Экодоброволец

03

Н

10.

2014

ОГРН 102030

090

34

С
ЛЬ Й
Т г.УЛАН- КОГ О
О ГДДЮ
УД
Э

1

ОГРН 10

.
М И Т Е Т 131 ИНН
КО
0
У Е АВТОНОМНОЕ ОБРП О 3 2
М НО ДВОРЕЦ ДЕТ АЗ

034

31

20

ОГРН 10203009

41

70

00 Т
90
014

03

42

41

31
.1
20
0
А Н - У Д Э ИНН 0
27
32
84
У ЛНИТЕЛЬНОГО ОБР
3
30
г .ОПОЛ ЧЕСТВА» г. У АЗОВ

2030
09

08

903

0.2

ИН

*
*
014

О

0.2

МУНИ
«ГОР ЦИПА
О
(МАОУ ДСК
ДО

ИНН 03 ЛА
230
8

*

ОГРН 1020300

.1

)

014

20

О

0.2

Р
ВО 131
34

23

О ТЕ ЮНОШЕСКОГО ИЕ
ВА ( РН 1020 )
Д
Г
3

ИН
Н
А ЗО ВАН
0
Б РЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ Ю 3 2

.1

70

20

42

70

ИЯ
АН УДЭ
Н- 270
4

42

*

08

8
30
31

Оглавление
I.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
II.
Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
Список литературы

3
3
5
6
10
10
14
14
14
15

I.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «ЭКОДОБРОВОЛЕЦ» (далее - Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от
20.11.1989 г.);
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N
273-ФЗ;
3. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
4. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
5. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
6. Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
7. Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
8. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21.06.2021 г. N р-126 об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей,
выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №678-р;
10. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 г. № 298н;
11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
12. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27.10.2020 г.);
13. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 г. N1ДГ
245/06);
14. Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 г. № СК-295/06);
15. Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13 декабря
2013 года № 240-v (с изменениями на 06.03.2023 г.);
16. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24.08.2015 г. N 512р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;
17. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25.05.2017 г. Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года;

18. Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.2021 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года;
19. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»;
20. Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»;
21. Иные локальные нормативные акты МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ, регламентирующие образовательный процесс.
Актуальность программы.
Экологическая культура как решающий фактор в гармонизации отношений общества и природы становится в настоящее время все более актуальной. Первостепенную роль
в этом процессе играют экологическое образование и воспитание. Цель экологического образования – целенаправленное формирование на всех этапах жизни глубоких и прочных
экологических знаний. Главная цель экологического воспитания – формирование экологического сознания, поведения и экологической культуры, убеждений и активной жизненной
позиции по вопросам сохранения окружающей природной среды. Еще двадцать лет назад в
России были сформулированы критерии экологически грамотной и образованной личности. Они актуальны и в наше время. Это такие критерии как: системность и экологичность
мышления, социально-экологическая ответственность, включающая личную заботу об
окружающей среде, знание глобальных и региональных экологических проблем, убежденность в необходимости сохранения окружающей природной среды. Кроме того, развитие
системы экологического образования, воспитания и просвещения выделено как одно из
приоритетных в Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период
до 2025 года и является важной составляющей системы российского образования.
Помимо этого, в настоящее время вовлечение молодежи в добровольческую деятельность – одно из приоритетных направлений современной государственной молодежной политики. Ведущие специалисты с сфере охраны природы считают, что добровольная общественная деятельность сегодня не только сможет помочь решить многие экологические
проблемы общества, но и будет способствовать развитию социально-значимых качеств
подрастающего поколения, формированию у них активной жизненной позиции.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «ЭКОДОБРОВОЛЕЦ» - организационно-учебная образовательная площадка подготовки эко-волонтеров из числа социально ориентированной молодежи. Она позволять обучающимся сформировать экологически грамотное поведение, освоить навыки добровольческой деятельности,
принять участие в различных экологических мероприятиях и получить практику работы в
команде.
Вид программы: модифицированная
Направленность программы: естественно-научная
Адресат программы.
Программа имеет стартовый уровень сложность и адресована обучающимся среднего
и старшего школьного возраста 14-17 лет, проявляющим интерес к природоохранной и имеющих склонности к проявлению социальной активности и занятию общественно-полезной
деятельностью. Именно в этом возрасте у подростков проявляется осознанная потребность
в самоопределении. Процесс развития личности в этот период тесно связан с возрастными
особенностями, которые оказывают значительное влияние на формирование личности.
Условия набора обучающихся: для реализации программы принимаются все желающие 14-17 лет, без предварительного отбора и готовые заниматься добровольческой деятельностью.
Срок и объем освоения программы:
Даты начала и окончания учебного года: с 4 сентября 2023 по 31 мая 2024 г.

Объем программы – 144 часа / 16 часов в месяц / 4 часа в неделю
Срок реализации программы – 1 год
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные с индивидуальной и групповой работой.
Режим занятий.
Продолжительность занятия – 1 академический час (45 минут / 15 минут перерыв).
Количество часов в неделю – 4 часа (2 раза в неделю по 2 занятия)
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель: формирование у обучающихся основ экологического мировоззрения через совместную природоохранную, добровольческую и эколого-просветительскую деятельность.
Обучающие (предметные):
1. познакомить обучающихся с основами экологической добровольческой деятельности;
2. актуализировать знания обучающихся о глобальных и местных экологических проблемах;
3. дать основы организации экологических мероприятий и акций;
4. сформировать знания и навыки природоохранной деятельности.
Развивающие (метапредметные) –
1. способствовать развитию коммуникативных навыков и творческих способностей
обучающихся;
2. способствовать формированию у обучающихся основы культуры работы с людьми
и информацией;
3. способствовать развитию мыслительной деятельности, логики, памяти и аналитических способностей обучающихся.
Воспитательные (личностные)
1. способствовать формированию экологической культуры у обучающихся;
2. способствовать формированию культуры коллективной деятельности через организацию и проведение эколого-просветительских акций и мероприятий;
3. способствовать формированию у обучающихся системы внутренних убеждений и
принципов работы экологического добровольца.
Ожидаемые результаты
По завершению программы обучающиеся будут:
знать:
 основные экологические понятия;
 основные экологические проблемы Республики Бурятия и возможные пути их решения;
 теории экологического волонтерства и принципы эковолонтерской деятельности;
 существующую практику реализации природоохранных проектов субъектами добровольческой деятельности;
уметь:
 организовывать различные экологические мероприятия и акции;
 принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять
действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
 выступать на публике; дискутировать и отстаивать свою точку зрения;
 строить партнерские отношения с учащимися и взрослыми в процессе добровольческой деятельности;
 популяризировать экологическую культуру среди сверстников и населения.
владеть:
 приёмами работы с информацией;

 навыками работы индивидуально, в микрогруппе, в группе;
 навыками экологически грамотного подхода к повседневной жизнедеятельности;
 специальными компетенциями в области экологической добровольческой деятельности.
Способы и формы проверки результатов
Результаты реализации программы отслеживаются при помощи диагностики предметной и метапредметной компетентностей, личностного развития обучающихся, проводимой в начале, середине и конце учебного года.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
1
2

СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические занятия
Практические занятия

3

Форма контроля

1 год обучения
49
95
Педагогические наблюдения,
опросы, практикумы, творческие
задания, тестирование, личная защита
144 ч.

ВСЕГО ЧАСОВ:

1.3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-ый год обучения
(Т – теоретические занятия, П – практические занятия)
№
1.

Наименование разделов и тем

Всего
часов

Т

П

Форма контроля

Раздел 1. Большой мир экологического добровольчества

1.1. Тема 1. Вводное занятие. Основные понятия образовательной программы. Техника
безопасности.
1.2. Тема 2. Теоретические основы добровольчества. История экологического добровольчества. Основные экологические
проблемы современности.
1.3. Тема 3. Портрет добровольца-эколога.
Роль добровольцев в решении экологических проблем. Права и обязанности экологических добровольцев. Направления
деятельности экодобровольца.
1.4. Тема 4. Как стать добровольцем в сфере
экологии?
1.5. Тема 5. Деятельность экологических добровольческих организаций в России и
Республике Бурятия
1.6. Тема 6. Профессии экологической
направленности
1.7. Тема 7. Профессии будущего: от ситифермера до экоархитектора

4

4

-

Наблюдение,
опрос

6

6

-

Наблюдение,
опрос

6

6

-

Наблюдение,
опрос

4

1

3

10

2

8

Наблюдение,
практикум
Тестирование

2

1

1

2

1

1

Творческое задание
Тематический
кроссворд

2.

Раздел 2. Направления волонтерской деятельности в сфере экологии
1.1 Тема 8. Природоохранная деятельность:
10
4
6
Наблюдение,
очистка загрязненных территорий, озелепрактические
нение территорий, сбор и сортировка отзанятия
ходов.
1.2 Тема 9. Просветительская деятельность.
10
4
6
Наблюдение,
Добровольческая помощь особо охраняепрактические
мым территориям. Содействие в сохранезанятия
нии природного биоразнообразия. Мониторинг и выявление фактов нарушения
природоохранного законодательства
3. Раздел 3. Создаем экологическое пространство
3.1. Тема 10. Экологические акции и меро86
20
66 Наблюдение,
приятия «От задумки до воплощения»
практические
занятия
4. Тема 11. Итоговая аттестация
4
4
Тестирование,
личная защита
ИТОГО:
144
49
95
1.3.3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Раздел 1. Большой мир экологического добровольчества
Тема 1 (4 ч.). Вводное занятие. Основные понятия образовательной программы.
Техника безопасности.
Теория (4 ч.). Изучение понятий «доброволец», «добровольческая деятельность»,
«добровольческие ресурсы», «добровольческая организация», «добровольческое объединение», «добровольческое движение», «экологическое добровольчество». Чем могут быть полезны добровольцы государству. Правила поведения во время занятий, при проведении акций и мероприятий. Игры на знакомство и сплочение.
Формы контроля. Наблюдение. Опрос на определение освоения правил поведения и
техники безопасности.
Тема 2 (6 ч.). Теоретические основы добровольчества. История экологического
добровольчества. Основные экологические проблемы современности.
Теория (6 ч.). Международные декларации и акты по добровольческой деятельности.
Правовая база международного волонтерства. История развития экологического добровольчества в России и в мире. Базовые принципы и ценности добровольческой экологической деятельности. Отдельные виды экологической добровольческой деятельности (зооволонтерство, восстановление лесов и др.). Понятия «экология», «экологическая обстановка».
Глобальные экологические проблемы, причины их возникновения, последствия, возможные пути их решения. 12 мифов об экологии. Экологические проблемы Республики Бурятия
и г. Улан-Удэ, в частности.
Формы контроля. Наблюдение. Опрос по истории возникновения добровольчества в
целом и экологического добровольчества в том числе.
Тема 3 (6 ч.). Портрет добровольца-эколога. Роль добровольцев в решении экологических проблем. Права и обязанности экологических добровольцев. Направления деятельности экодобровольца.
Теория (6 ч.). Эконовичок. Рядовой доброволец-эколог. Эколидер. Осознанный экоактивист. Дистанционный экоактивист. Человек-экопаникер. Человек экотренд. Радикальный
эколог. Роль добровольцев в решении экологических проблем. Требования к экодобровольцам. Правовые основы организации волонтерской / добровольческой деятельности в Рос-

сии. Федеральные программы по волонтерству / добровольчеству в РФ. Концепция развития добровольчества (волонтерства) в РФ до 2025 года. Федеральный закон о добровольчестве от 11.08.1995. Основные статьи и понятия. Основные площадки и ресурсы развития
добровольчества в РФ. Основные Понятия о добровольчестве в законе РФ.
Формы контроля. Опрос на определение освоения ролей добровольца-эколога, экологических проблем современности, на понимание роли волонтера в решении экологических
проблем
Тема 4 (4 ч.). Как стать добровольцем в сфере экологии?
Теория (1 ч.). Знакомство с платформой «Добро.ру»
Практика (3 ч.). Регистрация на платформе «Добро.ру». Прохождение курса «Эковолонтерство – первый шаг для спасения планеты».
Формы контроля. Наблюдение за прохождением курса.
Тема 5 (10 ч.). Деятельность экологических добровольческих организаций и сообществ в России и Республике Бурятия.
Теория (2 ч.). Знакомство с деятельностью экологических добровольческих организаций и сообществ в России и Республике Бурятия: цели и задачи, профиль и формы работы,
масштаб
Практика (8 ч.). Встречи с представителями экологических добровольческих организаций и сообществ г. Улан-Удэ
Формы контроля. Тестирование
Тема 6 (2 ч.). Профессии экологической направленности.
Теория (1 ч.). Особенности профессий в области экологии (ученый-эколог, экологический юрист, инженер-эколог, зоолог, ученый по охране окружающей среды, гидролог, учитель экологии).
Практика (1 ч.). Упражнение «Диалог о профессиях» – «Да, но ... ». Работа по сайту
«Атлас новых профессий» (изучение сайта, его возможностей, целевая аудитория сайта,
изучение каталога профессий).
Формы контроля. Творческое задание по «Атласу новых профессий».
Тема 7 (2 ч.). Профессии будущего: от сити-фермера до экоархитектора.
Теория (1 ч.). Профессии будущего в сфере экологии. Сити-фермер. Менеджер по
управлению климатическими рисками. Архитектор энерго эффективных домов. Экоархитектор. Экопродюссер. Специалист по здоровой одежде. Ветеринар-реабилитолог. Идеолог
экотуризма. Экопросветитель.
Практика (1 ч.). Работа по сайту «Российский экологический оператор» – публичноправовая компания» https://reo.ru/ (изучение сайта, его возможностей, целевая аудитория
сайта, изучение каталога профессий).
Формы контроля. Тематический кроссворд «Профессии будущего».
Раздел 2. Направления волонтерской деятельности в сфере экологии
Тема 8 (10 ч.). Природоохранная деятельность: очистка загрязненных территорий, озеленение территорий, сбор и сортировка отходов.
Теория (4 ч.). Понятие «загрязнение». Виды загрязнений. Источники загрязнений. Понятие «озеленение территории». Виды озеленения. Понятие «отходы». Виды отходов. Сортировка.
Практика (6 ч.). Работа по заданию в группе: 1) Создание плаката «Очистка загрязненных территорий»; 2) Разработка плана озеленения пришкольной территории (по согласованию с директором); 3) Сортировочные корзины в школе.
Формы контроля. Наблюдение за выполнением практического задания с целью выявления творческих способностей детей, а также умения работать в команде.
Тема 9 (10 ч.). Просветительская деятельность. Добровольческая помощь особо
охраняемым территориям. Содействие в сохранении природного биоразнообразия.
Мониторинг и выявление фактов нарушения природоохранного законодательства.

Теория (4 ч.). Что такое экологическое просвещение? Что такое природоохранная деятельность Понятие «особо охраняемые территории». Особо охраняемые территории России. Понятие «природное биоразнообразие». Понятие и значение контроля и надзора в
сфере окружающей среды. Нормативно-правовое регулирование организации и осуществления контроля и надзора в сфере окружающей среды. Формы и методы организации и осуществления контроля и надзора в сфере окружающей среды.
Практика (6 ч.). Методика разработки экологических акций, игр, просветительских
уроков. Работа по заданию в группе: 1) Памятка «Как помочь особо охраняемым территориям?»; 2) Памятка «Как сохранить природное биоразнообразие?».
Формы контроля. Наблюдение за выполнением практического задания с целью выявления творческих способностей детей, а также организаторских умений, умением работать
в команде
Тема 10 (86 ч.). Экологические акции и мероприятия «От задумки до воплощения».
Теория (20 ч). Формы проведения экологических просветительских акций и мероприятий. Основные шаги по организации и проведению экологической акции или мероприятия:
цели и задачи, партнеры и участники, собственные и привлекаемые ресурсы. Знакомство с
составляющими любой экологической акции или мероприятия.
Практика (66 ч.). Разработка и проведение собственных экологических акций.
Формы контроля. Наблюдение за выполнением практического задания с целью выявления творческих способностей детей, а также организаторских умений, умением работать
в команде
Тема 11 (4 ч.). Итоговая аттестация.
Практика (4 ч.). Презентация опыта и достижений обучающихся по программе.
Формы контроля. Тестирование, личная защита.

II.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

1 группа 1 года обучения
№

месяц

число

1.

Сентябрь

4

Время проведения за- Форма занятия
нятия
11.30-13.30 Беседа

2.

Сентябрь

7

11.30-13.30 Беседа, игра

2

3.

Сентябрь

11

11.30-13.30 Лекция

2

4.

Сентябрь

14

2

5.

Сентябрь

18

6.

Сентябрь

21

11.30-13.30 Экскурсия в прошлое, беседа
11.30-13.30 Беседа, исследование
11.30-13.30 Творческая мастерская

7.

Сентябрь

25

11.30-13.30 Лекция

2

8.

Сентябрь

28

11.30-13.30

2

9.
10.

Октябрь
Октябрь

2
5

2
2

11.
12.
13.

Октябрь
Октябрь
Октябрь

9
12
16

11.30-13.30 Беседа
11.30-13.30 Практическое занятие
11.30-13.30 Беседа
11.30-13.30
11.30-13.30

Кол-во
часов
2

2
2

2
2
2

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Вводное занятие. Основные понятия образовательной программы. Техника безопасности.

Наблюдение

Теоретические основы
добровольчества. История экологического добровольчества. Основные
экологические проблемы
современности.
Портрет добровольцаэколога. Роль добровольцев в решении экологических проблем. Права и
обязанности экологических добровольцев.
Направления деятельности экодобровольца.
Как стать добровольцем
в сфере экологии?

Наблюдение

Деятельность экологических добровольческих

Тестирование
Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение, опрос

Наблюдение
Наблюдение опрос
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение опрос
Наблюдение
Практикум

14.
15.

Октябрь
Октябрь

19
23

2
2

организаций в России и
Республике Бурятия.

Наблюдение
Наблюдение

26

11.30-13.30 Встречи с инте11.30-13.30 ресными
людьми
11.30-13.30 Беседа

16.

Октябрь

2

Октябрь

30

11.30-13.30 Дискуссия

2

Разгадывание тематического
кроссворда
Выполнение творческого задания

18.
19.
20.
21.

Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь

2
6
9
13

11.30-13.30 Беседа
11.30-13.30
11.30-13.30 Практическое за11.30-13.30 нятие

2
2
2
2

22.

Ноябрь

16

11.30-13.30

2

23.
24.
25.
26.

Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь

20
23
27
30

11.30-13.30 Беседа
11.30-13.30
11.30-13.30 Практическое за11.30-13.30 нятие

2
2
2
2

27.

Декабрь

4

11.30-13.30

2

28.
29.
30.

Декабрь
Декабрь
Декабрь

7
11

2
2
2

31.
32.
33.
34.
35.

Декабрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь

14
18
21
28
28

11.30-13.30 Беседа
11.30-13.30 Беседа
11.30-13.30 Практическое занятие
11.30-13.30 Обсуждение
11.30-13.30 Тренинг
11.30-13.30 Беседа
11.30-13.30 Занятие-игра
11.30-13.30 Практическое занятие
11.30-13.30 Обсуждение
11.30-13.30 Беседа

Профессии экологической направленности
Профессии будущего: от
сити-фермера до экоархитектора
Природоохранная деятельность: очистка загрязненных территорий,
озеленение территорий,
сбор и сортировка отходов.
Просветительская деятельность. Добровольческая помощь особо охраняемым территориям.
Содействие в сохранении
природного биоразнообразия.
Экологические акции и
мероприятия «от задумки
до воплощения»

17.

36.
37.

2
2
2
2
2
2
2

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Выполнение творческого задания
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Выполнение творческого задания
Выполнение творческого задания
Выполнение практического
задания

Выполнение практического
задания

38.
39.
40.
41.
42.
43.

11.30-13.30
11.30-13.30
11.30-13.30
11.30-13.30
11.30-13.30
11.30-13.30

44.
45.
46.
47.
48.
49.

11.30-13.30
11.30-13.30
11.30-13.30
11.30-13.30
11.30-13.30
11.30-13.30

50.
51.
52.
53.
54.

11.30-13.30
11.30-13.30
11.30-13.30
11.30-13.30
11.30-13.30

55.
56.
57.

11.30-13.30
11.30-13.30
11.30-13.30

58.
59.
60.
61.

11.30-13.30
11.30-13.30
11.30-13.30
11.30-13.30

62.

11.30-13.30

63.

11.30-13.30

Мозговой штурм
Семинар
Беседа
Тренинг
Беседа
Практическое занятие
Круглый стол
Занятие-игра
Обсуждение
Беседа
Беседа
Практическое занятие
Беседа
Презентация
Беседа
Беседа
Практическое занятие
Занятие-игра
Беседа
Практическое занятие
Беседа
Мастер-класс
Беседа
Практическое занятие
Практическое занятие
Беседа

2
2
2
2
2
2

Выполнение практического
задания

2
2
2
2
2
2

Наблюдение, вопрос-ответ

2
2
2
2
2

Наблюдение, вопрос-ответ

2
2
2
2
2
2
2
2
2

Выполнение практического
задания

Выполнение практического
задания
Выполнение практического
задания
Наблюдение, вопрос-ответ
Выполнение практического
задания
Выполнение практического
задания

64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.

11.30-13.30 Практическое занятие
11.30-13.30 Беседа
11.30-13.30 Практическое занятие
11.30-13.30 Тренинг
11.30-13.30 Беседа
11.30-13.30 Практическое занятие
11.30-13.30 Практическое занятие
11.30-13.30 Тестирование,
личная защита
11.30-13.30 Личная защита

Выполнение практического
задания
Наблюдение, вопрос-ответ
Выполнение практического
задания

2
2
2
2
2
2
2
2
2

Итоговая аттестация

Выполнение практического
задания
Выполнение практического
задания
Тестирование, личная защита
Личная защита

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аспекты
Характеристика
Материально-техническое обес- Площадь кабинета (зала)
печение
Помещение оборудовано столом для педагога, столами
и стульями для обучающихся, шторами затемнения, техническими средствами обучения (интерактивная доска,
компьютер, принтер.
Учебно-тематическое планирование, нормативные документы, инструкции по ТБ и санитарно-гигиенических
нормам.
Получено по Программе «Но- Нет
вые места»:
Информационное обеспечение
Ссылки:

-аудио
- видео
- фото
Кадровое обеспечение
Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим высшее педагогическое образование и высшую квалификационную категорию
Методическое обеспечение про- Дидактические материалы для детей среднего и старграммы
шего школьного возраста, разработки занятий в рамках
дополнительной образовательной программы, презентации к занятиям.
Сетевая форма реализации про- Нет
граммы
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формами аттестации являются.
Для отслеживания результатов обучения по ДООП «Экодоброволец» наряду с выполнением практических заданий используются показатели активности участия в организации
своих акций и мероприятий, так и участия в других.
Критерии освоения программы, раздела
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Диагностический инструментарий может включать в себя: наблюдение, упражнения,
викторины, игры и т.д. Результаты освоения содержания программы оцениваются по трем
уровням: высокий, средний и низкий.
Показатели качества реализации ДООП
Предметная диагностика:
Уровень способностей детей

Методики
Разрабатываются ПДО самостоятельно

Личностная диагностика:
Уровень сформированности личности
Метапредметная диагностика:
уровень сформированности компетенций
Уровень
удовлетворенности
родителей
предоставляемыми образовательными услугами

Разработанная форма Методической
службы ГДДЮТ
Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н. Степановой)

Сроки аттестации
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при наличии)

Входная- октябрь
Промежуточная- декабрь
Май

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Используемая литература:
1. Адашова T.A. Волонтерство как способ популяризации экологической культуры и
туризма: проблемы и перспективы развития / Адашова T.A., Косарева Н.В. // Биоразнообразие и антропогенная трансформация природных экосистем: материалы Всерос. науч.практ. конф., посвященной памяти А. И. Золотухина и Году экологии. – Саратов, 2017. – С.
7-12.
2. Анн Л. Психологический тренинг с подростками / Л.Анн. – СПб., 2009. – 95 с.
3. Арсеньева, Т.Н. Практико-ориентированные методы психологической подготовки
добровольцев. Учебно-методическое пособие / Т.Н.Арсеньева, Н.В. Виноградова, И.М. Пелевина, А.А. Соколов. – СПб., Тверь, 2009. – 117 с.
4. Бабина, Т.В. Методы оценки социальной и экономической эффективности добровольческой деятельности // Проблемы эффективного использования научного потенциала
общества: сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. – Уфа, 2018. – Ч. 3. – С. 43-45.
5. Верещак, Ю.В. Мир экологического волонтерства. – М.: ГБУ города Москвы «Мосволонтёр», 2018. – 90 с.
6. Горлова, Н.И. Исторический обзор деятельности волонтерских и общественных
объединений в области природоохранной деятельности / Н.И. Горлова, Е.В. Красавина //
EUROPEAN RESEARCH: сб. ст. XIII Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза, 2017. – Ч. 1. –
С. 185-190.
7. Джолжанова, А.К. Волонтерство: проблемы правового регулирования в России /
А.К. Джолжанова, К.И. Шафоростова // Новая наука как результат инновационного развития общества: сб. ст. междунар. науч.- практ. конф. – Уфа, 2017. – Ч. 14. – С. 314-317.
8. Егорова, Е.А. Интернет-волонтерство как форма развития компетенций для новых
видов деятельности педагогов // Современное образование: традиции и инновации. – 2017.
– № 1. – С. 99-102.
9. Красавина, Е.В. Мотивационные аспекты участия молодежи в волонтерской деятельности / Е.В. Красавина, Н.И. Горлова // Инновационное развитие: потенциал науки и
современного образования: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза, 2018. – Ч. 3. – С.
224-227.
10. Кузьминчук, А. А. Неформальный волонтер: наброски к портрету героя / А. А.
Кузьминчук, Д. Ф. Телепаева // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: материалы XX Междунар. конф. памяти профессора Л. Н. Когана. – Екатеринбург, 2017. – С. 443-449. – URL:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/46803.
11. Липканская, К.Л. Волонтерство как фактор становления детсковзрослого сообщества в школе / К.Л. Липканская, М.В. Александрова // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2017. – № 4 (102). – С. 72-74.
12. Львова, С.В. Организация волонтерского движения в образовательной организации: учеб.-метод. пособие : в 3 ч. / С. В. Львова, Л. Ю. Овчаренко, Ю. В. Челышева. –
Москва: Перо, 2018. – Ч. 1. – 101 с.
13. Малеина, М.Н. Правовая природа, структура связей и содержание договора о волонтерской деятельности // Журнал российского права. – 2017. – № 8. – С. 42-52.

14. Методические рекомендации по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] // Департамент по делам молодежи Самарской области: сайт. – Самара, 2009-2010. – URL:
http://ddm.samregion.ru/about/volunteer/682/.
15. Методические рекомендации для организатора волонтёрской деятельности по
внедрению практик экологического волонтерства / А.В. Ивоева, А.А. Медков. — М.: ГК
«Росатом», АВЦ, 2022. — 68 с.
16. Молодежное добровольческое движение: факторы развития, условия привлечения
и удержания волонтеров / З. А. Хуснутдинова [и др.] // Педагогический журнал Башкортостана. – 2017. – № 3 (70). – С. 118-124
17. Молькова, А.С. Волонтерское движение как форма проявления социальной активности молодежи // Социально-психологические, управленческие и маркетинговые направления развития цифровой экономики: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. по проблемам социальной психологии, управления персоналом, менеджмента и маркетинга. – Реутов, 2018. – Ч. 1. – С. 114-122.3
18. Певная, М.В. Детское и подростковое волонтерство: социальная эффективность и
условия ее достижения (кейс Екатеринбурга) / М.В. Певная, П.А. Амбарова // Социология
образования. – 2017. – № 5. – С. 57- 69.
19. Синяева, М.И. Волонтерство как социальное явление современного общества /
М.И. Синяева, О.И. Могиленец // Коллекция гуманитарных исследований. – 2017. – № (5).
– С. 75-78
20. Сударкина, Н.А. К проблеме развития волонтерского движения в регионах России
(на примере Тюменской области) // Лучшая научно-исследовательская работа 2017: экономика, политика, социология и право: сб. ст. победителей VII Междунар. науч.-практ. конкурса. – Пенза, 2017. – С. 201-206.
21. Федорова, И.В. Спешите делать добрые дела: учебное пособие / И. В. Фѐдорова. –
4-е издание, стереотипное. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2018. – 88 с.
22. Штарк, Е.В. История развития волонтерства в России и за рубежом: социальнофилософский анализ / Е. В. Штарк, Н. В. Комова, М. М. Анисимов // Философия образования. – 2015. – № 5 (62). – С. 174-184.
23. Эберт, Э.Э. Нормативно-правовое регулирование детско-юношеского волонтерства в России / Э. Э. Эберт, А. А. Кузьминчук // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы III Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 21-22 апреля 2017 г.: в 2-х т.— Екатеринбург: Изд-во Урал. унта, 2017. — Т. 1. — С. 305-309.
Список литературы для обучающихся:
1. Азбука благотворительности – М.: Форум Доноров, 2008. – 184 с.
2. Битянова, М.С. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками /
М.С. Битянова. – СПб.: Питер, 2002. – 197 с.
3. Волохов, А.В. Программа деятельности волонтеров детских общественных объединений в системе дополнительного образования / А.В. Волохов, М.Р. Мирошкина, И.И.
Фришман. – М.: Перспектива, 2011. – 173 с.
4. Макеева, А.Г. Помогая другим, помогаю себе / А.Г. Макеева. – М.: РЦОИТ, 2003. –
156 с.
5. Настольная книга лидера: из опыта работы штаба «Беспокойные сердца» // Сост.
Г.В. Каледа. – Самара: ООО Офорт, 2008. – 227 с.
6. «Переходи на зеленое»: Методическое пособие по волонтерству в экологической
сфере – М.: Эка, 2012. – 154 с.
7. Пузиков, В.Г. Технология ведения тренинга / В.Г. Пузиков – СПб.: Речь, 2005. - 207
с.


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».