ДООП Протасова Е.Н. Хоровое пение

Министерство образования и науки республики Бурятия
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ ДО «Городской дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ

«Принято»
на Педагогическом совете
МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Протокол №1
«30» августа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Хоровое пение»
Направленность: художественная
Возраст: 7-14 лет
Срок реализации: 7 лет
Уровень: стартовый, базовый

Автор - разработчик:
Протасова Елена Николаевна
педагог дополнительного образования

Улан-Удэ,
2023

I.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные характеристики программы
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Хоровое пение» (далее - Программа)
разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);
2.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ;
3.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики»;
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»;
5.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства»;
7.
Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным
проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
8.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об
утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования
детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
10.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи";
12.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с
изменениями на 27 октября 2020 года).
13.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31
января 2022 г. N1ДГ 245/06);
14.
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных
организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо
Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06);
15.
Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13
декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)
16.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015 г.
N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;
17.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г.
Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года.

18.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Республике
Бурятия на период до 2025 года;
19.
Устав
муниципального
автономного
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан
– Удэ»;
20.
Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского)
творчества г. Улан – Удэ»;
21.
Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ,
регламентирующих образовательный процесс.
1.2. Актуальность программы обусловлена потребностями и интересами учащихся и
общества в целом. В программе музыкального воспитания хоровое пение рассматривается как
один из самых доступных видов творческой деятельности учащихся в школе. Наряду с
уроками музыки, целью которых является музыкально-эстетическое воспитание, система
хорового пения непосредственно направлена на формирование музыкально-певческих
навыков, приобретении знаний в области теории музыки, вокального искусства, решения
музыкально-исполнительских задач, что создает основу для осуществления дополнительного
образования. Данный вид деятельности имеет ярко выраженную мотивацию для
самореализации ученика и способствует его будущей профессиональной ориентации.
1.3. Отличительные особенности программы. В основе реализации Программы заложен
известный просветительский принцип одного из основоположников детского музыкального
воспитания Д.Б. Кабалевского «Класс – хор». Согласно этому принципу, школьные хоры
состоят, как правило, из учащихся одного класса, которые на протяжении семи лет проходят
все ступени хорового обучения.
1.4. Педагогическая целесообразность программы и такая организация хорового дела
позволяет обучать всех детей без предварительного отбора в условиях одного класса
общеобразовательной школы, вводить время репетиций в школьное расписание, что
способствует хорошей посещаемости занятий. Занятия хора проходят два раза в неделю по 3
часа в течение учебного года, итого – 216 часов в год.
1.5. Целью программы по хоровому пению является музыкально-эстетическое воспитание
учащихся на основе формирования у них вокально-хоровых навыков.
1.6.
Цель обусловлена решением следующих задач:
Образовательные:
- формирование знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом
многообразии, особенностях музыкального языка;
- приобретение знаний о музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном
творчестве отечественных и зарубежных композиторов;
- знания о воздействии музыки на человека;
- приобретение знаний о взаимосвязи музыки с другими видами искусства и жизнью.
Развивающие:
- развивать музыкальные способности обучающихся, их исполнительские навыки;
- развивать творческую активность и творческие способности учащихся;
- развивать у детей стремление к творческой деятельности.
Воспитательные:
- формировать у детей интерес к музыкальному искусству; пониманию народного,
классического и современного музыкального творчества;
- способствовать расширению музыкального кругозора;
- формировать навыки общения и культуры поведения.
Валеологические:

- правильное распределение физической и эмоциональной нагрузки;
- укрепление нервной системы;
- воспитание здорового образа жизни.
1.7. Возраст обучающихся:
Занятия в хоре проводятся в соответствии с возрастными психофизиологическими
особенностями обучающихся в 3 возрастных группах от 7 до 14 лет.
1.8. Форма занятий:
Занятия по хору проходят, как в групповой форме, так и индивидуально. Они могут быть
аудиторными (в классной комнате), так и внеаудиторными (на сценических площадках, в
актовом зале). Реализация данной программы нацелена на формирование навыков, умений и
знаний в области как мирового, так и отечественного хорового искусства.
2.Обьем программы 2.1. Объём программы – 1512 часов
2.2. Срок реализации программы
Для освоения данной программы необходимо 7 лет обучения: в течение учебного года (с
начала сентября по конец мая, что составляет 36 учебных недель).
2.3. Режим занятий:
Младшая группа (1, 2 классы, 7,8 лет) занятия 2 раза в неделю по 3 академических часа (1
академический час = 45 минутам).
Средняя группа (3-4 классы, 9-10 лет) занятия 2 раза в неделю по 3 часа.
Старшая группа (5,6,7 классы, 11-14 лет) занятия 2 раза в неделю по 3 часа.
3.Планируемые результаты:
3.1. Планируемые результаты предполагают осуществление следующих принципов обучения:
- доступность содержательного материала в соответствии с возрастными особенностями
детей, тщательный подбор музыкальных произведений для каждой ступени обучения,
обучение пению по нотам всех детей без исключения;
- последовательность и систематичность изложения учебного материала;
- принцип единства художественного и технического развития учащихся,
- оптимальное сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм организации
педагогического процесса, в каждом классе свой хор - сплоченный коллектив.
Основные знания, умения, навыки
В случае успешной реализации программы хорового пения у ее участников формируются
специальные знания и навыки:
- звукообразование в различных регистрах,
- правильная артикуляция и дикция,
- цепное дыхание,
- слуховое внимание и самоконтроль,
- выразительность пения.
Так же приобретаются:
-опыт творческой деятельности, который формирует творческое мышление,
-опыт эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, который вместе со знаниями
и умениями формирует систему ценностей ученика.
Формирование вокально-хоровых навыков, существенным признаком которых являются
качественные изменения основных свойств голоса ученика в следующих направлениях:
звуковысотный диапазон, динамический диапазон, тембр, дикция, подвижность голоса.
Результатом воспитательного воздействия являются:
- опыт творческой деятельности;
- радость общения с музыкальным искусством и единомышленниками;

- навыки коллективного творчества;
- возможность для воплощения собственных творческих интересов и идей.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
На уровне педагога:
- участие в разного рода конкурсах,
- развитие новых форм учебно-воспитательной работы,
- проведение открытых занятий,
- участие в городских семинарах, в курсах повышении квалификации.
На уровне учащегося:
- формирование и поддержание интереса к занятиям хора,
- участие всех детей в проводимых мероприятиях, конкурсах,
- творческое выполнение учебных заданий, заинтересованность в личном росте,
- качество выполнения учебных заданий,
- объем музыкальной эрудиции.
3.2. Способы и формы проверки результатов:
- беседы с учащимися,
- наблюдение за участием их в школьных концертах, музыкальных конкурсах и праздниках,
- выполнение учащимися самостоятельных творческих заданий во время учебного процесса,
- предоставление самостоятельного выбора произведений для разучивания и исполнения.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план группы одного года обучения
№ п/п

Содержание

Количество часов

1

Теоретические занятия

18

2

Практические занятия

198

3

Формы контроля

Индивидуальный, мелкогрупповой,
групповой, текущий, рубежный
контроль.
216

Всего часов

2.2. Календарный учебный график
Младшая группа 1 и 2 года обучения
№ Месяц

1

Сентябр
ь

Форма
занятия

Кол-во
часов

Теория,
практик
а

24

Темы занятий

Место
провед
ения
Певческая
установка. МАОУ
Положение корпуса, ног, рук СОШ
при пении сидя, стоя.
35

Форма контроля

Индивидуальны
й и групповой
контроль

2
Октябрь

Теория,
практик
а

24

3

Ноябрь

Теория,
практик
а

24

4

Декабрь

Теория,
практик
а

24

5

Январь

Теория,
практик
а

24

Теория,
практик
а

24

6
Февраль

Певческое дыхание. Детский
тип грудного дыхания. Вдох
ртом и носом одновременно.
Комплекс упражнений на
дыхание.
Звукообразование,
мягкая
атака звука. Устройство
голосового аппарата. Работа
голосовых связок.
Певческая
артикуляция.
Произношение гласных и
согласных в пении. Сонорные
согласные.
Координация слуха и голоса.
Комплекс упражнений для
развития
музыкального
слуха,
правильной
интонации.
Развитие
мелодического
слуха.
Мелодии
на
повторяющихся звуках и
ступенях лада, в разных
регистрах голоса.

МАОУ
СОШ
35

Индивидуальны
й и групповой
контроль

МАОУ
СОШ
35

Индивидуальны
й и групповой
контроль

МАОУ
СОШ
35

Индивидуальны
й и групповой
контроль

МАОУ
СОШ
35

Индивидуальны
й и групповой
контроль

МАОУ
СОШ
35

Индивидуальны
й и групповой
контроль

7

Март

Теория,
практик
а

24

Вокальный штрих legato. МАОУ
Правила перенесения слогов СОШ
при пении.
35

Индивидуальны
й и групповой
контроль

8

Апрель

Теория,
практик
а

24

МАОУ
СОШ
35

Индивидуальны
й и групповой
контроль

9

Май

Теория,
практик
а

24

Развитие чувства ритма,
сильная и слабая доли такта.
Пение длительностей нот в
ритмических упражнениях.
Контрастная динамика форте
и
пиано.
Правила
произнесения
текста
на
пиано.
Соотношение
динамических градаций.

МАОУ
СОШ
35

Индивидуальны
й и групповой
контроль

Место
провед
ения
МАОУ
СОШ
35

Форма контроля

Средняя группа 3 и 4 года обучения
№ Месяц

1

Сентябр
ь

Форма
занятия
Теория,
практик
а

Количе
Темы занятий
ство
часов
24
Цепное дыхание. Правила
применения дыхания на
слабых
долях
такта.
Попеременное дыхание по
цепочке.

Индивидуальны
й и групповой
контроль

2
Октябрь

Теория,
практик
а

24

3

Ноябрь

Теория,
практик
а

24

4

Декабрь

Теория,
практик
а

24

5

Январь

Теория,
практик
а

24

Теория,
практик
а

24

6
Февраль

7

Март

Теория,
практик
а

24

8

Апрель

Теория,
практик
а

24

9

Май

Теория,
практик
а

24

Звуковедение non legato.
Принцип
исполнения,
отсутствие
акцентов.
Примеры
применения
в
упражнениях
и
произведениях.
Звукообразование, твердая
атака
звука.
Правила
использования данного типа
дыхания.
Комплекс
упражнений.
Академическая
манера
пения. Понятие округления и
прикрытия
гласных,
нейтрализация их по тембру.
Хоровой ансамбль. Виды
ансамбля, частный и общий,
мелодический,
гармонический,
ритмический, динамический.
Развитие
гармонического
слуха.
Пение
канонов,
контрастное
параллельное
двухголосие. Мелодии на
повторяющихся звуках и
ступенях лада.
Развитие чувства ритма:
синкопа, триоли. Понятие
метра и ритма. Комплекс
упражнений,
ритмические
ансамбли.
Подвижная
динамика:
crescendo,
diminuendo.
Понятие
фразировки,
кульминаций.
Пение без сопровождения.
Выразительные
средства
музыки, тембров хоровых
голосов.

МАОУ
СОШ
35

Индивидуальны
й и групповой
контроль

МАОУ
СОШ
35

Индивидуальны
й и групповой
контроль

МАОУ
СОШ
35

Индивидуальны
й и групповой
контроль

МАОУ
СОШ
35

Индивидуальны
й и групповой
контроль

МАОУ
СОШ
35

Индивидуальны
й и групповой
контроль

МАОУ
СОШ
35

Индивидуальны
й и групповой
контроль

МАОУ
СОШ
35

Индивидуальны
й и групповой
контроль

МАОУ
СОШ
35

Индивидуальны
й и групповой
контроль

Старшая группа 5,6,7 года обучения
№ Месяц

1

Сентябр
ь

Форма
занятия

Кол-во
часов

Теория,
практик
а

24

Темы занятий

Место
провед
ения
Вокальные штрихи staccato, МАОУ
marcato. Правила, способы СОШ
применения.
Комплекс 35

Форма контроля

Индивидуальны
й и групповой
контроль

упражнений. Примеры
хоровой литературы.
2
Октябрь

Теория,
практик
а

24

3

Ноябрь

Теория,
практик
а

24

4

Декабрь

Теория,
практик
а

24

5

Январь

Теория,
практик
а

24

Теория,
практик
а

24

6
Февраль

7

Март

Теория,
практик
а

24

8

Апрель

Теория,
практик
а

24

9

Май

Теория,
практик
а

24

из

Расширение
певческого
диапазона,
сглаживание
регистров голоса. Комплекс
упражнений,
принцип
высокой певческой позиции,
грудное
и
головное
звукообразование.
Хоровой строй. Причины
понижения и повышения
хорового строя. Понятие
зонного строя. Упражнения
на исправление ошибок.
Навыки
многоголосного
пения. Пение 3-х и 4хголосных канонов. Дуэты
партий
в
трехголосии.
Динамические особенности
каждой партии.
Пение произведений крупной
формы. Фрагменты кантат,
ораторий, концертов. Роль
хора и оркестра, особенности
аккомпанемента.
Пение
полифонических
произведений.
Имитационная, контрастная
и подголосочная полифония.
Тема и противосложение,
мелодия и подголосок.
Выразительность исполнения
в
подвижных
темпах.
Правила
пения
мелких
длительностей. Особенности
динамики
и
вокальных
штрихов.
Навыки понимания жеста
дирижера,
условные,
указывающие
жесты,
вступление и снятие звука.
Навыки
концертного
исполнения.
Организованность,
дисциплина поведения на
сцене
и
исполнения
произведений.

МАОУ
СОШ
35

Индивидуальны
й и групповой
контроль

МАОУ
СОШ
35

Индивидуальны
й и групповой
контроль

МАОУ
СОШ
35

Индивидуальны
й и групповой
контроль

МАОУ
СОШ
35

Индивидуальны
й и групповой
контроль

МАОУ
СОШ
35

Индивидуальны
й и групповой
контроль

МАОУ
СОШ
35

Индивидуальны
й и групповой
контроль

МАОУ
СОШ
35

Индивидуальны
й и групповой
контроль

МАОУ
СОШ
35

Индивидуальны
й и групповой
контроль

III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
В темах занятий отражены все вокально-хоровые навыки, которыми должны овладеть
учащиеся по мере усвоения программы в течении всего срока обучения.
Так, учащиеся младшей группы 1,2 года обучения должны освоить следующие темы,
приобрести знания, сформировать навыки:
1. Певческая установка при пении сидя и стоя
2.Певческое дыхание
3. Звукообразование, мягкая атака звука
4. Певческая артикуляция
5. Координация слуха и голоса
6. Развитие мелодического слуха
7. Вокальный штрих legato
8. Развитие чувства ритма, сильная и слабая доли такта
9.Контрастная динамика
Учащиеся средней группы 3-4 года обучения должны освоить следующие темы, приобрести
знания, сформировать навыки:
1. Цепное дыхание.
2. Звуковедение non legato
3 Певческая дикция
4.Академическая манера пения
5.Хоровой ансамбль.
6. Развитие гармонического слуха
7. Развитие чувства ритма: синкопа, триоли
8. Подвижная динамика: crescendo, diminuendo
9.Пение без сопровождения
Учащиеся старшей группы 5,6,7 года обучения должны освоить следующие темы, приобрести
знания, сформировать навыки:
1. Вокальные штрихи staccato, marcato
2. Расширение певческого диапазона, сглаживание регистров голоса
3. Хоровой строй
4.Навыки многоголосного пения
5. Пение произведений крупной формы
6. Пение полифонических произведений.
7.Выразительность исполнения в подвижных темпах.
8.Навыки понимания дирижерского жеста
9.Навыки концертного исполнения
В содержании образовательной программы по хоровому пению раскрываются
особенности обозначенных тем, их детализация по форме, содержанию и смыслу. Каждая тема
сопровождается рядом определенных вокально-хоровых упражнений, направленных на ее
практическое изучение и формирование соответствующих навыков.
На практике содержание образовательной программы реализуется в форме хоровых
репетиций, которые имеют определенный план проведения. Вначале идет распевание хора с
использованием упражнений согласно хоровым задачам, затем разучивание новых

произведений. В заключение – повторение ранее выученных сочинений, работа над
выразительными средствами, придание сочинениям законченный вид.
Разучивание хорового произведения начинается с рассказа о нем и его авторе в яркой,
лаконичной, доступной для школьников форме с привлечением материала из школьной
программы, из других видов искусств. Краткий экскурс об исторической эпохе, в которую жил
и творил композитор, рассказ о его творчестве. Анализ музыкального и поэтического текста,
а также стилевых, жанровых, национальных и других особенностей произведения.
Предварительный показ-исполнение произведения педагогом.
Приемы развития слуха и голоса:
1. Слушание показа учителя и повторение отдельных звуков, мотивов, фраз в фальцетном и
грудном регистре.
2. Словесное описание качества певческого голоса и звука, анализ и оценка их после
прослушивания.
3. Использование ручных знаков, нотной записи в пении упражнений, мелодий, песен.
4. Пение без сопровождения.
5. Транспонирование мелодий, секвенций, песен с целью развития диапазона голоса и
определения более удобной тональности для певцов.
6. Вокализация песен и упражнений с целью выравнивания тембра, достижения кантилены,
выразительной фразировки.
7. Активная артикуляция при мысленном пении, выразительное чтение текста.
8. Выразительная фразировка, логические ударения.
9. Сознательное управление дыханием, верхним небом, лицевыми мышцами для
воспроизведения более высокого и мягкого звука, приближения вокальной позиции и
активного резонирования.
10.Самоконтроль и самооценка в процессе пения.
11.Одобрение и поощрение учеников учителем, положительные эмоции на уроке.
В работе используются следующие методы вокально-хорового воспитания детей:
- концентрический,
- фонетический метод показа и подражания.
- мысленного пения.
Разнообразные формы проведения урока:
- урок хорового сольфеджио,
- урок-праздник,
- урок-концерт,
- тематический концерт,
- академический концерт,
- индивидуальные занятия с солистами и ансамблями
Формы контроля образовательной программы хорового пения
По программе хорового пения осуществляются следующие виды контроля:
• предварительный - выявляющий подготовленность детей первого класса к певческой
деятельности, наличие у них координации слуха и голоса, дальнейшее развитие
интонационных, ритмических способностей;
• текущий контроль, систематическая проверка развития мелодического, вокального и
ритмического слуха, интонации, результативности обучения;
• итоговый контроль - чистота интонирования на концертных мероприятиях, участие в
открытых уроках, итоговых конкурсах.
Формы проверки
Формами проверки работы педагога по реализации данной программы являются:

- открытые уроки,
- сольные выступления,
- хоровые, ансамблевые и сольные конкурсы,
- отчетные концерты,
- участие в школьных мероприятиях.
В течение каждой четверти проводятся контрольные уроки-концерты, интегрированные
уроки.
Хоровые коллективы выступают на праздничных концертах, участвуют в конкурсах.
Ресурсное обеспечение хоровых классов включает в себя наличие:
- методического материала (разработки и методические рекомендации ведущих педагоговмузыкантов: Г.В.Струве, В. С.Попова, Т.А. Овчинниковой, Г. Стуловой и др.);
- дидактического материала (запись фильмов-концертов, наглядные пособия. Дидактический
материал включает в себя: хрестоматии вокально-хорового репертуара для 1-7 классов
(репертуарные списки прилагаются);
- информационно-познавательные листы о творчестве композиторов, об известных
произведениях и т.д.
- аудио и видео техника (муз. центр, фортепиано, компьютер, проектор, микрофоны);
- музыкальные инструменты;
- место проведения репетиций и концертов (классные комнаты, актовый зал).
IV. Использование сетевой формы и дистанционных технологий
Средства Интернет широко используются в программе хорового пения в следующих случаях:
- знакомство с методиками работы с детским хором в других аналогичных программах;
- поиск информации о курсах повышения квалификации преподавателей дополнительного
образования по данному профилю в центральных специализированных учебных заведениях;
- поиск информации о проводимых хоровых фестивалях, конкурсах;
- поиск новых произведений для детей, написанных современными композиторамипесенниками с целью актуализации содержания репертуара;
- поиск сочинений для хора композиторов-классиков, обработок народных песен, которые
могут быть недоступны в местных библиотеках.
V. Репертуар хорового класса
Основные принципы подбора репертуара:
- образовательный фактор;
-воспитательный фактор;
-технический уровень;
-уровень восприятия;
- художественная ценность репертуара.
Д. Кабалевский «Песня о школе»
В. Гречик «Нотный хоровод»
Латышская народная песня «Ай-я, жу-жу», обработка В. Шипулина
М. Магиденко «Поскорей»
В. Шаинский «Чему учат в школе»
М. Красев «Падают листья»
Г. Гладков Новогодняя песенка
Ф. Грубер «Тихая ночь»
В. Кикта «Звезда покатилась»
Павел Ермолаев «Гном и снеговик»
В. Герчик «К нам приходит новый год»

Русская народная песня «Валенки»
Русская народная песня «Ой, блины мои, блины»
Русская народная песня «Как на тоненький ледок», обработка М.
Иорданского
Русская народная песня «Заинька», обработка Н. Римского-Корсакова
М. Парцхаладзе «Мамина песенка»
В. Шаинский «Песенка про папу»
Ю. Тугаринов «Я рисую море»
И. Космачев «Здравствуй, детство!», из мультфильма «Чучело-мяучело»
Д.Кабалевского «Наш край»
В. Шаинский «Вместе весело шагать»
М. Блантер «Катюша»
В. Соловьев-Седой «Потому что мы пилоты»
М. Старокадомский «Веселые путешественники» из кинофильма
«Веселые путешественники» («Мы едем, едем, едем»)
Р. Паулс «Алфавит»
А. Рыбников песни из мюзикла «Буратино»
В.Дзансолов «Эмалевый крестик»
А.Рыбников песни из мюзикла «Красная шапочка»
О. Гришин «Русская зима»
А. Пинегин «Зимняя сказка»
Русская народная песня «У меня ль во садочке».
Украинская народная песня «Ой, бежит ручьем вода».
Русская народная песня «Барыня»
А. Варламов «Праздник детства»
Б. Мокроусов «Песенка фронтового шофера»
К. Листов «В землянке»
И. Дунаевский «Ехал я из Берлина»
Г. Струве «Моя Россия»
Ю.Чичков «Здравствуй, Родина моя!»
Г. Гладков Песня – спор из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити»
Е.Зарицкая «Музыкант»
И.С. Бах «За рекою старый дом»
И.С. Бах Хорал «В вечной любви твоей»
В. Моцарт «Весенняя»
А.Ермолов «Прадедушка»
Алябьев, ст. Пушкина «Зимняя дорога».
М. Глинка, ст. Кукольника «Жаворонок».
Г.Гладков песни из мюзикла «Бременские музыканты»
Д. и Д. Покрас «Три танкиста»
В. Соловьев-Седой «Баллада о солдате»
Э. Колмановский «Алѐша»
А. Новиков «Смуглянка»
А. Новиков «Вася-Василечек»
Б.Окуджава «Нам нужна одна победа»
М. Парцхаладзе «Мама и солнце».
Двухголосие
Рождественские песнопения «Рождество Христово» («Эта ночь святая»,

«Ночь тиха над Палеситиной», «Появились над вертепом», «В ночном
саду», «Божья мать младенца» и др.)
Эстонская народная песня «У каждого свой музыкальный инструмент».
Русская народная песня «Пойду ль я выйду ль я».
Русская народная песня «Заинька»
Русская народная песня «А мы Масленицу дожидаем»
Русская народная песня «Калинка»
Русская народная песня «Ах вы, сени»
Е. Крылатов «Песенка о снежинке»
Я. Дубравин «Страна Читалия»
Ю. Чичков «Из чего же»
Ю. Чичков «Детство – это я и ты»
Ю. Чичков «Песня про жирафа»
Е. Крылатов «Дорога добра»
О. Фельцман «Двойка»

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Список методической литературы:
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе.
М.: Просвещение, 1983. 112 с.
2. Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с
ними.//Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10.//М.:1975.С.104-113.
3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. 220
с.
4. Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967. 148с.
5. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1996. 367с.
6.Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987.
7. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль,
«Академия развития», 1997.
8. Левандо П. П. Проблемы хороведения. Л.: Музыка, 1974. 282 с.
9. Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми. // Музыкальное воспитание в
школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1978. С. 28-37.
10.Морозов В.П. Развитие физических свойств детского голоса.// От простого к сложному. Л.,
1964. С. 97-106.
11. Овчинникова Т. Н. Программа «Хор».// Программы для внешкольных учреждений и
общеобразовательных школ. М.."Просвещение, 1986. С.68-103.
12. Овчинникова Т. Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы
с хором.// Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М.: Музыка, 1975. С. 17-23.
13. Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе.
Л.: Музыка, 1972. 152 с.

14. Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским вокально-хоровым
коллективом. – М.: Academia, 1999.
15. Струве Г. Школьный хор. М.,1981.
16. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие/
Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. – М., 1998.
17. Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания.
– Санкт-Петербург, 2000.
18. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. Учебное
пособие. М.,1990.
19. Соколов В. Работа с хором.2-е издание. - М.,1983.
20. Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002.
21. Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре. - М.,1988.
22. Чесноков П. Хор и управление им. - М.,1961.
Список рекомендуемых нотных сборников
1.Грибков И. «Вместе с хором». Из репертуара Детского хора телевидения и радио СанктПетербурга: Выпуски 1,2,3,4,5. СПб, «Союз художников», 2003-2011.
2. Гродзенская Н. «Композиторы-классики детям». Пение в сопровождении
ф-но. М., «Музыка», 1979.
3.Куликов Б., Аверина Н. «Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка
хормейстера». Выпуски 1,2,3,4. М., «Дека-ВС», 2007.
4.Струве Л. «Музыкальные ступеньки». Методика развития музыкальных способностей и
певческого голоса у детей дошкольного возраста. М., 2001.
5. Струве Г.А. «Ступеньки музыкальной грамотности». СПб, 1997.
Струве Г.А. «Каноны для детского хора». СПб, 1998.
8. Композиторы - классики - детям. - М., «Музыка», 1963.
9 . Славкин М. «Поет детский хор «Преображение». - М.,«Владос», 2001.
10. Тугаринов Ю. «Произведения для детского хора, 2-е издание.
«Современная музыка», 2009.
11. Ходош Э. «Поет детский хор». Ростов-на-Дону, 1998.


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».