Министерство образования и науки республики Бурятия Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ МАОУ ДО «Городской дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ «Принято» на Педагогическом совете МАОУ ДО «ГДДЮТ» Протокол №1 «30» августа 2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «В мире театра» театрального кружка «ВИД» Направленность: художественная Возраст обучающихся: 11 -16 лет Срок реализации: 1 год Уровень программы: стартовый Автор-составитель: Дмитриева Виктория Андреевна, педагог дополнительного образования Улан-Удэ 2023 г. Оглавление I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы II. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы Список литературы 3 6 11 25 26 26 27 28 I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные характеристики программы Нормативно-правовое обоснование программы: Дополнительная общеразвивающая программа «В мире театра» (далее - Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.); 2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ; 3. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; 4. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; 5. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; 6. Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»; 7. Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16); 8. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»; 9. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р; 10. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н; 11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; 12. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27 октября 2020 года). 13. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 г. N1ДГ 245/06); 14. Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06); 15. Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13 декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года) 16. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015 г. N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия; 17. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г. Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года. 18. Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года; 19. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»; 20. Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»; 21. Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ, регламентирующих образовательный процесс. Актуальность программы обусловлена потребностями и стремлениями обучающихся к художественному самовыражению и творчеству. В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений. Участие в школьном театральном кружке создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта. Вид программы. Программа модифицированная. Данная программа взята за основу имеющиеся программы «Маленькая сцена» педагога дополнительного образования Жидковой Л.И. В отличие от существующих образовательных программ, программа «В мире театра» предполагает систематизацию средств и методов театрально-игровой деятельности, использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения. Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не только конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Эту идею выдвигал в своих трудах и ученый-психолог Л.С. Выготский: "Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все – от занавеса и до развязки драмы – должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку!". Особенность данной программы состоит в том, что школьник погружается в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения они попадают в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и т.д. при этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуется все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых не подозревают ни ребёнок, ни его родители. В результате занятий в кружке ребёнок должен научиться работать в коллективе, творчески реализоваться, раскрыться и проявить свои лучшие качества. Направленность программы: художественная. Адресат программы: Средние школьники: 10 – 13 лет Старшие школьники: 14 - 16 лет Срок и объем освоения программы: Даты начала и окончания учебного года: с 4 сентября 2023 по 31 мая 2024 г. Количество часов в неделю Количество часов в год 1 гр. 1 г.о. 4 2 гр. 1 г.о. 5 144 180 2.1. Объем программы: Общее количество часов: 324 часа, 1 год обучения, 36 часов в год. 2.2. Срок реализации программ – 1 год (36 недель). В конце учебного года проводится показ литературно-музыкальной композиции (спектакля). Форма обучения: очная. Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные (5-7, 8-10 классы). 2.3. Режим занятий: 1 группа (5-7 классы) – 2 раза в неделю; 4 (2+2) занятия по 45 минут; 2 группа (8-10 классы) – 2 раза в неделю; 5 (2+3) занятий по 45 минут. 1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности. Задачи, решаемые в рамках данной программы: - знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии). - поэтапное освоение детьми различных видов творчества. - совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях. - развитие речевой культуры; - развитие эстетического вкуса. -воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других. Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства. 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ этюдов и спектакля, подготовка реквизита (декораций, костюмов), посещение театров города Улан-Удэ. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, тренингов, игр, просмотр электронных презентаций, выбор материала, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы методические пособия, электронные образовательные ресурсы. Планируется посещение спектаклей местных театров, работа с курирующим театральное направление школы – Русским драматическим театром им. Н. Бестужева. Форма занятий – групповая и индивидуальная работа, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции и актерского мастерства. Основными видами проведения занятий являются театральные игры, беседы, тренинги, спектакли и праздники. Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную со сценическим воплощением отдельных эпизодов, картин, и наконец, всей пьесы; беседы по теме пьесы, экскурсии; оформление спектакля и его показ зрителям. Программа строится на следующих концептуальных принципах: Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира. Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться. Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год. Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок. Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи. Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов. 1. 3. Планируемые результаты: В результате изучения предмета обучающийся должен ЗНАТЬ: 1. Что такое театр. 2. Чем отличается театр от других видов искусств. 3. С чего зародился театр. 4. Какие виды театров существуют. 5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли). 6. Что такое выразительные средства. 7. Фрагмент как составная часть сюжета. 8. Действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал. ИМЕТЬ ПОНЯТИЯ: 1. Об элементарных технических средствах сцены. 2. Об оформлении сцены. 3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале. 4. О рождении сюжета произведения. 5. О внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния. 6. О сверхзадаче и морали в произведении. УМЕТЬ: 1. Направлять свою фантазию по заданному руслу. 2. Образно мыслить. 3. Концентрировать внимание. 4. Ощущать себя в сценическом пространстве. 5. Применять выразительные средства для выражения характера сцены. 6. Фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать. 7. Определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет. 8. Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса. ПРИОБРЕТАТЬ НАВЫКИ: 1. Общения с партнером (одноклассниками). 2. Элементарного актёрского мастерства. 3. Образного восприятия окружающего мира. 4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители. 5. Коллективного творчества. 6. Свободного общения с аудиторией, одноклассниками. 7. Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов. 8. Анализировать последовательность поступков. 9. Выстраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда. В результате реализации программы у обучающихся будут универсальные учебные действия. сформированы Личностные результаты: У учеников будут сформированы: потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Обучающийся научится: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД: Обучающийся научится: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: Учащиеся научатся: читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; выразительному чтению; различать произведения по жанру; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; сочинять этюды по сказкам; умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, удивление, восхищение). Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням: Результаты первого уровня. Приобретение школьником социальных знаний: овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей. Результаты второго уровня. Формирование ценностного отношения к социальной реальности: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура). Результаты третьего и четвертого уровня. Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. 1.4. Способы и формы проверки результатов Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля: текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий; промежуточный – праздники, занятия-зачеты, конкурсы; итоговый – открытые занятия, этюды, литературно-музыкальные композиции, спектакли. 1.5. Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках; участие в школьных мероприятиях, посвященных календарным праздникам; участие в мероприятиях младших классов; выступление с литературно-музыкальной композицией в конце учебного года (отчетный концерт). 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов по годам обучения на теоретические и практические занятия) № п/п 1 2 СОДЕРЖАНИЕ Теоретические занятия Практические занятия 1 год обучения 1 группа (5-7 классы) 36 1 год обучения 2 группа (8-10 классы) 36 108 144 3 Форма контроля ВСЕГО ЧАСОВ Педагогические наблюдения, зачет, отчетный концерт 144 ч. 180 ч. 1.3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 группа (5-7 классы) Наименование тем 1 2 3 4 5 Раздел 1. Тема 1. Театр и жизнь. Тема 2. Театральное искусство России. Виды театров. Экскурсия Тема 3. Театральные профессии. Выдающиеся актеры. Тема 4. Развитие творческой активности, индивидуальности. Снятие зажимов, раскрепощение. Тема 5. Исполнительное искусство актера – стержень театрального искусства. Всего часов 6 Теория 2 Практ. занятия 4 Форма контроля Собеседова ние. Презентаци я 2 2 0 2 2 2 1 1 4 2 2 4 1 3 Тренинги 4 1 3 Игра 12 2 10 Просмотр. Презентаци я 8 1 7 Тренинги 2 10 Собеседова ние. Тренинги 16 ч. 6 7 8 9 Раздел 2. «Игра актера». Тема 6. Тренинг творческой психотехники актера. Тема 7. Воображение и фантазия – источник творческой духовности человека. Упражнения на развитие воображения. Тема 8. Сценические этюды: одиночные – на выполнение простого задания; на освоение предлагаемых обстоятельств; парные – на общение в условиях органического молчания; на взаимодействие с партнером. Тема 9. «Ролевая игра» (упражнение). Предлагаемые обстоятельства, события, конфликт, отношение. 28 ч. 10 Раздел 3. «Ритмопластика». Тема 10. 12 11 12 13 14 15 Сценическое движение как неотъемлемая часть сценического театрализованного действия. Упражнение «Как вести себя на сцене» (мимика, жесты, телодвижения в игре). Тема 11. Работа актера над образом. 12 Логика действия: я – предмет; я – стихия; я – животное; я – растение; внешняя характерность; форма (выдержка и законченность). 24 ч. Раздел 4. «Поговорим о речи». Тема 12. Тренинги по сценической речи (артикуляционная гимнастика, дикционные упражнения). Тема 13. Овладение техникой сценического общения партнеров: материал для общения – внутренние чувства, мысли; объект общения (партнер, мысль); средства, приемы общения – жест, слово, мимика, взгляд; форма общения – приспособление; непрерывность общения; совокупность всех элементов общения. Тема 14. Работа с литературным текстом (словесное действие, логика речи, орфоэпия). Тема 15. Словесные игры. Пластические импровизации. Презентаци я 2 10 8 1 7 8 2 6 12 4 8 Презентаци я 12 4 8 Игры 4 4 Собеседова ние Тренинги 40 ч. 16 Раздел 5. «Театр – не только 8 актер». Тема 16. Многообразие выразительных средств в театре: драматургия; декорация; костюм; свет; музыкальное оформление; шумовое оформление. (Создание декоративнохудожественного оформления). 8 ч. 17 18 19 20 21 22 8 Раздел 6. «Ура, спектакль!». Тема 17. Работа над спектаклем: как создается спектакль; знакомство со сценарием; характеры и костюмы; чтение по ролям, работа над дикцией; разучивание ролей; вхождение в образ; исполнение роли; создание афиши и программки; музыкальное оформление. Тема 18. Развиваем актерское 12 мастерство. Репетиция. Тема 19. Показ театрального 2 представления в школе для учащихся, родителей, учителей. 22 ч. 4 4 0 12 0 2 2 Раздел 7. «Подведение итогов». Тема 20. Мероприятие, посвященное Международному дню театра. Тема 21. Анализ проделанной 2 работы. Творческий отчет. Поощрение лучших артистов. Тема 22. Оформление первых 2 страниц «Летописи школьного театра». 6 ч. 0 2 Концерт 0 2 Спектакль 1 1 Теория Практ. занятия 5 Всего: 144 ч. 2 группа (8-10 классы) Наименование тем 1 Раздел 1. культуры». «Основы Всего часов театральной 7 2 Форма контроля Собеседова ние. 2 3 4 5 Тема 1. Беседы об искусстве. Театр и жизнь. Тема 2. Театральное искусство России. Виды театров. Экскурсия. Тема 3. Театральные профессии. Выдающиеся актеры. Тема 4. Развитие творческой активности, индивидуальности. Снятие зажимов, раскрепощение. Тема 5. Исполнительное искусство актера – стержень театрального искусства. Презентаци я 3 2 1 2 1 1 3 1 2 10 2 8 5 2 3 Тренинги 5 2 3 Игра 15 3 12 Просмотр. Презентаци я 12 2 10 Тренинги 2 13 Собеседова ние. Презентаци я Тренинги 25 ч. 6 7 8 9 Раздел 2. «Театральная игра». Тема 6. Тренинг творческой психотехники актера: развитие навыков рабочего самочувствия; развитие творческого восприятия; развитие артистической смелости и элементов характерности. Тема 7. Воображение и фантазия – источник творческой духовности человека. Упражнения на развитие воображения. Тема 8. Сценические этюды: одиночные – на выполнение простого задания; на освоение предлагаемых обстоятельств; парные – на общение в условиях органического молчания; на взаимодействие с партнером. Экскурсия. Тема 9. «Ролевая игра» (упражнение). Предлагаемые обстоятельства, события, конфликт, отношение. 37 ч. 10 15 Раздел 3. «Ритмопластика». Тема 10. Сценическое движение как неотъемлемая часть сценического театрализованного действия. 11 12 13 14 15 Упражнение «Как вести себя на сцене» (мимика, жесты, телодвижения в игре). Экскурсия. Тема 11. Работа актера над образом. 15 Логика действия: я – предмет; я – стихия; я – животное; я – растение; внешняя характерность; форма (выдержка и законченность). 30 ч. Раздел 4. «Культура и техника речи». Тема 12. Тренинги по сценической речи (артикуляционная гимнастика, дикционные упражнения). Тема 13. Овладение техникой сценического общения партнеров: материал для общения – внутренние чувства, мысли; объект общения (партнер, мысль); средства, приемы общения – жест, слово, мимика, взгляд; форма общения – приспособление; непрерывность общения; совокупность всех элементов общения. Тема 14. Работа с литературным текстом (словесное действие, логика речи, орфоэпия). Тема 15. Словесные игры. Пластические импровизации. 2 13 5 1 4 15 3 12 10 4 8 Презентаци я 10 3 7 Игры 3 10 Собеседова ние Тренинги 40 ч. 16 Раздел 5. «Выразительные средства в 13 театре». Тема 16. Многообразие выразительных средств в театре: драматургия; декорация; костюм; свет; музыкальное оформление; шумовое оформление. (Создание декоративнохудожественного оформления). Экскурсия 13 ч. 17 18 19 20 21 22 Раздел 6. «Работа над спектаклем». 10 Тема 17. Работа над спектаклем: как создается спектакль; знакомство со сценарием; характеры и костюмы; чтение по ролям, работа над дикцией; разучивание ролей; вхождение в образ; исполнение роли; создание афиши и программки; музыкальное оформление. Экскурсия. Тема 18. Развиваем актерское 15 мастерство. Репетиция. Тема 19. Показ театрального 2 представления: в школе для учащихся, родителей, учителей. 27 ч. 2 8 3 12 0 2 3 Раздел 7. «Подведение итогов». Тема 20. Мероприятие, посвященное Международному дню театра. Тема 21. Анализ проделанной работы. 2 Творческий отчет. Поощрение лучших артистов. Тема 22. Оформление первых страниц 3 «Летописи школьного театра». 8 ч. 0 3 Концерт 0 2 Спектакль 0 3 Всего: 180 ч. 1.3.1. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА Для обучающихся 1 группы (5-7 класс) № 1 Раздел, тема Тема1. Театр и жизнь. стартовый Понятие о театре. базовый Теория Театральная азбука продвинутый Виды искусств Театр и жизнь Просмотр 2 Тема 2. Театральное искусство России. Виды театров. Театр в России. Виды театров Виды театров Просмотр, беседа 3 Тема 3. Театральные профессии. Выдающиеся актеры. Театральные профессии. Театральные профессии. Просмотр 44 Тема 4. Развитие творческой активности, индивидуальности . Снятие зажимов, раскрепощение. Творческая активность Творческая активность Просмотр 5 Тема 5. Исполнительное Искусство актера искусство актера – стержень театрального Искусство актера искусства. Практика Ведение театральной рабочей тетради Контроль Собеседование, анкетирование. Теория Театры Москвы Практика Ведение театральной рабочей тетради Контроль Собеседование Теория Выдающиеся актеры России Практика Ведение театральной рабочей тетради Контроль Собеседование, анкетирование. Теория Снятие зажимов Практика Записи Контроль Собеседование, анкетирование. Теория Исполнительное искусство актера Практика Ведение театральной рабочей тетради Контроль Основы театрального искусства Тренинг Театры Улан-Удэ Экскурсия Практическая работа Выдающиеся актеры Бурятии Выдающиеся актеры: заполнение карты Тренинг Раскрепощение. Практическая работа Тренинг Анализ эпизода спектакля Анализ эпизода спектакля Просмотр 6 Тема 6. Тренинг творческой психотехники актера Творческие психотехники актера Виды психотехник Просмотр 7 Тема 7. Воображение и фантазия – источник творческой духовности человека. Воображение и фантазия Упражнения на развитие воображения. Просмотр 8 Тема 8. Сценические этюды. Виды этюдов. Сценические этюды Собеседование, анкетирование. Теория Развитие навыков самочувствия, творческого развития Практика Ведение театральной рабочей тетради Контроль Беседа Теория Виды воображения Практика Просмотр презентации Контроль Беседа Теория Виды этюдов. Группы Практика Ведение театральной рабочей тетради Контроль Тренинг Развитие артистической смелости и элементов характерности. Игры Тренинг Фантазии на заданную тему Фантазии на заданную тему Игра Виды этюдов: одиночные – на выполнение простого задания; на освоение предлагаемых обстоятельств; парные – на общение в условиях органического молчания; на взаимодействие с партнером. Анализ предложенных этюдов. Практика создания этюда Просмотр 9 10 11 Тема 9. «Ролевая игра» (упражнение). Понятие «ролевая игра» Практика Ролевая игра. Формы Тренинг Контроль Просмотр Собеседование, анкетирование. Тема 10. Теория Сценическое Понятие Мимика, жесты, движение как сценического телодвижения в неотъемлемая движения игре часть Практика театрализованного Упражнение «Как Тренинг действия. вести себя на сцене» Контроль Просмотр Собеседование, анкетирование. Тема 11. Теория Работа актера над Логика действия Образ образом. Практика Я – предмет, стихия, Форма животное, растение Просмотр 12 Тема 12. Тренинги по сценической речи. Речь Презентация Просмотр, анализ 13 Собеседование. Анализ Теория «Ролевая игра» (упражнение). Тема 13. Овладение техникой сценического общения Сценическое общение. Партнер Объект общения Контроль Собеседование, анкетирование. Теория Формы и виды речи Практика Видеолекция Контроль Собеседование, анкетирование. Теория Техника общения Практика Форма общения Тренинг Предлагаемые обстоятельства, события, конфликт, отношение. Тренинг Тренинг Мастер-класс Тренировка «Проба пера» Вхождение в образ Выдержка и законченность образа Тренинг Сценическая речь Мастер-класс Тренинг по речи Приемы овладения Совокупность элементов общения 14 партнеров на сцене. Тема 14. Работа с литературным текстом. Игра Текст. Работа с материалом Просмотр, анализ 15 Тема 15. Словесные игры. Пластические импровизации. Игра. Импровизация Игра Обсуждение 16 Тема 16. Многообразие выразительных средств в театре. Выразительные средства театра Презентация, экскурсия 17 Тема 17. Работа над спектаклем. 18 Тема 18. Развиваем актерское мастерство. Репетиция. Контроль Тренинг Теория Литературный текст. Подтекст Практика Поиск подтекста Контроль Беседа Теория Словесная игра. Практика Игра Контроль Анализ Теория Виды средств Практика Ведение театральной рабочей тетради «Проба пера» Словесное действие, логика речи, орфоэпия Мастер-класс Анализ текста Пластическая импровизация Импровизация «Проба пера» Драматургия, декорация, костюм, свет, музыка, шум Создание декоративнохудожественного оформления для спектакля Контроль Обсуждение Анализ «Проба пера» Теория Спектакль – это? Работа над Работа над созданием созданием спектакля спектакля Практика Обсуждение Анализ «Проба пера» Контроль Собеседование Читка Репетиции Теория Актерское Развиваем Мастер-класс мастерство мастерство актера Практика Работа над созданием спектакля. Развитие актерского мастерства Контроль Собеседование Читка Репетиции 19 Тема 19. Показ театрального представления. 20 Тема 20. Мероприятие, посвященное Международному дню театра. 21 Тема 21. Анализ проделанной работы. Творческий отчет. 22 Тема 22. Оформление первых страниц «Летописи школьного театра» Теория Повторение пройденного теоретического материала Практика Работа над созданием театрального представления Контроль Репетиция, прогон, показ спектакля Теория Повторение пройденного теоретического материала Практика Работа над созданием театрального представления Контроль Репетиция, прогон, показ спектакля Теория Повторение пройденного теоретического материала Практика Работа над созданием театрального представления Контроль Репетиция, прогон, показ спектакля (отчетный концерт) Теория Летопись – это? Основы создания Оформление летописной книги страниц книги летописи Практика Анализ работы за Рефлексия: Оформление год: итоги, «свободный страниц книги перспективы микрофон» летописи по итогам прошедшего года Контроль Обсуждение, анализ Собеседование Просмотр получившихся страниц. Для обучающихся 2 группы (8-10 класс) № 1 Раздел, тема Тема1. Театр и жизнь. стартовый Понятие о театре. Театр и жизнь Просмотр базовый Теория Театральная азбука Практика Ведение театральной рабочей тетради Контроль Собеседование, анкетирование. продвинутый Виды искусств Основы театрального искусства Тренинг 2 Тема 2. Театральное искусство России. Виды театров. Театр в России. Виды театров Виды театров Просмотр, беседа 3 Тема 3. Театральные профессии. Выдающиеся актеры. Театральные профессии. Театральные профессии. Просмотр 44 Тема 4. Развитие творческой активности, индивидуальности . Снятие зажимов, раскрепощение. Творческая активность Творческая активность Просмотр 5 Тема 5. Исполнительное Искусство актера искусство актера – стержень театрального Искусство актера искусства. Просмотр 6 Тема 6. Тренинг творческой психотехники актера Творческие психотехники актера Теория Театры Москвы Практика Ведение театральной рабочей тетради Контроль Собеседование Теория Выдающиеся актеры России Практика Ведение театральной рабочей тетради Контроль Собеседование, анкетирование. Теория Снятие зажимов Практика Записи Контроль Собеседование, анкетирование. Теория Исполнительное искусство актера Практика Ведение театральной рабочей тетради Контроль Собеседование, анкетирование. Теория Развитие навыков самочувствия, творческого развития Театры Улан-Удэ Экскурсия Практическая работа Выдающиеся актеры Бурятии Выдающиеся актеры: заполнение карты Тренинг Раскрепощение. Практическая работа Тренинг Анализ эпизода спектакля Анализ эпизода спектакля Тренинг Развитие артистической смелости и элементов характерности. Виды психотехник Просмотр 7 Тема 7. Воображение и фантазия – источник творческой духовности человека. Воображение и фантазия Упражнения на развитие воображения. Просмотр 8 Тема 8. Сценические этюды. Виды этюдов. Сценические этюды Просмотр 9 Тема 9. «Ролевая игра» (упражнение). Понятие «ролевая игра» Практика Ведение театральной рабочей тетради Контроль Беседа Теория Виды воображения Практика Просмотр презентации Контроль Беседа Теория Виды этюдов. Группы Практика Ведение театральной рабочей тетради Контроль Собеседование. Анализ Теория «Ролевая игра» (упражнение). Практика Ролевая игра. Формы Тренинг Игры Тренинг Фантазии на заданную тему Фантазии на заданную тему Игра Виды этюдов: одиночные – на выполнение простого задания; на освоение предлагаемых обстоятельств; парные – на общение в условиях органического молчания; на взаимодействие с партнером. Анализ предложенных этюдов. Практика создания этюда Тренинг Предлагаемые обстоятельства, события, конфликт, отношение. Тренинг Просмотр 10 Тема 10. Сценическое движение как неотъемлемая часть театрализованного действия. Понятие сценического движения Упражнение «Как вести себя на сцене» Просмотр 11 Тема 11. Работа актера над образом. Логика действия Я – предмет, стихия, животное, растение Просмотр 12 Тема 12. Тренинги по сценической речи. Речь Презентация Просмотр, анализ 13 Тема 13. Овладение техникой сценического общения партнеров на сцене. Сценическое общение. Партнер Объект общения Игра 14 Тема 14. Работа с литературным текстом. Текст. Работа с материалом Контроль Собеседование, анкетирование. Теория Мимика, жесты, телодвижения в игре Практика Тренинг Контроль Собеседование, анкетирование. Теория Образ Практика Форма Контроль Собеседование, анкетирование. Теория Формы и виды речи Практика Видеолекция Контроль Собеседование, анкетирование. Теория Техника общения Практика Форма общения Контроль Тренинг Теория Литературный текст. Подтекст Практика Поиск подтекста Контроль Тренинг Мастер-класс Тренировка «Проба пера» Вхождение в образ Выдержка и законченность образа Тренинг Сценическая речь Мастер-класс Тренинг по речи Приемы овладения Совокупность элементов общения «Проба пера» Словесное действие, логика речи, орфоэпия Мастер-класс Просмотр, анализ 15 Тема 15. Словесные игры. Пластические импровизации. Игра. Импровизация Игра Обсуждение 16 Тема 16. Многообразие выразительных средств в театре. Выразительные средства театра Презентация, экскурсия 17 Тема 17. Работа над спектаклем. 18 Тема 18. Развиваем актерское мастерство. Репетиция. 19 Тема 19. Показ театрального представления. 20 Тема 20. Мероприятие, посвященное Беседа Теория Словесная игра. Практика Игра Контроль Анализ Теория Виды средств Практика Ведение театральной рабочей тетради Анализ текста Пластическая импровизация Импровизация «Проба пера» Драматургия, декорация, костюм, свет, музыка, шум Создание декоративнохудожественного оформления для спектакля Контроль Обсуждение Анализ «Проба пера» Теория Спектакль – это? Работа над Работа над созданием созданием спектакля спектакля Практика Обсуждение Анализ «Проба пера» Контроль Собеседование Читка Репетиции Теория Актерское Развиваем Мастер-класс мастерство мастерство актера Практика Работа над созданием спектакля. Развитие актерского мастерства Контроль Собеседование Читка Репетиции Теория Повторение пройденного теоретического материала Практика Работа над созданием театрального представления Контроль Репетиция, прогон, показ спектакля Теория Повторение пройденного теоретического материала Практика Международному дню театра. 21 Тема 21. Анализ проделанной работы. Творческий отчет. 22 Тема 22. Оформление первых страниц «Летописи школьного театра» I. Работа над созданием театрального представления Контроль Репетиция, прогон, показ спектакля Теория Повторение пройденного теоретического материала Практика Работа над созданием театрального представления Контроль Репетиция, прогон, показ спектакля (отчетный концерт) Теория Летопись – это? Основы создания Оформление летописной книги страниц книги летописи Практика Анализ работы за Рефлексия: Оформление год: итоги, «свободный страниц книги перспективы микрофон» летописи по итогам прошедшего года Контроль Обсуждение, анализ Собеседование Просмотр получившихся страниц. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Приложение 1 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Аспекты Материально-техническое обеспечение Характеристика Кабинет площадью 16 кв.м., МАОУ «СОШ 25» г. УланУдэ. Для занятий театрального кружка «Вид» в МАОУ «СОШ № 25» оборудован кабинет: комплектом парт и стульев, учебной литературой, звуковыми и смешанными (аудио и видео), методическими материалами, материалами диагностических и обучающих тренингов и игр. Информационное обеспечение ЭОР Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования, КПК (ВСГИК, март 2023 г). Методическое обеспечение В педагогической деятельности используются программы следующие педагогические технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, технологию опережающего развития, активные и интерактивные методы обучения, такие как: проектный, проблемный, поисково-исследовательский, эвристический, групповые и индивидуальные методы обучения. При освоении программы активно используются: - диалогический подход, предполагающий активную совместную творческую деятельность педагога и учащегося; - личностно-ориентировочный подход, который применяется через вариативное образование. - многоуровневый подход, который позволяет выстраивать непрерывность образовательного процесса, от уровня формирования у детей интереса к выбранному виду деятельности до уровня творческой самостоятельности, профессионально-ориентированной индивидуальной работы; - дифференцированный подход, - индивидуально-творческий подход; - деятельностный подход, ориентированный на развитие духовного потенциала личности обучающегося, его творческих способностей и интереса к предмету в практической деятельности; - комплексный подход. Основные формы учебно-воспитательной работы театрального кружка: 1. Теоретические и практические занятия 2. Участие в городских, республиканских, всероссийских конкурсах по театральному искусству 3. Экскурсии в городские театры 5. Просмотр спектаклей театров города Улан-Удэ 6. Участие в праздничных мероприятиях школы. 7. Создание этюдов, литературно-музыкальных композиций, спектакля. 1.3.ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Разработаны следующие формы аттестации: Тесты, анкетирование, диагностика; Игровые задания и диагностические упражнения для определения уровня практических умений и теоретических знаний; Отчетный концерт (показ литературно-музыкальной композиции/спектакля), исполнение роли; этюд; Презентация, творческий отчет. 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ качества реализации Методики Показатели ДООП Предметная диагностика: Уровень способностей детей Разработана педагогом Левадной А.В. Личностная диагностика: Уровень сформированности личности Метапредметная диагностика: уровень сформированности компетенций Разработанная форма Методической службы ГДДЮТ удовлетворенности Уровень удовлетворенности родителей Изучение предоставляемыми образовательными работой образовательного услугами (методика Е.Н.Степановой) Сроки аттестации Сроки промежуточной аттестации (по УТП) входная- октябрь Промежуточная- январь родителей учреждения Сроки итоговой наличии) аттестации (при (по УТП) в конце 1 года обучения (май) Список литературы Используемая литература: 1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Театральные постановки в средней школе. Пьесы для 5 – 9 классов. - Волгоград, изд. «Учитель», 2009 г. 2. Гальцова Е.А. Детско-юношеский театр мюзикла. Программа, разработки занятий, рекомендации. - Волгоград, изд. «Учитель», 2009 г. 3. Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2005 г. 4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010 г. 5. Дзюба П.П. Сказка на сцене: постановки. – Ростов-на-Дону: Феникс,2005 г. 6. Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж, 2003 г. 7. Каришев-Лубоцкий. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М., 2005 г. 8. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий, сценарии. - Волгоград, изд. «Учитель», 2009 г. 9. Логинов С.В. Школьный театр миниатюр: сценки, юморески, пьесы./ С.В. Логинов. – Волгоград: Учитель, 2009 г. 10. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2003 г. Сайты: 1.http://dramateshka.ru/ 2.http://www.teatr-obraz.ru/masterstvo