ДООП Коварская А.Ю. Путь к успеху

Министерство образования и науки республики Бурятия
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ ДО «Городской дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ

«Принято»
на Педагогическом совете
МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Протокол №1
«30» августа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Путь к успеху»
Вокальнохоровая студия «Гармония»
Направленность: художественная
Возраст: 7-14 лет
Срок реализации: 2 года
Уровень: стартовый

Автор - разработчик:
Коварская Асия Юнусовна,
педагог дополнительного образования

г. Улан-Удэ,
2023

I.

Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные характеристики программы
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Путь к успеху» (далее - Программа)
разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);
2.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ;
3.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики»;
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»;
5.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства»;
7.
Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
8.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об
утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования
детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
10.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
12.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с
изменениями на 27 октября 2020 года).
13.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31
января 2022 г. N1ДГ 245/06);
14.
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных
организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо
Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06);
15.
Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13
декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)

16.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015
г. N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;
17.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г.
Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года.
18.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в
Республике Бурятия на период до 2025 года;
19.
Устав муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г.
Улан – Удэ»;
20.
Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского)
творчества г. Улан – Удэ»;
21.
Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ,
регламентирующих образовательный процесс.
1.2. Актуальность программы
Дополнительное образование - важный и неотъемлемый компонент системы общего
образовательного процесса. Оно способствует углублению знаний, развитию
разносторонних интересов и способностей учащихся, выходящих за рамки образования.
Влияние музыки на ребёнка велико. Музыка оказывает релаксирующее, оздоравливающее
действие на учащихся.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку
общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе
исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом
человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С
раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу
к творчеству.
Ведь не зря понятие «музыкотерапия» - лечение музыкой, сейчас встречается в
практике медицинских, социальных и психологических служб.
Песня присутствует в жизни детей еще с младенчества, когда заботливые мамы поют
им колыбельные. Даже первые попытки говорить (так называемое «гуление») больше
напоминают пение. Так почему бы не использовать данный природой дар в целях
творческого развития ребенка. Основная задача всех объединений учреждения
дополнительного образования – социальное воспитание детей и подростков,
осуществление социального воспитания посредством развития творческих музыкальных
способностей ребят.
1.3. Отличительная особенность программы:
Вокалом в наше время увлекаются многие, особенно с появлением таких
телевизионных проектов как «Х-фактор», «Голос», «Фабрика звёзд», «Народный артист»,
«Наш выход» и т.д. Интерес к этому виду творчества постоянно растет, ведь у детей
потребность в самовыражении на сцене довольно сильна. Проблема в том, что далеко не у
каждого из ребят, стремящихся научиться петь, есть ярко выраженные вокальные
способности.
Данная программа универсальна и подходит для работы, как с одаренными детьми,
так и с ребятами, имеющими стартовый уровень способностей, причем образовательный
процесс построен так, что самореализоваться сможет ребенок с любым уровнем вокальных
способностей.

Если путь к достижению цели программы представить в виде уровней:
• первый уровень в обучении – это адаптация ребенка в творческой группе, где
раскрывается голос ребёнка («Мой голос звучит»);
• второй уровень в обучении – Приобретаются основы вокальных навыков
(«Чтобы быть артистом, нужно…»);
• третий уровень в обучении – Приобретаются исполнительские навыки,
повышается самооценка («Могу красиво петь уже»);
• четвертый уровень в обучении – преодоление барьеров («Хочу добиться
большего»);
• пятый уровень в обучении – Участие в городских вокальных конкурсах, во всех
школьных концертах и мероприятиях («Мы - артисты!»);
Каждый уровень приносит свой результат, на основании которого планируется дальнейшая
работа.
Используемые в программе методики позволяют выявить в детях не только явные
вокальные способности, но и слабовыраженные музыкальные данные, - развить их и
научить детей использовать свой потенциал. Активная концертная деятельность позволяет
довольно быстро приобрести опыт поведения на сцене, найти свой имидж, научиться
дарить радость людям.
Программа построена так, чтобы соблюдались все условия развития творческих
способностей детей:
• создание среды, стимулирующей разнообразную творческую деятельность
(обстановки, опережающей развитие детей);
• мотивация максимального напряжения сил для того, чтобы ребенок стремился не
только добраться до «потолка» своих возможностей, но и старался поднимать его
все выше и выше;
В данных условиях программа - это механизм, который определяет содержание
обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию
вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов.
Новизна программа в том, что в ней представлена структура, разработанная с учетом:
• возрастной психологии детей (например, занятия с младшими школьниками
построены на игре с учетом потребностей в движении и внешних впечатлениях, а
занятия с подростками учитывают их потребность в общении со сверстниками и в
самоутверждении),
• индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих
навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему
практических занятий.
• программа дополнительного образования основана на постепенном развитии
индивидуальных способностей учащихся от простого к сложному;
• имеет календарно-тематическое планирование на учебный год с возможностью
варьировать количество часов по программе индивидуально каждому педагогу;
• программа подкреплена учебно-методическим комплексом (музыкальный и
теоретический материал);
• имеет универсальный план занятий с вокалистами;
• отработан четкий механизм реализации задач тематического блока, а не
общепринятое описание системы работы;

разработана диагностика (процесс отслеживания вокального развития у детей);
подобрана разноуровневая фонохрестоматия.
1.4. Цель:
Создание условий для творческой самореализации через развитие вокальных способностей
детей, приобщение к сокровищнице казахстанского и мирового вокально-песенного
искусства.
1.5. Задачи:
1.Образовательные:
• познакомить детей с различными песенными жанрами; обучить правильному
звуковедению и звукообразованию;
• расширить познания детей в области строения голосового аппарата;
• научить основам гигиены голоса.
2.Развивающие:
• способствовать развитию индивидуальности, творческой активности и
импровизационных способностей обучающихся;
• развить музыкальный слух, чувство ритма и эстетическое восприятие
окружающего мира;
• привить навыки сценического мастерства;
• развивать коммуникативные способности детей через элементарные групповые и
индивидуальные тренинги.
3.Воспитательные:
• формировать устойчивую мотивацию к самовыражению, как на сцене, так и в
жизни путем стимулирования творческой активности способствовать
приобретению положительного социального опыта в процессе вокальных занятий и
творческой деятельности детей;
• воспитывать чувство патриотизма, уважения к музыкальной культуре своего
народа
• сформировать у обучающихся умение творческого взаимодействия со
сверстниками и взрослыми (включая их в активную совместную деятельность по
подготовке программных мероприятий);
• воспитать серьезное вдумчивое отношение к подбору песенного репертуара.
4.Диагностические:
Используя практические вокальные упражнения:
• определить уровень стартовых вокальных умений и навыков детей, а также
видимого диапазона их творческих способностей;
• выявить скрытый потенциал творческих способностей каждого ребенка.
• определить приоритетное направление в работе с каждым из ребят (сольное пение,
дуэты, вокальные группы);
• сопоставить уровень способностей детей с задачами программы, сформировать
творческие группы с учетом возрастных особенностей.
1.6. Возраст учащихся
Рассчитан на пять уровней развития вокальных способностей учащихся в возрасте
от 6 до 17 лет.
1.7. Форма занятий:
•

2. Объем программы:
2.1. Общее количество учебных недель в год - 36:
Для работы с вокалистами предусмотрены занятия:
• 3раза в неделю по 2 часу;
• с ансамблем 3раза в неделю по 2 часа.
Количество часов и занятий в неделю определяет педагог самостоятельно, в зависимости
от стартовых способностей учащихся и уровней программы.
2.2. Срок реализации программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения и построена по принципу уровней (от простого к сложному).
• для одаренных детей – подготовка к конкурсам и фестивалям различного уровня и
шефские занятия с другими ребятами;
• для детей со средним уровнем музыкальных способностей – совершенствование на
городском уровне, при условии, что обучающийся достиг чистого интонировании;
• для детей с низким уровнем музыкальных способностей – работа над чистотой
интонирования в максимально адаптированных под вокальный диапазон песнях, а
также участие во внутришкольных и классных мероприятиях.
2.3.Режим занятий
Режим занятий определяется с учетом индивидуальных особенностей детей, а также их
занятости в других сферах деятельности.
3. Планируемые результаты
3.1. Ожидаемый результат (младшей группы)
По истечении 1-го года обучения обучающиеся:
• овладеют понятиями и умениями элементарного применения на практике
громкостной динамики, нижнереберно-диафрагмального дыхания;
• будут иметь представление о правильной установке корпуса при пении;
• будут уметь исполнять несложные по тесситуре и гармонии песни с сохранением
мелодического строя (сольно и в унисон в составе вокальной группы);
• будут владеть некоторыми элементами танцевальной и сценической культуры;
• будут стремиться идти на коммуникативные контакты со взрослыми и со
сверстниками, на уровне творческого взаимодействия;
• смогут различать несложные ритмические рисунки;
• будут знать, и уметь выполнять элементарные артикуляционные упражнения;
• владеть элементарной техникой интонирования и слышать грубые ошибки в
интонировании;
• получат навыки раскрепощения во время вокальных и танцевальных упражнений.
По истечении 2-го года обучения дети должны овладеть следующими знаниями и
умениями:
• уметь работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры;
• уметь чисто интонировать в элементарном двухголосии;
• знать основы правильного звукоизвлечения и звуковедения;
• владеть элементами вокализации, навыками свободного взора;
• уметь соединять элементарные движения с песней;
• без затруднений устанавливать творческие контакты со сверстниками;
• уметь работать с микрофоном;

Ожидаемый результат (старшей группы)
После окончания 1-го года обучения дети приобретают следующие знания и умения:
• пение на опоре;
• изучение процесса дыхания при пении;
• чистое устойчивое интонирование и владение голосом в простой тесситуре песен;
• основы вокальной дикции;
• владение элементами вокальной и танцевальной импровизации в рамках
исполняемой песни;
• мягкая атака и опережающее слышание;
• разноплановое исполнение песен;
• знание об особенностях эстрадного вокала в музыкальном театре;
• серьезное отношение к подбору песенного репертуара.
По истечении 2-го года обучения дети должны овладеть следующими знаниями и
умениями:
 чисто интонировать в сходящемся и расходящемся двухголосии;
 чисто интонировать в простом унисоне;
 владеть основными упражнениями для расширения диапазона голоса;
 находить единую манеру звукоизвлечения;
 сохранять правильное звуковедение при небольших танцевальных нагрузках;
 сохранять чистоту интонирования при исполнении «а капелла»;
 иметь понятие о сценической культуре;
 устанавливать контакт со зрителем во время исполнения песни;


свободно владеть микрофоном.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Календарно-тематическое планирование занятий по вокалу
1-2 год обучения младшая группа
№
п/п

Дата

Тема занятий

Колво
часов

1.

Работа над техникой дыхания. Учимся петь на опоре.

2

2.

Работа с микрофоном.

2

3.

Работа над чистым интонированием в одноголосном
исполнении.

2

4.

Разучивание нового музыкального материала.

2

5.

Работа над техникой дыхания. Учимся петь на опоре.

2

6.

Вокально-хоровые упражнения на дикцию, артикуляцию.

3

7.

Использование элементов ритмики, работа над сценической
культурой.

2

8.

Работа с микрофоном.

2

9.

Работа над чистым интонированием в одноголосном исполнении.

2

10.

Работа над музыкальным материалом.

2

11.

Работа с микрофоном.

2

12.

Работа над песнями (фразировка, динамика, характер
произведения)

2

13.

Развитие музыкальной памяти (творческие музыкальные игры и
упражнения).

3

14.

Развитие музыкальной памяти (творческие музыкальные игры и
упражнения).

2

15.

Отработка полученных вокальных навыков, работа над строем в
произведении.

2

16.

Работа над мелодическим слухом.

2

17.

Работа над мелодическим слухом.

2

18.

Пение a cappella (а капелла).

2

19.

Пение a cappella (а капелла).

2

20.

Выявление индивидуальных красок голоса (тембр).

2

21.

Работа над разнообразным ритмическим рисунком.

2

22.

Особенности ритма в музыкальном произведении.

2

23.

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

2

24.

Сольное пение

2

Отработка полученных вокальных навыков, работа над строем в
произведении.

2

25.
26.

Работа над звуковедением (legato, non legato, staccato).

3

27.

Работа над художественным образом в песне.

2

28.

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

2

29.

Вокализ в музыкальном произведении.

2

30.

Работа над певческим дыханием, расширением диапазона.
Цепное дыхание.

2

31.

Упражнения для раскрепощения голосового аппарата (по
Емельянову)

2

32.

Работа над фразировкой и звуковедением.

2

33.

Устойчивое интонирование. Движение под музыку.

2

34.

Работа над дикцией, динамикой.

2

35.

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

2

36.

Выявление индивидуальных красок голоса (тембр).

2

37.

Устойчивое интонирование. Движение под музыку

2

38.

Работа над дикцией, динамикой.

2

39.

Работа над расширением диапазона.

2

40.

Работа над техникой дыхания. Учимся петь на опоре.

2

41.

Развитие музыкальной памяти (творческие музыкальные игры и
упражнения).

2

42.

Работа над сценическими движениями

2

43.

Упражнения для раскрепощения голосового аппарата (по
Емельянову)

2

44.

Работа над характером в музыкальном произведении

2

45.

Работа над песнями (фразировка, динамика, характер
произведения)

2

47.

Работа над разнообразным ритмическим рисунком.

2

48.

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

2

49.

Отработка полученных вокальных навыков, работа над строем в
произведении.

2

50.

Работа над мелодическим слухом.

2

51.

Работа над певческим дыханием, расширением диапазона.
Цепное дыхание.

2

52.

Работа над песнями (фразировка, динамика, характер
произведения)

2

53.

Работа над песнями (фразировка, динамика, характер
произведения)

2

54.

Особенности ритма в музыкальном произведении

3

55.

Отработка полученных вокальных навыков, работа над строем в
произведении.

2

56.

Работа над характером в музыкальном произведении

2

57.

Работа над звуковедением (legato, non legato, staccato).

2

58.

Работа над песнями (фразировка, динамика, характер
произведения)

2

59.

Работа над характером в музыкальном произведении

2

60.

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

2

61.

Работа над разнообразным ритмическим рисунком.

2

62.

Особенности ритма в музыкальном произведении

2

63.

Работа над песнями (фразировка, динамика, характер
произведения)

3

64.

Работа над характером в музыкальном произведении

2

65.

Работа над мелодическим слухом.

2

66.

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

2

67.

Работа над певческим дыханием, расширением диапазона.
Цепное дыхание.

2

68.

Отработка полученных вокальных навыков, работа над строем в
произведении.

2

69.

Работа над характером в музыкальном произведении

2

70.

Работа над чистотой интонирования.

2

71.

Особенности ритма в музыкальном произведении

3

72.

Работа над песнями (фразировка, динамика, характер
произведения)

2

73.

Работа над новым музыкальным материалом.

2

74.

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

2

75.

Работа над звуковедением (legato, non legato, staccato).

2

76.

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

2

77.

Работа над чистотой интонирования.

2

78.

Работа над характером в музыкальном произведении

2

79.

Работа над мелодическим слухом.

2

80

Работа над песнями (фразировка, динамика, характер
произведения)

2

81.

Работа над характером в музыкальном произведении

3

82.

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

2

83.

Вокально-хоровые упражнения (на расширение диапазона,
формирование гласных.

2

84.

Работа над новым музыкальным материалом.

2

85.

Работа над певческим дыханием, расширением диапазона.
Цепное дыхание.

2

86.

Работа над чистотой интонирования.

2

87.

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

2

88.

Работа над характером в музыкальном произведении

3

Работа над звуковедением (legato, non legato, staccato).

2

89.

18.04

90.

19.04

Работа над песнями (фразировка, динамика, характер
произведения)

2

91.

22.04

Работа над характером в музыкальном произведении

2

92.

25.04

Отработка полученных вокальных навыков, работа над строем в
произведении.

2

93.

26.04

Вокально-хоровые упражнения (на расширение диапазона,
формирование гласных.

2

94.

29.04

Работа над мелодическим слухом.

2

95.

03.05

Работа над чистотой интонирования.

2

96.

06.05

Работа над песнями (фразировка, динамика, кульминация, над
характером произведения)

2

97.

13.05

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

2

98.

16.04

Работа над новым музыкальным материалом.

2

99.

17.04

Работа над песнями (фразировка, динамика, характер
произведения)

2

100. 20.04

Работа над звуковедением (legato, non legato, staccato).

2

101. 23.05

Работа над чистотой интонирования.

2

102. 24.05

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

2

103. 27.05

Вокально-хоровые упражнения (на расширение диапазона,
формирование гласных.

2

104. 30.05

Работа над песнями (фразировка, динамика, кульминация, над
характером произведения)

2

Календарно-тематическое планирование занятий по вокалу
2
год обучения старшая группа
№
п/п
1.

Дата

Тема занятий
Работа над техникой дыхания. Учимся петь на опоре.

Колво
часов
2

2.

Работа с микрофоном.

2

3.

2

4.

Работа над чистым интонированием в одноголосном
исполнении.
Разучивание нового музыкального материала.

5.

Работа над техникой дыхания. Учимся петь на опоре.

2

6.

Вокально-хоровые упражнения на дикцию, артикуляцию.

2

7.
8.

Использование элементов ритмики, работа над сценической
культурой.
Работа с микрофоном.

2

2
2

9.

Работа над чистым интонированием в одноголосном исполнении.

2

10.

Работа над музыкальным материалом.

2

11.

Работа с микрофоном.

2

13.

Работа над песнями (фразировка, динамика, характер
произведения)
Развитие музыкальной памяти (творческие музыкальные игры и
упражнения).

14.

Развитие музыкальной памяти (творческие музыкальные игры и
упражнения).

12.

2
2
2
2

16.

Отработка полученных вокальных навыков, работа над строем в
произведении.
Работа над мелодическим слухом.

17.

Работа над мелодическим слухом.

2

18.

Пение a cappella (а капелла).

2

19.

Пение a cappella (а капелла).

2

20.

Выявление индивидуальных красок голоса (тембр).

2

21.

Работа над разнообразным ритмическим рисунком.

2

22.

Особенности ритма в музыкальном произведении.

2

23.

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

2

24.

Сольное пение

2
2

26.

Отработка полученных вокальных навыков, работа над строем в
произведении.
Работа над звуковедением (legato, non legato, staccato).

27.

Работа над художественным образом в песне.

2

28.

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

2

29.

Вокализ в музыкальном произведении.

2

30.

Работа над певческим дыханием, расширением диапазона.
Цепное дыхание.

2

15.

25.

2

2

32.

Упражнения для раскрепощения голосового аппарата (по
Емельянову)
Работа над фразировкой и звуковедением.

33.

Устойчивое интонирование. Движение под музыку.

2

34.

Работа над дикцией, динамикой.

2

35.

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

2

31.

2
2

36.

Выявление индивидуальных красок голоса (тембр).

2

37.

Устойчивое интонирование. Движение под музыку

2

38.

Работа над дикцией, динамикой.

2

39.

Работа над расширением диапазона.

2

40.

Работа над техникой дыхания. Учимся петь на опоре.

2

41.

Развитие музыкальной памяти (творческие музыкальные игры и
упражнения).

3

42.

Работа над сценическими движениями

2

43.

Упражнения для раскрепощения голосового аппарата (по
Емельянову)
Работа над характером в музыкальном произведении

2

2

46.

Работа над песнями (фразировка, динамика, характер
произведения)
Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

3

47.

Работа над разнообразным ритмическим рисунком.

2

48.

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

2

49.

Отработка полученных вокальных навыков, работа над строем в
произведении.

2

50.

Работа над мелодическим слухом.

2

51.

Работа над певческим дыханием, расширением диапазона.
Цепное дыхание.

3

52.

Работа над песнями (фразировка, динамика, характер
произведения)

2

53.

Работа над песнями (фразировка, динамика, характер
произведения)

2

54.

Особенности ритма в музыкальном произведении

2

55.

Отработка полученных вокальных навыков, работа над строем в
произведении.

2

56.

Работа над характером в музыкальном произведении

2

57.

Работа над звуковедением (legato, non legato, staccato).

2

58.

Работа над песнями (фразировка, динамика, характер
произведения)

2

59.

Работа над характером в музыкальном произведении

2

60.

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

2

61.

Работа над разнообразным ритмическим рисунком.

3

62.

Особенности ритма в музыкальном произведении

2

44.
45.

2

63.

Работа над песнями (фразировка, динамика, характер
произведения)

2

64.

Работа над характером в музыкальном произведении

2

65.

Работа над мелодическим слухом.

2

66.

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

2

67.

Работа над певческим дыханием, расширением диапазона.
Цепное дыхание.

3

68.

Отработка полученных вокальных навыков, работа над строем в
произведении.

2

69.

Работа над характером в музыкальном произведении

2

70.

Работа над чистотой интонирования.

2

71.

Особенности ритма в музыкальном произведении

2

72.

Работа над песнями (фразировка, динамика, характер
произведения)

2

73.

Работа над новым музыкальным материалом.

2

74.

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

3

75.

Работа над звуковедением (legato, non legato, staccato).

2

76.

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

2

77.

Работа над чистотой интонирования.

2

78.

Работа над характером в музыкальном произведении

2

79.

Работа над мелодическим слухом.

2

80

Работа над песнями (фразировка, динамика, характер
произведения)

2

81.

Работа над характером в музыкальном произведении

2

82.

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

2

83.

Вокально-хоровые упражнения (на расширение диапазона,
формирование гласных.

2

84.

Работа над новым музыкальным материалом.

3

85.

Работа над певческим дыханием, расширением диапазона.
Цепное дыхание.

2

86.

Работа над чистотой интонирования.

2

87.

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

2

88.

Работа над характером в музыкальном произведении

2

89.

Работа над звуковедением (legato, non legato, staccato).

2

90.

Работа над песнями (фразировка, динамика, характер
произведения)

3

91.

Работа над характером в музыкальном произведении

2

92.

Отработка полученных вокальных навыков, работа над строем в
произведении.

2

93.

Вокально-хоровые упражнения (на расширение диапазона,
формирование гласных.

2

94.

Работа над мелодическим слухом.

2

95.

Работа над чистотой интонирования.

2

96.

Работа над песнями (фразировка, динамика, кульминация, над
характером произведения)

2

97.

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

3

98.

Работа над новым музыкальным материалом.

2

99.

Работа над песнями (фразировка, динамика, характер
произведения)

2

100.

Работа над звуковедением (legato, non legato, staccato).

2

101.

Работа над чистотой интонирования.

2

102.

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

2

103.

Вокально-хоровые упражнения (на расширение диапазона,
формирование гласных.

2

104.

Работа над песнями (фразировка, динамика, кульминация, над
характером произведения)

3

Итого

216
Календарно-тематическое планирование занятий по вокалу
2 год обучения старшая группа

№
п/п

Дата

Тема занятий

Кол-во
часов

1.

Работа над техникой дыхания. Учимся петь на опоре.

2

2.

Работа с микрофоном.

2

3.

Работа над чистым интонированием в одноголосном
исполнении.

2

4.

Разучивание нового музыкального материала.

2

5.

Работа над техникой дыхания. Учимся петь на опоре.

2

6.

Вокально-хоровые упражнения на дикцию, артикуляцию.

2

7.

Использование элементов ритмики, работа над сценической
культурой.

2

8.

Работа с микрофоном.

9.

Работа над
исполнении.

10.

Работа над музыкальным материалом.

2

11.

Работа с микрофоном.

2

12.

Работа над песнями (фразировка, динамика, характер
произведения)

2

13.

Развитие музыкальной памяти (творческие музыкальные игры
и упражнения).

2

14.

Развитие музыкальной памяти (творческие музыкальные игры
и упражнения).

2

чистым

2
интонированием

в

одноголосном

2

15.

Отработка полученных вокальных навыков, работа над строем
в произведении.

2

16.

Работа над мелодическим слухом.

2

17.

Работа над мелодическим слухом.

2

18.

Пение a cappella (а капелла).

2

19.

Пение a cappella (а капелла).

2

20.

Выявление индивидуальных красок голоса (тембр).

2

21.

Работа над разнообразным ритмическим рисунком.

2

22.

Особенности ритма в музыкальном произведении.

2

23.

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

2

24.

Сольное пение

2

25.

Отработка полученных вокальных навыков, работа над строем
в произведении.

2

26.

Работа над звуковедением (legato, non legato, staccato).

2

27.

Работа над художественным образом в песне.

2

28.

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

2

29.

Вокализ в музыкальном произведении.

2

30.

Работа над певческим дыханием, расширением диапазона.
Цепное дыхание.

2

31.

Упражнения для раскрепощения голосового аппарата (по
Емельянову)

2

32.

Работа над фразировкой и звуковедением.

3

33.

Устойчивое интонирование. Движение под музыку.

2

34.

Работа над дикцией, динамикой.

2

35.

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

2

36.

Выявление индивидуальных красок голоса (тембр).

2

37.

Устойчивое интонирование. Движение под музыку

2

38.

Работа над дикцией, динамикой.

2

39.

Работа над расширением диапазона.

2

40.

Работа над техникой дыхания. Учимся петь на опоре.

3

41.

Развитие музыкальной памяти (творческие музыкальные игры
и упражнения).

2

42.

Работа над сценическими движениями

2

43.

Упражнения для раскрепощения голосового аппарата (по
Емельянову)

2

44.

Работа над характером в музыкальном произведении

2

45.

Работа над песнями (фразировка, динамика, характер
произведения)

2

46.

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

3

47.

Работа над разнообразным ритмическим рисунком.

2

48.

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

2

49.

Отработка полученных вокальных навыков, работа над строем в
произведении.

2

50.

Работа над мелодическим слухом.

2

51.

Работа над певческим дыханием, расширением диапазона. Цепное
дыхание.

2

52.

Работа над песнями (фразировка, динамика, характер произведения) 2

53.

Работа над песнями (фразировка, динамика, характер произведения) 3

54.

Особенности ритма в музыкальном произведении

2

55.

Отработка полученных вокальных навыков, работа над строем в
произведении.

2

56.

Работа над характером в музыкальном произведении

2

57.

Работа над звуковедением (legato, non legato, staccato).

2

58.

Работа над песнями (фразировка, динамика, характер произведения) 2

59.

Работа над характером в музыкальном произведении

3

60.

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

2

61.

Работа над разнообразным ритмическим рисунком.

2

62.

Особенности ритма в музыкальном произведении

63.

Работа над песнями (фразировка, динамика, характер произведения) 2

64.

Работа над характером в музыкальном произведении

2

65.

Работа над мелодическим слухом.

2

66.

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

2

67.

Работа над певческим дыханием, расширением диапазона. Цепное
дыхание.

3

68.

Отработка полученных вокальных навыков, работа над строем в
произведении.

2

69.

Работа над характером в музыкальном произведении

2

70.

Работа над чистотой интонирования.

2

71.

Особенности ритма в музыкальном произведении

2

72.

Работа над песнями (фразировка, динамика, характер произведения) 2

73.

Работа над новым музыкальным материалом.

2

74.

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

3

75.

Работа над звуковедением (legato, non legato, staccato).

2

76.

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

2

77.

Работа над чистотой интонирования.

2

78.

Работа над характером в музыкальном произведении

2

79.

Работа над мелодическим слухом.

2

80

Работа над песнями (фразировка, динамика, характер произведения) 2

81.

Работа над характером в музыкальном произведении

2

82.

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

2

83.

Вокально-хоровые упражнения (на расширение диапазона,
формирование гласных.

3

84.

Работа над новым музыкальным материалом.

2

85.

Работа над певческим дыханием, расширением диапазона. Цепное
дыхание.

2

86.

Работа над чистотой интонирования.

2

87.

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

2

88.

Работа над характером в музыкальном произведении

2

89.

Работа над звуковедением (legato, non legato, staccato).

2

90.

Работа над песнями (фразировка, динамика, характер произведения) 2

91.

Работа над характером в музыкальном произведении

2

2

92.

Отработка полученных вокальных навыков, работа над строем в
произведении.

2

93.

Вокально-хоровые упражнения (на расширение диапазона,
формирование гласных.

2

94.

Работа над мелодическим слухом.

2

95.

Работа над чистотой интонирования.

2

96.

Работа над песнями (фразировка, динамика, кульминация, над
характером произведения)

2

97.

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

2

98.

Работа над новым музыкальным материалом.

2

99.

Работа над песнями (фразировка, динамика, характер произведения) 2

100.

Работа над звуковедением (legato, non legato, staccato).

2

101.

Работа над чистотой интонирования.

2

102.

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

2

103.

Вокально-хоровые упражнения (на расширение диапазона,
формирование гласных.

2

104.

Работа над песнями (фразировка, динамика, кульминация, над
характером произведения)

2

итого

216

2.2. Содержание тем программы
Введение – вводное занятие, включает знакомство с новыми детьми, обсуждение плана
работы на год, краткий экскурс в историю вокального искусства (для детей 1го года
обучения). На 2-м и последующих годах обучения вводное занятие может включать в себя
диагностику стартовых способностей, т.к. основную информацию о детях педагог уже
имеет, ему лишь необходимо внести некоторые изменения, в соответствии с новым уровнем
способностей детей.
Распевание – обязательная процедура, предваряющая каждое занятие. Распевки
проводятся на каждом году обучения и служат «подготовительной средой» для решения
педагогических задач. На первом году обучения распевки представляют собой набор
специфических несложных песен-игр, способствующих развитию навыков правильного
интонирования, расширению голосового диапазона, развитию музыкального слуха и т.д. На
2-м и последующих годах обучения распевание проводится по более сложной схеме
(двухголосие, трехголосие и т.д.)
Развитие музыкального слуха. Особое внимание уделяется данной теме на 1-м году
обучения. Затем элементы методик служат своеобразной основой, фундаментом тех
музыкальных уровней, по которым мы идем. Практика показала, что у детей младшего
школьного возраста музыкальный слух может проявиться не сразу, в течение года или даже
двух лет ребенок может не справляться с интонированием (петь «нечисто»), но

ненавязчивое применение методик развития музыкального слуха постепенно дает свой
результат.
Интонирование – неразрывно связано с развитием музыкального слуха и достигается за
счет специальных ассоциативных занятий, вокальных упражнений, изображения высоты
звука жестикуляцией, графически и т.д.
Работа
над
техникой
дыхания.
Данная
тема
содержит
теорию
нижнеребернодиафрагмального дыхания, дыхательные упражнения без, и со
звукоизвлечением, пение на опоре. Дыхание во время пения – это очень расслабленный
процесс. В дыхании участвуют мышцы живота, диафрагмы, спины и легкие. Берем дыхание
до того, как исчерпан запас воздуха.
Развитие музыкальной памяти – достигается путем многочисленных игровых методик,
например, игра «Эхо» - повторение детьми услышанных музыкальных фраз. Эхо
отражается 3-4 раза всей группой детей или поочередно каждым. Таким образом, дети
запоминают мелодию. Постепенно музыкальные фразы становятся длиннее.
Звукоизвлечение. Ребята узнают о строении голосового аппарата, о работе голосовых
связок, о рекомендациях в случае заболевания голосовых связок, запретах во время пения
и т.д., овладевая техниками, учатся правильно петь, владеть голосом.
Адаптация в новом коллективе – воспитательная работа по развитию коммуникативных
навыков, направленных на взаимодействие со сверстниками и с новой средой.
Работа над песнями включает в себя знакомство с содержанием песни, ее настроением,
мелодией, ритмическим рисунком, композиционным построением, а также построчное
разучивание песен. Во время работы над песнями происходит закрепление приобретенных
умений и навыков. Это одна из наиболее объемных тем, так как на ней базируется
собственно обучение вокальному искусству, его практическое применение.
Музыкальные игры – закрепление приобретенных вокальных навыков в ходе
вокализации и других техник, создание творческой развивающей среды.
Музыкально-ритмические движения – это комплекс движений, способствующих
исправлению осанки, постановке правильного дыхания, формированию сценодвижения,
умения чувствовать ритм. Дети разучивают движения к каждой песне (по сюжету и
ритмическому рисунку).
Культура поведения на сцене – это ряд теоретических и практических занятий, на которых
дети узнают, как правильно выходить на сцену, уходить за кулисы, держаться на сцене во
время песни; рассматриваются различные непредвиденные ситуации, которые могут
произойти во время выступления и способы разрешения таких ситуаций.
Концертная деятельность – это выступления детей на различных мероприятиях,
праздниках, концертах, конкурсах, фестивалях.
Язык жестов и пантомима – Во время работы над песней каждое слово должно быть не
только пропето, но и выражено с помощью жестов. Усложненный вариант – пантомима,
когда дети не поют песню, а только изображают ее жестами. За счет таких занятий
достигается эмоционально-окрашенное исполнение песен, глубокое понимание
содержания, внимательное изучение сюжета и построения песен.
Универсальный план работы с вокалистами
1. Ознакомление с песней, работа над дыханием:
• знакомство с мелодией и словами песни;

•
•

переписывание текста;
ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением
музыкальных фраз кульминации песни;
регулирование вдоха и выдоха.

2. Работа над образованием звука:
•
•
•
•
•

проверка усвоения текста песни;
работа по закреплению мелодической основы песни;
постановка корпуса, головы;
рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и нижнее
небо);
атака звука;
закрепление материала в изучаемой песне.

3. Работа над чистотой интонирования:
проверка усвоения песни и мелодии в целом;
• слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по
музыкальным фразам;
исполнение музыкальных фраз нефорсированным
звуком.
4. Работа над дикцией:
• музыкальные распевки в пределах терции в мажоре и миноре;
• выравнивание гласных и согласных звуков, правильное произношение сочетаний
звуков
5. Работа с фонограммой:
• повторение ранее усвоенного материала;
• определение ритмической, тембровой основ аккомпанемента;
определение
•

темпа, динамических и агогических оттенков;
исполнение песни с учетом
усвоенного материала.
6. Работа над музыкальной памятью:
• музыкальные распевки с учетом расширения звукового диапазона;
• запоминание ритмической основы аккомпанемента;
запоминание динамических
и агогических оттенков мелодии;

запоминание тембров аккомпанемента.

7. Работа над сценическим имиджем:
закрепление ранее усвоенного материала;
• воссоздание сценического образа исполнителя песни;
практическое
осуществление сценического образа исполняемой песни.
8. Умение работать с микрофоном:
• технические параметры;
• восприятие собственного голоса через звуко-усилительное оборудование;
• сценический мониторинг;
• малые технические навыки звуковой обработки;
• взаимодействие с танцевальным коллективом на сцене при использовании
радиосистем.
•

Кадровое обеспечение:
• аккомпаниатор;
• звукооператор;

консультанты: психолог, логопед, хореограф.
Материально-техническое обеспечение:
Аудиозаписи:
• фонотека песен различной тематики – диски;
• профессиональные фонограммы (специально записанные на студии);
• демонстрационные студийные записи песен;
Видеоматериалы:
• запись конкурсных выступлений воспитанников;
• видеозапись городских мероприятий;
видеоматериалы «мастер-классов»;
Поурочное планирование занятия по вокалу с учащимися 1 года обучения
•

III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ
Учебно-методический комплект (УМК) «Путь к успеху» включает в себя программу,
методическое пособие для педагога, дополнительный материал для учащихся и
фонохрестоматию.
Данный учебно-методический комплект «Путь к успеху» предназначен для
педагогов дополнительного образования в общеобразовательных школах с русским языком
обучения и учащихся, в образовательной области «Искусство». Рассчитан на пять уровней
развития вокальных способностей учащихся в возрасте от 6 до 17 лет.
При работе над программой были подробно изучены методические материалы по
вокалу:
• методики Стрельниковой А. Н. «Учитесь правильно дышать»;
• Емельянова В. В. «Фонопедический метод развития»;
• Огороднов Д. Е. «Методика комплексного воспитания вокально-речевой и
эмоционально-двигательной культуры человека»;
• Вербова А. М. «Техника постановки голоса»;
• Петрушин В. И. «Музыкальная психотерапия»;
• Попов А. И. «Физвокализ»;
• Теплов Б. М. «Развитие эмоционально-образного обучения».
Проанализировав вышеуказанные материалы, мы пришли к выводу, что для
контингента детей, с которыми мы занимаемся, нужна программа, направленная на
развитие вокальных способностей не только у одаренных ребят (как предполагается в
большинстве программ по вокалу), но и у детей, чей уровень вокальных данных невысок.
Дети, которые приходит в вокальные студии, кружки города отбираются по степени
одарённости. А в общеобразовательной школе мы рады каждому интонирующему ребёнку,
потому что каждый по-своему талантлив. Они стремятся научиться петь. Программа
позволяет развивать вокальные способности у всех детей, к каждому предусмотрен
индивидуальный подход, учитывающий его особенности. Принципиальной установкой
программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в
преподнесении вокального материала.
Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и
совершенствование
специальных вокальных навыков: певческой установки,
звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации
деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса

(звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые
навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального
звучания).Учитывая то, что дети приходят в кружок вокально-хорового пения с разным
уровнем стартовых вокальных способностей, в программе преобладает индивидуальный
подход.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод
творчества, метод импровизации и сценического движения.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направлен на достижение целостности и единства всех
составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды
концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать
соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года
обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование
системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД широко применяется в программе, нацелен на постепенное
формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения,
понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется в данной программе как важнейший
художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный
показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому
ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной
деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации.
В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии
проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность,
особенности мышления и фантазии.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ. требования времени –
умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения,
раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело вести
себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме
исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское
мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и
телом. Основной принцип (концепция) программы состоит в создании такого
образовательного пространства, в котором существует постоянное сотворчество детей и
педагога, направленное на раскрытие всех творческих сторон личности каждого
обучающегося (не бывает неспособных детей, просто к каждому необходим особый
подход). Программа позволяет справиться с основной задачей педагога дополнительного
образования – реализовать ценностно-личностный потенциал каждого ребенка.
Механизмы реализации программы
Применяемые методики по кругу плавно переходят одна в другую, образуя неразрывное
пространство, позволяющее переходить на новый уровень реализации личностного
творческого потенциала ребят. На каждом новом уровне программа усложняется, хотя
этапы остаются прежними:
1. Применение специальных вокальных упражнений при развитии вокальных данных
(в первую очередь работаем не над песней, а над проблемами, возникающими при
ее исполнении)

2. Приоритетность индивидуального подхода (даже если ребенок стабильно проходит
программу, - убедиться, нет ли в нем скрытого потенциала)
3. Использование приемов внутреннего слушания (акцентировать внимание
обучающегося на внутренних ощущениях, для закрепления положительного
результата)
4. Визуальное, аудиальное и кинестетическое восприятие музыки (хороший вокалист
видит, слышит и может определить мягкость, шероховатость и другие
кинестетические характеристики звука)
5. Обязательная наработка сценического опыта (цепочка: страх – интерес – комфорт –
кураж, при выходе на сцену)
6. Вариативный подход (переход от одного этапа программы к другому, не
придерживаясь четкой последовательности)

Усложнение программы рассматривается в виде уровней, каждый из которых – овладение
определенными умениями и навыками
Развитие вокальных способностей учащихся можно представить в виде схемы:

У данной схемы есть свои особенности. Каждый уровень – приобретение важного опыта.
Все в руках ребят и педагога. После освоения всех навыков и умений, предусмотренных
программой, ребята совершенствуются в самостоятельном творчестве.
Объединив приобретаемые в процессе освоения программы умения и навыки в уровни
сложности на каждом году обучения, достигаем цели программы:
• первый уровень в обучении – это адаптация ребенка в творческой группе, где
раскрывается голос ребёнка («Мой голос звучит»);
• второй уровень в обучении – Приобретаются основы вокальных навыков («Чтобы
быть артистом, нужно…»);
• третий уровень в обучении – Приобретаются исполнительские навыки,
повышается самооценка («Могу красиво петь уже»);
• четвертый уровень в обучении – преодоление барьеров («Хочу добиться
большего»);
• пятый уровень в обучении – Участие в городских вокальных конкурсах, во всех
школьных концертах и мероприятиях («Мы - артисты!»);
Если объединить все уровни в систему - получим механизм реализации программы, в
котором этапы развития личностного творческого потенциала ребят реализуются на
новом уровне сложности.

Программа предоставляет учащимся возможность начать свой путь творческого развития
с той стартовой ступени, на которой они находятся на данный момент.

Список литературы
1. Назарбаева С.А. «Путь к себе», А «Атамура»
2. Балтабаев М.Х. Современная художественная культура Казахстана. - Алматы, 1997.
3. Бершадская Т. «О понятиях, терминах современной теории музыки». Критика и
музыкознание. Ленинград 1987г Выпуск 3
4. Вербицкая Н. «Мониторинг результативности учебного процесса» С-П -1997г.
5. «Восприятие музыки». Москва 1980г.
6. Гарбиян С.А. Школа памяти: «Суперактивация памяти через возрождение эмоций»,
Москва 1990г.
7. Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса» Методическое пособие
1999г.
8. Золотарева А.В., Терещук М.Н. «Практические рекомендации по организации
дополнительного образования в ДОУ». Москва – 2008.
9. Золотарева А.В. «Дополнтельное образование детей. Теория и методика социальнопедагогической деятельности». Ярославская Академия развития – 2004.
10. Иванченко В.Н. «Занятия в системе дополнительного образования детей»
Издательство «Учитель» 2002.
11. Кайгородцева Т.В. «Методическая работа в системе дополнительного
образования». Москва 2008.
12. Кочнева И., Яковлева А. «Вокальный словарь».
13. Лучшие методики дыхания по Стрельниковой, Бутейко, Цигун /Сост. Н.Н.
Иванова. – Ростов на/Д: «Феникс», 2004.
14. Огородников Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в
общеобразовательной школе. - Киев, 1989.
15. Орлова Т.М., Белкина С.И. «Учите детей петь» Москва 1987г.
16. Подкасистый П.И., Хайдаров Ж.О. «Технология игры в обучении и развитии».
Москва, Российское педагогическое агентство, 1996г.
17. Савостьянов А.И. 132 упражнения для учителя по развитию голоса и дыхания.
Учебно - практическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
18. Селевко Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий» (том 1-й, 2-й) Москва
НИИ школьных технологий 2006г.


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».