ДООП Брындин А.А. Театр вокруг нас

Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию администрации г. Улан-Удэ
МАОУ ДО «Городской дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ

«Принято»
на Педагогическом совете
МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Протокол №1
«30» августа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
Театральной студии «Идея»
«Театр вокруг нас»
Направленность: художественная
Возраст учащихся: 7-12 лет
Срок реализации программы: 1 год
Уровень: стартовый

Автор -составитель:
Брындин Антон Александрович,
педагог дополнительного образования

г. Улан-Удэ
2023

Оглавление
I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы .................................................................................................. 3
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ....................................................................................... 3
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .......................................................... 5
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ........................................................................................ 6
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ....................... 16
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ........................................................................ 16
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ .................................................................. 21
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ................................................................................................. 21
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ......................................................................................... 21
Список литературы .................................................................................................................. 21
Литература для учащихся ....................................................................................................... 22

I.

Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные характеристики программы
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Театр вокруг нас» (далее Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);
2.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ;
3.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики»;
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»;
5.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства»;
7.
Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
8.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об
утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования
детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
10.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
12.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с
изменениями на 27 октября 2020 года).
13.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31
января 2022 г. N1ДГ 245/06);
14.
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных

организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо
Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06);
15.
Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13
декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)
16.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015
г. N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;
17.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г.
Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года.
18.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в
Республике Бурятия на период до 2025 года;
19.
Устав муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г.
Улан – Удэ»;
20.
Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского)
творчества г. Улан – Удэ»;
21.
Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ,
регламентирующих образовательный процесс.
Актуальность программы обусловлена потребностями и стремлениями
обучающихся к развитию творческих способностей через театральное искусство.
Театральная студия предлагает детям возможность развивать свои актерские навыки и
творческое мышление. Это помогает ученикам расширять свой кругозор, улучшать
коммуникативные навыки и уверенность в себе. Одним из важных факторов является
развитие социальных навыков. В театральной студии «Идея» ребята учатся работать в
команде, сотрудничать и общаться друг с другом. Эти социальные навыки являются
необходимыми во многих сферах деятельности помогут детям в будущем.
Вид программы: модифицированная
Направленность программы: художественная
Адресат программы: 7-12 лет, все группы первого года обучения. Формируются
группы по возрастному признаку, количество учащихся в группах 15 человек.
Младшие школьники: 7-8 лет
Средние школьники: 9-10 лет
Старшие школьники: 11-12 лет
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации Программы – 1 год
Стартовый уровень - 1 год обучения, 144-216 педагогических часов;
2.1. Объем программы – 648 часов на весь период обучения.
2.2. Срок реализации программы – 1 год. 1, 2, 3 гр. – 144 ч., 4 гр. – 216 ч.
Форма обучения: очная, (очно-заочная, заочная и дистанционная на платформе
Сферум, (локальный акт)) аудиторные и внеаудиторные (КТЦ «Феникс», проведение
экскурсии, лекции), (в т.ч. индивидуальные) занятия.
Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные.
Режим занятий: 1, 2, 3 гр. – 2 раза в неделю по 2 академических часа (4 часа), 2 занятия. 4
гр. – 3 раза в неделю по 2 академических часа (6 часа), 3 занятия. Обучающимся 4 гр. возраст

позволяет быстрее охватывать учебную программу и у детей есть опыт участия в
театральных постановках.

1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель: формирование личности с широким кругозором, духовно-богатой, гармоничной,
способной к творческому самовыражению.
Образовательные задачи:
Обучающие (предметные):
1. обучить воспитанников основам актерского мастерства через упражнения
тренингов, с последующей постановкой учебного спектакля;
2. научить выразительной речи, выразительной пластике и действию на сцене;
3. познакомить с историей и теорией русского и зарубежного театра, с русской и
зарубежной литературой и драматургией;
4. познакомить учащихся с спектаклями Улан-Удэнских театров, соответственно
возрасту, и лучшими фильмами российского кинематографа, соответственно
возрасту.
Воспитательные (личностные) –
1. способствовать воспитанию художественного вкуса;
2. сформировать
навыки поведения и совместной деятельности в творческом
коллективе;
3. формировать навыки самостоятельной организации творческого процесса;
4. воспитать в учащихся чувство коллективизма, взаимопонимания, взаимовыручки,
ответственности;
5. помочь в преодолении психологических барьеров общения.
Развивающие (метапредметные) –
1. развить произвольное внимание, сосредоточенность, память, наблюдательность,
выдержку, чувство ритма;
2. развить эстетическое восприятие и творческое воображение;
3. пробудить интерес к чтению и посещению театра;
4. пробудить интерес к изучению и познанию мирового искусства;
5. развивать словарный запас учащихся;
Ожидаемые результаты:
Предметные:
•
владение основами актерского мастерства через упражнения и тренинги, навыками
сценического воплощения через процесс создания художественного образа;
•
выработать навыки сценической речи, сценического движения, пластики;
•
знание приемов раскрепощения и органического существования;
•
умение выполнять простейшие навыки работы с воображаемым предметом;
•
освоение основ дыхательной гимнастики;
•
владение музыкально-ритмическими навыками;
•
знание теоретических основ драматического театра, режиссуры.
Личностные:
•
умение самостоятельно организовывать и проводить со сверстниками игрытренинги и групповые этюды, осуществлять их объективную оценку;
•
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
•
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
•
развитие эстетического восприятия через освоение творческой деятельности
эстетического характера, формирование эстетического вкуса;
•
приобретение навыков сотрудничества, содержательного и бесконфликтного
участия в

совместной учебной работе;
приобретение опыта общественно-полезной социально-значимой деятельности.

•

Способы и формы проверки результатов
В течение каждого учебного года для каждой учебной группы осуществляется
входная, промежуточная и рубежная диагностика.
"В" - входная диагностика (октябрь)
"П" - промежуточная диагностика (январь)
"Р" - рубежная диагностика (апрель).
Формы контроля могут быть следующие: педагогическое наблюдение, выполнение
практических заданий педагога, анализ на каждом занятии педагогом и обучающимися
качества выполнения работ и приобретенных навыков общения, устный и письменный
опрос, творческий показ.
Формы оценки результативности: портфолио учащихся, выполнение
самостоятельной творческой работы, ее представление на концертах или фестивалях,
просмотр видео спектакля с дальнейшим обсуждением, отзывы родителей и
одноклассников.

1.3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3

СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические занятия
Практические занятия
Форма контроля
ВСЕГО ЧАСОВ

1 год обучения.
1, 2, 3 гр.
4 гр.
31
45
118
171
Педагогические
Педагогические
наблюдения, зачет,
наблюдения, зачет,
творческий показ,
творческий показ,
конкурс
конкурс
144 ч.
216 ч.

1.3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Стартовый уровень. 1-ый год обучения, 144 ч.
№

1.

Наименование
разделов и тем

Всег
о
часо
в
2

Теоретически
е занятия

Практически
е занятия

Тема 1.
2
Введение в
общеобразовательную
программу. Цель и
задачи программы
I «Основы актерского мастерства»

Форма
контроля
Наблюдение

1.1.

1.2.
1.3.
1.4.
1.5.

1.6.

1.7.

2.1.
2.2.

2.3.

2.4.

3.1.
3.2.

3.3.

Тема 1. Теоретические
4
4
основы актерского
мастерства
Тема 2.
16
2
«Внимание, память»
Тема 3.
14
2
«Командообразование»
Тема 4.
14
2
«Партнерство»
Тема 5.
16
4
Постановка этюда
«Оживление предмета»
Тема 6.
16
4
Постановка этюда
«Наблюдение за
животными»
Тема 7.
14
2
«Импровизация»
II «Основы сценической речи»

Тест

14

Зачет

12

Зачет

12

Зачет

12

Творческий
показ

12

Творческий
показ

12

Конкурс

Тема 1.
2
2
Вводное занятие.
Тема 2.
12
2
10
Техника сценической
речи. Дыхание. Голос.
Дикция
Тема 3.
6
2
4
Работа со
стихотворением. «Текст
в движении».
Тема 4.
6
2
4
Работа над
литературнохудожественным
произведением.
Художественное слово
III «Основы сценического движения»

наблюдение

Тема 1.
Вводное занятие
Тема 2.
Общее развитие
мышечнодвигательного
аппарата. Скорость,
темп, контрастность
движений.
Тема 3.
Акробатические
упражнения. Кувырки,
падения.

1

Наблюдение

8

8

Зачет

10

10

Зачет

2

1

Зачет

Зачет

Зачет

4.1.

Музыкальность и
ритмичность
Творческий показ.
«Теоретические и
практические основы
мастерства актера»
Итого

2

144

2

31

Творческий
показ

118

Стартовый уровень. 1-ый год обучения, 216 ч.
№

1.

1.1.

1.2.

1.3.
1.4.
1.5.
1.6.

1.7.

1.8.
1.9.

2.1.

Наименование
разделов и тем

Всег
о
часо
в
2

Теоретически
е занятия

Практически
е занятия

Тема 1.
2
Введение в
общеобразовательную
программу. Цель и
задачи программы
I «Основы актерского мастерства»
Тема 1.
6
6
Теоретические основы
актерского мастерства
Тема 2.
6
6
Разработка Сценарнопостановочного плана
Представления
Тема 3.
16
2
«Внимание, память»
Тема 4.
14
2
«Командообразование»
Тема 5.
14
2
«Партнерство»
Тема 6.
16
4
Постановка этюда
«Оживление предмета»
Тема 7.
16
4
Постановка этюда
«Наблюдение за
животными»
Тема 8.
14
2
«Импровизация»
Тема 9.
22
2
Участие в
представлении.
II «Основы сценической речи»
Тема 1.
Вводное занятие.

2

2

Форма
контроля
Наблюдение

Тест
Зачет

14

Зачет

12

Зачет

12

Зачет

12

Творческий
показ

12

Творческий
показ

12

Конкурс

20

Представлен
ие

наблюдение

2.2.

2.3.

2.4.

3.1.
3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

4.1.

Тема 2.
12
2
10
Техника сценической
речи. Дыхание. Голос.
Дикция
Тема 3.
12
2
10
Работа со
стихотворением. «Текст
в движении».
Тема 4.
12
2
10
Работа над
литературнохудожественным
произведением.
Художественное слово
III «Основы сценического движения»
Тема 1.
Вводное занятие
Тема 2.
Общее развитие
мышечнодвигательного
аппарата. Скорость,
темп, контрастность
движений.
Тема 3.
Акробатические
упражнения. Кувырки,
падения.
Музыкальность и
ритмичность
Тема 4.
Основы сценического
падения, боя, рапид
Тема 5.
Постановка
пластического этюда
Творческий показ.
«Теоретические и
практические основы
мастерства актера»
Итого

1.3.3.

Зачет

Зачет

Зачет

1

Наблюдение

8

8

Зачет

10

10

Зачет

2

1

16

2

14

Зачет

14

2

12

Конкурс

2

Творческий
показ

2

216

45

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Для обучающихся 1-го года обучения (144 ч.).

171

№
1

1.1.

Раздел, тема
Тема1.
Введение в
общеобразователь
ную программу.
Цель и задачи
программы

Стартовый
Теория
Организационные вопросы. Знакомство. Теоретические основы
мастерства актера.
Практика

Контроль
Наблюдение
Основы актерского мастерства.
Тема 1.
Теория
Теоретические
Драматургия как основа театрального искусства. Основные
основы актерского жанры драматургии. Тема, идея пьесы. История театра. Великие
мастерства
драматурги и их творчество.
Практика

1.2.

Тема 2.
«Внимание,
память»

1.3.

Тема 3.
«Командообразова
ние»

1.4.

Тема 4.
«Партнерство»

1.5.

Тема 5.
Постановка этюда
«Оживление
предмета»

Контроль
Наблюдение, тест.
Теория
Роль внимания и памяти на сценической площадке.
Практика
Психофизические тренинги. Этюды на психофизическое
действие.
Контроль
Наблюдение. Зачет.
Теория
Сценическое отношение и сценическое общение. Оценка
намерения и действия партнера.
Практика
Тренинг на командообразование. Тренинг механизм. Этюд на
дополнение. Этюд на внутренний и внешний круг внимания.
Контроль
Наблюдение. Зачет.
Теория
Пристройка к партнеру. Воздействие на партнера. Отношение к
партнеру.
Практика
Тренинги на чувство партнера. Импульс, Ведущий-ведомый.
Этюды на дополнение партнера.
Контроль
Наблюдение. Зачет.
Теория
Рассмотрение главных особенностей предмета. Разработка
сценарного плана этюда.
Практика

1.6.

Тема 6.
Постановка этюда
«Наблюдение за
животными»

1.7.

Тема 7.
«Импровизация»

2.1.

Тема 1.
Вводное занятие.

2.2.

Тема 2.
Техника
сценической речи.
Дыхание. Голос.
Дикция

2.3.

Тема 3.
Работа со
стихотворением.
«Текст в
движении».

2.4.

Тема 4.
Работа над
литературнохудожественным

Постановка этюда на «Оживление предмета».
Контроль
Наблюдение. Зачет.
Теория
Рассмотрение главных особенностей животных. Разработка
сценарного плана этюда.
Практика
Постановка этюда «Наблюдение за животными».
Контроль
Наблюдение. Зачет.
Теория
Основы игровой импровизации и мастерства актера.
Практика
Тренинги на импровизацию. Этюды на «Тарабарском» языке.
Контроль
Конкурс.
Основы сценической речи
Теория
Основные особенности сценической речи в современном
профессиональном театре.
Практика
Контроль
Наблюдение.
Теория
Методика и практика по дыханию и голосу. Осанка. Свобода
мышц. Методика по дыханию и голосу.
Практика
Тренинги и упражнения на развитие дыхания. Стрельниковская
система.
Контроль
Наблюдение. Зачет.
Теория
Подбор репертуара. Разбор идейно-тематической основы
стихотворения.
Практика
Постановка этюда «Текст в движении».
Контроль
Наблюдение. Зачет.
Теория
Подбор репертуара. Разбор идейно-тематической основы
художественного произведения.
Практика

произведением.
Художественное
слово

Постановка выбранного произведения на сценическую
площадку.
Контроль
Наблюдение. Зачет.

3.1.

Тема 1.
Вводное занятие

3.2.

Тема 2.
Общее развитие
мышечнодвигательного
аппарата.
Скорость, темп,
контрастность
движений.
Тема 3.
Акробатические
упражнения.
Кувырки, падения.
Музыкальность и
ритмичность

Теория
Обобщение всего практического курса по сценическому
движению.
Практика
Растяжка. Тренинги на ощущение в пространстве.
Контроль
Наблюдение.
Теория

3.3.

4.1.

Творческий
показ.
«Теоретические и
практические
основы мастерства
актера»

Практика
Тренинги и упражнения на развития чувства тела.
Контроль
Наблюдение. Зачет.
Теория
Практика
Тренинги и упражнения на сценический кувырок и падение.
Постановка этюда на развитие музыкальности и ритмичности.
Контроль
Наблюдение. Зачет.
Теория
Практика
Открытый показ, показывающий рубежную диагностику
«Теоретические и практические основы мастерства актера».
Контроль
Творческий показ. Зачет.

Для обучающихся 1-го года обучения (216 ч.).
№
1

Раздел, тема
Тема1.
Введение в
общеобразователь
ную программу.
Цель и задачи
программы

Стартовый
Теория
Организационные вопросы. Знакомство. Теоретические основы
мастерства актера.
Практика
Контроль
Наблюдение

1.1.

1.2.

Основы актерского мастерства.
Тема 1.
Теория
Теоретические
Драматургия как основа театрального искусства. Основные
основы актерского жанры драматургии. Тема, идея пьесы. История театра. Великие
мастерства
драматурги и их творчество.
Практика

Тема 2.
Разработка
Сценарнопостановочного
плана
Представления

1.3.

Тема 3.
«Внимание,
память»

1.4.

Тема 4.
«Командообразова
ние»

1.5.

1.6.

Тема 5.
«Партнерство»

Тема 6.
Постановка этюда
«Оживление
предмета»

Контроль
Наблюдение, тест.
Теория
Выбор материала. Разработка СПП, литературного сценария.
Практика
Контроль
Наблюдение. Зачет.
Теория
Роль внимания и памяти на сценической площадке.
Практика
Психофизические тренинги. Этюды на психофизическое
действие.
Контроль
Наблюдение. Зачет.
Теория
Сценическое отношение и сценическое общение. Оценка
намерения и действия партнера.
Практика
Тренинг на командообразование. Тренинг механизм. Этюд на
дополнение. Этюд на внутренний и внешний круг внимания.
Контроль
Наблюдение. Зачет.
Теория
Пристройка к партнеру. Воздействие на партнера. Отношение к
партнеру.
Практика
Тренинги на чувство партнера. Импульс, Ведущий-ведомый.
Этюды на дополнение партнера.
Контроль
Наблюдение. Зачет.
Теория
Рассмотрение главных особенностей предмета. Разработка
сценарного плана этюда.
Практика
Постановка этюда на «Оживление предмета».
Контроль

1.7.

Тема 7.
Постановка этюда
«Наблюдение за
животными»

1.8.

Тема 8.
«Импровизация»

1.9.

Тема 9.
Участие в
представлении.

2.1.

Тема 1.
Вводное занятие.

2.2.

Тема 2.
Техника
сценической речи.
Дыхание. Голос.
Дикция

2.3.

Тема 3.
Работа со
стихотворением.
«Текст в
движении».

Наблюдение. Зачет.
Теория
Рассмотрение главных особенностей животных. Разработка
сценарного плана этюда.
Практика
Постановка этюда «Наблюдение за животными».
Контроль
Наблюдение. Зачет.
Теория
Основы игровой импровизации и мастерства актера.
Практика
Тренинги на импровизацию. Этюды на «Тарабарском» языке.
Контроль
Конкурс.
Теория
Урок мужества. Актеры Бур. драмы ушедшие на фронт. Дети,
работающие в тылу.
Практика
Репетиции театрализованного представления «Предлагаемое
обстоятельство - ВОЙНА».
Контроль
Показ.
Основы сценической речи
Теория
Основные особенности сценической речи в современном
профессиональном театре.
Практика
Контроль
Наблюдение.
Теория
Методика и практика по дыханию и голосу. Осанка. Свобода
мышц. Методика по дыханию и голосу.
Практика
Тренинги и упражнения на развитие дыхания. Стрельниковская
система.
Контроль
Наблюдение. Зачет.
Теория
Подбор репертуара. Разбор идейно-тематической основы
стихотворения.
Практика
Постановка этюда «Текст в движении».
Контроль

2.4.

Тема 4.
Работа над
литературнохудожественным
произведением.
Художественное
слово

3.1.

Тема 1.
Вводное занятие

3.2.

Тема 2.
Общее развитие
мышечнодвигательного
аппарата.
Скорость, темп,
контрастность
движений.
Тема 3.
Акробатические
упражнения.
Кувырки, падения.
Музыкальность и
ритмичность

3.3.

3.4.

Тема 4.
Основы
сценического
падения, боя,
рапид

3.5.

Тема 5.
Постановка
пластического
этюда

4.1.

Наблюдение. Зачет.
Теория
Подбор репертуара. Разбор идейно-тематической основы
художественного произведения.
Практика
Постановка выбранного произведения на сценическую
площадку.
Контроль
Наблюдение. Зачет.
Теория
Обобщение всего практического курса по сценическому
движению.
Практика
Растяжка. Тренинги на ощущение в пространстве.
Контроль
Наблюдение.
Теория
Практика
Тренинги и упражнения на развития чувства тела.
Контроль
Наблюдение. Зачет.
Теория
Практика
Тренинги и упражнения на сценический кувырок и падение.
Постановка этюда на развитие музыкальности и ритмичности.
Контроль
Наблюдение. Зачет.
Теория
Объяснение мер безопасности на занятии.
Практика
Тренинги и упражнения по сценическому бою, рапиду.
Контроль
Наблюдение. Зачет.
Теория
Подбор материала для этюда. Написание сценарного плана.
Практика
Постановка пластического этюда
Контроль
Наблюдение. Зачет.
Теория

Творческий
показ.
«Теоретические и
практические
основы мастерства
актера»

Практика
Открытый показ, показывающий рубежную диагностику
«Теоретические и практические основы мастерства актера».
Контроль
Творческий показ. Зачет.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ

II.

2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 группа 1 года обучения
Число/
месяц

Кол-во
часов
2

4
16
14
14
16

Тема занятия

Форма контроля

Тема 1.
Введение в общеобразовательную
программу. Цель и задачи программы
Основы мастерства актера
Тема 1. Теоретические основы актерского
мастерства
Тема 2.
«Внимание, память»
Тема 3.
«Командообразование»
Тема 4.
«Партнерство»
Тема 5.
Постановка этюда «Оживление предмета»

Наблюдение.

16

Тема 6.
Постановка этюда «Наблюдение за
животными»

14

Тема 7.
«Импровизация»

Опрос.
Наблюдение. Тест.
Наблюдение. Зачет.
Наблюдение. Зачет.
Наблюдение. Зачет.
Наблюдение. Зачет.
Совместный анализ
работ.
Опрос.
Наблюдение. Зачет.
Совместный анализ
работ.
Опрос.
Наблюдение. Зачет.
Конкурс.

Основы сценической речи
2
12

Тема 1.
Вводное занятие.
Тема 2.
Техника сценической речи. Дыхание.
Голос. Дикция

Наблюдение.
Наблюдение. Тест.
Зачет.

6

Тема 3.
Работа со стихотворением. «Текст в
движении».

6

Тема 4.
Работа над литературно-художественным
произведением. Художественное слово

2
8

10

2

Основы сценического движения
Тема 1.
Вводное занятие
Тема 2.
Общее развитие мышечно-двигательного
аппарата. Скорость, темп, контрастность
движений.
Тема 3.
Акробатические упражнения. Кувырки,
падения. Музыкальность и ритмичность
Творческий показ. «Теоретические и
практические основы мастерства актера»

Просмотр.
Наблюдение. Зачет.
Конкурс.
Просмотр.
Наблюдение. Зачет.
Конкурс.
Наблюдение. Тест.
Наблюдение. Зачет.

Наблюдение. Зачет.

Просмотр. Зачет.

2 группа 1 года обучения
Число/
месяц

Кол-во
часов
2

4
16
14
14
16

Тема занятия

Форма контроля

Тема 1.
Введение в общеобразовательную
программу. Цель и задачи программы
Основы мастерства актера
Тема 1. Теоретические основы актерского
мастерства
Тема 2.
«Внимание, память»
Тема 3.
«Командообразование»
Тема 4.
«Партнерство»
Тема 5.
Постановка этюда «Оживление предмета»

Наблюдение.

16

Тема 6.
Постановка этюда «Наблюдение за
животными»

14

Тема 7.
«Импровизация»

Опрос.
Наблюдение. Тест.
Наблюдение. Зачет.
Наблюдение. Зачет.
Наблюдение. Зачет.
Наблюдение. Зачет.
Совместный анализ
работ.
Опрос.
Наблюдение. Зачет.
Совместный анализ
работ.
Опрос.
Наблюдение. Зачет.
Конкурс.

Основы сценической речи
2
12

6

6

2
8

10

2

Тема 1.
Вводное занятие.
Тема 2.
Техника сценической речи. Дыхание.
Голос. Дикция
Тема 3.
Работа со стихотворением. «Текст в
движении».
Тема 4.
Работа над литературно-художественным
произведением. Художественное слово
Основы сценического движения
Тема 1.
Вводное занятие
Тема 2.
Общее развитие мышечно-двигательного
аппарата. Скорость, темп, контрастность
движений.
Тема 3.
Акробатические упражнения. Кувырки,
падения. Музыкальность и ритмичность
Творческий показ. «Теоретические и
практические основы мастерства актера»

Наблюдение.
Наблюдение. Тест.
Зачет.
Просмотр.
Наблюдение. Зачет.
Конкурс.
Просмотр.
Наблюдение. Зачет.
Конкурс.
Наблюдение. Тест.
Наблюдение. Зачет.

Наблюдение. Зачет.

Просмотр. Зачет.

3 группа 1 года обучения
Число/
месяц

Кол-во
часов
2

4
16
14
14
16

16

Тема занятия

Форма контроля

Тема 1.
Введение в общеобразовательную
программу. Цель и задачи программы
Основы мастерства актера
Тема 1. Теоретические основы актерского
мастерства
Тема 2.
«Внимание, память»
Тема 3.
«Командообразование»
Тема 4.
«Партнерство»
Тема 5.
Постановка этюда «Оживление предмета»

Наблюдение.

Тема 6.

Опрос.
Наблюдение. Тест.
Наблюдение. Зачет.
Наблюдение. Зачет.
Наблюдение. Зачет.
Наблюдение. Зачет.
Совместный анализ
работ.
Опрос.
Наблюдение. Зачет.

14

Постановка этюда «Наблюдение за
животными»
Тема 7.
«Импровизация»

Совместный анализ
работ.
Опрос.
Наблюдение. Зачет.
Конкурс.

Основы сценической речи
2
12

6

6

2
8

10

2

Тема 1.
Вводное занятие.
Тема 2.
Техника сценической речи. Дыхание.
Голос. Дикция
Тема 3.
Работа со стихотворением. «Текст в
движении».
Тема 4.
Работа над литературно-художественным
произведением. Художественное слово
Основы сценического движения
Тема 1.
Вводное занятие
Тема 2.
Общее развитие мышечно-двигательного
аппарата. Скорость, темп, контрастность
движений.
Тема 3.
Акробатические упражнения. Кувырки,
падения. Музыкальность и ритмичность
Творческий показ. «Теоретические и
практические основы мастерства актера»

Наблюдение.
Наблюдение. Тест.
Зачет.
Просмотр.
Наблюдение. Зачет.
Конкурс.
Просмотр.
Наблюдение. Зачет.
Конкурс.
Наблюдение. Тест.
Наблюдение. Зачет.

Наблюдение. Зачет.

Просмотр. Зачет.

4 группа 1 года обучения
Число/
месяц

Кол-во
часов
2

6

6

16

Тема занятия

Форма контроля

Тема 1.
Введение в общеобразовательную
программу. Цель и задачи программы
Основы мастерства актера
Тема 1.
Теоретические основы актерского
мастерства
Тема 2.
Разработка Сценарно-постановочного
плана Представления
Тема 3.
«Внимание, память»

Наблюдение.

Опрос.
Наблюдение. Тест.
Наблюдение.
Просмотр. Зачет.
Наблюдение. Зачет.

14
14
16

Тема 4.
«Командообразование»
Тема 5.
«Партнерство»
Тема 6.
Постановка этюда «Оживление предмета»

16

Тема 7.
Постановка этюда «Наблюдение за
животными»

14

Тема 8.
«Импровизация»

22

Тема 9.
Участие в представлении.
Основы сценической речи
Тема 1.
Вводное занятие.
Тема 2.
Техника сценической речи. Дыхание.
Голос. Дикция
Тема 3.
Работа со стихотворением. «Текст в
движении».

2
12

12

12

2
8

10

16
14
2

Тема 4.
Работа над литературно-художественным
произведением. Художественное слово
Основы сценического движения
Тема 1.
Вводное занятие
Тема 2.
Общее развитие мышечно-двигательного
аппарата. Скорость, темп, контрастность
движений.
Тема 3.
Акробатические упражнения. Кувырки,
падения. Музыкальность и ритмичность
Тема 4.
Основы сценического падения, боя, рапид
Тема 5.
Постановка пластического этюда
Творческий показ. «Теоретические и
практические основы мастерства актера»

Наблюдение. Зачет.
Наблюдение. Зачет.
Наблюдение. Зачет.
Совместный анализ
работ.
Опрос.
Наблюдение. Зачет.
Совместный анализ
работ.
Опрос.
Наблюдение. Зачет.
Конкурс.
Просмотр. Зачет.

Наблюдение.
Наблюдение. Тест.
Зачет.
Просмотр.
Наблюдение. Зачет.
Конкурс.
Просмотр.
Наблюдение. Зачет.
Конкурс.
Наблюдение. Тест.
Наблюдение. Зачет.

Наблюдение. Зачет.

Наблюдение. Зачет.
Наблюдение.
Просмотр. Зачет.
Просмотр. Зачет.

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аспекты
Материально-техническое
обеспечение

Методическое
программы

Характеристика
Площадь кабинета – 40 кв.
- Черные банкетки (3 шт.)
- Обручи (2 шт.)
- Мячи теннисные (3 шт.)
- Звуко аппаратура
- Проектор
- Экран.
обеспечение Виды
наглядности:
звуковые
(музыкальный),
смешанные (видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.)

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формами аттестации являются: зачет на основе проведения Творческого показа. При
оценке работы стоит учитывать: своевременное выполнение заданий, самостоятельную
работу обучающегося.
При проведении промежуточного контроля и выставлении отметки следует
учитывать уровень достижения обучающегося в театральном искусстве, но доминирующим
в оценивании творческой деятельности является выполнение практических заданий.

2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показатели
качества Методики
реализации ДООП
Предметная диагностика:
Предметная диагностика «Уровень способности
Уровень способностей детей
детей» по изобразительному искусству.
1. Тесты, анкетирование;
2. Самостоятельная работа по разработке этюда;
3. Постановка этюда;
4. Выполнение тренингов и упражнений.
5. Участие в творческом показе.
Личностная диагностика:
Разработанная форма Методической службы
Уровень
сформированности ГДДЮТ
личности
Метапредметная диагностика:
уровень
сформированности
компетенций
Уровень
удовлетворенности Изучение удовлетворенности родителей работой
родителей
предоставляемыми образовательного
учреждения
(методика
образовательными услугами
Е.Н.Степановой)
Сроки аттестации

Сроки промежуточной аттестации

(по УТП) входная- октябрь
Промежуточная- декабрь
Рубежная- май в конце 1 года обучения

Список литературы

Литература для педагога
1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. - М., Просвещение, 2014.
2. Агапова И.А. На школьной сценической площадке. – М., Аркти, 2014.
3. Бутенко Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика. 3-е издание. – М.: ВЦХТ
//Я вхожу в мир искусства, 2015
4. Васильев Ю.А. Сценическая речь. Спб АТИ.: Санкт-Петербург, 2015.
5. Галендеев В. Н. Работа режиссера над речью в спектакле. - Л.: (Б. И.)., 2016.
6. Генералова И.А. Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе).
Методическое пособие. – М.: Всероссийский экспериментальный центр «Школьный
театр», 2012.
7. Гиппиус С. Гимнастика чувств. - М. - Л., 1967.
8. Декру Э. Искусство мима. - М., 1998.
9. Кудашева Т. Руки актера. - М., Просвещение, 2013.
10. Куприянов В. Организация и методика проведения игр с подростками: взрослые игры
для детей. - М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 2011.
11. Леокарди Е. Н. Дикция и орфоэпия. - М., Просвещение, 2013
12. Моисеев М. Дыхание и голос драматического актера. - М., Искусство, 2010.
13. Мочалов Ю. Композиция сценического пространства. - М., Просвещение, 2011.
14. Немировский А. Пластическая выразительность актера. - М., 2009.
15. Петрусинский В. Игры: обучение, тренинг, досуг. - М., 2013.
16. Савостьянов В. Воспитание речевого голоса. Дикция и орфоэпия. – М.: ВЦХТ
// Явхожу в мир искусства, 2012.
17. Станиславский К. Работа актера над собой. - М., 1975.
18.
Чернецкая «Как стать артистичным» (Психотренинг актерского мастерства):
Методическое пособие. – М.: Всероссийский экспериментальный центр «Школьный
театр», 2012.
19. Школьников С. Искусство грима. - Минск, 2014.
20. . Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., Педагогика. 2005.
21. Чуринова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности. М., Владос. –
2012.

Литература для учащихся
1. Васильев Ю.А. Сценическая речь. Спб АТИ.: Санкт-Петербург, 2015.
2. Гальцова Е.А. Путешествие в страну игр и театра. – Волгоград, 2012.
3. Гиппиус С. Гимнастика чувств. - М. - Л., 1967.
4. Декру Э. Искусство мима. - М., 1998.
5. Когтев Г. Грим и сценический образ. - М., 2010.
6. Кудашева Т. Руки актера. - М., Просвещение, 2008.
7. Немировский А. Пластическая выразительность актера. - М., 2009.
8. Станиславский К. Работа актера над собой. - М., 1975.
9. Эльяш Н. Образы танца. - М., 2012.


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».