03 Н 10. 2014 ОГРН 102030 090 34 С ЛЬ Й Т г.УЛАН- КОГ О О ГДДЮ УД Э 1 ОГРН 10 . М И Т Е Т 131 ИНН КО 0 У Е АВТОНОМНОЕ ОБРП О 3 2 М НО ДВОРЕЦ ДЕТ АЗ 034 31 20 ОГРН 10203009 41 70 00 Т 90 014 03 42 41 31 .1 20 0 А Н - У Д Э ИНН 0 27 32 84 У ЛНИТЕЛЬНОГО ОБР 3 30 г .ОПОЛ ЧЕСТВА» г. У АЗОВ 2030 09 08 903 0.2 ИН * * 014 О 0.2 МУНИ «ГОР ЦИПА О (МАОУ ДСК ДО ИНН 03 ЛА 230 8 * ОГРН 1020300 .1 ) 014 20 О 0.2 Р ВО 131 34 23 О ТЕ ЮНОШЕСКОГО ИЕ ВА ( РН 1020 ) Д Г 3 ИН Н А ЗО ВАН 0 Б РЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ Ю 3 2 .1 70 20 42 70 ИЯ АН УДЭ Н- 270 4 42 * 08 8 30 31 Пояснительная записка I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.Основные характеристики программы: 1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Основы детской анимации» (далее - Программа) разработана в соответствии со следующими нормативными документами: • Конвенции о правах ребѐнка; • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта 2022 года №678-р; • Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27 октября 2020 года) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; • Приказа Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки России от 18.11.2015 года № 09-3242; • Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных технологий при реализации образовательных программ»; • Устава МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ; • Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ. (далее - Программа) реализуется в соответствии с технической направленностью образования:реализуется в соответствии с технической направленностью дополнительного образованиячерез принципы деятельностного подхода. Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. Детская мультипликация – это особый вид искусства, самостоятельный и самоценный. Это возможность для ребенка высказаться и быть услышанным. И, несмотря на малый жизненный опыт, а, может быть, благодаря этому информация, которую несут в себе детские мультики, просто бесценна. 1.2 Актуальность программы обусловлена ее злободневностью. Она отвечает потребностям и интересам учащихся, шагая в ногу со временем программа заключает в себе развитие современных идей, культуры, технологий и социальной сферы. Мультипликация, как вид детского творчества существует уже, по крайней мере, два десятка лет - как в нашей стране, так и во многих странах мира. Проводимые на различных уровнях смотры, конкурсы, фестивали по этому, увлекательному виду деятельности вызывают большой интерес детей и взрослых. Благодаря новым компьютерным технологиям искусство мультипликации стало делом, доступным для многих. Мультфильмы теперь с успехом делают и дети. 1.3.Отличительные особенности программы – новизна. Содержание занятий построено на взаимодействии различных видов искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр), объединенных общей целью и результатом - созданием мультипликационного фильма. Мультипликация удовлетворяет потребности ребенка все делать своими руками, а также дает возможность самостоятельно создавать произведения искусства с помощью знакомого всем инструмента – компьютера. Все дети любят смотреть мультики. Мультфильмы помогают им узнавать мир, развивают воображение, пространственное мышление, логику, расширяют кругозор. За время создания мультфильма ребенок может побывать в роли сочинителя, сценариста, актера, художника, аниматора и даже монтажера. То есть, он знакомится с разными видами творческой деятельности, получает много новой необыкновенно интересной информации. Снимая мультфильм можно совершить любые путешествия, всевозможные превращения, можно стать каким захочешь большим, сильным, богатым, красивым, моряком или летчиком, звездой или собакой. И эта игра помогает ребенку быть в гармонии со своим внутренним миром. Педагогическая целесообразность программы определяется возможностью общего разностороннего развития личности учащегося в процессе предлагаемой ему деятельности. 1.5 Цель программы Развитие творческой личности учащегося, способной к самоопределению и самореализации, через эстетическую, нравственную и духовную силу изобразительного искусства посредством анимационной и мультипликационной деятельности. 1.6 Задачи учебные: - познакомить учащихся с основными видами мультипликации, освоить перекладную, рисованную, пластилиновую анимации, создать в этих техниках и озвучить мультфильмы; - научить различным видам анимационной деятельности с применением различных художественных материалов; - познакомить учащихся с основными технологиями создания мультфильмов – планированию общей работы, разработке и изготовлению марионеток, фонов и декораций, установке освещения, съѐмке кадров, озвучиванию и сведению видео- и звукорядов. - обучить компьютерным технологиям как основе научно-технического 1.4 прогресса в мультипликации; развивающие: - развитие интереса учащихся к анимационной деятельности и желание к самостоятельному творчеству; - развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей личности ребенка; -развитие художественно-эстетического вкуса, фантазии, изобретательности, логического мышления и пространственного воображения; - развитие дикции, выразительности речи. воспитательные: воспитать лучшие качества личности – самостоятельность, ответственность, коллективизм и взаимопомощь, последовательность и упорство в достижении цели, самокритичность и т.д. - содействовать профессиональному самоопределению учащихся; - формирование гражданственности и патриотизма через создание мультфильмов о природе, семье, родине. воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни; - воспитание нравственных качеств личности ребенка, эмоциональноэстетического восприятия окружающего мира; - воспитание внимания, аккуратности, целеустремленности; - формирование этических норм в межличностном общении; 1.7.Возраст учащихся, которым адресована программа Срок реализации программы – один год. Данная программа рассчитана на работу с детьми от 7 до 10 лет. Численность обучающихся в группе – 2 группы по 15 человек 1.8.Формы занятий: Педагогом по данной программе используются формы занятий разнообразные творческое тестирование, рисование фантазийных коллективных и индивидуальных рисунков, мозговой штурм идеи нового мультфильма, творческие ролевые игры на уроках, презентации мультфильмов, ежегодный творческий отчет студии в форме праздника. Занятия проводятся индивидуально, группово, индивидуально-группово, коллективно. 2. Объем программы: 2.1. Объем программы 144 часа 2.2.Срок реализации программы – 1 год 2.3.Режим занятий: _2__ раз в неделю по _2 часа___ минут (часов) на каждую группу 3. Планируемые результаты 3.1. Планируемые результаты К концу обучения дети должны Знать: - правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов и работе с инструментами; - название и назначение инструментов для работы с бумагой, картоном, тканью и др. материалов; - способы соединения деталей из бумаги и картона (приклеивание внахлест и в торец, соединение проволокой, нитками); - различные материалы - бумага, текстиль, пластилин и др.; - различные виды декоративного творчества в анимации (лепнина, сыпучие, рисунок и другие); - основы анимации; - основы технологии перекладной мультипликации; - принципы работы аниматоров; - профессиональные анимационные термины (монтаж, тайминг, раскадровка, фон, персонаж, сценарий и т.д.); -компьютерные программы, применяемые для перекладной мультипликации. Уметь: - понимать рисунки, схемы, эскизы; - определять название детали, персонажа и материал для ее изготовления; - анализировать свойства материалов, подходящих для данной работы; - определять порядок действий, планировать этапы своей работы; - применять различные виды декоративного творчества в анимации (лепнина, сыпучие, рисунок и др.); - пользоваться инструментами и графическими материалами (карандашами, гуашью, акварелью, тушью, кистью, палитрой, белой и цветной бумагой; перьями и палочками, стеками и др); - различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы; - передавать движения фигур человека и животных; - решать анимационные задачи, пользуясь раскадровкой; - проявлять творчество в создании своей работы; - составлять сценарий, создавать раскадровку к мультипликационному фильму, анимировать героев, озвучивать. 3.2. Способы и формы проверки результатов Формы контроля представляют собой выполнение различных творческих заданий с целью проверки усваиваимости материала учащимися, и их оценивание, а так же диагностика. Этапы педагогического контроля № Сроки Вид контроля Какие умения и Форма контроля п/ п выполнени я 1 Сентябрь 2 Январь 3 Май навыки контролируются Выявление требуемых Входной на начало обучения знаний. Уровень познавательного Интереса Промежуточны Нравственные й качества Мелкая моторика Проявляет фантазию Итоговый Теоретические знания и практические умения. Собеседование Творческие задания Комплексное задание Формы подведения итогов программы - проведение праздников с премьерным показом; - проведение выставки персонажей авторских детских мультфильмов; - размещение лучших работ на Ютуб-канале и в группе Вк; - участие детей в городских, областных, региональных и всероссийских конкурсах по анимации. Проходя данный курс, ребенок быстро получает результат своей работы, в последующем усложняя себе цели, получает более весомый результат. Основными формами занятий являются практические занятия. Таким образом, работа детской студии мультипликации направлена на художественно-эстетическое воспитание учащихся и способствует развитию их творческой активности. 2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ № 1. 2. 3. 2.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения Наименование разделов и тем Всего Теор. часов Занятия Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство 2 2 родителей и детей с программой. Тема 1. Знакомство со студией, материалами, 2 2 инструментами, оборудованием. Правила техники безопасности, поведения в студии. Показ известных мультфильмов. Раздел 2. Общие сведения об истории анимации. Виды анимационных техник. Тема 2.1 Что такое анимация? Виды 4 4 Практич. Занятия Форма контроля Устный опрос Устный опрос анимационных техник. Показ детских мультфильмов созданных в разных техниках. Профессии задействованные в создании мультфильмов ( писатель, режиссер, сценарист, артист). Что необходимо иметь в процессе создания мультфильма? Поиск идеи для создания мультфильма. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Тема 2.2. 12 принципов анимации на которые опираются все мультипликаторы и аниматоры Тема 2.3. Знакомство с различными эффектами в пластилиновой анимации (перелепка, эффект подмены и др.) Тема 2.4 Стоп-моушен: оживление предметов, предметная анимация. Обсуждение технического процесса создания мультфильма. Путешествия. Под камерой каждый двигает свой предмет. Похождение спичек, пуговиц, ручек, карандашей и др. Тема 2.5. Стоп-моушен: Снимаем мультфильм в технике стоп-моушен: пишем сценарий, рисуем раскадровку. Тема 2.6. Стоп-моушен: Снимаем мультфильм в технике сто-моушен: подготовка декораций, проигрывание сюжета. Тема 2.7. Стоп-моушен: Снимаем мультфильм в технике стоп-моушен: съемка, озвучивание, монтаж. Тема 2.8. . Перекладная рисованная анимация. Обсуждение технического процесса создания мультфильма. Создаѐм и оживляем удивительное животное (птицу, человека). Голова + туловище + конечности + хвост (соединяем). Настроение. Жесты. Образы человечков. 2 2 4 2 2 2 1 1 творческое задание 2 2 творческое задание 2 2 творческое задание 6 6 творческое задание 1 творческое задание Тема 2.9. Перекладная рисованная анимация. Пишем сценарий, рисуем расскадровку,. Тема 2.10. Перекладная рисованная анимация. Подготовка декораций, проигрывание сюжета. Тема 2.11. Перекладная рисованная анимация. Съемка, озвучивание, монтаж. Тема 2.12. Перекладная плоская пластилиновая анимация. Отличия пластилиновой анимации от рисованной. Обсуждение технического процесса, обзор оборудования и материалов. Создание персонажей и объектов, пластилиновое моделирование деталей сцены. Понятие перелепки. Лепим из пластилина титры ( из меньшего большее ). 2 2 творческое задание 2 2 2 2 творческое задание творческое задание творческое задание 2 2 1 1 1 Устный опрос Устный опрос 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. Тема 2.13. Перекладная плоская пластилиновая анимация. Снимаем мультфильм в технике плоская пластилиновая анимация. Пишем сценарий, рисуем раскадровку. Тема 2.14. Перекладная плоская пластилиновая анимация. Подготавливаем декорации. Проигрывание сюжета. Тема 2.15. Перекладная плоская пластилиновая анимация. Съемка. Озвучивание., монтаж. Тема 2.16. Объѐмная пластилиновая анимация. Обсуждение технического процесса создания мультфильма. Отличие объѐмной анимации от плоскостной. Изготовление персонажа (обязательное условие: низ увесистый, для устойчивости) Тема 2.17. Объѐмная пластилиновая анимация. Пишем сценарий, рисуем раскадровку. Тема 2.18. Объѐмная пластилиновая анимация. Подготавливаем декорации, лепим героев, проигрываем сюжет. Тема 2.19. Объѐмная пластилиновая анимация. Съемка, озвучивание, монтаж. Тема 2.20. Пластилиновый морфинг. Обсуждение технического процесса создания мультфильма. Изготавливаем мультфильм в технике пластилиновый морфинг . Тема 2.21. Оживающие фоны. Обсуждение технического процесса создания мультфильма. Изготавливаем мультфильм в технике оживающий фон. Пишем сценарий, рисуем расскадровку. Подготавливаем декорации. Съемка, монтаж. Тема 2.22. Пиксиляция. Понятие, технический процесс, съѐмка в технике пиксиляция. Тема 2.23. Рисование в технике «Граттаж» Обсуждение технического процесса создания мультфильма. Рисование в технике «Граттаж». 2 2 творческое задание 2 2 творческое задание 2 2 творческое задание 1 творческое задание 2 2 творческое задание 4 4 творческое задание 4 4 творческое задание творческое задание 2 6 1 4 4 2 4 творческое задание 4 2 2 творческое задание 2 1 1 творческое задание Тема 2.24. Рисование в технике «Граттаж» Снимаем мультфильм в технике «Граттаж». Пишем сценарий, рисуем расскадровку. Подготавливаем декорации. Съемка. монтаж. Тема 2.25. Анимационный буктрейлер. Обсуждение технического процесса создания мультфильма. Подготавливаем декорации. Съемка. монтаж. 2 1 1 творческое задание 6 2 4 творческое задание Раздел 3. Тема 3.1. Литературная часть. 4 2 2 устный 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. Составляем историю, сюжет, сценарий. Знакомство с этапами развития сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог). Литературный сценарий (что снимаем), режиссѐрский (как снимаем). Разбираем на примере сказки. Тема 3.2. Раскадровка. Что такое раскадровка? С чего начать? Составление раскадровки. Разделение фильма на эпизоды. Картинка эпизода. План, которым снимается эпизод (дальний, общий, средний, крупный, сверхкрупный, деталь). Описание действия, происходящего в эпизоде. Описание звука в эпизоде. Время эпизода. Описание техники анимации, применяемой в эпизоде. Раскадровка на примере сказки. Тема 3.3. Изобразительная часть. Изготовление героев, фонов, бутафории, необходимой по сценарию. Тема 3.4. Актѐрско-режиссѐрская часть. Проигрывание истории вживую (дети исполняют роли мультяшных героев, обращая внимание на выразительность мимики и пластики героев). Тема 3.5. Съѐмочная часть. Предварительные этюды на движение героев, подготовка к съѐмкам героев, фонов, выбор техники анимации, съѐмки фильма по эпизодам. Тема 3.6. Озвучивание. Составление фонограммы. Запись речи. Подбор музыки, шумовых эффектов. Расчѐт фонограммы по времени. Тема 3.7. Просмотр и обсуждение. Просмотр и анализ собственных мультфильмов. Выявление достоинств, недостатков, ошибок, удачных находок. Тема 3.8. Родительское собрание Торжественный премьерный показ! ИТОГО: опрос 4 устный опрос 6 творческое задание 4 творческое задание 8 8 творческое задание 8 8 творческое задание 2 устный опрос 6 2 6 6 2 4 2 2 2 122 36 86 2.2 Содержание тем программы. Раздел 1. Введение в образовательную программу родителей и детей в ходе собрания. Тема 1. Вводное занятие. Теория: Знакомство со студией, материалами, инструментами, оборудованием. Правила техники безопасности, поведения в студии. Показ известных мультфильмов. Фома контроля: устный опрос Раздел 2. Общие сведения об истории анимации. Виды анимационных техник. Тема 2.1 Что такое анимация? Теория: Виды анимационных техник. Показ детских мультфильмов созданных в разных техниках. Профессии задействованные в создании мультфильмов ( писатель, режиссер, сценарист, артист). Что необходимо иметь в процессе создания мультфильма? Поиск идеи для создания мультфильма. Тема 2.2. 12 принципов анимации. Теория: 12 принципов анимации, на которые опираются все аниматоры и мультипликаторы: Принцип 1. Сжатие и растяжение Принцип 2. Подготовка, или упреждение Принцип 3. Сценичность (постоянный учѐт того, как видит образ зритель) Принцип 4. Использование компоновок и прямого фазованного движения. Принцип 5. Сквозное движение (или доводка) и захлест действия Принцип 6. Смягчение начала и завершения движения Принцип 7. Дуги Принцип 8. Дополнительное действие (выразительная деталь) Принцип 9. Расчѐт времени Принцип 10. Преувеличение, утрирование Принцип 11. «Крепкий» (профессиональный) рисунок Принцип 12. Привлекательность Фома контроля: устный опрос Тема 2.3. Законы анимации. Теория: Знакомство с различными эффектами в пластилиновой анимации (перелепка, эффект подмены и др.) Фома контроля: устный опрос Тема 2.4. Стоп-моушен - оживление предметов, предметная анимация. Теория: Обсуждение технического процесса создания мультфильма. Практика: Путешествия. Под камерой каждый двигает свой предмет. Похождение спичек, пуговиц, ручек, карандашей и др. Фома контроля: творческое задание Тема 2.5. Стоп-моушен - оживление предметов, предметная анимация. Практика: Пишем сценарий, рисуем раскадровку. Фома контроля: творческое задание Тема 2.6. Стоп-моушен - оживление предметов, предметная анимация. Практика: Подготовка декораций, проигрование сюжета. Фома контроля: творческое задание Тема 2.7. Стоп-моушен - оживление предметов, предметная анимация. Практика: съемка, озвучивание. Фома контроля: творческое задание Тема 2.8. Перекладочная рисованная анимация. Теория: Обсуждение технического процесса создания мультфильма. Практика: Создаѐм и оживляем удивительное животное (птицу, человека). Голова + туловище + конечности + хвост (соединяем). Настроение. Жесты. Образы человечков. Фома контроля: творческое задание Тема 2.9. Перекладочная рисованная анимация. Практика: Пишем сценарий, рисуем расскадровку. Фома контроля: творческое задание Тема 2.10.Перекладочная рисованная анимация. Практика: Подготовка декораций, проигрывание сюжета. Фома контроля: творческое задание Тема 2.11. Перекладочная рисованная анимация. Практика: Съемка, озвучивание. Фома контроля: творческое задание Тема 2.12.Перекладочная плоская пластилиновая анимация. Теория: Отличия пластилиновой анимации от рисованной. Обсуждение технического процесса, обзор оборудования и материалов. Практика: Создание персонажей и объектов, пластилиновое моделирование деталей сцены. Понятие перелепки. Лепим из пластилина титры ( из меньшего большее ). Фома контроля: творческое задание Тема 2.13.Перекладочная плоская пластилиновая анимация. Практика: Снимаем мультфильм в технике плоская пластилиновая анимация. Пишем сценарий, рисуем раскадровку. Фома контроля: творческое задание Тема 2.14. Перекладочная плоская пластилиновая анимация. Практика: Подготавливаем декорации. Проигрывание сюжета. Фома контроля: творческое задание Тема 2.15.Перекладочная плоская пластилиновая анимация. Практика: Съемка. Озвучивание. Фома контроля: творческое задание Тема 2.16. Объѐмная пластилиновая анимация. Теория: Обсуждение технического процесса создания мультфильма. Отличие объѐмной анимации от плоскостной. Практика: Изготовление персонажа (обязательное условие: низ увесистый, для устойчивости). Фома контроля: творческое задание Тема 2.17. Объѐмная пластилиновая анимация. Практика: Пишем сценарий, рисуем раскадровку. Фома контроля: творческое задание Тема 2.18. Объѐмная пластилиновая анимация. Практика: Подготавливаем декорации, лепим героев, проигрываем сюжет. Фома контроля: творческое задание Тема 2.19. Объѐмная пластилиновая анимация. Практика: Съемка, озвучивание. Фома контроля: творческое задание Тема 2.20.Пластилиновый морфинг. Теория: Обсуждение технического процесса создания мультфильма. Практика: Изготавливаем мультфильм в технике пластилиновый морфинг. Фома контроля: творческое задание Тема 2.21. Оживающие фоны. Практика: Пишем сценарий, рисуем раскадровку.Подготавливаем декорации. Съемка, монтаж. Фома контроля: творческое задание Тема 2.22. Пиксиляция. Практика: Понятие, технический процесс, съѐмка в техникепиксиляция Подготавливаем декорации. Съемка. Фома контроля: творческое задание Тема 2.23. Рисование в технике «Граттаж» Теория: Обсуждение технического процесса создания мультфильма. Практика: Рисование в технике «Граттаж» Фома контроля: творческое задание Тема 2.24. Рисование в технике «Граттаж» Практика: Снимаем мультфильм в технике «Граттаж». Пишем сценарий, рисуем расскадровку. Фома контроля: творческое задание Тема 2.25. Анимационный буктрейлер. Теория:Обсуждение технического процесса создания мультфильма. Практика:Подготавливаем декорации. Съемка. монтаж. Фома контроля: творческое задание Раздел 3. Тема 3.1 Литературная часть. Теория: Составляем историю, сюжет, сценарий. Знакомство с этапами развития сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог). Литературный сценарий (что снимаем), режиссѐрский (как снимаем). Практика: Разбираем на примере сказки. Фома контроля: устный опрос Тема 3.2. Раскадровка. Теория: Что такое раскадровка? С чего начать? Составление раскадровки. Разделение фильма на эпизоды. Картинка эпизода. План, которым снимается эпизод (дальний, общий, средний, крупный, сверхкрупный, деталь). Описание действия, происходящего в эпизоде. Описание звука в эпизоде. Время эпизода. Описание техники анимации, применяемой в эпизоде. Практика: Раскадровка на примере сказки. Фома контроля: устный опрос Тема 3.3. Изобразительная часть. Практика: Изготовление героев, фонов, бутафории, необходимой по сценарию. Фома контроля: творческое задание Тема 3.4. Актѐрско-режиссѐрская часть. Практика: Проигрывание истории вживую (дети исполняют роли мультяшных героев, обращая внимание на выразительность мимики и пластики героев). Фома контроля: творческое задание Тема 3.5. Съѐмочная часть. Практика: Предварительные этюды на движение героев, подготовка к съѐмкам героев, фонов, выбор техники анимации, съѐмки фильма по эпизодам. Фома контроля: творческое задание Тема 3.6. Озвучивание. Практика: Составление фонограммы. Запись речи. Подбор музыки, шумовых эффектов. Расчѐт фонограммы по времени. Фома контроля: творческое задание Тема 3.7. Просмотр и обсуждение. Теория: Просмотр и анализ собственных мультфильмов. Выявление достоинств, недостатков, ошибок, удачных находок. Фома контроля: устный опрос Тема 3.8. Родительское собрание. Торжественный премьерный показ! 2.3КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙГОД Анимационная студия «Мультфильм» Количество занятий в месяц согласно нагрузке Темы занятий идут согласно образовательной программе Месяц Сентябрь № занятия 1 Дата 2 8.09 3 13.09 4 15.09 5 20.09 6.09 Сентябрь Тема занятия Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство родителей и детей с программой. Тема 1. Знакомство со студией, материалами, инструментами, оборудованием. Правила техники безопасности, поведения в студии. Показ известных мультфильмов. Раздел 2. Тема 2.1 Что такое анимация? Виды анимационных техник. Поиск идеи для создания мультфильма. . Тема 2.1 Что такое анимация? Виды анимационных техник. Поиск идеи для создания мультфильма. . Тема 2.2. 12 принципов анимации на которые опираются все Количество часов 2 2 2 2 2 6 22.09 7 27.09 8 29.09 мультипликаторы и аниматоры Тема 2.3. Знакомство с различными эффектами в пластилиновой анимации (перелепка, эффект подмены и др.) Тема 2.3. Знакомство с различными эффектами в пластилиновой анимации (перелепка, эффект подмены и др.) Тема 2.4 Стоп-моушен Итого: 2 2 2 16 Темы 1 сокращена в связи с учебным отпуском с 17.10 по 7.11.2022г.; с 20.03 по 10.04.2023г. Месяц Октябрь № занятия 1 2 3 4 Дата 4.10 6.10 11.10 13.10 Октябрь Тема занятия Тема 2.5 Стоп-моушен Тема 2.6 Стоп-моушен Тема 2.7 Стоп-моушен Тема 2.7 Стоп-моушен Итого: Количество часов 2 2 2 2 8 Темы 2,6 сокращена в связи с учебным отпуском с 17.10 по 7.11.2022г.; с 20.03 по 10.04.2023г. Месяц Ноябрь № занятия 1 2 Дата 8.11 10.11 3 15.11 4 17.11 5 22.11 6 24.11 7 29.11 Ноябрь Тема занятия Тема 2.7 Стоп-моушен Тема 2.8.Перекладная рисованная анимация. Тема 2.9. Перекладная рисованная анимация. Тема 2.10. Перекладная рисованная анимация. Тема 2.11. Перекладная рисованная анимация. Тема 2.12. Перекладная плоская пластилиновая анимация. Тема 2.13. Перекладная плоская пластилиновая анимация. Итого: Количество часов 2 2 2 2 2 2 2 14 Темы 2,8; 2.10; 2.11;2.12;2.13 сокращены в связи с учебным отпуском с 17.10 по 7.11.2022г.; с 20.03 по 10.04.2023г. Месяц Декабрь № занятия 1 Дата 1.12 Декабрь Тема занятия Тема 2.14. Перекладная плоская пластилиновая анимация. Количество часов 2 2 6.12 3 8.12 4 13.12 5 15.12 6 20.12 7 22.12 8 27.12 9 29.12 Тема 2.15. Перекладная плоская пластилиновая анимация. Тема 2.16. Объѐмная пластилиновая анимация Тема 2.17. Объѐмная пластилиновая анимация. Тема 2.18. Объѐмная пластилиновая анимация. Тема 2.18. Объѐмная пластилиновая анимация. Тема 2.19. Объѐмная пластилиновая анимация. Тема 2.19. Объѐмная пластилиновая анимация. Тема 2.20. Пластилиновый морфинг. Итого: 2 2 2 2 2 2 2 2 18 Тема 2.14; 2.15 сокращена в связи с учебным отпуском с 17.10 по 7.11.2022г.; с 20.03 по 10.04.2023г. Месяц Январь № занятия 1 2 3 4 5 6 7 Дата 10.01 12.01 17.01 19.01 24.01 26.01 31.01 Январь Тема занятия Тема 2.20. Пластилиновый морфинг. Тема 2.20. Пластилиновый морфинг. Тема 2.21. Оживающие фоны. Тема 2.21. Оживающие фоны. Тема 2.22. Пиксиляция. Тема 2.22. Пиксиляция. Тема 2.23. Рисование в технике «Граттаж» Итого: Количество часов 2 2 2 2 2 2 2 14 Тема 2,23сокращена в связи с учебным отпуском с 17.10 по 7.11.2022г.; с 20.03 по 10.04.2023г. Месяц Февраль № занятия 1 Дата 2 3 4 5 7.02 9.02 14.02 16.02 2.02 Февраль Тема занятия Тема 2.24. Рисование в технике «Граттаж» Тема 2.25. Анимационный буктрейлер Тема 2.25. Анимационный буктрейлер Тема 2.25. Анимационный буктрейлер Раздел 3. Тема 3.1 Литературная часть. Составляем историю, сюжет, сценарий. Знакомство с этапами развития сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог). Литературный сценарий (что снимаем), Количество часов 2 2 2 2 2 6 21.02 7 28.02 режиссѐрский (как снимаем). Разбираем на примере сказки. Раздел 3. Тема 3.1 Литературная часть. Составляем историю, сюжет, сценарий. Знакомство с этапами развития сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог). Литературный сценарий (что снимаем), режиссѐрский (как снимаем). Разбираем на примере сказки. Тема 3.2. Раскадровка. Что такое раскадровка? С чего начать? Составление раскадровки. Разделение фильма на эпизоды. Картинка эпизода. План, которым снимается эпизод (дальний, общий, средний, крупный, сверхкрупный, деталь). Описание действия, происходящего в эпизоде. Описание звука в эпизоде. Время эпизода. Описание техники анимации, применяемой в эпизоде. Раскадровка на примере сказки. Итого: 2 2 14 Тема 2,24 сокращена в связи с учебным отпуском с 17.10 по 7.11.2022г.; с 20.03 по 10.04.2023г. Месяц Март № занятия 1 Дата 2 7.03 2.03 Март Тема занятия Тема 3.2. Раскадровка. Что такое раскадровка? С чего начать? Составление раскадровки. Разделение фильма на эпизоды. Картинка эпизода. План, которым снимается эпизод (дальний, общий, средний, крупный, сверхкрупный, деталь). Описание действия, происходящего в эпизоде. Описание звука в эпизоде. Время эпизода. Описание техники анимации, применяемой в эпизоде. Раскадровка на примере сказки. Тема 3.2. Раскадровка. Что такое раскадровка? С чего начать? Составление раскадровки. Разделение фильма на эпизоды. Картинка эпизода. План, которым снимается эпизод (дальний, общий, средний, крупный, сверхкрупный, деталь). Описание действия, происходящего в эпизоде. Описание звука в эпизоде. Время эпизода. Описание техники анимации, применяемой в эпизоде. Раскадровка на примере сказки. Количество часов 2 2 3 9.03 4 14.03 5 16.03 Тема 3.3. Изобразительная часть. Изготовление героев, фонов, бутафории, необходимой по сценарию. Тема 3.3. Изобразительная часть. Изготовление героев, фонов, бутафории, необходимой по сценарию. Тема 3.3. Изобразительная часть. Изготовление героев, фонов, бутафории, необходимой по сценарию. Итого: 2 2 2 10 учебный отпуск с 20.03 по 10.04.2023г. Месяц Апрель № занятия 1 11.04 2 13.04 3 18.04 4 20.04 5 25.04 6 27.04 Апрель Тема занятия Дата Тема 3.4. Актѐрско-режиссѐрская часть. Проигрывание истории вживую (дети исполняют роли мультяшных героев, обращая внимание на выразительность мимики и пластики героев). Тема 3.4. Актѐрско-режиссѐрская часть. Проигрывание истории вживую (дети исполняют роли мультяшных героев, обращая внимание на выразительность мимики и пластики героев). Тема 3.4. Актѐрско-режиссѐрская часть. Проигрывание истории вживую (дети исполняют роли мультяшных героев, обращая внимание на выразительность мимики и пластики героев). Тема 3.5. Съѐмочная часть. Предварительные этюды на движение героев, подготовка к съѐмкам героев, фонов, выбор техники анимации, съѐмки фильма по эпизодам. Тема 3.5. Съѐмочная часть. Предварительные этюды на движение героев, подготовка к съѐмкам героев, фонов, выбор техники анимации, съѐмки фильма по эпизодам. Тема 3.5. Съѐмочная часть. Предварительные этюды на движение героев, подготовка к съѐмкам героев, фонов, выбор техники анимации, съѐмки фильма по эпизодам. Итого: Количество часов 2 2 2 2 2 2 12 учебный отпуск с 20.03 по 10.04.2023г. Май Месяц № Дата Тема занятия Количество Май занятия 1 2.05 2 4.05 3 11.05 4 16.05 5 18.05 6 23.05 7 25.05 8 30.05 Тема 3.5. Съѐмочная часть. Предварительные этюды на движение героев, подготовка к съѐмкам героев, фонов, выбор техники анимации, съѐмки фильма по эпизодам. Тема 3.6. Озвучивание. Составление фонограммы. Запись речи. Подбор музыки, шумовых эффектов. Расчѐт фонограммы по времени. Тема 3.6. Озвучивание. Составление фонограммы. Запись речи. Подбор музыки, шумовых эффектов. Расчѐт фонограммы по времени. Тема 3.6. Озвучивание. Составление фонограммы. Запись речи. Подбор музыки, шумовых эффектов. Расчѐт фонограммы по времени. Тема 3.6. Озвучивание. Составление фонограммы. Запись речи. Подбор музыки, шумовых эффектов. Расчѐт фонограммы по времени. Тема 3.7. Просмотр и обсуждение. Просмотр и анализ собственных мультфильмов. Выявление достоинств, недостатков, ошибок, удачных находок. Тема 3.7. Просмотр и обсуждение. Просмотр и анализ собственных мультфильмов. Выявление достоинств, недостатков, ошибок, удачных находок. Тема 3.8. Родительское собрание Торжественный премьерный показ! Итого: часов 2 2 2 2 2 2 2 2 16 Итого 122 часа, сокращенных тем на 22 часа. 2.4. РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ Данный элемент также является спорным, но его наличие также вытекает из существующего определения образовательной программы. Рабочие программы могут разрабатываться в виде учебных программ (учебнотематических планов) по предметам, курсам, модулям, практикам и т.д. 3.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ 3.1.Методическое обеспечение программы: Организационно-педагогические условия и формы аттестации. Методическое обеспечение программы: Для реализации программы рекомендуется следующее ресурсное обеспечение: 1. Массовый открытый онлайн-курс «Домашняя мультстудия» на Универсариуме http://universarium.org/course/509 2.Сайт «МультиСтудия» http://multistudia.ru/ 3.Мультфильмы: Г. Бардин «Брейк», А. Татарский «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег», У. Дисней «Микки Маус», В. Котѐночкин «Ну, погоди!», Б. Дежкин «Чиполлино», Ю. Норштейн «Ежик в тумане», «Сказка сказок», сборник мультфильмов студии Пилот « Гора самоцветов» Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: - Словесный ( устное объяснение, беседа); - Наглядный ( показ видеоматериалов, известных мультфильмов, иллюстраций, показ педагогом, выполнение по образцу); - Практический (ролевые игры, тренинги). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: - объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; - репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; - частично-поисковый – коллективный поиск решения поставленных анимационных задач совместно с педагогом; - исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся. Методы, в основе которых лежит форма организации занятия; - фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися; - коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между детьми; - индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; - групповой – организация работы по малым группам ( от 3 до 5 человек ); - коллективно-групповой – выполнение творческих заданий малыми группами с последующей презентацией результатов и их обобщение; - в парах – организация работы по парам; - индивидуальный – индивидуальное решение и выполнение творческих задач. Прием- конкретное проявление определенного метода на практике: тренинги, наблюдения, показ видеоматериалов, беседа и т.д. Дидактические материалы: раздаточный материал, видеоматериалы, компьютерные программные средства. Формы подведения итогов: опрос, самостоятельная работа, выставка творческих работ, премьерный показ работ для родителей, коллективный анализ работ и самоанализ. Диагностическая карта учащихся № 2016-2017 уч. г. Начало года Ф.И. учащегося Уровень познавательного Интереса и позновательных Театрализованная деят-ть: Свободно чувствует себя Называет любимый мультфил ьм, Нравственные качества: проявляет заботу, Мелкая моторика: участие в создании Проявляет фантазию, вооброжен ие Умеет пользов аться фотооа Итого вая оценк а Способностей к данному Виду деят-ти в роли, используя импровизацию любимог о героя сочувствие, уважение. Может оценивать поступки героев. декораций, лепке героев. ппарато м 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11 12 Оценка уровня развития 1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты 2 балла – отдельные компоненты не развиты 3 балла – соответствуют возрасту 4 балла - высокий Итоговая оценка Сумму баллов разделить на количество параметров. Высокий уровень – средний балл-4 балла Норма - средний балл- 3 балла Средний - средний балл - 2 балла Низкий - средний балл- 1 балл Валеопауза Комплекс упражнений для глаз Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. 1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4--5 раз. 2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза. 4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. Памятка «Восемь простых шагов для создания мультфильма» 1. Мы начнем с чистого листа. Прежде, чем приступить к созданию мультфильма, давайте придумаем сюжет. Наверное, у нас получится сказка? Или приключенческий фильм? Или, может быть, детектив? Будут ли все актеры играть добрых персонажей? Или мы дадим кому-нибудь роль вредного злодея, а хорошие герои должны будут его победить? 2. Выбираем место съемок. Теперь мы должны решить, где будет происходить действие мультфильма. Выбирайте — лес, дорога, пещера, городская площадь, берег моря, мост, квартира или где-то еще? По ходу мультфильма действие может переходить с одной съемочной площадки на другую. 3. Расставляем декорации. Хороший мультипликатор перед съемкой проведет немало времени, расставляя декорации на съемочной площадке. Мультик будет выглядеть гораздо привлекательнее и веселее! 4. Назначаем актеров на главные роли. Ну что же, теперь займемся актерами. Вы, конечно, уже решили, кто из них будет играть главные роли в вашем мультфильме? Если нет, то пора это сделать! Выбирайте из десяти талантливейших актеров, с каждым из которых вы встречались в книжках и фильмах. Кот в сапогах, Маугли, Мальвина, Баба-Яга, Бармалей и другие персонажи с нетерпением ждут участия в съемках! 5. Показываем актерам, что надо делать. Наши актеры — настоящие звезды экрана! По команде режиссера они будут ходить, бегать, разговаривать — и все это с потрясающим артистизмом! 6. Мотор! Снимаем! А еще, каждый актер умеет делать особые, только ему присущие действия. Например, Бармалей умеет стрелять из пистолетов и размахивать саблей, а Привидение неплохо летает, ходит на цыпочках и дразнится. 7. Добавляем звуки и музыку. Добавьте звуки и музыку, и мультфильм тут же преобразится, станет "живым" и "настоящим"! Если вам мало стандартных звуков, возьмите микрофон и озвучьте актеров на разные голоса. 8. Пишем титры. Нам осталось только добавить титры — и мультик готов! Но, впрочем, можно обойтись и без титров. С музыкой, звуками, замечательными актерами и захватывающим сюжетом наш мультфильм получился не хуже, чем у Диснея! Ну как, понравилось? Правила поведения в кабинете 1. На перемене не бегай в кабинете, чтобы не сбросить со стола чью-нибудь работу, не сломать ее. 2. На занятиях соблюдай тишину. Не отвлекай товарища и не мешай слушать учителя. 3. Не бросайся пластилином. Следи, чтобы пластилин не падал на пол. 4. Следи за принадлежностями. Вовремя поднимай с пола пластилин. 5. Не бери пластилин в рот, не касайся грязными руками лица, глаз, одежды. Не трогай тетради, книги, ластики – везде будут жирные пятна, по которым ни одна ручка не пишет. 6. Грязным пластилином никогда не работай. 7. Используй чистый пластилин второй раз, третий, даже если все цвета смешались (он станет серым). 8. Уважай труд товарища. Никогда не бери в руки чужую работу без разрешения автора или учителя. Не ломай чужих изделий, даже если они плохо сделаны. 9. Не касайся руками представленных на выставке работ, в том числе и своих. 10. Научился сам – помоги товарищу. Подскажи, каким приемом лучше сделать нужную форму или исправить ошибку. Покажи это на своей работе. Исправляй работу товарища или делай за него только с его согласия. 11. В совместной с товарищем работе над композицией будь сговорчив и уступчив в выборе темы и персонажей. Исполняй изделия честно. Уступи товарищу более простые изделия. При неудаче не обвиняй товарища, а помоги исправить ошибки. Правила подготовки рабочего места 1. Достань принадлежности лепки. 2. Надень рабочую одежду. 3. Положи на парту рабочую доску, коробки с пластилином и принадлежностями и открой их. Положи коробку для изделий. 4. Тряпку для рук держи в кармане рабочей одежды. Правила уборки своего рабочего места (за 2–3 минуты до конца занятия) 1. Положи готовое или неготовое изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий. 2. Собери со стола и с пола пластилин по цветам и убери в коробку. 3. Стеком почисти рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин – грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку. 4. Протри стек и крышку парты тряпкой. Стек и принадлежности убери в коробку. 5. Тщательно вытри руки тряпкой и вымой их с мылом. 6. Сними рабочую одежду. 7. Все принадлежности убери. 3.2.Условия реализации программы Материально-техническое оснащение: оборудованное помещение для занятий (учебный класс), компьютер, фотоаппарат, студийный свет. 3.3.Список литературы 1. Сборник Полѐт «Жар-Птицы» Горизонты мультипликационной педагогики. Составитель П.И.Анофриков. Редактор А.А.МеликПашаев. Г.Новосибирск 2013год 2. Г. Уайтэкер, Д. Халас, «Тайминг в анимации», Лондон, 1981г. 3. У. Фостер ,«Основы анимации», Москва, «Астрель», 2000г. 4. М.Карлсон, «Создай свой пластимир», Ростов на Дону, «Феникс» 2009г. 5. М.Саймон, «Как создать собственный мультфильм», Москва, «NT Пресс», 2006 Список литературы для педагога: Кабаков Е.Г. Мультипликация в школьной практике – средствами мобильного класса [Электронный ресурс] / Кабаков Е.Г., Н. В. Дмитриева, И. Н. Ненашев.http://drive.google.com/file/d/0BjNscB6YrzwNkFEOVJPTi1uTXc/view 1. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети!/Ш.А. Амонашвили.–М.: Просвещение, 1983. 2. Иванов-Вано, И. П. Кадр за кадром/ И.П. Иванов-Вано. –М.: Искусство, 1980. 3. Мелик-Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству/ А.А. Мелик-Пашаев.– М.: Бином.Лаборатория знаний, 2012. 4. Мелик-Пашаев, А.А. Художник в каждом ребенке/А.А.МеликПашаев.– М.: Просвещение, 2008. 5. Петров, А. А. Классическая анимация/ А.А.Петров. –М.: ВГИК, 2010. 6. Софты для изучения аниматором. [Электронный ресурс] / Клуб аниматоров; Режим доступа: https://animationclub.ru/blogs/4024/2740/ 7. Как сделать мультфильм в SonyVegasPro. [Электронный ресурс]; Режим доступа:http://videouroki-sonyvegas.blogspot.ru/2012/12/sony-vegastype-inmotion.html Список литературы для учащихся: 1. Маршак С.Я. Вот какой рассеянный/ С.Я.Маршак.–М.: Детская литература,1986. 2. Сладков Н.И. Лесные тайнички/ Н.И. Сладков.–М.: Детская библиотека, 2009.- 95 с. 3. Сутеев В.Г. Сказки/ В.Г.Сутеев.–М.:АСТ, 2014. 4. Аникин В.П. Русские народные сказки/ В.П. Аникин. –М.: Детская литература, 1973. 5. Чуковский К.И. Сказки/ К.И.Чуковский.–М.:АСТ, 2014. Приложение ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ЧТО НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ НА ЗАНЯТИИ: 1. Справка о состоянии здоровья ребенка 2. Маршрутный лист от дома до ГДДЮТ Как сделать: Заходим в GoogleMaps (Гугл карты) Нажимаем на значок – «Как добраться» Вводим домашний адрес _______________________ В следующую строку – Бабушкина д.2 ( адрес ГДДЮТ ) Нажимаем значок – «По шагам» Нажимаем значок – «Печать» - распечатать текст с картой На карте пишем ФИО ребенка,класс. Глаголы для формулировки конкретных учебных результатов (по таксономии Б. Блума) Понимание (перевод Применение(использов Анализ (разделение на Синтез(комбинирование, Оценка Знания (факты, с одного языка на ание на практике): части для видения получение целого, (оценивает определения, другой) структуры объекта): обладающего новизной): значение): терминология) - узнает - кратко излагает - распознает - объясняет - приводит примеры воспроизводит - расставляет по - перечисляет порядку - дает - выполняет определение последовательность - указывает действий - подчеркивает - сравнивает - формулирует - задает вопрос правила - сравнивает по - припоминает аналогии - повторяет стандартную процедуру - выполняет известный алгоритм - демонстрирует - применяет - преобразует - переносит - находит - подбирает - рассуждает - классифицирует - описывает - разбивает - различает - исследует - соотносит - устанавливает причинноследственные связи - находит и выделяет вспомогательную задачу - определяет - опровергает - вычленяет часть от целого - сообщает - разрабатывает план - разрабатывает модель - конструирует - упорядочивает - создает алгоритм - обобщает - интегрирует - организует - строит - переформулирует - доказывает - комплексно сравнивает по собственному основанию - высказывает суждение - обсуждает - дает рекомендации - проектирует - прогнозирует критически мыслит - интерпретирует - вносит изменения Общие цели обучения, глаголы для формулировки конкретных учебных результатов и ключевые вопросы для заданий, позволяющие выявить их наличие или отсутствие (по таксономии Б. Блума) Уровни учебных Общие целей (уровень цели обучения усвоения содержания) Глаголы для формулировки конкретных учебных целейрезультатов Ключевые вопросы для заданий Знание конкретных данных 1. Знание Эта категория Знание средств и способов обозначает действия с конкретными запоминание и данными воспроизведение Знание категорий и общих изученного материала - понятий от конкретных фактов до целостной теории. Определяет, подбирает, обозначает, выбирает, (значение термина), называет (конкретный факт, дату, событие, место); констатирует (факт) Идентифицирует (символ), перечисляет (этапы процесса), описывает (метод) Цитирует (правило), излагает (принцип, закон, теорию), вспоминает название (теории), воспроизводит (структуру) Перевод 2. Понимание Показателем Интерпретация понимания может быть Экстраполяция преобразование материала из одной формы выражения - в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий. Переструктурирует (в сокращенной форме), Какой пример переформулирует, пересказывает (своими словами), соответствует… приводит примеры, переводит (таблицу в график) Какова главная идея… Различает (существенное, несущественное) объясняет Правильно ли я понимаю, (схемы и графики, использование методов), что это означает… обобщает, суммирует (факты) Можете ли Вы Показывает, фиксирует следствия (из данных объяснить... фактов). Как можно перефразировать (резюмировать)… Применение знаний в 3. Применение Эта категория практике обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Изменяет, подсчитывает, демонстрирует (правильное использование метода или процедуры), обнаруживает, манипулирует, модифицирует, действует, приготавливает, производит, относит, решает, показывает, использует (понятия и принципы для анализа новых ситуаций), применяет (законы и теории к ситуациям практики). Что будет результатом, если… Как применить для… Можно ли использовать … для … Как можно решить … проблему, используя знания о… Различает (логические ошибки, позиции, допущения и т. п.); дифференцирует, выделяет (компоненты модели); распознает (скрытые значения); идентифицирует (допущения, причины), выделяет (сходства и различия); распознает (предубеждения, пристрастность), отличает (факты от мнений) Вскрывает, схематизирует связи (между фактами и следствиями); реконструирует (взаимодействия ивзаимоотношения); сверяет (гипотезу с данной информацией) Схематизирует (модель), выделяет (структуру работы) Как… связано с… В чем различие... Каковы основные допущения… Каковы возможные мотивы… Каковы составляющие... Как можно классифицировать … Какие подтверждения можно привести… Что свидетельствует о … Каковы отношения между… Порождает (уникальное сообщение, оригинальную идею), создает (аппарат, метод, модель), разрабатывает (схему для классификации информации, модель), сочиняет (стихотворение, рассказ, эссе), планирует, составляет (план эксперимента), интегрирует (решения проблем), комбинирует, разрабатывает (схему для классификации), объединяет, суммирует (знания из разных областей в план для решения проблемы), реорганизует, модифицирует в новую целостность (идеи, материал, процесс), делает дедуктивные выводы из абстракций, делает индуктивные выводы из конкретной информации. Как можно адаптировать …, чтобы создать иное…. Что можно предложить, чтобы минимизировать (максимизировать) 4. Анализ Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура. Анализ элементов Анализ связей Анализ организацион ныхринципов Получение нового знания 5. Синтез Эта категория на основе освоенных обозначает умение умений комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Сколько… Кто… Что… Когда... Кем… Где … Как можно объединить … По какому критерию могут быть объединены... Что должно быть объединено, чтобы подтвердить … Как … включить в… 6. Оценка Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. Оценка событий, процессов, деятельности Судит, оценивает (логическую последовательность Вы согласны... письменного материала, соответствие выводов Почему выбрано именно данным), сравнивает (идеи), заключает, сопоставляет, это… противопоставляет, критикует, описывает, различает, Будет ли лучше, если … распознает (субъективизм), объясняет, подтверждает, Почему… Что можно интерпретирует, соотносит, суммирует, предложить, поддерживает, аргументирует, проверяет чтобы... (убедительность доказательства) Как это можно оценить, с позиции... Каковы логические противоречия... В чем сильные и слабые стороны… На чем основывается утверждение... Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)