ДООП Ли О.Н. Я-лидер

Министерство образования и науки республики Бурятия
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ ДО «Городской дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ

«Принято»
на Педагогическом совете
МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Протокол №1
«30» августа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
Театральной студии «Я-ЛИДЕР»
Направленность: художественная
Возраст: 7-16 лет
Срок реализации: 3 года
Уровень: стартовый, базовый

Автор - разработчик:
Ли Ольга Николаевна,
педагог дополнительного образования

г. Улан-Удэ,
2023

1

I.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные характеристики программы
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеразвивающая программа театральной студии «Я-ЛИДЕР» «» (далее Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от
20 ноября 1989 г.);
2.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
г. N 273-ФЗ;
3.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики»;
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной
политики в области образования и науки»;
5.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства»;
7.
Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
8.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об
утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей,
выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации//
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
10.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи";
12.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27
октября 2020 года).
13.
Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
(Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 г. N1ДГ 245/06);
14.
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных
организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения
России от 15.04.2022 № СК-295/06);
15.
Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13 декабря
2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)
2

16.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015 г. N
512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;
17.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г.
Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года.
18.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Республике
Бурятия на период до 2025 года;
19.
Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного
образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»;
20.
Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского)
творчества г. Улан – Удэ»;
21.
Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ,
регламентирующих образовательный процесс.
Программа включает в себя практические и теоретические знания театрального искусства
— это отработка упражнений, эскизов, освоение всех разделов актерского мастерства (от простого
к сложному, от упражнения и этюда к спектаклю).
1.2. Отличительные особенности программы ориентирована на всестороннее развитие личности
ребёнка, его неповторимой индивидуальности в процессе театрального воплощения, духовное и
пластическое психоэмоциональное развитие школьника с помощью игры в предлагаемые
обстоятельства.
Театр искусство коллективное: в основе учебного процесса – эстетическое и культурное
воспитание школьников, взаимное уважение, товарищество, расширение общего кругозора и
культуры. Дисциплина активизирует интерес школьников к искусству театра и к искусству
вообще.
1.3. Педагогическая целесообразность программы предполагает вариативность в подборе
репертуара, интеграцию и сотрудничество с другими детскими объединениями, ситуативность в
выборе игровых технологий в соответствии с настроением и психологическим состоянием детей.
Театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребёнка является
процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс
творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе
работы над образом происходит развитие личности ребёнка, развиваются символическое
мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм
поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
Игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры
дети, педагоги и вообще учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а
взаимодействуют, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения,
выступают как способ выявления способностей и умений ребенка. Помочь ребенку раскрыться и
проявить себя в общении, а затем и в творчестве – это также цель курса театра в школе.
Важнейшей задачей является воспитание у учащихся стремления к решению творческих
задач, воспитание актерских навыков, которые пробуждали бы к творчеству подсознание и
эмоциональную природу человека ребенка. Из сформулированного Станиславским «стремление
от сознательного к «подсознательному» родилось понимание сценического действия, как единства
двух начал: психического и физического.
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Актерское
мастерство в программе построена на принципах реалистического театра искусства переживания.
Главное в искусстве переживания:
1. Истина страстей, «правда чувств» в предлагаемых обстоятельствах;
2. Активность, действенность сценического искусства;
3. Умение от сознательного переходить к подсознательному;
4. Органичность актера в роли;
3

На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и
игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины,
работа с подручным материалом, а также непосредственная работа над спектаклем.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на
приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение
опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о художественных
стилях и направлениях в искусстве, формирует чувство гармонии.
1.4. Цель программы - воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального
зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Содействие творческой самореализации и адаптации детей в современном обществе через
мотивацию к театральной деятельности, постепенное раскрытие их творческого потенциала.
1.5. Задачи:
Воспитательные
-опираясь на синтетическую природу театрального искусства,
способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;
-помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и
общения;
-через театр привить интерес к мировой художественной культуре
и дать первичные сведения о ней;
-научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к
любой работе.
-раскрытие индивидуальных качеств подростка, таких, как эмоциональность, активность, воля;
-развитие психофизических качеств – свобода владения психофизическим аппаратом, уверенность
как свобода действий, свобода поведения, достоинство как свобода поведения под контролем воли
на основе нравственных и эстетических идеалов;
-воспитание культуры чувств – как культуры восприятия и сопереживания и эмоциональной
культуры, т.е. искусства самообладания, умения переключать эмоции;
Обучающие
-обучение культуре общения – как система соблюдения общественных правил; культура
взаимодействия; культура взаимопонимания;
-формирование идеологических, нравственных и эстетических идеалов, на основе которых
устанавливается активная личностная позиция.
-познакомить с театральными профессиями.
Развивающий
-Развивать ритмические способности и координацию движений.
Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические
возможности своего тела.
-Развивать способности создавать образы с помощью жеста и мимики.
-Развивать воображение, музыкальность, выразительность, способность к пластической
импровизации в соответствии с характером и настроением музыкальных произведений.
-Развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики.
Развивать правильное речевое дыхание, тренировать три вида выдыхания.
-Развивать ритмические способности и координацию движений.
-Улучшать дикцию, тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков.
-Расширять диапазон и силу звучания голоса.
-Научить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния
(грусть, радость, злость, удивление, таинственность, восхищение, жалость, тревогу,
презрительность, осуждение и.т.д).
-Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом,
пополнять словарный запас, строить диалог между героями разных сказок, подбирать рифмы к
заданным словам, строить четкую, грамотную речь.
-Развивать способность представлять себя другим существом или предметом и сочинять монолог
от его имени. Развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев.
-Развивать умение сочинять коллективную сказку по очереди, добавляя свое предложение.
4

-Знакомить детей с терминологией театрального искусства.
-Разъяснить особенности театрального искусства и его отличие от других видов искусств.
1.6. Возраст обучающихся
Программа предназначена для возрастных групп от 6 до 16 лет.
Наполняемость групп: 8-15 человек, при массовых формах работы допускается объединение до 60
человек.
1.7. Форма занятий:
Занятия проходят в практической форме. Теоретические сведения по актерскому мастерству,
сценической речи, движению, истории театра даются в процессе практических занятий.

Занятие-треннинг;

Индивидуальные и парные занятия

диспут;

репетиция;

урок-лекция;

урок-путешествие;

творческая мастерская;

урок-игра.

Урок- тренинг
2. Объем программы:
2.1. Срок реализации:3 года
Программа предполагает вариативность в подборе репертуара, интеграцию и сотрудничество с
другими детскими объединениями, ситуативность в выборе игровых технологий в соответствии с
настроением и психологическим состоянием детей.
2.2. Режим занятий: занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа, 36 недель, 144ч/год.
3. Планируемые результаты
3.1. Предполагаемые знания
-Знать основные правила поведения в театре как зрителя- в зрительном зале, так и за кулисами как актера.
-Знать основу драматургического построения истории - структуру пьесы
-Знать об основных профессиях театра
-Знать основные термины театрального искусства
-Знать основные упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой
-Знать основные упражнения артикуляционной гимнастики
3.2. Предполагаемые умения и навыки
-Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
-Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
-Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки. ---Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.
-Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.
-Находить оправдание заданной позе.
-На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия.
-Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
-Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
-Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
-Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах.
-Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.
-Знать и четко произносить в разных темпах 8 - 10 скороговорок.
-Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
-Уметь работать в коллективе
-Уметь сочинить историю применяя знания основ драматургического построения.
3.3. Формы для подведения итогов:
5

Положительный результат программы заключается в освоении программного материала,
в осмысленном отношении к театральному произведению как к художественному, в понимании
единства формы и содержания. Проверка результатов проводится через участие в концертах,
смотрах и конкурсах театральных коллективов. Формой подведения итогов служит участие детей
в школьном Гала-концерте, районных, городских и республиканских фестивалях и конкурсах
чтецов и театральных коллективов.

театральные постановки

открытые занятия;

концерты;

анкеты;

тесты;

фестивали;

конкурсы.
I.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
1-й год обучения.
№ Тема
1

2
3
4
5

«Развивающие игры»- на развитие внимания, фантазии,
раскрепощение мышц,
Театральная игра- игра «воплощение как в жизни»- верю или не
верю
«Каждый на своем месте в свое время»- коллективная работаразвитие чувства локтя и партнерства
«Говорим четко, понятно, громко» - дикция, артикуляционный
аппарат, дыхательная гимнастика
«Театр вокруг нас» - история театра, виды, жанры театров,
выразительные средства театра, термины
«Детский спектакль»- работа над постановкой и показ на зрителя
Итого:

2-й год обучения.
1
«Вежливые действия» - вера в предлагаемые обстоятельства.
Действие и движение. Сценическое движение
2
«Голос и речь человека и персонажа»- эмоциональная окраска
речи.
3
«Этюд» -событие -целенаправленные действия и вера в
предлагаемые обстоятельства, работа над этюдами,
самостоятельное творчество
4
«Создатели театрального спектакля» - история и современный
театр, уроки грима и костюма, структура пьесы и спектакля.
5
Работа над детским спектаклем
Итого:
3-й год обучения.
1
«Образ героя, характер и отбор действий» - работа над ролью и
выразительными средствами, мизансцены и взаимодействие

Всего
часов
28

22
24
10
60
144часов

28
22
24

10
60
144часов

20
6

2
3

4
5
6

«Словесное действие» - художественное чтение,диалог, монолог,
посыл и взаимоотдача, общение
«Актер и его роли» - работа над ролью, взаимосвязь характеробстоятельства – действие, существование в рамках жанра,
характерная роль, подтекст
«Постановочные цеха театра» - поход в закулисье, уроки грима,
история сценографии и костюма
«Инсценировка»- самостоятельная и индивидуальная работа,
работа малыми группами, собственное сочинение
Постановка спектакля
Итого:

16
24

10
14
60
144часов

1.2. Содержание тем программы
Основные направления и содержание деятельности:
Главная задача театральных занятий в первый год обучения -развивающие игры и
формирование навыков коллективной работы и тренировку произвольного внимания. Четыре
темы не изучаются последовательно, а входят в виде упражнений-заданий в каждый урок.
Суммирующей и Основной является первая тема, реализуется ее освоение в процессе работы над
второй темой, упражнения по третьей теме обязательны на каждом занятии
Целью введения театрально развивающих игр в режим учебной работы учащихся является в
помощь и детям и учителю в создании психологической комфортной атмосферы занятий. Ребенок
испытывает большие затруднения в диалоге со взрослым, если этот диалог носит черты
официального общения, необходимо создание условий, в которых дети общаются друг с другом и
имеют желание и интерес делиться друг с другом своими мыслями, умениями, знаниями.
Понятия о выразительном языке театрально-исполнительской деятельности.
Темы:
1. Голос и речь человека (высоко, низко, быстро, медленно, громко, тихо).
2. Вежливые действия (наблюдения, так и не так).
3. Создатели театрального спектакля (путешествие по театральной программе).
4. Целенаправленное действие и предлагаемые обстоятельства (жест, мимика, движение, речь слагаемые действия).
5. Подготовка и проведение открытого урока с комментарием программы и выполнением этюдов
на вежливые действия.
Основной темой является четвертая, которая осваивается на базе первой и второй, третья
дополняется и сопровождает всю работу с целью освоения терминов (режиссер, замысел,
автор, пьеса и сценарий и т. д.).
Обобщая зрительский опыт и собственную практику игры-выступления, педагог постепенно и
последовательно разбирает каждый из слагаемых сценического образа. С этой целью следует
конструировать разные сочетания: те же слова и другое поведение; то же поведение и другие
слова; не меняется костюм, но меняется место действия и предлагаемые обстоятельства и т. д.
Понятие о предлагаемых обстоятельствах закрепляется на третьем году обучения в процессе
работы над «вежливыми действиями». Надо позвать человека; надо опросить; ответить; сделать
замечание; обсудить и т. п. Сочинение и проигрывание разных ситуаций и историй, где
выполняются «вежливые действия». На втором году обучения должно быть теоретически и
практически освоено детьми понимание того, что поведение, действие – это основной
выразительный язык актера. А далее, что актер - главное чудо театра. В атмосфере
доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к
правдивому, целенаправленному действию, к его особенностям, как особенностям мимики, жеста,
взгляда, движения, речи. Дети привыкают фантазировать о возможности разного поведения в
схожих предлагаемых обстоятельствах и о выполнении одних и тех же действий в разных
предлагаемых обстоятельствах. Этой тренировке воображения служат и упражнения с голосом и
речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом, высоко могут разные люди в разных
обстоятельствах. Речевые упражнения выполняют подготовительную работу для будущей работы
7

над художественным чтением. Качество исполнения – «как» -начинает вычленяться от содержания
этюда -«что» играет актер. Основным обучения является достоверность, правдивость исполнения,
выраженные в целенаправленных действиях в предлагаемых обстоятельствах.
1.3.Календарно- учебный график (КУГ) 2 год обучения
Группа 1 дни недели: вторник с 10.00-11.45- 2 ч,
четверг с 10.00- 12.10- 2,5 ч
Место проведения- Актовый зал
№
п/и

Месяц

1

сентябрь

Числ
о

Тема
Кол.ч
асов занятия
Знакомство – Мое имя –что люблю, что люблю что ненавижу – имя партнера
«Вежливые действия» - вера в предлагаемые обстоятельства .
Сценическое движение - на развитие внимания- держим расстояние, круг, ритм;

2

6
8

3

13

Ощущение себя в пространстве и коллективе. Построения, все как один, боковое
зрение. Элементы сценической площадки

4

15

5

20

Тренинги на преодоление мышечных зажимов- раскрепощение мышц- мягкая
игрушка, надувная игрушка. Упр. Росток.
Театральная игра- «воплощение как в жизни»- верю или не верю ,- превращение в
животных. Артикуляционная гимнастика.

6

22

7

27

8
9
10

29
4
6

октябрь

11

11

12

13

13

18

14

20

15

25

16
16

27

Жесты, невербальное общение, Упр.-За стеклом, 4 стена.
Язык тела . Жесты, невербальное общение, Упр.-За стеклом, 4 стена.
Походка. Эмоции и походка, иду в предлагаемых обстоятельствах, Мышиная
история. происшествие –изменяет походку. Артикуляционная гимнастика.
Походка. Эмоции и походка, иду в предлагаемых обстоятельствах, мы - мышки .
Артикуляционная гимнастика. Работа со скороговорками
Выразительные «говорящие» мизансцены. Магазин игрушек. Артикуляционная
гимнастика. Подготовка ко дню матери.
Выразительные «говорящие» мизансцены. Магазин игрушек. Артикуляционная
гимнастика. Работа со скороговорками
Взаимодействие с партнерами. Упр.: Зеркало, Тень, Дракон. Артикуляционная
гимнастика. Читаем буквы и слоги.
Голос, речь эмоциональная окраска Выразительное чтение. Читаем буквы и
слоги.
. Словесное действие» - художественное чтение, Артикул.гимн.

1
3
8

Артикуляционная гимнастика. Работа со скороговорками
«Голос и речь человека и персонажа» - эмоциональная окраска речи.
Работа над четкостью произношения. –дикция , «Индивидуальные чтецкие работы ко
дню матери .

20

10

- Дыхательная гимнастика Стрельниковой. Звуковой посыл – далеко, близко.
Индивидуальные чтецкие работы. Подготовка ко дню матери.

21

15

Речь в движении. Речевой тренинг. . Звуковой посыл – далеко, близко. Громко –
тихо. Артикул. Гимн., Индивид. чтецкие работы

22

17

Скороговорки с разными эмоциями. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. Речь в
движении. Речевой тренинг. Высоко – низко. Звонкий – глухой.Индивидуальные
чтецкие работы

23

22

24

24

Повторяем .Звуковой посыл – далеко, близко. Громко – тихо. Высоко – низко.
Звонкий – глухой. Индивидуальные чтецкие работы
Интонации . характеристика речи
, характер и настроение персонажа.
Индивидуальные чтецкие работы

17
17
18
19

25

ноябрь

Упражнения на развитие памяти ; зрительной, «Найди изменения»слуховой
.Артикуляционная гимнастика.
Мимика и эмоции. Артикуляционная гимнастика.

декабрь

1

Подтекст - Интонация – словесное действие. Соединяем : речь, движение, мимику,
эмоции, походку, жесты – рождается образ персонажа. Индивидуальные чтецкие
работы

8

26
27
28
29

6
8
13
15

«этюд» - беспредметное действие
Беспредметное действие. Артикул. Гимн. Работа со скороговорками
Беспредметное действие. Артикул. Гимн. Работа со скороговорками
Элементы пантомимы.

30

20

Оживляем предмет. Я предмет. Характер неодушевленного предмета

31
32

22
27

Я превращаюсь в зверюшку. Живу , думаю и действую как зверюшка.
Действие в предлагаемых обстоятельствах: я мышка, кошка, собачка.

29

Действие в предлагаемых обстоятельствах: я пугливая мышка. Ит.д

10
12
17
19
24
26

«Этюд» работа над диалогами
Играем этюд на предложенную тему
Играем предложенное событие - придумываем этюд
.вера
Показ
самых удачных
работ . правила обсуждения работы друг друга.
в предлагаемые
обстоятельства
«Создатели театрального спектакля» - театральные профессии.
история театра в картинках..

31
2

история костюма в картинках
уроки грима в картинках и аквагрим

42
43

7
9

Уроки грима
Работа над детским спектаклем Читка пьесы.

44
45

14
16

Разбор пьесы
Разбор персонажей по сценам.

46
47
48
49

21
28
2
7

Этюды по сценам.
Сочинение предысторий персонажей .
Распределение ролей
Репетиции по сценам.

50
51

9
14

Работа над миниспектаклем
Работа над миниспектаклем

52

16

Работа над миниспектаклем

53
54

21
23

Работа над миниспектаклем
Работа над миниспектаклем

55
56

28
30

Работа над миниспектаклем
Работа над миниспектаклем

4

Работа над миниспектаклем

58
59

6
11

Работа над миниспектаклем
Работа над миниспектаклем

60
61

13
18

Работа над миниспектаклем
Работа над миниспектаклем

62
63

20
25

Работа над миниспектаклем
Работа над миниспектаклем

64

27

Работа над миниспектаклем

2
4

Работа над миниспектаклем
Работа над миниспектаклем

67
68

11
16

Работа над миниспектаклем
Работа над миниспектаклем

69

18

Работа над миниспектаклем. Прогон.

70
71

23
25

Работа над миниспектаклем. Генеральный прогон
Спектакль.

72

30

Заключительное занятие, подведение итогов , обсуждение своей работы.

33
34
35
36
37
38
39
40
41

57

65
66

январь

февраль

март

апрель

май

Календарно- учебный график (КУГ) 2 год обучения
Группа 2 дни недели: понедельник с 14.00- 2,5 ч, среда с 14.00- 2,5 ч
Место проведения
Актовый зал
№
п/и

Месяц

1

сентябрь

Числ
о
5

Тема
Кол
часов занятия
Знакомство – Мое имя –что люблю, что люблю что ненавижу – имя партнера

9

«Вежливые действия» - вера в предлагаемые обстоятельства .
Сценическое движение - на развитие внимания- держим расстояние, круг, ритм;
Ощущение себя в пространстве и коллективе. Построения, все как один, боковое
зрение. Элементы сценической площадки
Тренинги на преодоление мышечных зажимов- раскрепощение мышц- мягкая
игрушка, надувная игрушка. Упр. Росток.
Театральная игра- «воплощение как в жизни»- верю или не верю ,- превращение в
животных. Артикуляционная гимнастика.

2

7

3

12

4

14

5

19

6

21

7

26

Упражнения на развитие памяти ; зрительной, «Найди изменения»слуховой
.Артикуляционная гимнастика.
Мимика и эмоции. Артикуляционная гимнастика.

8

28

Жесты, невербальное общение, Упр.-За стеклом, 4 стена.

3

Язык тела . Жесты, невербальное общение, Упр.-За стеклом, 4 стена.

10

5

11

10

12

12

Походка. Эмоции и походка, иду в предлагаемых обстоятельствах, Мышиная
история. происшествие –изменяет походку. Артикуляционная гимнастика.
Походка. Эмоции и походка, иду в предлагаемых обстоятельствах, мы - мышки .
Артикуляционная гимнастика. Работа со скороговорками
Выразительные «говорящие» мизансцены. Магазин игрушек. Артикуляционная
гимнастика. Подготовка ко дню матери.

13

17

14

19

15

24

16
16
17
17
18
19

26
31
2
7

9

октябрь

ноябрь

Выразительные «говорящие» мизансцены. Магазин игрушек. Артикуляционная
гимнастика. Работа со скороговорками
Взаимодействие с партнерами. Упр.: Зеркало, Тень, Дракон. Артикуляционная
гимнастика. Читаем буквы и слоги.
Голос, речь эмоциональная окраска Выразительное чтение. Читаем буквы и
слоги.
. Словесное действие» - художественное чтение, Артикул.гимн.
Артикуляционная гимнастика. Работа со скороговорками
«Голос и речь человека и персонажа» - эмоциональная окраска речи.
Работа над четкостью произношения. –дикция , «Индивидуальные чтецкие работы
ко дню матери .
- Дыхательная гимнастика Стрельниковой. Звуковой посыл – далеко, близко.
Индивидуальные чтецкие работы. Подготовка ко дню матери.
Речь в движении. Речевой тренинг. . Звуковой посыл – далеко, близко. Громко –
тихо. Артикул. Гимн., Индивид. чтецкие работы
Скороговорки с разными эмоциями. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. Речь
в движении. Речевой тренинг. Высоко – низко. Звонкий – глухой.Индивидуальные
чтецкие работы
Повторяем .Звуковой посыл – далеко, близко. Громко – тихо. Высоко – низко.
Звонкий – глухой. Индивидуальные чтецкие работы
Интонации . характеристика речи
, характер и настроение персонажа.
Индивидуальные чтецкие работы

20

9

21

14

22

16

23

21

24

23

25

28

Подтекст - Интонация – словесное действие. Соединяем : речь, движение, мимику,
эмоции, походку, жесты – рождается образ персонажа. Индивидуальные чтецкие
работы

26
27
28

30
5
7

«этюд» - беспредметное действие
Беспредметное действие. Артикул. Гимн. Работа со скороговорками
Беспредметное действие. Артикул. Гимн. Работа со скороговорками

29
30

12
14

Элементы пантомимы.
Оживляем предмет. Я предмет. Характер неодушевленного предмета

31
32
33

19
21
26

Я превращаюсь в зверюшку. Живу , думаю и действую как зверюшка.
Действие в предлагаемых обстоятельствах: я мышка, кошка, собачка.
Действие в предлагаемых обстоятельствах: я пугливая мышка. Ит.д

28

«Этюд» работа над диалогами

9
11
16

Играем этюд на предложенную тему
Играем предложенное событие - придумываем этюд
.вера
Показ
самых удачных
работ . правила обсуждения работы друг друга.
в предлагаемые
обстоятельства

декабрь

34
35
36
37

январь

10

38
39

18
23

«Создатели театрального спектакля» - театральные профессии.
история театра в картинках..

40
41

25
30

история костюма в картинках
уроки грима в картинках и аквагрим

1
6

Уроки грима
Работа над детским спектаклем Читка пьесы.

44
45

8
13

Разбор пьесы
Разбор персонажей по сценам.

46
47
48
49

15
22
27
1

Этюды по сценам.
Сочинение предысторий персонажей .
Распределение ролей
Репетиции по сценам.

50
51

6
13

Работа над миниспектаклем
Работа над миниспектаклем

52

15

Работа над миниспектаклем

53
54

20
22

Работа над миниспектаклем
Работа над миниспектаклем

55
56

27
29

Работа над миниспектаклем
Работа над миниспектаклем

42
43

февраль

март

3

Работа над миниспектаклем

58
59

5
10

Работа над миниспектаклем
Работа над миниспектаклем

60
61

12
17

Работа над миниспектаклем
Работа над миниспектаклем

62
63

19
24

Работа над миниспектаклем
Работа над миниспектаклем

64

26

Работа над миниспектаклем

3
10

Работа над миниспектаклем
Работа над миниспектаклем

67
68

15
17

Работа над миниспектаклем
Работа над миниспектаклем

69

22

Работа над миниспектаклем. Прогон.

70
71

24
29

Работа над миниспектаклем. Генеральный прогон
Спектакль.

72

31

Заключительное занятие, подведение итогов, обсуждение своей работы.

57

65
66

апрель

май

II.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
2.1. Методическое обеспечение программы:
Методы, формы и содержание театральных упражнений, которые учитель предлагает
детям, реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры,
сглаживая рамки занятий; развивают в детях полезные для учебы и искусства
психологические структуры (внимание, воображение, мышление, волю, память); придают
учебному занятию привлекательные для детей качества интересного и веселого труда.
Театральность
предлагаемых
игр
заключается
в
необходимости
осуществлять
взаимообусловленные действия -каждый из действующих лиц в игре зависит от того, что было
сделано или сказано другими, предыдущими, а они и каждый следующий одновременно имеют
достаточно свободы, чтобы проявить себя. Творческая мобилизованность, смелость, доверие к
вниманию товарищей и собственное внимание к ним формируются в театральных
развивающих играх при правильном методическом их осуществлении учителем. Подобраны
специальные упражнения (упражнения на дыхание, упражнение на расслабление мышц;
упражнение на заучивание наизусть легких текстов и монотонное многократное
11

проговаривание, упражнение на память физических действий, упражнение на одновременность
физических действий). Особое место занимают игры со словом, где звучание и произнесение,
целенаправленное высказывание занимают центральное место.
Немаловажное значение имеет работа над созданием организованной творческой
атмосферы, когда «ты интересен всем, все интересны тебе». Необходимо приучать детей к
переходу из позиции исполнителя в позицию зрителя, для чего постоянно помогать детям
простыми, доступными заданиями, выполняя которые дети будут заняты полезным делом. На
1-ом году обучения возникает представление, о том, что задание -этюд -можно выполнить,
выдумав историю. Формируется критерий «верим» -«не верим», «кривляется» -«по правде».
Подобраны упражнения для тренировки произвольного слухового и зрительного внимания
детей. Предметом их внимания становятся и отличия, особенности исполнения одного и того
же задания разными детьми. К этой цели ведут и задания точно повторить или дополнить
исполнение этюда кем-то из ребят. Задание, которое делают все сразу, чередуется с заданиями,
которые выполняются индивидуально или вдвоем перед всеми. Каждый ребенок должен
получить возможность тренировать способность абстрагироваться от посторонних
раздражителей и приобрести смелость выступить. Эта смелость должна корректироваться
необходимостью точно и интересно выполнить поставленное задание. Работа с таблицей
гласных и артикуляционных упражнений на ее базе даст возможность тренировать не только
речь ребенка, но и навыки коллективной работы, где требуется одновременность или заданная
последовательность произнесения. Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в
коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступить только в свое время и на своем
месте. С другой стороны, необходима и тренировка, раскрытие, активизация своеобразия,
самобытности, самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче служат игровые
исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения. когда каждый может
предложить свое исполнение в соответствии со своим пониманием и выдумкой. Педагогу
следует контролировать и различать самостоятельность и оригинальность от баловства
и игнорирования задания. Выполнение заданий под музыку помогает организовать работу,
заставляет детей слушать музыку, но снимает внимание детей друг к другу, поэтому
музыкальное сопровождение используется не постоянно. Музыка используется как образное
задание или, как увертюру к любому уроку и упражнению. 3накомство детей с театрами вокруг
них предполагает прослушивание радиоспектаклей. Просмотр телеспектаклей, выезд в театр
кукол, драматический, театр оперы и балета. Дети должны научиться отличать понятие
«театр» как здание, и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного
творчества. Должны научиться одновременно и последовательно включаться в коллективную
работу. В работе используются следующие упражнения: цепочка-эстафета, упражнения на
память физических действий, народные игры –хоровод; шумы; где мы были мы не скажем;
замри; оправдание позы; одно и то же дело по-разному; превращение предмета.
2.2.Материальные средства, необходимые для реализации программы:










- учебный кабинет или сценическая площадка;
- магнитофон;
- компьютер, оснащенный звуковыми колонками и звукозаписывающими возможностями;
- раздаточный материал и рабочий реквизит;
- фонотека;
- использование сети Интернет;
- наглядные демонстрационные пособия;
- материальная база для создания костюмов и декораций;
-бутафория, костюмы, декорации

12

2.3.Литература для учителя:
1. «Театр» в начальной школе). Методическое пособие. М., 2006.
2. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы.
М., 2006.
3.
Айзерман Л.С. Испытание доверием. Записки учителя. М., 1991.
4.
Анализ драматического произведения / Под ред. В.М.Марковича. Л., 1988.
5.
Анализ литературного произведения. Вологда, 2001.
6.
Афанасенко Е.Х., Клюнеева С.А. и др. Детский музыкальный театр. Программы,
разработки занятий. Волгоград, «Учитель», 2008.
7. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. СПб.,2006..
8. Вечканова И.Г.Театрализованные игры в абилитации дошкольников: Учебно-методическое
пособие. СПб, 2006.
9.
Вопросы режиссуры детского театра. М., 1998.
10.
Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа / Под
ред.А.М.Докусова. М., 1974.
11.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
12. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. М., 2004.
13.
Голубков В.В. Мастерство устной речи. М., 1965.
14.
Гринер В.А. Ритм в искусстве актера. М., 1992.
15. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации,
конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. М., 2007.
16. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д., 2005.
17. Дополнительное образование //Научно-методический журнал, 2001-2009 г.г.
18.
Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. М., 1992.
19.
Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр. М., 1982.
20. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М.Грабенко. Игры в сказкотерапии. Спб., 2006.
21.
Из опыта внеклассной работы по литературе / Сост. Бушина Е.И. М., 1980.
22.
Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании реализации замысла
школьного урока. М., 1993.
23. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста.
М., 2005.
24. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. М., 1998.
25.
Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся. М., 1988.
26.
Клюева Н.В. Учим детей общению. Ярославль, 1996.
27.
Колокольцев Е.Н. Искусство на уроках театра. Киев, 2006.
28.
Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. М., 2000.
29. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. М., 2000.
30.
Коровина В.Я. Развитие устной речи учащихся 4-7 классов. М., 1978.
31. Котельникова Е. А. Биомеханика хореографических упражнений. ( «Я вхожу в мир искусств»).
М., 2008.
32.
Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения. М., 1997.
33.
Леонов А.А. Развитие речи учащихся. М., 2009.
34.
Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М., 1980.
35.
Любовь моя, театр: Программно-методические материалы. Приложение к журналу
«Внешкольник». Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи». Библиотечка для
педагогов, родителей, и детей. № 7. – М.: Изд-во ГОУ ЦРСДОД 2004. Аудиоподдержка.
36.
Медведев В.П. Изучение лирики в школе. М., 1984.
37.
Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Под ред. Е.Н.Колокольцева. М.,
1990.
38.
Методика выразительного чтения / Под общей ред. Т.В.Завадской. М., 1985.
39.
Михальская А.К. Педагогическая риторика. М., 1998.
40.
Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М., 1976.
41.
Молдавская Н.Д. Самостоятельная работа учащихся над языком художественного
произведения. М., 1964.
42.
Никитина А.Б. «Дети - театр - образование». М., 2008.
43. Основы актерского мастерства по методике З.Я.Корогодского. М., 2008.
13

44. Пеня Т.Г. Космос театра - М., 1995.
45. Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. М., 2008.
46.
По новым программам. 5 кл., 6 кл., 7 кл., 8 кл..: Сборник научных статей в помощь учителю
литературы. Череповец. 1994, 1996, 1997, 1998.
47. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. Спб,
2008.
48. Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. М., 2008.
49.
Поэтика художественного текста на уроках литературы / Под ред. О.Ю.Богдановой. М.,
1997.
50.
Проблемы анализа художественного произведения в школе / Отв. Ред. О.Ю.Богданова. М.,
1996.
51.
Развитие речи учащихся 4-10 классов в процессе изучения литературы в школе. М., 1985.
52.
Развитие речи учащихся на уроках литературы. М., 1980.
53.
Рез З.Я. Изучение лирики в школе. Л., 1968.
54. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. Спб., 2007.
55. Сальникова Н. Работа с детьми: школа доверия. СПб., 2003.
56. Скрипник И.С. Театр теней. – М., 2005.
57. Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками.
Спб., 2007.
58.
Современный урок (русский язык и литература) / Под ред. З.С.Смелковой. Л., 1990.
59.
Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль, 1996.
60. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников ( обучение сочинению
сказок). М., 2008.
61.
Театр 1 - 11 классы. / под ред. А.П. Ершовой и «Космос Театра» Т.Г. Пени. М., 1993.
62.
Тюханова Е.Л. Театр и дети. М., 2007.
63.
Уроки внеклассного чтения / Сост. Я.Г.Нестурх. М., 1980.
64. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности : Программа и репертуар. –.
65.
Шильгави В.П. Начнем с игры. Л., 1980.
66. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М., 2002.
67. Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. - М., 2001.
Литература для учащихся
1.
Анализ драматического произведения / Под ред. В.М.Марковича. Л., 1988.
2.
Анализ литературного произведения. Вологда, 2001.
3.
Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. М., 1964.
4.
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М., 2004.
5.
Голубков В.В. Мастерство устной речи. М., 1965.
6.
Громцева С.Н., Маранцман В.Г., Мурин Д.Н. Проверочные работы по литературе в У111 Х классах. М., 1982.
7.
Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр. М., 1982.
8.
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. – М., 1998.
9.
Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. М., 2000.
10.
Маранцман В.Г. Труд читателя. М., 1986.
11.
Методика выразительного чтения / Под общей ред. Т.В.Завадской. М., 1985.
12.
Никитина А.Б. «Дети - театр - образование». М., 2008.
13.
Озмитель Е.К. О сатире и юморе. Л., 1973.
14.
Пеня Т.Г. Космос театра - М., 1995.
15.
Поэтика художественного текста на уроках литературы / Под ред. О.Ю.Богдановой. М.,
16.
Проблемы анализа художественного произведения в школе / Отв. Ред. О.Ю.Богданова. М.,
17.
Рез З.Я. Изучение лирики в школе. Л., 1968.
18.
Рыбак Л.А. Образное мышление и урок литературы. М., 1966.
19.
Тюханова Е.Л. Театр и дети. М., 2007.
20.
Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика. Упражнения для детей 5-7 лет. – М., 2008.
21.
Чеботаревская Т. А. Путешествие по театральной программе. М., 1975.
14


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».