ДООП Коробенкова И.В. Основы эстрадного вокала

Министерство образования и науки республики Бурятия
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ ДО «Городской дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ

«Принято»
на Педагогическом совете
МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Протокол №1
«30» августа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Основы эстрадного вокала»
Вокальной студии «Веселые нотки»
Направленность: художественная
Возраст: 8-14 лет
Срок реализации: 2 года
Уровень: стартовый, базовый

Автор - разработчик:
Коробенкова Ирина Викторовна
педагог дополнительного образования

г. Улан-Удэ,
2023
1

I.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные характеристики программы
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы эстрадного вокала» (далее Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от
20 ноября 1989 г.);
2.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
г. N 273-ФЗ;
3.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики»;
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной
политики в области образования и науки»;
5.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства»;
7.
Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
8.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об
утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей,
выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации//
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
10.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи";
12.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27
октября 2020 года).
13.
Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
(Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 г. N1ДГ 245/06);
14.
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных
организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения
России от 15.04.2022 № СК-295/06);
2

15.
Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13 декабря
2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)
16.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015 г. N
512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;
17.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г.
Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года.
18.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Республике
Бурятия на период до 2025 года;
19.
Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного
образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»;
20.
Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского)
творчества г. Улан – Удэ»;
21.
Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ,
регламентирующих образовательный процесс.
Музыка – один из прекраснейших видов искусства. Она обладает удивительной силой и
властью над людьми. Установлено, что музыка непосредственно воздействует на мировоззрение и
мышление, на поведение и художественно – творческое развитие человека.
Музыка, как всякое другое искусство, воспитывает любовь к жизни, чувства патриотизма и
нравственности. Эстрадное пение, как область музыки – искусство уникальных возможностей. В
современной музыке оно занимает особое место. В отличие от современного вокала, выросшего из
духовной музыки, эстрадное пение возникло из бытового фольклора разных культур, и отличается
многообразием форм и направлений. Разные способы звукоизвлечения не позволяли долгое время
сформироваться какой-либо эстрадной вокальной школе. Несмотря на существенные различия с
классическим вокалом, эстрадный вокал базируется на тех же физиологических принципах в
работе голосового аппарата и является предметом вокальной педагогики.
Детская эстрада – это достаточно новое направление детского музыкального творчества.
Оно привлекает современных детей и подростков своей яркой выразительностью, «взрослыми»
аранжировками, разнообразием жанров и современной стилистикой, насыщенным вокалом и
возможностью проявить свои креативные способности.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию
своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками эстрадного вокального
искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее
эмоциональное состояние, разработана программа «Основы эстрадного вокала».
В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в
ансамблевом и сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении современных песен с
сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
Практика показывает, что вокальный ансамбль – это наиболее доступный, мобильный и
актуальный вид коллективного творчества, поскольку, являясь социальной структурой, дает
возможность участникам коллектива приобрести не только знания и умения в области
музыкального искусства и культуры, но и опыт межличностного общения, что так же входит в
спектр педагогических задач. Навыки, приобретенные в процессе обучения в вокальном ансамбле,
способствуют развитию творческого потенциала учащихся и дают возможность впоследствии
реализовать свои возможности в различных творческих коллективах.
Основным назначением данной образовательной программы является овладение
специфической техникой вокального мастерства, соответствующего современным требованиям
эстрадного коллективного исполнительского искусства. Наряду с учебно - воспитательной
3

работой в вокальном коллективе программой предусмотрена и активная концертноисполнительская деятельность обучающихся в массовых мероприятиях и конкурсах вокального
мастерства различных уровней.
В программе систематизирован опыт создания детского творческого коллектива на основе
многолетней работы по развитию у детей вокальных данных и выработке навыков ансамблевого
пения.
Данная общеобразовательная общеразвивающая программа по вокальному воспитанию детей
школьного возраста имеет художественную направленность и обусловлена поиском оптимальных
форм работы с детьми в системе дополнительного образования.
Уровень освоения программы – базовый, предполагающий развитие музыкальных
способностей и вокальных данных детей, мотивации к творческой деятельности, удовлетворение
их познавательных интересов в области эстрадного вокального искусства, сформированность
навыков ансамблевого и сольного исполнения на уровне практического применения.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что не все дети могут заниматься в
детских музыкальных школах и многих не удовлетворяет перечень дисциплин учебного плана
этих школ. Создание программы «Основы эстрадного вокала» позволит детям реализовать
желание – научиться правильно и красиво исполнять эстрадные произведения, получить
возможность для творческого самовыражения.
Педагогическая целесообразность программы. Занятие любым видом творческой
деятельности заметно обогащает внутренний мир человека, выводит его на совершенно иную
орбиту общения с окружающим миром. Занятия эстрадным вокалом не являются в данном случае
исключением. Программа «Основы эстрадного вокала» является здоровьесберегающей. Основой
хорошего пения является правильное певческое дыхание. Упражнения на дыхание, являющиеся
обязательной частью занятий вокалом, улучшают деятельность мозга, обменные процессы,
кровообращение, т.е. являются хорошим жизненным тонусом для человеческого организма.
Сценическое движение частично решает проблему гиподинамии современных людей. Развитие
слуха и памяти на занятиях вокалом помогает решению проблем в учебе. Речевой тренинг
воспитывает у детей культуру речи. Участие в коллективных проектах развивает
коммуникативные навыки, облегчающие процесс адаптации в обществе. Публичные выступления
формируют у учащихся психологическую стойкость, а социально - значимая деятельность
воспитанников коллектива помогает сформироваться их активной гражданской позиции и
непременного чувства ответственности за личные и коллективные результаты. Со временем пение
становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую
жизнь.
Программа предназначена для учащихся в возрасте от 8 до 14 лет, желающих обучаться по
данной программе, имеющих необходимый уровень развития музыкальных способностей,
удовлетворительных вокальных данных, здоровый голосовой аппарат, артистические задатки.
Срок реализации программы –2 года.
Цель программы: развитие и реализация творческого потенциала и музыкальных
способностей детей через искусство эстрадного вокала.
Задачи:

Обучающие

Формировать
4



















основную базу знаний и представлений о вокальной музыке, еѐ языке, средствах
выразительности, жанрах; певческие навыки; навыки сольного и ансамблевого пения;
умение работать с фонограммой, микрофоном;
навыки выразительного исполнения эстрадных произведений; навыки сценической
культуры.
Развивающие
Развивать
голосовые данные: силу голоса, диапазон, беглость, тембр и регистровые возможности;
вокальный слух, музыкальную память, чувство ритма, чувство ансамбля;
творческую фантазию, воображение;
оценочное музыкальное мышление;
артистическую смелость,
умение держаться на сцене.
Воспитательные
Воспитывать
интерес к певческой деятельности;
художественный и музыкальный вкус;
творческую, духовную и культурно-развитую личность;
коммуникабельность, взаимопонимание, взаимовыручку, доброжелательность, уважение,
доверие,
ответственность;
трудолюбие,
целеустремлѐнность;
самоорганизацию,
самоконтроль. нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и
концертной деятельности;
способность к самореализации в пространстве культуры.
Условия реализации программы

Набор учащихся в группу 1-го года обучения осуществляется на основании результатов
входной диагностики музыкальных и певческих способностей (прослушивание) и
предварительного индивидуального собеседования с целью ознакомления с интересами и
потребностями детей, выявления мотивов их выбора и характера заинтересованности в
занятиях.
Учебные группы могут формироваться не только по возрастному принципу, но и по
уровню развития музыкальных способностей и певческих навыков. Дети, опережающие своих
сверстников в музыкальном развитии, переводятся в другую возрастную группу.
Дополнительный набор обучающихся на второй и третий годы обучения осуществляется на
основании результатов прослушивания, с целью выявить индивидуальные особенности
кандидата и определить его творческий потенциал.
Наполняемость учебных групп:
1 группа младшая – 15 человек, по 4 часа в неделю.
2 группа старшая – 15 человек, по 5 часов в неделю.
Особенности организации образовательного процесса
В основе процесса обучения эстрадному пению лежат следующие педагогические принципы:
 постепенность и последовательность в овладении мастерством пения;
 единство художественно-эстетического и технического развития учащихся;
 использование музыкально-образного, ассоциативного мышления;
 индивидуальный подход к учащемуся.
5

Принцип индивидуального подхода к учащемуся особенно важен, так как эстрадное пение
отличается многообразием индивидуальных исполнительских манер.
При обучении учитываются:
 физиология организма:
 строение голосового аппарата;
 особенности данного возрастного периода;
 общее развитие обучающегося, его кругозор;
 интересы при подборе репертуара;
 окружающая атмосфера как на занятиях, так и в домашнем кругу;
 погодные условия, влияющие на общее состояние и чистоту интонирования.
Основные дисциплины программы:
- Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве;
-Освоение вокальной техники;
- Освоение эстрадного вокального репертуара;
-Исполнительское мастерство;
-Импровизация.
Формы проведения занятий
Вокальное образование детей осуществляется на групповых занятиях и занятиях в
подгруппах (до 3 человек), содержание которых базируется на обязательных программных
требованиях, представленных с учѐтом возрастных особенностей детей, их индивидуального
музыкального и вокального развития.
Занятия в подгруппах предназначены для работы с солистами и малыми вокальными
ансамблями (дуэтами, трио, квартетами и др.) или с детьми, имеющими определѐнные трудности в
усвоении программы.
В ходе занятий дети постепенно овладевают вокальными и ансамблевыми навыками,
совершенствуют их, учатся работать над собственным вокальным звуком, формируют тембр,
тренируют дыхание, постепенно доводя его до максимально приближенного к
профессиональному.
Занятия включают в себя организационную, теоретическую, практическую и
воспитательную работу.
Структура построения занятий:
 организационный момент дыхательная гимнастика;
 упражнения на дикцию и артикуляцию;
 вокально-тренировочные упражнения, распевание; теоретическая часть;
 работа над репертуаром беседа, подведение итога занятия.
Учебный материал данной программы распределѐн по темам, содержание которых и
задачи, возникающие в ходе работы, дают возможность применять различные виды учебных
занятий: традиционные, комбинированные, практические, тренинг по партиям, репетиции,
концерты. Особое место в организации детской музыкальной деятельности занимает комплекс
мероприятий, которые не только повышают исполнительский уровень учащихся, но и
помогают решать важные нравственно-эстетические задачи воспитания: концертная
деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах районного и городского уровня,
посещение концертов и других музыкальных мероприятий, совместная работа педагога,
родителей и детей.
Кадровое и материально-техническое обеспечение программы.
Кадровое обеспечение:
 педагог, имеющий специальное образование в данной области и постоянно
повышающий свою педагогическую квалификацию,
 владеющий знанием возрастных физиологических и психологических особенностей
учащихся,
 умеющий создать комфортные условия для успешного развития личности учащихся,
6




обладающий всеми специфическими знаниями курса.
обладающий специфическими профессиональными навыками, а также владеющий
звуковой, аудио и видео техникой.

Техническое и материальное обеспечение:
отапливаемого учебного кабинета не менее 30 м
оборудованием;
 муз.инструмент ;
 аудио и видеотека;
 концертные костюмы, реквизит.












наличие хорошо проветриваемого и
с необходимым звуковым техническим

Планируемые результаты
Предметные
 сформированность основ музыкальной культуры учащегося как неотъемлемой части
общей духовной культуры;
 овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально
воспринимать музыку, в том числе вокальные произведения, как живое образное
искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми
понятиями эстрадного вокального искусства;
 знание характерных особенностей вокальных жанров и основных стилистических
направлений;
 владение навыками эстрадного пения;
 умение творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в
пении;
 приобретение умений и навыков ансамблевого исполнительства;
 сформированность навыков сценической культуры исполнения эстрадных
вокальных произведений;
 способность реализации собственных творческих замыслов в вокальной
импровизации;
 использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и
повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
Метапредметные
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных
мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать
правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности
ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных
результатов;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и
сверстниками;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной
вокально-учебной деятельности, включая информационнокоммуникационные технологии;
стремление к художественному самообразованию.
Личностные:
способность формулировать собственное мнение и позицию;
владение основами самоконтроля, самооценки; ответственное отношение к учению,
готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре своего и других народов;

7



коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими
и
младшими
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
готовность и способность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания;
этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознание
и ответственное отношение к собственным поступкам;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат
освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
музыкально-эстетического характера.






3. Учебный план первого года обучения
№
СОДЕРЖАНИЕ
п/п
1
Теоретические занятия
2
Практические занятия
3
Форма контроля
ВСЕГО ЧАСОВ
Учебный план второго года обучения
№
п/п
1
2
3

1 год обучения
30ч
110 ч
Педагогические наблюдения, зачет
140 ч.

СОДЕРЖАНИЕ

2 год обучения

Теоретические занятия
Практические занятия
Форма контроля
ВСЕГО ЧАСОВ

50 ч
125 ч
Педагогические наблюдения, зачет
175ч.

4. Учебно-тематический план
1-й год обучения
№

Раздел / тема

Групповые занятия
1
Вводное занятие
2.
2.1
2.2
3.

Количество часов
всего теория
практика

Формы контроля

3

Прослушивание.
Входная диагностика

1

2

Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве
Виды вокального искусства
5
2
4
Эстрадный вокал
6
2
4
Формирование певческих навыков
Певческая установка
8
2
6

3.2

Певческое дыхание

8

2

6

3.3

Звукообразование

7

2

5

3.4

Артикуляция, дикция

6

2

4

4.
4.1

Освоение эстрадного вокального репертуара
Разучивание произведений
10
2

8

4.2

Строй и ансамбль

4

6

2

Дидактические игры
Дидактические игры
Практическая
Наблюдение
Практическая
Наблюдение
Практическая
Наблюдение
Практическая
Наблюдение

работа.
работа.
работа.
работа.

Практическая работа.
Наблюдение
Практическая работа.
Наблюдение
8

4.4

Работа
с
микрофоном
фонограммой
Сценическое мастерство

5

Итоговое занятие

4

-

4

Практическая работа.
Наблюдение
Практическая работа.
Наблюдение
Отчѐтный
концерт:
прослушивание,
наблюдение.
Промежуточная
диагностика

1

Занятия подгруппами
Формирование певческих навыков

12

2

10

Практическая работа.
Наблюдение

2
2.1

Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
27
2

25

2.2

Сценическое мастерство

11

3

8

Практическая работа.
Наблюдение
Практическая работа.
Наблюдение

3.

Импровизация

10
140

2

8

30

110

4.3

и 9

2

7

7

2

5

ИТОГО
Учебно-тематический план
2-й год обучения
№

Раздел / тема

Групповые занятия
1
Вводное занятие

Количество часов
всего теория
практика

Формы контроля

3

Прослушивание
Входная диагностика

1

2

3.
3.1

Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве
Направления
современной 6
3
3
вокальной музыки
Авторы
и
исполнители 6
3
3
современных
вокальных
произведений
Формирование певческих навыков
Певческая установка
9
3
6

3.2

Певческое дыхание

9

3

6

3.3
3.4

Звукообразование
Артикуляция, дикция

9
9

3
3

6
6

4.
4.1

Освоение эстрадного вокального репертуара
Разучивание произведений
22
7

15

4.2

Строй и ансамбль

4.3

Работа
с
микрофоном
фонограммой
Сценическое мастерство
Сценическая импровизация

2.
2.1
2.2

5.
5.1

11

3

8

и 11

3

8

3

6

9

Наблюдение
наблюдение

Практическая работа.
Наблюдение
Практическая работа.
Наблюдение
Практическая работа.
Практическая работа.
Наблюдение
Практическая работа.
Творческая работа
Практическая работа.
Наблюдение
Практическая работа.
Наблюдение
Практическая
и
творческая
работа.
9

5.2

Сценический образ

9

3

6

5.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

5

-

5

наблюдение.
Практическая
и
творческая
работа.
наблюдение.
Отчѐтный
концерт:
прослушивание,
наблюдение.
Промежуточная
диагностика

1

Занятия подгруппами
Формирование певческих навыков

11

3

8

Практическая работа.
Наблюдение

2
2.1

Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
20
3

17

2.2

Сценическое мастерство

13

3

10

3.

Импровизация

13

3

10

Практическая работа.
Наблюдение
Практическая работа.
Творческие задания
Творческая
работа.
Промежуточная
диагностика.

ИТОГО

175

50

125

Рабочая программа 1-й год обучения
Особенности 1 года обучения
Особенностями 1-го года обучения являются формирование навыков общения и работы в
коллективе, развитие вокальных навыков, практическое ознакомление с репертуаром ансамбля,
развитие навыков эмоционального, артистического исполнения, раскрытие индивидуальных
возможностей учащихся.
Задачи:
Обучающие
 расширять представления о вокальной музыке, еѐ языке, средствах выразительности,
жанрах;
 формировать вокальные умения и навыки, использование голосовых импровизаций;
 обучать вокально - техническим приѐмам эстрадного пения;
 дать представления о возможностях работы с фонограммой и микрофоном;
 формировать навыки выразительного исполнения эстрадных произведений в ансамбле;
 формировать культуру поведения на сцене.
Развивающие
 развивать музыкальные способности детей (ладовое чувство, музыкально – слуховые
представления, чувство ритма, чувство ансамбля);
 развивать голосовые данные: силу голоса, диапазон, беглость, тембр; развивать
воображение, мышление, память, активное внимание, наблюдательность;
 формировать элементарные актѐрские навыки (мимика, жесты);
 развивать способности к коллективной работе.
Воспитательные
 формировать интересы, потребности, эстетическое отношение к искусству эстрадного
вокала, прививать художественный и музыкальный вкус;
 воспитывать умение работать в коллективе;
 воспитывать волевые качества (воля, трудолюбие, ответственность, организованность,
дисциплинированность и др.
Планируемые результаты
Предметные
10










наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально-творческому
самовыражению;
умение применять правильную певческую установку;
знание цикла упражнений на дыхание, звукообразование, артикуляцию, дикцию и
применение приобретѐнных навыков на практике.
владение основными навыками исполнения одноголосных эстрадных вокальных
произведений в ансамбле;
знание основных жанров вокальной музыки;
умение определять структуру и понимать смысл вокального произведения; стремление
передавать характер и настроение песни, правильно распределять дыхание по фразам,
умение исполнять легато, нон легато, стаккато;
владение техникой работы с микрофонами под фонограмму «-1» в группе и соло;
участие в концертах, умение уверенно выходить на сцену, чувствовать исполняемые
произведения на большой сцене, раскованно (но не вульгарно) и выразительно исполнять
их.

Метапредметные
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
 формирование понимания красоты музыкальной искусства в соответствии с культурными
образцами и эстетическими канонами;
 умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками при решении музыкально-творческих задач, достижении общих целей;
 умение анализировать своѐ и чужое исполнение.





Личностные
сформированность умения работать в коллективе;
овладение навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;
формирование чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении
поставленных целей.

Содержание
Групповые занятия
1. Раздел: Вводное занятие.
Теория: Организационные вопросы. Установка на положительную мотивацию, на интересные
вокальные занятия. Объяснение целей и задач на учебный год. Беседа по технике безопасности
и поведении на занятиях. Правила гигиены и охраны голоса.
Практика: Исполнение знакомых песен.
2.2. Эстрадный вокал
Теория Особенности эстрадного пения. Сочетание различных техник и специфических приѐмов.
Практика Прослушивание и анализ музыкального материала.
3. Раздел: Формирование певческих навыков
3.1. Певческая установка
Теория Понятия: правила пения, охрана голоса и певческая установка. Певческая установка в
положениях стоя, сидя; правильное положение корпуса, шеи, головы, рук и ног при пении.
Мимика лица при пении. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.
Практика. Контроль за певческой установкой в процессе пения.
3.2. Певческое дыхание
11

Теория Элементы правильного дыхания. Дыхательная установка. Опора звука на дыхании.
Цепное дыхание.
Практика Дыхательная гимнастика. Вокально-дыхательные упражнения. Упражнения на
диафрагмальное дыхание. Выработка чувства глубокой опоры дыхания. Дыхательные упражнения
для раскрытия головного резонатора. Работа с репертуаром, пользуясь правильным дыханием.
3.3. Звукообразование
Теория: Понятия: Звукообразование, звуковедение, певческая позиция, голосовые регистры,
диапазон голоса (звуковой, динамический)
Практика: Вокальные упражнения-распевания: пение упражнений-распевок на одном дыхании на
разных гласных звуках, слогах; упражнения на исполнение legato, non legato, staccato работа над
высокой певческой позицией, «близкое пение», «купол»; упражнения на развитие и сглаживание
регистровых переходов (звукоряды, скачки, арпеджио). упражнения на развитие звукового и
динамического диапазонов. разучивание одноголосных вокальных упражнений, распевок
упражнения с использованием вокального приѐма «скэт»
3.4. Артикуляция, дикция
Теория: Естественность и активность артикуляционного аппарата. Организация слов ритмически и
звуковысотно. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимой.
Практика: Пение и произнесение скороговорок. Речевые упражнения. Артикуляционная
гимнастика. Работа над репертуаром с применением полученных навыков.
4. Раздел: Освоение эстрадного вокального репертуара
4.1. Разучивание произведений
Теория: Краткие, лаконичные сведения о разучиваемом песенном материале, жанрах
произведений, их содержании, авторах, музыкально-выразительных средствах. Анализ
музыкального и поэтического текста. Практика:
Показ – исполнение песни или показ
произведения в записи. Разучивание и работа над текстом, мелодией, ритмом. Отдельная работа
над сложными в интонационном, ритмическом и вокальном плане фрагментами. Работа над
художественно – образной стороной произведения.
4.2. Строй и ансамбль
Теория: Понятие: эстрадный ансамбль. Основные правила пения в ансамбле.
Практика: Выработка единообразных приѐмов пения (одновременное дыхание и атака звука,
правильная вокализация гласных, единая подтекстовка). Упражнения на выработку чистого
унисона. Работа над дикционным, ритмическим, интонационным, темповым, динамическим
ансамблем в пении эстрадных произведений.
4.3. Работа с микрофоном и фонограммой
Теория: Беседа о технике безопасности работы с микрофоном. Основные проблемы с микрофоном
на сцене: включение микрофона, «заводка» микрофона, тембр звука, искажения звука,
посторонние шумы. Особенности сольного и ансамблевого исполнения репертуара с микрофоном
под фонограмму «-1». Практика: Работа над эстрадными вокальными произведениями с учѐтом
уже полученных ранее знаний о специфике работы с фонограммой (-1) и микрофоном.
4.4. Сценическое мастерство
Теория: Совершенствование основ сценического мастерства:
 Сценическая культура исполнителя
 Сценическое пространство
 Владение собой, устранение волнения на сцене
 Мимика (выражение лица, улыбка)
 Жесты вокалиста (солиста, участника ансамбля).
 Соответствие жестов и движений музыке и тексту.
12

 Песенный образ
Практика:
 Сюжетно-ролевые игры
 Мимический тренинг
 Психологический тренинг
 Игры и упражнения на развитие внимания, сценической свободы, координацию движений.
 Работа над репертуаром, используя сценическую технику.
5. Раздел: Итоговое занятие
Практика: Исполнение эстрадных вокальных произведений на отчѐтных концертах.
Подведение итогов. Поощрение наиболее активных участников.
Занятия в подгруппах
1. Раздел: Формирование певческих навыков
Теория: Знакомство с основными элементами эстрадного пения (звукообразование, дикция)
Образное доступное раскрытие каждого нового упражнения и его роли для музыкально –
певческого развития каждого ребенка.
Практика:
Пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование
вокальных навыков в жанре эстрадного пения.
2. Раздел: Освоение эстрадного вокального репертуара
2.1. Работа над произведениями
Теория: Понятие «манера исполнения».
Практика:
Выбор репертуара. Работа над произведениями с солистами, ансамблями,
используя основные навыки эстрадного пения. Работа над сложными в интонационном,
ритмическом, вокальном отношении фрагментами произведений. Отработка неудавшихся
нюансов. Определение и реализация исполнительского плана. Работа над индивидуальной
манерой исполнения эстрадных произведений. Совершенствование навыка работы с
микрофонами, фонограммами «-1». Доведение музыкального произведения до концертного
уровня. Репетиции на сцене.
2.2. Сценическое мастерство
Теория: Расширение представлений о сценическом мастерстве (манера исполнения, вокал,
костюм, пластика, поведение на сцене, общение со зрителем).
Практика:
Поиск собственного звука и сценического образа. Совершенствование
элементарных актерских навыков. Закрепление навыков сценического поведения, движений.
Воспитание осанки, походки. Упражнения на вокально-двигательную координацию.
Подчинения движения характеру музыки и текста. Работа над произведениями на сцене.
3.Раздел: Импровизация
Теория: Понятие: вокальная импровизация. Раскрытие содержания предлагаемых заданий и
путей их выполнения. Показ возможных вариантов.
Практика: Пение импровизаций – вариаций на заданную тему в различном характере, с
различным ритмическим рисунком. Элементы импровизации в процессе пения эстрадного
репертуар
Календарно-тематическое планирование
по программе «Основы эстрадного вокала»
1-й год обучения
Занятие в подгруппе
№
1

Дата занятия Дата занятия Название раздела и темы
планируемая фактическая
Вводное занятие
Формирование певческих навыков

Кол-во
часов
2
2
13

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Музыкально-образовательные беседы о
вокальном искусстве Виды вокального
искусства
Формирование певческих навыков
Формирование
певческих
навыков
Певческая установка
Формирование певческих навыков
Формирование
певческих
навыков
Певческое дыхание
Формирование певческих навыков
Освоение
эстрадного
вокального
репертуара Разучивание произведений
Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
Освоение
эстрадного
вокального
репертуара Разучивание произведений
Освоение эстрадного вокального репертуара
Разучивание произведений
Освоение
эстрадного
вокального
репертуара Строй и ансамбль
Освоение эстрадного вокального репертуара
Освоение
эстрадного
вокального
репертуара Разучивание произведений
Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
Освоение эстрадного вокального
репертуара Работа над произведениями
Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
Освоение
эстрадного
вокального
репертуара Строй и ансамбль
Освоение
эстрадного
вокального
репертуара сценическое мастерство
Освоение
эстрадного
вокального
репертуара Работа с микрофоном и
фонограммой
Освоение эстрадного вокального репертуара
Сценическое мастерство
Сценическое
мастерство
Сценическая
импровизация
Импровизация
Освоение
эстрадного
вокального
репертуара Разучивание произведений
Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
Освоение
эстрадного
вокального
репертуара Разучивание произведений 1 *
Освоение эстрадного вокального репертуара
Сценическое мастерство
Освоение
эстрадного
вокального
репертуара Работа с микрофоном и
фонограммой
Освоение эстрадного вокального репертуара

2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2

2
14

16

17
18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

Сценическое мастерство Сценический
образ
Импровизация
Итоговое занятие
Импровизация
Музыкально -образовательные беседы о
вокальном искусстве Авторы и исполнители
современных вокальных произведений.
Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
Освоение
эстрадного
вокального
репертуара Разучивание произведений
Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
Освоение
эстрадного
вокального
репертуара Разучивание произведений
Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
Освоение эстрадного вокального репертуара
Разучивание произведений
Освоение
эстрадного
вокального
репертуара Работа над произведениями
Освоение эстрадного вокального репертуара
Строй и ансамбль
Освоение
эстрадного
вокального
репертуара Работа над произведениями
Освоение
эстрадного
вокального
репертуара Разучивание произведений 1
Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
Освоение
эстрадного
вокального
репертуара Работа с микрофоном и
фонограммой
Освоение
эстрадного
вокального
1
репертуара Сценическое мастерство
Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа с микрофоном и фонограммой
Импровизация
Сценическое
мастерство
Сценическая
импровизация
Освоение
эстрадного
вокального
репертуара Работа над произведениями 1
Освоение эстрадного вокального репертуара
Разучивание произведений 1 *
Освоение
эстрадного
вокального
репертуара Работа над произведениями 1
Освоение эстрадного вокального репертуара
Разучивание произведений
Освоение эстрадного вокального репертуара
Сценическое мастерство
Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа с микрофоном и фонограммой
импровизация

2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
15

Освоение
эстрадного
вокального
репертуара Работа над произведениями
Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
Освоение эстрадного вокального репертуара
Разучивание произведений
Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
Освоение эстрадного вокального репертуара
Строй и ансамбль
Освоение
эстрадного
вокального
репертуара Работа с микрофонами
Сценическое мастерство Сценический образ
Освоение эстрадного вокального репертуара
Сценическое мастерство
Итоговое занятие
Импровизация

30

31

32

33

34

35
ИТОГО

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
140час

Воспитательная работа и массовые мероприятия
Мероприятия
Посещение массовых мероприятий ДЮТЦ, района, города
Участие в праздничных программах ДЮТЦ, района, города.
Отчѐтные концерты

сроки
В течение года.
В течение года
Декабрь. Апрель

Взаимодействие педагога с родителями
Родительское собрание

Анкетирование родителей
Индивидуальные
консультации

Организационное собрание. Сентябрь В течение года Май
Презентация
деятельности
коллектива. Знакомство с
программой. Подготовка к
выступлениям на концертах.
Организационные
вопросы.
Итоги учебного года и
творческие перспективы.
Анкеты,
предлагаемые Сентябрь Май
родителям в начале года в
конце учебного года
По необходимости.
В течение года

Рабочая программа 2-й год обучения
Особенности 2 года обучения
На 2-м году обучения происходит закрепление вокальных навыков, освоение
двухголосия, практическое ознакомление с репертуаром ансамбля, активная концертная
деятельность, работа с малыми ансамблями.
Задачи:
16

Обучающие
 Расширять представления о вокальной музыке, различных направлениях
эстрадноджазового вокала;
 Совершенствовать вокальные умения и навыки через усложнение репертуара, ритма и
метра, использование голосовых импровизаций;
 Совершенствовать вокально - технические приѐмы эстрадного пения;
 совершенствовать навыки ансамблевого исполнения с включением элементов
двухголосия;
 совершенствовать
навыки
исполнительского
мастерства
при
работе
со
звукоусиливающей аппаратурой.
 Совершенствовать навыки выразительного исполнения эстрадных произведений в
ансамбле и соло, вносить в исполнение элементы художественного творчества;
 Совершенствовать сценическую культуру.
Развивающие
 Продолжать развивать музыкальные способности детей (ладовое чувство, музыкально –
слуховые представления, чувство ритма, чувство ансамбля);
 Развивать голосовые данные: силу голоса, диапазон, беглость, тембр и регистровые
возможности; Совершенствовать навыки музыкально-художественного мышления и
исполнения;
 Развивать чувство партнѐрства;
 Развивать творческую активность детей;
 Совершенствовать актѐрские навыки;
 Развивать артистическую смелость, умение держаться на сцене, исполнительскую
культуру;
 Совершенствовать способности к самостоятельной и коллективной работе.
Воспитательные
 Продолжать формировать интересы, потребности, эстетическое отношение к искусству
эстрадного вокала, прививать художественный и музыкальный вкус;
 Воспитывать выдержку, умение подчинить свою индивидуальность требованиям
коллектива;
 Формировать трудовые навыки, волевые качества;
 Формировать качества, способствующие самоутверждению личности:
 самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности и самовыражения.
Планируемые результаты
Предметные
 соблюдение при пении певческой установки;
 сформированность вокальных навыков в соответствии с программным содержанием 2-го
года обучения;
 знание приѐмов эстрадного пения и применение их в практической деятельности;
 сформированность способности самостоятельно работать над техническим материалом,
свободно владеть штрихами, нюансировкой, фразировкой и динамикой в вокальных
произведениях; развитие свободного, без зажимов, артистичного исполнения эстрадных
вокальных произведений на концертных площадках;
 выразительное, образное, эмоциональное исполнение репертуара в сочетании с
хореографическим и сценическим замыслом.
 Внесение в исполнение элементов художественного творчества;
 реабилитация при простудных заболеваниях;
Метапредметные
 овладение навыками теоретического анализа исполняемых эстрадных вокальных
произведений;
17




умение делать исполнительский анализ;
умение преодолевать технические трудности при разучивании учебных упражнений и
песенного репертуара;
 способность адекватно оценивать свое выступление и партнеров.
 сформированность умения понимать причины успеха или неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Личностные
 наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
 осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью,
 умение давать объективную оценку своему труду;
 овладение умением предлагать свою помощь и сотрудничество в коллективе и
жизни.
 стремление прислушиваться к мнению других.
Содержание
Групповые занятия.
1. Раздел: Вводное занятие.
Теория Организационные вопросы. Объяснение целей и задач на учебный год. Беседа по
технике безопасности и правилам поведения. Закрепление знаний о правилах гигиены и
охраны голоса. Практика Просмотр и обсуждение выступлений вокального ансамбля за
предыдущий год. Повторение знакомых песен (по выбору).
2. Раздел: Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве
2.1. Направления современной вокальной музыки.
Теория Знакомство с различными направлениями эстрадно-джазового вокала: популярная музыка
(поп), рок, соул, блюз, рэп, шансон и пр.
Практика Прослушивание и анализ музыкального материала.
2.2. Авторы и исполнители современных вокальных произведений.
Теория Знакомство с творчеством ведущих мастеров отечественной и зарубежной эстрады.
Практика Прослушивание и анализ музыкального материала.
3. Раздел: Формирование певческих навыков
3.1. Певческая установка
Теория Закрепление правил пения, охраны голоса и певческой установки. Певческая установка в
положениях стоя, сидя; правильное положение корпуса, шеи, головы, рук и ног при пении.
Мимика лица при пении. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.
Практика. Контроль за певческой установкой в процессе пения.
3.2. Певческое дыхание
Теория Приѐмы дыхания в произведениях разного характера.
Практика Дыхательная гимнастика с чѐтким контролем правильного певческого дыхания.
Вокально-дыхательные упражнения. Использование техники певческого дыхания при работе с
репертуаром.
3.3. Звукообразование
Теория Повторение и закрепление правил пения, теоретических сведений о голосовом аппарате и
звукообразовании.
Практика
 Упражнения для развития более подвижного и беглого голоса.
 Чистота интонации.
 Упражнения для расширения звукового и динамического диапазона
 Пение элементарных двухголосных и трѐхголосных упражнений, канонов
18




Пение интервалов, гамм, гаммообразных упражнений в различной ритмической
фигурации.
Работа над элементами эстрадного пения

3.4. Артикуляция, дикция
Теория Соблюдение правильных ударений. Основная смысловая нагрузка в словах. Соотношение
работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимой.
Практика Пение и произнесение скороговорок. Упражнения для артикуляционного аппарата.
Работа над репертуаром с применением полученных навыков
4. Раздел: Освоение эстрадного вокального репертуара
4. 1. Разучивание произведений

Теория Краткие, лаконичные сведения о разучиваемом песенном материале, жанрах
произведений, их содержании, авторах, музыкально-выразительных средствах. Анализ
музыкального и поэтического текста. Практика Показ – исполнение песни или показ произведения
в записи. Разучивание мелодического текста по партиям. Отдельная работа над сложными в
интонационном, ритмическом и вокальном плане фрагментами. Работа над художественно –
образной стороной произведения.
4.2. Строй и ансамбль
Теория Закрепление понятия об ансамблевом пении. Ансамбль в двухголосном изложении.
Практика Совершенствование единообразных приѐмов пения (одновременное дыхание и атака
звука, правильная вокализация гласных, единая подтекстовка). Пение гармонических упражнений,
интервалов. Упражнения на совершенствование динамического, ритмического, дикционного и
тембрового ансамбля. Дальнейшая работа над качеством исполнения музыкальных произведений
в эстрадном ансамбле.
4.3. Работа с микрофоном и фонограммой
Теория Беседа о технике безопасности работы с микрофоном. Взаимосвязь между динамическими
особенностями мелодии и расстоянием между микрофоном и ртом. Использование микрофона при
активном сценическом движении.
Практика Работа над эстрадными вокальными произведениями с учѐтом уже полученных ранее
знаний о специфике работы с фонограммой (-1) и микрофоном.
5. Раздел: Сценическое мастерство
5.1. Сценическая импровизация
Теория Образное раскрытие сущности сценической импровизации.
Практика развития сценической свободы Подготовка сценических номеров Работа над
концертным репертуаром, используя сценическую импровизацию.
5.2. Сценический образ.
Теория Поиск собственного сценического образа
Практика Создание собственного сценического стиля Подготовка сценических номеров Работа
над концертным репертуаром, используя сценическую технику
7.Раздел: Итоговое занятие
Практика Исполнение эстрадного вокального репертуара на отчѐтных концертах. Подведение
итогов. Поощрение наиболее активных участников.
Занятия в подгруппах
1. Раздел: Формирование певческих навыков
Теория Правила охраны голоса в предмутационный период. Стилевые особенности эстрадного
жанра (манера исполнения, манера звуковедения, особенности ритма и др.).
19

Практика Пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование
эстрадной манеры исполнения. Упражнения на совершенствование качества звучания голоса
(тембра, звуковысотного и динамического диапазонов, вокального интонирования,
подвижности голоса, четкости дикции, смешанного дыхания)
2. Раздел: Освоение эстрадного вокального репертуара
2.1. Работа над произведениями
Теория Индивидуальная манера исполнения эстрадных произведений. Роль солиста в
эстрадных вокальных композициях.
Практика Дальнейшая работа над качеством сольного исполнения, ансамблей. Работа в
партиях. Выбор репертуара. Работа над программным репертуаром, совершенствуя манеру
эстрадного пения. Поиск собственной манеры исполнения. Работа над технической стороной и
художественным образом. Совершенствование навыка работы с микрофонами, фонограммами
«-1». Отработка неудавшихся нюансов. Доведение программного репертуара до концертного
уровня. Репетиции на сцене.
2.2. Сценическое мастерство
Теория Расширение представлений о сценическом мастерстве.
Практика Закрепление навыков сценического поведения, движений. Упражнения на вокальнодвигательную координацию. Подчинения движения характеру музыки и текста. Поиск
собственного сценического образа. Работа над репертуаром, используя сценическую технику.
Создание собственного сценического стиля.
2. Раздел: Импровизация
Теория Понятие: Расширение представлений об импровизации. Образное раскрытие сущности
каждой импровизации в упражнениях.
Практика Импровизация подголосков к разучиваемым песням. Сочинение небольших мелодий
в опоре на характерные интонации. Сочинение ритмических аккомпанементов. Импровизация
в заданной тональности. Импровизации в процессе пения эстрадного репертуара.
Календарно-тематическое планирование по программе «Основы эстрадного вокала»
2-й год обучения
№
1
2

3

4

5

6

Дата занятия Дата занятия Название раздела и темы
планируемая фактическая
Вводное занятие
Формирование певческих навыков
Музыкально-образовательные беседы о
вокальном искусстве
Направления современной вокальной музыки
Формирование певческих навыков
Формирование
певческих
навыков
Певческая установка
Формирование певческих навыков
Формирование
певческих
навыков
Певческое дыхание
Формирование певческих навыков
Формирование певческих навыков
Звукообразование
Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
Формирование певческих навыков
Работа над произведениями

Кол-во
часов
2,5
2,5
2,5

2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,
2,5
2,5
20

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17
18

19

Освоение эстрадного вокального репертуара
Разучивание произведений
Освоение
эстрадного
вокального
репертуара
Разучивание произведений
Освоение эстрадного вокального репертуара
Освоение
эстрадного
вокального
репертуара Разучивание произведений
Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
Освоение эстрадного вокального
репертуара
Строй и ансамбль
Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
Освоение
эстрадного
вокального
репертуара Строй и ансамбль
Освоение
эстрадного
вокального
репертуара
Работа над произведениями
Освоение
эстрадного
вокального
репертуара Работа с микрофоном и
фонограммой
Освоение эстрадного вокального репертуара
Сценическое мастерство
Сценическое
мастерство
Сценическое
мастерство
Импровизация
Освоение
эстрадного
вокального
репертуара Разучивание произведений
Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
Освоение
эстрадного
вокального
репертуара сценическое мастерство
Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа с произведениями
Освоение
эстрадного
вокального
репертуара Работа с микрофоном и
фонограммой
Освоение эстрадного вокального репертуара
Сценическое мастерство Сценический
образ
Импровизация
Итоговое занятие
Импровизация
Музыкально -образовательные беседы о
вокальном искусстве Авторы и исполнители
современных вокальных произведений.
Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
Освоение
эстрадного
вокального
репертуара Разучивание произведений
Освоение эстрадного вокального репертуара

2,5
2,5

2,5
2,5
2,5
2,5

2,5
2,5
2,5

2,5

2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5

2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5

2,5
2,5
2,5
21

20

21

22
23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Работа над произведениями
Освоение
эстрадного
вокального
репертуара Разучивание произведений
Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
Освоение эстрадного вокального репертуара
Разучивание произведений
Освоение
эстрадного
вокального
репертуара Работа над произведениями
Освоение эстрадного вокального репертуара
Строй и ансамбль
Освоение
эстрадного
вокального
репертуара Разучивание произведений 1
Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
Освоение
эстрадного
вокального
репертуара Работа с микрофоном и
фонограммой
Освоение
эстрадного
вокального
1
репертуара Сценическое мастерство
Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа с микрофоном и фонограммой
Импровизация
Сценическое
мастерство
Сценическая
импровизация
Освоение
эстрадного
вокального
репертуара Работа над произведениями 1
Освоение эстрадного вокального репертуара
Разучивание произведений 1 *
Освоение
эстрадного
вокального
репертуара Работа над произведениями 1
Освоение эстрадного вокального репертуара
Разучивание произведений
Освоение эстрадного вокального репертуара
Сценическое мастерство
Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа с микрофоном и фонограммой
импровизация
Освоение
эстрадного
вокального
репертуара Работа над произведениями
Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
Освоение эстрадного вокального репертуара
Разучивание произведений
Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
Освоение эстрадного вокального репертуара
Строй и ансамбль
Освоение
эстрадного
вокального

2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5

2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
22

репертуара Работа с микрофонами
Сценическое мастерство Сценический образ
Освоение эстрадного вокального репертуара
Сценическое мастерство
Итоговое занятие
Импровизация

34

35
ИТОГО

2,5
2,5
2,5
2,5
175 час

Воспитательная работа и массовые мероприятия
Мероприятия
Посещение массовых мероприятий ДЮТЦ, района, города
Участие в праздничных программах ДЮТЦ, района, города.
Отчѐтные концерты

Сроки
В течение года.
В течение года
Декабрь. Апрель

Взаимодействие педагога с родителями
Родительское собрание

Анкетирование родителей
Индивидуальные
консультации

Организационное собрание.
Презентация
деятельности
коллектива. Знакомство с
программой. Подготовка к
выступлениям на концертах.
Организационные
вопросы.
Итоги учебного года и
творческие перспективы.
Анкеты,
предлагаемые
родителям в начале года в
конце учебного года
По необходимости.

Сентябрь
В течение года
Май

Сентябрь Май
В течение года

Оценочные и методические материалы
Оценочные материалы
Отслеживание результативности образовательной деятельности по программе.

Виды контроля

Формы

Сроки

Входной

Прослушивание.
Собеседование
Наблюдение педагога в ходе
занятий и выступлений на
концертах и
праздничных
мероприятиях
учреждения,
района, города, а также
участия
в
музыкальных
конкурсах
районного
и
городского уровней.
Контрольный урок. Отчѐтный
концерт.
Отчѐтный концерт.

Сентябрь

Текущий

Промежуточный
Итоговый

В течение
обучения.

всего

периода

Декабрь, май
Май.
В конце обучения по данной
программе
23

Список литературы
1. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.
2. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М.: МГПИ,1983.
3. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребѐнка - Минск: ТетраСистемс, 2007.
4. Вейс П. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио - СПб: Лань, 1997.
5. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология - М., 1993.
6. Дмитриев Л. Основа вокальной методики - М., 1968.
7. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца – М.: Музгиз.1964.
8. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития - М.: Просвещение, 2006.
9. Егоров А. Гигиена певца и ее физиологические основы – М.: Музгиз.1962.
10. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 1996.
11. Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2005.
12. Кидл Мэри. «Сценический костюм». –М.: «Арт-родник», 2004.
13. Коллиер Д.Л. «Становление джаза». –М.: 1984.
14. Крючков А.С. «Работа со звуком». – М,: АСТ «Техникс», 2003.
15. Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца – Л.: Музыка 1977.
16. Малахов Современные дыхательные методики – Донецк, 2003.
17. Морозов В. Вокальный слух и голос - М., 1965.
18. Морозов В. Тайны вокальной речи – Л.: Наука.1967.
19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - М.:
Академия, 2004.
20. Огородников Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе:
Методическое пособие. - Л.: Музыка, 1972.
21. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком - Ярославль: Академия развития, 2002.
22. Рыбкина Т.В., Шеверева Т.Г. Как сказать мяу. Музыкально-речевые игры для детей
дошкольного и младшего школьного возраста - М.: Классика-XXI, 2005.
23. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д. Карателло . – СПб.: Питер, 2007.
24. Струве Г.А, Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для детских хоровых студий и
коллективов. М, 1988.
25. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио - СПб: Лань, 1997.
26. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей (4-е изд.) - М.: 2002.
27. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сост. Орлова Т.М.,
Бекина С.И. - М.: Просвещение, 1988.
28. Шацкая В. Н. Детский голос. - М., Педагогика, 1970.
29. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – М., ФИС, 2000.
30. Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария», 2000. Список литературы
для учащихся и родителей
1. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство - М.: Музыка, 1974.
2. Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2005.
3. Клѐнов А. Там, где музыка живѐт. – М., 1986
4. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. - Л.,1986

24


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».