ДООП Маскарад Байтлесова, Кожухина

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ:
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Мы любим танцевать»
реализуется в соответствии с художественно - эстетической направленностью образования и
является
по виду индивидуальной интегрированной программой,
по способу структурирования содержания является комплексной – соединяющей
отдельные направления, виды деятельности, процессы в единое целое.
Программа реализует основные принципы занятий:
-обучения: доступность (обучение упражнений «от простого к сложному», «известного к
неизвестному»),
-развития: систематичность (регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение
количества упражнений, усложнение техники их выполнения),
-воспитания: осознанность (причастие себя к миру через систему взаимоотношений и
ценностей).
-здорового образа жизни.
1.2.Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, как в России так и
в Республике Бурятия, очень остро стоит проблема воспитания и обучения современного
подрастающего поколения. Надо отметить, что эта проблема существовала всегда.
Общественность Бурятии выражает обеспокоенность судьбой сохранения нравственности
детей и подростков. С сужением сфер функционирования системы дополнительного
воспитания и образования в современном городском обществе теряется связь с истоками,
ограничивается доступ к национальным ценностям. Известно, что

танец – это часть

культуры, с его исчезновением уходят в небытие традиции, искусство, культура и народ в
целом.
Родители, понимающие сущность этой проблемы, приводят детей в творческие
коллективы системы дополнительного образования (это как школьные так и внешкольные
учреждения), где помимо стандартных целей, ставятся еще и такие как, приобщение к
национальной и родной культуре, обучение традиционным видам искусств, формирование
национального самосознания и т.д.

Образовательная программа

школы танца «МаSкарад» отвечает потребностям

современного общества и может удовлетворить запросы обучающегося и его родителя.
1.3. Новизна программы состоит в том, что в ней реализуется методика обучения
хореографии в сочетании с традиционной классической семейной методикой обучения и
воспитания детей. Это значит, углублено содержание обучения, расширен круг деятельности
учащихся за счет включения других видов деятельности. Занятия по хореографии, оставаясь
главным видом деятельности детей, обучаемых по данной программе, дополняются и
осуществляются в комплексе с другими видами искусств.
1.4. Отличительные особенности программы заключаются в синтезе классической
методики обучения хореографии и традиционной семейной методики воспитания детей.
Специфика

предполагаемой

деятельности

интегрированного и комплексного

детей

обусловлена

применением

подходов. Практические занятия по хореографии

проводятся в сочетании с другими видами деятельности. Реализация художественного образа
предполагает разработку внешнего оформления, то есть костюма, декораций. Основу
разработки образа составляет изучение истории, литературы, реалий и явлений культуры.
Поэтому в рамках одного занятия учащиеся могут заниматься разными видами деятельности
одновременно и последовательно.
Так как программа по своему характеру модифицированная, и в ней обобщен опыт
работы ведущих балетмейстеров и педагогов танцевальной культуры России и Бурятии (Т.
Ткаченко, А. Климова, А.И. Леоненко, Т.Б. Вампиловой, И.М. Кулиевой и др.), она в себе
несет попытку обобщения данного опыта и, одновременно, внесения личного творческого
подхода к отбору и формированию содержания программы.
1.5.

Педагогическая целесообразность программы

выражается в использовании

компетентностного и комплексного подходов.
Компетентностный подход предполагают формирование широкого спектра компетенций у
учащихся в процессе интегрирования осуществляемых видов деятельности и готовность
применять их в жизненной ситуации. Сущность комплексного

подхода состоит во

взаимодополняющем сочетании разных видов деятельности, различных методов, приемов и
средств обучения и воспитания, а также в сотрудничестве педагога, обучающегося и
родителя.
Основными

принципами

обучения

выступают

принцип

учета

индивидуальных

способностей и принцип коллективизма. У каждого ребенка свои особенности: пластика,
1

танцевальные данные, художественное и образное восприятие и другие способности. Работа
педагога по реализации данной программы предполагает учет этих особенностей и их
дальнейшее развитие и совершенствование. Принцип коллективизма отражает основные
постулаты традиционного воспитания детей в большой семье. Школу танца «МаSкарад»
можно представить себе как одну большую дружную семью. В ней, как и в многодетной
семье, действуют правила уважительного отношения к старшим, заботы о младших,
взаимопомощи, справедливого распределения обязанностей, соблюдения дисциплины и
распорядка.

Отражением

принципа

коллективизма,

связующим

звеном

между

образовательным учреждением и семьей и формой реализации семейного воспитания на
основе семейных традиций является вовлечение родителей в творческий процесс.
1.6. Цель программы
- создание условий для саморазвития, творческой самореализации личности посредством
приобщения к хореографическому искусству и воспитание на основе народных и семейных
традиций.
1.7. Задачи
Образовательные:
- формирование общей культуры, художественно-эстетического вкуса;
- знакомство с основами народно-сценического и классического танцев;
- формирование знаний по истории возникновения и развития народно-сценического танца
через освоение характера и манеры исполнения, танцевальной техники;
Развивающие:
- развитие пластичности, координации, хореографической памяти, внимания;
- развитие выразительности движения, актерских способностей;
- развитие силы, выносливости;
Воспитательные:
-воспитание музыкального восприятия через танец;
-воспитание самостоятельности, ответственности;
-воспитание ансамблевого духа и коллективизма;

2

Валеологические:
-правильное распределение физической и эмоциональной нагрузки;
-укрепление нервной системы;
-воспитание здорового образа жизни.
1.8. Возраст обучающихся:
Занятия

в

школе

танца

проводятся

в

соответствии

с

возрастными

психофизиологическими особенностями обучающихся в 5 возрастных группах от 5 до 15
лет.
1.9. Формы занятий:
Занятия в школе танца проводятся как по группам, так и индивидуально. Они
могут быть аудиторными (в хореографическом классе), а также внеаудиторными (в т.ч. на
сценической площадке) занятиями.
Форма работы может быть групповой, подгрупповой, индивидуальной и т.д. Предполагается
использование занятий с элементами импровизации.
В репетиционно-постановочные занятия включаются движения разделов программы
самостоятельно, интегрируя их в зависимости от сложности постановки танца или его
тематики. Реализация данной программы нацелена на приобретение навыков, умений и
знаний в области как мировой так и народно-сценической, современной хореографии.

2. ОБЬЕМ ПРОГРАММЫ:
2.1. Объем программы
Общее количество часов на весь период обучения по программе составляет 1008
часов.
2.2.Срок реализации программы
Для освоения данной программы необходимо 5 лет обучения: в течение учебного
года (с начала сентября по конец мая, что составляет 36 учебных недель).
2.3.Режим занятий:

3

Подготовительная группа (5-6 лет) занятия 2 раза в неделю пол 2 часа (1 академический час
= 45 минут астрономического часа для данной категории обучающихся)
Младшая группа (7 -8 лет) занятия 3 раза в неделю по 2 часа
Средняя группа (9-11лет) занятия 3 раза в неделю по 2 часа.
Старшая группа (12-15) занятия 3 раза в неделю по 2 часа.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
3.1. Планируемые результаты предполагают овладение определенными образовательными
компетенциями:
Ключевые образовательные компетенции
В процессе освоения программы предполагается формирование следующих компетенций:
Общекультурных:
-формирование знаний по истории возникновения культуры и танцевального искусства, в
частности;
-знакомство с видами и жанрам хореографического искусства;
Информационных:
-формирование знаний по истории возникновения танцевального искусства;
Валеологических:
-формирование комплекса качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности
личности;
-воспитание личных навыков личной гигиены;
-обучение навыкам бережного отношения к собственному здоровью;
Коммуникативных:
-воспитание ответственности за результат собственной и совместной деятельности
(ансамблевой);
-формирование межличностных отношений и творческого коллектива (ансамбля);
4

Учебно-познавательных и исполнительских:
-овладение креативными навыками продуктивной деятельности;
-умение свободно держаться как на сцене, так и в повседневной жизни:
Ценностно-смысловых:
-формирование целевых и смысловых установок для своих действий и поступков;
Морально-этических:
-воспитание толерантности, доброжелательности, уважительного отношения к старшим и
сверстникам;
-воспитание ответственности, сопереживания и взаимовыручки.
3.2. Способы и формы проверки результатов
Результативность освоения программы можно наблюдать на проводимых рабочих и
открытых занятиях, классах-концертах, творческих отчетах, которые могут быть в форме
показов, концертов, а также по участию в различных конкурсах, фестивалях, различных
мероприятиях и др.;
3.3. Структура программы
Структура программы состоит из 6 разделов, каждый из которых реализует
отдельную задачу, которые описаны выше. Все образовательные блоки предусматривают не
только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического
опыта через сценическую практику.
1. Ритмика.
2. Основы классического танца.
3. Партерная гимнастика
4. Основы народно-сценического танца
5. Основы современного танца
6. Репетиционно - постановочные занятия и досуговые мероприятия.
Целью обучения раздела «Ритмика» является развитие через упражнения:
музыкального

слуха,

чувства

ритма,

формирование

музыкального

восприятия

и

представлений о выразительных средствах музыки. Это должно способствовать развитию
музыкальности: формировать музыкальное восприятие, представления о выразительных
5

средствах музыки развивать чувство ритма; умению ориентироваться в маршевой и
танцевальной музыке, умению определять ее характер, метроритм, строение и, особенно,
умению согласовывать музыку с движением.
Раздел «Основы классического танца» представляет собой четко выработанную
систему движений, в которой нет ничего случайного. Этот раздел предусматривает изучение
и освоение теории, методики и практики основ классического танца.
Основная цель - постановка корпуса, ног, рук и головы, изучение основных движений
экзерсиса у станка и на середине зала. В комбинациях добиваться развития навыков
координации движений; изучение прыжков с приземлением на две и на одну ногу; работа по
освоению поз классического танца; введение в урок элементарного adagio, построенного на
пройденном материале.
Учитывая возраст, с первого года обучения необходимо добиваться сознательного
выполнения движений, самоконтроля учеников за мышечным напряжением и координацией
движений.
Раздел «Партерная гимнастика» располагает большим разнообразием физических
упражнений и методов, при помощи которых можно оказать положительное воздействие на
организм ребенка. Способствовать развитию его двигательного аппарата и оснащать его
необходимыми двигательными навыками: формировать правильную осанку, повышать тонус
утомленных мышц, развивать и укреплять силу суставов, пресса, выворотность ног,
гибкость и эластичность стопы.
Раздел «Основы народно-сценического танца» дает широкое представление о
танцевальной культуре Восточно-сибирского региона России: русского, бурятского танцев и
других народностей ближнего и дальнего зарубежья. Включение в занятия элементов и
композиций танцев разных народностей дает представление о многообразии танцевального
искусства и воспитание толерантности по отношению к другим народам.
Русский танец, помимо традиционных общерусских народных танцев, предполагает
изучение русских танцев Сибири, Забайкалья и Иркутской области, и основных элементов
танца семейских, проживающих на территории Бурятии и Забайкалья.
Бурятский танец знакомят с традиционной танцевальной культурой бурятского
народа, с постановками знатоков бурятского танца, а также с танцами, которые вошли в
золотой фонд Бурятской народной хореографии (из репертуара государственного ансамбля
песни и танца «Байкал »).
6

Подраздел «Беседы о танцевальном искусстве» включает новый этап занятия беседа. Программа обучения нацелена на расширение знаний о музыке, хореографии и на
усовершенствование полученных знаний по истории хореографического искусства. Беседы
знакомят

с

выдающимися

исполнителями

и

балетмейстерами,

с

популярными

танцевальными группами, коллективами, с новыми веяниями в хореографическом искусстве,
рассказывают о выдающихся танцорах нашего времени, с культурой нашей республики с ее
выдающимися людьми хореографии, с творчеством Государственных

танцевальных

коллективов.
Раздел «Репетиционно-постановочные занятия и досуговые мероприятия»
включает в себя отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции,
просмотр видеоматериала

и работу с отстающими детьми. Показ танца является

необходимым этапом постановочной работы. Репертуар постановок планируется в
соответствии с актуальными потребностями и творческим состоянием той или иной группы.
В связи с этим каждый год делается анализ педагогической и художественно-творческой
работы коллектива, определяется новый репертуар.
Итоговые занятия –

это различные открытые занятия и

отчетные концерты,

мероприятия различного уровня, начиная со внутришкольных, районных,
республиканских до

региональных, всероссийских и международных

городских,

фестивалей и

конкуров.
Досуговые мероприятия - это вечера отдыха и игровые программы, выход в кино и
театры города, выходы на природу и т.п.
Применение полученных навыков можно
отдельных групп

так и

проследить на «Отчетном концерте»

как

всего коллектива. Цель концертов - привитие чувства сцены,

психологическое раскрепощение, усиление эффективности занятий.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
1

СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические
занятия

1 год
обучения
8

2 год
обучения
16

3 год
обучения
18

7

4 год
обучения
12

5 год
обучения
2

2

Практические
занятия

3

Формы
контроля

ВСЕГО ЧАСОВ

134

200

198

204

214

Индивидуал
ьный,
групповой,
мелкогрупп
овой,
текущий,фр
онтальный,
рубежный
контроль

Индивидуал
ьный,
групповой,
мелкогрупп
овой,
текущий,фр
онтальный,
рубежный
контроль

Индивидуал
ьный,
групповой,
мелкогрупп
овой,
текущий,фр
онтальный,
рубежный
контроль.
Контр. срез

Индивидуал
ьный,
групповой,
мелкогрупп
овой,
текущий,
фронтальны
й,
рубежный
контроль.
Контр.срез,
темат.контр
оль

Индивидуал
ьный и
мелкогрупп
овой опрос,
тематическ
ий,
текущий,
групповой,
фронталь
ый,
рубежный
контроль.
Контр.срез

144ч

216ч

216ч

216ч

216ч

2.2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2.2.1. Учебно – тематический план 1 года обучения
п\п

Тема занятий

Всего

Теория

Практика

Форма контроля

Раздел
№1

«Давай
познакомимся!»

2

2

-

Индивидуальный и
мелкогрупповой

Раздел
№2

Простейшие
элементы
музыкальной
грамотности
Элементы
музыкальной
грамотности

12

2

10

Текущий контроль

14

2

12

Индивидуальный,
групповой,
фронтальный
контроль

Раздел
№4

Элементы
партерной
гимнастики

14

-

14

Раздел
№5

Упражнения на
развитие отдельных
групп мышц и
подвижности
суставов
Элементы танца

8

-

8

Индивидуальный,
групповой,
фронтальный
контроль
Индивидуальный,
групповой,
фронтальный
контроль

18

-

18

Раздел
№3

Раздел
№6

8

Индивидуальный,
групповой,
фронтальный
контроль

Раздел
№7
Раздел
№8
Раздел
№9
Раздел
№ 10

Развитие
6
ориентации в
пространстве
Взаимосвязь музыки 8
и танца

-

6

Текущий контроль

2

6

Текущий контроль

Танцевальные
28
постановки на
развитие творческих
способностей детей
Танцевальные
34
постановки

-

28

-

34

Индивидуальный,
групповой,
фронтальный
контроль
Индивидуальный,
групповой,
фронтальный
контроль, рубежный
контроль

ИТОГО

144

8

136

Ожидаемый результат 1 года обучения:
1-й год обучения
Обучающийся должен знать:
-знать понятие выворотность, гибкость, устойчивость, растяжка, акробатические элементы
(мостик, свечка, шпагат);
Обучающийся должен уметь:
- выполнять основные элементы хореографии, танцевальные элементы и простые
комбинации.
-начинать и заканчивать движения с началом и концом музыки.
- слушать и слышать музыку во время движения, исполнять движения, следуя методическим
рекомендациям.
- ориентироваться в пространстве (уметь определять направления, двигаться вправо, влево,
вперёд, назад, вокруг себя и т.д.), овладеть мышечным чувством.

2.2.2. Учебно – тематический план 2 года обучения
п\п

Тема занятий

Всего

Теория

9

Практика

Форма контроля

Вводное занятие

2

2

-

Индивидуальный и
мелкогрупповой

Раздел
№1

Ритмика. Элементы
музыкальной
грамоты – характер
музыки (веселая,
спокойная,
грустная);

18

2

16

Текущий контроль

Раздел
№2

Элементы
партерной
гимнастики

26

-

26

Раздел
№3

Упражнения на
развитие
ориентации в
пространстве
Основные
танцевальные шаги

14

-

14

Индивидуальный,
групповой,
фронтальный
контроль
Текущий контроль

18

-

18

Текущий контроль

Танцевальные
упражнения на
развитие
художественно творческих
способностей
Элементы
классического
танца.

18

-

18

Текущий контроль

30

6

24

Раздел
№7

Элементы
народного танца

30

6

24

Раздел
№8

Постановка танца

56

-

56

Раздел
№9

Итоговое занятие

4

-

4

Индивидуальный,
групповой,
фронтальный
контроль
Индивидуальный,
групповой,
фронтальный
контроль
Индивидуальный,
групповой,
фронтальный
контроль
Индивидуальный,
групповой,
фронтальный
контроль, рубежный
контроль

Раздел
№4
Раздел
№5

Раздел
№6

ИТОГО

216

16

Ожидаемый результат 2 года обучения:
10

200

2-й год обучения
Обучающийся должен знать:
-знать понятие выворотность, гибкость, устойчивость, растяжка, акробатические элементы
(мостик, свечка, шпагат);
- знать основные понятия классического и народного танца;
Обучающийся должен уметь:
- выполнять основные элементы хореографии, танцевальные элементы и простые
комбинации.
- начинать и заканчивать движения с началом и концом музыки.
- слушать и слышать музыку во время движения, исполнять движения, следуя методическим
рекомендациям.
- ориентироваться в пространстве (уметь определять направления, двигаться вправо, влево,
вперёд, назад, вокруг себя и т.д.), овладеть мышечным чувством.

2.2.3. Учебно-тематический план 3 года обучения
п\п
Раздел
№1

Раздел
№2

Раздел
№3

Раздел
№4

Тема занятий
Вводное занятие

2

2

Ритмика (в форме
игровых занятий)
Коммуникативные
игры
Ритм, акцент,
темп, характер.
Основы классического
танца
Постановка корпуса,
Позиции рук и ног
Партерная гимнастика

26

4

Практика Форма контроля
Индивидуальный и
мелкогрупповой
22

6

-

6

Текущий контроль,

8
12
28

2
2
4

6
10
24

Текущий контроль,
Текущий контроль,

10
18
30

2
2
6

8
16
24

Текущий контроль,
Текущий контроль,

Упражнения сидя
Упражнения лежа
Упражнения на
растяжку
Разбор музыкальных
произведений

8
6
16

2
2
2

6
4
14

Текущий контроль,
Текущий контроль,
Текущий контроль,

12

2

10

Индивидуальный и
групповой,
контрольный срез

82

-

82

Раздел № Репетиционнопостановочная работа
5

Всего

Теория

11

Раздел
№6

Постановка и разводка 24
танцев.

-

24

Знакомство и отработка 8
рисунка
Репетиционная работа 34

-

8

-

34

Индивидуальная работа
с исполнителями.
Итоговые занятия и
досуговые мероприятия
Вечер отдыха
Выход в театр
Открытое занятие
Концертная
деятельность
ИТОГО

16

-

16

36

-

36

4
6
4
22

-

4
6
4
22

216

18

Индивидуальный,
групповой,
фронтальный
контроль
Текущий контроль,
Контрольный срез
Текущий контроль,
Контрольный срез
Индивидуальный

рубежный контроль
Контрольный срез,
рубежный контроль
198

В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы третьего
года обучения, после освоения содержания программы ожидаются следующие результаты:

3-й год обучения
Обучающийся должен знать:
-простейшие элементы музыкальной грамоты;
-основные жанры музыки.
Обучающийся должен уметь:
-внимательно слушая музыку различать темп (медленно, быстро), характер (веселый,
грустный), оттенки (тихо, громко) музыки;
-ориентироваться в танцевальном зале (исполнять простые построения и
перестроения).

2.2.4. Учебно-тематический план 4 года обучения
п\п

Тема занятий
Вводное занятие

Раздел Ритмика

Всего

Теория

2

2

18

2
12

Практика Форма контроля
Индивидуальный,
мелкогрупповой
16

№1
Координация
движения
Развитие чувства
ритма
Развитие
воображения
Раздел Азбука
классического
№2
танца
Экзерсис у станка
Занятия на
середине зала
Allegro
Раздел Партерная
гимнастика
№3
Упражнения сидя
Упражнения лежа
Упражнения на
растяжку
Раздел Основы народносценического танца
№4
Постановка
головы, корпуса
Марш, бег

8

-

8

6

-

6

4

2

2

36

-

14

36

14

-

14

-

14

8

-

8

24

2

22

8

-

8

6

-

6

10

2

8

36

6
-

1

1

-

1

Шаги

2

-

2

Положение рук и
ног
Прыжки

1

-

1

1

-

1

Вращения

4

-

4

Русский танец

10

2

8

2

6

2

6

12

-

12

2

-

2

4

-

4

Раздел Современный
танец
№5
Чарльстон
Рок-н-ролл

13

Текущий
контроль,
Текущий
контроль,
Текущий
контроль,
Текущий
контроль,
Текущий
контроль,
Текущий
контроль,

30

1

Танцы народов
8
Ближнего и
дальнего зарубежья
Бурятский танец
8

Текущий
контроль,
Текущий
контроль,
Текущий
контроль,

Текущий
контроль,
Текущий
контроль,
Текущий
контроль,
Текущий
контроль,
Текущий
контроль,
Текущий
контроль,
Текущий
контроль,
Текущий
контроль,
Текущий
контроль,
тематический
контроль
тематический

Твист

4

-

4

Шейк

2

-

2

68

-

68

Раздел Репетиционнопостановочная
№6
работа
Постановка и
разводка танцев.
Репетиционная
работа
Раздел Итоговые
занятия и
№7
досуговые
мероприятия
Выход в кино
Выход в театр
Открытое занятие
Концертная
деятельность

38

контроль
тематический
контроль
тематический
контроль

Индивидуальный,
групповой,
фронтальный
контроль
Текущий
контроль,
Контрольный
срез

38
-

30

-

30

20

-

20

2
2
4

-

2
2
4

12

Итого:

12

-

216

рубежный
контроль
рубежный
контроль
Контрольный срез

12

204

Ожидаемые результаты 4 года обучения:
4-й год обучения
Обучающийся должен знать:
-термины танцевальных движений;
-первичные сведения об искусстве хореографии;
-названия классических движений экзерсиса;
-рисунки танца от простого к сложному.
Обучающийсядолжен уметь:
-грамотно исполнять движения экзерсиса и хореографических постановок;
-грамотноисполнятьдвиженияэкзерсиса: plie, releve, battement tendu, port de bras 1 и 2;
-определять темп, ритм, характер в предлагаемой мелодии;

14

-исполнять

народные

движения: «елочка», «гармошка», «ковырялочка», «моталочка»,

«маятник»;
-самостоятельно придумывать движения, фигуры;
-воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения.

2.2.5. Учебно-тематический план 5 года обучения
п\п

Раздел
№2

Раздел
№4

Раздел
№5

Раздел
№6

Тема занятий
Вводное занятие
Азбука
классического
танца
Экзерсис у станка
Занятия на
середине зала
Allegro
Основы народносценического танца
Занятия у станка
Занятия на
середине зала
Русский танец
Бурятский танец
Северный танец
Танцы
Прибалтийских
народов
Современный
танец
Упражнения для
освоения техники
танца
танца«Модерн»
Основы танца
«Модерн»
Прокачка корпуса в
разных стилях
современного
танца
Репетиционнопостановочная
работа
Постановка и
разводка танцев

2

Всего
2

Теория

Практика
-

44

-

44

Форма контроля
Индивидуальный и
мелкогрупповой
опрос
Текущий контроль,

18
18

-

18
18

Текущий контроль,
Текущий контроль,

8
66

-

8
66

Текущий контроль,

22
4

-

22
4

Текущий контроль,
Текущий контроль,
Текущий контроль,
Текущий контроль,
Текущий контроль,
Текущий контроль,

10
12
8
6

-

10
12
8
6

4

-

4

2

-

2

1

1

1

1

80

-

80

20

-

20

-

тематический
контроль

-

15

тематический
контроль
тематический
контроль

Индивидуальный,
групповой,
фронтальный
контроль

Раздел
№6

Репетиционная
работа
Итоговые
занятия и
досуговые
мероприятия
Выход в кино
Выход в театр
Открытое занятие
Концертная
деятельность
ИТОГО

60

-

60

20

-

20

2
4
2
12

-

2
4
2
12

216

2

Текущий контроль,

рубежный контроль
Текущий контроль,
Контрольный срез
214

Ожидаемые результаты 5 года обучения:
5-й год обучения
Обучающийсядолжен знать:
-исполнять основные движения народного танца;
-передавать манеру исполняемого танца;
-характерные особенности русского, бурятского и др. танцев;
Обучающийся должен уметь:
-владеть постановкой корпуса, рук, ног, головы;
-выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции;
-грамотноисполнятьдвиженияэкзерсиса; rond de jambe par terre, grand battement;
-исполнятьпрыжки: temp levesaute, pas echappechangement de pied, разножка,
споджатыминогами;
-грамотно исполнять верчения по диагонали и на месте: chaineendedans, «блинчики», с
поджатыми ногами;
-исполнять дроби (одинарный, двойной), ключ, горох;
-исполнять движения: «ковырялочка», комбинации с дробями;
-исполнять народные движения: каблучные, молоточки, флик-фляк

2.3 СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ

1.

Вводные занятия.
16

Знакомство с одним из видов искусства - хореографией и содержанием программы.
Рассказывает о правилах поведения на занятии, о технике безопасности во время
пользования техническими средствами и особенностях внешнего вида обучающегося. Для
обучающийся1 года обучения - в игровой форме.

1.2.

Игровые занятия и игровые методики на занятиях ритмикой:
Данный материал реализуется, в основном, в 1-ый год обучения.

- сюжетно - ролевые игры: «Птичий двор», «Каравай».
- подвижные игры: «Найди свое место», «Море волнуется –«раз»..».
- общеразвивающие игры: на координацию движений рук, ног, головы, корпуса - «Часики»,
«Волна», «Волк и овца».
- игры на развитие слуха, чувства ритма: «Музыкальный оркестр», «Топаем-хлопаем»,
«Музыкальный теремок».
- игры на развитие актерского мастерства «Воробьи и вороны», «Репка».
2. Ритмика
1. На занятиях «Ритмикой» обучающиеся:
- слушают классические мелодии, современную музыку, музыку для души;
- анализируют, разбирают музыкальные произведения;
- самостоятельно используют музыкально-двигательную деятельность в импровизациях.
2. Идет изучение основных элементов музыкальной грамоты:
- определение общего характера музыки: веселая, грустная.
- динамические оттенки: громко, тихо.
- темп музыки: медленно, быстро.
- строение музыкальной речи: музыкальная фраза, начало и конец музыкальной фразы,
вступление.
- ритмический рисунок.
- понятие «мелодия».
- характеристика музыкальных образов, подбор выразительных движений для создания
образа, упражнения, развивающие музыкальное чувство.
3. В младшей группе школы танца обязательным является изучение основных видов
движений:
17

- ходьба - на всю стопу, на пятки, на носках, с носка.
- бег - низкий, высокий, с ноги на ногу, с отбрасыванием ноги, согнутой в колене, назад.
- прыжки - на дух ногах, с двух на одну, с ноги на ногу, с одной ноги на две ноги.
4.Ориентация в пространстве:
- строение по одному, в паре, по трое, в шеренгу, колонну.
- круг: взявшись за руки, в затылок друг за другом, в паре по направлению часовой стрелки
и против часовой стрелки.
Построения и перестроения:
- диагональ, змейка, воротца, прочес, цепочка;
- сложные рисунки; карусель, звездочка, корзиночка, шен;
- перестроения из круга в шеренгу, из круга в кружочки и наоборот;
- знакомство со сценической площадкой;
- план зала;
- строение сцены, значения кулис;
- авансцена;
- понятие «центр»;
- ориентирование в пространстве;
- движение по площадке в различных ракурсах;
5.Обще-развивающие упражнения:
- на подвижность суставо-связочного аппарата, чувства напряжения и расслабления мышц,
внимания и памяти.
- упражнения обще-разогревающего характера по принципу сверху-вниз:
- шейный позвонок: наклоны головы вправо- влево; вперед-назад, круговые вращения.
- плечевой пояс: поднятие плеча вверх- вниз, вперед- назад, круговое.
- руки: сгибы, разгибы фаланг пальцев; сгибы, разгибы, круговые вращения в лучезапястном,
локтевом и плечевом суставах,
- поясничный отдел: наклоны, повороты, развороты корпуса.
- ноги: работа в тазобедренном, коленном, голеностопном суставах в различных
направлениях; отводы, разгибы, сгибы; поднимание и опускание.
упражнения на напряжение и расслабление мышц:
- «кошка выпускает когти»,
18

- «твердые и мягкие рук, ноги»,
- «кукла»,
- «мельница».
партерная гимнастика:
- «кошечка»,
- «мостик»,
- «рыбка»,
- «березка»,
- «плуг»,
- «складочка»,
- «чемоданчик».
упражнение на внимание:
- «зеркало».
упражнение на развитие памяти:
- «вспомни и назови».
2.4. Основы классического танца.
Азбука классического танца:
- Постановка корпуса: на всей стопе обеих ног в естественной позиции ног, в позициях и на
полупальцах.
- Изучение позиций ног: 1,2,3,5 и 4 позиции и переводы их из позиции в позицию.
- Изучение позиций рук: подготовительное положение, 1,3,2. позиции, переводы их из
позиции в позицию. Положение allonge.
- Положение корпуса: en face, epaulement croisee avec en effacee.
- Понятие en de horsavec en dedans.
- Pas de bourree
- Passee
Экзерсис у станка:
Упражнения, изучаются в трех направлениях: сначала исполняются в сторону (для
более доступного освоения выворотности), затем вперед и назад.
19

- Plie( demi avec grand)
- Battement tendu
- Battement tendujete
- Passe par terre
- Demi rond de jamb par terre
- Rond de jamb par terre
- Положениеногинаcou -de- pied
- Battement fondu
- Battement frappee
- Rond de jamb en lair
- Petit battement
- Battement releve lent
- Battement developpe
- Grandbattementjete
- Перегибы корпуса
- Полуповороты и повороты к станку и от станка по 5 позиции en de horsavec en dedans.
Экзерсис на середине зала:
- Позы классического танца: основные, маленькие и большие позы croisee, efface,
- Ecartee вперед и назад; 1,2,3. arabesques, attitudes croisee et efface вперед и назад.
- Рог debras
- Tempslie вперед и назад.
- Элементарное адажио.
Вращения: chaines.
Allegro (Прыжки):
- Temps levesaute
- Changement de pied
- Pas echappe
- Pa jete
- Pasassemble
- Sissonne

20

На первых занятиях обучения следует проводить занятия, чередуя упражнения и
темпы музыкального сопровождения: сначала лицом к станку, затем сделать переход на
середину, возвращение к станку, упражнение за одну руку, прыжки «трамплинами» и т.п.
Повторение пройденного материала тренирует мышцы и улучшает качество исполнения.
3. Партерная гимнастика
Упражнения для

развития и укрепления всех групп мышц

ног (развитие

эластичности ахилловых сухожилий):
- Упражнения для улучшения подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц
голени и стопы.
- Упражнения для улучшения подвижности, гибкости коленных суставов и исправлению О
– образных ног.
- Упражнения на растягивания связок

в тазобедренном суставе и исправлению Х –

образных ног.
- Упражнения на

подколенные связки ног. Упражнения на увеличения силы ног и

формирования стопы.
- Ассоциативные упражнения для развития мышц тела: “Тик – Так “, “ Лягушка “, “
Неваляшка “, “Петрушка “, “ Крутые поворота “, “Кошечка “, “Рыбка “.
Упражнения для улучшения и исправления осанки, тренировки мышц спины:
- Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и

предплечья,

развития

подвижности локтевого сустава.
- Упражнения для эластичности плечевого и поясного суставов.
- Упражнения улучшения гибкости позвоночника. Упражнения для укрепления косых мышц
спины.
- Ассоциативные упражнения для исправления и укрепления осанки: «Тянемся к звёздам»,
«Кошка лезет под забор», «Лодочка», «Бабочка», «Ванька – Встань-ка», «Пила»,
упал», «Звёздочка», «Пузырь».
Подготовка к освоению классического экзерсиса :
- Позиции ног, рук, выработка апломба.
- Releve сидя на полу.
- Grand plie лёжа на животе
- Battement tendu на спине, на животе.
- Battement tendu jete на спине, на животе.
21

«Жук

- Demi rond de jambe par terre(на 1/2 круга en dehors).
- Passe parterre(перевод ноги по полу по 1 позиции).
- Relevelent на спине, на животе, на боку.
- Подготовка к attitude на животе.
- Grand battement на спине, на животе, на боку.
- Верёвочка на спине.
- Укрепление пресса.
- Укрепление мышц спины Arabesques I, II лёжа на животе.
4. Основы народно-сценического танца.
Занятие по народно-сценическому танцу состоит из трех частей: беседа, занятия у
станка и на середине, работа над разучиванием танцевальных движений, комбинаций и
танцев.
4..1. Основные элементы народно-сценического танца:
- Постановка корпуса, рук, ног и головы:
- позиции ног и рук;
- положения ног, рук, корпуса, головы и кисти;
- термины народно-сценического танца.
- направления движения: основные и производные.
Экзерсис у станка:
- Полуприседания и приседания: медленные, быстрые.
- Упражнения на развитие подвижности: перевод ноги с носка на пятку и обратно; с
подъемом пятки опорной ноги.
- Маленькие броски: с касанием пола вытянутым носком работающей ноги, сквозные броски.
- Круговые движения ногой по полу с вытянутым носком или пяткой.
- Каблучные упражнения.
- Дробные выстукивания.
- Подготовка к веревочке.
- Флик-фляк (упражнения с ненапряженной стопой).
- Большие броски.
Середина:
упражнения на середине зала развивают технику ног, гибкость корпуса,
пластичность рук. Несложные комбинации из 2-3 упражнений подготавливают к овладению
22

формой и стилем народного танца и к усложненным комбинациям, развивающим
координацию движений всего тела, выразительность в танце. Для овладения техникой
народно-сценического танца необходимо изучение основных элементы русского танца.
- танцевальные ходы: простой, с каблука, переменный; «припадание»
- «гармошка», «елочка», «моталочка», «маятник», «ковырялочка», «молоточки»
- «веревочка»: простая, с переступанием.
- дроби: одинарные, двойной ключ, «горох».
- вращения по диагонали и на месте: на полупальцах, «блинчики».
- повороты в воздухе с поджатыми ногами.
Комбинации на середине зала:
Они выстраивается на основе отдельных элементов народного танца, и имеют
усложнения не только в техническом, но и в ритмическом плане, исходя от музыки, также с
учетом передачи характерных особенностей того или иного народного танца.

Танцы:
Работая над танцами, дети изучают особенности стиля, манеры и характер
различных танцев, происходит знакомство с народом, создавшем этот танец, его обычаях, о
костюме, характерном для данного танца.
Необходимо подготавливать развернутую композицию или небольшой законченный
танец, где наряду с усвоением элементов можно было бы проследить за воспитанием чувства
ансамбля у детей и создания сценического образа.
4.2. Беседы о танцевальном искусстве
Профессиональное искусство народного танца:
- Государственный ансамбль народного танца, под руководством И.А. Моисеева.
- Государственный ансамбль танца «Березка».
- Государственный ансамбль танца Сибири. Творчество М.С. Годенко.
- Бурятский государственный театр песни и танца «Байкал.
- Государственный ансамбль народного танца Чукотки «Мэнго».
Классический балет:
23

- Академический Большой театр.
- Балеты П.И. Чайковского.
- Творчество Г. Улановой.
5. Современная хореография:
- Позиции рук и ног.
- Наклоны, изгибы корпуса,
- упражнения streighсh –характера.
- Упражнения свингового характера и расслабления.
- Передвижение по диагонали: шаги, прыжки, вращения.
- plie;
- battementtendu;
- jete; - flat back;
- растяжка и силовой блок (пресс, руки);
- grandbattement;
- трамплинные прыжки.
Прокачка корпуса в разных стилях современного танца :
- Основы «hip-hop (New Style) + House».
- Bounce (Кач) - (в чистом виде с добавлением рук), с выносом ноги с шагами (с разными
акцентами).
- Robocop (с руками, по VI поз., с отходом назад).
- Reebok (разные варианты рук, с выносом ноги).
- Шаги приставные с разными руками (молоточки, с волной),
- Hype.
- C-Walk (большой, маленький).
- Этюдная работа.
Основы танца/направления «Модерн»:
- Основные положения модерн – танца (ось, arch, release, contraction, spiral).
- Понятие «противохода».
- Portdebrasнаполу.
- Работа над основными положениями на полу.
- Spiral. Second.
- Падения.
24

- Swing, Swing ногами.
- Передвижение по диагонали (прыжки, вращения).
- Кач в продвижении.
- Этюдная работа.
6. Репетиционно-постановочная работа
Этапы репетиционно - постановочной работы:
- знакомство с музыкальным материалом постановки;
- изучение танцевальных движений;
- соединение движений в танцевальные композиции;
- разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах.
6.1. Репетиционная работа:
- отработка элементов;
- работа над музыкальностью;
- развитие пластичности;
- синхронность в исполнении;
- работа над техникой танца;
- отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений;
- выразительность и эмоциональность исполнения.
Формы работы:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
6.2.Концертная деятельность:
Участие в мероприятиях и праздниках образовательного учреждения, а

также

участие в школьных, районных, городских, республиканских, региональных, всероссийских,
международных конкурсах.
Во время выступления у обучающихся воспитываются правильное отношение к публичному
выступлению и самоутверждению.
6.3.Сценическая практика
25

Подраздел

«Сценическая практика», которая является одним из основных

предметов специального цикла хореографических дисциплин, неотъемлемой частью
начального художественного образования, дает широкий спектр возможностей для
приобщения обучающихся к богатству танцевального и музыкального народного творчества
представляет хореографическое образование как средство познания действительности.
Сценическая практика обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки
самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
В школе танца «МаSкарад» к «сценической практике» обучающиеся приступают на
первом году обучения. Это положительно и важно в процессе подготовки и обучения
исполнителей танцевального искусства, формирования его двигательного аппарата, развития
актерских способностей, освоения характера и манеры исполнения движений, чтобы в
дальнейшем легко и свободно передать на сцене яркую палитру красок того или иного танца.
«Сценическая практика» наиболее любимая из дисциплин хореографического цикла. И,
через призму их желаний, ненавязчивое умелое варьирование их психофизических данных,
творческого потенциала, педагог развивает музыкальность, выносливость, координацию
движений, хореографическую память. В процессе обучения

происходит воспитание

художественного вкуса и исполнительской культуры обучающихся, бережное отношение к
сценическим костюмам. Работа над раскрытием индивидуальности, эмоциональной
отзывчивости в длительном, кропотливом процессе, требует от педагога и от тех, с кем
проводится занятия, большого труда, такта. Это некоторые педагогические аспекты,
базирующиеся на основе «толерантности» и дифференциации в организации учебного
процесса дисциплины «Сценическая практика».
6.4. Итоговые занятия и досуговые мероприятия
Итоговые занятия –

это различные открытые занятия и

отчетные концерты,

мероприятия различного уровня, начиная со внутришкольных, районных,
республиканских до

региональных, всероссийских и международных

городских,

фестивалей и

конкуров.
Досуговые мероприятия - это вечера отдыха и игровые программы, выход в кино и
театры города, выходы на природу и т.п.
Применение полученных навыков можно проследить на «Отчетном концерте» как групп
так и

всего коллектива. Цель концертов - привить чувство сцены, раскрепостить

психологически, усилить эффективность занятий.
26

Ожидаемые результаты.
В школе танца «МаSкарад» постоянно ведутся психолого - педагогические
наблюдения по уровню работоспособности, взаимоотношений, посещаемости занятий и
развитию природных данных воспитанников.
При поступлении в школу танца каждый ребенок проходит входную диагностику.
Для диагностики индивидуальных физических особенностей разработана «Диагностическая
карта», которая имеет следующие показатели: осанка, выворотность, гибкость, прыгучесть,
танцевальный шаг, подъем, музыкальность, ритмичность, артистичность, координация
ребенка. Данные этих показаний помогут педагогу правильно спланировать свою работу.
Отслеживается развитие, воспитание и обучение каждого воспитанника в течение
всего учебного года, а в конце - оценивается работа каждого обучающегося. Есть случаи,
когда заниматься в школе танца приходят дети с неправильной осанкой, низким уровнем
развития по другим тестовым показателям.
Осанка. В основе понятия «балетная осанка» лежит общее представление о «нормальной»
(правильной) или «физиологической» осанке человека. Основа осанки-позвоночник и его
соединения с тазовым поясом. Позвоночник имеет изгибы: - шейный (вперед), грудной
(назад), поясничный (вперед), крестцово-копчиковый (назад).
Физиологическое значение осанки заключается в ее влиянии на положение, развитие,
состояние и функции органов и систем организма. Правильная осанка оказывает
положительное влияние на все органы и их функции, неправильная - затрудняет
кровообращение и дыхание, ухудшает пищеварение и зрение, ослабляет систему органов
опоры и движения.
Эстетическое значение осанки. Осанка, манера держать свое тело, индивидуальна.
Правильная осанка придает телу человека стройность, грациозность, подчеркивает его
физическую красоту.
В

осанке

детей

заметны

различные

отклонения.

Они

могут

быть

исправлены. Это - асимметрия лопаток (незначительный сколиоз),
«седлообразная» спина (лордоз), сутулость (кифоз).
Выворотность ног. Это способность поворачивать верхнюю часть ноги в тазобедренном
суставе вокруг оси так, чтобы колено, голень и стопа свободно поворачивались наружу.
Выворотность зависит от свободной подвижности в тазобедренном суставе, эластичности
мышц бедра и связок тазобедренного сустава, от неглубокой впадины таза и маленькой
продолговатой головки бедренной кости. Активнуювыворотность проверяют по первой
27

позиции, развернуть ноги (в бедре, голени и стопе) наружу. Она зависит от двух очень
важных

факторов.

Во-первых,

от

строения

тазобедренного

сустава.

Во-вторых,

выворотностьсвязана со строением ног. Формирование голени и стопы у детей обычно
заканчивается к 12 годам. Поэтому очень важно не упустить момент и успеть исправить
недостаток.
Гибкость тела. Зависит от гибкости позвоночного столба. Степень подвижности
определяется строением и состоянием позвоночных хрящей.
Прыжок. Величина прыжка зависит от подвижности суставов конечностей (тазобедренного,
коленного, голеностопного и суставов стопы), а также функциональных особенностей мышц.
Обращается внимание на эластичность ахиллова сухожилия, силу толчка от пола и мягкость
приземления. В момент прыжка требуется оттянуть пальцы ног вниз. Высота прыжка зависит
от силы мышц, согласованности работы всех частей тела, в частности, сгибателей и
разгибателей суставов: тазобедренного, коленного, голеностопного, стопы и пальцев, их
подвижности. Прыжок придает танцу необходимые для него качества: легкость,
воздушность, полетность и поэтому является его важной составной частью.
Танцевальный шаг. Способность свободно поднимать ногу на определенную высоту в
сторону, назад, вперед при выворотном положении обеих ног.
Подъем. Изгиб стопы вместе с пальцами. Форма подъема (высокий, средний, маленький)
находится в прямой зависимости от строения стопы и эластичности связок.
Музыкальность. Это умение согласовывать движения частей тела во времени и
пространстве под музыку.
Ритмичность. Это способность соблюдать ритм, а равномерность придает красоту
движению.
Артистичность. Выражение определенных ощущений, чувств, создание каких-то образов
во время исполнения т.е. артист, который занимается публичным исполнением произведений
искусства.

28

Координация. Среди двигательных функций особое значение для танца имеет координация
движений. Различают три основных вида координации: нервную, мышечную, двигательную.
Для нервной координации характерно чувство ритма, равновесия, различных поз,
осанки и т.п. Они могут быть закреплены в памяти. Память - одна из особенностей
координации, зависящей от работы зрительного и вестибулярного аппаратов и других
органов.
В мышечной координации характерно групповое взаимодействие мышц, которое
обеспечивает устойчивость тела (при ходьбе, беге и других движениях).
Двигательная координация-это процесс согласования движений звеньев тела в
пространстве и во времени (одновременное и последовательное).

III. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
III.1 Материально-техническое обеспечение программы
Перечень необходимого материально-технического оснащения:
Танцевальный зал:
- помещение, площадью 30- 40 кв.м,
- пригодное для занятий напольное покрытие (дерево или линолеум),
- балетные станки и зеркала вдоль трех стен,
- индивидуальные коврики для партерной гимнастики,
- аптечка.
Костюмерная:
- помещение под костюмы, располагающая необходимым количеством костюмов, головных
уборов, обуви и реквизита для сценических выступлений.
- Помещение для переодевания (раздевалка) для участников ансамбля.
Аппаратура:
29

- магнитофон,
- музыкальный центр,
- цифровой фотоаппарат;
- видеокамера,
- ноутбук,
- сканер,
- принтер.
Фонотека

III.2 Условия реализации программы.
Данная программа требует некоторых условий для ее реализации, которые
продиктованы современными требованиями к дополнительному образованию детей.
Наличие просторного помещения, пригодного для занятий хореографией, оформленного
зеркалами. Кроме этого учитываются:
- форма занятий;
- наполняемость групп по возрастному цензу;
- периодичность проведения занятий;
- формы и методы, применяемые на занятиях.
- соблюдение санитарных норм и правил в условиях работы системы дополнительного
образования в образовательном учреждении.

III.3 Список литературы
1. Базарова Н. П., В. Мей «Азбука классического танца-. СПб., 1985г.
2. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и
педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий.-СПб.,
«Респект» «ЛЮКСИ», 1996г.
3. Беликова А.Н., Кветная О.В., Пуртова Т. В. Учите детей танцевать.-М., Гуманитарноиздательский комплекс «Владос»,2003г.
4. Богомолова Л. В. Основы танцевальной культуры. Программа экспериментального
курса.- М. 1995г.
5.Бондаренко Л., Методика хореографической работы в школе и внешкольных за ведениях. –
Киев,1999г
6. Бочкарева Н.И. Ритмика и хореография. Учебно-методический комплекс для
хореографических отделений, школ, гимназий, ДМШ.- Кемерово, 2000г.
30

7. Буксикова О.Б. Традиционные игры бурят в конце XIX - начале XX в.в., Москва - УланУдэ, Издательско - полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2004г.
8.Ваганова А.Я. Основы классического танца. 7-е изд., Издательство «Лань», 2002г.
9. Волынский А. Л., Книга ликований. - М., 2002г.
10. Гергесова Т.Е. Бурятские народные танцы. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство,
2002г.
11. Годенко М.С. - мастер танца: Воспоминания / Сост. С. А. Войлок. - Красноярск, 1997. 160 с: ил.
12. Головкина С. Н., Уроки классического танца в старших классах. М. 1999г.
13 . Горбунова О.А, Азбука естественной пластики.- СПб., 2006г.
14. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца.-М. Владос, 2004г.
15. Демина С.С., Сахина Л.А. Учебная программа курса Танец народов Восточной Сибири,
Издательско - полиграфический комплекс ВСГАКИ г.Улан- Удэ, 2001г.
16. Добраш А.Е., Александров В.А. Народный танец 1год обучения».- СПб., 2006г.
17. Еремина М., Роман с танцем. -СПб., 1998г.
18.Жадина О., Курамшин В., Школа балета Аскольда Макарова.- СПб., 2005г.
19. Заикин Н.И .,.Заикина Н. А, Областные особенности русского народного танца.- Орел,
2004г.
20.Захаров Р. В., Сочинение танца.- СПб., 2005г.
21. Климов А. Основы русского народного танца. .- М. Искусство, 1981г
22. Костровицкая В., Писарев А.. Школа классического танца.- М., 1985г
23. Кулиева И.М. Танец народов Восточной Сибири, г. Улан-Удэ, 2009г.
24. Лифиц И. В. Ритмика, - М., 1999г.
25. Никифорова А.В. Советы педагога классического танца - СПб., 2002г.
26. Нилов В. Северный танец. Традиции и современность.- М.2005г.
27. Протасова Л.И. Классический танец Улан-Удэ. Издательско - полиграфический комплекс
ФГОУ ВПО ВСГАКИ 2007г.
28. Пуртова Т. В. Танец на любительской сцене. Государственный Российский Дом
народного творчества. 2006г.
29. Раевская Е.П.,РудневаС.Д.Музыкально-двигательные упражнения в детском саду.СПб.,2005г.
30. Сайкина Е.Г., Фирилеа Ж.Е. СА-Фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей:
Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений.-СанктПетербург, «Детство-пресс», 2001г.
31

31. Сахина Л. А. Непрерывное дополнительное и художественное образование в области
хореографии. Издательско - полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2007г.
32. Ткаченко Т. С. Народный танец - М.: 1967г.
33. Холл Д. Уроки танцев. Лучшая методика обучения танцам – ACT Астрель М., 2009г
34.Черемнова Е. Ю. Танцетерапия: танцевально-оздоровительные методики для детей Ростов -на-Дону: Феникс, 2008г.
35. Черкасская Л. А., Методика преподавателя классического танца. -СПб., 2002г.
36. Чумичева Р. М. Взаимодействие искусств, в формировании личности школьника. Ростов на-Дону, 1995г.
37. Шкробова С. Народно – сценический танец. Экзерсис у палки. – СПб., 2007.

Литература для детей.
1. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и
педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий.-СПб.,
«Респект» «ЛЮКСИ», 1996г.
2.Бленфорд Н., Танец, 2009.
3. Дешкова И. Балет – иллюстративная энциклопедия в рассказах и исторических анекдотах
для взрослых и детей.1995.
4. Пасютинская «Волшебный мир танца. Книга для учащихся». – М.: Просвещение, 1985.
5. Плисецкая М.В. Я, Майя Плисецкая. 1994.
6. Тимофеева Н. Мир балета.1993.
7.Сайкина Е.Г., Фирилеа Ж.Е. СА-Фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей:
Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений.-СанктПетербург, «Детство-пресс», 2001г.

32


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».