ДООП инд. занятия Вдохновение

ОГЛАВЛЕНИЕ:
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА --------------------------------------------------

3

1.1. Основные характеристики Программы ----------------------------------------

3

1.2. Актуальность Программы --------------------------------------------------------

4

1.3. Отличительные особенности Программы -------------------------------------- 4
1.4. Педагогическая целесообразность ---------------------------------------------- 4
1.5. Цель и задачи Программы -------------------------------------------------------- 4
1.6. Адресат Программы ---------------------------------------------------------------

6

1.7. Объем Программы -----------------------------------------------------------------

6

1.8. Планируемые результаты --------------------------------------------------------- 7
1.9. Организационно-педагогические условия и формы аттестации ---------- 8
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН--------------------------------------------------------------------

8

2.1. Учебный план -----------------------------------------------------------------------

8

2.2. Учебно-тематический план ------------------------------------------------------

8

2.3. Календарный учебный график --------------------------------------------------

8

III. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
(предметный материал)---------------------------------------------------------------- 12
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ---------------------- 25
4.1. Основные средства и методы тренировки ------------------------------------- 25
4.2. Условия реализации Программы ----------------------------------------------- 27
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ -------------------------------------------------------- 28

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Основные характеристики программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
по спортивному танцу танцевально - спортивного клуба «ВДОХНОВЕНИЕ»
(индивидуальные занятия) (далее – Программа) разработана на основе:
• Конвенции о правах ребёнка;
• Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г.
№273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
от 31 марта 2022 года №678-р;
• Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. №41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27 октября 2020
года)
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
• Приказа Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 года №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
(Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки России от
18.11.2015 года № 09-3242;
• Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных технологий при реализации образовательных программ»;
• Устава МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ;
• Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ.
Образовательная
деятельность
направлена
на
удовлетворение
индивидуальных потребностей детей в занятиях физической культурой и
спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепления здоровья детей; выявление, развитие и поддержку талантливых
обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
подготовку спортивного резерва, в том числе из числа обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов; формирование
3

общей культуры обучающихся; социализацию и адаптацию обучающихся к
жизни в обществе; профессиональную ориентацию обучающихся.
Направленность (профиль) образования по содержанию является –
физкультурно-спортивной,
Данная программа индивидуальных занятий разработана на основе
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Танцевально-Спортивного клуба « Вдохновение», имеет физкультурноспортивную направленность.
Актуальность программы вызвана необходимостью овладения
обучающимися теми требованиями и правилами, которые предъявляются
Союзом танцевального спорта России для участия в соревнованиях E, Д, С
класса.
Программа направлена на развитие в детях творческого начала,
исполнительского искусства, опыта соревновательной деятельности.
1.2 Актуальность программы
Организация индивидуального развития обучающихся, которая
предусматривает формирование творческих начал воспитанников, их
способностей к самооценке, саморазвитию, самоконтролю. Программа
построена на основе принципа концентризма, что позволяет при переходе от
одного класса в другой, постепенно оттачивать свое мастерство, исполнять
фигуры на более высоком уровне.
Цель
программы:
создание
условий
для
формирования
исполнительской культуры в области спортивного танца, развитие
мотивации подрастающего поколения к ведению здорового образа жизни и
регулярным занятиям физической культурой и спортом;
Задачи:
Обучающие:
1. Приобщить к миру танцев, познакомить с различными направлениями,
историей и географией танцев;
2. научить танцевальным основам: держание осанки, позиции рук и ног,
направления движений, точность выполнения каждого движения,
музыкальность;
3. научить ребенка технике исполнения движений в каждом танце,
определенным приемам исполнения, связкам движений;
4. научить работать самостоятельно, давая возможность придумывать и
составлять свои танцевальные композиции;
5. закрепить дальнейшее развитие танцевальных навыков, знаний и
умений.
4

Развивающие:
1. Развить музыкальный слух, умение ощущать и чувствовать
музыкальный ритм, координацию, зрительную и музыкальную память;
2. развить воображение, артистизм с помощью усовершенствования
навыков импровизации под музыку, самостоятельного составления
вариаций танцевальных фигур по танцам;
3. привить умение через танец выражать различные состояния, мысли,
чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром;
4. формировать эстетический вкус; критичность и самокритичность,
умение оценивать и анализировать увиденное и услышанное;
5. привить культуру общения в паре, в танце, с окружающим миром;
умение вести себя в обществе и на танцевальной площадке, основы
танцевального этикета.
Воспитательные:
1. воспитать чувство коллективизма посредством участия в массовых
танцах (концертная деятельность, ансамбль);
2. воспитать и пробудить в каждом спортсмене самостоятельную,
творчески мыслящую личность, самоуважение и уверенность в себе;
3. воспитать силу воли, спортивный характер, чувство ответственности,
умение преодолевать трудности;
4. воспитать трудолюбие и самодисциплину.
Валеологические:
1. Формировать культуру здорового и безопасного образа жизни,
укрепить здоровье обучающихся;
2. воспитать физические качества у спортсменов (гибкость, ловкость,
выносливость,
координационные
возможности,
скоростные
способности).
3. укрепить дыхательную и сердечно – сосудистую систему организма, на
фоне общефизической подготовки.
4. тренировать вестибулярный аппарат, формировать правильную осанку.
Содержание программы выстроено по кольцеобразной схеме по годам
обучения: в каждом последующем году совершенствуются знания, умения и
навыки предыдущего.
1.3. Адресат Программы
Данная программа адресована обучающимся в возрасте от 11-16 лет
включительно.

5

Примерные сенситивные (чувствительные) периоды развития
морфофункциональных показателей и физических качеств 11-16 лет
Таблица 1
Морфофункциональные показатели и
физические качества
Длина тела
Мышечная масса
Быстрота
Скоростно-силовые качества
Сила

11

+
+

12

13

14

15

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

Выносливость (аэробные возможности)
Анаэробные возможности
(гликолитические)
Гибкость
Равновесие
Координационные способности

+
+
+
+

+
+

16

+

+

+

+
+

+
+

1.4. Объем Программы
Срок реализации данной Программы 1 год
Режим занятий: необходимое количество и периодичность занятий
для реализации системной образовательной деятельности один - два раза в
неделю по 1-2 часа с промежутком между занятиями в один-два дня.
Обязательно предусматривается 15 минутный перерыв после каждого 45
минутного занятия.
Формы учебных занятий:
 индивидуальные и мелкогрупповые тренировочные занятия
 занятия-тренинги в малых группах,
 дистанционное обучение
Средства обучения:
 технические средства (танцевальные сайты dancetoday, grazia_ekb,
dancesport,
instagram,
VK,
ballroovm,
dancesport
танцевальные
образовательные видеоуроки у ведущих спортсменов России);
1.5. Планируемые результаты
Планируемые результаты по итогам реализации образовательной
программы должен полностью удовлетворять как учащегося, так и педагога.
Перечень знаний и умений, которыми должны владеть учащиеся
11-13 лет после окончания обучения:
6

Будут знать:
1. Основные шаги танцев: М.в; Т; В.в; Квик.; С; Чв.; Чв.; Р; дж.
2. Историю развития танцев;
3. Отличие европейской и латиноамериканской программ.
Будут уметь:
1. Самостоятельно исполнять изученные комбинации;
2. Ориентировать связки в разные стороны и в разных направлениях;
3. Исполнять программные композиции;
4. Владеть основами поступательных и вращательных движений.
Будет развито:
1. Пластичность и гибкость;
2. Координация движений;
3. Осанка.
Будет воспитанно:
1. Корректное поведение на паркете и в зрительном зале;
2. Навык концентрации внимания;
3. Умение ориентироваться в пространстве;
4. Раскрепощенность при выступлении на соревнованиях.
Перечень знаний и умений, которыми должны владеть учащиеся9 1415 лет и 16 лет) после окончания обучения:
Будет знать:
1. Основные шаги, фигуры 10-ти танцев: М.в; Т; В.в; Фокстрот;
Квик.; С; Чв.; Р; Пасодобль; дж.
2. Музыкальный размер, количество тактов, темп музыки изуч.
танцев;
3. Понятия и принципы импровизации.
Будет уметь:
1. Владеть всеми видами вращения в паре и по одному;
2. Танцевать в паре в контакте;
3. Самостоятельно варьировать связки на основе изученного
материала;
4. Ориентироваться в танцевальные и музыкальные направления.
Будет развито:
1. Эстетический вкус;
2. Образное мышление;
3. Умение работать с музыкальным материалом.
Будет воспитанно:
1. Трудолюбие и выносливость;
7

2. Интерес к театральному, музыкальному и хореографическому
искусству;
3. Стремление к постоянному повышению общего культурного уровня.
1.6. Организационно-педагогические условия и формы аттестации
Для отслеживания динамики освоения данной дополнительной
общеобразовательной программы и анализа результатов образовательной
деятельности разработан педагогический мониторинг.
Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и включает
первичную диагностику, а также промежуточную и итоговую аттестацию.
Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале
учебного года (сентябрь) для определения уровня подготовки обучающихся и
впервые поступивших учеников. Форма проведения – собеседование.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого
учебного занятия. Направлен на закрепление теоретического и практического
материала по изучаемой теме. Позволяет выявить уровень имеющихся
знаний и на их основе строить дальнейшее изучение материала. Форма
контроля: опрос, беседа, обсуждение с детьми правильности исполнения и
демонстрация изученных движений.
Промежуточный
контроль
(промежуточная
диагностика)
проводится один раз в год (декабрь) на открытом занятии, осуществление
совместной продуктивной деятельности обучающегося и педагога.
Формы контроля:
 контрольные занятия;
 открытые занятия для родителей и педагогов;
 участие в концертах, конкурсах, фестивалях.
Рубежная диагностика проводится в конце обучения, итогом
является: демонстрация достижений обучающихся их родителям в форме
соревнований.
Формы рубежной диагностики: соревнования.
Критериями оценки освоения программы являются:
 соответствие
уровня
теоретических
знаний
обучающихся
программным требованиям;
 соответствие практической деятельности программным требованиям;
 самостоятельность работы;
 осмысленность действий;
 уровень творческой активности учащегося: количество участия в
концертах, праздничных мероприятиях, конкурсах, др.
8

уровень творческой активности обучающегося: количество
реализованных проектов, выполненных самостоятельно на основе
изученного материала.
Оценка результатов работы каждого обучающегося в конце учебного
года производится также в соответствии с таблицей критериев уровня
освоения программного материала.
Критерии уровня освоения программного материала:
Низкий уровень
Учебный материал усваивается бессистемно. Обучающейся овладел
менее ½ объема теоретических знаний и практических умений, навыков,
предусмотренных программой. Работоспособность крайне низкая.
Есть недостатки также в личностных качествах: ребёнок эмоционально
неустойчив, проявляет недоверие к окружающим, боится общения. Часто
наблюдаются негативные реакции на просьбы взрослых, капризы.
Средний уровень
Ребёнок овладел не менее 1/2объематеоретических знаний и
практических умений, навыков, предусмотренных программой.
Личностные качества соответствуют «средним», «нормальным»: у
ребёнка преобладает эмоционально-положительное настроение, приветлив с
окружающими, проявляет активный интерес к словам и действиям
сверстников и взрослых.
Высокий уровень
Обучающейся показывает высокий уровень знаний теоретического
материала, овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными
программой. Осваивает задания повышенной трудности. Проявляет
активный интерес к творчеству.
Личностные характеристики соответствуют нормам поведения детей
данного возраста: ребёнок сохраняет жизнерадостное настроение, проявляет
активность.
Формы контроля и подведения итогов:
 открытые занятия,
 контрольные занятия,
 семинары-практикумы,
 показательные выступления,
 соревнования, турниры.
Присвоение разрядов и классов
Разряды и классы спортсменам присваиваются за участие и
выполнение нормативов в официальных соревнованиях РБ, ДФО


9

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Таблица 2
№
п/п

СОДЕРЖАНИЕ

3-4-5 й г.о.

1

Теоретические занятия

10

10

2

Практические занятия

98

134

Педагогические
наблюдения, опрос,
тестирование

Педагогические
наблюдения, опрос,
тестирование

108

144

3

4

Форма контроля

ВСЕГО ЧАСОВ

3-4-5-6 й год обучения
Таблица 3
№

Наименование
разделов и тем
1.
Введение
1.1. Техника безопасности
2. Спортивные танцы
2.1 Европейская
программа:

Всего
часов
1

Теоретические
занятия

Практические
занятия

Форма
контроля
Опрос

1
107
54

5

49

Пед.наб.,
Опрос,
Зачет

Пед.наб.,
Опрос,
Зачет

Медленный вальс
Танго
Венский вальс
Квикстеп
2.2. Латиноамериканская
программа:

53

4

49

Самба
ЧаЧаЧа
Румба
Джайв
ИТОГО:

108

10

98

10

3-4-5-6 й год обучения
№
1.
1.1.
2.
2.1.
1
2
3
4
5
2.2.
1
2
3
4
5

Наименование
разделов и тем
Вводное занятия
Техника безопасности
Спортивны танцы
Европейская программа
Медленный вальс
Танго
Венский вальс
Медленный фокстрот
Квикстеп
Латиноамериканская
программа
Самба
ЧаЧаЧа
Румба
Пассадобль
Джайв
ИТОГО:

Всего
часов
1

Теоретические
занятия

Практические
занятия

Таблица 4
Форма
контроля
Опрос

1
143
72

71

144

4

68

5

66

10

134

III. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный учебный график
Таблица 5
№
п\п

4

Время
проведенных
занятий
1ч
2ч
1ч
2ч
1ч
2ч
1ч

5
6

1
2
3

7
8

9

Месяц

число

Форма
занятия

Кол-во
часов

Тема занятия

Беседа

3

1;2.1

Беседа,
тренировка
Беседа,
тренировка
Тренировка

3

2.2

3

2.1

2

2.2

2ч

Тренировка

1

2.1

1ч
2ч
1ч
2ч
1ч
2ч
1ч
2ч
1ч

Беседа,
тренировка
тренировка

3

2.2

3

2.1

Тренировка

3

2.2

Тренировка

3

2.2

Тренировка

2

2.2

Место
проведения

Форма контроля

Каб 30
ГДДЮТ
Каб 30
ГДДЮТ
Каб 30
ГДДЮТ
Каб 30
ГДДЮТ
Каб 30
ГДДЮТ
Каб 30
ГДДЮТ
Каб 30
ГДДЮТ
Каб 30
ГДДЮТ
Каб 30
ГДДЮТ
Каб 30

Опрос
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Диагностика
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение

11

10
11

12
13

14
15
16

17
18
19
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

33
34
35
36

2ч
1ч
2ч
1ч
2ч

Тренировка

3

2.1

Беседа
тренировка

3

2.2

1ч
2ч
1ч
2ч

Беседа,
тренировка
Тренировка

3

2.1

2

2.2

1ч
2ч
1ч
2ч
1ч
2ч
1ч
2ч
1ч
2ч
1ч
2
1ч
2ч
1ч
2ч
1ч
2ч
1ч
2ч
1ч
2ч
1ч
2ч
1ч
2ч
1ч
2ч
1ч
2ч
2ч

Тренировка

3

2.1

Тренировка

3

2.2

Тренировка

3

2.1

Тренировка

3

2.2

Тренировка

3

2.2

Тренировка

3

2.1

Тренировка

3

2.2

Тренировка

2

2.1

Тренировка

3

2.2

Тренировка

3

2.1

Тренировка

3

2.2

Тренировка

3

2.2

Тренировка

2

2.1

Тренировка

3

2.2

Тренировка

3

2.1

Тренировка

1

2.2

1ч
2ч
1ч
2ч
1ч
2ч
1ч
2ч
1ч
2ч
1ч
2ч
1ч
2ч
1ч
2ч

Тренировка

3

2.1

Тренировка

3

2.2

Тренировка

3

2.1

Тренировка

3

2.2

Тренировка

3

2.2

Тренировка

3

2.1

Тренировка

3

2.2

Тренировка

3

2.1

ГДДЮТ
Каб 30
ГДДЮТ
Каб 30
ГДДЮТ
Каб 30
ГДДЮТ
Каб 30
ГДДЮТ
Каб 30
ГДДЮТ
Каб 30
ГДДЮТ
Каб 30
ГДДЮТ
Каб 30
ГДДЮТ
Каб 30
ГДДЮТ
Каб 30
ГДДЮТ
Каб 30
ГДДЮТ
Каб 30
ГДДЮТ
Каб 30
ГДДЮТ
Каб 30
ГДДЮТ
Каб 30
ГДДЮТ
Каб 30
ГДДЮТ
Каб 30
ГДДЮТ
Каб 30
ГДДЮТ
Каб 30
ГДДЮТ
Каб 30
ГДДЮТ
Каб 30
ГДДЮТ
Каб 30
ГДДЮТ
Каб 30
ГДДЮТ
Каб 30
ГДДЮТ
Каб 30
ГДДЮТ
Каб 30
ГДДЮТ
Каб 30
ГДДЮТ
Каб 30
ГДДЮТ

Пед. наблюдение
Опрос
Пед. наблюдение
с
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
опрос
Пед. наблюдение
Зачет
диагностика
Зачет
диагностика
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
опрос
Пед. наблюдение
опрос
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
опрос
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
опрос
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
опрос
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
опрос
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
опрос
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
диагностика

108 час.

12

IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Европейская программа
Медленный вальс (Waltz)
№
п/п
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Английское название

Русское название

Фигуры класса «Е»
Closed Changes
Закрытые перемены
– Закрытая перемена с ПН (из правого
– RF Closed Change (Natural to Reverse) поворота в левый)
– Закрытая перемена с ЛН (из левого
– LF Closed Change (Reverse to Natural) поворота в правый)
NaturalTurn
Правый поворот
ReverseTurn
Левый поворот
NaturalSpinTurn
Правый спин поворот
Whisk
Виск
Chassefrom PP
Шассе из ПП
HesitationChange
Перемена хэзитэйшн
OutsideChange
Наружная перемена
ReverseCorte
Левое кортэ
BackWhisk
Виск назад
Back Lock (Backward Lock Step)
Лок назад (Локстэп назад)
ProgressiveChassetoRight
Поступательное шассе вправо
ProgressiveChasse
Поступательное шассе (Описание
фигуры см. в танце квикстеп)
Фигуры класса «D»
ClosedImpetus (ImpetusTurn)
Закрытый импетус (Импетус поворот )
Basic Weave (Weave in Waltz Time)
Основное плетение (Плетение в
ритмевальса)
DoubleReverseSpin
Двойной левый спин
DragHesitation
Дрэгхэзитэйшн
ReversePivot
Левый пивот
Weavefrom PP
Плетение из ПП
ClosedTelemark (Telemark)
Закрытый тэлемарк (Тэлемарк)
OpenTelemark
Открытый тэлемарк
CrossHesitation
Кросс хэзитэйшн
Wing
Крыло
Open Impetus (Open Impetus Turn)
Открытый импетус (Открытый импетус
поворот)
OutsideSpin
Наружный спин
Turning Lock (Turning Lock to Left)
Поворотный лок (Поворотный лок
13

№
п/п
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.

Английское название

Русское название

влево)
TurningLocktoRight
Поворотный лок вправо
ClosedWing
Закрытое крыло
Фигуры класса «С»
Fallaway Reverse and Slip Pivot
Левый фоллэвэй и слип пивот
HoverCorte
Ховеркортэ
FallawayWhisk
Фоллэвэйвиск
FallawayNaturalTurn
Фоллэвэй правый поворот
RunningSpinTurn
Бегущий спин поворот
QuickNaturalSpinTurn
Быстрый правый спин поворот
Open Natural Turn (Passing Natural Turn) Открытый правый поворот (Проходящий
правый поворот)
Quick Natural Weave from PP (Running
Быстрое правое плетение из ПП
Weave)
(Бегущее плетение)
RunningFinish
Бегущее окончание
OpenRunningFinish
Открытое бегущее окончание
RunningCrossChasse
Бегущее кросс шассе
CurvedFeather
Изогнутое перо
CurvedFeatherfrom PP
Изогнутое перо из ПП
DoubleNaturalSpin
Двойной правый спин
Pivots to Right (Natural Pivots)
Пивоты ВП

Танго (Tango)
№
п/п

Английское название

Русское название

Фигуры класса «D»
1. Walk
Ход
2. ProgressiveSideStep
Поступательный боковой шаг
3. ProgressiveLink
Поступательное звено
4. Alternative Methods of Preceding Any
Альтернативные методы выхода в ПП
Promenade Figure
5. ClosedPromenade
Закрытый променад
6. OpenFinish
Открытое окончание
7. OpenPromenade
Открытый променад
8. Rock Turn (Natural Rock Turn)
Рок поворот (Правый рок поворот)
9. Open Reverse Turn,Lady Outside (Closed
Открытый левый поворот,дама – сбоку
Finish or Open Finish) (*)
(с закрытым или открытым окончанием)
10. Open Reverse Turn,Lady in Line (Closed
Открытый левый поворот,дама – в
Finish or Open Finish) (*)
линию (с закрытым или открытым
14

№
п/п
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.

Английское название

Русское название

окончанием)
Basic Reverse Turn,
Основной левый поворот,
rhythm “QQS QQS”
исполняемый в ритме «ББМ ББМ»
BackCorte
Кортэ назад
Progressive Side Step Reverse Turn
Левый поворот на поступательном
боковом шаге
RockBackon RF (*)
Рок назад на ПН
RockBackon LF (*)
Рок назад на ЛН
NaturalTwistTurn
Правый твист поворот
NaturalPromenadeTurn
Правый променадный поворот
Promenade Link,
Променадное звено, включая вариант
including Reverse Promenade Link
Променадное звено с поворотом влево
FourStep
Фор стэп
BackOpenPromenade
Открытый променад назад
OutsideSwivel
Наружный свивл
FallawayPromenade
Фоллэвэй променад
FourStepChange
Фор стэп перемена
Brush Тар
Браштэп
Five Step,
Файвстэп,
including Mini Fivestep
включая вариант Мини файвстэп
Whisk
Виск
BackWhisk
Виск назад
Фигуры класса «С»
FallawayFourStep
Фоллэвэй фор стэп
Basic Reverse Turn,rhythm “QQ& QQS”
Основной левый поворот, исполняемый
в ритме «ББи ББМ»
Chase
Чейс
Fallaway Reverse and Slip Pivot
Левый фоллэвэй и слип пивот
Open Natural Turn (Passing Natural Turn) Открытый правый поворот (Проходящий
правый поворот)
OpenTelemark
Открытый тэлемарк
OutsideSpin
Наружный спин
ReversePivot
Левый пивот
Pivots to Right (Natural Pivots)
Пивоты ВП

15

Венский вальс (VienneseWaltz)
№
п/п
1.
2.
3.
4.

5.
6.

Английское название

Русское название

Фигуры класса «Е»
NaturalTurn
Правый поворот
Фигуры класса «D»
ReverseTurn
Левый поворот
RF Forward Change Step (Forward
Перемена вперед из правого поворота в
Change Step – Natural to Reverse)
левый
LF Forward Change Step (Forward
Перемена вперед из левого поворота в
Change Step – Reverse to Natural)
правый
Фигуры класса «С»
RF Backward Change Step (Backward
Перемена назад из правого поворота в
Change Step – Natural to Reverse)
левый
LF Backward Change Step (Backward
Перемена назад из левого поворота в
Change Step – Reverse to Natural)
правый

Фокстрот (Foxtrot)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Английское название

Русское название

Фигуры класса «С»
Feather (FeatherStep)
Перо (Перо шаг)
ThreeStep
Тройной шаг
NaturalTurn
Правый поворот
ReverseTurn
Левый поворот
FeatherFinish
Перо окончание
ClosedImpetus (ImpetusTurn)
Закрытый импетус (Импетус поворот)
NaturalWeave
Правое плетение
ChangeofDirection
Смена направления
BasicWeave (Weave)
Основное плетение (Плетение)
ClosedTelemark (Telemark)
Закрытый тэлемарк (Тэлемарк)
OpenTelemark
Открытый тэлемарк
FeatherEnding
Перо из ПП
Open Natural Turn from PP (Passing
Открытый правый поворот из ПП
Natural Turn from PP)
(Проходящий правый поворот из ПП)
OutsideSwivel
Наружный свивл
TopSpin
Топ спин
HoverFeather
Ховер перо
HoverTelemark
Ховертэлемарк
NaturalTelemark
Правый тэлемарк
16

№
Английское название
п/п
19. HoverCross
20. Open Impetus (Open Impetus Turn)
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.

Weavefrom PP
ReverseWave
NaturalTwistTurn
CurvedFeather
BackFeather
Natural Zig-Zag from PP
Fallaway Reverse and Slip Pivot
NaturalHoverTelemark
Bounce Fallaway with Weave Ending
Quick Natural Weave from PP (Running
Weave)
QuickOpenReverse
ReversePivot
ExtendedReverseWave
CurvedThreeStep
CurvedFeatherfrom PP
Whisk
BackWhisk
DoubleReverseSpin
OutsideSpin
OutsideChange
ProgressiveChassetoRight
RunningFinish
OpenRunningFinish
HoverCorte
Pivots to Right (Natural Pivots)

Русское название
Ховер кросс
Открытый импетус (Открытый импетус
поворот)
Плетение из ПП
Левая волна
Правый твист поворот
Изогнутое перо
Перо назад
Правый зигзаг из ПП
Левый фоллэвэй и слип пивот
Правый ховертэлемарк
Баунсфоллэвэй с плетение-окончанием
Быстрое правое плетение из ПП
(Бегущее плетение)
Быстрый открытый левый
Левый пивот
Продолженная левая волна
Изогнутый тройной шаг
Изогнутое перо из ПП
Виск
Виск назад
Двойной левый спин
Наружный спин
Наружная перемена
Поступательное шассе вправо
Бегущее окончание
Открытое бегущее окончание
Ховеркортэ
Пивоты ВП

17

Квикстэп (Quickstep)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Английское название

Русское название

Фигуры класса «Е»
QuarterTurntoRight
Четвертной поворот вправо
Quarter Turn to Left (Heel Pivot)
Четвертной поворот влево (Каблучный
пивот)
NaturalTurn
Правый поворот
NaturalTurnwithHesitation
Правый поворот с хэзитэйшн
NaturalPivotTurn
Правый пивот поворот
NaturalSpinTurn
Правый спин поворот
ProgressiveChasse
Поступательное шассе
ChasseReverseTurn
Левый шассе поворот
Forward Lock (Forward Lock Step)
Лок вперед (Локстэп вперед)
Back Lock (Backward Lock Step)
Локстэп назад (Лок назад)
ProgressiveChassetoRight
Поступательное шассе вправо
TippleChassetoRight
Типпл шассе вправо
RunningFinish
Бегущее окончание
с окончанием в закрытой позиции
OutsideChange
Наружная перемена (см. Примечание 1)
CrossChasse
Кросс шассе
TippleChassetoLeft
Типпл шассе влево
Фигуры класса «D»
ClosedImpetus (ImpetusTurn)
Закрытый импетус (Импетус поворот)
ReversePivot
Левый пивот
DoubleReverseSpin
Двойной левый спин
QuickOpenReverse
Быстрый открытый левый
RunningRightTurn
Бегущий правый поворот
FourQuickRun
Четыре быстрых бегущих
V6 (*)
Ви 6
ClosedTelemark (Telemark)
Закрытый тэлемарк (Тэлемарк)
CrossSwivel
Кросс свивл
Zig-Zag,Back Lock and Running Finish
Зигзаг,лок назад и бегущее окончание
(*)
ChangeofDirection
Смена направления
Фигуры класса «С»
Fishtail
Фиштэйл
SixQuickRun
Шесть быстрых бегущих
RumbaCross
Румба кросс
TipsytoRight
Типси вправо
TipsytoLeft
Типси влево
18

№
п/п
33.
34.
35.
36.
37.
38.

Английское название
HoverCorte
RunningSpinTurn
OpenRunningFinish
OpenImpetusTurn
OpenTelemark
Open Natural Turn (Passing Natural Turn)

39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.

RunningCrossChasse
OutsideSpin
Fallaway Reverse and Slip Pivot
Whisk
BackWhisk
TurningLocktoRight
CurvedFeather
CurvedFeatherfrom PP
Pivots to Right (Natural Pivots)

Русское название
Ховеркортэ
Бегущий спин поворот
Открытое бегущее окончание
Открытый импетус поворот
Открытый тэлемарк
Открытый правый поворот
(Проходящий правый поворот)
Бегущее кросс шассе
Наружный спин
Левый фоллэвэй и слип пивот
Виск
Виск назад
Поворотный лок вправо
Изогнутое перо
Изогнутое перо из ПП
Пивоты ВП

Латиноамериканская программа
Самба (Samba)
№
п/п
1.

2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.

Английское название

Русское название

Фигуры класса «Е»
Basic Movements
Основные движения
– Natural
– с ПН
– Reverse
– с ЛН
– Side
– в сторону
– Progressive
– поступательное
– Outside
– наружное
Whisks (Samba Whisks) to Left or to
Виски (Самба виски) влево и вправо
Right
Whisks with Lady’s Underarm Turn
Виски с поворотом дамы под рукой
(Volta Spot Turn for Lady to Right or
(Вольта поворот дамы на месте вправо и
Left)
влево)
Samba Walks in PP (Promenade Samba
Самба ход в ПП (Променадный самба
Walks)
ход)
SideSambaWalk
Самба ход в сторону
StationarySambaWalks
Самба ход на месте
RhythmBounce
Ритмическое баунс движение
Travelling Volta to Right or Left in
Вольта в продвижении вправо и влево в
Closed Hold (SimpleVoltato Right or Left закрытой позиции (Простая вольта
19

№
п/п
9.

10.
11.

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Английское название

Русское название

in Close Hold)
вправо и влево в закрытой позиции)
Travelling BotaFogos (*)
Бота фого в продвижении
– Forward
– вперед
– Back
– назад
Criss Cross BotaFogos (Shadow
Крисс кросс бота фого (Теневые бота
BotaFogos) (*)
фого)
BotaFogos to Promenade and Counter
Бота фого в променад и контр променад
Promenade Position (Promenade
(Променаднаяботафого)
Botafogo)
Criss Cross (TravellingVoltasto Right or
Крисс кросс (Вольта в продвижении
Left)
вправо и влево)
SoloSpotVolta
Сольная вольта на месте
ReverseTurn
Левый поворот
Фигуры класса «D»
CortaJaca
Корта джака
ClosedRocks (*)
Закрытые роки
OpenRocks (*)
Открытые роки
BackRocks (BackwardRocks) (*)
Роки назад
Plait
Коса
RollingofftheArm
Раскручивание
ArgentineCrosses
Аргентинские кроссы
Maypole (ContinuousVoltaTurn to Right
Мэйпоул (Непрерывный вольта поворот
or Left)
вправо и влево)
ThreeStepTurn
Поворот на трёх шагах
Samba Locks (Samba Locks in Open CPP Самба локи (Самба локи в открытой
or in Open PP)
контр ПП и открытой ПП)
SambaSideChasses
Самба шассе в сторону
DroppedVolta
Дроппт вольта
Фигуры класса «С»
Foot Changes (Methods of Changing
Методы смены ног
Feet)
ShadowTravellingVolta
Вольта в продвижении в теневой
позиции
ShadowCircularVolta
Вольта по кругу в теневой позиции
CortaJaca in Shadow Position
Корта джака в теневой позиции
ContraBotaFogos (*)
Контра бота фого
Roundabout (CircularVoltasto Right or
Карусель (Вольта по кругу вправо и
Left)
влево)
NaturalRoll
Правый ролл
ReverseRoll
Левый ролл
20

№
Английское название
п/п
35. Promenade to Counter Promenade Runs
36. CruzadosWalksandLocks (*)
37. CariocaRuns

Русское название
Бег в променад и контр променад
Крузадо шаги и локи
Кариокаранз

Ча-ча-ча (Cha-Cha-Cha)
№
п/п
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Английское название

Русское название

Фигуры класса «Е»
Cha ChaCha Chasses and Alternatives:
Ча-ча-ча шассе и альтернативные
Chasse to side – to Right and to Left
движения:
Compact Chasse
Шассе в сторону – вправо и влево
RF and LF Forward Lock
Компактное шассе
LF and RF Backward Lock
Лок вперед с ПН и с ЛН
– Лок назад с ЛН и с ПН
BasicMovements (Closed,Open) (*)
Основные движения (в закрытой
позиции и в открытой позиции)
New York(Check from Open CPP and
Нью-Йорк (Чек из открытой контр ПП и
Open PP)
открытой ПП)
Spot Turn (Switch Turn) to Left or
Поворот на месте (Поворотto Right
переключатель) влево и вправо
Underarm Turn to Left or Right
Поворот под рукой влево и вправо
ShouldertoShoulder
Плечо к плечу
HandtoHand
Рука к руке
ThreeChaChaChas
Три ча-ча-ча
Side Steps (To Left or Right)
Шаги в сторону (влево и вправо)
ThereAndBack
Туда и обратно
Time Steps (*)
Тайм стэп
– as Side Basic
– как Основное движение в сторону
– with Cuban Cross (Latin Cross)
– с кубинским кроссом (латинским
кроссом)
Fan
Beep
Alemana
Алемана
HockeyStick
Хоккейная клюшка
NaturalTop
Правый волчок
NaturalOpeningOutMovement
Раскрытие вправо
Closed Hip Twist
Закрытый хип твист
вредакции [1-2]
OpenHipTwist
Открытый хип твист
в редакции [1-2],см. комментарии
21

№
Английское название
п/п
19. Cha ChaCha Chasses and Alternatives:
– Ronde Chasse
– Twist Chasse (Hip Twist Chasse)
– Slip Chasse (Slip-Close Chasse)

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

28.

29.
30.
31.

32.
33.
34.

35.

Русское название

Ча-ча-ча шассе и альтернативные
движения:
– Ронд шассе
– Твист шассе (Хип твист шассе)
– Слип шассе (Слип-клоус шассе)
Фигуры класса «D»
ReverseTop
Левый волчок
Opening Out From Reverse Top
Раскрытие из левого волчка
Aida
Аида
Spiral
Спираль
Curl
Локон
RopeSpinning
Роуп спиннинг
CrossBasic
Кросс бэйсик
CubanBreak
Кубинский брэйк
в любых вариантах,в том числе в виде
в любых вариантах,в том числе в виде
фигур (в редакции [2-1]):
фигур (в редакции [2-1]):
– Cuban Break in Open Position
– Кубинскийбрэйк в открытой
– Cuban Break in Open CPP
позиции
– Кубинскийбрэйк в открытой контр
ПП
SplitCubanBreak
Дробный кубинский брэйк
в любых вариантах,в том числе в виде
в любых вариантах,в том числе в виде
фигур (в редакции [2-1]):
фигур (в редакции [2-1]):
– Split Cuban Break in Open CPP
– Дробный кубинский брэйк в
открытой контр ПП
– Split Cuban Break From Open CPP
– Дробный кубинский брэйк из
and Open PP
открытой контр ПП и открытой ПП
Chase
Чейс
Opening Out to Right
Усложнённое раскрытие ВП
вредакции [2-2]
Advanced Hip Twist
Усложнённый хип твист
– Advanced Hip Twist вредакции [12] и
– CloseHipTwist в редакции [2-1]
TurkishTowel
Турецкое полотенце
Фигуры класса «С»
GuapachaTiming (“whappacha”)
Ритм «гуапача»
Cha ChaCha Chasses and Alternatives:
Ча-ча-ча шассе и альтернативные
– RunawayChasse
движения:
– Ранэвэй шассе (Бегущее шассе)
Hip Twist Spiral (Close Hip Twist Spiral)
Хип твист спираль (Закрытый хип твист
22

№
п/п

Английское название

36. Development of Hip Twist Spiral (Open
Hip Twist Spiral)
37.
38.
39.
40.
41.

Sweetheart
FollowMyLeader
Foot Changes (Methods of Changing Feet)
SyncopatedOpenHipTwist
ContinuousCircularHipTwist

Русское название
со спиральным окончанием)
Развитие фигуры Хип твист спираль
(Открытый хип твист со спиральным
окончанием)
Возлюбленная
Следуй за мной
Смены ног (Методы смены ног)
Синкопированный открытый хип твист
Непрерывный хип твист по кругу

Румба (Rumba)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Английское название

Русское название

Фигуры класса «D»
BasicMovements (Closed,Open) (*)
Основные движения (в закрытой
позиции и в открытой позиции)
AlternativeBasicMovements
Альтернативные основные движения
Cucarachas
Кукарача
New York(Check from Open CPP and
Нью-Йорк (Чек из открытой контр ПП
Open PP)
и открытой ПП)
Sport Turn (Switch Turn) to Left or Right
Поворот на месте (Поворотпереключатель) влево и вправо
Underarm Turn to Right or Left
Поворот под рукой вправо и влево
ShouldertoShoulder (*)
Плечо к плечу
HandtoHand
Рука к руке
Progressive Walks Forward or Back
Поступательные шаги вперед и назад
Side Steps to Left or Right
Шаги в сторону влево и вправо
в редакции [1-1]
Side Steps and Cucarachas
Шаги в сторону и кукарача
вредакции [2-2]
CubanRocks в ритме «2.3.4.1»
Кубинские роки в ритме «2.3.4.1»
Fan
Веер
Alemana
Алемана
HockeyStick
Хоккейная клюшка
NaturalTop
Правый волчок
Opening Out to Right and Left
Раскрытие вправо и влево
Natural Opening Out Movement (Natural
Раскрытие вправо
Opening Out to Right)
Closed Hip Twist вредакции [1-1]
Закрытый хип твист
23

№
п/п
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

35.
36.
37.
38.

Английское название

Русское название

OpenHipTwist
Открытый хип твист
ReverseTop
Левый волчок
Opening Out From Reverse Top
Раскрытие из левого волчка
Aida (Fallaway)
Аида (Фоллэвэй)
Spiral
Спираль
Curl
Локон
RopeSpinning
Роуп спиннинг
Fencing
Фэнсинг
Фигуры класса «С»
Progressive Walks Forward In Right
Поступательные шаги вперед в правой
Shadow Position (Kiki Walks) (*)
теневой позиции (Кики вокс)
SyncopatedCubanRocks
Синкопированные кубинские роки
SlidingDoors
Скользящие дверцы
ThreeThrees
Три тройки
ThreeAlemanas
Три алеманы
AdvancedOpeningOutMovement
Усложнённое раскрытие
Advanced Hip Twist
Усложнённый хип твист
– Advanced Hip Twist вредакции [11] и
– CloseHipTwist в редакции [2-1]
ContinuousHipTwist
Непрерывный хип твист
Circular Hip Twist (Continuous Circular
Хип твист по кругу (Непрерывный хип
Hip Twist)
твист по кругу)
RunawayAlemana
Ранэвей алемана (Бегущая алемана)
SyncopatedOpenHipTwist
Синкопированный открытый хип твист

Пасодобль (PasoDoble)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Английское название

Русское название

Фигуры класса «С»
Appel
Аппэль
SyncopatedAppel
Синкопированный аппэль
SurPlace
На месте
BasicMovement
Основное движение
Chasses to Right or Left (including
Шассе вправо и влево (с подъемом и
Elevations)
без подъема)
Drag
Дрэг
Deplacement (alsoAttack)
Перемещение (включая Атаку)
PromenadeLink
Променадное звено
24

№
п/п
9.
10.
11.
12.
13.
14.

15.

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.

Английское название
PromenadeClose
Promenade
Ecart (FallawayWhisk)
Separation
Separation with Lady’s Caping Walks
вредакции [1-3]
Separation with Lady’s Caping Walks to
Fallaway Whisk
в редакции [2-2]
Separation with Fallaway Ending
(Separation to Fallaway Whisk)
в редакции [2-2]
Fallaway Ending to Separation
вредакции [1-3]
Huit
Sixteen
PromenadetoCounterPromenade
GrandCircle
OpenTelemark
LaPasse
Banderillas
TwistTurn
FallawayReverseTurn (*)
CoupdePique
LeftFootVariation
SpanishLines (*)
FlamencoTaps
SyncopatedSeparation
TravellingSpinsfrom PP
TravellingSpinsfrom CPP
Fregolina (alsoFarol) (*)
Twists
ChasseCape
MethodsofChangingFeet
AlternativeEntriesto PP

Русское название
Променадная приставка
Променад
Экар (Фоллэвэйвиск)
Разъединение
Разъединение с обходом дамы вокруг
мужчины (движение типа «плащ»)
Разъединение с обходом дамы вокруг
мужчины (движение типа «плащ») в
Фоллэвэйвиск
Разъединение с фоллэвэй-окончанием
(Разъединение в фоллэвэйвиск)
Фоллэвей-окончание к разъединению
Восемь
Шестнадцать
Променад в контр променад
Большой круг
Открытый тэлемарк
Ла пасс
Бандерильи
Твист поворот
Левый фоллэвэй поворот
Удар пикой
Вариация с левой ноги
Испанские линии
Дроби фламенко
Синкопированное разъединение
Вращения в продвижении из ПП
Вращения в продвижении из контр ПП
Фрэголина (включая Фарол)
Твисты
Шассе плащ
Методы смены ног
Альтернативные методы выхода в ПП

25

Джайв (Jive)
№
п/п

Английское название

Русское название
Фигуры класса «E»

1.
2.

BasicinPlace
Fallaway Rock (Basic in Fallaway)

3.

Fallaway Throwaway

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

18.
19.

20.

Основное движение на месте
Фоллэвэй рок (Основное движение из позиции
фоллэвэй)
Фоллэвэйтроуэвэй

– Fallaway Throwaway и
Overturned Fallaway Throwaway
вредакции [1-5] и
– FallawayThrowaway в
редакции [2-1]
Link
Звено
DoubleLink
Двойное звено
Change of Places Right to Left (*)
Смена мест справа налево
Change of Places Left to Right (*)
Смена мест слева направо
Change of Hands Behind Back
Смена рук за спиной
Hip Bump (Left Shoulder Shove)
Удар бедром (Толчок левым плечом)
(*)
AmericanSpin
Американский спин
StopandGo
Стоп энд гоу
Whip
Хлыст
Double Whip (Double Cross Whip)
Двойной хлыст (Двойной кросс хлыст)
WhipThrowaway (*)
Хлыст троуэвэй
DoubleWhipThrowaway
Двойной хлыст троуэвэй
ToeHillSwivels (*)
Тоу хил свивлз (Носок – каблук свивлы)
Фигуры класса «D»
Alternatives to 1.2 of Link (Ball
Альтернативные методы исполнения шагов 1-2
Change – with Flick or Hesitation)
фигуры Звено (Болл чеиндж – с Фликом или
Хэзитэйшн)
AdvancedLink (Break)
Усложненное звено (Брэйк)
Overturned Fallaway Throwaway
Перекрученный фоллэвэйтроуэвэй
– Development of Overturned
Fallaway Throwaway вредакции
[1-5] и
– FallawayThrowaway в
редакции[2-1]
Overturned Change of Places Left to Перекрученная смена мест слева направо
Right (*)
26

№
Английское название
п/п
21. Walks (Promenade Walks (Slow
and Quick))
22. Mooch
23. ReverseWhip
24. Windmill
25. SpanishArms
26. RollingofftheArm
27. SimpleSpin
28. MiamiSpecial
29. CurlyWhip
30. ChickenWalks
31. Stalking Walks,Flicks and Break
(Flicks Into Break)
32.
33.
34.
33.

Русское название

Шаги (Променадный ход (медленный и
быстрый))
Муч
Левый хлыст
Ветряная мельница
Испанские руки
Раскручивание
Простой спин
Майами спешиал
Кёливип
Шаги цыпленка
Крадущиеся шаги,флики и брэйк (Флики в
брэйк)
Фигуры класса «С»
Change of Places Right to Left with Смена мест справа налево с двойным поворотом
Double Spin (*)
ShoulderSpin
Шоулдер спин
Chugging
Чаггин
Catapult
Катапульта

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
4.1. Основные средства и методы занятия
В процессе обучения и воспитания используются различные формы и методы
построения занятий, в зависимости от способностей детей и задач
конкретного занятия:
• Теоретические (рассказ, беседа, объяснение).
• Игровые (создание ситуаций успеха для каждого ребенка).
• Визуальные (показ, видео, фотоиллюстрации).
• Практические (упражнения, тренаж, основы танцевальных
движений).
Формы организации занятий:
В
процессе
обучения
танцам
необходимо
использовать
индивидуальную форму занятий, которая применяется в основном для
постановки танцевальных композиций в паре, исправления индивидуальных
ошибок. Учитывая способности и особенности каждого ребенка,
применяется индивидуализировано-групповая форма работы, когда педагог
уделяет внимание нескольким ученикам (как правило, отстающим) в то
27

время, когда другие работают самостоятельно. Одной из форм развития
творческих способностей учащихся являются творческие задания на учебном
занятии и на дом: придумать движение или упражнение, придумать и
исполнить свой танец на заданную тему.
Воспитание творческой личности проводится с использованием
активных инновационных форм обучения:
• Занятия – «работа над ошибками».
Используются следующие педагогические технологии:
• Технологии сотрудничества
• Развивающего обучения
• Индивидуализации обучения
• Уровневой дифференциации
• Личностно-ориентированные
• Игровые технологии
• Информационные, в т.ч. компьютерные
Структура занятий.
В основном занятия имеют комбинированную структуру, сочетая
ознакомление с новым материалом, закрепление и совершенствование ранее
изученных движений и вариаций. После определенного этапа изучения,
проводятся занятия повторения, на которых исполняются все вариации
танцев по несколько раз. Главным этапом структуры каждого занятия
является общий поклон в начале и в конце занятия. Перед изучением нового
материала необходимым является проведение разминки, которая включает в
себя специальные упражнения или отработку основного движения, или
повторение вариаций танцев.
Методы работы.
1. Показ и объяснение техники исполнения движений, связок и
вариаций.
2. Совместное исполнение движений и вариаций поэтапно. Сначала
исполнение отдельных элементов, исполнение целого движения медленно, в
темпе, затем под медленную музыку и под музыку в конкурсном темпе.
3. Разбор общих и индивидуальных ошибок. Индивидуальное
объяснение отдельным ученикам.
4. Игра. На начальном этапе обучения наиболее эффективны занятия с
использованием игр. Это могут быть шуточные задания и упражнения на
ритмике, ролевые игры в процессе изучения детских танцев, танцевальные
игры «Разрешите пригласить», «Найди себе пару» и другие, используемые
для закрепления конкретных движений и правил взаимодействия в паре и
коллективе.
28

5. Беседа. В разделах «история развития танца», «музыкальная
грамота» широко используется беседа. Хорошо организованная,
эмоциональная беседа о танцах и музыке с активным участием детей дает
стимул для изучения и совершенствования своего танца. Беседа используется
практически в каждой теме занятий. Она позволяет настроить детей на
работу, помогает понять смысл того или иного движения или танца,
позволяет освоить не только практические, но и теоретические знания по
танцам.
Беседа в первую очередь имеет воспитательную направленность. Она
помогает привлечь детей к оценке поступков, сформировать навыки
культурного поведения, нравственности, научить взаимодействию с
педагогом, между членами коллектива, в паре, отношениям и правилам
поведения между мальчиками и девочками.
В процессе тематических бесед эффективным является использование
видеоматериала о современных бальных танцах, конкурсах международного
уровня, профессионалах бального танца.
Беседа в процессе занятий включает в себя также обсуждение
увиденного на конкурсе, разбор выступления каждого участника и пары,
выводы, работу над ошибками.
6. Привлечение детей к показу движений. Исполнение движения,
связки движений теми детьми, у которых это получается лучше. Данный
метод стимулирует учащихся сделать движение так же, как его товарищ, и
лучше.
7. При индивидуальной и групповой форме работы возможно
использовать помощь учащихся в обучении тех детей, у которых движение
не получается, по принципу «получилось у самого – объясни товарищу,
помоги ему».
8. Творческое задание на занятии: кто выразительней и правильней
сделает движение или станцует вариацию. Здесь можно использовать
исполнение танцев по одному или по одной паре и привлекать учащихся к
оценке исполнения и выявления ошибок. Данный метод очень эффективен.
Дети учатся замечать ошибки в исполнении своих товарищей, запоминать и
не допускать их в своем танце.
4.2. Условия реализации Программы
Для успешной реализации данной программы необходимо
использовать материально-техническое обеспечение и информационные
ресурсы в виде фоно-и видео-медиатеки, тематической литературы,
методических разработок занятий, а также:
29

• аудио материалы с фонограммами;
• DVD-материалы с записями соревнований, сборов;
• DVD-материалы и видео материалы с записями
спортсменов и чемпионов разного уровня соревнований.
Материально-техническое обеспечение:
• музыкальный центр;
• тренировочная форма.

известных

30

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алекс Мур. Пересмотренная техника европейских танцев. С-П.,2013.
2. Ваганова А. Основы классического танца. Л., Искусство, 2000.
3. Гай Говард .Техника европейских танцев. Артис, 2003.
4. Константинова А. Игровой стрейчинг. С-П., 2004.
5. «Современный бальный танец». Учебник под ред. Стриганова В.,
Уральской В., М., 1978.
6. Уолтер Лэрд. Техника латиноамериканских танцев. Артис, 2013.
7. Хуторской А. Развитие одаренности школьников: методика
продуктивности обучения. М., Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,
2000.
8. Letter Service. Лондон-С-П.
9. Официальный сайт Всероссийской федерации танцевального спорта
и акробатического рок-н-ролла http://vftsarr.ru/ .
10. Официальный сайт Региональной общественной спортивной
организации «Союз Танцевального Спорта Республики Бурятия»
http://stsbur.ru

31


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».