Основы самообороны

03

Н

2014

ОГРН 102030

090

34

Т
ОЙ ГДДЮ

ЛАН- ОГ
УД
Э

М НО ДВОРЕЦ ДЕТ АЗ
СК О
г.У
ЛЬ

1

ОГРН

2

034

41

10.

ОГРН 10203009

903

.
М И Т Е Т 131 ИНН
КО
0
У Е АВТОНОМНОЕ ОБРП О 3 2

00 Т
90
014

ИН

*
*

41

0.2

31

МУНИ
«ГОР ЦИПА
О
(МАОУ ДСК
ДО

ИНН 03 ЛА
230
8

*

903

31
.1
20
0
А Н - У Д Э ИНН 0
27
32
84
У ЛНИТЕЛЬНОГО ОБР
3
30
г .ОПОЛ ЧЕСТВА» г. У АЗОВ

10203
00

20

О

014

70

ОГРН 1020300

0.2

42

Р
ВО 131
34

)

014

20

О

0.2

.1

8
30

О ТЕ ЮНОШЕСКОГО ИЕ
ВА ( РН 1020 )
Д
Г
3

ИН
Н
А ЗО ВАН
0
Б РЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ Ю 3 2

.1

70

20

42

70

ИЯ
АН УДЭ
Н- 270
4

42

*

08

8
30
31

Оглавление
I.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы …………………………………………………………………………….
1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………….
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты ……………………………………….
1.3. Содержание программы ……………………………………………………...
II.
Комплекс организационно педагогических условий ……………………….
2.1. Календарный учебный график ……………………………………………….
2.2. Условия реализации программы ……………………………………………..
2.3. Формы аттестации …………………………………………………………….
2.4. Оценочные материалы ………………………………………………………..
Список литературы …………………………………………………………………...

3
3
4
5
7
7
11
11
12
12

I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ)
ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «ОСНОВЫ
САМООБОРОНЫ» (далее - Программа) разработана на основе следующих нормативноправовых документов:
1. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от
20.11.1989 г.);
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N
273-ФЗ;
3. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
4. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
5. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
6. Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
7. Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
8. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21.06.2021 г. N р-126 об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей,
выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №678-р;
10. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 г. № 298н;
11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
12. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27.10.2020 г.);
13. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 г. N1ДГ
245/06);
14. Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 г. № СК-295/06);
15. Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13.12.2013
г. № 240-v (с изменениями на 06.03.2023 г.);
16. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24.08.2015 г. N 512р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;

17. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25.05.2017 г. Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года;
18. Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.2021 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года;
19. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»;
20. Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»;
21. Иные локальные нормативные акты МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ, регламентирующие образовательный процесс.
Актуальность программы обусловлена запросом со стороны детей и их родителей
на программы в области единоборств с учетом физкультурно-спортивной направленности.
Развития, в первую очередь физических и морально-волевых качеств обучающихся. Рукопашный бой включает в себя технический арсенал практически всех видов единоборств, в
которых разрешается применять контролируемые удары, броски, удержания, болевые и
удушающие приемы в зависимости от конкретной динамической ситуации поединка, поэтому он является одним из самых сложных видов спортивных единоборств. В свою очередь вызывает неподдельный интерес у воспитанников.
Вид программы: модифицированная
Направленность программы: социально-гуманитарная
Адресат программы
Программа имеет стартовый уровень сложности и адресована обучающимся младшего и среднего школьного возраста (9-15 лет).
Условия набора обучающихся: для реализации программы принимаются все желающие 9-15 лет, без предварительного отбора, при наличии медицинской справки.
Срок и объем освоения программы
Даты начала и окончания учебного года: с 4 сентября 2023 по 31 мая 2024 г.
Срок реализации программы – 1 года / 9 месяцев / 36 недель.
Объем программы за весь период обучения – 144 часа:
1 год обучения – стартовый уровень – 144 часа / 16 часов в месяц / 4 часа в неделю;
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные.
Режим занятий.
Продолжительность занятия – 1 академический час (45 минут / 15 минут перерыв).
Количество часов в неделю:
1 год обучения – 4 часа (2 раза в неделю по 1 занятию и 1 раз в неделю по 2 занятия).
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель программы - воспитание и подготовка всесторонне развитых юных спортсменов через пропаганду здорового образа жизни.
Образовательные задачи
Обучающие (предметные):
 освоение конкретного предметного материала программы, сформировать компетенции по изучаемому комплексу дисциплин;
 стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся по овладению знаниями и умениями и обеспечивать психолого-педагогическую поддержку такой деятельности;
 сформировать двигательные умения в рукопашном бою;
 обучить правилам техники безопасности на занятиях и строевым упражнениям;

Развивающие (метапредметные):
 Обеспечение всестороннего и физического развития детей; развивать силовые и волевые качества;
 развивать опыт безопасного поведения в городе, социуме, в зонах катастроф и стихийных бедствий в природе, социальная адаптация;
 развить навыки: целеустремлённости, самоорганизации, самостоятельности, последовательности процесса, творческие способности.
Воспитательные (личностные):
 воспитывать у детей и подростков чувства патриотизма, любви к малой и большой
Родине, бережное отношение к героическому прошлому нашего народа, традициям российской армии и флота;
 предусматривать использование познавательного процесса для укрепления личностных качеств: воли, усидчивости, терпения, аккуратности, ответственности;
 привить учащимся интереса к занятиям физической культурой и спортом;
Ожидаемые результаты:
Предметные результаты:
На основе приобретенных знаний и практических навыков у обучаемого появляется
профессиональный интерес необходимый для воинской службы, он сможет осознанно выбрать специальность для прохождения срочной службы или специальность для последующего обучения в учебных заведениях министерства обороны;
Сформировать способность обучающегося совершать двигательные действия с применением техники (начального уровня) рукопашного боя и развитых, с учетом возраста,
двигательных качеств.
Метапредметный результат:
Сформировать у воспитанников высокую мотивацию к занятиям спортом, в частности рукопашным боем.
Личностные результаты:
Гармоническое развитие физических качеств, общей физической подготовки и изучение базовой техники рукопашного боя, волевых и морально-этических качеств личности, формирования потребности к занятиям спортом и ведения здорового образа жизни.
Способы и формы проверки результатов:
Система нормативов охватывает весь период обучения, проверка которых осуществляется 3 раза в год в виде соревновательной программы. Контрольные нормативы по общему физическому развитию расчитываются с учетом индивидуального развития воспитанников. Основной задачей данного типа исследования является выявление положительной или отрицательной динамики роста физического развития обучаемого. Для этого существует несколько видов тестов, определяющие уровень развития физических качеств, в
частности скоростно-силовых, играющие важную роль в занятиях данного вида спорта: тест
на выявление работы мышц брюшного пресса, тест на выявление работы мышц спины, отжимание, прыжок в длину с места, челночный бег.
1.3.
№
1.
2.
3.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические занятия
Практические занятия
Форма контроля
ВСЕГО ЧАСОВ:

1 год обучения
15
129
Педагогическое наблюдение, зачет
144 ч.

1.3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

1-ый год обучения
(Т – теоретические занятия, П – практические занятия)
Всего
Форма конНаименование разделов и тем
Т
П
часов
троля
Раздел 1. Введение.
10
7
3
Тема 1. История возникновения рукопаш1
1
ного боя.
Тема 2. Физическое развитие и укрепление
1
1
здоровья.
Тема 3. Закаливание организма, гигиена.
2
2
Тема 4. Профилактика травматизма.
3
2
1
Тема 5. Зачетные требования.
3
1
2
ЗАЧЕТ
Раздел 2. Общая физическая подго64
6
58
товка.
Тема 6. Ходьба.
4
1
3
Тема 7. Равновесие.
5
5
Тема 8. Бег.
6
6
Тема 9. Лазанье.
4
4
Тема 10. Прыжки.
6
1
5
Тема 11. Бросание, ловля мяча.
7
1
6
Тема 12. Имитационные упражнения.
11
1
10
Тема 13. Силовые упражнения.
11
1
10
Тема 14. Общеразвивающие упражнения.
10
1
9
ЗАЧЕТ
Раздел 3. Специальная физическая под70
2
68
готовка.
Тема 15. Построение.
4
4
Тема 16. Висы.
6
6
Тема 17. Упоры.
6
6
Тема 18. Подвижные игры.
6
6
Тема 19. Защита от ударов рукой.
10
10
Тема 20. Освобождение от захвата.
6
1
5
Тема 21. Защита от ударов палкой.
6
1
5
Тема 22. Защита от ударов ногой.
10
10
Тема 23. Ударная техника ногами.
7
7
Тема 24. Ударная техника руками.
5
5
Тема 25. Сдача нормативов по ОФП
4
4
Турнир
ИТОГО: 144
15
129
1.3.3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1 год обучения
Раздел 1.
Тема 1 ( ч.).
Теория ( ч.).
Практика ( ч.).
Формы контроля.

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№

Месяц

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

Сентябрь

Число

Время проведения

Форма занятия

Колво часов
2

Тема занятия

Вводное занятие. История возникноПравила
внутреннего
распорядка.
вения рукопашного
боя.
Инструктаж.развитие
Экскурсия
по Дворцу
Физическое
и укрепление
здоровья,
кувырок
вперед.
Ходьба. Техника страховки на спину
из приседа
Техника
страховки на бок из приседа
Подвижные игры
Отжимания в упоре лежа, общая силовая подготовка.
Поперечный
шпагат - растяжка
Кувырок вперед со страховкой через
плечо из приседа
Отработка
ударов кулаком
Отработка ударов локтем
Подвижные игры
Техника ударов ногами
Совершенствование техники страховки наотбок
из стойки
Защита
ударов
ножом
Болевые приемы на локоть – залом за
спину
Бросок – передняя подсечка
Страховка на спину из стойки
Подвижные игры
Упражнения на пресс – развитие
силы
Техника
ударов ногами
Отработка защиты в боях от ударов
руками
Бои
тренировочные в парах
Растяжка: продольный шпагат
Совершенствование кувырка вперед
со страховкой через плечо из стойки

Место проведения
Спор. зал
Спор. зал
Спор. зал
Спор. зал
Спор. зал
Спор. зал
Спор. зал
Спор. зал
Спор. зал
Спор. зал
Спор. зал
Спор. зал
Спор. зал
Спор. зал

Форма контроля

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.

Совершенствование техники страховки наотбок
из стойки
Защита
ударов
палкой сверху
Кувырок вперед со страховкой через
плечо передвижениями.
Защита
Техника ударов руками
Блок предплечьем «изнутри –
наружу» ударов ногами
Техника
Подвижные игры с мячами
Отработка защиты в боях от ударов
руками (всилы
движении)
Развитие
ног – приседания с
партнером
Техника
ударов ногами – прямой
удар
ногой.
Техника
ударов ногами – удар ногой
снизу
Прыжковая
подготовка
Техника ударов ногами - удар ногой
сбоку
Специальная
силовая подготовка: выносливость
в статическом
напряжеТехника
ударов
ногами - удар
колении
ном
Техника ударов руками - удара ребром ладони.
Техника
безопасности: Действия обучающихся
террористическом
Защиты
от при
ударов
ногами.
акте и/или
чрезвычайной«Дюймовый
ситуации
Техника
передвижения:
шаг»
Соревновательные
бои (в контакт)
Защита - захват
Сдача нормативов по ОФП Техника
стоек - «стойка
Дзенкуцу-дачи»
Передняя
подножка
Защита от ударов руками – урокен
Болевые приемы на кисть
Защита от ударов палкой сбоку
Техника ударов ногами - кругового
бокового приемы
удара ногой
«Малаши».
Гигиена,
закаливания
Приемы защиты от удара «Дзуко» с
уходом под углом
45 и 90
Выносливость
в статическом
напряжении в фиксации
Прыжок
«Джамп» удара ногой «Малаши»

58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.

Задняя подножка
Передняя подсечка
Защита от ударов ногами: «Малаши»
Защита в боях против двух противников (на месте)
Техника
ударов руками- «Голова Феникса» от ударов палкой сверху.
Защита
Зачет по растяжке
Блок предплечьем «снаруживовнутрь».
Отработка захвата рукой сбоку (блок
изнутри-наружу,
снаружи-вовнутрь)
Техника
передвижения
- «подпрыгивающий- от
шаг»
Прием
удара ножом сбоку «снаружи - вовнутрь»
Защита
в боях против двух противников (в движении)
Защита
от ударов ножом
Удары ногами: круговые удары ногой «Уро-Малаши»
Развитие
силы рук – «взрывное» отжимание
в упоре лежа.
Бросок
с захватом
обеих ног
Блок голенью от удара «Лоу»
С переходом на подсечку от удара
ногой «Уро-Малаши»
Связки
ударов – передний удар локтем с последующим
ударом ребром
Удары
ногами: совершенствование
ладони«Коленом»
удара
Блока
предплечьем «сверху-вниз» от
удара ногами
Работа
с мячами в стену – удар
«Дзуко»
с последующей
ловлейна
мяча
«Срывающий
шаг» с выходом
удар.
Прыжок
с ударом ноги «Йоко» в
стену
Выносливость в раундовой работе –
удар «Майо»
Совершенствование
броска – боковая
подсечка
Совершенствование
болевых приемов на «ахилловое
Отработка
защиты сухожилие»
в боях от ударов
ног.
Выносливость
в раундовой работе –
удар «Йоко»
Блок
предплечьем «снизу-вверх» от
ударов вотголову
Защита
ударов палкой прямо (тычковые удары) на перекладине
Подтягивание

90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.

Защита от бросокв
Растяжка: поперечный шпагат
Блок голенью от ударов ногами
Удары ногами: совершенствование
удара «Лоу» в раундовой работе –
Выносливость
удар «Малаши»
грушу ног Малаши
Отработка
в бояхв ударов
Развитие силы ног – прыжки вверх из
приседа
удар
локтем с последующей ловлей
мяча
Бросок через бедро
Освобождение от захватов
Развитие силы ног – прыжки вверх из
приседаот ударов ножом
Защита
Техника стоек - «стойка всадника»
Праздничный день 09.05.
Кувырок назад в приседе.
Техника болевых заломов на руки
и/или
ноги
Техника
ударов руками
Сдача нормативов по ОФП и специальной физической
подготовке
Итоговое
занятие: задание
на летние
каникулы

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аспекты
Характеристика
Материально-техническое обес- Спортивный зал: 35 кв. м. Зал с естественным и искуспечение
ственным освещением. Хорошо проветривается и отвечает нормам СанПина.
Помещение оборудовано матами, переносными маникенами.
Имеется: учебно-тематическое планирование, нормативные документы, инструкции по ТБ и санитарно-гигиенических нормам.
Информационное обеспечение
Ссылки:
Кадровое обеспечение
Методическое обеспечение
программы

Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим первую квалификационную категорию
Создан учебно-методический комплекс, который включает:
- подборку печатных изданий (газеты и журналы);
- учебную литературу по журналистике,
- различные виды методической продукции.

Формами аттестации являются: тесты, выполнение нормативов, участие в соревнованиях, личные достижения.
Критерии освоения программы –

уровень усвоения обучающимися программного материала.
 положительная мотивация учения, познавательная самостоятельность обучающихся.
 ценности, преобладающие в коллективе, ответственность за учебу и поведение, состояние здоровья, отношения детей в объединении.

2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показатели качества реализации ДООП
Предметная диагностика:
Уровень способностей детей
теоретический уровень
практический уровень

Личностная диагностика:
Уровень сформированности
личности

Методики
1Метод контрольных тестов. 2. Зачет 3.Метод рефлексии 4.выполнение нормативов.
5.Диагностическая беседа. 6. Наблюдение.

Разработанная форма Методической службы ГДДЮТ
Морально-нравственные нормы. Социальная активность.

11

Метапредметная диагностика:
уровень сформированности
компетенций

Потребность к занятиям спортом и ведению здорового
образа жизни
Познавательные результаты (внимание, память)
Коммуникативные результаты (общительность, речевая деятельность). Регулятивные (специальные) результаты. Управление своей деятельностью деятельностью)

Уровень удовлетворенности
родителей предоставляемыми
образовательными услугами

Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой)

Сроки промежуточной аттестации

Сроки аттестации
(по УТП) входная - октябрь
Промежуточная - декабрь
итоговая - май в конце 1 года обучения

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
1.Акопян А.О., Долганов Д.И. и др. « Примерная программа по рукопашному бою для
ДЮСШ, СДЮСШОР», М.: Советский спорт, 2019.-116с.
2.Астахов С.А., Технология планирования тренировочных этапов скоростно-силовой
направленности в системе годичной подготовки высококвалифицированных единоборцев
(на примере рукопашного боя): Автореф.:дис. …кпн. – М., 2018. – 25с
3.Бурцев Г.А., Рукопашный бой. – М., 1994. – 206с
4.Микрюков В.Ю. Каратэ: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений,- М.:
Издательский центр «Академия», 2018.- 240 с.
5. Якимов А.М. «Основы тренерского мастерства», учеб.пособие для студ.высших
учебных заведений физической культуры, М.: Терра-Спорт, 2021 -176с.
Дополнительная литература:
1. Иванов С.А., Методика обучения технике рукопашного боя: Автореф. Дис.
…К.П.Н. – М., 2000 – 23с
2. Найденов М.И., Рукопашный бой. Организация и методика подготовки // Учебное
пособие для ПВ ФСБ России. – Г.., ГВИ ПВ ФСБ РФ, 2022. -120с
3. Юшков О.П. Совершенствование методики тренировки и комплексный контроль
за подготовленностью спортсменов в видах единоборств.- М.: МГИУ, 2021,144 с.
4. Юшков О.П., Совершенствование методики тренировки и комплексный контроль за
подготовленностью спортсменов в видах единоборств. – М.: МГИУ, 2021. – 40с

12


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».