03 Н 2014 ОГРН 102030 090 34 Т ОЙ ГДДЮ ЛАН- ОГ УД Э М НО ДВОРЕЦ ДЕТ АЗ СК О г.У ЛЬ 1 ОГРН 2 034 41 10. ОГРН 10203009 903 . М И Т Е Т 131 ИНН КО 0 У Е АВТОНОМНОЕ ОБРП О 3 2 00 Т 90 014 ИН * * 41 0.2 31 МУНИ «ГОР ЦИПА О (МАОУ ДСК ДО ИНН 03 ЛА 230 8 * 903 31 .1 20 0 А Н - У Д Э ИНН 0 27 32 84 У ЛНИТЕЛЬНОГО ОБР 3 30 г .ОПОЛ ЧЕСТВА» г. У АЗОВ 10203 00 20 О 014 70 ОГРН 1020300 0.2 42 Р ВО 131 34 ) 014 20 О 0.2 .1 8 30 О ТЕ ЮНОШЕСКОГО ИЕ ВА ( РН 1020 ) Д Г 3 ИН Н А ЗО ВАН 0 Б РЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ Ю 3 2 .1 70 20 42 70 ИЯ АН УДЭ Н- 270 4 42 * 08 8 30 31 I. Содержание Пояснительная записка программы в целом отражает государственную образовательную политику в вопросах подготовки к самостоятельной жизнедеятельности, военной службе и позволяет формировать у кадетов сознательное и ответственное отношение к вопросам личной, общественной и национальной безопасности страны, желание активно совершенствовать свою физическую и военно-прикладную подготовку. 1.Основные характеристики программы: 1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Кадеты - это гордость России» (далее - Программа) разработана в соответствии со следующими нормативными документами: • Конвенции о правах ребёнка; • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта 2022 года №678-р; • Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27 октября 2020 года) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; • Приказа Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневыепрограммы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки России от 18.11.2015 года № 09-3242; • Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных технологий при реализации образовательных программ»; • Устава МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ; • Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ. Программа «реализуется в соответствии с военно-патриотической направленностью образования кадетов. В настоящее время в обществе, в связи с возросшим рейтингом Вооруженных Сил Российской Федерации, появилась тенденция среди молодежи к активному участию в этом процессе. В средних общеобразовательных учреждениях, по желанию родителей стали активно создаваться кадетские классы. 1.2 Актуальность программы обусловлена потребностями и интересами учащихся и их родителей. Военно-патриотическая направленность подготовки детей под руководством опытных педагогов из числа офицеров запаса предполагает дисциплинированность, исполнительность и занятость детей после основных уроков в школе. Этот фактор очень импонирует родителям, поскольку они, прежде всего, видят в этом воспитательную функцию школы. Ношение военной формы кадетами на занятиях в школе выделяет последних из всех учащихся, а также накладывает на них особенности поведения и воинского этикета (дисциплинированность, тактичность в обращении с учителями и старшими). 1.3 Отличительные особенности программы. Программа, прежде всего, отличается своей индивидуальной направленностью и предполагает подготовку кадетов к соревновательным мероприятиям, при этом, никаких форм давления при обучении не допустимо. Обучение военному делу всегда основывается на спортивной подготовке. 1.4. Педагогическая целесообразность программы определяется возможностью общего разностороннего развития личности учащегося в процессе предлагаемой ему деятельности. Программа предусматривает воспитание высоких моральных качеств, физического здоровья, воинского долга, что является гарантом успеха в выполнении поставленных ему задач в боевой обстановке по защите своей Родины. Программа предполагает подготовку к принятию торжественной клятвы кадета, к соревнованиям по военно- спортивной игре «Зарница», к другим массовым мероприятиям патриотической направленности, когда главная роль отводится кадетам. 1.5. Цель программы – обучение, воспитание и развитие кадетов. Подготовить к принятию Торжественной клятвы кадета, к участию к соревнованиям военно-спортивной игры «Зарница», к участию к мероприятиям посвященным дню Великой победы на районном и городском уровне. 1.6. Задачи программы: - научить первоначальным воинским знаниям в объеме курса молодого бойца Вооруженных Сил РФ, подготовить к сдаче норм ГТО по своей возрастной категории; - привить кадетам чувство добросовестного подхода к поставленным целям и задачам, как в ближайшей, так, и последующей перспективе, навыки бесконфликтного общения в коллективе, уважение к старшим, умение выслушать мнение товарищей и сделать правильные выводы; - сформировать положительное отношение к окружающему миру, к родителям и близким, честность, порядочность и ответственность за порученное дело; - развить заложенные природой наклонности и таланты при бережливом отношении и такте. Всегда отличать и хвалить отличившихся кадетов в любых их достижениях, с целью дальнейшего их развития; - воспитать порядочного, надежного, тактичного человека, патриота своей Родины, который в трудную минуту не колеблясь, встанет на ее защиту. 1.6 Возраст учащихся 12 – 14 лет. В связи, с особенностями обучения в школе (подготовка и сдача экзаменов в 9-х, 11-х классах), целесообразно обучать в группах среднего возраста. Принцип набора – добровольность Обучаться могут как мальчики, так и девочки. Занятия проводятся по группам и индивидуально. 1.8. Формы занятий: Основная часть занятий проводятся практически с использованием материально-технической базы школы (учебное оружие, патроны, стрельба из пневматической винтовки в тире и т.д.) Занятия по спортивной подготовке проводятся на свежем воздухе (спортплощадка) и в спортзале. Некоторая часть занятий теоретического плана проводится аудиторно в классах учебного заведения с использованием компьютерной техники. 2. ОБЪЕМ ПРОГРАММЫ: 2.1. Объем программы – для достижения заявленных целей и ожидаемых результатов необходимо: 36 часов. 2.2. Срок реализации программы – реальный срок для реализации программы и ожидаемых результатов - 1 год по 36 недель в каждом учебном году. 2.3. Режим занятий – для реализации программы необходимо проводить занятия с кадетами длительностью 45 мин. 3. ПАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3.1 Планируемые результаты Ученики будут знать: - первоначальные воинские знания в объеме курса молодого бойца Вооруженных Сил РФ, подготовиться к сдаче норм ГТО по своей возрастной категории; Ученики с помощью педагогов разовьют в себе: - чувство добросовестного подхода к поставленным целям и задачам, как в ближайшей, так, и последующей перспективе, навыки бесконфликтного общения в коллективе, уважение к старшим, умение выслушать мнение товарищей и сделать правильные выводы; - положительное отношение к окружающему миру, к родителям и близким, честность, порядочность и ответственность за порученное дело; - заложенные природой наклонности и таланты при бережливом отношении и такте со стороны взрослых; Ученики с помощью педагога воспитают в себе: порядочного, надежного, тактичного человека, патриота своей Родины, который в трудную минуту не колеблясь, встанет на ее защиту. 3.2 Способы и формы проверки результатов Программа включает систему контролирующих материалов (тестовых материалов, контрольных работ, вопросов для зачета и др.) для оценки освоения кадетами планируемого содержания, представленного в виде перечня действий кадетов как целей-результатов обучения. Количество контролирующих материалов определяется учебно-тематическим планом. Для учета посещаемости и успеваемости на каждую учебную группу заводится журнал, в котором отражается присутствие кадетов на каждом занятии и текущая успеваемость по каждой учебной дисциплине. II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2.1. учебно-тематический план № п/п 1 2 3 СОДЕРЖАНИЕ 1 год обучения Теоретические занятия Практические занятия 6 30 Педагогические наблюдения, зачет 36 Форма контроля 36 2.2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ № Наименование разделов и тем Раздел 1 1 Основы военной службы Патриотизм и верность воинскому долгу основные качества Устав внутренней службы ВС РФ Военная Присяга – клятва на верность Родине Государственный флаг, Всего часов 6 Теоретическ Практически Форма контроля ие занятия е занятия 6 беседа 1 1 - 1 1 - беседа 1 1 - беседа 1 1 - беседа гимн, ритуалы ВС РФ Общевоинские уставы Вооруженных Сил – закон воинской жизни 2 Раздел 2 Строевая подготовка Строевые приемы и движение без оружия 2 1 24 1 беседа 24 2 2 - Педагогическое наблюдение 6 - 6 Педагогическое наблюдение 6 - 6 3 - 3 7 4 1 7 3 4 1 3 3 1 2 Педагогическое наблюдение Определение сторон горизонта 1 1 - Педагогическое наблюдение Движение по азимутам 2 - 2 Итого 37 Строевые приемы и движение без оружия. Движение строевым шагом. Повороты в движении. Практическое. Выполнение воинского приветствия. Повороты в движении. Практическое. Выход из строя и подход к начальнику. Раздел 3 Огневая подготовка .Материальная часть автомата Калашникова.. Раздел 5 Военная топография Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Раздел 1 «Основы военной службы» Занятия проводятся преимущественно в форме рассказа, беседы с использованием плакатов, схем, учебных видеофильмов, записей. На занятиях необходимо обеспечить связь изучаемого материала со знаниями, получаемыми учащимися по курсу истории и обществоведения, с важнейшими политическими событиями в нашей стране, с героическим прошлым нашей Родины, подвигами советских людей в годы Великой Отечественной войны, широко использовать положительные примеры из прохождения военной службы солдатами, сержантами и офицерами. В процессе изучения тем этого раздела решается одна из самых важных задач военно-патриотического воспитания - формирование : - понимание объективной необходимости защиты Отечества; - воспитание у обучаемых гордости за свою страну, привитие любви к Родине, ее Вооруженным Силам, формирование готовности к защите Отечества; - развитие стремления следовать героическим традициям. Тема 1.1 Патриотизм - духовно-нравственная основа личности военнослужащего – защитника Отечества, источник духовной силы воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать врагов - основное содержание патриотизма. Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего – защитника Отечества - способность с честью и достоинством выполнить воинский долг. Тема1.2 Устав внутренней службы ВС РФ регламентирует жизнь и быт военнослужащих ВС РФ, определяет взаимоотношения между ними. Тема 1.3 Патриотизм и верность воинскому долгу -основные качества защитника Отечества. Военная присяга – клятва воина защищать свою родину до последней капли крови, защищать свой народ на поле брани.. Тема 1.4 Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку. Тема 1.5 Общевоинские уставы - нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих. Устав внутренней службы ВС РФ, Устав гарнизонной и караульной службы ВС РФ, Дисциплинарный Устав ВС РФ, Строевой устав ВС РФ, их предназначение и основные положения. Раздел 2 Учебная программа «Строевая подготовка» Занятия по строевой подготовке проводятся на специально оборудованной площадке. Все занятия по строевой подготовке проводятся только на строевой площадке. Каждый прием отрабатывается путем многократных тренировок, которые не должны прекращаться и на других занятиях допризывной подготовке и на физкультуре. Занятия начинаются с построения обучаемых в двух-шереножном строю (как и все другие занятия), где каждый обучаемый должен знать свое место в строю и проводятся в такой последовательности: - Тренировка в выполнение приемов, действий, изученных на прошедших занятиях; - Образцовый показ и изучение нового приема, действий по элементам, а затем в целом; - Тренировка в выполнении приема, действий всеми обучаемыми. При этом преподаватель, тренируя всех, обучает индивидуально каждого. Действия, обучаемых у машин и на машинах отрабатываются с использованием оборудованного грузового автомобиля. Важной воспитательной задачей занятий по строевой подготовке является формирование и закрепление у обучаемых уважительного отношения к строевой выучке, убеждения их в том, что строевая подготовка является одним из существенных компонентов боевой выучки воинов. Для выполнения этой задачи у преподавателя должен быть педагогический подход к строевой выучке (выправке, подтянутости, молодцеватости, общефизической подготовке) и оценке обучаемых за провальное выполнение команд и строевых приемов. Выполнение обучаемыми одиночных строевых приемов на занятиях по физкультуре является обязательным. На занятиях по строевой и физической подготовке наряду с приобретением навыков воспитывается коллективизм, товарищеская взаимопомощь, слаженность дисциплинированность, опрятность, быстрая реакция. В строевой подготовке особое место занимают занятия, на которых обучаемые осваивают приемы выполнения воинского приветствия. В ритуале воинского приветствие и оказания воинских почестей находят свое выражение соблюдение военнослужащими воинской этики. Для того чтобы обучаемые осознано и с уважением выполняли воинское приветствие, необходимо им объяснить, что это понятие нравственное, характеризующее отношение к выполнению воинского долга. Важнейшим условием является правильная методика организации и проведения занятий, умение эффективно использовать разметку площадки для занятия по строевой подготовке, образцово показывать выполняемые приемы и подавать команды громко и четко. Перед подачей команды и отдачей приказаний обучающий в обязательном порядке должен принять положение «Смирно». Тема. 2.1 Строевые приемы и движения без оружия. Строи и их элементы. Предварительная и исполнительная команда. Обязанность солдата перед построением и в строю. Ответы на приветствие на месте. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Головной убор снять - надеть». Строевая стоика. Повороты на месте. Перестроение из одной шеренги в две и обратно. Движение строевым и походным шагом Повороты в движении. Выход из строя. Подход к начальнику. Возвращение в строй. Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия. Раздел 3 Учебная программа «Огневая подготовка» Занятия могут проводиться в классах, тире, на специальных учебных местах для практического обучения. В ходе теоретических занятий по огневой подготовке обучаемые получают необходимые знания по основам и правилам стрельбы. На занятиях по огневой подготовке применяются следующие основные методы обучения: рассказ, объяснение, показ, беседа, тренировка (упражнение) и стрельбы. Выбор метода обучения зависит от вида и темы занятия. На одном занятии могут применятся: показ, объяснение, тренировка. Наиболее доступным методом обучения является метод показа, девиз которого «Делай, как я». При этом методе обучения наглядно видит, что должен изучить, чему научится. Одним из важных методов, применяемых на занятиях по огневой подготовке, является метод тренировки. Тренировки могут быть индивидуальными или групповыми в составе отделения. Организация и проведение занятий по огневой подготовке должны отвечать следующим основным требованиям: 1. Учебный материал урока (занятия) должен быть глубоким. Содержание урока (занятия) должно строго соответствовать требованиям программы обучения, наставлениям (руководствам), уставам; 2. Новый материал должен увязываться с ранее изученным; 3. На занятиях преподаватель должен прививать обучаемым любовь к оружию, уверенность в его высоких боевых качествах; 4. На всех занятиях должны поддерживаться высокая дисциплина учащихся, строгий контроль за соблюдением установленных правил и мер безопасности; 5. Наличие и подготовка класса, учебных мест, учебного оружия, наглядных пособий, плана- конспекта проведения занятий (уроков); 6. В ходе занятий должен осуществляться систематический контроль над выполнением заданий, усвоением учебного материала; 7. Занятия должны начинаться и заканчиваться в строго установленное распорядком дня время. Для воспитания любви обучаемых, чувства гордости за отечественное оружие следует приводит примеры, показывающие превосходство нашего оружия в Великую Отечественную войну. Приводя примеры умелого и эффективного применения воинами гранат и оружия в ближнем бою, следует убедить обучаемых, что, кроме личной храбрости и бесстрашия, необходимо самообладание, расчет, точный глазомер и физическая сила. Тема 3.1 Материальная часть автомата Калашникова. Общее устройство автомата. Последовательность неполной разборки и сборки автомата. Подготовка автомата к стрельбе. Принадлежность к автомату. Назначение, боевые свойства, общее устройство ручных гранат. Раздел 5 Учебная программа «Военная топография» Занятия могут проводиться в классах, на специальных учебных местах для практического обучения, непосредственно на местности. В ходе теоритических занятий по военной топографии, обучаемые получают необходимые знания по определению сторон горизонта, ориентированию на местности, умение работать с топографической картой. На занятиях по военной топографии применяются следующие основные методы обучения: рассказ, объяснение, показ, беседа, тренировка (упражнение). Выбор метода обучения зависит от вида и темы занятия. На одном занятии могут применятся: показ, объяснение, тренировка. Наиболее доступным методом обучения является метод показа, девиз которого «Делай, как я». При этом методе обучения наглядно видит, что должен изучить, чему научится. Тема 5.1 Определение сторон горизонта Определение сторон горизонта по компасу, небесным светилами некоторым признакам местных предметов. Методика определения направления на север, ключевая позиция. Тема 5.2 Движение по азимутам. Сущность движения по азимутам, умение находить и выдерживать с помощью компаса указанное или намеченное место. Подготовка данных для движения по азимутам. III Организационно – педагогические условия и формы аттестации 3.1. Методическое обеспечение программы: Методическая работа строится в строгом соответствии с военнопатриотической направленностью обучения кадет на основе Общевоинских уставов Вооруженных сил РФ, нормативов ГТО и методики подготовки к их выполнения. В процессе специализированные обучения используются методики, непосредственно традиционные и связанные с направленностью. Основной упор делается на практическую составляющую, при теоретическом обосновании тех или иных приемов обучения для достижения поставленных задач и целей. Всегда следует отличать и хвалить старательных кадетов в любых их достижениях, с целью дальнейшего их развития. В рамках клубной работы предусмотрены индивидуальные беседы с кадетами, слабоуспевающими по тем или иным дисциплинам, на которых предлагаются способы устранения недостатков, активно используется взаимопомощь между отличниками и отстающими. 3.2. Условия реализации программы Для эффективного обучения создана солидная учебно-материальная база: -стрелковый тир; - комплект учебного оружия (макеты АКМ-74, ПМ, учебные патроны, обоймы и магазины, пневматические винтовки (ПВ), пули для ПВ) - наглядные пособия, макеты и плакаты; - спортивный зал; - спортплощадка; - спортивные тренажеры. Для аудиторных занятий предусмотрено использование компьютерной техники и технологий. Исходя из вышеизложенного существует вполне реальная и доступная совокупность условий для реализации предлагаемой Программы, кроме того, предусматривается посещение ближайших воинских частей с целью ознакомления с бытом и укладом жизни военнослужащих ВС РФ. 3.3.Используемая литература: 1. Воронин А.В. Боевые традиций Вооруженных Сил. Символы воинской чести – М. «Армпресс», 2001 -95 с. 2. Коледа С.И. Выживание – Мн: ООО «Лазурак», 1996-465 с. 3. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований, учащихся «Школа безопасности». Учебное пособие. – М. Гуманитарный Издательский цетр ВЛАДОС, 2000 – 160 с. 4. Кузнецов А.Г. Особенности военной службы – М: «Армпресс», 2000-95с. 5. Марков М.Ю. Воинская обязанность. Военнослужащий – защитник своего Отечества. – М. «Армпресс», 2000 – 96 с. 6. Меримский В.А. Приемы и способы действия солдата в бою. – М. Военное издательство. 1988- 136 с. 7.Михайлов Г.И. Символы Россий и Вооруженных Сил. - М. «Армпресс», 2000-87с. 8. Смирнов А.Т. Основы военной службы. М: Издательский Центр «Академия», 2000-239с. 9.Тебиев Б.К. Возрождение и будущее Отечества в патриотизме молодежи: Кол. Монографии – М. Издательство «Международный педагогический академии», 2000-204 с. 10. Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: Учебник для образовательных учреждении – М.: ООО «Издательство Астрель», 2001 – 366 с. 11. Ханкевич Ю.Г. Начальная военная подготовка. – М.: - АСТ, 2001 – 274289с. 12. Чечурин Е.Г. Самоспасение без снаряжения. – М.: «Русский журнал, 2001 – 194 с. 13. Шойгу С.К. Учебник спасателя. – М.: - 1997 – 520 с. 14. Грачев Н.А. Ориентация на патриотизм. – ОБЖ, 2000 № 8, 40-42 с. 15. Закон РФ «Об образовании». – М.: «Омега-Л», 2005. 16. Закон РФ «О военной обязанности и военной службе». – М. 2006. 17. Закон РФ «О борьбе с терроризмом». – М. 2006. 18. Закон РФ «О гражданской обороне». – М. 2006. 19.Конституция Российской Федерации. – М. 2000. 20. «Общевоинские уставы ВС РФ». – М. 2006. 21. Лутовинов В.И. В патриотизме молодежи – будущее России. – М. 1999 – 156 с. 22. Повесимо П.Н. Социальная напряженность и проблема воинской дисциплины. – Информационно-исторический сборник. – М. 1993 – 24-28 с. 23. Поляков С.Д. Цели современного воспитания. Ульяновск Мэд УГПУ, 1996 – 86 с. 24. Утлих Э.П. Психологические основы дисциплины. – М. : МОРФ, 1993. 25. Приказ МО РФ и Министра образования от 16.08.2000 г. № 432/2458 «Об организации военно-профессиональной ориентации молодежи в образовательных учреждениях». 26. Родионов Е.Г. индивидуально-воспитательная работа с будущими офицерами, эффективность и ее критерии//сборник научных трудов № 1 – М.: ВУ, 1997 – 202 с. Литература для родителей и учащихся 1. Алексеева О. Задания для маленьких патриотов / О. Алексеева, Л. Петропавловская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 2. 2. Воротынцева О. Как научить детей любить Родину / О. Воротынцева // Предшкольное образование. – 2009. - № 2. – (проект «Ягражданин, патриот») 3. Гогоберидзе А. Маленькие граждане большой страны / А. Гогоберидзе // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3. 4. Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В. Деркунская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 4. 5. Ермакова Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т.В. Ермакова // Методист. – 2014. - № 3. – С. 66-68. 6. Носова Г. Воспитываем гражданина России / Г. Носова // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3. 7. Сакавичене О. Патриотическое воспитание дошкольников / О. Сакавичене // Ребенок в детском саду. – 2006. - № 2. 8. Шаламова Е. Патриотическое воспитание: создание предметноразвивающей среды / Е. Шаламова // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 5; 2010. – № 1 9. Ахмеджанова З.Х. Нам завещаны память и слава / З.Х. Ахмеджанова, Э.М. Галиева // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. - № 2. – (опыт «Поста № 1 у Вечного огня»). 10. Болотина Т.В. Тенденции развития гражданско-патриотического образования в РФ / Т.В. Болотина, Т.Г. Новикова // Методист. – 2012. - № 1. 11.Буйлова Л.Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова // Внешкольник. – 2013. - № 6. – С. 39-48. 12. Витовтова М.С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя / М.С. Витовтова // Народное образование. -2012. - № 9. 13. Капитонова Г.Н. Система совершенствования патриотического воспитания в УДОД / Г.Н. Капитонова // Дети, техника, творчество. – 2012. № 1. 14. Крошилина Г.И. Система гражданско-патриотического воспитания школьников / Г.И. Крошилина // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - № 6. – С. 20-23. 15. Муравьева И. «Не посрамим земли русской…» / И. Муравьева // Тамбовская жизнь. – 2015. - № 6. – (23 января). – С. 3. – (письма, к 70-летию Великой Победы). 16. Стекляр Г.В. Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях / Г.В. Скляр // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. - №1. 17. Циулина М. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды / М. Циулина // Воспитание в школе. – 2013. - № 3. – С. 24-32. 18.Черникова Т.В. Размышления о воспитании патриотизма в подростковом и юношеском возрасте / Т.В. Черникова // Воспитательная работа в школе. – 2011. - № 5.Программы патриотического воспитания Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)