ДООП Загирова М.С. Образ

Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию администрации г. Улан-Удэ
МАОУ ДО «Городской дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ

«Принято»
на Педагогическом совете
МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Протокол №1
«30» августа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

Театральной студии «Образ»
Направленность: художественная
Возраст учащихся: 9- 12 лет
Срок реализации программы: 3 года
Уровень: стартовый, базовый, продвинутый

Автор - составитель:
Загирова Марьям Салаватовна,
педагог дополнительного образования

г. Улан-Удэ,
2023

Оглавление
I.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
II.
Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
Список литературы

3
5
6
7
8
9
10
11

1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Основные характеристики программы
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «НАЗВАНИЕ» (далее - Программа)
разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);
2.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ;
3.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики»;
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»;
5.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства»;
7.
Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
8.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об
утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования
детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
10.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
12.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с
изменениями на 27 октября 2020 года).
13.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31
января 2022 г. N1ДГ 245/06);
14.
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных
организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо
Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06);
15.
Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13
декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)

16.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015
г. N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;
17.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г.
Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года.
18.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в
Республике Бурятия на период до 2025 года;
19.
Устав муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г.
Улан – Удэ»;
20.
Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского)
творчества г. Улан – Удэ»;
21.
Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ,
регламентирующих образовательный процесс.
Актуальность программы:
Театральное искусство никогда не стоит на месте, оно всегда движется вперед со
временем. Театр отображает дыхание жизни, интересы и потребности. Не предавая свих
традиций, он изменяется, чтоб стать ближе зрителю. Возникновение в наше время большого
количества программ, где театр используется, как средство для развития личности ребенка
объясняется универсальностью этого вида искусства.
Театр-искусство синтетическое. Знакомясь с языком театра, на наших занятиях,
ребёнок погружается в мир литературы, музыки, изобразительного искусства. Театрискусство коллективное и на занятиях ребёнок учится плодотворно взаимодействию с
большими и малыми социальными группами, овладевает навыками коллективного
творчества.
Основной язык театрального искусства-действие; основные видовые признаки:
диалоги, игра, понимаемые в самом широком смысле. Эти особенности делают театральное
искусство очень близким для детей, так как игра и общение являются ведущей
психологической деятельностью ребенка.
Вид программы:
Программа модифицированная, в основу взята имеющаяся программа театральной
студии, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и
уровня подготовки детей, режима деятельности, нестандартности индивидуальных
результатов.
Направленность программы: художественная
Адресат программы: дети 9-12 лет.
Младшие школьники: 7- 9 лет
Средние школьники: 10 – 13 лет
Срок и объем освоения программы: Общая трудоёмкость программы при трехлетнем
сроке обучения составляет 432 часа.
2.1. Объем программы – 432 часа.
2.2. Срок реализации программы – 3 года обучения, для каждого года обучения занятия
проходят 2 раза в неделю. Продолжительность занятия – 2 часа. 1,2 и 3 год обучения – 144
часа.
Форма обучения: Занятия проводятся в группах. При этом педагоги осуществляют
индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Особенности организации образовательной деятельности:

Начальный этап обучения (1-й год) предполагает овладение понятиями и
терминологией, элементарными навыками сценического мастерства, практическое
применение знаний и умений: постановка этюдов, участие в концертах, праздничных
представлениях. В завершение этого этапа проводится отчетный показ инсценированных
стихотворений или литературно-музыкальной композиции. 2-й и 3-й гг. обучения
предполагают самостоятельную разработку характеров героев, применение полученных
знаний и совершенствование навыков сценического мастерства. Основными формами
образовательного процесса являются:
Традиционные: беседа, репетиция, самостоятельная работа, тренинг, зачет,
спектакль,праздник. Нетрадиционные: сочинение этюдов, сказок, импровизация, конкурс,
посиделки.
Режим занятий: Занятие является основной формой в учебной деятельности.
Продолжительность каждого занятия - 45 минут с перерывом в 10 минут.
Сопутствующими формами аудиторного занятия являются беседа, лекция (в
том числе с видеорядом), посещение театров.
Предмет

Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

4 часа в неделю;

4 часа в неделю;

4 часа в неделю;

144 часа в год.

144 часа в год.

144 часа в год.

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: Создание условий для творческой самореализации учащихся впроцессе освоения
навыков актерского мастерства.
Задачи:
Образовательные (обучающие):
1. Рассказать о навыках актерского мастерства, сценической речи и сценического
движения.
2. Познакомить с искусством самовыражения.
3. Сформировать условия для творческого восприятия окружающего мира.
Развивающие:
1. Развивать личностные качества-волю, эмоции, самостоятельность поступков и
суждений.
2. Развивать умение анализировать и оценивать окружающую действительность.
3. Развивать внимательность и наблюдательность, творческое воображение ифантазию.
Воспитательные:
1. Научить учащихся к разновозрастному сотрудничеству на основе общегоколлективного
творчества.
2. Научить уверенно держать себя на сцене перед зрителем.
3. Пробудить творческую активность, стремление к совершенствованию.
Способы и формы проверки результатов
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие
виды контроля:
1.
входной контроль (сентябрь)
2.
текущий контроль (в течение всего учебного года)
3.
промежуточный контроль (декабрь)

4.
итоговый контроль (май)
Формы контроля могут быть следующие: педагогическое наблюдение, выполнение
практических заданий педагога, анализ на каждом занятии педагогом и обучающимися
качества выполнения работ и приобретенных навыков общения, устный и письменный
опрос, творческий показ, спектакль, семинар, конференция, зачет, контрольная работа,
конкурс, фестиваль, концерт, анализ участия коллектива и каждого обучающегося в
мероприятиях.
Формы оценки результативности: портфолио учащихся, выполнение самостоятельной
творческой работы, ее представление на концертах или фестивалях, просмотр видео
спектакля с дальнейшим обсуждением, отзывы родителей и одноклассников.

№
п/п
1
2
3

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год
3 год
СОДЕРЖАНИЕ
обучения
2 год обучения
обучения
Теоретические
32
28
30
занятия
Практические занятия 114
117
116
Форма контроля
Педагогические наблюдения, зачет
ВСЕГО ЧАСОВ
144 ч.
144 ч.
144
Стартовый уровень (1 год обучения)

Таблица 1
№
п/п
1

Название раздела, темы

Количество часов
Всего Теория Практика

I. Введение в
общеобразовательную
программу. Цель изадачи
программы

2

Формы
аттестации/контроля
наблюдение

2

II «Основы актерского мастерства»
2

Теоретические основы
актерского мастерства

4

4

Тест

3

Работа актера над собой

16

2

14

Зачет

4

Работа актера над ролью

14

2

12

Конкурс

5

Внутристудийная работа

14

4

10

Конкурс

III «Основы сценической речи»
1

Водное занятие

2

2

Наблюдение

2

Техника сценической речи.
Дыхание. Голос.Дикция

12

2

10

Зачет

3

Орфоэпия

6

2

4

Тест

4

Логика сценической речи

6

2

4

Зачет

5

Работа над литературнохудожественным
произведением.
Художественное слово

14

4

10

Спектакль

6

Внутристудийная работа

8

2

6

Конкурс

IV «Основы сценического движения»
1

Вводное занятие

2

2

Психофизический тренинг

8

8

Зачет

3

Общее развитие мышечнодвигательногоаппарата.
Скорость, темп, контрастность
движений.

8

8

Зачет

4

Упражнения в равновесии.
Развитиекоординации
движений

10

10

Зачет

5

Акробатические упражнения.
Кувырки,падения.
Музыкальность и ритмичность

8

8

Зачет

6

Развитие навыков. Рече
двигательной ивокальнодвигательной координации.
Развитие пластичности и
музыкальности

8

8

Конкурс

7

Контрольное занятие. Диктанты
и этюды.

2

2

Контрольное
занятие

Всего

Наблюдение

2

144

30

114

Базовый уровень (2 год обучения)
Учебный план
Таблица 2
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы
аттестации/контроля

Всего Теория Практика
I. «Основы актерского мастерства»
1

Вводное занятие

2

2

Наблюдение

2

Теоретические основы
актерского мастерства

12

6

6

Наблюдение

3

Работа актера над собой

14

4

10

Конкурс

4

Работа актера над ролью.

18

6

12

Зачет

Изучение роли
5

Работа над малыми
театральными формами

4

2

2

Конкурс

6

Работа над cпектаклем

22

-

22

Спектакль

7

Внутристудийная работа

8

2

6

Наблюдение

II. «Основы сценической речи»
1

Теоретические основы
сценической речи

4

2

2

Наблюдение

2

Техника сценической речи.
Дыхание. Голос. Дикция

12

2

10

Зачет

3

Орфоэпия

2

2

Зачет

4

Логика сценической речи

6

2

4

Зачет

5

Работа над литературнохудожественным
произведением.
Художественное слово

12

4

8

8.

6

Внутристудийная работа

2

2

Конкурс

III. «Основы сценического движения»
8

Наблюдение

10

10

Зачет

Пластичность рук

2

2

Наблюдение

4

Диктанты и сочинение
самостоятельных этюдов на
заданный набор движений и
элементов бессловесного
действия

4

4

Конкурс

5

Контрольное занятие

2

2

Контрольное
занятие

1

Развитие навыков
речедвигательной и
вокально-двигательной
координации

8

2

Скульптурность тела в
движении и статике

3

Всего

144

2. 222

32

117

Продвинутый уровень (3 год обучения)
Учебный план
Таблица 3
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего Теория Практика

I. «Основы актерского мастерства»

Формы
аттестации/контроля

1

Теоретические основы
актерскогомастерства

4

2

Работа актера над собой

8

3

Работа актера над ролью.
Изучение роли

10

2

4

Искусство грима

4

4

5

Основы мимики

6

2

6

Работа над спектаклем

20

2

2

Тест

8

Зачет

8

Зачет
Наблюдение

4

Зачет

20

Спектакль

II. «Основы сценической речи»
1

Теоретические основы
сценической речи

6

2

4

Зачет

2

Техника сценической речи.
Дыхание. Голос.Дикция

10

2

8

Зачет

3

Орфоэпия

4

2

2

Зачет

4

Работа над литературнохудожественным
произведением.
Художественное слово

10

2

10

Спектакль

5

Внутристудийная работа

8

-

8

Конкурс

III. «Основы сценического движения»
1

Психофизический тренинг в
комплексе сбессловесными
элементами действия.
Повторение пройденного

8

2

4

Наблюдение

2

Мизансцена. Организация
движения вовремени и
пространстве

14

4

10

Зачет

3

Основы пантомимы

6

6

Зачет

4

Танец в спектакле

6

4

Наблюдение

5

Внутристудийная работа

8

8

Конкурс

6

Контрольное занятие

2

2

Контрольное занятие

ИТОГО:

144

2

28

116

1.3.3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Содержание программы 1 года обучения
Содержание раздела «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА» Введение в
общеобразовательную программу. Цель и задачи программы Теория: цели и задачи
программы. Организационные вопросы

1. Теоретические основы актерского мастерства
Теория:
Театр как вид искусства. Театральное искусство как одна из форм художественного
отражения действительности.
Особенности театрального искусства. Синтетическая природа театра. История театра.
От античности до современности.
Актер – «царь сцены». Театральные профессии.Основные направления в актерском
искусстве. Практика:
2. Работа актера над собой
Теория:
Элементы внутренней техники актера. Общие вопросы и понятия об элементах
внутреннейтехники актера
Практика:
Этюды с воображаемыми предметами . Упражнение бисер
Упражнение машинка.Упражнение стул
3. Работа актера над ролью
Теория:
Изучение роли. Характеристика героя. Внешний облик героя. Биография героя.
Практика:
Этюды с использованием грима, костюма, реквизита. Этюды на внешнюю
характеристику персонажа Сочинение биографии конкретного персонажа.
4. Внутристудийная работа.
Теория:
Театральная дисциплина и правила внутреннего распорядка. Этика по отношению к
себе,партнеру, театру. Традиции и ритуалы в театре.
Практика:Творческий конкурс «Письмо Кумиру», игра «Я – Звезда», посвящение в
студийцы,капустники, творческие встречи с родителями.
II Содержание раздела «ОСНОВЫ СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ»

1. Вводное занятие.
Теория:
Цели и задачи раздела. Роль сценической речи в художественной системе театра.
2.Техника сценической речи. Дыхание. Голос. Дикция
Теория:
Анатомия и физиология речевого аппарата.Практика:
Упражнения на развитие и постановку дыхания. Типы выдыхания. Использование
резонаторов. Тренинг фонационного дыхания на слогах, словах, пословицах. Самомассаж.
Гласные. Рабочий треугольник. Согласные. Артикуляционная гимнастика. Упражнения со
скороговорками. Упражнения по речи и голосу с мячом, скакалкой, в движении.
Проведение каждым студийцем голосо-речевого тренинга с группой.
3.Орфоэпия
Теория:
Литературная норма и говор. Роль ударения в орфоэпии. Особенности русского
ударения.Практика:
Произношение гласных. Произношение гласных звуков в сильной и слабой позициях.
Звук и буква. Упражнения на мягкую «атаку» звука при фонации. Упражнения на
собранность звука. Упражнения на свободу нижней челюсти.
Произношение согласных. Упражнения на сонорных согласных. Упражнения на
взрывныеи свистящие согласные. Сочетание согласных.
4.Логика сценической речи

Теория:
Законы логики в речевом действии. Правила логики речи.Практика:
Самостоятельный анализ литературных текстов с учетом законов логики. Разбор и
чтение небольших текстов художественной прозы. Самостоятельная работа: логический
разбор заданных текстов.
5.Работа над литературно-художественным произведением
Теория:
Подготовка литературно-художественного произведения для исполнения. Этапы
работы.Анализ произведения. Пересказ текста.
Практика:
Выбор художественного материала студийцем. Анализ произведения. Определение
темы, идеи, жанра произведения, сверхзадачи исполнителя. Выявление конфликта.
Исполнение художественной прозы. Главные и второстепенные события в
произведении. Образ рассказчика и его отношение к происходящим в произведении
событиям. Словесноедействие. Русские народные сказки. Специфика исполнения русских
народных сказок. Исполнение художественной прозы и русских народных сказок.
6.Внутристудийная работа.
Теория:
Культура общения. Этикет. Ритуалы и манеры поведения. Умение вести себя в
обществе,дома, на службе и т.д.
Практика:
Воспитательные игры «Парад хороших манер», «Приветствие», «Знакомство»,
«Разговорпо телефону».
III. Содержание раздела «ОСНОВЫ СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ»
1. Вводное занятие.
Теория:
Единство предмета Сценическое движение
с предметом Актерское мастерство.
Определение основных правил этики, безопасности и гигиены.
2. Психофизический тренинг.
Практика:
Ходьба под музыку, пробежки; ходьба на носках, пятках, ходьба с высоко поднятым
коленом, с выпадами, подскоки, передвижение прыжками, передвижение прыжками на
сомкнутых ногах; ходьба в положении приседа, на четвереньках, другие разновидности
передвижений со сменой темпа и ритма. Движения, включающие в работу плечевой пояс,
руки, шею, спину, тазобедренный сустав.
3. Общее развитие мышечно-двигательного аппарата. Скорость, темп,
контрастностьдвижений.
Практика:
Развитие двигательной памяти. Тренировка дыхания. Упражнения на полу (стоя, сидя,
на коленях, лежа), с применением гимнастических снарядов (станки, скамейка), на стуле.
Подвижные игры.
4. Упражнения в равновесии. Развитие координации движений.
Практика:
Выработка навыков произвольного управления инерцией тела. Совершенствование
координации движений. Тренировка воли и сосредоточенного внимания. Ходьба на носках
с приседаниями, остановками, поворотами, вперед и назад, в сочетании с движениями рук,
чтением текста, пением в разных темпах. Парные упражнения в балансе. Техника соскока.
Игры на развитие равновесия.

5. Акробатические упражнения. Кувырки, падения. Музыкальность и
ритмичность.
Практика:
Стойка на руках с поддержкой партнера. Равновесие с партнером. Отработка
элементов нашведской стенке.
Кувырки вперед-назад, кувырки со сменой направления, боковые перекаты.
«Мостик». Совершенствование ритмичности (умения создавать и воспринимать ритм),
тренировка ритмической памяти. Навык устойчивого сохранения темпа. Тренировка
двигательной имузыкально памяти. Навык быстрого и точного перехода к новому темпу
и ритму.Воспроизведение хлопками, прыжками, шагами музыкального темпа и ритма.
Изучение понятия «метр». Выявление метра в движении. Понятие «длительность»
(воспроизведениедлительностей при движении рук и ног). Развитие ритмичности с чтением
стихотворений.
6. Развитие
навыков
речедвигательной
и
вокально-двигательной
координации.Развитие пластичности и музыкальности.
Практика:
Тренировка быстроты реакции, в упражнениях по внезапному сигналу.
Работа со скороговоркой в заданном словесном воздействии.
Сочетание движений рук и ног в разных направлениях с чтением текстов разной
трудности.Сочетание стихотворной речи с аритмичными движениями. Сочетание пения с
танцевальными аритмичными движениями. Сочетание разных ритмических рисунков и
разных темпов в движении и пении. Навыки сочетания речи с движением при условии
прекращения и возобновления исполнения по внезапному сигналу.
7. Спектакль
Практика:
Спектакль, созданный из наработанных этюдов перед зрителями.

Содержание программы 2 года обучения
Содержание раздела «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»
Вводное занятие
Теория: цели задачи, организационные вопросы
1. Теоретические основы актерского мастерства
Теория: Драматургия как основа театрального искусства. Основные жанры
драматургии. Спектаклькак сценическое воплощение произведения драматурга. Тема, идея
пьесы. История театра. Великие драматурги и их творчество.
Практика: Сообщения студийцев о творчестве известных драматургов-классиков.
Просмотр спектакля в записи. Обсуждение.
Составление кроссворда на тему «Драматурги и их произведения».
2. Работа актера над собой
Теория: Внимание и мышечная свобода. Органическое внимание.
Сценическое отношение и сценическое общение. Оценка намерения и действия
партнера. Пристройка к партнеру. Воздействие на партнера. Отношение к партнеру.
Сверхзадача и сквозное действие роли. Самодействие. Приспособление. Виды событий,
событийный ряд роли. Сквозное действие и его задача. Воображение и предлагаемые
обстоятельства. Активное и пассивное воображение. Предлагаемые обстоятельства роли.
Физическое самочувствие действующего лица и его внутреннее состояние. Предлагаемые
обстоятельства и помощь воображения в восприятии их реальности. Оценка и сценическая
задача. Определение основных задач действующего лица. Процесс ирезультат выполнения
задачи. Проявление в оценке жанра пьесы, природы чувств, характера персонажа.

Практика: Парные этюды на общение. Этюды на пристройку к партнеру.
Психофизические игры. Этюды на разные виды общения. Этюды с обострением
предлагаемых обстоятельств. Определение сверхзадачи и сквозногодействия конкретной
роли в постановочном спектакле. Этюды на выполнение конкретизированной актерской
задачи, требующие быстрых иострых оценок. Хит-парад этюдов «Новости дня».
3. Работа актера над ролью
Теория: Разбор роли по действенным фактам. Необходимость всестороннего
изучения своего героя. Разработка линии его действия в будущем спектакле.
Предварительная наметка линии действия. Овладение на сцене линией действия. События
в роли. События - факты. Как определить главное событие? Пять основных событий событийный ряд роли.
Подтекст. «Второй план». Раскрытие подтекста как ключ к пониманию того, чего
хочет актер от партнера. Что такое «второй план»? Создание «второго плана». Видения и
внутренние монологи. Видение (видеоряд), лежащее за словами. Как создаются видения.
Внутренние монологи - основа создания сценического образа. «Домашние
заготовки»внутренних монологов.
«Зерно» образа.
Психофизическое
состояние.
Процесс
«наживания»
необходимого
психофизического состояния. Анализ: атмосфера конкретной сцены, оценка обстановки.
Верное психофизическое состояние как борьба с актерскими штампами. Роль фантазии в
выборе физического самочувствия.
Практика: Упражнение Близнецы Упражнение на Раскол. Этюд на Внутренний и
внешний круг внимания. Этюд. На пять действий.
4. Работа над малыми театральными формами
Теория: Площадной театр. Балаганный театр на Руси. Раёшное представление.
Массовые праздники. История возникновения. Формы, виды и жанры. Сценарное
мастерство
Практика: Самостоятельная подготовка студийцами сценария праздника. Конкурс
«Лучший сценарий».
5. Работа над спектаклем
Практика: Изучение материалов, раскрывающих эпоху, время написания
постановочной пьесы. Определение темы, идеи, жанра, стиля и т. д. Определение событий,
конфликтного факта. Анализ поступков героев. Определение жанра данной пьесы. Поиск
точного решения жанра. Выяснение психологических мотивировок поведения героев.
Разработка «неожиданных» психологических мотивировок. Определение предлагаемых и
ведущих обстоятельств, исходного события пьесы для правильного выбора темпо-ритма.
Определение атмосферы спектакля. Поиск выразительных средств для ее передачи на
сцене. Подготовка и показ спектакля.
6. Внутристудийная работа
Теория: Эстетика - наука о прекрасном. История эстетики. Основные категории
эстетики. Эстетикабыта. Эстетика общения.
Понятия «патриотизм», «гражданский долг», «сострадание». Любить — значит
заботиться!Традиции и ритуалы в коллективе.
Практика: Развлекательная программа для младших школьников. Конкурс
актерского мастерства «Золотой Колобок».
Отчетный концерт для родителей. Капустник, посвященный Дню театра.
Праздничныевечера «День варенья».
Содержание раздела «ОСНОВЫ СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ»
1. Теоретические основы сценической речи
Теория: Основные особенности сценической речи в современном профессиональном
театре. Разговорность и нормативность сценической речи, ее выразительность и

действенность. Речевая характеристика образа.
Сценические особенности и общие основы словесного действия актерского
искусства и искусства художественного слова. Общность творческого процесса чтеца и
актера. Единый характер словесного действия в общих видах искусства. Сценические
особенности искусства художественного слова.
Практика: Просмотр спектакля в театре или в записи с последующим анализом
речевой стороныспектакля.
Игра-импровизация «А вы меня узнали?»
2. Техника сценической речи. Дыхание. Голос. Дикция
Теория: Методика и практика по дыханию и голосу. Осанка. Свобода мышц.
Методика по дыханиюи голосу.
Особенности работы по дыханию и голосу в условиях самостоятельной
тренировки. Процесс воспитания тела, дыхания и голоса. Сложность этой работы.
Воспитание умения слушать и слышать себя, умение контролировать и фиксировать свои
мышечные ощущения. Самоконтроль. Дозировка нагрузок. Речь в движении.Практика:
Упражнения для выработки правильного, полного вдоха. Упражнения для
выработки правильного фонационного выдоха. Косвенные упражнения, способствующие
снятию мышечных зажимов. Комплексная система упражнений для тренировки и развития
голоса и речи.
Речевой тренинг голоса на каждом занятии.
Голосо-речевой тренинг при всевозможных движениях. Приобретение навыка
звучания голоса при любом положении тела, головы и т. п. Упражнения на
одновременную тренировку звучания и движения.
Проверка дикции студийцев на примере работы со скороговорками,
стихотворными произведениями. Самостоятельный тренинг на индивидуальных занятиях.
3. Орфоэпия
Теория: Произношение окончаний глаголов, прилагательных и другие сведения по
орфоэпии. Правильное произношение окончаний глаголов, прилагательных. Правильное
произношение некоторых имен и отчеств, слов иноязычного происхождения.
Свободное звучание. Свобода фонационных путей. Собранность звука. Свобода
нижней челюсти.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Упражнения на правильное
произношение звуков. Работа со словарем.
Упражнения на нахождение «центра» речевого голоса. Упражнения на выработку
звонкости голоса.
Самостоятельное проведение каждым ребенком голосо-речевого тренинга в группе
с использованием упражнений на свободное звучание и артикуляционной гимнастики.
4. Логика сценической речи
Теория: Знаки препинания в речевом действии. Законы интонации в речевом
общении. Знакипрепинания как вспомогательное средство раскрытия содержания и смысла
фразы. Интонационные законы. Случаи несовпадения логической паузы со знаками
препинания. Особенности работы над простыми и сложными предложениями. Правила
логики речи. Актуальное членение предложения; понятия темы и ремы. Роль подтекста,
оценки, факта. Правила логики речи, связанные грамматической структурой предложения.
Инверсия.
Практика: Разбор предложений, скелетирование фраз. Овладение моделями
речевого действия. Расшифровка подтекста, определение темы и ремы в предложенных
монологах.
Разбор текстов с учетом законов логики.
Блиц - турнир по вопросам раздела «Логика сценической речи».
5. Работа над литературно-художественным произведением. Художественное
слово.

Теория: Стихотворное произведение и особенности работы над ним. Природа
стихотворной речи, ее специфика, отличие от речи прозаической. Краткая история
возникновения стиха. Ритм как важнейший компонент стиха. Стихотворная строка как
ритмическая единицастихотворной речи.
Силлабо-тоническая система, ее особенности, принципы. Стихотворная пауза.
Цезура. Связь ритмической паузы с логической.
Рифма как одно из динамических и организационных средств стиха. «Белый»
стих.Строфа. Виды строф. Особенности работы.
Инверсия как выразительное стихотворное средство.
Свободный стих и его особенности. Особенности работы над словом в
стихотворномспектакле.
Принципы создания литературной композиции и монтажа.
Выразительное средство, пластическое и музыкальное решения.
Басня как вид произведения, при исполнении которого допускаются элементы
театрализации. Особенности работы над басней. Мораль басни - призыв. Раскрытие
конфликта.
Практика: Разбор стихотворения (по выбору) и работа над ним.Работа над созданием
литературной композиции.
Подбор материала для исполнения. Действенный анализ басни. Раскрытие
конфликта.
Чтение на зрителя басни, стихотворения. Показ на зрителя литературномузыкальнойкомпозиции.
6. Внутристудийная работа
Значимость нейтральных, книжных, разговорных и просторечных единиц словаря
русскогоязыка. Переносные значения слов.
Игра «Мое первое интервью". Культура общения. Правила телефонного
этикета.Воспитательная игра «Разговор по телефону».
Содержание раздела «ОСНОВЫ СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ»
1. Развитие
навыков
речедвигательной
и
вокально-двигательной
координации.Практика:
Тренировка внимания, двигательной памяти, ритмичности. Преодоление
зажима.Тренировка быстроты реакции, в упражнениях по внезапному сигналу.
Работа со скороговоркой в заданном словесном воздействии.
Сочетание движений рук и ног в разных направлениях с чтением текстов разной
трудности.Сочетание стихотворной речи с аритмичными движениями. Сочетание разных
ритмических рисунков и разных темпов в движении и пении. Сочетание пения с
танцевальными аритмичными движениями. Навыки сочетания речи с движением при
условии прекращения и возобновления исполнения по внезапному сигналу.
2. Скульптурность тела в движении и статике
Практика: Прерывность движения, замедленное и ускоренное движение,
сознательное егопрекращение, фиксация отдельного момента в позе.
Навык локального движения одной части тела на фоне общей статики.
Выработка навыка выразительности микромизансцены тела и ее знаковой
внятности.Техника правильной ходьбы и осанки.
Движения в медленном и очень медленном, быстром и очень быстром темпе,
резкиепереходы от движения к статике и обратно – «оценка факта».
Развитие навыков выполнения движений отдельными частями тела (рукой, ногой,
шеей,глазами, пальцами и т.д.) при полной неподвижности остальных.
Развитие навыков локализации движения в определенных группах мышц и
переключениеего с одной мышечной группы на другую.

3. Пластичность рук
Практика: Развитие гибкости и подвижности плечевых, локтевых, лучезапястных
суставов, пальцев. Преодоление неравномерной развитости рук, воспитание навыка
смысловой иэмоциональной характерности жеста. Тренировка координации движений.
Упражнения на смену направления, силы, скорости одних и тех же движений.
Использование всех элементов бессловесных действий: оценка. Пристройка, мобилизация,
вес тела.
4. Диктанты и сочинение самостоятельных этюдов на заданный набор
движенийи элементов бессловесного действия
Практика:
Подготовка бессловесных этюдов на заданный последовательный набор
движений и элементов бессловесного поведения: оценка факта, пристройки,
мобилизация, вес тела.
5. Спектакль
Практика:
Спектакль «Алые паруса»

Содержание программы 3 года обучения:
Содержание раздела «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»
Вводное занятие
Теория: цели и задачи раздела, организационные вопросыПрактика: игры, этюды
1. Теоретические вопросы актерского мастерства
Теория: История театра. МХТ. Театр им. Е. Вахтангова. БДТ. Александринский
театр. Сообщениястудийцев о творчестве актеров и режиссеров БДТ.
Просмотр в записи постановки спектакля одного из вышеперечисленных театров.
2. Работа актера над собой
Практика: Актерский тренинг на каждом занятии. Отработка всех элементов
актерского тренинга посистеме К. С. Станиславского.
3. Работа актера над ролью. Изучение роли
Теория: Создание сценического образа. Действенная партитура роли. О маленьких
ролях и массовках. Статист: кто это? Работа статиста. Примеры известных актеров,
начинавших карьеру статистами (А. Н. Вертинский). Как играть отрицательных
персонажей? Карикатурное изображение, гротеск, глубокое понимание образа. Внешний
вид и грим привживании в образ.
Практика: Этюды с использованием массовых сцен, где студийцы могут побыть в
роли статистов.Этюды с исполнением ролей отрицательных персонажей.
«Парад образов» - одиночные этюды на яркое выражение характерности персонажа.
4. Искусство грима.
Теория: Сценический образ и грим. Неразрывная связь и взаимодействие
внутреннего и внешнего перевоплощения актера. Основные приемы грима. Коррективный
грим - общий тон. Анатомия лица. Впадины и выпуклости лица. Каноны красоты.
5. Основы мимики
Теория: Мимика, рефлексы, эмоции. Влияние эмоций на поведение. Выражение
эмоций — мимика,пантомимика, вокализация.
Практика: Тренировка мышц верхней и нижней части лица. «Копирование» эмоций.
Самостоятельныеэтюды на отработку различных эмоций. Этюд на теме улица. Этюды на
тему зоопарк.
6. Работа над спектаклем. Возникновение замысла спектакля
Практика:

События и событийный ряд в пьесе. Темпо-ритм спектакля
Определение темы, идеи, жанра, стиля и т. д. Определение событий, конфликтного
факта. Анализ поступков героев. Жанровое решение спектакля и его стилевые особенности.
Выяснить психологические мотивировки поведения героев. Определение предлагаемых и
ведущих обстоятельств, исходного события пьесы. Определение атмосферы спектакля.
Поиск выразительных средств для ее передачи на сцене. Подбор музыки; изготовление
бутафорских изделий, декораций, постановка танцевальных номеров к спектаклю. Выпуск
спектакля.
7. Внутристудийная работа
Практика: Организация внутристудийных праздников: «День театра», «День
варенья». Участие впраздниках, концертах.
Содержание раздела «ОСНОВЫ СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ»
1. Теоретические вопросы сценической речи
Теория: Слово в действенном анализе пьесы и роли. Взаимосвязь
художественного творчества,проблем технической речи, технологии процесса подготовки
спектакля.
Практика: Самостоятельное проведение учениками занятий по сценической речи.
Самостоятельная работа учениками над речевой стороной учебного постановочного
материала.
2. Техника сценической речи. Дыхание. Голос. Дикция
Теория: Междометия в работе над голосом. Междометия как часть речи; их функции.
Для чего служат междометия? Виды междометий. Темпо-ритм речи. Понятия «темп речи»,
«ритм речи». Связь темпа речи и действия. Понятие «диапазон».
Практика: Упражнение Шар внутри тебя Упражнение С орехами Упражнение с
поклонами
3. Орфоэпия
Теория: Значение словарей для повышения общей речевой культуры. Виды
словарей, ихназначения. Речевая характеристика образа.
Практика: Игры «Что бы это значило», «Как правильно?» Работа над речевой
характеристикой образа при чтении монолога. Исполнение монолога (с учетом речевой
характеристики образа), последующий анализ.
4. Работа над литературно-художественным произведением. Художественное
слово
Теория:
Монологи. Виды монологов. Особенности работы над монологами. Зрительные
образы.Практика:
Выбор материала. Действительный разбор монолога. Раскрытие конфликта.
Художественное чтение монолога. Работа над сатирическими жанрами. Особенность
художественного воплощения сатирических жанров: предельная серьезность при
исполнении, взгляд со стороны Выбор произведения. Работа над ним (действенный анализ
и т. д.). Практическая работа над речевой стороной спектакля. Проработка с учащимися
текстов их ролей с точки зрения логической и эмоциональной выразительности.
Исполнение на зрителя монолога и сатирического произведения.
5. Внутристудийная работа
Практика:
Эмоциональное воздействие речи. Чувства. Эмоциональные реакции и состояния.
Культураобщения. Умение вести беседу. Темы бесед. Чувство такта, вкуса. Способность
распознавать по интонации речи эмоции людей; коммуникативная способность.
Игры: «Шерлок Холмс», «Мафия» и др.

Содержание раздела «ОСНОВЫ СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ»
1. Психофизический тренинг в комплексе с бессловесными элементами
действия.Повторение пройденного материала.
Теория: Обобщение всего практического курса по сценическому движению.
Практика: Закрепление навыков психофизического тренинга в комплексе с
бессловесными элементами действия. Создание студийцем своего собственного комплекса
упражнений. Актерская психофизическая разминка.
2. Мизансцена. Организация движения во времени и в пространстве.
Теория: Законы мизансценирования. Законы пластической импровизации в
мизансценическомтреугольнике.
Практика: Практическое освоение законов мизансцены в этюдах по пластической
импровизации. Освоение законов импровизации в мизансценическом треугольнике,
лидерство и дополнение в мизансценическом рисунке во время импровизации. Диктанты
на дополнительные предлагаемые обстоятельства по бессловесным элементам действия.
3. Основы пантомимы
Практика: Практическое знакомство с основными приемами пантомимы.
Приобретение навыков стилизованного движения. Их отработка (стена, неподвижная
точка, борьба с воображаемым препятствием, шаг на месте, бег на месте, перетягивание
каната, ползание по канату, движения вверх и вниз по лестнице, лыжник, конькобежец,
стрелок из лука, копьеметатель и др.) Создание номера пантомимы.
4. Танец в спектакле
Теория: Значение танца в спектакле, роль исторического, национального народного
танца.
Практика: Разучивание элементарных танцевальных движений
5. Внутристудийная работа
Теория: Обсуждение внутристудийных вопросов.
Практика: Внутристудийные праздники.
6. Спектакль
Практика: Спектакль «Украденное время или кошачий след»
II.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Продолжительность каникул
Даты начала и окончания учебного года
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при
наличии)

36
252
с 01.06.20 г. по 31.08.20 г.
с 01.09.202 по 31.05.20 г.
(по УП)
(по УП)

2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты
Материально-техническое
обеспечение

Характеристика
- характеристика помещений для занятий по
программе:
- репетиционное
помещение
с
театральным
освещением,
рассчитанное
на
80
зрителей,

Аспекты

Характеристика

Получено по Программе «Успех
каждого ребенка»:

Информационное обеспечение

Кадровое обеспечение

оборудованное необходимым минимумом,
- перечень оборудования, инструментов и
материалов, необходимых для реализации программы,
учебная литература (при наличии):
2023г.
наглядно-плоскостные:
наглядные -методические пособия, технологические
карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные
иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;
- слайд-фильмы,
- видеофильмы,
- учебные кинофильмы.
Загирова Марьям Салаватовна, педагог
дополнительного образования

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формами аттестации являются:
Формы контроля могут быть следующие: педагогическое наблюдение,
выполнение практических заданий педагога, анализ на каждом занятии
педагогом и обучающимися качества выполнения работ и приобретенных
навыков общения, устный и письменный опрос, творческий показ, спектакль,
семинар, конференция, зачет, контрольная работа, конкурс, фестиваль,
концерт, анализ участия коллектива и каждого обучающегося в мероприятиях.
Формы оценки результативности: портфолио учащихся, выполнение
самостоятельной творческой работы, ее представление на концертах или
фестивалях, просмотр видео спектакля с дальнейшим обсуждением, отзывы
родителей и одноклассников.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Таблица 2.1.2.
Показатели качества
реализации ДООП
Уровень развития
творческого потенциала
учащихся
Уровень развития
социального опыта
учащихся

Методики
Методика «Креативность личности» Д. Джонсона

Тест «Уровень социализации личности» (версия
Р.И.Мокшанцева)

Показатели качества
реализации ДООП
Уровень сохранения и
укрепления здоровья
учащихся

Уровень теоретической
подготовки учащихся

Уровень
удовлетворенности
родителей
предоставляемыми
образовательными
услугами
Оценочные материалы
(указать конкретно по
предметам в соответствии с
формами аттестации)

Методики
«Организация и оценка здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений» под ред.
М.М. Безруких
Диагностическая карта педагогического мониторинга
качества
обучения
по
дополнительной
общеразвивающей программе включают три основных
блока
(по планируемым результатам):
Предметные результаты;
Метаредметные результаты;
Личностные результаты
Изучение удовлетворенности родителей работой
образовательного учреждения (методика
Е.Н.Степановой)

В течение каждого учебного года для каждой учебной
группы осуществляется входная, промежуточная и
рубежная диагностика.
«Карта учета творческих достижение учащихся»,
«Карта учета учащихся в мероприятиях
воспитательного характера».
Сроки аттестации

Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой
наличии)

аттестации

(по УТП) входная- октябрь
Промежуточная- декабрь
Рубежная- май в конце 1,2 и т.д. года обучения
(при (по УТП) в конце ___года обучения (май)

2.5. Методические материалы
Учебно-методическое обеспечение:
наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, технологические карты,
плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные
доски;
демонстрационные: постановки театральные;
электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные
универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи
Методы обучения:
• Словесный
• Наглядный
• Объяснительно-иллюстративный
• Репродуктивный
• Частично-поисковый
• Игровой

Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
• Индивидуальная
• Индивидуально-групповая
• Групповая
• Практическое занятие
• Открытое занятие
• Беседа
• Презентация
• Мастер-класс
•

Педагогические технологии:
• Технология индивидуального обучения
• Технология группового обучения
• Технология коллективного взаимодействия
• Технология дифференцированного обучения
• Технология дистанционного обучения
• Проектная технология
• Здоровьесберегающая технология

Список литературы
Литература для педагога
1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. - М., Просвещение,
2014.
2. Агапова И.А. На школьной сценической площадке. – М., Аркти, 2014.
3. Бутенко Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика. 3-е издание.
– М.: ВЦХТ //Я вхожу в мир искусства, 2015
4. Васильев Ю.А. Сценическая речь. Спб АТИ.: Санкт-Петербург, 2015.
5. Галендеев В. Н. Работа режиссера над речью в спектакле. - Л.: (Б. И.)., 2016.
6. Генералова И.А. Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе).
Методическое пособие. – М.: Всероссийский экспериментальный центр
«Школьный театр», 2012.
7. Гиппиус С. Гимнастика чувств. - М. - Л., 1967.
8. Декру Э. Искусство мима. - М., 1998.
9. Кудашева Т. Руки актера. - М., Просвещение, 2013.
10. Куприянов В. Организация и методика проведения игр с подростками:
взрослые игры для детей. - М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 2011.
11. Леокарди Е. Н. Дикция и орфоэпия. - М., Просвещение, 2013
12. Моисеев М. Дыхание и голос драматического актера. - М., Искусство, 2010.
13. Мочалов Ю. Композиция сценического пространства. - М., Просвещение,
2011.
14. Немировский А. Пластическая выразительность актера. - М., 2009.
15. Петрусинский В. Игры: обучение, тренинг, досуг. - М., 2013.
16. Савостьянов В. Воспитание речевого голоса. Дикция и орфоэпия. –
М.: ВЦХТ // Я вхожу в мир искусства, 2012.
17. Станиславский К. Работа актера над собой. - М., 1975.
18.
Чернецкая «Как стать артистичным» (Психотренинг актерского
мастерства):
Методическое
пособие.
–
М.:
Всероссийский
экспериментальный центр «Школьный театр», 2012.
19. Школьников С. Искусство грима. - Минск, 2014.
20. . Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., Педагогика. 2005.
21. Чуринова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности.
М., Владос. – 2012.
Литература для учащихся
1. Васильев Ю.А. Сценическая речь. Спб АТИ.: Санкт-Петербург, 2015.
2. Гальцова Е.А. Путешествие в страну игр и театра. – Волгоград, 2012.
3. Гиппиус С. Гимнастика чувств. - М. - Л., 1967.
4. Декру Э. Искусство мима. - М., 1998.
5. Когтев Г. Грим и сценический образ. - М., 2010.
6. Кудашева Т. Руки актера. - М., Просвещение, 2008.
7. Немировский А. Пластическая выразительность актера. - М., 2009.
8. Станиславский К. Работа актера над собой. - М., 1975.
9. Эльяш Н. Образы танца. - М., 2012.


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».