История культуры Бурятии

Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию Администрации г. Улан -Удэ
МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан -Удэ

Утверждаю»
Директор МАОУ ДО «ГДДЮТ»
70

.
М И Т Е Т 131 ИНН
КО
0
У Е АВТОНОМНОЕ ОБРП О 3 2
М НО ДВОРЕЦ ДЕТ АЗ

30

2
84

.1

0.2

014

ОГРН 1020300

903

41

3

1
ИН
Н
А ЗО ВАН
0
Б РЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ Ю 3 2

20

О ТЕ ЮНОШЕСКОГО ИЕ
ВА ( РН 1020 )
Д
Г
3

0
13
.1
1
20
0
А Н - У Д Э ИНН 0
27
32
84
У ЛНИТЕЛЬНОГО ОБР
3
30
г .ОПОЛ ЧЕСТВА» г. У АЗОВ

«Принято»
на Педагогическом совете
МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Протокол № 1
«30» августа 2023 г.

*

08

42

70

20

.1

0.2

014

ОГРН 10203

090
3

41

31

34

090

ОГРН 102030

2014

10.

20

0

МУНИ
«ГО ЦИПА
Р
О
(МАОУ ДСК
ДО

27

ИЯ
АН УДЭ
Н- 270
4

*
*

034

84

ОГРН 10203009

0
23

14

ИН

Н

03

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

ИНН 03 ЛА
230
8

*

.20

Р
ВО 131
34

С
ЛЬ Й
Т г.УЛАН- КОГ О
О ГДДЮ
УД
Э

О
00 Т
О
___________
Пихеева
О.Я.
90
)
Приказ № 46
от «30» августа 2023 г.

0

«ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ БУРЯТИИ »
Направленность:
Возраст обучающихся:
Срок реализации программы:

социально-гуманитарная
10 - 14 лет
2 года (108 часов)
(количество лет и часов обучения)

Уровень:

стартовый, базовый
(стартовый, базовый, предпрофильный)

Автор -составитель:
Федоров Николай Платонович
педагог дополнительного образования

г. Улан -Удэ
2023

Оглавление
I.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы …………………………………………………………………………….
1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………….
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты ……………………………………….
1.3. Содержание программы ……………………………………………………...
II.
Комплекс организационно педагогических условий ……………………….
2.1. Календарный учебный график ……………………………………………….
2.2. Условия реализации программы ……………………………………………..
2.3. Формы аттестации …………………………………………………………….
2.4. Оценочные материалы ………………………………………………………..
Список литературы …………………………………………………………………...

3
3
4
5
7
7
10
10
10
11

I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ)
ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРЫ БУРЯТИИ» (далее - Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от
20.11.1989 г.);
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N
273-ФЗ;
3. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
4. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
5. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
6. Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
7. Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
8. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21.06.2021 г. N р-126 об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей,
выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №678-р;
10. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 г. № 298н;
11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
12. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27.10.2020 г.);
13. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 г. N1ДГ
245/06);
14. Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 г. № СК-295/06);
15. Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13.12.2013
г. № 240-v (с изменениями на 06.03.2023 г.);
16. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24.08.2015 г. N 512р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;

17. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25.05.2017 г. Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года;
18. Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.2021 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года;
19. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»;
20. Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»;
21. Иные локальные нормативные акты МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ, регламентирующие образовательный процесс.
Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей
разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому
возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре Бурятии. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных
традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Понятие Родины для человека обычно
связано с тем местом, где он родился и вырос. Программа «История культуры Бурятии»
призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, проследить его историю
в истории страны, ощутить связь настоящего с прошлым и будущим.
Вид программы: модифицированная
Направленность программы: социально-гуманитарная
Адресат программы
Программа имеет стартовый и базовый уровни сложности и адресована обучающимся
среднего школьного возраста (10-14 лет).
Условия набора обучающихся: для реализации программы принимаются все желающие 10-14 лет, без предварительного отбора.
Срок и объем освоения программы
Даты начала и окончания учебного года: с 4 сентября 2023 по 31 мая 2024 г.
Срок реализации программы – 2 года / 18 месяцев / 72 недели.
Объем программы за весь период обучения – 108 часов:
1 год обучения – стартовый уровень – 36 часов / 4 часа в месяц / 1 час в неделю;
2 год обучения – базовый уровень – 72 часа / 8 часов в месяц / 2 часов в неделю;
Форма обучения: очная / дистанционная.
Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные.
Режим занятий.
Продолжительность занятия – 1 академический час (45 минут / 15 минут перерыв).
Количество часов в неделю:
1 год обучения – 1 час (1 раза в неделю по 1 занятию);
2 год обучения – 2 часа (1 раз в неделю по 2 занятия);
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель: знакомство обучающихся с материальным и духовным наследием народов Бурятии; формирование черт гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.
Образовательные задачи
Обучающие (предметные):
1. изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры Бурятии.
2. приобретение знаний основ культуры и искусства Бурятии.

Развивающие (метапредметные):
1. способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
Воспитательные (личностные):
1. формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к отечеству.
2. воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций
Ожидаемые результаты:
По завершению программы, обучающиеся будут:
• Развитие практических и исследовательских умений и навыков в области дополнительного краеведческого образования.
• Воспитание патриотизма и любви к своей малой Родине, создателей духовной и материальной культуры своего народа.
• Наиболее полное возрождение истории родного края (школы, села).
• Воспитание познавательной, социальной активности учащихся, способности ориентирования в обществе через краеведение.
• Краеведческие материалы.
• Введение краеведческого материала как одного из средств национально-регионального компонента в содержание учебно-воспитательных программ учителей предметников
и классных руководителей.
• Приобщение родителей, жителей и общественности к патриотическому воспитанию
детей и молодежи.
• Учебный курс не претендует на глубину и полноту объемов раскрытия всех вопросов истории Бурятии и исторического краеведения.
Способы и формы проверки результатов:
- сформулирована методика и способы проверки ожидаемых результатов; система
оценочных средств, позволяющих контролировать каждый заявленный результат обучения,
воспитания и развития;
- использование традиционных и современных средств диагностики результативности;
- формы промежуточной и итоговой аттестации, адекватные содержанию и особенностям учащихся;
- мониторинг эффективности реализации программы.
1.3.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№
1.
2.
3.

СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические занятия
Практические занятия
Форма контроля
ВСЕГО ЧАСОВ:

1 год обучения

2 год обучения

Педагогические наблюдения, зачет
36 ч.
72 ч.

1.3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-ый год обучения
(Т – теоретические занятия, П – практические занятия)
№

Наименование разделов и тем

1.

Тема 1. Бурятия – твоя малая родина.

Всего
часов
4

Т
4

П

Форма контроля
Тестирование

2.
3.
4.
5.

Тема 2. Бурятия в прошлом.
Тема 3. Народные таланты нашего края.
Тема 4. Как жили наши предки.
Тема 5. Что мы узнали о Бурятии.
ИТОГО:

6
7
18
1
36

Тестирование
Тестирование
Тестирование
Тестирование

6
7
18
1
36

2-ой год обучения
(Т – теоретические занятия, П – практические занятия)
№
1.
2.
3.
4.
5.

Всего
часов
Тема 1. Бурятия – твоя малая родина.
8
Тема 2. Бурятия в прошлом.
12
Тема 3. Народные таланты нашего края.
14
Тема 4. Как жили наши предки.
32
Тема 5. Что мы узнали о Бурятии.
6
ИТОГО:
72
Наименование разделов и тем

Т

П

8
12
14
32
6
72

Форма контроля
Тестирование
Тестирование
Тестирование
Тестирование
Тестирование

1.3.3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1 год обучения
Тема 1 (4 ч.). Бурятия – твоя малая родина.
Теория (4 ч.). Достопримечательности городов Бурятии. Знакомство с городами Бурятии: название, исторические места. Столица Бурятии – город Улан – Удэ: исторические
места, памятники архитектуры.
Формы контроля. Тестирование.
Тема 2 (6 ч.). Бурятия в прошлом.
Теория (6 ч.). Предания об истории заселения и освоения края. Предки бурят. Гунны
в Забайкалье. Памятники гуннской эпохи. Бурятские племена. (Эириты, булагаты, хоринцы). Эвенки. Основные занятия. Освоение Забайкалья русскими. История города УланУдэ.
Формы контроля. Тестирование.
Тема 3 (7 ч.). Народные таланты нашего края.
Теория (7 ч.).
Формы контроля. Тестирование.
Тема 4 (18 ч.). Как жили наши предки.
Теория (18 ч.).
Формы контроля. Тестирование.
Тема 5 (1 ч.). Что мы узнали о Бурятии.
Теория (1 ч.).
Формы контроля. Тестирование.
2 год обучения

Тема 1 (8 ч.). Бурятия – твоя малая родина.
Теория (8 ч.). Достопримечательности городов Бурятии. Знакомство с городами Бурятии: название, исторические места. Столица Бурятии – город Улан – Удэ: исторические
места, памятники архитектуры.
Формы контроля. Тестирование.
Тема 2 (12 ч.). Бурятия в прошлом.
Теория (12 ч.). Предания об истории заселения и освоения края. Предки бурят. Гунны
в Забайкалье. Памятники гуннской эпохи. Бурятские племена. (Эириты, булагаты, хоринцы). Эвенки. Основные занятия. Освоение Забайкалья русскими. История города УланУдэ.
Формы контроля. Тестирование.
Тема 3 (14 ч.). Народные таланты нашего края.
Теория (14 ч.).
Формы контроля. Тестирование.
Тема 4 (32 ч.). Как жили наши предки.
Теория (32 ч.).
Формы контроля. Тестирование.
Тема 5 (6 ч.). Что мы узнали о Бурятии.
Теория (6 ч.).
Формы контроля. Тестирование.

II.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Теоретическое

Колво часов
1

Введение «Наша малая родина-Бурятия».

6

Теоретическое

1

Достопримечательности городов Бурятии.

Гимназия № 14

9

Теоретическое
Теоретическое

1
1

Улан-Удэ-столица Бурятии.
Обобщающий урок по теме «Бурятия – твоя
малая родина».

Гимназия № 14
Гимназия № 14

5.
6.
7.

Теоретическое
Теоретическое
Теоретическое

1
1
1

В далеком прошлом.
Предки бурят. Эвенки.
Гунны в Забайкалье. Памятники гуннской
эпохи.

Гимназия № 14
Гимназия № 14
Гимназия № 14

8.

Теоретическое

1

Освоение Забайкалья русскими

Гимназия № 14

9.
10.

Теоретическое
Теоретическое

1
1

История города Улан-Удэ.
Обобщающий урок по теме «Бурятия в прошлом».

Гимназия № 14
Гимназия № 14

11.
12.

Теоретическое
Теоретическое

1
1

Ремесла.
Декоративная отделка вещей из мягких материалов.

Гимназия № 14
Гимназия № 14

13.
14.
15.
16.

Теоретическое
Теоретическое
Теоретическое
Теоретическое

1
1
1
1

Роспись.
Резьба по дереву.
Художественная обработка металлов.
Бурятия в картинах современных художников

Гимназия № 14
Гимназия № 14
Гимназия № 14
Гимназия № 14

17.

Теоретическое

1

Обобщающий урок по теме «Народные таланты нашего края».

Гимназия № 14

№

Месяц

Число

1.

Сентябрь

2

2.
3.
4.

Время проведения

Форма занятия

Тема занятия

Место проведения
Гимназия № 14

Форма контроля

18.

Теоретическое

1

Традиционное хозяйство: скотоводство, земледелие, охота.

Гимназия № 14

19.
20.

Теоретическое
Теоретическое

1
1

Быт: поселение, жилище.
Бурятский костюм: мужская одежда, женская одежда, украшения.

Гимназия № 14
Гимназия № 14

21.

Теоретическое

1

Пища как часть культуры бурятского народа

Гимназия № 14

22.

Теоретическое

1

Забота о ближнем. Прием гостей. Отдых.

Гимназия № 14

23.
24.

Теоретическое
Теоретическое

1
1

Танцы и игры бурят. Ёхор.
Религия. Шаманизм. Православие. Буддизм.

Гимназия № 14
Гимназия № 14

25.

Теоретическое

1

Традиционные общественные праздники:
Сагаалган, Сурхарбан

Гимназия № 14

26.

Теоретическое

1

Обобщающий урок «Как жили наши
предки». Защита проекта «Как жили наши
предки»

Гимназия № 14

27.

Теоретическое

1

Урок-путешествие «Что мы узнали о Бурятии»

Гимназия № 14

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аспекты
Материально-техническое обеспечение

Информационное
обеспечение.
Ссылки:
Кадровое обеспечение
Методическое
обеспечение программы

Характеристика
Площадь кабинета: 35 кв. м. Кабинет с естественным и искусственным
освещением. Хорошо проветривается и отвечает нормам СанПина.
Помещение оборудовано столом для педагога, столами и стульями для
обучающихся, техническими средствами обучения (компьютер, принтер, экран).
Имеется: учебно-тематическое планирование, нормативные документы, инструкции по ТБ и санитарно-гигиенических нормам.

Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного
образования, учитель истории и обществознания.
Создан учебно-методический комплекс, который включает:
- подборку печатных изданий;
- учебную литературу по истории Бурятии,
- различные виды методической продукции.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Формами аттестации являются: тест
Критерии освоения программы – достижение учащимися
• представлений: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной
язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества;
интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного
человека;
• знаний: в ходе коллективной и индивидуальной работы учащему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на
самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
• умений: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам
материал, работать со справочной, научно-популярной и художественной литературой,
интернет-ресурсами.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
2.5.
Показатели качества реализации Методики
ДООП
Предметная диагностика:
Тесты, разработанные педагогом дополнительУровень способностей детей
ного образования
Личностная диагностика:
Разработанная форма Методической службы
Уровень сформированности личности
ГДДЮТ
Метапредметная диагностика:
уровень сформированности компетенций

Уровень удовлетворенности родите- Изучение удовлетворенности родителей раболей предоставляемыми образователь- той образовательного учреждения (методика
ными услугами
Е.Н.Степановой)
Сроки аттестации
входная - октябрь
промежуточная - декабрь
Сроки итоговой аттестации (при наличии) итоговая – май, в конце 1 года обучения
Сроки промежуточной аттестации

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Окладников А. П. История и культура Бурятии / Сборник научных статей. Прибайкалье и Забайкалье. Древнее искусство Восточной Сибири и проблемы его связей с культурой бурят. Из истории археологических исследований в Бурятии. Бронзовый и железный
века в Бурятии. Древнекаменный век Бурятии и Забайкалья. – Улан-Удэ: Академия наук
СССР, 1976. – 458 с.
2. Сайт «Визит Бурятия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.visitburyatia.ru/story/item-2748/3. Буклет. Хранители отчих традиций: материалы
III Республиканского смотра-конкурса культуры и быта семейских. – Улан-Удэ: издательство «Nomad», 2022. – 32 с.: ил.
4. Буряты/ Абаева Л.Л., Жуковская Н.Л.. - Изд-во: М.: Наука, 2004 г.;
5. Сокровища культуры Бурятии [Текст] : спец. вып.-прил. к ж-лу Мин. культуры РФ
(№ 1) / Науч-информ. издат. центр (М.) ; Науч.-производ. центр по охране и использованию
памятников истории и культуры Респ. Бурятия ; гл. ред. А. М. Тарунов. — М., 2002. — 320
с. : ил. ; — (Наследие) — 3500 экз.


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».