Зеленые береты

03

Н

2014

ОГРН 102030

090

34

Т
ОЙ ГДДЮ

ЛАН- ОГ
УД
Э

М НО ДВОРЕЦ ДЕТ АЗ
СК О
г.У
ЛЬ

1

ОГРН

2

034

41

10.

ОГРН 10203009

903

.
М И Т Е Т 131 ИНН
КО
0
У Е АВТОНОМНОЕ ОБРП О 3 2

00 Т
90
014

ИН

*
*

41

0.2

31

МУНИ
«ГОР ЦИПА
О
(МАОУ ДСК
ДО

ИНН 03 ЛА
230
8

*

903

31
.1
20
0
А Н - У Д Э ИНН 0
27
32
84
У ЛНИТЕЛЬНОГО ОБР
3
30
г .ОПОЛ ЧЕСТВА» г. У АЗОВ

10203
00

20

О

014

70

ОГРН 1020300

0.2

42

Р
ВО 131
34

)

014

20

О

0.2

.1

8
30

О ТЕ ЮНОШЕСКОГО ИЕ
ВА ( РН 1020 )
Д
Г
3

ИН
Н
А ЗО ВАН
0
Б РЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ Ю 3 2

.1

70

20

42

70

ИЯ
АН УДЭ
Н- 270
4

42

*

08

8
30
31

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Основные характеристики программы:
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа школьного
лесничества «Зелѐные береты» (далее - Программа) разработана в
соответствии со следующими нормативными документами:
• Конвенции о правах ребѐнка;
• Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г.
№273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
от 31 марта 2022 года №678-р;
• Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. №41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27 октября 2020
года)
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
• Приказа Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 года №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
(Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки России от
18.11.2015 года № 09-3242;
• Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных технологий при реализации образовательных программ»;
• Устава МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ;
• Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ.
(далее - Программа) реализуется в соответствии с естественно- научной
направленностью образования.
1.2.Актуальность программы
Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в
теории и практике экологического образования в начальной школе.
Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических
проблемах родного края предполагает расширение краеведческого кругозора,
развитие творческих способностей обучающихся.
Программа «Зелѐные береты» основывается на принципах:

Принцип следования нравственному примеру.
 Принцип идентификации
 Принцип диалогического общения.
 Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
1.3.Отличительные особенности программы
Программа «Зеленые береты», имеет естественнонаучную направленность,
является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программой с практической ориентацией.
Теоретические основы программы - исследования возрастной
психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А.
Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно
ориентированного образования (В. В. Сериков).
Представленная целостная программа разработана для учащихся
начальной школы, рассчитана на 144 часа в год.
Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность
направлена на развитие любознательности и проявление живого интереса к
познанию мира природы, что обеспечивает формирование полноценного
экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для
которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации
своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях
проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий
поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к
природе. Практическая направленность курса осуществляется через
исследовательские задания, игровые задания, проекты, участие в выставках,
конкурсах, олимпиадах.


Основные принципы содержания программы:

принцип единства сознания и деятельности;

принцип наглядности;

принцип личностной ориентации;

принцип системности и целостности;

принцип экологического гуманизма;

принцип краеведческий;

принцип практической направленности.
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

Земля - единая экосистема.

Человек – существо, биосоциальное часть экологической
системы.

Уникальная ценность природных существ вне зависимости
от формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств
реализации
содержания
программы,
учитывающий
действенную,
эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную
активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта
экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях
эмоционально-положительную
творческую
атмосферу,
организует
диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется
через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во
взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования
последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по
отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется
через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и
опытническую работу. Формы организации деятельности детей
разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая.
Одним из основных методов обучения являются систематические
фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в
природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у
детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с
«Календарем природы», «Юный исследователь окружающей среды», а также
ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются
ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и
практические работы, создание экологических проектов, изготовление
поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,
моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные
представления, экологические акции, знакомство с определителями,
гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы
привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные
экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном
участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в
оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты»,
являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации
праздников и в выполнении летних заданий.


1.4. Педагогическая целесообразность программы определяется
возможностью общего разностороннего развития личности учащегося, в
процессе предлагаемой ему деятельности.
1.5.Цель программы
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у
младших школьников.
1.6.Задачи
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных
явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и
взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах
поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности
детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических,
нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения
экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств
удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по
отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения
экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового
образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране
окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и
охраны природного окружения.
1.7.Возраст учащихся, которым адресована программа
Программа рассчитана для детей 7 до 11 лет.
Количественный состав 15 человек в группе.
1.8.Формы занятий:
Занятия проводятся по группам и индивидуально.
В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в
виде
последовательности
следующих
этапов:
организационного,
проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлексивного
(самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от
другого сменой вида деятельности, содержанием и конкретной задачей.
Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний,

который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие осмысление - запоминание применение - обобщение - систематизация
2. Объем программы:
2.1. Объем программы – количество часов на весь период обучения по
программе (запланированное количество учебных часов, необходимое для
освоения программы: для достижения цели и ожидаемых результатов)
2.2.Срок реализации программы –
Срок реализации 4 года.
2.3.Режим занятий:
2 раза в неделю по 2 (часа)
1-й-2-й год обучения два занятия по два часа в неделю .
3-й-4-й год обучения два занятия по два часа в неделю и одно занятие
по часу.
13. Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа
биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с
точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России,
Республики Бурятия ;
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их
приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов
(примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи
между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их
выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи
между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга
и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры
борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи
человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и
природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по
описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;

выполнять правила экологически сообразного поведения в
природе;

применять теоретические знания при общении с живыми
организмами и в практической деятельности по сохранению
природного окружения и своего здоровья;

ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

составлять экологические модели, трофические цепи;

доказывать, уникальность и красоту каждого природного
объекта;

заботиться о здоровом образе жизни;

заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

предвидеть последствия деятельности людей в природе
(конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу,
ближайшее природное окружение);

осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

наблюдать предметы и явления природы по предложенному
плану или схеме;

оформлять результаты наблюдений в виде простейших
схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой
природы;
 УУД
 Познавательные: адекватная передача информации, моделирование
(понимать, читать, воспроизводить знаковую модель).
 Регулятивные: коррекция (исправлять ошибки в чужой работе, в своей
работе).
 Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять
активность в совместной учебной деятельности.
 Регулятивные: коррекция (исправлять ошибки в чужой работе, в своей
работе).
 Коммуникативные: строить понятные собеседнику высказывания,
учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя.
 Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять
активность в совместной учебной деятельности.
 Познавательные:
(общеучебные)
осознанно
строить
речевое
высказывание в устной форме;
 (логические) анализ объектов с целью выделения признаков.
 Коммуникативные: слушать и слышать учителя, другого ученика,
понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания,
учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя.
 Личностные: принимать позицию учащегося, стремиться к получению
новых знаний, проявлять активность во внеурочной деятельности.
 Адекватная
мотивация внеучебной деятельности, учебные и
познавательные мотивы,
 анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных)
 установление причинно-следственных связей.
 Ориентация на моральные нормы и их выполнение.
 Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Поиск и выделение необходимой информации.
3.2. Способы и формы проверки результатов
- сформулирована методика и способы проверки ожидаемых результатов;
система оценочных средств, позволяющих контролировать каждый
заявленный результат обучения, воспитания и развития; использование


традиционных и современных средств диагностики результативности;
использование комплекса средств, подкрепляющих друг друга;
- возможны формы промежуточной и итоговой аттестации, адекватные
содержанию и особенностям учащихся; мониторинг эффективности
реализации программы.

2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№
Количество
зан.
Тема занятия
часов
всего теория
1. Введение
1
Вводное занятие: Что такое 4
2
Экология? Игра «Поле
чудес»
2. Дикие животные
2
Заяц - «Длинное ухо»
4
2
3
Лисица.
«Лиса 4
2
Патрикеевна»
4
Серый хищник – волк
4
2
5
Хозяин леса – медведь
4
2
6
Любознательный зверѐк – 4
2
белка
7
Куница - охотник на белок 4
2
8
Лесной красавец – лось
4
2
9
Сердитый недотрога- ѐж
4
2
10
Подземный житель – крот 4
2
11
Всеядное животное — бар- 4
2
сук
12
Бобр-строитель
4
2
13
Запасливый бурундук
4
2
14
Кабан - дикий родственник 4
2
домашней свиньи
15
Мышка-норушка
4
2

Форма
контроля
практика
2

Сообщение

2
2

Лэпбук
Лэпбук

2
2
2

Лэпбук
Лэпбук
Лэпбук

2
2
2
2
2

Лэпбук
Лэпбук
Лэпбук
Лэпбук
Лэпбук

2
2
2

Лэпбук
Лэпбук
Лэпбук

2

Лэпбук

16
17
18
19
20

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

33
34
35
36
Итого:

Рысь - родственник кошки
Соболь - «дорогой» зверѐк
Тигр - самая большая кошка на Земле
Косуля - самый маленький
европейский олень
Обобщающие занятие о
диких животных
«Знай животных своего
края»
Экскурсия
3. Пернатые жители
Воробей - самая
распространѐнная птица на Земле
Ворона - «интеллектуальная» птица
Ворон - красивая, умная
птица
Сорока-белобока-«лесная
сплетница»
«Лесной доктор» - дятел
Соловей - «великий маэстро»
Галка - городская птица
Загадочная птица - кукушка
«Пернатая кошка» - сова
Любимая птица – снегирь
«Сестрицы-синицы»- самые полезные птички России
Наш добрый сосед - скворец
«Золотая птица» — иволга
Обобщающее занятие о
птицах
Экскурсия

4
4
4

2
2
2

2
2
2

Лэпбук
Лэпбук
Лэпбук

4

2

2

Лэпбук

6

4

2

Викторина

2

Фотоотчет

2
4

2

2

Лэпбук

4

2

2

Лэпбук

4

2

2

Лэпбук

4

2

2

Лэпбук

4
4

2
2

2
2

Лэпбук
Лэпбук

4
4

2
2

2
2

Лэпбук
Лэпбук

4
4
4

2
2
2

2
2
2

Лэпбук
Лэпбук
Лэпбук

4

2

2

Лэпбук

4
6

2
4

2
2

Лэпбук
Викторина
Фотоотчет

72

2
72

2
144

Второй год обучения
№
зан.
Тема занятия
1
2
3
4

5
6
7

8
9

10

11
12
13
14

Что такое экология?
1. За окном
Времена года
Экскурсия
Практическое занятие
«Уборка
школьного
двора»
Деревья за окном
Птицы за окном
Практическое занятие
«Изготовление
кормушек для птиц»
2. Я и мое окружение
Комнатные растения в
квартире, в классе
Практическое занятие
«Уход за комнатными
растениями»
Практическое занятие
«маленький огород на
подоконнике»
4. Вода - источник
жизни
Вода в природе
Стихи, рассказы о
воде в природе
Вода
в
жизни
растений и животных.
Вода
и
здоровье
человека.
Личная
гигиена.

Количество
Форма
часов
контроля
всего теория практика
4
2
2
Сообщение
16
4
4

8

8
4
4

Лэпбук
Фотоотчет
Фотоотчет

4
4
4

2
2

2
2
4

Лэпбук
Лэпбук
Фотоотчет

8

4

4

Лэпбук

4

4

Фотоотчет

4

4

Фотоотчет

8
8

4
4

4
4

8

4

4

Лэпбук
Интерактивная
тетрадь
Сообщение

4

2

2

Сообщение

15
16

17

18

18

20
21

22

23

24

25
26

5. Солнце и свет в
нашей жизни
Солнце, Луна, звезды
– источники света
Светолюбивые
и
теплолюбивые
комнатные растения
Практическое занятие
по
размещению
комнатных растений с
учетом потребности
тепла и света
6. Весенние работы
Практическое занятие
по подготовке почвы к
посеву
Практическое занятие
по посадке растений и
уходу за ними
7. Воздух и здоровье
Воздух и здоровье
человека
Экскурсия
8
Экологические
проекты
Экологический проект
«Почему
нужно
защищать природу?»
Красная
книга
–
способ защиты редких
видов животных и
растений
Подготовка
акции
«Сохраним
первоцвет!»
Акция « Сохраним
первоцвет!»
Практические занятия

8

4

4

Лэпбук

4

2

2

Собщение

4

4

Фотоотчет

4

4

Фотоотчет

4

4

Фотоотчет

2

Сообщение

4

Фотоотчет

4

2

4

4

2

2

Газета

8

6

2

Лэпбук

8

6

2

Газета

2

2

Фототчет

6

6

Фототчет

на
пришкольном
участке
Итого:

144

Третий год обучения
№
зан. Тема занятия

1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

86

Количество
Форма
часов
контроля
всего теория практика

Введение
Вводное занятие. Мы
жители планеты Земля
Мир вокруг.
1. Человек и природа
Экология и мы.
Осенние работы
Практическое занятие
«Пришкольный
участок»
Место человека в мире
природы.
Осень в лесу
2. Неживое в природе
Неживая природа
Солнце – источник
тепла и света
Вода, еѐ признаки и
свойства
Берегите воду!
Почва – святыня наша.
Состав
и
свойства
почвы
Погода. Климат.
Предсказание погоды по
народным приметам
Природа глазами поэтов
Диалоги с
природой

58

4

2

2

Сообщение

4

2

2

Фотоотчет

4
4
4

2
2

2
2
4

Сообщение
Выставка
Фотоотчет

4

2

2

Сообщение

4

2

2

Фотоотчет

4
4

2
2

2
2

Сообщение
Сообщение

4

2

2

Сообщение

4
4
4

2
2
2

2
2
2

Газета
Сообщение
Сообщение

4
4

2
2

2
2

Сообщение
Газета

4

2

2

неживой 4

2

2

Интерактивная
тетрадь
Интерактивная
тетрадь

18
19
20

21
22
23
24
25
26

27
28
29

30
31

3. Живое в природе.
Экологические связи
между
неживой
и
живой природой
Практикум
«Хлебные
крошки»
Кто улетает, а кто
остаѐтся
Экологические
связи
неживой
и
живой
природы
Вода и жизнь
Растения рядом
Комнатные растения
Размножение
комнатных растений
Дикорастущие растения
луга, водоема и леса
Практическое занятие
«Растения луга и леса»
4. Царство грибов
Съедобные грибы
Несъедобные грибы
Микроскопические
грибы
5. Труд весной
Опыты на пришкольном
участке
Работы на пришкольном
участке
Итого:

4

-

4

Фотоотчет

4

2

2

Лэпбук

4

2

2

Сообщение

4
4
4
4

2
2
2
2

2
2
2
2

Лэпбук
Лэпбук
Лэпбук
Фототчет

8

4

4

Лэпбук

4

-

4

Лэпбук

8
8
4

4
4
2

4
4
2

Лэпбук
Лэпбук
Лэпбук

8

2

6

Фотоотчет

8

2

6

Фотоотчет

144

62

82

Четвѐртый год обучения
№
зан.

Тема занятия
Основы организации

Количество
часов
всего
теория
4
2

Форма
контроля
практика
2 Сообщение

жизнедеятельности
школьного лесничества
Значение леса в жизни
человека и в мире
Лес и флора
Лесная
травянистая
растительность
Лесные
деревья
и
кустарники
Грибы и ягоды. Правила
сбора грибов и ягод
Лес и фауна
Лесные птицы
Лесные звери
Лесные насекомые
Лес и его структура
Понятие
о
лесе.
Характерные черты леса
Элементы и признаки
леса
Лес
и
луг,
как
растительное сообщество
Лес и среда
Лес и климат, лес и ветер
Лес и свет, лес и тепло
Лес и воздух, лес и влага
Лес и почва
Лес
и
живой
напочвенный покров
Лес
и
мертвый
напочвенный покров
Пожар в лесу, как
экологический фактор
Основы
физиологии
растений
Фотосинтез и дыхание
растений
Минеральное
питание

2

2 Сообщение

8
8

4
4

4 Сообщение
4 Лэпбук

8

4

4 Лэпбук

8

6

2 Лэпбук

8
10
10
8
4
6

4
6
6
4
2
4

4
4
4
4
2
2

Лэпбук
Лэпбук
Лэпбук
Лэпбук
Лэпбук
Сообщение

6

4

2

Сообщение

6

4

2

Лэпбук

6
2
2
2
2
2

4
2
2
2
2
2

2

Сообщение
Сообщение
Сообщение
Сообщение
Сообщение
Сообщение

2

2

2

2

2

2

4

2

2

Сообщение

4

2

2

Сообщение

4

Сообщение
-

Сообщение
Сообщение

древесных растений
Устойчивость древесных
растений
к
неблагоприятным
факторам среды
Возобновление леса
Естественное
возобновление леса
Искусственное
возобновление леса
Рост и развитие леса
Итого

2

2

-

Сообщение

4
4

2
2

2
2

Сообщение
Сообщение

4

2

2

Сообщение

2
144

2 90 54

Сообщение

2.2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
Тема . Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»
Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при
проведении практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир
животных: Игра «Поле чудес».
Раздел 1. «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Тема . Заяц - «Длинное ухо»
Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии), чтение
рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа.
Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».
Тема . Лисица. «Лиса Патрикеевна»
Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа
лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В.
Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.
Тема .Серый хищник – волк
Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа
В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов,
Практическая работа в группах - «Раскрась».
Тема . Хозяин леса – медведь
Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение
рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с
народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый
медведь».
Тема . Любознательный зверѐк – белка
Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок,
рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику»

Тема . Куница - охотник на белок
Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание
кроссворда .Творческая работа «Придумай загадку»
Тема . Лесной красавец – лось
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В.
Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно
«Лесной красавец»
Тема . Сердитый недотрога - ѐж
Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж»
Игра: «В гости к ѐжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ѐжика»
Тема . Подземный житель – крот
Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова
«Земляные холмики» Игра: «Поле чудес»
Тема . Всеядное животное — барсук
Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных.
Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по
рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»
Тема . Бобр-строитель
Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о
бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и
народными приметами.
Тема . Запасливый бурундук
Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о
бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным
описанием, беседа.
Тема . Кабан - дикий родственник домашней свиньи
Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова
«Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.
Тема . Мышка-норушка
Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда,
загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь» или «Полѐвка», разучивание
стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».
Тема . Рысь - родственник кошки
Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут
рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение
рассказа В. Зотова «Рысь», рисование домашней кошки или рыси.
Тема . Соболь - «дорогой» зверѐк
Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России,
чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».

Тема . Тигр - самая большая кошка на Земле
Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов,
загадок. Фонограмма звуков джунглей и рѐва тигра. Чтение рассказа
В.Зотова «Тигр». Составление портрета.
Тема . Косуля - самый маленький европейский олень
Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа
В.Бианки «Снежный взрыв и спасѐнная косуля». Игра «Мордочка, хвост и
четыре ноги».
Тема . Обобщающий урок о диких животных
Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра
«Чьѐ это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о
животных.
Раздел 2. . «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ»
Тема . Воробей - самая распространѐнная птица на Земле
Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьѐм. Загадки,
пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал
воробей?»
Тема . Ворона - «интеллектуальная» птица
Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение и
анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета.
Тема . Ворон - красивая, умная птица
Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ
рассказа В. Зотова «Ворон» .Работа в группах «Рисование ворона»
Тема . Сорока - белобока - «лесная сплетница»
Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и
анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока Трещѐтка»
Тема . «Лесной доктор» - дятел
Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки, работа над
скороговорками пословицами, поговорками ,народными приметами. Чтение
и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».
Тема . Соловей - «великий маэстро»
Знакомство с соловьѐм, сообщения учеников, загадки, народные приметы.
Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова
«Соловей».
Тема . Галка - городская птица
Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок,
народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в
группах «Собираем мозаику».

Тема . Загадочная птица - кукушка
Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание
загадок , Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки
«Кукушонок» .Работа над народными приметами и поговорками. Беседа
«Гнѐзда и птенцы».
Тема . «Пернатая кошка» - сова
Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание
загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными
приметами. Игра «Кто и что ест?»
Тема . Любимая птица – снегирь
Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок.
Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь». Работа над пословицами и
народными приметами. Рисование ярких птиц.
Тема . «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России
Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ
рассказа В. Зотова «Синица». Работа над пословицами и народными
приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жѐлтые синички».
Рисование птиц с яркими клювами.
Тема . Наш добрый сосед - скворец.
Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников,
разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари».
Чтение стихотворения «Скворец».
Тема . «Золотая птица» — иволга.
Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок.
Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными
приметами. Игра «птичьи расцветки».
Тема . Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания.
Рассказ – беседа «О чѐм поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра –
соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке».
Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поѐт?». Конкурс
«Почему их так зовут ? Конкурс «Знатоки сказок».
2-й год обучения
«ВВЕДЕНИЕ»
Тема . Что такое экология?
Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при
проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в
природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая

классификация экологических связей: связи между неживой и живой
природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между
растениями и животными, между различными животными); связи между
природой и человеком. Разъяснение значения экологии на основе анализа
примеров
Раздел 1. «МОЙ ДОМ ЗА ОКНОМ»
Тема . Мой дом
Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в
деревне и в городе
Тема . Дом, где мы живем
Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во
дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в
своем доме.
Тема . Практическое занятие «Уборка школьного двора»
Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении
задания.
Тема . Практическое занятие «Деревья твоего двора»
Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья?
Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев?
Тема . Птицы нашего двора
Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и
отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем)
Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые
маленькие(колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение
птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки
можно соорудить для подкормки птиц зимой.
Тема . Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»
Техника безопасности. Распределение обязанностей. Вывешивание кормушек
Тема . Комнатные растения в квартире, в классе
Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, частоту
полива. Уход за комнатными растениями
Тема . Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»
Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение
обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение.
Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.

Тема. Практическое занятие «маленький огород на подоконнике»
Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука,
гороха; проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени.
Раздел 2. «ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ»
Тема. Вода в моем доме и в природе
Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется?
Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит
вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?
Тема. Стихи, рассказы о воде в природе
Чтение рассказов, стихов о воде в природе. Чтение рассказов о загрязнении
Мирового океана
Тема. Вода в жизни растений и животных.
Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного
мира? Как животные заботятся о чистоте?
Тема. Теория и практика «Вода и здоровье человека. Личная гигиена».
Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда
расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание
водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры
воды.
Раздел 3. «СОЛНЦЕ И СВЕТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ» (3 часа)
Тема . Солнце, Луна, звезды – источники света
Солнце - естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в
ночное время суток
Тема. Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения
Влияние тепла и света на комнатные растения.
Тема. Практическое занятие по размещению комнатных растений с
учетом потребности тепла и света
Провести наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Распределить! обязанности. Отчет о выполненной работе.
Наблюдение после произведѐнной работы.
Раздел 4. «ВЕСЕННИЕ РАБОТЫ»
Тема. Практическое занятие по подготовке почвы к посеву
Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке (перекопка, внесение
удобрений). Опыт «Влияние сроков посева на цветение декоративных
растений» Инструктаж по технике безопасности.
Тема. Практическое занятие по посадке растений и уход за ними
Инструктаж по технике безопасности. Разбивка грядок. Посадка растений.
Организация дежурства членов кружка «Юный эколог» уход и наблюдение

за всходами. Опыт «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных
растений.
Раздел 5. «ВОЗДУХ И ЗДОРОВЬЕ»
Тема. Воздух и здоровье человека
Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый
и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что
нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что
делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом
дыхательной гимнастики.
Тема . Практическое занятие Инструктаж по технике безопасности.
3-й год обучения
«НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ»
«ВВЕДЕНИЕ»
Тема. Вводное занятие. Мы жители планеты Земля
Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при
проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания
единства всех существ на земле.
Тема. Мир вокруг.
Представление об основных понятиях начального природоведения (живая
неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные
человеком, различия между растениями и животными.
Раздел 1. «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА»
Тема. Экология и мы.
Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне
природы и природа без человека? Осознание места человека как части
природы.
Тема. Осенние работы в поле.
Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых
сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения
земледельцев. Пшеница – озимая, яровая.
Тема. Практическое занятие «Пришкольный участок».
Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие
и культурные растения. Работа на участке, инструктаж по технике
безопасности.
Тема. Место человека в мире природы.
Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние
человека на природу.

Ничего не меняется без человека, а человек существует только во
взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место
человека в природе. Защита проекта.
Тема. Осень в лесу (экскурсия)
Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках
осени: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового
дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют
листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери
начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.
Раздел 2 . «НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ»
Тема. Неживая природа
Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии.
Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы
вокруг меня».
Тема. Солнце – источник тепла и света
Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на
жизнь на Земле. Солнце и здоровье.
Тема. Вода, еѐ признаки и свойства
Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков
«Цвет, запах, форма воды». Опыты по выявлению свойств воды: вода растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот
воды.
Тема. Берегите воду!
Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги.
Источники загрязнения. Работа над проектом « Сбережем капельку!»
Тема. Почва – святыня наша.
Почва – необходимая среда для растений Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды
почвы».
Тема. Практическое занятие «Почва – состав и свойства почвы».
Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение
почвы и меры по ее охране.
Тема. Погода. Климат.
Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что
климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это
необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая
работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в
«Календарях природы».
Тема. Предсказание погоды по народным приметам

Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам,
выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью.
Тема. Почему нельзя..?
Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не
используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью
взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений.
Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила
уборки помещения. Акция «Умоем растения».
Тема. Практическое занятие «Диалоги с неживой природой»
Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами
окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как
загрязнителе природы города. Акция «Мы, против мусора!»
Раздел 3. «ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ
НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ»
Тема. Практикум «Хлебные крошки»
Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто
чем питается? Конструирование модели кормушки.
Тема. Кто улетает, а кто остаѐтся
Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных, о
перелетных птицах области. Формировать представления детей о
приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц.
Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению
птиц края.
Тема. Экологические связи неживой и живой природы
Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и
живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной
цепи питания. Защита своей модели.
Тема. Вода и жизнь
Формировать представление о загрязнении воды и еѐ очистке, воспитание
ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды.
Изготовление простых фильтров.
Тема. Растения рядом
Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра «
Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление
повреждение повреждений деревьев.
Тема. Комнатные растения
Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по
размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом

тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными
растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив).
Тема. Размножение комнатных растений
Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки,
листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон
и обрезка.
Тема. Дикорастущие растения луга, водоѐма, леса
Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их
экологических особенностях, охране.
Тема. Практическое занятие «Растения луга и леса»
Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами.
Работа с гербариями.
Раздел 4. «ЦАРСТВО ГРИБОВ»
Тема. Съедобные грибы
Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать
значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с
многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных,
пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов
без нарушения лесной подстилки.
Тема. Несъедобные грибы.
Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных
грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе
(мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным).
Тема. Микроскопические организмы
Дать
представление
о
некоторых
видах
микроскопических
грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и
значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие
туберкулез, холеру.
Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД ВЕСНОЙ»
Тема. Сельскохозяйственные машины и орудия
Закрепить представления о сезонности труда, представление о видах и
значении труда людей весной в поле, в огороде.
Тема. Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке
Разбивка грядок для посадки культурных растений. Изготовление лунок для
посадки деревьев и кустарников на пришкольном участке. Побелка
стволов Дежурство и наблюдение юных экологов за всходами. Акция с
привлечением родителей.
Тема. Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке

Посадка декоративных растений. Опыты:
1. «Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений».
2. «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений». Изготовление колышков и этикеток.
4-й год обучения
Беседы, встречи с интересными людьми, экскурсии, организация праздников,
конкурсы, участие в школьных экологических рейдах, проектирование,
фотовыставки, выпуск пропагандической литературы.
Тема. Основы организации жизнедеятельности школьного лесничества.
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении
наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом
учебном году.
Тема. Значение леса в жизни человека и в мире. Сравнение времен года в
разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от
изменений температуры и осадков
Тема. Лес и флора.
Тема.Лесная травянистая растительность
Тема.Лесные деревья и кустарники
Тема.Грибы и ягоды. Правила сбора грибов и ягод
Тема.Лес и фауна
Тема.Лесные птицы
Тема.Лесные звери
Тема.Лесные насекомые
Тема.Лес и его структура
Тема.Понятие о лесе. Характерные черты леса
Тема.Элементы и признаки леса
Тема.Лес и луг, как растительное сообщество
Тема.Лес и среда
Тема.Лес и климат, лес и ветер
Тема.Лес и свет, лес и тепло
Тема.Лес и воздух, лес и влага
Тема.Лес и почва
Тема.Лес и живой напочвенный покров
Тема.Лес и мертвый напочвенный покров
Тема.Пожар в лесу, как экологический фактор
Тема.Основы физиологии растений
Тема.Фотосинтез и дыхание растений
Тема.Минеральное питание древесных растений
Тема.Устойчивость древесных растений к неблагоприятным факторам среды

Тема.Возобновление леса
Тема.Естественное возобновление леса
Тема.Искусственное возобновление леса
Тема.Рост и развитие леса
Выставки творческих работ, оформление тематических папок и стендов,
исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов,
конкурсы, фотовыставки, проведение игр, КВН.

Месяц

2.3.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Первый год обучения
№
Числ Тема
п/и
о
занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

Сен.

Ок.

Нояб.

Дек.

Кол- Место
во
провед
часов ения
Вводное занятие: Что такое 2т.
Вводное
занятие:
Что такое
эЭкология?
Игра
«Поле 2п.
Заяц
- «Длинное ухо»
2т.
чудес»
Заяц - «Длинное ухо»
2п.
Лисица.
«Лиса
Экология?
ИграПатрикеевна»
«Поле чудес» 2т.
Лисица. «Лиса Патрикеевна» 2п.
Серый хищник – волк
2т.
Серый хищник – волк
2п.
Хозяин леса – медведь
2т.
Хозяин леса – медведь
2п.
Любознательный зверѐк – 2т.
Любознательный
зверѐк – 2п.
белка
Куница
2т.
белка - охотник на белок
Куница - охотник на белок
2п.
Лесной красавец – лось
2т.
Лесной красавец – лось
2п.
Сердитый недотрога- ѐж
2т.
Сердитый недотрога- ѐж
2п.
Подземный житель – крот
2т.
Подземный житель – крот
2п.
Всеядное животное — барсук 2т.
Всеядное животное — барсук 2п.
Бобр-строитель
2т.
Бобр-строитель
2п.
Запасливый бурундук
2т.
Запасливый бурундук
2п.
Кабан - дикий родственник 2т.

Форма
контрол
я

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.

Янв.

Фев.

Март.

Ап.

Май.

Кабан - дикий родственник 2п.
Мышка-норушка
2т.
домашней свиньи
Мышка-норушка
2п.
Рысь - родственник кошки
2т.
Рысь - родственник кошки
2п.
Соболь - «дорогой» зверѐк
2т.
Соболь - «дорогой» зверѐк
2п.
Тигр - самая большая кошка 2т.
Тигр
- самая большая кошка 2п.
на
Косуля
на Земле - самый маленький 2т.
Косуля
- самый
маленький
2п.
европейский
олень
Обобщающие занятие о диких 2т.
Обобщающие занятие о диких 2т.
Обобщающие занятие о диких 2п.
Экскурсия
2п.
животных
Воробей
- самая своегораспро«Знай животных
края» 2т.
Воробей
- самая
распро- 2п.
странѐнная
Ворона
- «интеллектуальная»
2т.
странѐнная
птица на Земле
Ворона - «интеллектуальная» 2п.
Ворон
птица - красивая, умная 2т.
Ворон
птица - красивая, умная 2п.
Сорока-белобока-«лесная
2т.
птица
Сорока-белобока-«лесная
2п.
«Лесной
доктор» - дятел
2т.
сплетница»
«Лесной доктор» - дятел
2п.
Соловей - «великий маэстро» 2т.
Соловей - «великий маэстро» 2п.
Галка - городская птица
2т.
Галка - городская птица
2п.
Загадочная птица - кукушка 2т.
Загадочная птица - кукушка 2п.
«Пернатая кошка» - сова
2т.
«Пернатая кошка» - сова
2п.
Любимая птица – снегирь
2т.
Любимая птица – снегирь
2п.
«Сестрицы-синицы»- самые 2т.
«Сестрицы-синицы»- самые 2п.
Наш
добрый
соседРоссии
- скворец 2т.
полезные
птички
Наш добрый сосед - скворец 2п.
«Золотая птица» — иволга
2т.

«Золотая птица» — иволга
Обобщающее
занятие
Обобщающее
занятие
птицах
Обобщающее
занятие
птицах
Экскурсия
птицах

68.
69
70.
71.
72.

2п.
о 2т.
о 2т.
о 2п.
2п.
144

№
п/и
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Месяц

Второй год обучения

Сен.

Ок.

14.

15.
16.
17.
18.
19.

20.

Нояб.

Ч
ис
ло

Тема
занятия

Кол- Место
во
проведения
часов
Что такое экология?
2т.
Что такое экология?
2п.
Времена года
2т.
Времена года
2п.
Времена года
2т.
Времена года
2п.
Времена года
2т.
Времена года
2п.
Времена года
2т.
Времена года
2п
Экскурсия
2п.
Экскурсия
2п.
Практическое занятие 2п.
«Уборка
школьного
двора»
Практическое занятие 2п.
«Уборка
школьного
двора»
Деревья за окном
2т.
Деревья за окном
2п.
Птицы за окном
2т.
Птицы за окном
2п.
Практическое занятие 2т.
«Изготовление
кормушек для птиц»
Практическое занятие 2п.
«Изготовление

Форма
контроля

21.
22.
23.
24.
25.

Дек.

26.

27.

28.

29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.

Янв.

кормушек для птиц»
Комнатные растения в
квартире, в классе
Комнатные растения в
квартире, в классе
Комнатные растения в
квартире, в классе
Комнатные растения в
квартире, в классе
Практическое занятие
«Уход за комнатными
растениями»
Практическое занятие
«Уход за комнатными
растениями»
Практическое занятие
«маленький огород на
подоконнике»
Практическое занятие
«маленький огород на
подоконнике»
Вода в природе
Вода в природе
Вода в природе
Вода в природе
Стихи, рассказы о воде
в природе
Стихи, рассказы о воде
в природе
Стихи, рассказы о воде
в природе
Стихи, рассказы о воде
в природе
Вода в жизни растений
и животных.
Вода в жизни растений
и животных.
Вода в жизни растений

2т.
2п.
2т.
2п
2п

2п

2п.

2п.

2т.
2п.
2т.
2п.
2т.
2п.
2т.
2п.
2т.
2п.
2т.

40.
41.

Фев.

42.

43.
44.
45.
46.
47.

48.

49.

50.

51.

52.

Март.

и животных.
Вода в жизни растений
и животных.
Вода
и
здоровье
человека.
Личная
гигиена.
Вода
и
здоровье
человека.
Личная
гигиена.
Солнце, Луна, звезды –
источники света
Солнце, Луна, звезды –
источники света
Солнце, Луна, звезды –
источники света
Солнце, Луна, звезды –
источники света
Светолюбивые
и
теплолюбивые
комнатные растения
Светолюбивые
и
теплолюбивые
комнатные растения
Практическое занятие
по
размещению
комнатных растений с
учетом
потребности
тепла и света
Практическое занятие
по
размещению
комнатных растений с
учетом
потребности
тепла и света
Практическое занятие
по подготовке почвы к
посеву
Практическое занятие
по подготовке почвы к

2п.
2т.

2п.

2т.
2п.
2т
2п.
2т.

2п.

2п.

2п.

2п.

2п.

53.

54.

55.
56.
57.
58.
59.

Ап.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

Май.

посеву
Практическое занятие
по посадке растений и
уходу за ними
Практическое занятие
по посадке растений и
уходу за ними
Воздух и здоровье
человека
Воздух и здоровье
человека
Экскурсия
Экскурсия
Экологический проект
«Почему
нужно
защищать природу?»
Экологический проект
«Почему
нужно
защищать природу?»
Красная
книга
–
способ защиты редких
видов животных и
растений
Красная
книга
–
способ защиты редких
видов животных и
растений
Красная
книга
–
способ защиты редких
видов животных и
растений
Красная
книга
–
способ защиты редких
видов животных и
растений
Подготовка
акции
«Сохраним
первоцвет!»

2п.

2п.

2т.
2п.
2п.
2п.
2т.

2п.

2т.

2т.

2т

2п.

2т.

Подготовка
акции
«Сохраним
первоцвет!»
Подготовка
акции
«Сохраним
первоцвет!»
Подготовка
акции
«Сохраним
первоцвет!»
Акция « Сохраним
первоцвет!»
Практические занятия
на
пришкольном
участке
Практические занятия
на
пришкольном
участке
Практические занятия
на
пришкольном
участке

66.

67.

68.

69
70.

71.

72.

2т.

2т

2п.

2п.
2п.

2п.

2п.

144

Месяц

Третий год обучения
№
Число
Тема
п/и
занятия
1.

2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.

Сен.

Кол- Место
во
проведения
часов
Вводное занятие. 2т.
Мы
жители
планеты Земля
Вводное занятие. 2п.
Мы
жители
планеты Земля
Мир вокруг.
2т.
Мир вокруг.
2п.
Экология и мы.
2т.
Экология и мы.
2п.
Осенние работы
2т.
Осенние работы
2п.

Форма
контроля

9.

Ок.

10.

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Нояб.

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

Дек.

Практическое
занятие
«Пришкольный
участок»
Практическое
занятие
«Пришкольный
участок»
Место человека в
мире природы.
Место человека в
мире природы.
Осень в лесу
Осень в лесу
Неживая природа
Неживая природа
Солнце – источник
тепла и света
Солнце – источник
тепла и света
Вода, еѐ признаки
и свойства
Вода, еѐ признаки
и свойства
Берегите воду!
Берегите воду!
Почва – святыня
наша.
Почва – святыня
наша.
Состав и свойства
почвы
Состав и свойства
почвы
Погода. Климат.
Погода. Климат.
Предсказание
погоды
по

2п.

2п.

2т.
2п.
2т.
2п.
2т.
2п.
2т.
2п.
2т.
2п.
2т.
2п.
2т.
2п.
2т.
2п.
2т.
2п.
2т.

30.

31.
32.
33.

Янв.

34.
35.
36.
37.
38.
39.

40.

41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.

Фев.

народным
приметам
Предсказание
погоды
по
народным
приметам
Природа глазами
поэтов
Природа глазами
поэтов
Диалоги с неживой
природой
Диалоги с неживой
природой
Практикум
«Хлебные крошки»
Практикум
«Хлебные крошки»
Кто улетает, а кто
остаѐтся
Кто улетает, а кто
остаѐтся
Экологические
связи неживой и
живой природы
Экологические
связи неживой и
живой природы
Вода и жизнь
Вода и жизнь
Растения рядом
Растения рядом
Комнатные
растения
Комнатные
растения
Размножение
комнатных

2п.

2т.
2п.
2т.
2п.
2п.
2п.
2т.
2п.
2т.

2п.

2т.
2п.
2т.
2п.
2т.
2п.
2т.

48.

49.

Март.

50.

51.

52.

53.

54.

55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.

Ап.

растений
Размножение
комнатных
растений
Дикорастущие
растения
луга,
водоема и леса
Дикорастущие
растения
луга,
водоема и леса
Дикорастущие
растения
луга,
водоема и леса
Дикорастущие
растения
луга,
водоема и леса
Практическое
занятие «Растения
луга и леса»
Практическое
занятие «Растения
луга и леса»
Съедобные грибы
Съедобные грибы
Съедобные грибы
Съедобные грибы
Несъедобные
грибы
Несъедобные
грибы
Несъедобные
грибы
Несъедобные
грибы
Микроскопические
грибы
Микроскопические
грибы

2п.

2т.

2п.

2т.

2п.

2п.

2п.

2т.
2п.
2т.
2п.
2т.
2п.
2т.
2п.
2т.
2п.

65.

Май.

Опыты
пришкольном
участке
Опыты
пришкольном
участке
Опыты
пришкольном
участке
Опыты
пришкольном
участке
Работы
пришкольном
участке
Работы
пришкольном
участке
Работы
пришкольном
участке
Работы
пришкольном
участке

66.

67.

68.

69

70.

71.

72.

на 2т.

на 2п.

на 2п.

на 2п.

на 2т.

на 2п.

на 2п.

на 2п.

144

№
п/
и
1.

2.

Месяц

Четвертый год обучения

Сен.

Числ
о

Тема
занятия
Основы
организации
жизнедеятельност
и
школьного
лесничества
Основы
организации

КолМесто
во
проведени
часов я
2т.

2п
.

Форма
контрол
я

3.

4.

5.
6.
7.
8.
9.

Ок.

10.

11.

12.

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Нояб.

жизнедеятельност
и
школьного
лесничества
Значение леса в
жизни человека и
в мире
Значение леса в
жизни человека и
в мире
Лес и флора
Лес и флора
Лес и флора
Лес и флора
Лесная
травянистая
растительность
Лесная
травянистая
растительность
Лесная
травянистая
растительность
Лесная
травянистая
растительность
Лесные деревья и
кустарники
Лесные деревья и
кустарники
Лесные деревья и
кустарники
Лесные деревья и
кустарники
Лесные деревья и
кустарники
Лесные деревья и
кустарники
Лесные деревья и

2т.

2п.

2т.
2т.
2п.
2п.
2т.

2т.

2п.

2п.

2т.
2т.
2п.
2п.
2т.
2т.
2т.

20.
21.

22.

23.

24.

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.

Дек.

Янв.

Фев.

кустарники
Лесные деревья и
2п
кустарники
.
Грибы и ягоды. 2т.
Правила
сбора
грибов и ягод
Грибы и ягоды. 2т.
Правила
сбора
грибов и ягод
Грибы и ягоды.
2п.
Правила
сбора
грибов и ягод
Грибы и ягоды. 2п.
Правила
сбора
грибов и ягод
Лес и фауна
2т.
Лес и фауна
2т.
Лес и фауна
2т.
Лес и фауна
2п
Лес и фауна
2п.
Лесные птицы
2т.
Лесные птицы
2т.
Лесные птицы
2т.
Лесные птицы
2п.
Лесные птицы
2п.
Лесные звери
2т.
Лесные звери
2т.
Лесные звери
2п.
Лесные звери
2п.
Лесные насекомые 2т.
Лесные насекомые 2п.
Лес
и
его 2т.
структура
Лес
и
его 2т.
структура
Лес
и
его 2п.
структура
Понятие о лесе. 2т.

45.

46.

47.
48.
49.

Март
.

50.

51.

52.

53.
54.
55.
56.
57.
58.

59.

60.

Ап.

Характерные
черты леса
Понятие о лесе.
Характерные
черты леса
Понятие о лесе.
Характерные
черты леса
Элементы
и
признаки леса
Элементы
и
признаки леса
Элементы
и
признаки леса
Лес и луг, как
растительное
сообщество
Лес и луг, как
растительное
сообщество
Лес и луг, как
растительное
сообщество
Лес и среда
Лес и климат, лес
и ветер
Лес и свет, лес и
тепло
Лес и воздух, лес
и влага
Лес и почва
Лес
и
живой
напочвенный
покров
Лес и мертвый
напочвенный
покров
Пожар в лесу, как

2т.

2п.

2т.
2т.
2п.
2т.

2т.

2п.

2т.
2т.
2т.
2т.
2т.
2т.

2т.

2т.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.
68.
69

70.

71.

72.

Май.

экологический
фактор
Основы
физиологии
растений
Основы
физиологии
растений
Фотосинтез
и
дыхание
растений
Фотосинтез
и
дыхание
растений
Минеральное
питание
древесных
растений
Устойчивость
древесных
растений
к
неблагоприятным
факторам среды
Возобновление
леса
Возобновление
леса
Естественное
возобновление
леса
Естественное
возобновление
леса
Искусственное
возобновление
леса
Рост и развитие
леса

2т.

2п.

2т.

2п.

2т.

2т.

2т.
2п.
2т.

2п.

2т

2т

144

3.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ
И
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
(формы аттестации, оценочные и методические материалы, иные
компоненты)
3.1.Методическое обеспечение программы:
Методы и приемы, используемые для реализации программы:
В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные
методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего их
сочетание.
Основные формы проведения занятий –
Целевые прогулки и экскурсии;
Наблюдение;
- Экскурсии;
- Практическая работа
Рассказы, объяснения с показом нужных объектов;
Беседы;
Использование научной и художественной литературы;
Использование репродукций, фотографий, иллюстраций;
Использование аудио и видео материалов;
Творческие мастерские по изготовление поделок из природного
материала.
В качестве дидактического материала используются:
раздаточный материал;
наглядные пособия;
литература по окружающему миру для чтения;
сведения из интернета (сайты по биологии, зоологии, экологии )
книги, брошюры, газетные материалы;
фотографии;
тесты, кроссворды по темам;
компьютерные презентации по темам;
Занятия объединений носят преимущественно практический характер.
Основная часть проводится в форме лекций, бесед. Практические занятия
можно проводить как на местности, так и в помещении в зависимости от
темы занятия, времени года. Теоретические и практические занятия должны
проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием
новейших методик. Педагог должен воспитывать в учащихся умение

самостоятельно принимать решения, неукоснительно выполнять правила
проводимых мероприятий. План занятий необходимо строить так, чтобы
перед учащимися всегда стояла ближайшая и доступная им цель - экскурсия
в парк и в природу для сбора природного материала , экологический десант,
и т. п.
Содержание занятий следует постоянно усложнять от простого к
сложному. Их необходимо использовать для расширения и углубления
знаний учащихся по пройденным темам, для формирования их
мировоззрения, а также физического оздоровления.
После экскурсии, прогулки на занятии обсуждаются его итоги.
Конечно, это следует проводить так, чтобы не нарушать цельности занятия и
не допускать перегрузки детей.
Особое внимание руководители объединений должны уделять
вопросам безопасности при проведении экскурсий в природу.
Хорошо организованные и интересно проведѐнные занятия объединения
помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных
качеств, раскрытию талантов.
3.2.Условия реализации программы
1.Стратегической целью является формирование чувства любви к
окружающему миру, формирование базиса культуры личности ребенка.
2.Ключевой категорией формирования базиса является «отношение».
Система отношений ребенка с окружающим миром должна носить
созидательно-гармоничный характер.
3.Отношение ребенка к окружающему миру проявляется в процессе поиска и
выражения собственной индивидуальности – самоактуализации, что
выражается в его творчестве.
4.Творческая деятельность ребенка является не самоцелью, а эффективным
средством формирования эстетического отношения к миру, развития
художественных способностей, любви к природе.
Общедидактические принципы программы:
Научность;
Систематичность и последовательность;
Доступность;
Наглядность;
Прочность;
Целесообразность;
Сознательность и активность.
Принципы педагогической системы:

Единство сознания и практики, развитие психических процессов в
деятельности;
Принципы гуманизма;
Принципы комплексности;
Принцип индивидуального подхода;
Специфические принципы:
Принципы взаимосвязи природы с разными видами искусства:
музыкальным, художественным творчеством;
Принципы взаимосвязи разных разделов образовательной работы:
развитие речи, ознакомление с окружающим миром;
Принцип сезонности;
Принцип
единства
и
взаимообусловленности
восприятия,
исполнительства и творчества.
Цифровые образовательные ресурсы (интернет-источники):
1.Сайт
"Фестиваль
педагогических
идей.
Открытый
урок" http://festival.1september.ru/
3.Социальная сеть работников образования nsportal.ru
4.Международный образовательный портал «maam.ru» http://www.maam.ru/
5. Сайт «Инфоурок» https://infourok.ru/
6. Сайт для школьников https://takprosto.cc/sayty-dlya-shkoly
7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
http://school-collection.edu.ru
3.3.Список литературы
Для детей:
1. Ананьева Е.Г. Жизнь Земли. –М.: Эксмо,2014.- 64с.
2. Вологдина Е.В. Живая природа./Науч.-поп. Издание для детей.-М.: ЗАО
«РОСМЭН-ПРЕСС», 2010.-96с.
3. Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная.-М.: Агар, 2010.424с.
4. Прохоров Б.Б. Экология человека.- 3-е изд.-М.: Издательский центр
«Академия» 2011.-320с.
5. Щигель Д.С. Я познаю мир: Естествознание: Дет.энцикл.-М.: ООО
«Издательство АСТ», 2012.
Для педагогов:
Обязательная:
1. Бандурка А.М. Основы психологии и педагогики: учеб. Пособие / А.М.
Бандурка, В.А. Тюрина, Е. И.Федоренко – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 250 с.
Дополнительная:

2. Ананьева Е.Г. Жизнь Земли. –М.: Эксмо,2014.- 64с.
3. Вологдина Е.В. Живая природа./Науч.-поп. Издание для детей.-М.: ЗАО
«РОСМЭН-ПРЕСС», 2010.-96с.
4. Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная.-М.: Агар, 2010.424с.
5. Прохоров Б.Б. Экология человека.- 3-е изд.-М.: Издательский центр
«Академия» 2011.-320с.
6. Щигель Д.С. Я познаю мир: Естествознание: Дет.энцикл.-М.: ООО
«Издательство АСТ», 2012.
7. Удивительная планета Земля./ перевод с французского Copyright© 2012.
ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест»
Для родителей:
1. Прохоров Б.Б. Экология человека.- 3-е изд.-М.: Издательский центр
«Академия» 2011.-320с.
2. Щигель Д.С. Я познаю мир: Естествознание: Дет.энцикл.-М.: ООО
«Издательство АСТ», 2012.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».