Основы фотографии

03

Н

2014

ОГРН 102030

090

34

Т
ОЙ ГДДЮ

ЛАН- ОГ
УД
Э

М НО ДВОРЕЦ ДЕТ АЗ
СК О
г.У
ЛЬ

1

ОГРН

2

034

41

10.

ОГРН 10203009

903

.
М И Т Е Т 131 ИНН
КО
0
У Е АВТОНОМНОЕ ОБРП О 3 2

00 Т
90
014

ИН

*
*

41

0.2

31

МУНИ
«ГОР ЦИПА
О
(МАОУ ДСК
ДО

ИНН 03 ЛА
230
8

*

903

31
.1
20
0
А Н - У Д Э ИНН 0
27
32
84
У ЛНИТЕЛЬНОГО ОБР
3
30
г .ОПОЛ ЧЕСТВА» г. У АЗОВ

10203
00

20

О

014

70

ОГРН 1020300

0.2

42

Р
ВО 131
34

)

014

20

О

0.2

.1

8
30

О ТЕ ЮНОШЕСКОГО ИЕ
ВА ( РН 1020 )
Д
Г
3

ИН
Н
А ЗО ВАН
0
Б РЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ Ю 3 2

.1

70

20

42

70

ИЯ
АН УДЭ
Н- 270
4

42

*

08

8
30
31

Оглавление
I.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы …………………………………………………………………………….
1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………….
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты ……………………………………….
1.3. Содержание программы ……………………………………………………...
II.
Комплекс организационно педагогических условий ……………………….
2.1. Календарный учебный график ……………………………………………….
2.2. Условия реализации программы ……………………………………………..
2.3. Формы аттестации …………………………………………………………….
2.4. Оценочные материалы ………………………………………………………..
Список литературы …………………………………………………………………...

3
3
6
6
9
9
13
13
13
14

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Основные характеристики программы
1.1. Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ» (далее Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);
2.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ;
3.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики»;
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»;
5.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства»;
7.
Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
8.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об
утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования
детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
10.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
12.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с
изменениями на 27 октября 2020 года).
13.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31
января 2022 г. N1ДГ 245/06);
14.
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных
организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо
Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06);
15.
Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13
декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)
16.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015
г. N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;
17.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г.
Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года.

18.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в
Республике Бурятия на период до 2025 года;
19.
Устав муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г.
Улан – Удэ»;
20.
Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского)
творчества г. Улан – Удэ»;
21.
Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ,
регламентирующих образовательный процесс.
1.2. Актуальность программы обусловлена большим интересом фотографии. Последние
годы фотография развивается всё интенсивнее, с ней мы встречаемся ежедневно: домашние
фотоальбомы, альбомы друзей, репортажи в иллюстрированных изданиях, журналах,
рекламные буклеты, выставки современного искусства и многое другое. С помощью
фотографии ведется летопись страны и каждой семьи. Можно и не вспомнить большинство
событий, происходящих каждый день, но если эти события сфотографировать, то будет
совсем наоборот. В отличие от воспоминаний, которые блекнут и исчезают со временем,
фотографии остаются неизменными. «В эру, перегруженную информацией, фотография
предоставляет единственную быструю возможность понять что-либо и самую компактную
и честную форму для его запоминания. Фотография подобна цитате, меткому замечанию
или пословице». (Сьюзан Зонтаг).
В настоящее время фотография является широко доступной, как никакой другой вид
визуального искусства, и в то же время, именно фотография имеет средства и возможности
научить изобразительному мышлению.
1.3. Отличительные особенности программы
Программа «Основы фотографии» имеет художественно-эстетическую, научнотехническую, социально-педагогическую, а также профессиональную ориентационную
направленность. Реализация данной программы позволит приобщить детей и подростков к
фотографии во всех её аспектах, привить воспитанникам художественный вкус, а это, в
свою очередь, окажет благоприятное воздействие на формирование их нравственных
качеств, развитие эстетических чувств, творческого самовыражения; поможет
адаптироваться в сложной обстановке современного мира и в последующем
самоопределении во взрослой жизни. Учащиеся получают общеразвивающие знания по
истории искусств, анализу характера изобразительного произведения, изучают
композиционные и психологические приемы построения снимка, происходит знакомство с
приемами анализа, классификации и конструирования. Компьютерная обработка
изображений в графических редакторах реализует свободу творчества и фантазии ребенка
и передает достоверность создаваемого изображения, присущую фотографии.
1.4. Педагогическая целесообразность Педагогическая целесообразность состоит в
том, что через изучение и овладение техническими знаниями и информационными
технологиями происходит раскрытие личностного творческого потенциала воспитанников
и его развитие средствами фотоискусства, формируется особое художественное видение
современного ребенка, готового к разработке и внедрению инноваций в жизнь.
Большое значение уделяется практике через кейс-технологии- это метод обучения, в
основе которого лежат задачи из реальной жизни, и они направлены на развитие у детей
soft и hard-компетенций.
Кейс-технология- это техника обучения, использующая описание реальной ситуации,
специально подготовленный материал с описанием конкретной проблемы, которую
необходимо разрешить в составе группы.
Кейс-технологии направлены на исследовательскую деятельность. Интегрирует
в себе технологию развивающего и проектного обучения. Выступают в обучении как

синергетическая технология («погружение» в ситуацию, «умножение» знаний, «озарение»,
«открытие»). Позволяют создать ситуацию успеха
1.5. Цель программы – формирование у учащихся устойчивых знаний и навыков
по таким направлениям, как: представление об истории фотографии, основных
принципах и тенденциях развития фотоискусства, типах современных фотокамер,
практических приемах съемки с различными типами освещения, технических особенностях
съемки портрета, натюрморта, пейзажа (выбор объектива, фона, режима съемки), способах
творческой обработки отснятого материала, преимуществах и недостатках разных
графических форматов применительно к фотографии, условиях использования съемочной
техники, фотооборудования.
1.6. Обучающие:
– научиться пользоваться фототехникой;
– обучить детей выбору фотооборудования, использованию необходимых объективов
и элементов для достижения цели.
– научить работать с графическими редакторами Photoshop, Lightroom.
Развивающие:
– развивать у обучающихся алгоритмическое и логическое мышление;
– развивать способности осознанно ставить перед собой конкретные задачи, разбивать
их на отдельные этапы и добиваться их выполнения.
Воспитательные:
– воспитывать качества характера: трудолюбие, уважение к труду, ответственность,
самоорганизацию;
– формирование чувства эстетики и вкуса.
1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа
11-17 лет, количество учащихся в группе до 14 человек, группа разновозрастная
1.8. Формы занятий:
Занятия могут быть аудиторными (в кабинете), внеаудиторными, в том числе
выходы в музеи и экскурсии, участие в мероприятиях за пределами аудитории, в том числе
с применением дистанционных форм обучения в ZOOM, Viber , телемост и др.
Предполагаются использование занятий с элементами импровизации (моделирование
какого-либо процесса или постановка неожиданных задач для усложнения поставленной
задачи).

2. Объем программы:
2.1. Объем программы –
Объём программы – 1 год обучения базовый 144 часа.
2 год обучения продвинутый 144 часа
2.2. Срок реализации программы – количество недель, месяцев, лет, необходимых
для освоения программы (запланированный срок реален для достижения цели и
ожидаемых результатов).
2.3. Режим занятий:

Направление

Базовый
Продвинутый
4 часа в неделю; 4 часа в неделю;
Основы фотографии
144 часа в год. 144 часа в год.
3. Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты
Soft- компетенции
-развить у обучающихся алгоритмическое, критическое и логическое мышление;

-развить способности осознанно ставить перед собой конкретные задачи, разбивать их на
отдельные этапы и добиваться их выполнения;
-воспитать качества характера: трудолюбие, уважение к труду дисциплинированность,
ответственность, самоорганизацию,
-сформировать чувство коллективизма и взаимопомощи.
Hard- компетенции
- научатся работать с фотоаппаратом, и пользоваться настройками.
- научатся фотографировать в различных стилях.
- научатся работать в графических редакторах Adobe Photoshop и Lightroom
3.2. Способы и формы проверки результатов
Программа включает систему контролирующих материалов (тестовых материалов,
контрольных работ, вопросов для зачета и др.) для оценки освоения школьниками
планируемого содержания, представленного в виде перечня действий учащихся как целейрезультатов обучения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(количество часов по годам обучения на теоретические и практические занятия)
№
п/п
1
2
3

СОДЕРЖАНИЕ

1 год обучения

Теоретические занятия
Практические занятия

56
88

Форма контроля

Педагогические
наблюдения, выполнение
заданийПДО

ВСЕГО ЧАСОВ

144 ч.

2 год обучения
44
100
Педагогические
наблюдения,
выполнение
заданийПДО
144 ч.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(перечень разделов и тем с указанием теоретических и практических аспектов обучения;
целесообразное распределение часов по темам)
1-ый год обучения
№ Наименование Всег Теоретически Практически Форма контроля
разделов и тем
о
е занятия
е занятия
часо
в
1.
Раздел 1
1.1.

2.

Введение в
курс. Техника
безопасности.
Раздел 2
Основные
настройки и
характеристик
и
фотоаппаратов

2

2

0

90

36

54

опрос

2.1

Фототехника

2.2

Оптика

2.3

Экспозиция

2.4

Практические
основы
фотосъемки
Дополнительны
й свет.
Основы
композиции
Художественны
е трюки и
эффекты
Форматы
съемки JPG
RAW
Сравнение
обработки
форматов Jpg и
Raw
Программы
просмотра и
хранения
цифровой
графики
Фотостоки

2.5

2.6

2.7

2.8

2.9

2.1
0
3

Стили съемки

3.1

Основы
обработки
фотографий в
Photoshop,
Lightroom
Учимся
работать с
источниками
света
Photoshop,
Lightroom
Портретная
съемка
Photoshop,
Lightroom

3.2

3.3

6

2

4

18

8

10

4

2

2

26

10

16

Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа

6

2

4

Творческая
работа

10

4

6

Творческая
работа

6

2

4

Творческая
работа

4

Творческая
работа

6

2

Обсуждение
2

2

0

6

2

4

52

18

34

8

2

6

Индивидуальны
е творческие
задания
Индивидуальны
е творческие
задания
творческие
задания

8

8

2

2

6

6

Индивидуальны
е творческие
задания

3.4

3.5

3.6

3.7
3.8

Репортажная
съемка, съемка
скрытой
камерой
Photoshop,
Lightroom
Работа
с
моделью.
Photoshop,
Lightroom
Натюрморт,
съемка
живой
природы,
снимаем пейзаж,
архитектуру,
интерьер
Photoshop,
Lightroom
Разбор отснятых
фотографий
Подготовка
изображений к
публикации

6

6

2

2

4

4

Индивидуальны
е творческие
задания
Индивидуальные
творческие

4

2

2

8

4

4

4

2

2

Итого

144

56

88

№

Наименование
разделов и тем

Всег
о
часо
в

1.

Раздел 1

1.1.

2.1

Введение в
курс. Техника
безопасности.
Раздел 2
Основные
настройки и
характеристик
и
фотоаппаратов
Фототехника

2.2

Оптика

2.3

Экспозиция

2.

Индивидуальны
е творческие
задания

2-ый год обучения
Теоретически Практически
е занятия
е занятия

2

2

0

90

28

62

6

2

4

18

6

12

4

2

2

обсуждение

Индивидуальны
е творческие
задания

Форма контроля

опрос

Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа

2.4

2.5

Практические
основы
фотосъемки
Дополнительны
й свет.
Основы
композиции

26

6

20

Творческая
работа
Творческая
работа

6

2

4

2.6

Художественные
трюки и эффекты

10

2

8

2.7

Форматы съемки
JPG RAW

6

2

4

2.8

Сравнение
обработки
форматов Jpg и
Raw
Программы
просмотра и
хранения
цифровой
графики
Фотостоки

6

2

4

2.9

2.1
0
3
3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

Стили съемки
Основы
обработки
фотографий в
Photoshop,
Lightroom
Учимся
работать с
источниками
света
Photoshop,
Lightroom
Портретная
съемка
Photoshop,
Lightroom
Репортажная
съемка, съемка
скрытой
камерой
Photoshop,
Lightroom
Работа
с
моделью.
Photoshop,
Lightroom

Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Обсуждение

2

2

0

6

2

4

52

14

38

8

2

6

Индивидуальны
е творческие
задания
Индивидуальны
е творческие
задания
творческие
задания

8

8

6

6

2

2

0

2

6

6

6

4

Индивидуальны
е творческие
задания
Индивидуальны
е творческие
задания

Индивидуальны
е творческие
задания

3.6

3.7
3.8

Натюрморт,
съемка
живой
природы,
снимаем пейзаж,
архитектуру,
интерьер
Photoshop,
Lightroom
Разбор отснятых
фотографий
Подготовка
изображений к
публикации

Итого

Индивидуальные
творческие
4

2

2

8

2

6

4

2

2

144

44

100

обсуждение

Индивидуальны
е творческие
задания

3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
Раздел I
1.1 Тема Введение в курс. Техника безопасности.
Теория техника безопасности при выполнении работ, безопасность работы на
компьютере, пожарная безопасность, безопасность на дорогах в транспорте и воде.
Форма контроля опрос
Раздел II Основные настройки и характеристики фотоаппаратов
2.1 Тема Фототехника
Теория Фототехника, пленочная цифровая. В чем разница и особенности использования
Практика изучение конструкции и особенности фотоаппарата
Форма контроля устный опрос
2.2 Тема Оптика
Теория разновидности объективов, использование и уход. Необходимое количество для
фотосъемки
Практика съемка на разные объективы
Форма контроля устный опрос, визуальный контроль
2.3 Тема Экспозиция
Теория Экспозиция, на что влияет и как настраивается
Практика Настройка экспозиции при разных условиях.
Форма контроля устный опрос
2.4 Тема Практические основы фотосъемки
Теория Тонкости и нюансы при создании кадра
Практика применение знаний при практической съемке
Форма контроля визуальный
2.5 Тема Дополнительный свет. Основы композиции.
Теория Виды дополнительного света. Создание композиции.
Практика Использование разных видов света, игра со светом.
Форма контроля опрос, визуальный контроль
2.6 Художественные трюки и эффекты
Теория фишки фотографов
Практика отработка навыков создания художественных трюков
Форма контроля визуальный контроль
2.7 Форматы съемки
Теория В каком формате снимать: JPG или RAW
Практика Как настроить форматы съемки и их сравнение
Форма контроля визуальный контроль
2.8 Сравнение фоматов JPG или RAW при обработке
Теория Как на практике отличаются JPG или RAW, в какой программе просмотреть и что
лучше использовать
Практика Обрабатываем и сравниваем форматы по удобству и качеству обработки
Форма контроля Визуальный и практический контроль

2.9 Тема Программы просмотра и хранения цифровой графики
Теория Программы просмоторщики, какую выбрать.
Форма контроля опрос
2.10 Тема Фотостоки
Теория Что такое фотосток, как работает, возможность заработка на фотостоке, какой
материал можно купить и продать.
Практика Поиск фотостоков, регистрация на стоке, сравнение разных стоков между собой.
Форма контроля визуальный контроль
Раздел III Стили съемки
3.1 Тема Основы обработки фотографий в Photoshop, Lightroom.
Теория структура программ Photoshop, Lightroom, инструменты программы
Практика примеры использования инструментария программ
Форма контроля визуальный контроль, опрос
3.2 Тема Учимся работать с источниками света, баланс белого, естественное и
искусственное освещение.
Теория инструменты баланс белого в Photoshop, Lightroom
Практика исправление баланса белого
Форма контролый опрос
3.3 Тема Портретная съемка
Теория основы портретной съемки, выбор объектива для портрета
Практика съемка портрета, обработка портрета
Форма контроля визуальный контроль
3.4 Тема Репортажная съемка, съемка скрытой камерой
Теория техника репортажа, особенности съемки скрытой камерой, подбор объектива.
Практика съемка репортажа и скрытой камерой
Форма контроля визуальный контроль
3.5 Тема Работа с моделью
Теория основы работы с моделью
Практика работа с моделью, фотосъемка модели
Форма контроля визуальный контроль
3.6 Тема Натюрморт, съемка живой природы, снимаем пейзаж, архитектуру, интерьер
Теория особенности построения кадра, выбор времени съемки.
Практика обработка отснятых фотографий в Photoshop, Lightroom
Форма контроля практический контроль
3.7 Тема Разбор отснятых фотографий
Практика разбор ошибок при съемке.
Форма контроля мозговой штурм
3.8 Тема Подготовка изображений к публикации
Теория отбор и обработка фотографий сохранение в нужном качестве
Практика работа в Photoshop, Lightroom
Форма контроля практический контроль

4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

ПДО: Зайцев Владимир Александрович
Основы фотографии
Место проведения: СОШ №35
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Продолжительность каникул
Даты начала и окончания обучения
по программе
Сроки промежуточной аттестации

Сроки итоговой аттестации

36
(по УТП)
1 год обучения (от 144час. -72 дня)
2 год обучения (от 144 час. -72 дня)
с 01.01.2023-08.01.2024
01.06.2024-31.08.2024
с 04.09.2023-31.05.2024
(по УТП) входная- сентябрь
-промежуточная- декабрь (январь)
-рубежная - май в конце 1,2 года
обучения
Защита фото проектов -по окончании
курса

5. РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Данная программа является курсом знакомства с фотографией, оборудованием и
обработкой фотографии..

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ
1. Методическое обеспечение программы:
- Основные задачи программы привлечь детей к художественной деятельности,
показать им, что направление интересно и перспективно. Задача педагога – развить у
детей навыки, которые им потребуются в практической работе и последующей
деятельности
Все умения и навыки приобретаются только через опыт. Поэтому в большое
значение уделяется практике.
Кейс-технология – это техника обучения, использующая описание реальной
ситуации, специально подготовленный материал с описанием конкретной проблемы,
которую необходимо разрешить самостоятельно или в составе группы.
2. Условия реализации программы
Аудитория, компьютерный класс, фотоаппарат, дополнительный переносной свет,
программное обеспечение Adobe Photoshop и Lightroom, интерактивный экран или
проектор, графические планшеты, экшен камеры, штатив.
Список литературы
1. Александр Ефремов Фотография без Photoshop. Секреты профессиональной
фотосъемки. Изд.: Питер, 2012 г.

2. Георгий Розов. Как снимать. Искусство фотографии. Изд.: АСТ, Астрель,
Транзиткнига, 2016 г.
3. Джон Хеджкоу. Новое руководство по фотографии. Изд.: АСТ, Астрель, 2015 г.
4. Дыко Л., Головня А. Фотокомпозиция. 8-ое издание М.; Изд.: Эксмо сство", 2016.
5. Келби С. Цифровая фотография. Готовые рецепты. – М.: Вильямс, 2017. – 232с. 5.2.
Сонтаг Сьюзен. О фотографии. – М.: Ад Маргинем, 2019. – 268с
6. Клаус Г., Мойзель Г. Применение светофильтров в фотографии. М.; Изд.: Эксмо ",
2012.
7. Кэлви Тэйлор-Хоу Освещение при студийной фотосъемке. Изд., Арт-Родник, 2014
8. Майкл Лэнгфорд. Библия фотографии. Изд.: Эксмо, 2017 г.
9. Михалкович В.И., Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии. М., Изд.: Эксмо 2014.
10. Морозов С. Творческая фотография. М.; " Изд.: Эксмо, 2018.
11. Панфилов Н. Введение в художественную фотографию. М.; "Искусство", 2015
12. Пожарская С. Фотомастер. М.; Пента, 2016..
13. Раушенбах Б.В. - Геометрия картины и зрительное восприятие - Азбука-классика, 2013
14. Уэйд Д. Техника пейзажной фотографии. М.; "Мир", 2012.
15. Хеджкоу Д. Искусство цветной фотографии. М.; "Планета", 2011.
16. Хокинс Э., Эйвон Д. Фотография - техника и искусство. М.; "Мир", 2016.
17. Шорохов Е.В. Основы композиции. М.; "Просвещение",2012.


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».