Юный турист

Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию Администрации г. Улан -Удэ
МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан -Удэ

Утверждаю»
Директор МАОУ ДО «ГДДЮТ»
70

.
М И Т Е Т 131 ИНН
КО
0
У Е АВТОНОМНОЕ ОБРП О 3 2
М НО ДВОРЕЦ ДЕТ АЗ

30

2
84

.1

0.2

014

ОГРН 1020300

903

41

3

1
ИН
Н
А ЗО ВАН
0
Б РЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ Ю 3 2

20

О ТЕ ЮНОШЕСКОГО ИЕ
ВА ( РН 1020 )
Д
Г
3

0
13
.1
1
20
0
А Н - У Д Э ИНН 0
27
32
84
У ЛНИТЕЛЬНОГО ОБР
3
30
г .ОПОЛ ЧЕСТВА» г. У АЗОВ

«Принято»
на Педагогическом совете
МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Протокол № 1
«30» августа 2023 г.

*

08

42

70

20

.1

0.2

014

ОГРН 10203

0

090
3

41

31

34

090

ОГРН 102030

2014

10.

20

0

МУНИ
«ГО ЦИПА
Р
О
(МАОУ ДСК
ДО

27

ИЯ
АН УДЭ
Н- 270
4

*
*

034

84

ОГРН 10203009

0
23

14

ИН

Н

03

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

ИНН 03 ЛА
230
8

*

.20

Р
ВО 131
34

С
ЛЬ Й
Т г.УЛАН- КОГ О
О ГДДЮ
УД
Э

О
00 Т
О
___________
Пихеева
О.Я.
90
)
Приказ № 46
от «30» августа 2023 г.

«ЮНЫЙ ТУРИСТ»
Направленность:
Возраст обучающихся:
Срок реализации программы:

туристско-краеведческая
9 - 14 лет
1 год (108 часов)
(количество лет и часов обучения)

Уровень:

стартовый
(стартовый, базовый, предпрофильный)

Автор -составитель:
Ширапов Сампил Соелович
педагог дополнительного образования

г. Улан -Удэ
2023

Оглавление
I.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы …………………………………………………………………………….
1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………….
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты ……………………………………….
1.3. Содержание программы ……………………………………………………...
II.
Комплекс организационно педагогических условий ……………………….
2.1. Календарный учебный график ……………………………………………….
2.2. Условия реализации программы ……………………………………………..
2.3. Формы аттестации …………………………………………………………….
2.4. Оценочные материалы ………………………………………………………..
Список литературы …………………………………………………………………...

3
3
5
6
11
14
16
16
16
17

I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ)
ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «ЮНЫЙ ТУРИСТ» (далее - Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи
от 20.11.1989 г.);
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N
273-ФЗ;
3. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
4. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
5. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
6. Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
7. Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным
проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
8. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21.06.2021 г. N р-126 об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №678-р;
10. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 г. № 298н;
11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
12. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27.10.2020 г.);
13. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 г. N1ДГ
245/06);
14. Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных
организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 г. № СК-295/06);
15. Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от
13.12.2013 г. № 240-v (с изменениями на 06.03.2023 г.);

16. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24.08.2015 г. N
512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;
17. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25.05.2017 г. Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года;
18. Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.2021 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года;
19. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»;
20. Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского)
творчества г. Улан – Удэ»;
21. Иные локальные нормативные акты МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ, регламентирующие образовательный процесс.
Актуальность программы обусловлена тем, что туристские походы, романтика
дальних дорог манят к себе с каждым годом все большее число воспитанников, а занятия
в группах данного вида деятельности помогают решить не только воспитательные, но и
социальные проблемы (обеспечение занятости в свободное от учебы время, профилактика
беспризорности и безнадзорности детей, асоциального поведения подростков и др.).
Кроме того, программа предполагает формирование межпредметных связей, тесно
переплетаясь со школьными предметами: ОБЖ, географией, математикой, историей, биологией, физкультурой.
Вид программы: модифицированная
Направленность программы: туристско-краеведческая
Адресат программы.
Программа имеет стартовый уровень сложности и адресована обучающимся младшего и среднего школьного возраста (9-14 лет). Для воспитанников этого возраста характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда ее познания, огромная восприимчивость к тому, что он узнает самостоятельно и от взрослых. У детей этого возраста заметно
повышается произвольность психических процессов – восприятия, мышления и речи,
внимания, памяти, воображения. Внимание становится более сосредоточенным, устойчивым (ребенок способен им управлять), в связи с этим развивается способность запоминать: мобилизуя волю, ребенок сознательно старается запомнить правила, последовательность действий при выполнении заданий и т.п. Поведение становится более целенаправленным, целеустремленным. Структура и содержание составлены с учетом психологопедагогических особенностей обучающихся. Учитывая возрастные и психологические
особенности младших и средних школьников, теоретические и практические занятия проводятся с привлечением наглядных материалов, использованием разнообразных форм работы, в том числе игровых. Практические занятия проводятся во время туристскоспортивных мероприятия, экскурсий, а также на местности, в помещении (в классе, спортзале).
Условия набора обучающихся: для реализации программы принимаются все желающие 9-14 лет, без предварительного отбора.
Срок и объем освоения программы
Даты начала и окончания учебного года: с 4 сентября 2023 по 31 мая 2024 г.
Срок реализации программы – 1 год / 9 месяцев / 36 недель.
Объем программы за весь период обучения – 108 часов:
1 год обучения – стартовый уровень – 108 часа / 12 часов в месяц / 3 часа в неделю;
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные.
Режим занятий.
Продолжительность занятия – 1 академический час (45 минут / 15 минут перерыв).

Количество часов в неделю:
1 год обучения – 3 часа (2 раза в неделю по 1,5 занятия);
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель: создание условий для совершенствования нравственного и физического воспитания обучающихся средствами пешеходного туризма, удовлетворение естественной
потребности детей в непосредственном познании окружающего мира, своего края; развитие
активной туристско-спортивной и краеведческой деятельности обучающихся.
Образовательные задачи
Обучающие (предметные):
- освоить основы туризма: безопасность проведения походов, снаряжение, организация походов, основы техники пешеходного туризма;
- познакомить со всеми функциональными обязанностями участника похода;
- научить практически применять знания и умения для подготовки и проведения туристского похода;
- освоить основы ориентирования на местности;
- изучить природу родного края.
Развивающие (метапредметные):
- развить творческую активность обучающихся в процессе освоения краеведческого
материала;
- развить индивидуальные психологические качества ребенка в процессе коллективной деятельности в туристско-краеведческой направленности.
Воспитательные (личные):
- воспитать у детей патриотические чувства к родному краю;
- воспитать духовную культуру обучающихся;
- сформировать у обучающихся потребность в здоровом образе жизни.
Ожидаемые результаты:
По завершению программы, обучающиеся будут:
Знать:
- как ставить палатку и разводить костер, оборудовать бивак;
- туристские песни;
- топографические знаки;
- природу родного края.
Уметь:
- организовывать костер в походных условиях;
- готовить пищу на костре;
- оказывать первую медицинскую помощь;
- преодолевать простые природные и искусственные препятствия;
- вязать туристские узлы.
Владеть:
- навыками подготовки к походу;
- навыками туристской техники, ориентирования, жизни в полевых условиях;
- навыками ведения краеведческих наблюдений, использования их результатов для
решения задач по выходу из экстремальной ситуации;
- навыками участия в туристско-спортивных мероприятиях в составе команды;
Способы и формы проверки результатов:
- сформулирована методика и способы проверки ожидаемых результатов; система
оценочных средств, позволяющих контролировать каждый заявленный результат обучения, воспитания и развития;

- использование традиционных и современных средств диагностики результативности;
- формы промежуточной и итоговой аттестации, адекватные содержанию и особенностям учащихся;
- мониторинг эффективности реализации программы.
- участие в соревнованиях, конкурсах, спортивному ориентированию; оформление
краевой краеведческой картотеки; походы (подготовка и проведение; конкурс отчётов) и пр.
1.3.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№
1
2
3

СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические занятия
Практические занятия
Форма контроля
ВСЕГО ЧАСОВ:

1 год обучения
42
66
Педагогические наблюдения, зачет
108 ч.

1.3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-ый год обучения
(Т – теоретические занятия, П – практические занятия)
№

Наименование разделов и тем

1.

Тема 1. Введение: «Туризм – познание, отдых, спорт».
Тема 2. Природа родного края.
Тема 3. Изучение лекарственных растений.
Тема 4. Топографические знаки.
Тема 5. Знакомство с компасом.
Тема 6. Разучивание туристских песен.
Тема 7. Снаряжение туриста.
Тема 8. Оказание первой медицинской помощи.
Тема 9. Страховка туриста.
Тема 10. Беседы по экологии.
Тема 11. Изготовление рисунков и газет на
туристскую тему.
Тема 12. Бивак. Установка палатки.
Тема 13. Приготовление пищи в походе.
Тема 14. Костры и костровые принадлежности.
Тема 15. Организация костра в походных
условиях.
Тема 16. Экскурсия в районный краеведческий музей.
Тема 17. Туристские узлы.
Тема 18. Организация и проведение похо-

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Всего
часов

Т

П

3

3

-

6
6
6
9
6
6

3
3
3
3
3
3

3
3
3
6
3
3

12

3

9

6
3

3
3

3

3

-

3

6
6

1,5
3

4,5
3

6

1,5

4,5

3

1,5

1,5

6

-

6

3
12

1,5
3

1,5
9

Форма контроля

дов.
Итого:

108

42

66

1.3.3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1 год обучения
Тема 1 (3 ч.). Туризм – познание, отдых, спорт.
Теория (3 ч.). Цели и значение занятий туризмом и краеведением. Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте. Нормы передвижения по дорогам. Правила обращения с огнем.
Форма контроля.
Тема 2 (6 ч.). Природа родного края.
Теория (3 ч.). Природа родного края. Охрана природы. Виды туризма. Туристские
возможности Республики Бурятия. Рельеф и климатические особенности родного края.
Животный и растительный мир родного края. История родного края. Краеведческая работа в походе. Правила сбора краеведческого материала. Правила оформления краеведческого материала. Анкетный опрос школьников, родителей об экологических проблемах
микрорайона. особенности географии края: размеры территории, основные районы и их
туристские возможности, природные памятники и заповедники. Географическое прошлое
и рельеф. Климат. Основные реки и водоемы. Исторические и культурные памятники.
Возможные экскурсии и походы по краю.
Практика (3 ч.).
Форма контроля.
Тема 3 (6 ч.). Лекарственные и ядовитые растения.
Теория (3 ч.). Лекарственные растения Республики Бурятия. Лечебные свойства лекарственных трав. Сбор гербария лекарственных растений «Зеленая аптека». Как собирать и использовать лекарственные, плодово-ягодные растения. Растения - враги и друзья: лекарственные, плодово-ягодные (съедобные) дикорастущие растения, съедобные грибы.
Ядовитые и несъедобные растения и грибы нашего края.
Практика (3 ч.). Подборка материала и оформление альбома «Туристу на заметку» (о
лекарственных растениях, их нужно знать - они ядовиты).
Форма контроля.
Тема 4 (6 ч.). Топографические знаки.
Теория (3 ч.). Топографические карты и топографические знаки. Масштаб и легенда
карты. Чтение топографических карт. Рисование топознаков.
Практика (3 ч.). Измерение расстояний на карте и на местности. Изображение высоты местности с помощью горизонталей. Определение крутизны склона и его высоты. Измерение расстояния до недоступных предметов. Топографическая съемка местности. измерение расстояний на карте и на местности. Создание простейших планов и схем (класса,
школьного двора, т.п.). Топографические игры. Топографический кроссворд. Топографический диктант.
Форма контроля.
Тема 5 (9 ч.). Знакомство с компасом.
Теория (3 ч.). Спортивный компас. Приёмы пользования компасом. Определение
сторон горизонта по компасу. Определение точки стояния. Движения по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности.
Спортивные карты. Технические приёмы: азимут, линейное ориентирование, точечное
ориентирование. Тренировки и соревнования по спортивному ориентированию. стороны
горизонта.
Практика (6 ч.). Пользование компасом в походе. Азимут. Определение азимута по
карте и на местности, азимутальное кольцо (чертеж). Определение азимута на заданный

ориентир, движение группы по азимутам на заданное расстояние. Определение сторон горизонта по солнцу, звездам и местным признакам. Работа с картой и компасом.
Форма контроля.
Тема 6 (6 ч.). Разучивание туристских песен.
Теория (3 ч.). Бардовская песня, туристская песня. Песни Ю. Визбора, В. Высоцкого,
В. Ланц-берга, О. Митяева, В. Егорова о человеке, судьбе, профессии.
Практика (3 ч.). Прослушивание песен в исполнении педагога под гитару, прослушивание песни в авторском исполнении (в записи). Автор песни. История песни. Обсуждение песни: что понравилось, о чём песня и т. п. Разучивание и исполнение полюбившейся песни.
Форма контроля.
Тема 7 (6 ч.). Снаряжение туриста.
Теория (3 ч.). Подбор снаряжения для похода. Требование к личному, общественному и специальному снаряжению. Особенности снаряжения для походов в различные времена года. Личное снаряжение, одежда и обувь туриста в дальнем походе; типы рюкзаков,
оборудование рюкзака (подгонка лямок, войлочные подушечки на лямках, изготовление
непромокаемого вкладыша). Одежда и обувь для зимних походов (меховая куртка, капюшон, маска, брюки, бахилы, рукавицы, свитер, сменная обувь, белье, носки); предметы
походной постели (спальный мешок, коврик или надувной матрас, вкладыш, «подушка»,
чехол для спального мешка).
Особенности снаряжения для многодневных походов по малонаселенной местности.
Типы палаток; как подготовить палатку к походу (Упаковка и переноска палаток. Сушка и
проветривание палаток в пути. Обязанности старосты по палатке. Хозяйственное оборудование для дежурных по кухне (хознабор): таганок, крючки, цепочки, рукавицы, сухое
горючее, растопка, неприкосновенный запас спичек, ножи разные, клеенка столовая, фанерка, половник, мочалки, мыло и горчица сухая, веревка, палка для развешивания, соль.
Походная посуда для варки пищи, чехлы для посуды, хранение и переноска посуды. Топоры, пилы. Как заточить и развести пилу. Документы, инструменты, основная и вспомогательная веревки, фотоаппараты, рыболовные принадлежности, фонари.
Практика (3 ч.). Сбор рюкзака, распределение общественного и специального снаряжения. Правильная укладка снаряжения в рюкзак.
Форма контроля.
Тема 8 (12 ч.). Оказание первой медицинской помощи.
Теория (3 ч.). Правила оказания первой медицинской помощи при ранениях, кровотечениях и ожогах в полевых условиях (в походе, отдыхе в лесу и антропогенных поселениях). Характерные заболевания, их симптомы и лечение. Первая помощь при травмах.
Практика (9 ч.). Наложение повязок, шин. Оказание первой помощи при различных
травмах. Изготовление носилок, транспортировка пострадавшего. Применение дикорастущих лекарственных растений. Тестирование по оказанию ПДП.
Формы контроля.
Тема 9 (6 ч.). Страховка туриста.
Теория (3 ч.). Страховка и самостраховка. Страховочные обвязки. Правила преодоления лесных завалов. Переправа по кочкам и гатям. Спуск с крутого склона при помощи
альпенштока. Спуск с крутого склона при помощи верёвки. Подъём по крутому склону
при помощи верёвки. Переправа по бревну. Переправа по параллельно натянутым верёвкам. Переправа при помощи вертикального маятника. Переправа при помощи горизонтального маятника. Навесная переправа. Переправа рюкзаков.
Практика (3ч.). Отработка навыков преодоления препятствий. Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий. Траверс склона с альпенштоком. Горизонтальный и вертикальный маятник. Переправа по верёвке с перилами (параллельные перила).
Форма контроля.

Тема 10 (3 ч.). Беседы по экологии.
Теория (3ч.). Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря и спецодежды. Реализация запланированного дела: проведение природоохранных мероприятий на улицах, в
парке. Фоторепортаж о проведении акции. Анализ работы. Подведение итогов: рассказ об
экологических проблемах микрорайона и проведённой акции учащимся младших классов.
Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ природоохранных акций:
уборка мусора в близлежащих лесопарках и скверах; расчистка близлежащих родников;
развешивание кормушек и скворечников для птиц; огораживание муравейников и т. п.
Форма контроля.
Тема 11 (3 ч.). Изготовление рисунков и газет на туристскую тему.
Практика (3 ч.). Виды газет, работ редакционной коллегии, название газетной рубрики и заголовки, вёрстка, оформление. Выбор названия для туристической газеты: открытый конкурс. Социальные пробы: интервью, репортаж, соцопрос. Создание Совета для
выпуска туристской газеты и распределение обязанностей. Выпуск и презентация первого
номера газеты, посвященному Всемирному дню туризма, выпуски номеров, посвященных
экологическим проблем микрорайона, интересным страницам родной истории, совершенным туристическим походам и экспедициям. Совместная подготовка, изготовление и презентация стенных газет, посвящённых совершённым туристами экскурсиям и походам, а
также знаковым датам туристского календаря (например, Всемирному дню туризма, Дню
Земли и т. п.).
Форма контроля.
Тема 12 (6 ч.). Бивак. Установка палатки.
Теория (1,5 ч.). Требования к биваку. Выбор места. Оборудование бивака. Бивак из
подручных средств. Построение защиты от ветра, дождя, снега. Подбор древесины для
костра. Типы костров и их характеристика. Разведение костра без спичек. Поведение
группы на аварийном биваке. Снятие лагеря в аварийном случае. Правила обращения с
опасными инструментами и специальным снаряжением. Правила гигиены туриста. Неписаные этические правила туристов: трудовая этика туриста, распределения общественного
снаряжения в походе между мальчиками и девочками. Туристское снаряжение: групповое
и личное.
Практика (4,5 ч.). Распределение группового снаряжения в походе между мальчиками и девочками. Туристская одежда и обувь. Рюкзак. Укладка рюкзаков разного типа.
Палатка, установка палаток разного типа. Походный лагерь. Трудовая этика туриста. Тимуровская работа на маршруте.
Форма контроля.
Тема 13 (6 ч.). Приготовление пищи в походе.
Теория (3 ч.). Продукты в походе. Калорийность. Походное меню. Упаковка и транспортировка продуктов. Сублимированные продукты. Сушка овощей, фруктов, хлеба в домашних условиях. Туристская посуда. Уход за котлами. Приготовление пищи на костре.
Значение правильной организации питания в сложных условиях. Энергетические затраты
и их компенсация. Витамины. Белки, жиры, углеводы. Характеристика некоторых продуктов питания. Водно-солевой режим. Способы добычи и обеззараживания воды. Нетрадиционные формы питания. Съедобные растения.
Практика (3 ч.). Выход группы на пикники с целью отработки навыков приготовления пищи.
Тема 14 (6 ч.). Костры и костровые принадлежности.
Теория (1,5 ч.). Типы костров и их назначение. Костровое оборудование. Выбор места кострища и его устройство. Выбор и сбор топлива для костра: сухостоя, хвороста и
валежника. Тушение костра и восстановление мест кострищ. Топоры, пилы- хранение и
переноска. Оборудование, инвентарь для костра и приготовления пищи.
Практика (4,5 ч.). Конструкции для подвески посуды над пламенем. Обложной костер. Топливо для костра, способы заготовки растопки и топлива. Использование поход-

ного примуса. Складирование дров, укрытие дров от дождя, подсушивание; место для
разделки дров. Как работать пилой и топором; меры безопасности для костровых. Разведение костра при ветре, дожде, тумане; «кислородное голодание» костра, способы регулирования пламени костра. Поведение туристов у костра, сушка одежды и обуви, оборудование специального костра для сушки вещей и оборудования. Физический смысл процесса
сушки, правила сушки. Место для топора, рукавиц и другого инвентаря, место для ведер с
горячей пищей.
Форма контроля.
Тема 15 (3 ч). Организация костра в походных условиях.
Теория (1,5 ч.). Место для костра. Топливо, правила хранения. Как правильно выбирать и собирать топливо для костра в разное время года. Поведение туристов у костра.
Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком.
Практика (1,5 ч.). Правила пожарной безопасности; -необходимые действия при обнаружении первых признаков пожара (задымление, запах горения, повышение температуры и т.д.);
меры предосторожности при обращении с огнем; причины возникновения пожаров. пользоваться первичными средствами пожаротушения; как оказывать первую помощь пострадавшим при
пожаре.
Форма контроля.
Тема 16 (6 ч.). Экскурсия в музей.
Практика (6 ч.). Презентация краеведческого материала. Краеведческий отчет туристской группы. Краеведческие викторины. Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристской группы фотовыставки «Знай родной край». Знакомство с картой
республики. «Путешествия» по карте. Подготовка и заслушивание докладов кружковцев о
природе и достопримечательностях края. Проведение краеведческих викторин.
Форма контроля.
Тема 17 (3 ч.). Туристские узлы.
Теория (1,5 ч.). Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка, булинь, удавка, карабинная удавка,
академический, встречный, схватывающий, грейпвайн и т.п.
Практика (1,5 ч.). Отработка навыков завязывания туристских узлов. Наведение и
снятие веревочных перил для преодоления препятствий. Постановка дистанции, минисоревнования между командами «Папа, мама, я – туристская семья». Участие в личных
зачетах по прохождению дистанции.
Форма контроля.
Тема 18 (12 ч.). Организация и проведение походов.
Теория (3 ч.). Совместная организация, осуществление и последующий анализ походов выходного дня с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала.
Практика (9 ч.). Экскурсии по родному краю. Пешеходный поход. Протяжённость
спортивных походов, локальная протяжённость спортивных походов. Принципы комплектования группы и требования к участникам спортивных походов. Ориентирование на
маршруте. Хронометраж на маршруте.
Форма контроля.
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№

Месяц

Число

1.

Сентябрь

2

2.

Время проведения

Форма занятия

09.00 – 11.00

Теоретическое

09.00 – 11.00

Теоретическое

6

Колво часов
1,5

1,5

Тема занятия

Место проведения

Тема 1. Введение: «Туризм – познание, отдых, спорт».

СОШ № 19

Тема 1. Введение: «Туризм – познание, отдых, спорт».

СОШ № 19

3.

9

09.00 – 11.00

Теоретическое

1,5

Тема 2. Природа родного края.

СОШ № 19

4.

13

09.00 – 11.00

Теоретическое

1,5

Тема 2. Природа родного края.

СОШ № 19

5.

16

09.00 – 11.00

Практическое

1,5

Тема 2. Природа родного края.

СОШ № 19

6.

20

09.00 – 11.00

Практическое

1,5

Тема 2. Природа родного края.

СОШ № 19

7.

23

09.00 – 11.00

Теоретическое

Тема 3. Изучение лекарственных растений.

СОШ № 19

8.

27
09.00 – 11.00

Теоретическое

Тема 3. Изучение лекарственных растений.

СОШ № 19

09.00 – 11.00

Практическое

Тема 3. Изучение лекарственных растений.

СОШ № 19

09.00 – 11.00

Практическое

Тема 3. Изучение лекарственных растений.

СОШ № 19

9.

10.

1,5

30
Октябрь

1,5

1,5

4

1,5

11.

7

09.00 – 11.00

Теоретическое

1,5

Тема 4. Топографические знаки.

СОШ № 19

12.

11

09.00 – 11.00

Теоретическое

1,5

Тема 4. Топографические знаки.

СОШ № 19

13.

14

09.00 – 11.00

Практическое

1,5

Тема 4. Топографические знаки.

СОШ № 19

Форма контроля
Диагностика; зачет

14.

18

09.00 – 11.00

Практическое

1,5

Тема 4. Топографические знаки.

СОШ № 19

15.

21

09.00 – 11.00

Теоретическое

1,5

Тема 5. Знакомство с компасом.

СОШ № 19

16.

25

09.00 – 11.00

Теоретическое

1,5

Тема 5. Знакомство с компасом.

СОШ № 19

17.

28

09.00 – 11.00

Практическое

1,5

Тема 5. Знакомство с компасом.

СОШ № 19

1

09.00 – 11.00

Практическое

1,5

Тема 5. Знакомство с компасом.

СОШ № 19

19.

8

09.00 – 11.00

Практическое

1,5

Тема 5. Знакомство с компасом.

СОШ № 19

20.

11

09.00 – 11.00

Практическое

1,5

Тема 5. Знакомство с компасом.

СОШ № 19

21.

15
09.00 – 11.00

Теоретическое

Тема 6. Разучивание туристских песен.

СОШ № 19

09.00 – 11.00

Теоретическое

Тема 6. Разучивание туристских песен.

СОШ № 19

09.00 – 11.00

Практическое

Тема 6. Разучивание туристских песен.

СОШ № 19

09.00 – 11.00

Практическое

Тема 6. Разучивание туристских песен.

СОШ № 19

18.

Ноябрь

22.

1,5

18

23.

1,5

22

1,5

24.

25

25.

29

09.00 – 11.00

Теоретическое

1,5

Тема 7. Снаряжение туриста.

СОШ № 19

2

09.00 – 11.00

Теоретическое

1,5

Тема 7. Снаряжение туриста.

СОШ № 19

27.

6

09.00 – 11.00

Практическое

1,5

Тема 7. Снаряжение туриста.

СОШ № 19

28.

9

09.00 – 11.00

Практическое

1,5

Тема 7. Снаряжение туриста.

СОШ № 19

29.

13

09.00 – 11.00

Теоретическое

1,5

Тема 8. Оказание первой медицинской помощи.

СОШ № 19

26.

Декабрь

1,5

30.

16

31.

20

32.

23

33.

27

34.

35.

09.00 – 11.00

Теоретическое

09.00 – 11.00

Практическое

09.00 – 11.00

Практическое

09.00 – 11.00

Практическое

09.00 – 11.00

Практическое

09.00 – 11.00

Практическое

30
Январь

36.

10

1,5

Тема 8. Оказание первой медицинской помощи.

СОШ № 19

1,5

Тема 8. Оказание первой медицинской помощи.

СОШ № 19

1,5

Тема 8. Оказание первой медицинской помощи.

СОШ № 19

1,5

Тема 8. Оказание первой медицинской помощи.

СОШ № 19

Тема 8. Оказание первой медицинской помощи.

СОШ № 19

Тема 8. Оказание первой медицинской помощи.

СОШ № 19

Тема 8. Оказание первой медицинской помощи.

СОШ № 19

1,5

13

1,5
1,5

09.00 – 11.00

Практическое

37.

17

09.00 – 11.00

Теоретическое

1,5

Тема 9. Страховка туриста.

СОШ № 19

38.

20

09.00 – 11.00

Теоретическое

1,5

Тема 9. Страховка туриста.

СОШ № 19

39.

24

09.00 – 11.00

Практическое

1,5

Тема 9. Страховка туриста.

СОШ № 19

40.

27

09.00 – 11.00

Практическое

1,5

Тема 9. Страховка туриста.

СОШ № 19

41.

31

09.00 – 11.00

Теоретическое

1,5

Тема 10. Беседы по экологии.

СОШ № 19

3

09.00 – 11.00

Теоретическое

1,5

Тема 10. Беседы по экологии.

СОШ № 19

09.00 – 11.00

Практическое

Тема 11. Изготовление рисунков и газет на
туристскую тему.

СОШ № 19

09.00 – 11.00

Практическое

Тема 11. Изготовление рисунков и газет на
туристскую тему.

СОШ № 19

42.
43.

44.

Февраль

7

1,5

14

1,5

45.

17

09.00 – 11.00

Теоретическое

1,5

Тема 12. Бивак. Установка палатки.

СОШ № 19

46.

21

09.00 – 11.00

Практическое

1,5

Тема 12. Бивак. Установка палатки.

СОШ № 19

47.

24

09.00 – 11.00

Практическое

1,5

Тема 12. Бивак. Установка палатки.

СОШ № 19

48.

28

09.00 – 11.00

Практическое

1,5

Тема 12. Бивак. Установка палатки.

СОШ № 19

09.00 – 11.00

Теоретическое

Тема 13. Приготовление пищи в походе.

СОШ № 19

09.00 – 11.00

Теоретическое

Тема 13. Приготовление пищи в походе.

СОШ № 19

09.00 – 11.00

Практическое

Тема 13. Приготовление пищи в походе.

СОШ № 19

09.00 – 11.00

Практическое

Тема 13. Приготовление пищи в походе.

СОШ № 19

09.00 – 11.00

Теоретическое

Тема 14. Костры и костровые принадлежности.

СОШ № 19

09.00 – 11.00

Практическое

Тема 14. Костры и костровые принадлежности.

СОШ № 19

09.00 – 11.00

Практическое

1,5

Тема 14. Костры и костровые принадлежности.

СОШ № 19

1,5
09.00 – 11.00

Практическое

Тема 14. Костры и костровые принадлежности.

СОШ № 19

09.00 – 11.00

Практическое

Тема 15. Организация костра в походных
условиях.

СОШ № 19

09.00 – 11.00

Практическое

Тема 15. Организация костра в походных
условиях.

СОШ № 19

49.

Март

50.

2

6

51.

1,5

9

52.

1,5

13

53.

1,5

16

54.

1,5

20

55.

23

56.

27

57.

58.

1,5

30
Апрель

1,5

3

1,5

1,5

59.

6

09.00 – 11.00

Практическое

1,5

Тема 16. Экскурсия музей.

СОШ № 19

60.

10

09.00 – 11.00

Практическое

1,5

Тема 16. Экскурсия музей.

СОШ № 19

61.

13

09.00 – 11.00

Практическое

1,5

Тема 16. Экскурсия музей.

СОШ № 19

62.

17

09.00 – 11.00

Практическое

1,5

Тема 16. Экскурсия музей.

СОШ № 19

63.

20

09.00 – 11.00

Теоретическое

1,5

Тема 17. Туристские узлы.

СОШ № 19

64.

24

09.00 – 11.00

Практическое

1,5

Тема 17. Туристские узлы.

СОШ № 19

65.

27

09.00 – 11.00

Теоретическое

Тема 18. Организация и проведение походов.

СОШ № 19

09.00 – 11.00

Теоретическое

Тема 18. Организация и проведение походов.

СОШ № 19

09.00 – 11.00

Практическое

Тема 18. Организация и проведение походов.

СОШ № 19

09.00 – 11.00

Практическое

Тема 18. Организация и проведение походов.

СОШ № 19

09.00 – 11.00

Практическое

Тема 18. Организация и проведение походов.

СОШ № 19

09.00 – 11.00

Практическое

Тема 18. Организация и проведение походов.

СОШ № 19

09.00 – 11.00

Практическое

Тема 18. Организация и проведение походов.

СОШ № 19

09.00 – 11.00

Практическое

Тема 18. Организация и проведение походов.

СОШ № 19

66.

67.

68.

69.

70.

71.

72.

Май

4

1,5
1,5

8

1,5

11

1,5

15

1,5

18

1,5

22

1,5

25

1,5

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аспекты
Материальнотехническое обеспечение

Информационное
обеспечение.
Ссылки:
Кадровое обеспечение
Методическое
обеспечение программы

Характеристика
Площадь кабинета: 32 кв. м. Кабинет с естественным и искусственным
освещением. Хорошо проветривается и отвечает нормам СанПина.
Помещение оборудовано столом для педагога, столами и стульями для обучающихся, техническими средствами обучения (компьютер, принтер).
Имеется: учебно-тематическое планирование, нормативные документы,
инструкции по ТБ и санитарно-гигиенических нормам.
Нет
Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования, учителем ОБЖ.
Создан учебно-методический комплекс, который включает:
- подборку печатных изданий (газеты и журналы);
- учебную литературу по туризму и краеведению,
- различные виды методической продукции.

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формы аттестации являются: творческая работа на конкурс, зачет, защита творческих работ, творческий отчет.
Критерии освоения программы:
- данные мониторинга: промежуточный, итоговый (высший балл - 3);
- тестирование, анкетирование;
- защита творческих проектов;
- наличие достижений (участие в конкурсах, мероприятиях, наличие грамот, дипломов);
- газетные и журнальные публикации, участие в радиопрограмме на ГТРК «Бурятия», подготовка видеосюжетов, участие в создании видеофильмов.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Диагностический инструментарий может включать в себя: собеседование, деловые
игры, творческие работы наблюдение, опросы и т.д. Результаты освоения содержания
программы оцениваются по трем уровням: высокий, средний и низкий.
Показатели качества реализации ДО- Методики
ОП
Предметная диагностика:
Разрабатываются ПДО самостоятельно
Уровень способностей детей
Личностная диагностика:
Уровень сформированности личности
Метапредметная диагностика:
уровень сформированности компетенций
Уровень удовлетворенности родителей
предоставляемыми
образовательными
услугами

Разработанная форма Методической службы ГДДЮТ

Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н. Степановой)

Сроки аттестации
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при наличии)

входная - октябрь
промежуточная - декабрь
рубежная – май, в конце 1 и 2 года обучения
Итоговая – май, в конце 3 года обучения

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт. Программа внеурочной деятельности. Сборник материалов по организации туристской и краеведческой работы для вожатых общеобразовательных учреждений. - М.:МГДД (Ю)Т,2010.-96с.
2. Программа физического воспитания. Автор Г.И. Погадаев Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников.
3. Учебное пособие «Теория, методика и практика детско-юношеского туризма» Самойленко А.А. Краснодар,2011.
4. Программа внеурочной деятельности «Туристско-краеведческая деятельность»
общего образования под редакцией Л.П.Савельевой.
5. Антропов К., Шибаев А. В. Переправа, М. , ЦДЮТур, 1998.
6. Алексеев А.А. Горообразование и горный рельеф. М, 1999.
7. Алексеев А.А. Питание в туристском походе, М., 1997.
8. Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1973.
9. Голов В.П. Изучение рельефа в курсе географии. М., Просвещение, 1973.
10. Инструкция (приказ N 293 от 13.07.92), М. , 1992.
11. Куликов В. , Константинов Ю. Топография и ориентирование в туристском путешествии. М. , ЦДЮТур, 1997.
12. Кошельков СА. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и
соревнований учащихся. М., ЦДЮТ, 1997.
13. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском
путешествии. М., ЦДЮТ, 1997.
14. Курилова В.И. Туризм. М., «Просвещение», 1988.
15. Клименко А.И. Карта и компас — мои друзья. М., Детская литература, 1975.
16. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании. Изд-во ДОСААФ, 1972.
17. Лесогор Н.А., Толстой Л.А., Толстая В.В. Питание туристов в походе. М., «Пищевая промышленность», 1980.
18. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности». М., ВЛАДОС, 2000.
19. Примерное содержание воспитания школьников. Рекомендации по организации
системы воспитательной работы общеобразовательной школы. Под ред. доктора педагогических наук, профессора И.С. Марьенко. М., Просвещение, 1980.
20. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Туризм
и краеведение» (сост. В.М. Куликов, Л.М. Ротштейн.). М. , 1982, 2001.
21. Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ. М ,
1995;
22. Первая помощь в экстремальных ситуациях. М., МВД России, 2000
23. Программы кружков по туризму, спортивному ориентированию и краеведению.
Краснодар, 1995.
24. Расторгуев М. Узлы, М., ЦДЮТур, 1994.
25. Руководство для судей и участников соревнований по технике пешеходного туризма. Свердловск, 1990.
26. Рыжавский Г. Я. Биваки. М., ЦДЮТур. 1995.
27. Туристская игротека, под ред. Константинова Ю.С. М., ВЛАДОС, 2000.
28. Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М., Физкультура и спорт, 1972.
29. Экологическое воспитание туристов, ЦРНБ «Турист», 1990.
30. Энциклопедия туриста. М., 1993

Список литературы для учащихся
1. Борисов В.И. Занимательное краеведение. Краснодар, Кн. изд., 1969.
2. Канонников A.M. Природа Кубани и Причерноморья. Краснодар, 1977.
3. Ковешников В.Н. Очерки о географических названиях Краснодарского края.
Краснодар, КрайСЮТур, 1999.
4. Куприн A.M. Занимательно об ориентировании. М., «Толк», 1996.
5. Расторгуев М. Ситникова С. Карабинные узлы. М., «Кроу лимитед», 1995.
6. Туристская игротека, под ред. Константинова Ю.С. М.,ВЛАДОС 2000.
7. Фредерик Лисак «Горы». М., АСТ. Астрель, 2003.
8. Энциклопедия туриста. М., 1993.


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».