Основы журналистики

03

Н

2014

ОГРН 102030

090

34

Т
ОЙ ГДДЮ

ЛАН- ОГ
УД
Э

М НО ДВОРЕЦ ДЕТ АЗ
СК О
г.У
ЛЬ

1

ОГРН

2

034

41

10.

ОГРН 10203009

903

.
М И Т Е Т 131 ИНН
КО
0
У Е АВТОНОМНОЕ ОБРП О 3 2

00 Т
90
014

ИН

*
*

41

0.2

31

МУНИ
«ГОР ЦИПА
О
(МАОУ ДСК
ДО

ИНН 03 ЛА
230
8

*

903

31
.1
20
0
А Н - У Д Э ИНН 0
27
32
84
У ЛНИТЕЛЬНОГО ОБР
3
30
г .ОПОЛ ЧЕСТВА» г. У АЗОВ

10203
00

20

О

014

70

ОГРН 1020300

0.2

42

Р
ВО 131
34

)

014

20

О

0.2

.1

8
30

О ТЕ ЮНОШЕСКОГО ИЕ
ВА ( РН 1020 )
Д
Г
3

ИН
Н
А ЗО ВАН
0
Б РЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ Ю 3 2

.1

70

20

42

70

ИЯ
АН УДЭ
Н- 270
4

42

*

08

8
30
31

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Основные характеристики программы:
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа « Основы журналистики» (далее Программа) разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Конвенции о правах ребёнка;
• Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273- ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта
2022 года №678-р;
• Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. №41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27 октября 2020 года) «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
• Приказа Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 года № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
•

Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму
Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи
Министерства образования и науки России от 18.11.2015 года № 09-3242;
• Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных технологий при реализации
образовательных программ»;
• Устава МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ;
• Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ.
Образовательная программа
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

социально-

педагогической направленности «Основы журналистики».
Программа «Основы журналистики» - модифицированная. Рабочая программа
представляет собой комплекс основных характеристик образования, организационнопедагогических условий и форм аттестации.

2

Рабочая программа регламентирует объём, содержание, планируемые результаты,
условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки
и включает в себя: материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а
также оценочные и методические материалы.
1.2.Актуальность

программы

подтверждается

развитием

информационного

пространства, включенностью детей и подростков в различные социальные сети, их
потребностью в создании собственного информационного контента. Умение осознанно
работать с печатными и электронными СМИ, понимание принципов их функционирования
и умение организовать с ними грамотное сотрудничество, создание собственных изданий
поможет детям и подросткам противостоять деструктивным кампаниям, организуемым в
социальных сетях, а также пользоваться Интернет-ресурсами для повышения уровня
информированности и коммуникации.
1.3.Отличительные особенности программы: постоянное соприкосновение со сферой
становления личности (выбор цели, достижение успеха, стремление найти понимание со
взрослыми, улучшение взаимоотношений с родителями, изживание подростковых
комплексов неполноценности). Рассказывая в газете об интересных, увлеченных людях,
юные авторы усваивают идеи здорового образа жизни, совершенствуют культуру тела и
культуру и собственного образа в целом. В отличие от других программ по журналистике,
данная программа является практик-ориентированной, т.е. все знания, умения и навыки
осваиваются в процессе создания журналистских материалов сначала для учебных, затем
для профессиональных СМИ. В ней предусмотрены

образовательные маршруты

ознакомительного характера по направлениям: организация работы редакции, верстка и
дизайн газеты (фото и графические иллюстрации), редакторская работа, история детской
журналистики, интернет-журналистика (социальные сети, блогосфера сайты).
1.4. Педагогическая целесообразность программы определяется возможностью
общего разностороннего развития личности учащегося в процессе предлагаемой ему
деятельности.
1.5.Цель программы – в условиях коллективной работы в редакционном
коллективе формирование юной личности, способной к полноценному восприятию
духовной культуры, к самостоятельной работе над словом, к ориентации в этических и
правовых нормах общества, к выражению личного мнения, активной гражданской позиции
средствами журналистики и литературы, в том числе при создании собственного
самодеятельного

издания

или

пресс-центра,

который

организует

сотрудничество
3

самодеятельного журналистского коллектива с рядом муниципальных, региональных и
федеральных СМИ.
Задачи программы:
Личностные:
1.

Формировать общественную активность, гражданскую позицию юных журналистов;

2.

Воспитывать культуру общения и поведения в социуме;

3.

Прививать навыки здорового образа жизни;

4.

Развивать умение работать в коллективе, организовывать его работу,

5.

Организовать сотрудничество юных авторов с разновозрастными творческими

коллективами, в том числе с коллективами взрослых (сотрудниками различных редакций).
Метапредметные:
1.

Формировать мотивацию к журналистской и публицистической деятельности.

2.

Поддерживать потребность в саморазвитии, самостоятельности, ответственности,

активности, аккуратности.
3.

Закреплять основные этические понятия в деятельности юных журналистов как

условие

восприятия,

анализа,

оценки

культурных

событий

и

художественных

произведений.
4.

Развивать навыки пропаганды основ правовых знаний и анализа ситуаций,

связанных с реализацией прав подростков и молодежи.
Предметные:
1. Сформировать представление о журналистике как о профессии и особой формы
освоения информационного пространства.
2. Развивать умение грамотного и свободного владения устной и письменной речью
(сбор материала в беседах с людьми, подача его в газете, журнале, на интернет-сайте
в определенных жанрах)
3. Дать

представление

о

редакторской

работе,

деятельности

пресс-службы

в

самодеятельном и профессиональном издании
Программа предусматривает очное групповое обучение с индивидуальными
заданиями для наиболее полного раскрытия творческих способностей возможностей
каждого конкретного ребенка. В процессе реализации программы предусмотрены формы
индивидуальных консультаций, в том числе оффлайн во внеурочное время по интернет.
Программа направлена на выработку основных журналистских навыков и умений:
4

- работу в разных жанрах, умение применять их на практике при освещении правовых
вопросов;
- умение грамотно изложить информацию в форме заметки, корреспонденции, интервью,
зарисовки;
- умение видеть в произведениях искусства авторское отношение к героям, событиям;
- умение оценивать поступки людей в заметках, очерках, интервью с точки зрения и этики,
и эстетики;
- умение вести беседу;
- умение определить жанровую природу газетного (журнального, интернетного) материала,
его структуру, функцию языковых средств и деталей;
-умение самостоятельно анализировать и рецензировать произведение искусства (фильм,
спектакль, художественную выставку, концерт).
Форма проведения занятий - занятия проводятся в форме лекционнопрактических занятий.
Методы и формы
Рабочая программа подразумевает использование таких организационных форм
проведения уроков, как:
- урок «открытия» новых знаний;
- практическая работа;
- творческая работа;
- контрольная работа;
- урок - презентация.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение, лекция, поощрение.
2. Наглядные: демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приёмов, примеры
готовых образцов, работа по образцам, наблюдение, показ (выполнение).
3.

Практические:

самостоятельная

работа,

практическая

работа,

использование

технологических карт, личный контроль качества (проверка) готового материала.
4. Аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ, самоконтроль выполненных работ.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
1. Объяснительно-иллюстративный: восприятие, усвоение готовой информации;
2. Репродуктивный:

воспроизведение

полученных

знаний

и

освоение

способами

деятельности;
3. Исследовательский: самостоятельная творческая работа учащихся.
5

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на
занятиях:
1. Групповой: организация работы в группах;
2. Индивидуальный: индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Формы занятий:
- индивидуальные
- групповые
- фронтальные
Приоритетными методами являются упражнения, практические работы, выполнение
проектов.
Уровни сложности
- Стартовый уровень
- Базовый уровень
Возраст обучающихся 11-12лет.
Количество учащихся в учебной группе - до 15 человек.
1.7.Возраст учащихся, которым адресована программа.
Возрастные особенности детей (предподростков) 11-12 лет
Дети в 11-12 лет относятся к так называемому «предподростковому возрасту». Уже
не дети, но еще не подростки.
Практически все дети этого возраста переживают серьезный кризис. Именно
поэтому поведение ребенка может очень сильно измениться – ребенок становится более
конфликтным.
Он склонен все делать назло, вразрез с тем, о чем его просили. Такое поведение
может проявляться как дома, так и во время учебы или общения с друзьями.
Дети в 11-12 лет склонны постоянно конфликтовать с родителями. Происходит это
потому, что сам ребенок уже чувствует себя большим и совершенно самостоятельным
человеком. В то время как родители относятся к нему как к ребенку, не желая принимать
его самостоятельность.
Отрицание взросления
Если родители будут отрицать взросление своего ребенка, это станет постоянной
причиной агрессии и гнева с его стороны. Конечно, в этом возрасте ребенок все еще
остается ребенком, но он все ближе к взрослой жизни.
6

С этим надо считаться. Позволяйте ему почаще принимать самостоятельные
решения. Советуйтесь с ним. В рамках допустимого, естественно.
Гиперопека и излишний контроль
Если ребенок находится под гиперопекой и постоянным присмотром родителей, то
ему приходится выплескивать все накопленные негативные эмоции в школе. Родители
таких

детей

являются

частыми

посетителями

кабинета

директора

и

постоянно

выслушивают жалобы о новых выходках своего чада.
И, как правило, родители недоумевают — как это их ребенок способен на такое
поведение, если дома он ведет себя совершенно иначе. Как правило, даже если ребенок
имеет постоянные проблемы в школе, дома он ведет себя очень спокойно. В некоторых
случаях нежелательное поведение в пределах дома проявится гораздо позже.
Отношения с окружающими
С одной стороны, дети в 11-12 лет недоверчивы к окружающим людям. Они
считают, что весь мир настроен против них. Именно поэтому многие дети этого возраста
становятся замкнутыми, скрытными, закрытыми от внешнего мира.
С другой стороны, общение вне границ семьи приобретает для них особое значение. Для
ребенка в этом возрасте важно иметь близкого друга или друзей, чувствовать себя частью
коллектива
Самооценка и Самоутверждение
Особенность детей в 11, 12 лет в том, что их самооценка понижена и нестабильна. Именно
из-за того ребенок вынужден постоянно привлекать к себе внимание и самоутверждаться. К
сожалению, иногда дети пытаются достичь этого путем насилия над слабыми.
Возрастные особенности детей (подростков) 13-14 лет.
Учащиеся 13-14 лет отличаются физически быстрым и неравномерным ростом,
поэтому часто чувствует себя усталыми, неуклюжими, думают, что привлекает всеобщее
внимание, отчего им бывает неловко. У них начинают появляться признаки полового
созревания. Проявляет интерес к противоположному полу. У девочек это проявляется
раньше. Девочки обычно выглядят старше мальчиков. Большинство обладает большим
аппетитом. Иногда такие подростки могут казаться ленивыми, но это естественный способ
защиты организма от чрезмерного напряжения. На интеллектуальном уровне у них
происходят изменения в мышлении. Они на всё требуют фактов и доказательств и больше
не принимают с готовностью все, что им говорят, подвергают все критике. Особенно
критичны к авторитетам. Не любят разделять одинаковые убеждения с другими. Для них
7

трудно принять те соображения, которые идут вразрез с их желаниями. Могут мыслить
абстрактно, но обычно находят всему только крайние «контрастные» объяснения. Либо
видят всё в чёрном, либо в белом цвете. У них возрастает способность к логическому
мышлению, к сложному восприятию времени и пространства. Старшие подростки
способны к проявлению творческого воображения и творческой деятельности, к
прогнозированию последствия своих поступков, обладают развитым навыком чтения.
На эмоциональном уровне для них характерна резкая смена настроения в
соответствии с их физическим состоянием. Часто проявляют вспыльчивость, но способны
проявить сдержанность, когда находят это нужным. Постепенно начинают обретать
уверенность в себе. Обладают энтузиазмом,

чувством юмора. Склонны упрямо

придерживаться своих взглядов, утверждать их повсюду.
На социальном уровне идет разрыв семейных отношений, растёт желание дружить с
группой сверстников, поскорее стать взрослым, но в то же время они чувствительны к
мнению родителей и других взрослых, жаждут понимания с их стороны. Приобретая
навыки и способы общения они могут крайними средствами добиваться одобрения своих
сверстников. Их увлекает соревновательная деятельность. Девочки дружат со своими
сверстницами, но обычно интересуются более старшими мальчиками. Мальчики в этом
возрасте могут не интересоваться девочками, но им всем будет нравиться иметь особых
друзей собственного пола и возраста. Они могут быть подвержены влиянию моды. На
духовном уровне подростки склонны подвергать критике систему ценностей взрослых. У
них начинает формироваться своя система взглядов и ценностей. В ровесниках и взрослых
они, прежде всего, ценят честность. У них возникает интерес к вопросам религии, к
проблеме вечности, жизни после смерти
1.8.Формы занятий: Программа предусматривает очное обучение. В процессе реализации
программы предусмотрены формы индивидуальных консультаций, в том числе оффлайн во
внеурочное время, по интернет.
Программа рассчитана на 2 года обучения. На изучение программы отводится 288 часов:
144 часа – в первый год обучения и 144 часа – во второй год обучения. Аудиторные и
внеаудиторные (в т.ч. самостоятельные) занятия.Занятия проводятся по группам и
индивидуально.
2. Объем программы:
2.1. Объем программы – количество часов на весь период обучения по программе
для достижения цели и ожидаемых результатов -144 ч.
8

2.2.Срок реализации программы – количество недель, месяцев, лет, необходимых
для освоения программы
2.3.Режим занятий: Занятия проводятся
1группа сб. 9.00 -11.30 , 2,5 часа. Вс. - 10.00-12.00ч.
2группа сб. 11.30-14.00, вс. – 12.00-14.00 Продолжительность одного занятия составляет 45
минут, продолжительность всех занятий в неделю – 9 часов с тремя перерывами. Перерыв
между занятиями составляет 5 минут.
3. Планируемые результаты
3.1. Личностные:
В результате обучения по программе у детей:
а) формируется общественная активность;
б) происходит становление гражданской позиции;
в) воспитывается культура общения;
г) закрепляются правила поведения в социуме;
д) развиваются навыки здорового образа жизни и привычка их популяризировать;
е) развивается умение работать в коллективе,
ж) появляется умение организовывать работу журналистского коллектива.
Метапредметные:
В результате обучения по программе у детей:
а) закрепляется мотивация к журналистской и публицистической деятельности.
б) углубляется потребность в саморазвитии, самостоятельности;
в) воспитывается ответственность, активность, аккуратность;
г) усваиваются основные этические понятия как условие восприятия, анализа, оценки
культурных событий и художественных произведений.,
г) развиваются навыки пропаганды основ правовых знаний и анализа ситуаций, связанных с
реализацией прав подростков и молодежи.
Предметные:
В результате обучения по программе у детей:
а) закрепляется представление о журналистике как о профессии;
б) происходит осмысление журналистской деятельности как особой формы освоения
информационного пространства,
9

в) развивается умение грамотно и свободно владеть устной и письменной речью в процессе
сбора материала при беседах с людьми;
г) формируется умение подавать собранную информацию в газете, журнале, на интернетсайте в информационных и аналитических жанрах.
д) учащиеся получают представление о редакторской работе, деятельности пресс- службы в
самодеятельном и профессиональном издании.
К концу первого года обучения
Учащиеся должны знать:
1. специфику и структуру информационных жанров: различать информацию, заметку,
корреспонденцию, интервью.
2. обзорно аналитические и художественные жанры;
3. основные сведения по этике: нормы поведения и культуры общения, правила личной
гигиены:
4. основные сведения по эстетике: категории, условность, художественный образ;
5. специфику организации работы редакции печатного издания и интернет-издания;
6. правила оформления изданий - печатных и электронных;
7.

правила

техники

безопасности

при

работе

в

помещении,

в

том

числе

с

электроприборами;
8.-правила пожарной безопасности;
9. правила дорожного движения;
10. специфику кино и театра, их сходство и различие
.К концу первого года обучения ребёнок должен уметь:
1. грамотно изложить информацию в жанре заметки, корреспонденции, блиц-интервью;
2. вести беседу с интервьюируемыми людьми, владеть фактами, документами,
историческими данными;
3. написать мини-рецензию на фильм или спектакль. Результат: публикация в газете;
4. спланировать и выпустить учебный номер газеты;
5. спланировать и выпустить учебный номер электронного издания;
10

6. грамотно подготовить материалы для муниципального, регионального и федерального
издания (результат - публикация в одном из таких изданий).
К концу первого года обучения у учащихся будут воспитаны и сформированы:
1. умение работать в группе, организовать общение, умение эмоционально сопереживать,
оказывать помощь друг другу;
2. знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с детьми и
взрослыми;
3. навык оценки поступков героев своих публикаций и героев художественных
произведений по категориям этики и эстетики.
4. желание принимать участие в работе учебной редакции, публиковаться на страницах
печатных профессиональных изданий, на Интернет-ресурсах, участвовать в социальнозначимых мероприятиях.
Будет организовано сотрудничество юных авторов с разновозрастными творческими
коллективами, в частности, с общероссийской организацией «Лига юных журналистов», а
также с коллективами взрослых – сотрудников редакций профессиональных изданий.
К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:
1. правила техники безопасности, пожарной безопасности, безопасного поведения на
дороге;
2.

специфику

и

структуру

аналитических,

художественно-публицистических

сатирических жанров;
3. этический кодекс журналиста;
4. правовые основы деятельности журналиста;
5. основные детские и молодежные издания России;
6. основные этапы истории журналистики для детей и юношества;
7. требования к публикации в профессиональных СМИ.
К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь:

11

и

1.

отличать корреспонденцию, статью, рецензию, фельетон, юмореску, рассказ,

зарисовку, очерк;
2.

грамотно излагать информацию в информационных, аналитических и

художественно-публицистических жанрах;
3.

работать с законодательной базой и правовой информацией;

4.

написать о проблемной ситуации в одном из аналитических жанров.

Результат – публикация в газете;
5.

вести собственную рубрику или тему в учебной газете;

6.

подготовить не менее 3-х материалов для муниципального, регионального и

федерального издания (результат – публикации в этих изданиях).
7.

учитывать в своей деятельности нормы нравственного поведения личности,

журналистской этики;
К концу первого года обучения у учащихся будут воспитаны и сформированы:
1. навыки работы в редакционном коллективе;
2. навыки работы в корреспондентском пункте
3. навыки работы в выездной редакции
4. навыки работы в условиях командировки по заданию редакции.
3.2. Способы и формы проверки результатов
Текущие формы контроля: устный опрос, наблюдение, беседа, обсуждение, творческая
работа, анализ работ.
Тематические формы контроля: фронтальный опрос, участие в журналистских конкурсах,
публикация в учебной газете, анализ работы в правовой или этической ситуации,
творческий вечер, участие в общекультурных акциях.
Итоговый контроль: творческий отчет (индивидуально и в микрогруппе), собеседование по
итогам, круглый стол: анализ работы юных журналистов и публицистов.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№

Название раздела,

п/п

темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/
контроля

12

1 Введение к учебному курсу, общие

6

4

2

Зачет

68

18

50

Публикации в

понятия
Изучение правил техники
безопасности
2 Углубленное изучение
информационных жанров:

газетах, в

информация, заметка, интервью,

интернете,

репортаж, отчет

участие в
журналистских
конкурсах

3 Газетный язык: специфика,

32

10

22

особенности

Анкетирование
по итогам анализа
выпущенных
учебных газет

4 Корректура, редактирование

10

2

8

Практикум:
редактирование
заметок

5 Нормы поведения журналиста.

12

4

8

Журналистская этика

Ролевая игра.
Анализ по итогам
разрешения
этических
ситуаций

6 Правовые нормы деятельности
журналиста

12

8

4

Ролевая игра.
Анализ по итогам
разрешения
правовой
ситуации.
Круглый стол:
анализ работы
юных
журналистов в
13

пресс-центре с
правовой точки
зрения
7 Изучение основ аналитической

20

8

12

Публикации в

журналистики (корреспонденция,

газетах, в

статья, рецензия)

интернете,
участие в
журналистских
конкурсах

8 Изучение основ художественных

16

6

10

Публикации в

жанров (очерк, зарисовка, рассказ,

газетах, в

стихи)

интернете,
участие в
журналистских
конкурсах

9 Изучение правил техники

8

6

2

48

24

24

зачет

безопасности
Углубленное изучение

Публикации в

информационных жанров:

учебной,

информация, заметка, интервью,

школьной,

репортаж, отчет

городской прессе,
на интернетпорталах

10 Газетный язык: специфика,

16

8

8

особенности

Контрольная
работа по
дидактическим
материалам

Корректура, редактирование

32

24

8

Беседа по итогам
редактирования
материалов
14

учебной газеты
Нормы поведения журналиста.

24

8

Ролевая игра с

16

Журналистская этика

обсуждением
этических
ситуаций

Правовые нормы деятельности

8

6

Ролевая игра с

2

журналиста

обсуждением
правовых
ситуаций

ПРОГРАММА
Раздел 1. Введение в курс журналистики. Изучение правил техники безопасности.
Теория: представление о предмете, лекции о работе в помещении, об электробезопасности,
пожарной безопасности, безопасном поведении на улице, во время поездок, экскурсий,
массовых мероприятий, выполнении журналистских заданий.
Раздел

2.

Изучение

информационных

жанров

(информация,

заметка,

корреспонденция, интервью, репортаж).
Формы занятий: Лекция. Беседа. Творческая лаборатория. Экскурсия. Творческая встреча.
Дискуссия.
Теория. Понятия о жанрах. Сравнительные особенности.
Практика. Выполнение журналистских заданий по изучаемым темам и обсуждение работ.
Раздел 3.Газетный язык. Специфика и основные требования.
Форма занятия. Беседа, работа над дидактическим материалом.
Теория.

Понятия о языке и стилях речи. Деловой стиль, публицистический стиль,

художественный стиль. Особенности письма для электронных СМИ.
Практика.

Работа

над

редактированием

собственных

текстов

с

точки

зрения

стилистических особенностей.

15

Раздел 4.Корректура. Редактирование.
Теория. Права автора и редактора. Стиль автора. Стиль газеты. Кто такой корректор. Как
работать со словарями и справочниками.
Практика. Практикум по корректуре и практикум по редактированию (проверка фактов,
соответствие текстов законодательству).
Раздел 5. Нормы поведения журналиста. Журналистская этика.
Лекция. Беседа. Просмотр кинофильмов и их обсуждение.
Теория. Этические нормы поведения журналиста.
Практика. Составление кодекса журналиста пресс-клуба. Тренинг на разрешение этических
ситуаций.
Раздел 6.Правовые основы деятельностижурналиста.
Формы проведения занятий: практикум: знакомство с Конституцией РФ, с Законом о СМИ,
Законом о рекламе. Тренинг. Пресс-конференции
Теория. Законы, защищающие правамолодежи (в семье, в полученииобразования,
обеспечении жильем, на право жить в семье, на свободу выражения мнения и т.д.).
Практика.

Тренинг

на

знания

законов.

Пресс-конференции

и

интервью

с

юристами,депутатами, участвующими ввыработке законов.
Раздел 7. Изучение аналитических жанров. (корреспонденция, статья, рецензия).
Теория. Беседа об особенностях и задачах жанра. Изучение правил подготовки к написанию
аналитического

материала

(экспресс-опросы,

интервью

с

представителями

заинтересованных сторон, имеющих разные точки зрения на проблему, изучение
документов по теме материала). Анализ и обсуждение особенностей каждого жанра.
Практика. Работа с дидактическими материалами. Написания материалов в изучаемых
жанрах. Посещение фильмов, спектаклей, чтение литературных произведений для
написания рецензий.
Раздел 8.Изучение художественных жанров (зарисовка, рассказ, сказка, юмореска,
поэтические произведения – стихи, поэмы, баллады, частушки и так далее). Формы
проведения занятий: творческая встреча. Пресс-конференция.
16

Теория: особенности литературных жанров.
Практика: Творческая лаборатория «Проба пера». Литературный салон (презентация
собственных литературных произведений). Подготовка к публикации, к конкурсам
литературного творчества.
Раздел 9. Изучение правил техники безопасности.
Теория. Правила техники безопасности при работе с компьютерной техникой, Правила
пожарной безопасности. Правила безопасности при поведении на дорогах, в общественном
транспорте. Правила поведения в местах проведения массовых мероприятий при
выполнении журналистского задания.
Раздел 10. Информационные жанры.
Теория. Событие - основа информационных жанров. Новость. Повод. Достоверность.
Оперативность. Ответственность автора за информацию и факты. Подготовка к беседе:
разработка темы, Составление вопросов, отбор фактов из архивов и исторических
источников. Проверка собранных фактов в ходе бесед и интервью по справочникам,
энциклопедиям,

словарям.

Развитие

темы:

новость

-

информация

-

заметка

-

корреспонденция. Повод - интервью. Трансформация заметки в корреспонденцию,
корреспонденции в интервью. Практика.
- Творческая лаборатория «ЕГЭ в школе. Развитие темы в разных жанрах информационного
плана».
- Практика в газете.
Раздел 11. Газетный язык.Работа над словом.
Теория. Авторский «почерк». Словарный и лексический запас. Любимая фраза, любимые
глаголы. Использование прямой речи как речевой характеристики героев публикаций.
Краткость, простота языка. Заголовки. Рубрики. Разбивка текста на абзацы. Практические
задания: Творческая лаборатория «Работа над словом»; Конкурсы на лучший заголовок,
рубрику, тему.
Раздел 12. Корректура редактирование.
Теория. Права и обязанности корректора. Права и обязанности редактора.

17

Практика: редактирование собственных заметок для учебной газеты.
Раздел 13.Нормы поведения журналиста. Журналистская этика.
Теория.Важнейшие понятия об этике и морали, их влияние на нравы, обычаи, быт,
поведение людей. Категории этики: добро, зло, духовность, достоинство, честь, верность,
долг, счастье, идеал, героизм и их значение в жизни человека. Слово и дело. Поступок и
мотив. Стремление и цель. Этический кодекс журналиста. Устав СЖ России.
Практика.Поездки в музеи. Посещение спектаклей. Написание отзывов и рецензий.
Интервью с руководителями первичных журналистских организаций и руководителями
редакций об этических нормах поведения журналиста.
Раздел 14.Правые основы деятельности журналиста
Теория. Права и обязанности журналиста. Права ребенка. Конвенция ООН о правах
ребенка. Декларация прав ребенка.
Практика. Ролевая игра. Подготовка заметок, корреспонденции, интервью на эти темы.

Учебно-календарный график
№ п/пМесяц Число Время

Форма занятия Кол- Тема занятия

Место

проведен

во

проведен

ия

часов

ия

Форма контр

занятий
1 раздел. Техника безопасности – 6ч.
1

сентяб 02.09

09.00– Урок освоения

рь

11.20

новых знаний

3

Правила техники

Кабинет Фронтальный

безопасности при

опрос

работе с цифровой
Групповая,
09.00 –

индивидуальная

техникой.
Оборудование рабочего
места. Инструктаж по
18

2

04.09

11.20

3

технике Безопасности.
Зачет по ТБ.

2 раздел. Введение в журналистику. Изучение информационных жанров – 68 ч.
3

сентяб07,

09.00

рь

11.20

09, 11.09

09.00
11.20
09.00

Лекция
–

3

Беседа

3

–
Игра

3

сентяб 14,

09.00

рь

11.20

16,
18.09

09.00

–

3

Беседа

3

11.20
09.00

журналистику. Понятие

опрос

об инф. жанрах.
Понятие

о

хронике,

Игра «Телета

и личная информация

Практикум
–

–

вКабинет Фронтальный

информации, значимая

11.20
4

Введение

3

Написание информацийКабинет Чтение, разб
анализ

коротких сообщений.
Повторение

–

способы

темы:

написанных

информаций.

Беседа, практ

получения

информации.

11.20

Практикум сбор фактов
методом

наблюдения,

написание информаций
5

сентяб 21,

09.00

рь

11.20

23,25.09

09.00

Практикум
–

3
–

11.20
09.00
11.20

3

–

3

Сбор фактов методомКабинет Игра «Редакт
интервью,

написание

информаций
Сбор фактов методом
«работа с документами,
написание информаций

19

6

сентяб 28,

09.00

рь

11.20

30,
02.10

09.00

Практикум
–

3

Беседа

3

–

11.20
09.00

3

Как

проверятьКабинет Анализ подб

информацию.

составленных

Ответственность

подгруппам

корреспондента

и

редактора
–

Практикум:

11.20

составление
для

подборок

газеты

из

написанных текстов
Выпуск

газеты

по

итогам информаций
7

Октябр05,

09.00

ь

11.20

07,
09.10

09.00

Практикум
–
Беседа
–

11.20
09.00

3
3
3

Написание

Кабинет Обсуждение,

информационных

отбор для газ

заметок, обсуждение.
Отзыв, критическая
заметка

–

Написание отзывов или

11.20

критических заметок по
выбору автора
8

Октябр12,
14,
16.10

09.00

Практикум
–

11.20
09.00

3
–

11.20
09.00

3

3

Заметка - написание,Кабинет Фронтальный
обсуждение.

обсуждение,

Путевые заметки.
Выпуск

–

опрос. Чтен

газеты

отбор для газ
по

написанным заметкам

11.20
9

Октябр19,
21,
23.10

09.00
11.20
09.00
11.20

Практикум
–
Беседа
–

3
3
3

Репортаж. ОбучающаяКабинет Чтение и а
игра
Практикум: написание
тематического

написанных
работ,

р

особенностей

20

09.00

–

11.20

репортажа с урока.

репортажа,

Интервью.

Интервью-

интервью

диалог

проведение

-

интервью с педагогами
школы
10

Октябр26.
28,
30.10

09.00
11.20
09.00

–Практикум

3

Лекция

3

–

11.20
09.00

3

–

Правила подготовки кКабинет Фронтальный
пресс-конференции и её

опрос. Практ

проведения
Экспресс-опрос
Отчет

-

жанр

для

освещения

11.20

официальных событий
11

ноябрь02,
06.11

09.00
11.20
09.00
11.20

–Практикум

3

Лекция

3

–
Лекция

Выпуск учебной газетыКабинет Практикум
по

материалам
Кабинет Фронтальный
интервью,
отчетов,
опрос. Практ
экспресс-опрос и др.
Формы

коллективного

интервью: круглый стол
и анкета.
Составление

вопросов

для анкеты. Открытые и
закрытые

вопросы.

Отличие

от

социологической
анкеты

21

ноябрь02,
06.
11

09.00
11.20
09.00

Практикум
–

Любимый

Беседа
–

информационный жанр

написанного,

- каждый обосновывает

практикум

свой

11.20

Кабинет Обсуждение

выбор

-

достоинства жанра.
Написание

Контрольная
работа

текстов

в

определить,

выбранном

отчет,

информационном

заметка

жанре

на

а

свободную

тему.
Как выбрать жанр в
зависимости

от

журналистской задачи.
Игра

определить

-

задачу журналиста по
жанру.
Переделать тексты из
одного жанра в другой
в

зависимости

от

поставленной задачи
3 раздел. Газетный язык: специфика, особенности - 32ч.
12

ноябрь09,
11,
13.11

09.00
11.20
09.00

–Практикум

3

Беседа

3

–
Лекция

3

11.20
09.00
11.20

Итоговое
–
занятие
Беседа

Ролевая игра: цепочкаКабинет Обсуждение
жанров:

хроника

итогов
Кабинет
заметка - репортаж –
Тест,
Кабинет
интервью.
практическая
Посещение школьного
мероприятия (конкурса,
спортивного
соревнования,сбора

для

материалов

написания

в

и

разных

работа

Фронтальный
опрос.

Практическа
работа
22

жанрах)
Написание текстов об
одном

событии

разных

в

жанрах.

Обсуждение, доработка.
Газетный язык - чем
отличается

от

разговорного

и

литературного.
Как

учитывать

особенность аудитории
(для

младших,

для

старших, для учителей,
для

городской

газеты…)
Переделать письмо в
текст для газеты.
Переделать сочинение в
текст для газеты
Особенности газетного
языка

в

отличие

языка

от

интернет-

издания. (В интернет
можно делать ссылки
на

подробности,

на

источники)
Итоговое занятие
Беседа

по

технике

безопасности,
Обсуждение заметок о
23

каникулах

13

ноябрь16,
18,
20.11

09.00

–Практикум

11.20
09.00

3
3

–

11.20
09.00

–

3

Редактирование текстовКабинет Фронтальный
для

газеты

в

соответствии

с

требованиями

к

газетному языку

опрос.

Практическа
работа

11.20
14

23,25,
27.11

15

30,

09.00

09.00

09.00
11.20
09.00

04.12

3

Выпуск учебной газетыКабинет Практическа
по итогам каникул

11.20

11.20
02,

–Практикум

–Лекция

3

Игра

3

–
Беседа

3

работа

Работа с заголовкамиКабинет Фронтальный
газетных

текстов.

Средства

опрос.

Практическа

выразительности.

работа

Подзаголовки, рубрики,

–

врезки,

11.20

концовки

средства

-

повышения

выразительности
газетного текста. Работа
с

дидактическим

материалом
4 раздел. Корректура, редактирование – 10 ч.
16

07,

9.00-11.20 Практикум

3

Тренинг: придумать кКабинет Защита
своим

или

работ

дидактическим
09.12 9.00-11.20

3

заметкам:

заголовок,

врезку,

концовку,

рубрику

24

17

09.12 9.00-11.20 Практикум

3

Работа

по

Собрать

группам:Кабинет Фронтальный

из

набора:

текст + заголовок +
врезка + концовка

опрос.

Практическа
работа

5 раздел. Нормы поведения журналиста. Журналистская этика -12ч.
18

11,

9.00-11.20 Лекция

3

трех

разныхКабинет Фронтальный

выпусков учебных газет

Практикум
9.00-11.20

Анализ

(из первого полугодия)
3

-

поиск

языковых

ошибок, неточностей в

опрос.

Практическа
работа

заголовках.
Доработка текстов из
учебной

газеты

для

публикации

в

городской газете.
Доработка текстов из
учебной

газеты

для

федерального интернетиздания

(что

надо

дополнить, чтобы было
интересно всей России)
19

14.02 9.00-11.20 Лекция
Беседа

3

Работа

корректора

сКабинет Фронтальный

оригинал-макетом
(первым

опрос.

вариантом

распечатки)

-

исправление ошибок в
шрифтах,

Практическа
работа

поиск

опечаток и т.д.
Работа корректора со
словарями
справочниками:

и
виды
25

справочников,

виды

словарей

(словари

синонимов, омонимов,
орфографические
словари,

словари

иностранных слов)
20

17.02

9.00-11.20 Практикум

3

Работа

в

Проверка

группах:

-Кабинет Фронтальный

текстов

с

помощью

разных

словарей;
-

опрос.

Практическа
работа

Работа

редактора:

проверка фактов, цифр,
дат, источников
6 раздел. Правовые нормы деятельности журналиста -12ч.
21

21,

9.00-11.20 Беседа

3

Лекция
23.12

9.00-11.20 Игра
Тренинг

3

итоговая беседа: работаКабинет Фронтальный
корректора и редактора.

опрос.

- Журналистская этика -

Практическа

повторение понятий.

работа

Этика
взаимоотношений

в

коллективе редакции.
Игра-тренинг: рабочие
ситуации

как

-

разрешить.
Игра-«вертушка»
2 группы по очереди
доказывают,
ситуации

что

о

писать:

а)

этично, б) неэтично.

26

Третья

группа

-

эксперты - оценивают
доводы
Беседа

о

личной

и

общественно
22

25.12

Беседа

3

Личная

информация.Кабинет Фронтальный

Публичный

человек.

Желтая

пресса.

граница,

которую

должен

Где
не

поступать

журналист.

опрос.

Практическа
работа

Разбор

ситуаций.
Право

на

авторство.

Почему плагиат - это
нарушение

прав

журналиста.
Государственная тайна.
Коммерческая

тайна.

Самоцензура
журналиста
23

28.12

9.00-11.20 Лекция

3

Защита

чести

достоинства,

иКабинет Фронтальный

деловой

репутации.
Беседа
30.12

9.00-11.20 елка

Право
газеты.

опрос.

Практическа

на

создание

Кто

работа

может

создать газету. Что для
этого нужно.
Школьные

газеты

во

газеты

в

Франции
Школьные

27

Германии

7 раздел. Изучение основ аналитической журналистики (корреспонденция, статья, реценз
20ч.
24

11.01 9.00-11.20 Беседа

3

обязанности редактора

Тренинг
13.01 9.00-11.20 Лекция

15.01 9.00-11.20

Устав газеты - права иКабинет Фронтальный
перед сотрудниками.

3

3

опрос.

Практическа

Создание

Устава

редакции

учебной

работа

газеты
За что могут закрыть
газету

(нарушение

прав)
Обязательные
экземпляры

-

зачем

редакция

посылает

номера в библиотеки
25

18,

9.00-11.20 Лекция

3

9.00-11.20 Практикум

аналитическихКабинет Фронтальный

жанров журналистики

Беседа
20,

Обзор

3

опрос.

Корреспонденция

и

Практическа

статья

и

работа

-

сходство

различия
22.01 9.00-11.20

3

Практикум

-

определить жанр текста
- корреспонденция или
статья.
Правила подготовки к
написанию
корреспонденции
Составление

и

презентация

плана
28

(работа в парах)

26

25.02 9.00-11.20 Беседа
9.00-11.20 Практикум

3
3

Правила подготовки кКабинет Фронтальный
написанию

рецензии.

Составление

и

презентация

плана

(работа в парах).
Написание

текстов

опрос.

Практическа
работа

в

аналитических жанрах
8 раздел. Изучение основ художественных жанров (очерк, зарисовка, рассказ, стихи) – 16 ч.
27

27,

9.00-11.20 Лекция

3

Беседа

3

-

жанры в журналистике
-

29.02 9.00-11.20 Практикум

ХудожественныеКабинет Фронтальный

Рассказ.

опрос.

Очерк,

зарисовка - сходства и

Практическа
работа

различия.
Поэтические жанры в
журналистике:
Стихи, поэмы, баллады,
пародии

28

01.02 9.00-11.20 Лекция

3

Беседа

3

Сатирические жанры вКабинет Фронтальный
журналистике
юмореска и фельетон.

-

опрос.

Практическа
29

Практикум

Написание

работа

журналистских текстов
в

литературных

и

художественных
жанрах. Обсуждение и
доработка

для

публикации
03.02 9.00-11.20 Лекция

29

3

Сатирические жанры вКабинет Фронтальный
журналистике

Беседа

фельетон,

-

опрос.

памфлет,

юмореска, пародии в
поэтических жанрах на
школьные темы

9 раздел. Изучение правил техники безопасности – 8 ч.
30

05.02 9.00-11.20

Инструктаж 3

Правила техники

Кабинет Фронтальный

безопасности при

опрос.

работе на компьютере.
08.02 9.00-11.20

3

Оборудование рабочего
места.

10.02 9.00-11.20

3

Практическа
работа

Зачет по ТБ.

10 раздел. Углубленное изучение информационных жанров -48ч.

31

феврал 12.02
ь

9.00-11.20Лекция
Беседа

3

Введение
журналистику

вКабинет Фронтальный
опрос.

30

15.02

9.00-11.20Практикум

3

Понятие об

Практическа

информационных

работа

жанрах. Играпрактикум - определи
жанр.
Понятие о хронике.
Информация значимая
и личная.
Написание

коротких

информационных
сообщений

32

17.02

9.00-11.20Беседа

3

Практикум

Способы

полученияКабинет Фронтальный

информации

опрос.

Сбор фактов методом

Практическа

наблюдения.

работа

Написание
информаций.
Сбор фактов методом
интервью,

написание

информаций

33

19.02

9.00-11.20 Практикум

3

Сбор фактов методомКабинет Фронтальный
«Работа

с

документами»
Как

опрос.

Практическа

проверять

работа

информацию.
Ответственность
корреспондента

и

31

редактора.
Составление подборок
для

газеты

из

написанных
информаций
34

22.02

9.00-11.20 Практикум

3

Выпуск

газеты

изКабинет Практическа

подборок и отдельных

работа

информаций
35

24.02

9.00-11.20 Лекция

3

Практикум

Повторение

темыКабинет Фронтальный

«Виды заметок»

опрос.

Написание

Практическа

информационных

работа

заметок.
Обсуждение заметок и
доработка

к

публикации
36

26.02

9.00-11.20 Беседа

3

Отзыв,

критическаяКабинет Фронтальный

заметка.

Практикум

опрос.
отзывов

-Написание

или критич. заметок по

Практическа
работа

выбору автора
-

Написание

фенологических
заметок
37

9.00-11.20 Практикум

3

Путевая

заметка

-Кабинет Фронтальный

написание, обсуждение,
доработка
Выпуск

опрос.

Практическа
газеты

по

работа

написанным заметкам
32

38

01.03

9.00-11.20 Беседа

3

Практикум

Повторение

темыКабинет Фронтальный

«Репортаж».

опрос.

Написание

Практическа

тематического

работа

репортажа с урока.
Повторение

темы

«Интервью»
Интервью-диалог

с

педагогами школы.
Написание материалов
по итогам интервью.
Согласование

с

собеседником
39

03.03

9.00-11.20 Практикум

3

Выпуск

газеты

сКабинет Практическа

интервью

и

работа

репортажами
40

05.03

9.00-11.20 Лекция

3

Подготовка

к

пресс-Кабинет Фронтальный

конференции, правила

Практикум

проведения

опрос.

Практическа

Составление вопросов

работа

директору школы.
Проведение

пресс-

конференции.
Обработка материалов
пресс-конференции
41

08.03

9.00-11.20 Практикум

3

Отчет

-

жанр

дляКабинет Фронтальный

освещения
официальных событий

опрос.

Практическа

Написание отчетов о
33

школьных событиях
42

10.03

9.00-11.20 Беседа

3

Практикум

Повторение

работа

темыКабинет Фронтальный

«Экспресс-опрос».

опрос.

Проведение

Практическа

экспресс-

опроса в школе.

работа

Обработка материалов
для публикации
43

12.03

9.00-11.20 Беседа

3

Социологический

Кабинет Фронтальный

опрос - виды, методика

Практикум

проведения

опрос.

Практическа

Проведение соцопроса.

работа

Формы коллективного
интервью:

круглый

стол, анкета.
Открытые и закрытые
вопросы. Отличие от
социологической
анкеты.

Составление

вопросов для анкеты.
44

15.03

9.00-11.20 Практикум

3

Составление

планаКабинет Фронтальный

газеты,

набор

материалов,

подбор

публикаций

45

17.03 9.00-11.20 Беседа
Практикум

3

-обобщение

опрос.

Практическа
работа

темыКабинет Фронтальный

«Информационные
жанры»;
-любимый

опрос.

Практическа
работа

информационный жанр
- каждый обосновывает
34

46свой выбор.
Какой выбрать жанр в
зависимости

от

журналистской задачи
Переделать

текст

из

одного жанра в другой
в

зависимости

от

журналистской задачи
11 раздел. Газетный язык: специфика, особенности – 16 ч.
46

19.03

9.00-11.20 Беседа

3

Игра: цепочка жанров:Кабинет Фронтальный
хроника-заметка-

Игра

интервью-

Практикум

опрос.

репортаж-

отчет

Практическа
работа

Газетный язык: отличие
от

разговорного

и

литературного.
Особенности
аудитории

(для

младших, для старших,
для учителей…)
Выпуск учебной газеты
47

22.03

9.00-11.20 Беседа

3

Техника безопасности вКабинет Фронтальный
работе

журналиста.

Обсуждение заметок о
каникулах

опрос.

Практическа
работа

Редактирование текстов
для

газеты

в

соответствии

с

требованиями

к

газетному языку
35

48

24.03

9.00-11.20 Лекция

3

Работа над заголовкамиКабинет Фронтальный
газетных

Беседа

текстов

средства

опрос.

Практическа

выразительности.

работа

Подзаголовки, рубрики,
врезки,

концовки,

средства

повышения

выразительности
журналистского текста.
Работа

с

дидактическим
материалом
49

26.04

9.00-11.20 Практикум

3

Придумать к своим илиКабинет Фронтальный
дидактическим

опрос.

заметкам

заголовки,

врезки,

концовки,

рубрики. Защитить.
Работа

в

собрать

Практическа
работа

группах:

из

набора

текст+заголовок+врезка
+концовка
50

29.04

9.00-11.20 Практикум

Написание заметок вКабинет Фронтальный
3

информационных
жанрах

о

опрос.

школьных

событиях.
Анализ

трех

выпусков
газет

Практическа
работа

разных
учебных

из

полугодия.
языковых
неточностей

первого
Поиск
ошибок,
в

36

заголовках и т.п.
Доработка текстов из
учебной

газеты

для

федерального
интернет-издания
Различия

аудиторий

школьного

и

федерального уровня
12 раздел. Корректура, редактирование – 32 ч.
51

31.03

9.00-11.20 Лекция

3

9.00-11.20

корректора

-Кабинет Фронтальный

поиск и исправление

Практикум
02.04

Работа
ошибок.

3

ошибок,

Примеры
которые

может

не

исправить

опрос.

Практическа
работа

компьютер.
05.04

9.00-11.20

3

Написание текстов для
учебной газеты. Обмен
текстами

для

корректуры.
Выпуск учебной газеты
с

назначением

дежурных корректоров
52

апрель 07.04

9.00-11.20 Практикум

3

словарями

Беседа
09.04

9.00-11.20

Работа корректора соКабинет Фронтальный
и

справочниками,
3

виды

справочниками
(словари

синонимов,

опрос.

Практическа
работа

омонимом,
12.04

9.00-11.20

3

иностранных

слов,

орфографических…).

37

Работа

корректора

с

оригинал-макетом.
Исправление ошибок в
шрифтах, опечаток.
53

14.04

9.00-11.20 Беседа

3

16.04

9.00-11.20

занятие

и корректора».
3

9.00-11.20

3

работа

текстов

помощью

опрос.

Практическа

Работа в группах:
проверка

19.04

поКабинет Фронтальный

теме «Работа редактора

Обучающая
игра

Итоговое

с

разных

словарей;
21.04

9.00-11.20

3

-работа

редактора

проверка

цифр,

-

дат,

источников
23.04

9.00-11.20

3

Отличия

в

работе

редактора и корректора
13 раздел. Нормы поведения журналиста. Журналистская этика – 24 ч.
54

26.04

9.00-11.20 Лекция

3

9.00-11.20

этика:Кабинет Фронтальный

повторение понятий

Тренинг
28.04

Журналистская

3

опрос.

Этика

Практичес

взаимоотношений

в

работа

редакционном
30.04

9.00-11.20

3

коллективе
Рабочие ситуации -

03.05

9.00-11.20

3

Игра-вертушка.
группы

по

доказывают,
ситуации
этично;

б)

две
очереди
что

о

писать:

а)

неэтично.
38

Третья группа - о чем
неэтично

писать

в

газетах.
Тренинг

-

работа

в

группах

-

дидактические
ситуации - писать или
не писать.

55

07.07

9.00-11.20 Лекция

3

Тренинг
12.05

9.00-11.20

3

Личная и общественноКабинет Фронтальный
значимая информация

опрос.

Критика в газете - ради

Практическа

чего? Похвала - ради

работа

чего? Где правда и где
14.05

9.00-11.20

3

реклама.
Как отказать автору в
публикации,

17.05

9.00-11.20

3

уверен

если
в

не
его

объективности
14 раздел. Правовые нормы деятельности журналиста – 8 ч.
56

май

19.05

9.00-11.20 Лекция
Беседа
Практикум

3

Законы, по которым

Кабинет Фронтальный

живут журналисты

опрос.

(обзор правовых

Практическа

источников).

работа

Основной закон Конституция РФ. найти статьи , которые
относятся к
журналистике.
Закон

о

Печати

39

история создания.
Работа с текстом - что в
документе важно для
юного журналиста
57

19.5

Практикум

3

Работа в группах:

Кабинет Практическа

1-я - права журналиста;
2-я

работа

обязанности

-

журналиста (выбрать и
объяснить
58

19.05

Лекция

3

Написание текстов наКабинет Фронтальный
правовые

Обучающий

темы

жанрах:

тренинг

(в

хроника,

интервью,

эссе,

заметка).
Свобода

слова

опрос.

Практическа
работа

и

ответственность
редактора
Выпуск

специальной

правовой газеты
59

19.05

Лекция
Обучающий
тренинг
Опрос
Беседа

3

Работа с учебниками поКабинет Фронтальный
разным

предметам

написать

о

-

правилах

как о сенсации. Задача

опрос.

Практичес
работа

редактора - определить,
что это - не новость.
Право на информацию.
Как

доказать,

информация

что
-

общественно значимая.
Обязанность
40

официальных
давать

лиц

информацию

журналисту.
Личная информация.
Публичный человек.
Желтая

пресса.

граница,

которую

должен

Где
не

переступать

журналист.
Право

на

авторство.

Плагиат - нарушение
прав журналиста
60

май

24.05

9.00-11.20 Беседа

3

Государственная,

Кабинет Опрос

служебная,
коммерческая

тайна.

Самоцензура.
Защита

чести

достоинства,

и

деловой

репутации
Право

на

газеты.

создание

Кто

может

создать газету? Что для
этого нужно?
61

24.05

Беседа
Лекция
Тренинг

3

Школьные газеты воКабинет Фронтальный
Франции.

Права

и

обязанности
редакторов

и

администрации школы.

опрос.

Практическа
работа

Устав газеты. Права и
обязанности редактора

41

перед сотрудниками
Тренинг

-

Устава

создание
редакции

учебной газеты.
За что могут закрыть
газету.

Кто

может

закрыть газету
62

24.05

Тренинг
Лекция

3

Обязательные

Кабинет Фронтальный

экземпляры.
редакция

Зачем
посылает

номера в библиотеки.

опрос.

Практическа
работа

Сравнить Устав школы
и

устав

газеты.

Написать анализ

42

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
При реализации программы используются: технология игровой деятельности,
коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности,
технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология проектной
деятельности, технология образа и мысли, технология решения изобретательских задач,
здоровьесберегающая технология, технология-дебаты.
Для проведения занятий используются следующие методики:
1. Ролевая обучающая игра
А) обучающая игра «Репортаж из сказки», где каждый ребенок представляет себя
репортером и комментирует сказочный сюжет по ходу его развития. Отрабатывается
методика комментария события в реальном времени – особенность жанра «репортаж»
Б) обучающая игра «Круговое интервью», где участники группы по кругу становятся
то интервьюируемым героем, то корреспондентом. Отрабатывается этика ведения
интервью, умение следить за логикой вопросов и ответов, умение слышать ответ и
корректировать заранее подготовленный вопрос в зависимости от ответа собеседника
В) обучающая игра «Пресс-конференция со Змеем Горынычем» - где участники
учатся задавать вопросы по своей теме (представлять интересы своего издания) и
правилам поведения на пресс-конференции – представление себя и издания
Г) обучающая игра «Собери портрет» - из заданных кусков текста на время собирают
логическое изложение – описание сказочного героя – и пытаются отгадать его имя.
Д) обучающая игра по правилам поведения на дороге и
Е) обучающая игра по правилам соблюдения этических и правовых норм.
Тренинги по изучаемым темам:

2.

Придумать сюжет в изучаемом жанре из заданных слов
Придумать заголовок к предложенному тексту
Придумать вопросы к авторитетному собеседнику
Провести экспресс-опрос среди одногруппников, одноклассников и т.п.
Написать короткую заметку по заданной фразе (приключение любимого героя в
школе)

3.

Семинары с анализом дидактического материала: – обсуждение особенностей
изучаемого жанра по предложенному примеру: обсуждение материалов, написанных
членами группы
43

Практикумы: написание материалов для газеты, интернет-сайта. Подготовка к

4.

выпуску номера учебной газеты, школьной газеты, оформление газеты
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

-

подшивки газет, журналов и других изданий для взрослых и детей;

-

подборки отдельных материалов прессы;

-

подборки вспомогательного материала для оформления газеты и журнала:
иллюстрации, заголовочные комплексы, отдельные полосы и развороты;

-

макетные листы необходимых форматов:

-

образцы шрифтов;

-

канцелярские принадлежности

(ватман,

писчая

бумага,

клей,

ножницы,

фломастеры, карандаши, ручки, краски, кисти, перья);
-

магнитофон, диктофоны, кассеты;

-

компьютеры

с

необходимым

программным,

техническим

и

сетевым

обеспечением, принтер с полиграфическим качеством печати;
-

множительная техника (ксерокс, ризограф) с расходными материалами.
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

1.

Абашкина Е., Егорова-Гартман Е., Косолапова Ю. и др. Политиками не рождаются:
как стать и остаться эффективным политическим лидером. Психологическое
пособие для политиков. Кн. 1, 2. – М., «Антиква», 1993.

2.

Алексеева М.И. Советские детские журналы 20-х годов. – М., Изд-во Моск. Ун-та,
1982.

3.

Айламазьян А.М., Асмолов А.Г. Анализ установок личности в ситуации деловой
игры.

–

в

кн.Психолого-педагогические

проблемы

обучения.

(Под

ред.А.А.Бодалева). – М., 1979.
4.

Э. Место телевидения в системе средств массовой информации. – М., 1976.

5.

Багиров Э. Очерки теории телевидения. – М., 1978.

6.

Бальтерманц И.Д. Специфика содержания и формы фотожурналистики. – М., 1981.

7.

Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. – Кемерово, «Алеф», 1992.

8.

Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Лениздат, 1992.

44

9.

Болкунов А.Н. Гражданская журналистика в учебной газете. - Саратов. Издательство
саратовского университета. 2000.

10.

Боумен У. Графическое представление информации. – М., «Мир», 1971.

11.

Восприятие и воображение. Сборник под ред.Е.И.Игнатьева – М., 1963.

12.

Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., «Эйдос», 1996.

13.

Выготский Л.С. Психология искусства. – Минск, «Современное Слово», 1998.

14.

Галкин С.И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. – М., Изд-во
Моск.ун-та, 1984.

15.

Ганичев В.Н. Молодежная печать: история, теория, практика. – М., «Мысль»,
1976.

16.

Георгиев Д. Режиссура газеты. – М., 1979.

17.

Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. – М., 1989.

18.

Дети и подростки в информационно-образовательном пространстве Москвы. Из
опыта работы по реализации проекта «Развитие медиакультуры учащихся в
информационно-образовательном пространстве города Москвы». - М. 2013.

19.

Дейниченко В. Самое главное о юной прессе или как стать юнкором. - Тула. ООО
РИФ «ИНФРА». 2008.

20.

Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика. Материалы
российско-французского семинара, проходившего 6 октября 1992 г. в Москве. –
М., 1994.

21.

Детская журналистика в СССР: Библиографический указатель. – Л., Изд-во ЛГУ,
1974.

22. Доржиева Л.Б. Пособие для начинающих журналистов. Улан-Удэ, 2003.
23. Доржиева Л.Б. Детская пресса как социальный институт воспитания и образования. Тип. БГСХА., 2013.
24. Доржиева Л.Б. Современная детская пресса Бурятии.- тип. БГСХА, 2011
25.

Дорф Г.Я. Внимание! Говорит школьное радио. – М., «Просвещение», 1988.

26.

Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации.
Серия «Журналистика и право», вып.2. – М., фирма «Гардарика», 1996.

27.

Зеньковский В.В. Психология детства. – М., «Academia», 1996.

28.

Игры на все случаи. Сборник игр в помощь вожатым детских лагерей и школ,
классным руководителям, культорганизаторам, руководителям дворовых клубов.
– Вологда, 1992.

29.

– обучение, тренинг, досуг… (под ред.В.В.Петрушинского). – М., «Новая
школа», 1994.
45

30.

Искусство разговаривать и получать информацию. – М., 1992.

31.

Книга рецептов для редакторов и редакторш. Немецкая юношеская пресса. - М.
ЮНПРЕСС. 2006.

32.

Кулаков А.Н. Заголовок и его оформление в газете. – Л., 1982.

33.

Лапп Д. Улучшаем память – в любом возрасте. – М., «Мир», 1993.

34.

Леви В. Цвет судьбы. – Спб., «Питер», 1993.

35.

Леви В. Искусство быть другим. – Спб., «Питер», 1993.

36.

Леви В. Разговор в письмах. – СПб., «Питер», 1993.

37.

Леви В. Нестандартный ребенок. – СПб., «Питер», 1992.

38.

Леви В. Искусство быть собой. – М., «Знание», 1991.

39.

Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М., «Смысл», 1993.

40.

Леонтьев А.Н. Развитие памяти. – М., 1931.

41.

ЛиндсейП, Норман Д. Переработка информации у человека. – М., 1974.

42.

Логика. (Под общей редакцией проф.В.Ф.Беркова) – Минск, «Вышэйшая школа»,
1994.

43.

Ляшко Т.В., Синицына Е.И. Через игру – к творчеству. (Методическое пособие).
– Обнинск, 1994.

44.

Матвеева Р.В., Трубникова Г.Г., Шифрина Д.А.

Основы полиграфического

производства. – М., «Книга, лтд», 1994.
45.

Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.А. Как развить внимание и память
вашего ребенка. – М., «Эйдос», 1994.

46.

Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И., Рыбникова И.К. и др. – Школа эйдетики.
Развитие памяти, образного мышления, воображения. Том 1. Запоминание цифр,
телефонов, исторических дат. – М., «Эйдос», 1994.

47.

А. Радио – детям. Методические рекомендации по организации профильного
лагеря юных корреспондентов на примере областного. – Томск, 1987.

48.

Методика

обучения

Воспитательная,

школьников

организационная

основам
и

журналистского

массовая

работа.

(По

мастерства.
материалам

Всесоюзного семинара руководителей ю\кобъединений и коллективов.) С.Саенко,
В.Майофис. Части 1,2. – Томск, 1988.
49.

Научно-методические основы модели саморазвивающегося информационнообразовательного пространства. М. Лига юных журналистов, Департамент
образования г. Москвы, 2014 г.

50.

Нельсон Дж. Проблемы дизайна. – М., 1971.
46

51.

Олешко В.Ф.

Заложники гласности. Молодежная печать второй половины

восьмидесятых годов: характер изменений, тенденции развития, противоречия. –
Екатеринбург, МИПП «Рафис». 1992.
52.

О детях, лете и газете, а также обо всем на свете. Президентская программа «Дети
России». - М. Творческое объединение ЮНПРЕСС. 1997.

53.

Организация

издательской

деятельности

в

системе

дополнительного

профессионального педагогического образования - М. МБОУ Педагогическая
академия. Министерство образования Московской области. 2012
54.

Особенности работы в молодежной газете. – М., «Высшая школа», 1985.

55.

Отт У. Вопрос+ответ=интервью. – М., 1991.

56.

Оформление периодических изданий (под ред.Киселева А.П.) – М., 1988.

57.

Пионерский пресс-центр в дружине и дворце пионеров. – Алма-Ата, 1987.

58.

детей в России (социальный портрет). Под общей редакцией А.А.Лиханова,
Е.М.Рыбинского. – М., «Дом», 1993.

59.

Пресс-центр в дружине. Методические рекомендации. – Капчагай, 1987.

60.

Примерный тематический план и программы работы кружков юнкоров во
внешкольных учреждениях (1-й, 2-й и 3-й годы обучения). – Донецк, Донецкий
областной Дворец пионеров и школьников им.Артема, 1988.

61.

Проблемы изучения детской и молодежной аудитории массовой коммуникации. –
М., ЦС Пед.об-ва РСФСР, 1976.

62.

Прописные истины для начинающих журналистов. (Составитель Е.Ю.Кузин). –
М., Агентство ЮНПРЕСС, 1994.

63.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык без репетитора. – М., «Лайда», 1997.

64.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., «Высшая школа»,
1987.

65.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. -–М.,
«Айрис Рольф», 1996.

66.

«Сбор-90». Опыт. Практика. Проблемы. (По материалам самодеятельных газет и
журналов старшеклассников). Июль-август 1990.

67.

Сборник творческих программ и концепций. Ассоциация творческих учителей
России. – М., 1994.

68.

Стадникова Н.А. Искусство мыслить. Методическая разработка для учителей
начальной школы. Ч.1, 2. – М., ТОО ИнтелТех, 1995.

69.

Смирнов С.И. Шрифт в наглядной агитации. – М., 1987.
47

70.

Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка. Материалы
международного семинара, проходившего 16-17 июля 1993 г. в Звенигороде. – М.,
1994.

71.

Сборник творческих программ и концепций. Ассоциация творческих учителей
России. – М., 1994.

72.

Стадникова Н.А. Искусство мыслить. Методическая разработка для учителей
начальной школы. Ч.1, 2. – М., ТОО ИнтелТех, 1995.

73.

Суханов А. Мир информации: история и перспективы. – М., «Мысль», 1986.

74.

Табашников И.Н. Газета делается по модели. – М., 1980.

75.

Телевидение и радиовещание за рубежом. Работа телеоператора службы новостей
(реферативные обзоры). 5. – Всесоюзный институт повышения квалификации
работников телевидения и радиовещания., М., 1991.

76.

Типографские шрифты и материалы учебно-полиграфической лаборатории
факультета журналистики МГУ. – М., 1984.

69.

Троицкий В.Ю. Пути русской школы. – М., 1994.

77.

Тысячи искр. Книга о твоей газете («Ленинские искры»). – Лениздат, 1974.

78.

Указатель русских периодических изданий для детей (1785-1917гг.). – Л. Изд-во
ЛГУ, 1973.

79.

Уралова Л. Твоя стенгазета. – М., «Молодая гвардия», 1976.

80.

Ученова В. Беседы о журналистике. – М., «Молодая гвардия», 1985.

81.

Фастовец

Е.В.

Газетная

графика:

структура,

оформление

и

принципы

моделирования. Автореф.канд.дисс. – М., 1973.
82.

Фурин С. Юнкору. – М., «Молодая гвардия», 1988.

83.

Цыганов О.В. Режиссура газетного номера. – М., 1968.

84.

Цымбаленко С.Б., Макеев П.С. Медийный портрет подростка - М. Российский
университет дружбы народов. 2015

48

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».