. – Иркутск: Вост.-сиб. кн. изд-во, 2004. –144с.
2.
Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий дорожно-транспортных
происшествий: Справочник спасателя (книга №11). – М.: ВНИИ ГОЧС, 2001.- 162 с.
3.
Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография / В.М. Алешин, А.В. Серебреников. - М.: Профиздат, 1985. – 150 с.
4.
Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова. –
М., 2004.
5.
Ганьшин В.Н. Простейшие измерения на местности / В.Н. Ганьшин. - М.: Недра, 1983.
– 109 с.
6.
Гофштейн А.И. Спутник спасателя. Т.1 (начальная подготовка): (учеб. пособие) /
А.И.Гофштейн. – М.: Пантори, 2006. -208 с.
7.
Григорьев В.Н. Водный туризм / В.Н. Григорьев– М.: Профиздат, 1990.
8.
Методические рекомендации маршрутно-квалификационным комиссиям, руководителям и участникам спелеопутешествий по обеспечению безопасности. - М.: Турист, 1977. 80 с.

9.
Повзик Я.С. Пожарная тактика: учеб. для пожарно-техн. училищ / Я.С. Повзик, П.П.
Клюс, А.М. Мотвейкин.- М.: Стройиздат, 1990.- 335 с
10.
Туркевич М.М. Поисково-спасательные работы в горах / М.М Туркевич. Под ред.
Ю.Л. Воробьева. – Краснодар: МЧС России, 2000.– 416 с.
11.
Уилсон Н. Руководство по ориентированию на местности: Выбор маршрута и планирование путешествия. Навигация с помощью карт, компаса и природных объектов / Нейл
Уилсон. – Пер. с англ. К. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 352 с.
12.
Учебник спасателя / С.К. Шойгу, М.И. Фалеев, Г.Н. Кириллов и др.; под общ. Ред.
Ю.Л. Воробьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Краснодар: «Сов. Кубань», 2002. – 528 с.
Рекомендованный список для родителей
7.
Черепанова Е.М. Психологический стресс / Е.М.Черепанова. - М.: Центр «Академия»,
1997.
8.
Мелихов Е.Н. Элементы топографии и ориентирования на местности: Спутник туриста / Е.Н. Мелихов. - М.: Физкультура и спорт, 1969.
9.
Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова. –
М., 2004.
10.
Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А.В. Гостюшин. – М.: Зеркало, 1994.
11.
Уилсон Н. Руководство по ориентированию на местности: Выбор маршрута и планирование путешествия. Навигация с помощью карт, компаса и природных объектов / Нейл
Уилсон. – Пер. с англ. К. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 352 с.
12.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера: Краткая энциклопедия / Под общ.
Ред. Ю.Л. Воробьева. - Калуга: ГУП Облиздат, 2000. Вып. 2.

Календарный учебный график
(базовый уровень)
Календарный план 1 год обучения (базовый уровень)
№

Форма
занятия

1.

2.

Колво Тема занятия
часов

Экскурсия в музейный уголок
1
ГЦДЮНТУР. Беседа.
Беседа
1
Лекционнопрактическое занятие

Организационное собрание группы.
Туристские путешествия, история развития туризма. Виды
туризма.
Техника безопасности. Организация спуска и подъёма

3.

Лекционно-практическое
занятие
1
Организация этапов, не требующих специального снаряжения.
Самостраховка. Подготовка к соревнованиям

4.

Лекционнопрактическое

1

занятие

5.

Беседа, просмотр
фильма.
1
Практическое занятие

6.

Беседа, работа с
картой

7.

Экскурсия в Музей
природы
1

8.

Беседа, практика

1

1

12.

Беседа. Практическое
занятие

1

Маршруты походов, экскурсий.

1

2
соревнования
«Школа
безопасности»

15.

Памятники природы

История и природа родного края.

Соревнования

Первенство
по спортивному
ориентированию
Лекционно-

Географическое положение, климат, природа, экология

3

11.

14.

правила. Правила дорожного движения.

Топографические и спортивные карты. Измерение расстояний.
Масштаб. Инструктаж по ТБ.

10.

13.

Соревнования «Школа безопасности»: история, программа,

1

Учебнотренировочный
поход, посвящённый
Всемирному Дню
туризма
Беседа

9.

Назначение компаса, история развития. Устройство компаса.
Типы компасов. Правила обращения. Ориентир. Определение
азимута. Истинный и магнитный азимут. Измерение азимута
на объект и по карте, определение объекта по азимуту
(обратная и прямая засечки).

Твой микрорайон, посёлок, деревня. Твоя родная школа.
Условные знаки спортивных карт.
Ориентирование карты. Работа с компасом.
Правила дорожного движения.
Подготовка к соревнованиям. Инструктаж по ТБ.
Преодоление препятствий. Техника и тактика работы в
команде. Правила дорожного движения

3

Ориентирование в заданном направлении. Условные знаки
спортивных карт. Оборудование, регламент соревнований.

1

Значение правильного питания в походе. Организация пита-

практическое
занятие

16.

17.
18.

19.

20.

Соревнования по
технике туризма
Лекционнопрактическое
занятие
Поход

3

1
3

Беседа, оформление 1
отчёта
Соревнования

3

21.

Беседа

1

22.

Соревнования

3

23.

24.

Лекционнопрактическое
1
занятие
Практическое занятие
1

25.

Беседа, работа с
планом
города

1

26.

Беседа

1

27.

28.

Беседа. Практическое
1
занятие
Практическое занятие
2

ния
в однодневном и 2-3-дневном походе. Подбор продуктов
питания. Питьевой режим. Составление меню 2-3дневного
похода, списка продуктов
Преодоление препятствий в походе. Техника и тактика
пешеходного туризма. Установка палатки «Памирка»
Туристское снаряжение. Укладка рюкзака. Специальное
снаряжение
Правила дорожного движения. Движение группы на
маршруте. Краеведческая работа в походе. Туристские
возможности родного края. Приготовление пищи на костре.
Подведение итогов похода. Работа по должностям
Условные знаки спортивных карт. Экипировка спортсмена.
Ориентирование по выбору
Военные и революционные события на территории нашего
края
Ориентирование на маркированной дистанции. Техника
безопасности при проведении массовых мероприятий
Групповое снаряжение. Виды палаток. Установка и снятие
палатки
Организация переправ. Навесная переправа. Страховка и
самостраховка
Планировка города. Предприятия города
и района.
Наш край в годы Великой Отечественной войны. Землякигерои. Война в истории твоей семьи.

Личная гигиена туриста. Профилактика
травматизма. Обязанности медика.

заболеваний,

Ориентирование без компаса. Эмоции и чувства. Стресс

Вечер бардовской
песни.
Конкурсная программа
по туризму и
краеведению
Лекционнопрактическое
занятие

1

Знакомство с авторской песней

3

Обобщение теоретических знаний по туризму и краеведению

1

Состав ремонтного набора. Обязанности реммастера

32.

Путешествие

3

33.

Беседа.

1

Ожившие страницы истории Отечества. Движение группы на
маршруте. Особенности зимних путешествий. Техника вязки
узлов. Работа по должностям. Социально-психологическая
подготовка
Подведение итогов путешествия. Походная аптечка

29.

30.

31.

п
о
м
о
приёмы оказания первой доврачеб- щ
Основные
ной
и
(пищевые отравления, потёртости, мозоли, тепловые и
солнечные удары, порезы, ушибы, отморожения).

34.

Беседа.

35.

Практическое занятие
3

36.

Беседа.

1

37.

Лекционнопрактическое
занятие

1

Техника и тактика лыжного туризма. Подготовка к
соревнованиям. Изготовление бахил. Инструктаж по ТБ.

1

Правила дорожного движения

2

Техника безопасности в зимних походах. Преодоление
спусков, подъёмов, организация переправ в лыжных походах.

38.
39.

Встреча с инспектором
ГИБДД
Лыжная прогулка

1

Особенности лыжного туризма.Снаряжение.Меры
безопасности при преодолении препятствий
Поведение человека в экстремальной ситуации. Причины
возникновения экстремальных ситуаций в природной среде.
Опасности в туризме: субъективные и объективные. Меры по
исключению субъективных и преодолению объективных
опасностей.
Умение оценить собственные силы
возможности, вера в положительный исход. Сплочённость
группы – фактор её успешных действий. Причины
возникновения конфликтов и способы их устранения. Узлы,
верёвки.

Изготовление волокуш.
40.

Лекционнопрактическое
занятие

1

41.

Соревнования

3

первой доврачебной
Основные
приёмы оказания помощи
(вывихи, растяжения, переломы, наложение повязок, шин,
помощь утопающему)
Закрепление навыков по технике лыжного туризма

42.

Беседа.
Лекционнопрактическое

1

Подведение итогов соревнований. Лекарственные растения

1

Постоянные и временные должности в группе. Дежурные по
до
лж
но
сти
кухне.
Туристские и
краеведческие
.
Ответственность за выполнение порученных обязанностей.
культура и образование. Туристские
возможности Бурятии .
Действия при потере ориентировки. Аварийные сигналы

43.

занятие
44.

Беседа.

45.

Беседа, составление 1
отчёта.

46.

Лекционнопрактическое
занятие

1

47.

Беседа.

1

48.

Практическое занятие.
3

49.
50.

51.
52.

53.

54.

1

Беседа.
1
Экскурсия по городу
1
Беседа. Практическое
занятие
Поход

Беседа. Работа по
должностям,
индивидуальные
консультации
Соревнования по
краеведческому
ориентированию

1

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание,
память, мышление, воображение. Средства индивидуальной
защиты
Выживание в городе. Аварии и стихийные бедствия.
Переправа по бревну. Разведение костра. Глазомер.
Определение ширины препятствия, высоты объекта.
Режим дня в походе. Организация бивака. Виды костров
События Великой Отечественной войны в истории нашего
края. Земляки-герои. Памятники истории, архитектуры
Упаковка, транспортировка, хранение продуктов. Подготовка
к походу. Инструктаж по ТБ.

3

1

3

Правила дорожного движения. Техника безопасности.
Узлы
Подведение итогов похода. Составление отчёта. Подготовка
к
соревнованиям. Инструктаж по ТБ.
Памятные места центра города. Правила дорожного движения

55.

Беседа. Лекционно- 1
практическое занятие

56.

Соревнования

57.

Беседа. Лекционно- 1
практическое занятие

58.

3

Экологическая акция,
1
практическое занятие

59.

Практическое занятие
3

60.

Практическое занятие
1

Подведение итогов соревнований. Изготовление носилок,
транспортировка пострадавшего
Ориентирование в заданном направлении. Виды соревнований
по спортивному ориентированию: городской спринт
Подведение итогов соревнований. Пожарная безопасность

Экологическая работа в походе. Преодоление реки, оврага по
бревну, параллельным перилам, навесной переправе.
Организация страховки и самостраховки. Техника
безопасности.
Групповое снаряжение. Виды палаток. Установка и снятие
палатки. Преодоление заболоченного участка по кочкам, с
помощью жердей и опор.
Пожарная безопасность. Надевание боёвки, прокладывание
рукавной линии, сбивание мишени на время. Пожарная
эстафета, работа с огнетушителем

61.

Лекционнопрактическое
занятие

1

Питание в походе. Съедобные и ядовитые растения и грибы.
Преодоление препятствий.

62.

Беседа

1

Подготовка к соревнованиям. Инструктаж по ТБ.

63.

Соревнования на
КТМ

3

Обобщение знаний и навыков по технике и тактике
пешеходного туризма

2
1

Самосознание. Самооценка.
Подведение итогов соревнований.
Подготовка к зачётному походу

2
5

Подготовка к зачётному походу
Поход

64.
65.

66.
67

Тестирование, беседа
Беседа, работа по
должностям
Беседа, работа по
должностям
Итоговый поход

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
13.
Абрамович Г.М. Первая помощь при клинической смерти от различных причин / Г.М.
Абрамович. – Иркутск: Вост.-сиб. кн. изд-во, 2004. –144с.
14.
Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий дорожно-транспортных
происшествий: Справочник спасателя (книга №11). – М.: ВНИИ ГОЧС, 2001.- 162 с.

15.
Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография / В.М. Алешин, А.В. Серебреников. - М.: Профиздат, 1985. – 150 с.
16.
Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова. –
М., 2004.
17.
Ганьшин В.Н. Простейшие измерения на местности / В.Н. Ганьшин. - М.: Недра, 1983.
– 109 с.
18.
Гофштейн А.И. Спутник спасателя. Т.1 (начальная подготовка): (учеб. пособие) /
А.И.Гофштейн. – М.: Пантори, 2006. -208 с.
19.
Григорьев В.Н. Водный туризм / В.Н. Григорьев– М.: Профиздат, 1990.
20.
Методические рекомендации маршрутно-квалификационным комиссиям, руководителям и участникам спелеопутешествий по обеспечению безопасности. - М.: Турист, 1977. 80 с.
21.
Повзик Я.С. Пожарная тактика: учеб. для пожарно-техн. училищ / Я.С. Повзик, П.П.
Клюс, А.М. Мотвейкин.- М.: Стройиздат, 1990.- 335 с
22.
Туркевич М.М. Поисково-спасательные работы в горах / М.М Туркевич. Под ред.
Ю.Л. Воробьева. – Краснодар: МЧС России, 2000.– 416 с.
23.
Уилсон Н. Руководство по ориентированию на местности: Выбор маршрута и планирование путешествия. Навигация с помощью карт, компаса и природных объектов / Нейл
Уилсон. – Пер. с англ. К. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 352 с.
24.
Учебник спасателя / С.К. Шойгу, М.И. Фалеев, Г.Н. Кириллов и др.; под общ. Ред.
Ю.Л. Воробьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Краснодар: «Сов. Кубань», 2002. – 528 с.
Рекомендованный список для родителей
13.
Черепанова Е.М. Психологический стресс / Е.М.Черепанова. - М.: Центр «Академия»,
1997.
14.
Мелихов Е.Н. Элементы топографии и ориентирования на местности: Спутник туриста / Е.Н. Мелихов. - М.: Физкультура и спорт, 1969.
15.
Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова. –
М., 2004.
16.
Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А.В. Гостюшин. – М.: Зеркало, 1994.
17.
Уилсон Н. Руководство по ориентированию на местности: Выбор маршрута и планирование путешествия. Навигация с помощью карт, компаса и природных объектов / Нейл
Уилсон. – Пер. с англ. К. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 352 с.
18.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера: Краткая энциклопедия / Под общ.
Ред. Ю.Л. Воробьева. - Калуга: ГУП Облиздат, 2000. Вып. 2.


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».