ОГЛАВЛЕНИЕ: I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА -------------------------------------------------- 3 1.1. Основные характеристики Программы ---------------------------------------- 3 1.2. Актуальность Программы -------------------------------------------------------- 4 1.3. Отличительные особенности Программы -------------------------------------- 4 1.4. Педагогическая целесообразность ---------------------------------------------- 4 1.5. Цель и задачи Программы -------------------------------------------------------- 4 1.6. Адресат Программы --------------------------------------------------------------- 6 1.7. Объем Программы ----------------------------------------------------------------- 6 1.8. Планируемые результаты --------------------------------------------------------- 7 1.9. Организационно-педагогические условия и формы аттестации ---------- 8 II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН-------------------------------------------------------------------- 8 2.1. Учебный план ----------------------------------------------------------------------- 8 2.2. Учебно-тематический план ------------------------------------------------------ 8 2.3. Календарный учебный график -------------------------------------------------- 8 III. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА (предметный материал)---------------------------------------------------------------- 12 IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ---------------------- 25 4.1. Основные средства и методы тренировки ------------------------------------- 25 4.2. Условия реализации Программы ----------------------------------------------- 27 V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ -------------------------------------------------------- 28 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Основные характеристики программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному танцу танцевально - спортивного клуба «ВДОХНОВЕНИЕ» (индивидуальные занятия) (далее – Программа) разработана на основе: • Конвенции о правах ребёнка; • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта 2022 года №678-р; • Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27 октября 2020 года) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; • Приказа Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки России от 18.11.2015 года № 09-3242; • Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных технологий при реализации образовательных программ»; • Устава МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ; • Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ. Образовательная деятельность направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей детей в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья детей; выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; подготовку спортивного резерва, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов; формирование 3 общей культуры обучающихся; социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; профессиональную ориентацию обучающихся. Направленность (профиль) образования по содержанию является – физкультурно-спортивной, Данная программа индивидуальных занятий разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Танцевально-Спортивного клуба « Вдохновение», имеет физкультурноспортивную направленность. Актуальность программы вызвана необходимостью овладения обучающимися теми требованиями и правилами, которые предъявляются Союзом танцевального спорта России для участия в соревнованиях E, Д, С класса. Программа направлена на развитие в детях творческого начала, исполнительского искусства, опыта соревновательной деятельности. 1.2 Актуальность программы Организация индивидуального развития обучающихся, которая предусматривает формирование творческих начал воспитанников, их способностей к самооценке, саморазвитию, самоконтролю. Программа построена на основе принципа концентризма, что позволяет при переходе от одного класса в другой, постепенно оттачивать свое мастерство, исполнять фигуры на более высоком уровне. Цель программы: создание условий для формирования исполнительской культуры в области спортивного танца, развитие мотивации подрастающего поколения к ведению здорового образа жизни и регулярным занятиям физической культурой и спортом; Задачи: Обучающие: 1. Приобщить к миру танцев, познакомить с различными направлениями, историей и географией танцев; 2. научить танцевальным основам: держание осанки, позиции рук и ног, направления движений, точность выполнения каждого движения, музыкальность; 3. научить ребенка технике исполнения движений в каждом танце, определенным приемам исполнения, связкам движений; 4. научить работать самостоятельно, давая возможность придумывать и составлять свои танцевальные композиции; 5. закрепить дальнейшее развитие танцевальных навыков, знаний и умений. 4 Развивающие: 1. Развить музыкальный слух, умение ощущать и чувствовать музыкальный ритм, координацию, зрительную и музыкальную память; 2. развить воображение, артистизм с помощью усовершенствования навыков импровизации под музыку, самостоятельного составления вариаций танцевальных фигур по танцам; 3. привить умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром; 4. формировать эстетический вкус; критичность и самокритичность, умение оценивать и анализировать увиденное и услышанное; 5. привить культуру общения в паре, в танце, с окружающим миром; умение вести себя в обществе и на танцевальной площадке, основы танцевального этикета. Воспитательные: 1. воспитать чувство коллективизма посредством участия в массовых танцах (концертная деятельность, ансамбль); 2. воспитать и пробудить в каждом спортсмене самостоятельную, творчески мыслящую личность, самоуважение и уверенность в себе; 3. воспитать силу воли, спортивный характер, чувство ответственности, умение преодолевать трудности; 4. воспитать трудолюбие и самодисциплину. Валеологические: 1. Формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, укрепить здоровье обучающихся; 2. воспитать физические качества у спортсменов (гибкость, ловкость, выносливость, координационные возможности, скоростные способности). 3. укрепить дыхательную и сердечно – сосудистую систему организма, на фоне общефизической подготовки. 4. тренировать вестибулярный аппарат, формировать правильную осанку. Содержание программы выстроено по кольцеобразной схеме по годам обучения: в каждом последующем году совершенствуются знания, умения и навыки предыдущего. 1.3. Адресат Программы Данная программа адресована обучающимся в возрасте от 11-16 лет включительно. 5 Примерные сенситивные (чувствительные) периоды развития морфофункциональных показателей и физических качеств 11-16 лет Таблица 1 Морфофункциональные показатели и физические качества Длина тела Мышечная масса Быстрота Скоростно-силовые качества Сила 11 + + 12 13 14 15 + + + + + + + + + + + + + + Выносливость (аэробные возможности) Анаэробные возможности (гликолитические) Гибкость Равновесие Координационные способности + + + + + + 16 + + + + + + + 1.4. Объем Программы Срок реализации данной Программы 1 год Режим занятий: необходимое количество и периодичность занятий для реализации системной образовательной деятельности один - два раза в неделю по 1-2 часа с промежутком между занятиями в один-два дня. Обязательно предусматривается 15 минутный перерыв после каждого 45 минутного занятия. Формы учебных занятий: индивидуальные и мелкогрупповые тренировочные занятия занятия-тренинги в малых группах, дистанционное обучение Средства обучения: технические средства (танцевальные сайты dancetoday, grazia_ekb, dancesport, instagram, VK, ballroovm, dancesport танцевальные образовательные видеоуроки у ведущих спортсменов России); 1.5. Планируемые результаты Планируемые результаты по итогам реализации образовательной программы должен полностью удовлетворять как учащегося, так и педагога. Перечень знаний и умений, которыми должны владеть учащиеся 11-13 лет после окончания обучения: 6 Будут знать: 1. Основные шаги танцев: М.в; Т; В.в; Квик.; С; Чв.; Чв.; Р; дж. 2. Историю развития танцев; 3. Отличие европейской и латиноамериканской программ. Будут уметь: 1. Самостоятельно исполнять изученные комбинации; 2. Ориентировать связки в разные стороны и в разных направлениях; 3. Исполнять программные композиции; 4. Владеть основами поступательных и вращательных движений. Будет развито: 1. Пластичность и гибкость; 2. Координация движений; 3. Осанка. Будет воспитанно: 1. Корректное поведение на паркете и в зрительном зале; 2. Навык концентрации внимания; 3. Умение ориентироваться в пространстве; 4. Раскрепощенность при выступлении на соревнованиях. Перечень знаний и умений, которыми должны владеть учащиеся9 1415 лет и 16 лет) после окончания обучения: Будет знать: 1. Основные шаги, фигуры 10-ти танцев: М.в; Т; В.в; Фокстрот; Квик.; С; Чв.; Р; Пасодобль; дж. 2. Музыкальный размер, количество тактов, темп музыки изуч. танцев; 3. Понятия и принципы импровизации. Будет уметь: 1. Владеть всеми видами вращения в паре и по одному; 2. Танцевать в паре в контакте; 3. Самостоятельно варьировать связки на основе изученного материала; 4. Ориентироваться в танцевальные и музыкальные направления. Будет развито: 1. Эстетический вкус; 2. Образное мышление; 3. Умение работать с музыкальным материалом. Будет воспитанно: 1. Трудолюбие и выносливость; 7 2. Интерес к театральному, музыкальному и хореографическому искусству; 3. Стремление к постоянному повышению общего культурного уровня. 1.6. Организационно-педагогические условия и формы аттестации Для отслеживания динамики освоения данной дополнительной общеобразовательной программы и анализа результатов образовательной деятельности разработан педагогический мониторинг. Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и включает первичную диагностику, а также промежуточную и итоговую аттестацию. Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года (сентябрь) для определения уровня подготовки обучающихся и впервые поступивших учеников. Форма проведения – собеседование. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия. Направлен на закрепление теоретического и практического материала по изучаемой теме. Позволяет выявить уровень имеющихся знаний и на их основе строить дальнейшее изучение материала. Форма контроля: опрос, беседа, обсуждение с детьми правильности исполнения и демонстрация изученных движений. Промежуточный контроль (промежуточная диагностика) проводится один раз в год (декабрь) на открытом занятии, осуществление совместной продуктивной деятельности обучающегося и педагога. Формы контроля: контрольные занятия; открытые занятия для родителей и педагогов; участие в концертах, конкурсах, фестивалях. Рубежная диагностика проводится в конце обучения, итогом является: демонстрация достижений обучающихся их родителям в форме соревнований. Формы рубежной диагностики: соревнования. Критериями оценки освоения программы являются: соответствие уровня теоретических знаний обучающихся программным требованиям; соответствие практической деятельности программным требованиям; самостоятельность работы; осмысленность действий; уровень творческой активности учащегося: количество участия в концертах, праздничных мероприятиях, конкурсах, др. 8 уровень творческой активности обучающегося: количество реализованных проектов, выполненных самостоятельно на основе изученного материала. Оценка результатов работы каждого обучающегося в конце учебного года производится также в соответствии с таблицей критериев уровня освоения программного материала. Критерии уровня освоения программного материала: Низкий уровень Учебный материал усваивается бессистемно. Обучающейся овладел менее ½ объема теоретических знаний и практических умений, навыков, предусмотренных программой. Работоспособность крайне низкая. Есть недостатки также в личностных качествах: ребёнок эмоционально неустойчив, проявляет недоверие к окружающим, боится общения. Часто наблюдаются негативные реакции на просьбы взрослых, капризы. Средний уровень Ребёнок овладел не менее 1/2объематеоретических знаний и практических умений, навыков, предусмотренных программой. Личностные качества соответствуют «средним», «нормальным»: у ребёнка преобладает эмоционально-положительное настроение, приветлив с окружающими, проявляет активный интерес к словам и действиям сверстников и взрослых. Высокий уровень Обучающейся показывает высокий уровень знаний теоретического материала, овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными программой. Осваивает задания повышенной трудности. Проявляет активный интерес к творчеству. Личностные характеристики соответствуют нормам поведения детей данного возраста: ребёнок сохраняет жизнерадостное настроение, проявляет активность. Формы контроля и подведения итогов: открытые занятия, контрольные занятия, семинары-практикумы, показательные выступления, соревнования, турниры. Присвоение разрядов и классов Разряды и классы спортсменам присваиваются за участие и выполнение нормативов в официальных соревнованиях РБ, ДФО 9 II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Таблица 2 № п/п СОДЕРЖАНИЕ 3-4-5 й г.о. 1 Теоретические занятия 10 10 2 Практические занятия 98 134 Педагогические наблюдения, опрос, тестирование Педагогические наблюдения, опрос, тестирование 108 144 3 4 Форма контроля ВСЕГО ЧАСОВ 3-4-5-6 й год обучения Таблица 3 № Наименование разделов и тем 1. Введение 1.1. Техника безопасности 2. Спортивные танцы 2.1 Европейская программа: Всего часов 1 Теоретические занятия Практические занятия Форма контроля Опрос 1 107 54 5 49 Пед.наб., Опрос, Зачет Пед.наб., Опрос, Зачет Медленный вальс Танго Венский вальс Квикстеп 2.2. Латиноамериканская программа: 53 4 49 Самба ЧаЧаЧа Румба Джайв ИТОГО: 108 10 98 10 3-4-5-6 й год обучения № 1. 1.1. 2. 2.1. 1 2 3 4 5 2.2. 1 2 3 4 5 Наименование разделов и тем Вводное занятия Техника безопасности Спортивны танцы Европейская программа Медленный вальс Танго Венский вальс Медленный фокстрот Квикстеп Латиноамериканская программа Самба ЧаЧаЧа Румба Пассадобль Джайв ИТОГО: Всего часов 1 Теоретические занятия Практические занятия Таблица 4 Форма контроля Опрос 1 143 72 71 144 4 68 5 66 10 134 III. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Календарный учебный график Таблица 5 № п\п 4 Время проведенных занятий 1ч 2ч 1ч 2ч 1ч 2ч 1ч 5 6 1 2 3 7 8 9 Месяц число Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Беседа 3 1;2.1 Беседа, тренировка Беседа, тренировка Тренировка 3 2.2 3 2.1 2 2.2 2ч Тренировка 1 2.1 1ч 2ч 1ч 2ч 1ч 2ч 1ч 2ч 1ч Беседа, тренировка тренировка 3 2.2 3 2.1 Тренировка 3 2.2 Тренировка 3 2.2 Тренировка 2 2.2 Место проведения Форма контроля Каб 30 ГДДЮТ Каб 30 ГДДЮТ Каб 30 ГДДЮТ Каб 30 ГДДЮТ Каб 30 ГДДЮТ Каб 30 ГДДЮТ Каб 30 ГДДЮТ Каб 30 ГДДЮТ Каб 30 ГДДЮТ Каб 30 Опрос Пед. наблюдение Пед. наблюдение Пед. наблюдение Диагностика Пед. наблюдение Пед. наблюдение Пед. наблюдение Пед. наблюдение Пед. наблюдение Пед. наблюдение 11 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 2ч 1ч 2ч 1ч 2ч Тренировка 3 2.1 Беседа тренировка 3 2.2 1ч 2ч 1ч 2ч Беседа, тренировка Тренировка 3 2.1 2 2.2 1ч 2ч 1ч 2ч 1ч 2ч 1ч 2ч 1ч 2ч 1ч 2 1ч 2ч 1ч 2ч 1ч 2ч 1ч 2ч 1ч 2ч 1ч 2ч 1ч 2ч 1ч 2ч 1ч 2ч 2ч Тренировка 3 2.1 Тренировка 3 2.2 Тренировка 3 2.1 Тренировка 3 2.2 Тренировка 3 2.2 Тренировка 3 2.1 Тренировка 3 2.2 Тренировка 2 2.1 Тренировка 3 2.2 Тренировка 3 2.1 Тренировка 3 2.2 Тренировка 3 2.2 Тренировка 2 2.1 Тренировка 3 2.2 Тренировка 3 2.1 Тренировка 1 2.2 1ч 2ч 1ч 2ч 1ч 2ч 1ч 2ч 1ч 2ч 1ч 2ч 1ч 2ч 1ч 2ч Тренировка 3 2.1 Тренировка 3 2.2 Тренировка 3 2.1 Тренировка 3 2.2 Тренировка 3 2.2 Тренировка 3 2.1 Тренировка 3 2.2 Тренировка 3 2.1 ГДДЮТ Каб 30 ГДДЮТ Каб 30 ГДДЮТ Каб 30 ГДДЮТ Каб 30 ГДДЮТ Каб 30 ГДДЮТ Каб 30 ГДДЮТ Каб 30 ГДДЮТ Каб 30 ГДДЮТ Каб 30 ГДДЮТ Каб 30 ГДДЮТ Каб 30 ГДДЮТ Каб 30 ГДДЮТ Каб 30 ГДДЮТ Каб 30 ГДДЮТ Каб 30 ГДДЮТ Каб 30 ГДДЮТ Каб 30 ГДДЮТ Каб 30 ГДДЮТ Каб 30 ГДДЮТ Каб 30 ГДДЮТ Каб 30 ГДДЮТ Каб 30 ГДДЮТ Каб 30 ГДДЮТ Каб 30 ГДДЮТ Каб 30 ГДДЮТ Каб 30 ГДДЮТ Каб 30 ГДДЮТ Каб 30 ГДДЮТ Пед. наблюдение Опрос Пед. наблюдение с Пед. наблюдение Пед. наблюдение Пед. наблюдение опрос Пед. наблюдение Зачет диагностика Зачет диагностика Пед. наблюдение Пед. наблюдение Пед. наблюдение опрос Пед. наблюдение опрос Пед. наблюдение Пед. наблюдение опрос Пед. наблюдение Пед. наблюдение Пед. наблюдение Пед. наблюдение опрос Пед. наблюдение Пед. наблюдение опрос Пед. наблюдение Пед. наблюдение опрос Пед. наблюдение Пед. наблюдение Пед. наблюдение опрос Пед. наблюдение Пед. наблюдение Пед. наблюдение диагностика 108 час. 12 IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Европейская программа Медленный вальс (Waltz) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. Английское название Русское название Фигуры класса «Е» Closed Changes Закрытые перемены – Закрытая перемена с ПН (из правого – RF Closed Change (Natural to Reverse) поворота в левый) – Закрытая перемена с ЛН (из левого – LF Closed Change (Reverse to Natural) поворота в правый) NaturalTurn Правый поворот ReverseTurn Левый поворот NaturalSpinTurn Правый спин поворот Whisk Виск Chassefrom PP Шассе из ПП HesitationChange Перемена хэзитэйшн OutsideChange Наружная перемена ReverseCorte Левое кортэ BackWhisk Виск назад Back Lock (Backward Lock Step) Лок назад (Локстэп назад) ProgressiveChassetoRight Поступательное шассе вправо ProgressiveChasse Поступательное шассе (Описание фигуры см. в танце квикстеп) Фигуры класса «D» ClosedImpetus (ImpetusTurn) Закрытый импетус (Импетус поворот ) Basic Weave (Weave in Waltz Time) Основное плетение (Плетение в ритмевальса) DoubleReverseSpin Двойной левый спин DragHesitation Дрэгхэзитэйшн ReversePivot Левый пивот Weavefrom PP Плетение из ПП ClosedTelemark (Telemark) Закрытый тэлемарк (Тэлемарк) OpenTelemark Открытый тэлемарк CrossHesitation Кросс хэзитэйшн Wing Крыло Open Impetus (Open Impetus Turn) Открытый импетус (Открытый импетус поворот) OutsideSpin Наружный спин Turning Lock (Turning Lock to Left) Поворотный лок (Поворотный лок 13 № п/п 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. Английское название Русское название влево) TurningLocktoRight Поворотный лок вправо ClosedWing Закрытое крыло Фигуры класса «С» Fallaway Reverse and Slip Pivot Левый фоллэвэй и слип пивот HoverCorte Ховеркортэ FallawayWhisk Фоллэвэйвиск FallawayNaturalTurn Фоллэвэй правый поворот RunningSpinTurn Бегущий спин поворот QuickNaturalSpinTurn Быстрый правый спин поворот Open Natural Turn (Passing Natural Turn) Открытый правый поворот (Проходящий правый поворот) Quick Natural Weave from PP (Running Быстрое правое плетение из ПП Weave) (Бегущее плетение) RunningFinish Бегущее окончание OpenRunningFinish Открытое бегущее окончание RunningCrossChasse Бегущее кросс шассе CurvedFeather Изогнутое перо CurvedFeatherfrom PP Изогнутое перо из ПП DoubleNaturalSpin Двойной правый спин Pivots to Right (Natural Pivots) Пивоты ВП Танго (Tango) № п/п Английское название Русское название Фигуры класса «D» 1. Walk Ход 2. ProgressiveSideStep Поступательный боковой шаг 3. ProgressiveLink Поступательное звено 4. Alternative Methods of Preceding Any Альтернативные методы выхода в ПП Promenade Figure 5. ClosedPromenade Закрытый променад 6. OpenFinish Открытое окончание 7. OpenPromenade Открытый променад 8. Rock Turn (Natural Rock Turn) Рок поворот (Правый рок поворот) 9. Open Reverse Turn,Lady Outside (Closed Открытый левый поворот,дама – сбоку Finish or Open Finish) (*) (с закрытым или открытым окончанием) 10. Open Reverse Turn,Lady in Line (Closed Открытый левый поворот,дама – в Finish or Open Finish) (*) линию (с закрытым или открытым 14 № п/п 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. Английское название Русское название окончанием) Basic Reverse Turn, Основной левый поворот, rhythm “QQS QQS” исполняемый в ритме «ББМ ББМ» BackCorte Кортэ назад Progressive Side Step Reverse Turn Левый поворот на поступательном боковом шаге RockBackon RF (*) Рок назад на ПН RockBackon LF (*) Рок назад на ЛН NaturalTwistTurn Правый твист поворот NaturalPromenadeTurn Правый променадный поворот Promenade Link, Променадное звено, включая вариант including Reverse Promenade Link Променадное звено с поворотом влево FourStep Фор стэп BackOpenPromenade Открытый променад назад OutsideSwivel Наружный свивл FallawayPromenade Фоллэвэй променад FourStepChange Фор стэп перемена Brush Тар Браштэп Five Step, Файвстэп, including Mini Fivestep включая вариант Мини файвстэп Whisk Виск BackWhisk Виск назад Фигуры класса «С» FallawayFourStep Фоллэвэй фор стэп Basic Reverse Turn,rhythm “QQ& QQS” Основной левый поворот, исполняемый в ритме «ББи ББМ» Chase Чейс Fallaway Reverse and Slip Pivot Левый фоллэвэй и слип пивот Open Natural Turn (Passing Natural Turn) Открытый правый поворот (Проходящий правый поворот) OpenTelemark Открытый тэлемарк OutsideSpin Наружный спин ReversePivot Левый пивот Pivots to Right (Natural Pivots) Пивоты ВП 15 Венский вальс (VienneseWaltz) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Английское название Русское название Фигуры класса «Е» NaturalTurn Правый поворот Фигуры класса «D» ReverseTurn Левый поворот RF Forward Change Step (Forward Перемена вперед из правого поворота в Change Step – Natural to Reverse) левый LF Forward Change Step (Forward Перемена вперед из левого поворота в Change Step – Reverse to Natural) правый Фигуры класса «С» RF Backward Change Step (Backward Перемена назад из правого поворота в Change Step – Natural to Reverse) левый LF Backward Change Step (Backward Перемена назад из левого поворота в Change Step – Reverse to Natural) правый Фокстрот (Foxtrot) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Английское название Русское название Фигуры класса «С» Feather (FeatherStep) Перо (Перо шаг) ThreeStep Тройной шаг NaturalTurn Правый поворот ReverseTurn Левый поворот FeatherFinish Перо окончание ClosedImpetus (ImpetusTurn) Закрытый импетус (Импетус поворот) NaturalWeave Правое плетение ChangeofDirection Смена направления BasicWeave (Weave) Основное плетение (Плетение) ClosedTelemark (Telemark) Закрытый тэлемарк (Тэлемарк) OpenTelemark Открытый тэлемарк FeatherEnding Перо из ПП Open Natural Turn from PP (Passing Открытый правый поворот из ПП Natural Turn from PP) (Проходящий правый поворот из ПП) OutsideSwivel Наружный свивл TopSpin Топ спин HoverFeather Ховер перо HoverTelemark Ховертэлемарк NaturalTelemark Правый тэлемарк 16 № Английское название п/п 19. HoverCross 20. Open Impetus (Open Impetus Turn) 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. Weavefrom PP ReverseWave NaturalTwistTurn CurvedFeather BackFeather Natural Zig-Zag from PP Fallaway Reverse and Slip Pivot NaturalHoverTelemark Bounce Fallaway with Weave Ending Quick Natural Weave from PP (Running Weave) QuickOpenReverse ReversePivot ExtendedReverseWave CurvedThreeStep CurvedFeatherfrom PP Whisk BackWhisk DoubleReverseSpin OutsideSpin OutsideChange ProgressiveChassetoRight RunningFinish OpenRunningFinish HoverCorte Pivots to Right (Natural Pivots) Русское название Ховер кросс Открытый импетус (Открытый импетус поворот) Плетение из ПП Левая волна Правый твист поворот Изогнутое перо Перо назад Правый зигзаг из ПП Левый фоллэвэй и слип пивот Правый ховертэлемарк Баунсфоллэвэй с плетение-окончанием Быстрое правое плетение из ПП (Бегущее плетение) Быстрый открытый левый Левый пивот Продолженная левая волна Изогнутый тройной шаг Изогнутое перо из ПП Виск Виск назад Двойной левый спин Наружный спин Наружная перемена Поступательное шассе вправо Бегущее окончание Открытое бегущее окончание Ховеркортэ Пивоты ВП 17 Квикстэп (Quickstep) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Английское название Русское название Фигуры класса «Е» QuarterTurntoRight Четвертной поворот вправо Quarter Turn to Left (Heel Pivot) Четвертной поворот влево (Каблучный пивот) NaturalTurn Правый поворот NaturalTurnwithHesitation Правый поворот с хэзитэйшн NaturalPivotTurn Правый пивот поворот NaturalSpinTurn Правый спин поворот ProgressiveChasse Поступательное шассе ChasseReverseTurn Левый шассе поворот Forward Lock (Forward Lock Step) Лок вперед (Локстэп вперед) Back Lock (Backward Lock Step) Локстэп назад (Лок назад) ProgressiveChassetoRight Поступательное шассе вправо TippleChassetoRight Типпл шассе вправо RunningFinish Бегущее окончание с окончанием в закрытой позиции OutsideChange Наружная перемена (см. Примечание 1) CrossChasse Кросс шассе TippleChassetoLeft Типпл шассе влево Фигуры класса «D» ClosedImpetus (ImpetusTurn) Закрытый импетус (Импетус поворот) ReversePivot Левый пивот DoubleReverseSpin Двойной левый спин QuickOpenReverse Быстрый открытый левый RunningRightTurn Бегущий правый поворот FourQuickRun Четыре быстрых бегущих V6 (*) Ви 6 ClosedTelemark (Telemark) Закрытый тэлемарк (Тэлемарк) CrossSwivel Кросс свивл Zig-Zag,Back Lock and Running Finish Зигзаг,лок назад и бегущее окончание (*) ChangeofDirection Смена направления Фигуры класса «С» Fishtail Фиштэйл SixQuickRun Шесть быстрых бегущих RumbaCross Румба кросс TipsytoRight Типси вправо TipsytoLeft Типси влево 18 № п/п 33. 34. 35. 36. 37. 38. Английское название HoverCorte RunningSpinTurn OpenRunningFinish OpenImpetusTurn OpenTelemark Open Natural Turn (Passing Natural Turn) 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. RunningCrossChasse OutsideSpin Fallaway Reverse and Slip Pivot Whisk BackWhisk TurningLocktoRight CurvedFeather CurvedFeatherfrom PP Pivots to Right (Natural Pivots) Русское название Ховеркортэ Бегущий спин поворот Открытое бегущее окончание Открытый импетус поворот Открытый тэлемарк Открытый правый поворот (Проходящий правый поворот) Бегущее кросс шассе Наружный спин Левый фоллэвэй и слип пивот Виск Виск назад Поворотный лок вправо Изогнутое перо Изогнутое перо из ПП Пивоты ВП Латиноамериканская программа Самба (Samba) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Английское название Русское название Фигуры класса «Е» Basic Movements Основные движения – Natural – с ПН – Reverse – с ЛН – Side – в сторону – Progressive – поступательное – Outside – наружное Whisks (Samba Whisks) to Left or to Виски (Самба виски) влево и вправо Right Whisks with Lady’s Underarm Turn Виски с поворотом дамы под рукой (Volta Spot Turn for Lady to Right or (Вольта поворот дамы на месте вправо и Left) влево) Samba Walks in PP (Promenade Samba Самба ход в ПП (Променадный самба Walks) ход) SideSambaWalk Самба ход в сторону StationarySambaWalks Самба ход на месте RhythmBounce Ритмическое баунс движение Travelling Volta to Right or Left in Вольта в продвижении вправо и влево в Closed Hold (SimpleVoltato Right or Left закрытой позиции (Простая вольта 19 № п/п 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Английское название Русское название in Close Hold) вправо и влево в закрытой позиции) Travelling BotaFogos (*) Бота фого в продвижении – Forward – вперед – Back – назад Criss Cross BotaFogos (Shadow Крисс кросс бота фого (Теневые бота BotaFogos) (*) фого) BotaFogos to Promenade and Counter Бота фого в променад и контр променад Promenade Position (Promenade (Променаднаяботафого) Botafogo) Criss Cross (TravellingVoltasto Right or Крисс кросс (Вольта в продвижении Left) вправо и влево) SoloSpotVolta Сольная вольта на месте ReverseTurn Левый поворот Фигуры класса «D» CortaJaca Корта джака ClosedRocks (*) Закрытые роки OpenRocks (*) Открытые роки BackRocks (BackwardRocks) (*) Роки назад Plait Коса RollingofftheArm Раскручивание ArgentineCrosses Аргентинские кроссы Maypole (ContinuousVoltaTurn to Right Мэйпоул (Непрерывный вольта поворот or Left) вправо и влево) ThreeStepTurn Поворот на трёх шагах Samba Locks (Samba Locks in Open CPP Самба локи (Самба локи в открытой or in Open PP) контр ПП и открытой ПП) SambaSideChasses Самба шассе в сторону DroppedVolta Дроппт вольта Фигуры класса «С» Foot Changes (Methods of Changing Методы смены ног Feet) ShadowTravellingVolta Вольта в продвижении в теневой позиции ShadowCircularVolta Вольта по кругу в теневой позиции CortaJaca in Shadow Position Корта джака в теневой позиции ContraBotaFogos (*) Контра бота фого Roundabout (CircularVoltasto Right or Карусель (Вольта по кругу вправо и Left) влево) NaturalRoll Правый ролл ReverseRoll Левый ролл 20 № Английское название п/п 35. Promenade to Counter Promenade Runs 36. CruzadosWalksandLocks (*) 37. CariocaRuns Русское название Бег в променад и контр променад Крузадо шаги и локи Кариокаранз Ча-ча-ча (Cha-Cha-Cha) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Английское название Русское название Фигуры класса «Е» Cha ChaCha Chasses and Alternatives: Ча-ча-ча шассе и альтернативные Chasse to side – to Right and to Left движения: Compact Chasse Шассе в сторону – вправо и влево RF and LF Forward Lock Компактное шассе LF and RF Backward Lock Лок вперед с ПН и с ЛН – Лок назад с ЛН и с ПН BasicMovements (Closed,Open) (*) Основные движения (в закрытой позиции и в открытой позиции) New York(Check from Open CPP and Нью-Йорк (Чек из открытой контр ПП и Open PP) открытой ПП) Spot Turn (Switch Turn) to Left or Поворот на месте (Поворотto Right переключатель) влево и вправо Underarm Turn to Left or Right Поворот под рукой влево и вправо ShouldertoShoulder Плечо к плечу HandtoHand Рука к руке ThreeChaChaChas Три ча-ча-ча Side Steps (To Left or Right) Шаги в сторону (влево и вправо) ThereAndBack Туда и обратно Time Steps (*) Тайм стэп – as Side Basic – как Основное движение в сторону – with Cuban Cross (Latin Cross) – с кубинским кроссом (латинским кроссом) Fan Beep Alemana Алемана HockeyStick Хоккейная клюшка NaturalTop Правый волчок NaturalOpeningOutMovement Раскрытие вправо Closed Hip Twist Закрытый хип твист вредакции [1-2] OpenHipTwist Открытый хип твист в редакции [1-2],см. комментарии 21 № Английское название п/п 19. Cha ChaCha Chasses and Alternatives: – Ronde Chasse – Twist Chasse (Hip Twist Chasse) – Slip Chasse (Slip-Close Chasse) 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. Русское название Ча-ча-ча шассе и альтернативные движения: – Ронд шассе – Твист шассе (Хип твист шассе) – Слип шассе (Слип-клоус шассе) Фигуры класса «D» ReverseTop Левый волчок Opening Out From Reverse Top Раскрытие из левого волчка Aida Аида Spiral Спираль Curl Локон RopeSpinning Роуп спиннинг CrossBasic Кросс бэйсик CubanBreak Кубинский брэйк в любых вариантах,в том числе в виде в любых вариантах,в том числе в виде фигур (в редакции [2-1]): фигур (в редакции [2-1]): – Cuban Break in Open Position – Кубинскийбрэйк в открытой – Cuban Break in Open CPP позиции – Кубинскийбрэйк в открытой контр ПП SplitCubanBreak Дробный кубинский брэйк в любых вариантах,в том числе в виде в любых вариантах,в том числе в виде фигур (в редакции [2-1]): фигур (в редакции [2-1]): – Split Cuban Break in Open CPP – Дробный кубинский брэйк в открытой контр ПП – Split Cuban Break From Open CPP – Дробный кубинский брэйк из and Open PP открытой контр ПП и открытой ПП Chase Чейс Opening Out to Right Усложнённое раскрытие ВП вредакции [2-2] Advanced Hip Twist Усложнённый хип твист – Advanced Hip Twist вредакции [12] и – CloseHipTwist в редакции [2-1] TurkishTowel Турецкое полотенце Фигуры класса «С» GuapachaTiming (“whappacha”) Ритм «гуапача» Cha ChaCha Chasses and Alternatives: Ча-ча-ча шассе и альтернативные – RunawayChasse движения: – Ранэвэй шассе (Бегущее шассе) Hip Twist Spiral (Close Hip Twist Spiral) Хип твист спираль (Закрытый хип твист 22 № п/п Английское название 36. Development of Hip Twist Spiral (Open Hip Twist Spiral) 37. 38. 39. 40. 41. Sweetheart FollowMyLeader Foot Changes (Methods of Changing Feet) SyncopatedOpenHipTwist ContinuousCircularHipTwist Русское название со спиральным окончанием) Развитие фигуры Хип твист спираль (Открытый хип твист со спиральным окончанием) Возлюбленная Следуй за мной Смены ног (Методы смены ног) Синкопированный открытый хип твист Непрерывный хип твист по кругу Румба (Rumba) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. Английское название Русское название Фигуры класса «D» BasicMovements (Closed,Open) (*) Основные движения (в закрытой позиции и в открытой позиции) AlternativeBasicMovements Альтернативные основные движения Cucarachas Кукарача New York(Check from Open CPP and Нью-Йорк (Чек из открытой контр ПП Open PP) и открытой ПП) Sport Turn (Switch Turn) to Left or Right Поворот на месте (Поворотпереключатель) влево и вправо Underarm Turn to Right or Left Поворот под рукой вправо и влево ShouldertoShoulder (*) Плечо к плечу HandtoHand Рука к руке Progressive Walks Forward or Back Поступательные шаги вперед и назад Side Steps to Left or Right Шаги в сторону влево и вправо в редакции [1-1] Side Steps and Cucarachas Шаги в сторону и кукарача вредакции [2-2] CubanRocks в ритме «2.3.4.1» Кубинские роки в ритме «2.3.4.1» Fan Веер Alemana Алемана HockeyStick Хоккейная клюшка NaturalTop Правый волчок Opening Out to Right and Left Раскрытие вправо и влево Natural Opening Out Movement (Natural Раскрытие вправо Opening Out to Right) Closed Hip Twist вредакции [1-1] Закрытый хип твист 23 № п/п 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. Английское название Русское название OpenHipTwist Открытый хип твист ReverseTop Левый волчок Opening Out From Reverse Top Раскрытие из левого волчка Aida (Fallaway) Аида (Фоллэвэй) Spiral Спираль Curl Локон RopeSpinning Роуп спиннинг Fencing Фэнсинг Фигуры класса «С» Progressive Walks Forward In Right Поступательные шаги вперед в правой Shadow Position (Kiki Walks) (*) теневой позиции (Кики вокс) SyncopatedCubanRocks Синкопированные кубинские роки SlidingDoors Скользящие дверцы ThreeThrees Три тройки ThreeAlemanas Три алеманы AdvancedOpeningOutMovement Усложнённое раскрытие Advanced Hip Twist Усложнённый хип твист – Advanced Hip Twist вредакции [11] и – CloseHipTwist в редакции [2-1] ContinuousHipTwist Непрерывный хип твист Circular Hip Twist (Continuous Circular Хип твист по кругу (Непрерывный хип Hip Twist) твист по кругу) RunawayAlemana Ранэвей алемана (Бегущая алемана) SyncopatedOpenHipTwist Синкопированный открытый хип твист Пасодобль (PasoDoble) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Английское название Русское название Фигуры класса «С» Appel Аппэль SyncopatedAppel Синкопированный аппэль SurPlace На месте BasicMovement Основное движение Chasses to Right or Left (including Шассе вправо и влево (с подъемом и Elevations) без подъема) Drag Дрэг Deplacement (alsoAttack) Перемещение (включая Атаку) PromenadeLink Променадное звено 24 № п/п 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. Английское название PromenadeClose Promenade Ecart (FallawayWhisk) Separation Separation with Lady’s Caping Walks вредакции [1-3] Separation with Lady’s Caping Walks to Fallaway Whisk в редакции [2-2] Separation with Fallaway Ending (Separation to Fallaway Whisk) в редакции [2-2] Fallaway Ending to Separation вредакции [1-3] Huit Sixteen PromenadetoCounterPromenade GrandCircle OpenTelemark LaPasse Banderillas TwistTurn FallawayReverseTurn (*) CoupdePique LeftFootVariation SpanishLines (*) FlamencoTaps SyncopatedSeparation TravellingSpinsfrom PP TravellingSpinsfrom CPP Fregolina (alsoFarol) (*) Twists ChasseCape MethodsofChangingFeet AlternativeEntriesto PP Русское название Променадная приставка Променад Экар (Фоллэвэйвиск) Разъединение Разъединение с обходом дамы вокруг мужчины (движение типа «плащ») Разъединение с обходом дамы вокруг мужчины (движение типа «плащ») в Фоллэвэйвиск Разъединение с фоллэвэй-окончанием (Разъединение в фоллэвэйвиск) Фоллэвей-окончание к разъединению Восемь Шестнадцать Променад в контр променад Большой круг Открытый тэлемарк Ла пасс Бандерильи Твист поворот Левый фоллэвэй поворот Удар пикой Вариация с левой ноги Испанские линии Дроби фламенко Синкопированное разъединение Вращения в продвижении из ПП Вращения в продвижении из контр ПП Фрэголина (включая Фарол) Твисты Шассе плащ Методы смены ног Альтернативные методы выхода в ПП 25 Джайв (Jive) № п/п Английское название Русское название Фигуры класса «E» 1. 2. BasicinPlace Fallaway Rock (Basic in Fallaway) 3. Fallaway Throwaway 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Основное движение на месте Фоллэвэй рок (Основное движение из позиции фоллэвэй) Фоллэвэйтроуэвэй – Fallaway Throwaway и Overturned Fallaway Throwaway вредакции [1-5] и – FallawayThrowaway в редакции [2-1] Link Звено DoubleLink Двойное звено Change of Places Right to Left (*) Смена мест справа налево Change of Places Left to Right (*) Смена мест слева направо Change of Hands Behind Back Смена рук за спиной Hip Bump (Left Shoulder Shove) Удар бедром (Толчок левым плечом) (*) AmericanSpin Американский спин StopandGo Стоп энд гоу Whip Хлыст Double Whip (Double Cross Whip) Двойной хлыст (Двойной кросс хлыст) WhipThrowaway (*) Хлыст троуэвэй DoubleWhipThrowaway Двойной хлыст троуэвэй ToeHillSwivels (*) Тоу хил свивлз (Носок – каблук свивлы) Фигуры класса «D» Alternatives to 1.2 of Link (Ball Альтернативные методы исполнения шагов 1-2 Change – with Flick or Hesitation) фигуры Звено (Болл чеиндж – с Фликом или Хэзитэйшн) AdvancedLink (Break) Усложненное звено (Брэйк) Overturned Fallaway Throwaway Перекрученный фоллэвэйтроуэвэй – Development of Overturned Fallaway Throwaway вредакции [1-5] и – FallawayThrowaway в редакции[2-1] Overturned Change of Places Left to Перекрученная смена мест слева направо Right (*) 26 № Английское название п/п 21. Walks (Promenade Walks (Slow and Quick)) 22. Mooch 23. ReverseWhip 24. Windmill 25. SpanishArms 26. RollingofftheArm 27. SimpleSpin 28. MiamiSpecial 29. CurlyWhip 30. ChickenWalks 31. Stalking Walks,Flicks and Break (Flicks Into Break) 32. 33. 34. 33. Русское название Шаги (Променадный ход (медленный и быстрый)) Муч Левый хлыст Ветряная мельница Испанские руки Раскручивание Простой спин Майами спешиал Кёливип Шаги цыпленка Крадущиеся шаги,флики и брэйк (Флики в брэйк) Фигуры класса «С» Change of Places Right to Left with Смена мест справа налево с двойным поворотом Double Spin (*) ShoulderSpin Шоулдер спин Chugging Чаггин Catapult Катапульта IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 4.1. Основные средства и методы занятия В процессе обучения и воспитания используются различные формы и методы построения занятий, в зависимости от способностей детей и задач конкретного занятия: • Теоретические (рассказ, беседа, объяснение). • Игровые (создание ситуаций успеха для каждого ребенка). • Визуальные (показ, видео, фотоиллюстрации). • Практические (упражнения, тренаж, основы танцевальных движений). Формы организации занятий: В процессе обучения танцам необходимо использовать индивидуальную форму занятий, которая применяется в основном для постановки танцевальных композиций в паре, исправления индивидуальных ошибок. Учитывая способности и особенности каждого ребенка, применяется индивидуализировано-групповая форма работы, когда педагог уделяет внимание нескольким ученикам (как правило, отстающим) в то 27 время, когда другие работают самостоятельно. Одной из форм развития творческих способностей учащихся являются творческие задания на учебном занятии и на дом: придумать движение или упражнение, придумать и исполнить свой танец на заданную тему. Воспитание творческой личности проводится с использованием активных инновационных форм обучения: • Занятия – «работа над ошибками». Используются следующие педагогические технологии: • Технологии сотрудничества • Развивающего обучения • Индивидуализации обучения • Уровневой дифференциации • Личностно-ориентированные • Игровые технологии • Информационные, в т.ч. компьютерные Структура занятий. В основном занятия имеют комбинированную структуру, сочетая ознакомление с новым материалом, закрепление и совершенствование ранее изученных движений и вариаций. После определенного этапа изучения, проводятся занятия повторения, на которых исполняются все вариации танцев по несколько раз. Главным этапом структуры каждого занятия является общий поклон в начале и в конце занятия. Перед изучением нового материала необходимым является проведение разминки, которая включает в себя специальные упражнения или отработку основного движения, или повторение вариаций танцев. Методы работы. 1. Показ и объяснение техники исполнения движений, связок и вариаций. 2. Совместное исполнение движений и вариаций поэтапно. Сначала исполнение отдельных элементов, исполнение целого движения медленно, в темпе, затем под медленную музыку и под музыку в конкурсном темпе. 3. Разбор общих и индивидуальных ошибок. Индивидуальное объяснение отдельным ученикам. 4. Игра. На начальном этапе обучения наиболее эффективны занятия с использованием игр. Это могут быть шуточные задания и упражнения на ритмике, ролевые игры в процессе изучения детских танцев, танцевальные игры «Разрешите пригласить», «Найди себе пару» и другие, используемые для закрепления конкретных движений и правил взаимодействия в паре и коллективе. 28 5. Беседа. В разделах «история развития танца», «музыкальная грамота» широко используется беседа. Хорошо организованная, эмоциональная беседа о танцах и музыке с активным участием детей дает стимул для изучения и совершенствования своего танца. Беседа используется практически в каждой теме занятий. Она позволяет настроить детей на работу, помогает понять смысл того или иного движения или танца, позволяет освоить не только практические, но и теоретические знания по танцам. Беседа в первую очередь имеет воспитательную направленность. Она помогает привлечь детей к оценке поступков, сформировать навыки культурного поведения, нравственности, научить взаимодействию с педагогом, между членами коллектива, в паре, отношениям и правилам поведения между мальчиками и девочками. В процессе тематических бесед эффективным является использование видеоматериала о современных бальных танцах, конкурсах международного уровня, профессионалах бального танца. Беседа в процессе занятий включает в себя также обсуждение увиденного на конкурсе, разбор выступления каждого участника и пары, выводы, работу над ошибками. 6. Привлечение детей к показу движений. Исполнение движения, связки движений теми детьми, у которых это получается лучше. Данный метод стимулирует учащихся сделать движение так же, как его товарищ, и лучше. 7. При индивидуальной и групповой форме работы возможно использовать помощь учащихся в обучении тех детей, у которых движение не получается, по принципу «получилось у самого – объясни товарищу, помоги ему». 8. Творческое задание на занятии: кто выразительней и правильней сделает движение или станцует вариацию. Здесь можно использовать исполнение танцев по одному или по одной паре и привлекать учащихся к оценке исполнения и выявления ошибок. Данный метод очень эффективен. Дети учатся замечать ошибки в исполнении своих товарищей, запоминать и не допускать их в своем танце. 4.2. Условия реализации Программы Для успешной реализации данной программы необходимо использовать материально-техническое обеспечение и информационные ресурсы в виде фоно-и видео-медиатеки, тематической литературы, методических разработок занятий, а также: 29 • аудио материалы с фонограммами; • DVD-материалы с записями соревнований, сборов; • DVD-материалы и видео материалы с записями спортсменов и чемпионов разного уровня соревнований. Материально-техническое обеспечение: • музыкальный центр; • тренировочная форма. известных 30 V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алекс Мур. Пересмотренная техника европейских танцев. С-П.,2013. 2. Ваганова А. Основы классического танца. Л., Искусство, 2000. 3. Гай Говард .Техника европейских танцев. Артис, 2003. 4. Константинова А. Игровой стрейчинг. С-П., 2004. 5. «Современный бальный танец». Учебник под ред. Стриганова В., Уральской В., М., 1978. 6. Уолтер Лэрд. Техника латиноамериканских танцев. Артис, 2013. 7. Хуторской А. Развитие одаренности школьников: методика продуктивности обучения. М., Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000. 8. Letter Service. Лондон-С-П. 9. Официальный сайт Всероссийской федерации танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла http://vftsarr.ru/ . 10. Официальный сайт Региональной общественной спортивной организации «Союз Танцевального Спорта Республики Бурятия» http://stsbur.ru 31