Зеленая Бурятия

03

Н

2014

ОГРН 102030

090

34

Т
ОЙ ГДДЮ

ЛАН- ОГ
УД
Э

М НО ДВОРЕЦ ДЕТ АЗ
СК О
г.У
ЛЬ

1

ОГРН

2

034

41

10.

ОГРН 10203009

903

.
М И Т Е Т 131 ИНН
КО
0
У Е АВТОНОМНОЕ ОБРП О 3 2

00 Т
90
014

ИН

*
*

41

0.2

31

МУНИ
«ГОР ЦИПА
О
(МАОУ ДСК
ДО

ИНН 03 ЛА
230
8

*

903

31
.1
20
0
А Н - У Д Э ИНН 0
27
32
84
У ЛНИТЕЛЬНОГО ОБР
3
30
г .ОПОЛ ЧЕСТВА» г. У АЗОВ

10203
00

20

О

014

70

ОГРН 1020300

0.2

42

Р
ВО 131
34

)

014

20

О

0.2

.1

8
30

О ТЕ ЮНОШЕСКОГО ИЕ
ВА ( РН 1020 )
Д
Г
3

ИН
Н
А ЗО ВАН
0
Б РЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ Ю 3 2

.1

70

20

42

70

ИЯ
АН УДЭ
Н- 270
4

42

*

08

8
30
31

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Основные характеристики программы:
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Зеленая Бурятия» разработана в
соответствии со следующими нормативными документами:
• Конвенции о правах ребѐнка;
• Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273- ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта
2022 года №678-р;
• Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. №41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27 октября 2020 года) «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
• Приказа Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 года № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
•
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к
письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи
Министерства образования и науки России от 18.11.2015 года № 09-3242;
• Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных технологий при реализации
образовательных программ»;
• Устава МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ;
• Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ.
Программа реализуется в соответствии с естественно - научной направленностью
образования: В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается
значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в
становлении и развитии личности ребенка. ФГОС начального образования также включают
в себя программу экологического образования и воспитания школьников. Все это
предусматривает создание системы непрерывного экологического образования и является
основой для поиска и разработки эффективных средств воспитания экологически
грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и
осознавать свое место в природе. Заложенные экологические знания и умения на уроках
послужат базой или фундаментом дальнейшей экологической и культурологической
грамотности, для творческого расширения знаний. В экологическом воспитании важную
роль играет краеведческий подход, который предполагает комплексное изучение природы
Бурятии и способствует более глубокому пониманию взаимосвязей внутри нее.
1.2.Актуальность программы обусловлена отсутствием в теории и практике
экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период
обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для

младших школьников. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие
творческих способностей учащихся.
1.3.Отличительные особенности программы
Содержание программы кружка «Зеленая Бурятия» создаѐт возможность для
воспитания культурного, грамотного и заинтересованного гражданина, знающего
и
оберегающего природу своей республики. Ученик овладевает основами бережного
отношения к окружающему миру. Программа составлена в соответствии с образовательным
компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, соответствует требованиям к
содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с
учетом преемственности экологического образования дошкольников и младших школьников,
опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при
изучении курса «Окружающий мир» на уроках
Программа модифицирована. За основу взята программа «Байкаловедение».
Обобщен опыт многих педагогов, работающих по этой тематике. Преимущества данной
программы перед аналогичными , в том ,что идет более расширенное изучение природы
Бурятии . Принципы отбора и формирования содержания соответствуют возрастным
особенностям детей.

1.4. Педагогическая целесообразность программы
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации
содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу
младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта
экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоциональноположительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о
взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на
занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой,
ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного
выбора поступка по отношению к природе. Практическая деятельностная направленность
курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и
опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны:
индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические
наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить
основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает
систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юные экологи».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические,
имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание
экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и
прогулки на природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные
представления, экологические акции, гербаризация, составление памяток. Предполагаются
различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные
экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в
проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов,
классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми,
участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.

1.5.Цель программы: формирование и развитие экологически сообразного
поведения у младших школьников.
1.6.Задачи
Программа ставит перед собой следующие з а д а ч и :
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений,
единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости
природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения
в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5.Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и
правовых суждений по экологическим вопросам.
6.Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических
проблем республики Бурятия, озера Байкал, восприятия прекрасного и безобразного,
чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по
отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических
проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни,
стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны
природного окружения.
Научить: работать в коллективе, творчески реализоваться,
раскрыться и проявить свои лучшие качества;
привить начальные экологические навыки и умения;
- сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе;
-развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в
ходе экологической деятельности,
1.7.Возраст учащихся, которым адресована программа
Программа рассчитана для учащихся 8-9 лет. Кружок «Зеленая Бурятия»
посещают учащиеся 3»г» класса. Сформированы две группы по 16 человек в каждой.
1.8.Формы занятий:
Аудиторные , внеаудиторные ,самостоятельные занятия.
Занятия проводятся по группам и индивидуально.
2. Объем программы:
2.1. Объем программы – 70ч.
2.2.Срок реализации программы – 36 недель, 2022-2023 учебный год

2.3.Режим занятий: 2 раза в неделю по 60 минут ( для первой группы, 2 раза в
неделю по 60 минут для второй группы

3. Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- готовность и способность к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура; ценностное отношение к природному миру, готовность
следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей
этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- этические чувства: доброжелательность, эмоционально – нравственная отзывчивость.
Метапредметными
результатами будут являться формирование универсальных
учебных действий. (УУД)
Коммуникативные УУД:
- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности;
- договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- определять общую цель и пути еѐ достижения;
- проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач;
- аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД:
- формулировать и удерживать познавательную задачу;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению
допущенных ошибок;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учѐта сделанных ошибок;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от эталона;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу
действия.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных
формах;
- сбор, обработка и передача информации различными способами;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий и причинно – следственных связей;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного
характера;
- построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;
- презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе
творческого и исследовательского характера;
- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с
содержанием;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- моделировать, т.е. выделять и обобщѐнно фиксировать существенные признаки объектов
с целью решения конкретных задач.
Предметные УУД
Учащиеся должны з н а т ь :
-наиболее типичных представителей животного, растительного мира Бурятии
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Крупные реки и горные массивы Бурятии
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к
условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила
ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей
природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- уз н ават ь раст ен ия, животн ых
картинках, по описанию;

и

птиц

Б урят и и

в

природе,

на

- ух ажи ват ь з а домашни ми жи вотн ыми и п тиц ами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в
практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- составлять экологические модели;
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества
жизни;

- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее
природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков,
описаний, выводов, проектов;
3.2. Способы и формы проверки результатов
Результативность и целесообразность работы по программе «Зеленая Бурятия»
выявляется с помощью тестирования и анкетирования учащихся; в течение учебного года
осуществляется наблюдение и анализ творческих работ детей(рисунки, плакаты, сообщения,
сочинения, памятки, проекты, поделки, модели). Формами подведения итогов и результатов
реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные
экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» , «Вторая
жизнь мусора» и др.

I.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.2

2.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-ый год обучения
Наименование разделов и тем
Всего Теорет Практич
часов ически
еские
е
занятия
заняти
я
Раздел1
3
Красота природы родного края
Вводное занятие.
1
1
Инструктаж по ТБ.
Разнообразие природы
1
1

1.3

Экскурсия в парк

1

Раздел 2
Байкал –жемчужина сибири
«Географическое положение озера
Байкал». История открытия озера
Байкал
«Воды Байкала»

18

Охрана природы. Предмет экологии
.Взаимосвязь экологии с другими
науками. «Сбережѐм воду Байкала»
Методы экологических исследований.
Полевые лабораторные исследования
Опыт «Очистка воды фильтром».

№

1.
1.1

2.
2.1.

2.2.
2.3

2.4
2.5

1

Форма
контроля

Беседа
опрос
беседа
Беседа
наблюдение

1

1

Беседа

1

1

Беседа

1

1

Беседа

1

1

1

1

Беседа
наблюдение
Опыт
наблюдение

Экологическая викторина «История
Байкала»
Разнообразие растений озера Байкал
и его побережья»
«Животный мир озера Байкал и его
берегов»

1

1

Викторина

2

2

2

2

Беседа
опрос
Беседа
опрос

«Птицы озера Байкал и его
побережья»
КВН: «Животный мир озера Байкал и
его берегов».
«Рыбы озера Байкал»

2

2

1

1

2

2

«Влияние человека на озеро Байкал».
Думаем, творим, играем
Экологическая акция "Спасем озеро
Байкал!»
Экскурсия в музей природы

1

1

1

1

1

1

11

3.1

Раздел 3
Растительный мир Бурятии
Лес – легкие Земли

1

1

беседа

3.2

Разнообразие растений

1

1

3.3

«Редкие и исчезающие виды
растений»
« Значение растений на Земле.
Знакомство с Красной книгой Бурятии»

1

1

Беседа
Опрос
викторина
беседа

2

2

Опрос
Беседа

3.5

Лекарственные растения

1

1

Беседа

3.6

Проект «Что растет в моем краю».

2

1

3.7

Сочинение «Тайны леса »

1

3.8

Домашние растения. Уход за ними.

2

Раздел 4
Животный мир Бурятии
Разнообразие животных

16
1

1

«Редкие и исчезающие виды
животных»
Красная книга Бурятии
КВН: «Животный и растительный мир
Бурятии».
Составление памятки «Как вести себя
в природе».

1

1

1

1

2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
3

3.4

4
4.1
4.2

4.3
4.4

1

1

Беседа
опрос
КВН
Беседа
опрос
Занятие-игра
Играпутешествие
Экскурсия
наблюдение

1

проект

1

Самост.
творч-я
работа
Практич.
работа

1

Беседа
опрос
Беседа
опрос
1

квн

1

Самост.работа

Письмо в защиту природы. «Береги
природу» Газета.
Разнообразие насекомых

1
2

2

1

1

4.8

«Исчезающие виды насекомых».
Красная книга
Проект «Птичьи просьбы»

4.9

Разнообразие птиц

2

2

4.10

2

2

4.11

«Исчезающие виды птиц» . Красная
книга Бурятии
Акция «Птичья столовая».

4.12

Домашние животные.Уход за ними.

2

Раздел 5
Заповедники Бурятии
Байкальский, Баргузинский,
Джергинский заповедники
Тункинский , Забайкальский
национальный парк.

4

4.5
4.6
4.7

5
5.1

1

1
2

1

2

1

2

Виртуальные путешествия по
национальным паркам, заповедникам,
заказникам
Акция «Чистый парк»

1

1

2

6.1

Раздел 6
Речное царство
Крупные реки Бурятии

6.2

акция «Чистый берег реки Уды»

1
2

7.1

Раздел 7
Горное царство
Крупные горы Бурятии

7.2

Экскурсия в Этнографический музей

1

14

8.1

Раздел 8
Человек в созданной им среде
Почвенные ресурсы

1

1

8.2

Разрушение почв

1

1

8.3

Загрязнение почв. Экскурсия по
обследованию несанкционированных
свалок на территории города

2

5.2

5.3

5.4
6

7

8

1

1

1

1

Самост.
работа
Беседа
опрос
Беседа
опрос
проект

1

беседа
викторина
Беседа
опрос
Практ.работа

1

Практ.работа

1

Беседа
опрос
Беседа
опрос
1

Беседа
наблюдение

1

Практ.работа

1

Беседа
опрос
Практ.работа

1

Беседа
опрос
экскурсия

1

Беседа
опрос
Беседа
опрос
Экскурсия

1

1

8.4

Опыты с песком и глиной.

1

8.5

Выставка поделок из бытовых
отходов.
Влияние химикатов

2

1

1

1

беседа

1

1

беседа

1

1

1

Практ.работа

2

1

1

Самост.работа

8.10

Влияние водохранилищ, а также ГЭС
и ТЭЦ на экосистему городов и
поселков. (Гусиноозѐрская ГЭС)
Влияние автомобильного транспорта
на экологию. Изучение экологической
обстановки в городе
Итоговое занятие Плакаты «Сохраним
удивительный мир природы». Проект
Уборка школьной территории

1

Практ.работа

8.11

Итоговое занятие

1

1

70

48

8.6
8.7

8.8

8.9

1

1

опыт

1

выставка

Беседа
Тестирование
25

2.2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
Содержание курса
1раздел «Красота природы родного края»
Особенности природы Бурятии. Разнообразие флоры и фауны.
Географическое положение.
2 раздел «Байкал –жемчужина сибири»
Сведения о Байкале, взаимосвязи вокруг Байкала, культура поведения в природе,
охраняемые виды животных и растений Байкала, заповедные территории родного края, об
отношении человека к природе. Опыт «Очистка воды»,акция «Спасем Байкал». Экскурсия
в музей природы.
3 раздел «Растительный мир Бурятии»
Лес как планетарное явление. Взгляд писателей на него. Значение леса для живых
существ.
Практические занятия. Наблюдения за хвойными и лиственными растениями. Проект
«Мое дерево». Композиции из засушенных осенних листьев, цветов. Проект «Оранжерея
на подоконнике». Проект «Что растет в моем краю». Сочинение «Тайны леса »
Экскурсии.. В лес.
4 раздел «Животный мир Бурятии»
Изучение обитателей родного края .
Практические занятия. Наблюдение за местами обитания животных. Акция «Птичья
столовая». Фенологические наблюдения «Следы». Исследование коллекции насекомых.
Красная книга Бурятии. Красная книга России. Конкурс рисунков . Проект «Птичьи
просьбы»
5 раздел «Заповедники Бурятии»

Представление о заповедниках и парках.Географическим положениемзаповедников, и
парков Республики Бурятия.Ознакомление с охраняемыми объектами растительного и
животного мира.Работа с картой, рисунками, источниками информации.
6 раздел «Речное царство»
Знакомство с крупнейшими реками ,протекающих в Бурятии.
Больше 30 тысяч рек, общая протяженность которых чуть более 150 000 км., являются
настоящим богатством республики. Они равномерно распределены по территории
региона. К числу крупных относится 25 рек, большая же часть рек имеют категорию
малых и средних. Реки Бурятии входят в водосборные бассейны рек Лена и Енисей, а
также озера Байкал. Самые крупные реки республики, которые впадают в Байкал –
Верхняя Ангара, Баргузин, Селенга. На севере республики самая крупная река – Витим.
7раздел « Горное царство» Ознакомление с основными крупными горными хребтами .
Рельеф Республика Бурятия входит в горную зону, занимающую значительную часть
юга Восточной Сибири. Рельеф характеризуется мощными горными хребтами и
обширными, глубокими и иногда почти замкнутыми межгорными котловинами.
Площадь гор более чем в 4 раза превышает площадь, занимаемую низменностями.
Для Республики Бурятия характерна значительная приподнятость над уровнем моря.
Самой низкой отметкой является уровень озера Байкал — 456 м в тихоокеанской отметке,
а наиболее высокой покрытая ледниками вершина Мунку-Сардык в Восточных Саянах
3491 м над уровнем моря.
8раздел «Человек в созданной им среде»
Радиоактивное загрязнение окружающей среды. Разрушение почв. Влияние человека на
почвы.
Практические занятия. Опыты с песком и глиной. Сбор материала. Исследование состава
почвы. Уборка школьной территории.
Экскурсия по обследованию несанкционированных свалок на территории города.
Составление памятки «Как вести себя в природе». Акция «Чистый парк». Выставка
поделок из бытовых отходов. Памятка «Будь природе другом». Письмо в защиту природы.
«Береги природу» Газета. Плакаты «Сохраним удивительный мир природы».
Экологические прогнозы. Исследование влияния человека и автомобильного транспорта
на окружающую среду.
3.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ
3.1. Принципы, методы, формы, технологии обучения, воспитания и развития
обучающихся.
Программа строится на следующих дидактических принципах обучения:
принцип добровольности, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей,
свободного развития личности, создание максимально благоприятной атмосферы для
личностного и профессионального развития обучающегося («ситуация успеха»,
развивающее общение);
принцип доступности и последовательности – простота изложения и понимания
материала, построения учебного процесса от простого к сложному;
принцип природосообразности: учѐт возрастных особенностей и задатков обучающихся
при включении их в различные виды деятельности;
принцип индивидуализации и дифференцированности – максимальный учѐт
возможностей каждого воспитанника;

принцип креативности (увлекательности и творчества): развитие творческих способностей
обучающихся;
принцип научности: учебный курс основывается на современных научных достижениях;
принцип наглядности: предполагает использование широкого круга наглядных и
дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебновоспитательный процесс более эффективным;
принцип связи теории с практикой, связи обучения с жизнью: органичное сочетание
необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе с детьми;
возможность использования полученных знаний на практике;
принцип системности и преемственности в обучении;
принцип сознательности и активности обучения;
принцип интегрированного обучения (параллельного и взаимодополняющего обучения
различным видам деятельности);
принцип сотрудничества: совместная деятельность детей и взрослых;
принцип межпредметности: связь с другими науками или другими областями
деятельности.
Методы обучения (по характеру деятельности обучающихся):
Информационно-рецептивные;
Объяснительно-иллюстративные;
Репродуктивные методы;
Частично-поисковые;
Проблемные;
Исследовательские методы.
Методы обучения (по способу подачи материала), в основе которых лежит способ
организации занятий:
Словесные (устное изложение материала, проблемное изложение материала, рассказ,
беседа, объяснение, анализ и т.д.);
Наглядные (показ видео- и аудиоматериалов, иллюстраций, демонстрация плакатов,
фотографий, гербариев, природных материалов, наблюдение и т.д.);
Практические (уход за лесными культурами, проведение природоохранных рейдов,
разработка проектов, создание творческих, научно-исследовательских работ, изготовление
средств наглядной агитации и т.д.).
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности,
радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении
исследовательских работ. Этому способствуют совместные обсуждения выполнения
заданий, исследовательских работ, а также поощрение, создание положительной
мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы, научно-практические
конференции.
Обучающимся предоставляется право выбора исследовательских работ и форм их
выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная) в рамках изученного содержания.
Занятия в объединении проводятся в форме:
традиционные занятия;
практические занятия;
конкурсы;
консультативная работа, разработка и защита проекта;
выставка;
экскурсия;
акция;
викторина;
встреча с интересными людьми;
круглый стол;
лабораторное занятие;

наблюдение;
презентация;
научно-практическая конференция.
3.2. Педагогический контроль
Диагностический с помощью которого педагог устанавливает уровень развития у
воспитанников психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения и т.
д.). В этом случае оценочный контроль, хотя и производится педагогом, детей с
результатами не знакомит. С помощью диагностического контроля можно выявить:
уровень развития познавательных возможностей и особенностей детей;
скорость продвижения в овладении знаниями и способами деятельности;
соотношение успеваемости и затраченных усилий;
уровень знаний, умений и навыков;
склонность к занятиям какой-нибудь деятельностью;
мотивы прихода ребенка в экологическое объединение;
интересы ребенка в свободное время и т.п.
Констатирующий контроль, с помощью которого можно установить факт выполнения
воспитанниками какого-либо задания. Результат выражается в форме оценки «есть-нет».
Проверяющий контроль – выявляет, как овладели воспитанники, каким – либо знанием,
умением, навыком.
Материально-техническое обеспечение
Компьютер, принтер
Медиапроектор
Стенды для выставок.
Инструменты для проведения исследовательской деятельности (канцелярские
принадлежности)
Расходные материалы
Учебно-вспомогательные помещения: кабинет биологии, библиотека, учебно-опытный
участок.
Дидактические материалы
Демонстрационный материал (иллюстрации, гербарий, фотографии, настольные
развивающие игры, рисунки, видеоролики, мультимедийные (цифровые образовательные
ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
карты, схемы, графики, чертежи и т.д.);
Раздаточный материал (задания, предлагаемые обучающимся для выполнения конкретных
учебных задач, нередко дифференцированного или индивидуализированного характера:
наборы карточек, незаполненные таблицы, незавершенные схемы и т.п.);
Модели, макеты.

3.3. Список литературы

А.Г. Шурыгина., Т.С. Носкова. Программа курса «Экология родного края», журнал
«География в школе» № 3, 2006.
Гусев О.К. Священный Байкал. Заповедные земли Байкала. М.:Агропромиздат, 1986.

Крикунов Е.А. Экология (Текст): учеб. Для для общеобразоват. учеб. завед./ Е. А.
Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. - М.: Дрофа, 1995.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России (Текст). - М.: Устойчивый мир, 2000г.
От знания – к здоровью (Текст):Сборник методических разработок по
здоровьесбережению школьников/Сост.Н.Е Шиширина, Г.С. Боровская, Т.И. Надеинская/
Под общей редакцией Т. П. Ихер. – Тула: ИПП «Гриф и К», 2006.
Практикум по экологии (Текст): учебное пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева,
А.Г.Муравьев, Э.В. Гущина/ под редакцией С. В. Алексеева. - М.: АО МДС, 1996.
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных (Текст)– Ярославль: «Академия
развития», «Академия К», 2005. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х.,
Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 2006. (Серия: «Расширяем кругозор
детей).
Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: «Паритет», 2000.
Демьянков Е.Н. Биология.Мир растений (Текст): задачи. Дополнительные материалы: 6кл.
– М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
Красная книга Республики Бурятия,2013
Наймушина Л.И. Путешествуя по Байкалу. Занимательный материал для детей и их
родителей.- Иркутск: Иркутский областной институт повышения квалификации
работников образования. НОУ школа Леонова, 2000.

13. Республика Бурятия. Краткий энциклопедический справочник.
- Улан- Удэ: Изд- во БНЦ СО РАН, 1998. - 304 с.
14.Тахтеев В.В. Байкаловедение. Материалы к семинарским занятиям:

Учебное пособие.

– Иркутск: Изд.-во Иркут. Ун.-та, 2000.- 104с.
15.Тахтеев В.В. Рассказы об озере Байкал – Иркутск: Изд.-во Иркут. Ун.-та, 2001.
15.Удивительные путешествия Сибирячка по Байкалу. Малая энциклопедия Сибирячка/
Составители: Асламова С.Н., Сергиенко С.М. Художественное оформление Муравьев
А.М. Иркутск: Редакция журнала «Сибирячок», 2002, - 96 с
16.wikipedia.org/wiki/Красная_книга_Республики_Бурятия

Объединение «Зеленая Бурятия» КУГ на период с 12.09.2022г. по 31.12.2022г.
Руководитель: Куриганова Аюна Валерьевна
Гр .№2 (пн,чт)
№
п\и

Месяц

Число

Кол.
часов

12

Время
проведения
занятий
17.20-18.20

1.

09

2.

Тема занятия

Место
проведения

Форма
контроля

Вводное занятие

МАОУ
СОШ
№19
МАОУ
СОШ
№19
МАОУ
СОШ
№19

беседа

09

15

17.20-18.20

1

Разнообразие природы

3.

09

19

17.20-18.20

1

Экскурсия в парк

4.

09

22

17.20-18.20

1

«Географическое положение озера Байкал». История
открытия озера Байкал

5.

09

26

17.20-18.20

1

«Воды Байкала»

6.

09

29

17.20-18.20

1

Охрана природы. Предмет экологии .Взаимосвязь
экологии с другими науками. «Сбережѐм воду Байкала»

7.

10

03

17.20-18.20

1

Методы экологических исследований. Полевые
лабораторные исследования

8.

10

06

17.20-18.20

1

Опыт «Очистка воды фильтром».

МАОУ
СОШ
№19
МАОУ
СОШ
№19
МАОУ
СОШ
№19
МАОУ
СОШ
№19
МАОУ
СОШ
№19

Опрос,беседа
Экскурсия
Наблюдение
беседа
беседа
Беседа
наблюдение
Беседа
опрос
Беседа
опрос
Опыт
наблюдение

9.

10

10

17.20-18.20

1

Экологическая викторина «История Байкала»

10.

10

13

17.20-18.20

1

Разнообразие растений озера Байкал и его побережья»

11.

10

17

17.20-18.20

1

Разнообразие растений озера Байкал и его побережья»

12.

10

20

17.20-18.20

1

«Животный мир озера Байкал и его берегов»

13.

10

24

17.20-18.20

1

«Животный мир озера Байкал и его берегов»

14.

10

27

17.20-18.20

1

«Птицы озера Байкал и его побережья»

15.

10

31

17.20-18.20

1

«Птицы озера Байкал и его побережья»

16.

11

03

17.20-18.20

1

КВН: «Животный мир озера Байкал и его берегов».

17.

11

07

17.20-18.20

1

«Рыбы озера Байкал»

18.

11

10

17.20-18.20

1

«Рыбы озера Байкал»

19.

11

14

17.20-18.20

1

«Влияние человека на озеро Байкал». Думаем, творим,
играем

20.

11

17

17.20-18.20

1

Экологическая акция "Спасем озеро Байкал!»

МАОУ
СОШ
№19
МАОУ
СОШ
№19
МАОУ
СОШ
№19
МАОУ
СОШ
№19
МАОУ
СОШ
№19
МАОУ
СОШ
№19
МАОУ
СОШ
№19
МАОУ
СОШ
№19
МАОУ
СОШ
№19
МАОУ
СОШ
№19
МАОУ
СОШ
№19
МАОУ

викторина
Беседа
опрос
Викторина
беседа
Беседа
опрос
Беседа
Опрос
тест
Беседа
Опрос
Беседа
Опрос
тест
КВН
Беседа
Опрос
Беседа
Опрос
тест
Занятие-игра
Игра-

21.

11

21

17.20-18.20

1

Экскурсия в музей природы

22.

11

24

17.20-18.20

1

Лес – легкие Земли

23.

11

28

17.20-18.20

1

Разнообразие растений

24.

12

01

17.20-18.20

1

«Редкие и исчезающие виды растений»

25.

12

05

17.20-18.20

1

« Значение растений на Земле. Знакомство с Красной
книгой Бурятии»

26.

12

08

17.20-18.20

1

« Значение растений на Земле. Знакомство с Красной
книгой Бурятии»

27.

12

12

17.20-18.20

1

Лекарственные растения

28.

12

15

17.20-18.20

1

Проект «Что растет в моем краю».

29.

12

19

17.20-18.20

1

Проект «Что растет в моем краю».

30.

12

22

17.20-18.20

1

Сочинение «Тайны леса »

31.

12

26

17.20-18.20

1

Домашние растения.Уход за ними.

СОШ
№19
МАОУ
СОШ
№19
МАОУ
СОШ
№19
МАОУ
СОШ
№19
МАОУ
СОШ
№19
МАОУ
СОШ
№19
МАОУ
СОШ
№19
МАОУ
СОШ
№19
МАОУ
СОШ
№19
МАОУ
СОШ
№19
МАОУ
СОШ
№19
МАОУ
СОШ

путешествие
Экскурсия
наблюдение
беседа
Беседа
Опрос
викторина
беседа
Опрос
Беседа
Беседа
викторина
Беседа
опрос
проект
проект
Самост.
творч-я работа
Беседа
опрос

32.

12

29

17.20-18.20

1

Домашние растения.Уход за ними.

№19
МАОУ
СОШ
№19

Практич.
работа

Объединение «Зеленая Бурятия»
КУГ на период с 12.09.2022г. по 31.12.2022г.
Руководитель: Куриганова Аюна Валерьевна
Гр .№1 (ср,пт)
№

Месяц

Число

Время
проведения
занятий

Кол.
часов

Тема занятия

Место
проведения

Форма контроля

1.

09

14

17.20-18.20

1

Вводное занятие

2.

09

16

17.20-18.20

1

Разнообразие природы

3.

09

21

17.20-18.20

1

Экскурсия в парк

4.

09

23

17.20-18.20

1

5.

09

26

17.20-18.20

1

«Географическое положение озера Байкал».
История открытия озера Байкал
«Воды Байкала»

6.

09

28

17.20-18.20

1

7.

09

30

17.20-18.20

1

8.

10

05

17.20-18.20

1

Охрана природы. Предмет экологии .Взаимосвязь
экологии с другими науками. «Сбережѐм воду
Байкала»
Методы экологических исследований. Полевые
лабораторные исследования
Опыт «Очистка воды фильтром».

9.

10

07

17.20-18.20

1

Экологическая викторина «История Байкала»

10.

10

12

17.20-18.20

1

11.

10

14

17.20-18.20

1

12.

10

19

17.20-18.20

1

Разнообразие растений озера Байкал и его
побережья»
Разнообразие растений озера Байкал и его
побережья»
«Животный мир озера Байкал и его берегов»

13.

10

21

17.20-18.20

1

«Животный мир озера Байкал и его берегов»

14.

10

26

17.20-18.20

1

«Птицы озера Байкал и его побережья»

МАОУ СОШ
№19
МАОУ СОШ
№19
МАОУ СОШ
№19
МАОУ СОШ
№19
МАОУ СОШ
№19
МАОУ СОШ
№19
МАОУ СОШ
№19
МАОУ СОШ
№19
МАОУ СОШ
№19
МАОУ СОШ
№19
МАОУ СОШ
№19
МАОУ СОШ
№19
МАОУ СОШ
№19
МАОУ СОШ
№19

беседа
Опрос,беседа
Экскурсия
Наблюдение
беседа
беседа
Беседа
наблюдение
Беседа
опрос
Беседа
опрос
Опыт
наблюдение
Викторина
Беседа
опрос
Викторина
беседа
Беседа
опрос
Беседа
Опрос
тест
Беседа
Опрос

15.

10

28

17.20-18.20

1

«Птицы озера Байкал и его побережья»

МАОУ СОШ
№19

Беседа
Опрос
тест
КВН

16.

11

02

17.20-18.20

1

КВН: «Животный мир озера Байкал и его берегов».

17.

11

09

17.20-18.20

1

«Рыбы озера Байкал»

МАОУ СОШ
№19
МАОУ СОШ
№19

18.

11

11

17.20-18.20

1

«Рыбы озера Байкал»

МАОУ СОШ
№19

19.

11

16

17.20-18.20

1

20.

11

18

17.20-18.20

1

«Влияние человека на озеро Байкал». Думаем,
творим, играем
Экологическая акция "Спасем озеро Байкал!»

21.

11

23

17.20-18.20

1

Экскурсия в музей природы

22.

11

25

17.20-18.20

1

Лес – легкие Земли

23.

11

30

17.20-18.20

1

Разнообразие растений

МАОУ СОШ
№19
МАОУ СОШ
№19
МАОУ СОШ
№19
МАОУ СОШ
№19
МАОУ СОШ
№19

24.

12

02

17.20-18.20

1

«Редкие и исчезающие виды растений»

25.

12

05

17.20-18.20

1

« Значение растений на Земле. Знакомство с Красной
книгой Бурятии»

МАОУ СОШ
№19
МАОУ СОШ
№19

26.

12

07

17.20-18.20

1

« Значение растений на Земле. Знакомство с Красной
книгой Бурятии»

МАОУ СОШ
№19

Беседа
викторина

27.

12

09

17.20-18.20

1

Лекарственные растения

28.

12

14

17.20-18.20

1

Проект «Что растет в моем краю».

МАОУ СОШ
№19
МАОУ СОШ
№19

Беседа
опрос
проект

Беседа
Опрос
Беседа
Опрос
тест
Занятие-игра
Игра-путешествие
Экскурсия
наблюдение
беседа
Беседа
Опрос
викторина
беседа
Опрос
Беседа

29.

12

16

17.20-18.20

1

Проект «Что растет в моем краю».

30.

12

21

17.20-18.20

1

Сочинение «Тайны леса »

31.

12

23

17.20-18.20

1

Домашние растения.Уход за ними.

32.

12

28

17.20-18.20

1

Домашние растения.Уход за ними.

МАОУ СОШ
№19
МАОУ СОШ
№19
МАОУ СОШ
№19
МАОУ СОШ
№19

проект
Самост.
творч-я работа
Беседа
опрос
Практич.
работа

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».