ДООП Потешкина инструментал

I. Пояснительная записка.
1.Основные характеристики программы:
1.1. 1.1. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Русские народные инструменты» (далее Программа) разработана для обучающихся в
детском ансамбле песни и танца «Потешки» (далее – ансамбле). Программа разработана на
основе следующих нормативных документов:
• Конвенции о правах ребёнка;
• Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273- ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта
2022 года №678-р;
• Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. №41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27 октября 2020 года) «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
• Приказа Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 года № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
•
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму
Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи
Министерства образования и науки России от 18.11.2015 года № 09-3242;
• Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных технологий при реализации
образовательных программ»;
• Устава МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ;
• Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ.
Обучение игре на русских народных инструментах, в настоящее время доступное
всем детям независимо от их способностей, отражает демократическую установку
педагогики, делающую акцент на общее эстетическое воспитание детей, и выражается в
приобщении к искусству всех детей посредством деятельности в избранной области
искусства. Особенность обучения игре на русских народных инструментах в ансамбле
заключается в том, что большинство обучающихся получают начальное музыкальное
образование и воспитание, развивают общие и музыкальные способности, раскрывают
потенциал каждой личности в соответствии с интересами и склонностями.
1.2. Актуальность программы обусловлена потребностями и интересами обучающихся;
современными идеями и актуальными направлениями развития образцового ансамбля
«Потешки».
1.3. Отличительные особенности данной программы.

Данная программа, разработанная для участников ансамбля, является
комплексной и основана на их желании обучиться народному пению, танцу,
народному творчеству и игре на народных инструментах.

Обучающийся воспитывается в понимании ценностей нашей
музыкальной культуры.

Система занятий в ансамбле делает возможной совмещение вокального
исполнительства с инструментальным.

В программе уделяется большое внимание процессу развития
музыкального кругозора и всего мировоззрения обучающегося.

Знакомясь с народными инструментами, каждый обучающийся имеет
возможность обучиться игре на выбранном по желанию народном инструменте.
Также предоставляется возможность обучиться игре и на других народных

инструментах. Как правило, количество изучаемых инструментов определяется
уровнем
исполнительских
возможностей
обучающегося
и
творческоисполнительским планом ансамбля «Потешки». При этом учитывается мнение и
желание обучающегося.

Теоретические знания обучающийся получает в процессе практического
освоения народного музыкального инструмента, что является наиболее продуктивным
и целесообразным.

Осуществляется комплексная работа над развитием максимальной
слуховой активности ученика, его сосредоточенности, его глубокого вслушивания в
исполняемое произведение.

Каждый обучающийся имеет возможность самореализации в процессе
выступления в творческих конкурсах и концертах.
1.4. Педагогическая целесообразность.
Содержание программы направлено на реализацию одного из важнейших
педагогических принципов – культуросообразности - связи воспитания и обучения с жизнью
и культурой народа в процессе использования в воспитательно-образовательном процессе
культурно-исторического опыта народа - языка, обычаев, традиций, истории, духовной
культуры, фольклора. Основой фольклора служат непреходящие общечеловеческие
ценности, объединяющие различные культуры, религии и т.п. Через средства фольклора
(песенный фольклор, инструментальное музицирование, декоративно-прикладное творчество
и др.) можно и нужно приобщать к этим ценностям подрастающее поколение. Система
народных знаний (которая является основой фольклора) содержит понятия Добра,
Духовности, Красоты, Уважения (к родителям, старшему поколению, сверстникам, своему и
другим народам и культурам) и т.п. Одним словом, то, что принято называть непреходящими
ценностями, которые присутствуют в культуре любого народа.
1.5. Цель программы: обучение участников ансамбля игре на русских народных
инструментах,
развитие
музыкально-творческих
способностей,
формирование
художественного вкуса, исполнительской воли и выдержки, сохранение и развитие русской
народной инструментальной культуры.
1.6. Задачи первого и второго года обучения:

формирование и организация исполнительского аппарата на
русских народных инструментах (клавишных, струнных, духовых, шумовых);

работа над приобретением и закреплением основных игровых
приемов, умений и навыков;

выявление и развитие всех компонентов музыкально-творческих
способностей (музыкальный слух, ритмическое чувство, память, артистичность
и т.п.);

формирование и воспитание цельности и осмысленности
музыкального восприятия;

развитие
эмоциональной
отзывчивости,
музыкального
мышления, памяти, фантазии, воображения и т.п.;

формирование и развитие желания и интереса к занятиям на
русских народных инструментах;
Задачи третьего года обучения:

совершенствование исполнительской техники учащегося: мелкой
пальцевой моторики, аккордовой, дыхательной и др.;

овладение разными музыкальными инструментами по своему выбору;

овладение ансамблевой игрой на инструментах, аккомпанемент песням,
танцам;

развитие навыков самостоятельной работы учащегося над музыкальным
произведением;

1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа. Рекомендуемый возраст для
начала занятий 7-15 лет.
1.8. Формы занятий:

групповая – осуществляется с группой обучающихся, которые овладевают
игрой на одном музыкальном инструменте и активно взаимодействуют между собой
(например, ансамбль ложкарей). Также данная форма занятий может использоваться с
группой обучающихся на разных инструментах (ансамблевое музицирование)

мелкогрупповая – общение с двумя-тремя обучающимися, которые в свою
очередь взаимодействуют (дуэт, трио).

индивидуальная - оказание помощи обучающемуся по овладению новым
музыкальным инструментом.
2. Объем программы:
2.1. Объем программы – 324 ч.
2.2. Срок реализации программы – 3 года.
2.3. Режим занятий - 2 раза по 2 часа в неделю.
3. Планируемые результаты
По окончании первого года обучения, учащиеся будут знать и уметь:

знать устройство инструмента, научатся первоначальным азам игры на
инструменте.

играть простые наигрыши, заклички, попевки на инструменте.

определять характер произведения.

исполнять несколько разнохарактерных произведений на память.
По окончании второго года обучения, учащиеся будут уметь:

Достаточно подвижно исполнять несложные технические произведения.

Проявлять индивидуальное отношение к исполняемым произведениям.

Определять характер произведения.

Исполнять несколько разнохарактерных произведений на память.
По окончании третьего года обучения, учащиеся будут уметь:

Достаточно подвижно исполнять технические произведения, гаммы аккорды,
арпеджио.

Проявлять индивидуальное отношение к исполняемым произведениям,
определять характер.

Уметь подбирать по слуху.

Знать темповые значения и музыкальные термины.

Самостоятельно выполнять домашние задания.

Исполнять несколько произведений подряд на высоком художественном
уровне.
3.2. Способы и формы проверки результатов

прослушивание;

творческие показы;

участие в концертах;

выступления перед родителями;

итоговое прослушивание, где определяется готовность ученика продолжить
заниматься на выбранном инструменте или начать изучать другой инструмент;

Заключительным этапом является умение играть на выбранном инструменте
сольной программы и умение играть в ансамбле.
II. Содержание программы
2.1. Учебно-тематический план
Первый год обучения

Таблица №1
Форма контроля

Наименование
Общее кол-во
Теория
Практика
разделов и тем
часов
1.
Организация музыкальных интересов обучающихся
Беседы
об
10
10
Опрос ученика об устройстве
инструментальной
инструмента,
диапазоне,
музыке
способах и приёмах игры.
Игра преподавателя и
20
20
Просмотр и прослушивание
ученика
видео и аудио записей.
Слушание музыки на
5
5
концертах и в записи
(акцент переносится
на
домашнюю
работу)
Итого
35
2.
Творческие задания
Подбор по слуху
10
10
Прослушивание. Игра в
Транспонирование
4
1
3
ансамбле.
Контрольные
Импровизация
4
1
3
уроки.
Выступления
на
Ансамблевое
72
72
концертах.
исполнение
Итого

90

Работа над игровыми
приемами,
упражнениями
и
развитием мастерства
Работа
над
произведением
Воспитание
просветительскоартистической
направленности
(концертная
деятельность)
итого
Итого

60

3.

Работа над репертуаром
10
60

119

119

20

10

199
324

22

Прослушивание.
Промежуточный
контроль
Игра
в
ансамбле.
Контрольные
уроки.
Выступления на концертах.

302

Второй год обучения
Таблица №2
Наименование
разделов и тем
1.
Беседы
об
инструментальной
музыке
Игра
преподавателя
и
ученика

Общее колТеория
Практик
Форма контроля
во часов
а
Организация музыкальных интересов обучающихся
10
10
Опрос
ученика
об
устройстве инструмента,
диапазоне, способах и
20
20
приёмах игры. Просмотр и
прослушивание видео и
5
5
аудио записей.

Слушание музыки
на концертах и в
записи
(акцент
переносится
на
домашнюю работу)
Итого

35
2.

Подбор по слуху
Транспонирование
Импровизация
Ансамблевое
исполнение

10
4
4
72

Итого

90
3.

Работа
над
игровыми
приемами,
упражнениями
и
развитием
мастерства
Работа
над
произведением
Воспитание
просветительскоартистической
направленности
(концертная
деятельность)
итого
Итого

60

Творческие задания
10
1
3
1
3
72

Работа над репертуаром
10
60

119

119

20

10

199
324

22

Прослушивание. Игра в
ансамбле.
Контрольные
уроки.
Выступления
на
концертах.

Прослушивание.
Промежуточный
контроль
Игра
в
ансамбле.
Контрольные
уроки.
Выступления на концертах.

302

Третий год обучения
Таблица №3
Содержание и виды Общее кол- Теория
Практика
Форма контроля
работы
во часов
1.
Организация музыкальных интересов обучающихся
Беседы
об
10
10
Опрос ученика об
инструментальной
устройстве
музыке
инструмента,
Игра преподавателя и
20
20
диапазоне, способах
ученика
и приёмах игры.
Слушание музыки на
5
5
Просмотр
и
концертах и в записи
прослушивание видео
(акцент переносится
и аудио записей.
на
домашнюю
работу)

итого

35

Подбор по слуху
Транспонирование
Импровизация
Ансамблевое
исполнение

10
4
4
72

Творческие задания
10
1
3
1
3
72

итого

90
3.
60

Работа над репертуаром
10
60

2.

Работа над игровыми
приемами,
упражнениями
и
развитием мастерства
Работа
над
произведением
Воспитание
просветительскоартистической
направленности
(концертная
деятельность)
итого
Итого

119

119

20

10

199
324

22

Прослушивание.
Игра в ансамбле.
Контрольные уроки.
Выступления
на
концертах.

Прослушивание.
Промежуточный
контроль Игра в
ансамбле.
Контрольные уроки.
Выступления
на
концертах.

302

Средства обучения
Инструменты (балалайки, гусли, духовые народные, шумовые ударные, гармони, аудио
записи, наглядные пособия, DVD, видеозаписи)
2.2. Содержание тем программы
Основные понятия курса
Теория: Знать историю, устройство инструмента, диапазон, способы и приёмы игры.
Практика: Играть упражнения, гаммы, арпеджио разными штрихами. Этюды, песни,
пьесы. Концертные выступления.
№ Раздел,
тема

теория
стартовый

практика
контроль
базовый
продвин стартов базовый продвин Старто базов продв
утый
ый
утый
вый
ый
инуты
й
Русские
Русские Просмот Просмот Просмот Устная Переч Расска
1 Беседы Русские
об
народные
народные
народна р
и р
и р
и беседа ислен з
и
инструме шумовые
духовые
струнные прослуш прослуш прослуш по
ие и поясне
нтальной ударные
инструменты инструме ивание
ивание ивание
пройде расск ние по
музыке инструменты. .
нты.
видео и видео и видео и нному аз об всем
История,
История,
История, ауди
ауди
ауди
матери выбра группа
устройство, азы устройство, устройст материал материал материал алу
нном м
игры
азы игры
во, азы а
а.
а.
инстр инстру
игры
умент ментов
е
с
примен
ением
видео

Игра
преподав
ателя и
ученика

Изучение азов Основные
Знать
игры
на способы
и основные
выбранном
приёмы игры русские
инструменте
народна
песни и
наигрыш
и

Способы
и
приёмы
игры.
Упражне
ния,
гаммы
арпеджи
о

Знать не
менее
10-15
наигрыш
ей
на
выбранн
ом
инструм
енте

Играть с
педагого
м
выученн
ые
произвед
ения под
аккомпа
немент

Слушани
е музыки
на
концерта
х и в
записи
(акцент
переноси
тся
на
домашн
юю
работу)
2 Подбор
по слуху
Транспонирование
Импрови
зация
Ансамблевое
исполнение

Прослушивани Просмотр
е музыки на концертных
занятиях, дома выступлений
по
видео
записям

Посещение концертных
выступле
ний русских
народны
х
коллекти
вов

Прослушивание
музыки
на
занятиях,
дома

Просмот
р
концертных выступлений по
видео
записям

Посещение концертных
выступлений
русских
народны
х
коллекти
вов

Прослушивани
е
русской
народной
музыки,
опевание в других
тональностях

Угадывание
музыки
в
разных тональностях

Угадывание
музыки в
разных
тональностях,
темпах и
стилях

Подбор
на слух
одноголосной
мелодии
и игра в
ансамбле

Исполне
ние
подобранной
мелодии
в ансамбле

3 Работа
над игровыми
приемами,
упражнениями и
развитие
м
мастерства
Работа
над произведени
ем

Теоретические
понятия музыкального
темпа, штрихов

Музыкальны
е термины о
темпе,
скорости
громкости

Работа
над
характером
произведений
музыкальной
задумкой

Отрабатывание
штрихов
характер
а
музыки,
динамик
и

Исполне
ние произведений разными
стилями

Игра подобранной
мелодии
в
ансамбле
и с педагогом в
разных
тонально
стях
и
импровизация
Исполнений
упражнений разными
темпами,
штрихам
и

Знать о
способа
х
и
приёма
х игры
на
выбран
ном
инстру
менте
Беседы
о прослушан
ных и
просмотренных
записях

Практи
ческое
задание
(игра
транспорт,
импровизация

Ежемесячный
технический
зачёт

Играт
ь
выуче
нные
произ
веден
ия

Посещение
и участие в
концертной
деятельности
дворц
а
Практическое
задание
(игра
транспорт,
импрови
зация
Промежуточный
техни
чески
й
зачёт

и
аудио
носите
лей
Играть
выучен
ные
произв
едения
с
педаго
гом и в
ансамб
ле
Участие в
отчетных
концер
тах
коллек
тива и
дворца

Практическое
задани
е (игра
транспорт,
импровизаци
я

Годовой
технический
зачёт

Таблица №4

2.3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ Месяц

Число

Время
провед
ения
заняти
Утро,
я
день,
вечер

Форма
занятия

Кол-во Тема
часов занятия

1

Сентябрь 2-3

2

Сентябрь 7-10

Утро,
день,
вечер

Теория, 9 ч
практика

3

Сентябрь 14-17

Утро,
день,
вечер

Теория, 9 ч
практика

4

Сентябрь 21-24

Утро,
день,
вечер

Теория, 9 ч
практика

5

Сентябрь 28-30

Утро,
день,
вечер

Теория, 9 ч
практика

6

Октябрь

1-3

Утро,
день,
вечер

Теория, 9 ч
практика

7

Октябрь

5-8

Утро,
день,
вечер

Теория, 9 ч
практика

Утро,
день,
вечер

Теория, 9 ч
практика

Утро,
день,
вечер

Теория, 9 ч
практика

8

9

Октябрь

Октябрь

12-15

19-22

Теория, 4 ч
практика

Азы
обучения,
повтор
пройденного
Азы
материала
обучения,
повтор
пройденного
Азы
материала
обучения,
повтор
пройденного
Азы
материала
обучения,
повтор
пройденного
материала
Азы
обучения,
повтор
пройденного
материала
Упражнения,
подбор
по
слуху,
теоретические
основы,
работа
над
штрихами,
игровыми
Упражнения,
приёмами
подбор
по
слуху,
теоретические
основы,
работа
над
штрихами,
игровыми
Упражнения,
приёмами
подбор
по
слуху,
теоретические
основы,
работа
над
штрихами,
игровыми
Упражнения,
приёмами
подбор
по
слуху,
теоретические
основы,
работа
над
штрихами,
игровыми
приёмами

Место
Форма
проведени контроля
я
Каб. № 34

Каб. № 34

Каб. № 34

Каб. № 34

Каб. № 34

Каб. № 34

Каб. № 34

Каб. № 34

Каб. № 34

Прослушивание,
просмотр
теоретического
и
практического
Прослушивание,
материала
просмотр
теоретического
и
практического
Прослушивание,
материала
просмотр
теоретического
и
практического
Прослушивание,
материала
просмотр
теоретического
и
практического
материала Участие в
концерте
Прослушивание,
просмотр
теоретического
и
практического
материала. Участие
Прослушивание,
в концерте
просмотр
теоретического
и
практического
материала Участие в
концерте
Прослушивание,
просмотр
теоретического
практического
материала

и

Прослушивание,
просмотр
теоретического
практического
материала

и

Прослушивание,
просмотр
теоретического
практического
материала

и

10 Октябрь

26-28

Утро,
день,
вечер

Теория, 9 ч
практика

11 Ноябрь

2-5

Утро,
день,
вечер

Теория, 9 ч
практика

Утро,
день,
вечер

Теория, 9 ч
практика

Утро,
день,
вечер

Теория, 9 ч
практика

23-30

Утро,
день,
вечер

Теория, 9 ч
практика

1-3

Утро,
день,
вечер

Теория,
практика

Утро,
день,
вечер

Теория,
практика

12 Ноябрь

13 Ноябрь

14 Ноябрь

15

16

Декабрь

Декабрь

9-12

16-19

7-10

9ч

9ч

Упражнения,
подбор
по
слуху,
теоретические
основы,
работа
над
штрихами,
игровыми
приёмами
Упражнения,
подбор
по
слуху,
теоретические
основы,
работа
над
штрихами,
игровыми
Упражнения,
приёмами
подбор
по
слуху,
теоретические
основы,
работа
над
штрихами,
игровыми
Упражнения,
приёмами
подбор
по
слуху,
теоретические
основы,
работа
над
штрихами,
игровыми
Упражнения,
приёмами
подбор
по
слуху,
теоретические
основы,
работа
над
штрихами,
игровыми
Упражнения,
приёмами
подбор
по

Каб. № 34

Прослушивание,
просмотр
теоретического
и
практического
материала Участие в
концерте

Каб. № 34

Прослушивание,
просмотр
теоретического
практического
материала

и

Прослушивание,
просмотр
теоретического
практического
материала

и

Прослушивание,
просмотр
теоретического
практического
материала

и

Каб. № 34

Каб. № 34

Каб. № 34

Прослушивание,
просмотр
теоретического
и
практического
материала Участие в
концерте

Каб. № 34

Прослушивание,
просмотр
теоретического
практического
материала

и

Прослушивание,
просмотр
теоретического
практического
материала

и

слуху,
теоретические
основы, работа
над штрихами,
игровыми
приёмами
Упражнения,
Каб. № 34
подбор
по
слуху,
теоретические
основы, работа
над штрихами,
игровыми
приёмами

17

Декабрь

14-17

Утро,
день,
вечер

Теория,
практика

9ч

18

Декабрь

21-24

Утро,
день,
вечер

Теория,
практика

9ч

19

Декабрь

24-30

20

Январь

11-14

21

Январь

18-21

Утро,
день,
вечер

Теория,
практика

Утро,
день,
вечер

Теория,
практика

9ч

9ч

22

Январь

25-28

Утро,
день,
вечер

Теория,
практика

9ч

23

Февраль

1-4

Утро,
день,
вечер

Теория,
практика

9ч

Утро,
день,
вечер

Теория,
практика

24

Февраль

8-11

9ч

Упражнения,
Каб. № 34
подбор
по
слуху,
теоретические
основы, работа
над штрихами,
игровыми
приёмами
Упражнения,
Каб. № 34
подбор
по
слуху,
теоретические
основы, работа
над штрихами,
игровыми
приёмами
Новогодние
представления

Зрительный
зал

Упражнения,
подбор
по
слуху,
теоретические
основы, работа
над штрихами,
игровыми
приёмами
Упражнения,
подбор
по
слуху,
теоретические
основы, работа
над штрихами,
игровыми
приёмами
Упражнения,
подбор
по
слуху,
теоретические
основы, работа
над штрихами,
игровыми
приёмами
Упражнения,
подбор
по
слуху,
теоретические
основы, работа
над штрихами,
игровыми
приёмами
Упражнения,
подбор
по
слуху,
теоретические
основы, работа
над штрихами,
игровыми
приёмами

Каб. № 34

Каб. № 34

Прослушивание,
просмотр
теоретического
и
практического
материала Участие в
концерте
Прослушивание,
просмотр
теоретического
практического
материала

и

Прослушивание,
просмотр
теоретического
практического
материала

и

Прослушивание,
просмотр
теоретического
практического
материала

и

Каб. № 34

Прослушивание,
просмотр
теоретического
и
практического
материала Участие в
концерте

Каб. № 34

Прослушивание,
просмотр
теоретического
практического
материала

и

Прослушивание,
просмотр
теоретического
практического
материала

и

Каб. № 34

25

Февраль

15-18

Утро,
день,
вечер

Теория,
практика

9ч

26

Февраль

24-29

Утро,
день,
вечер

Теория,
практика

9ч

Утро,
день,
вечер

Теория,
практика

27

Март

1-3

9ч

28

Март

7-11

Утро,
день,
вечер

Теория,
практика

9ч

29

Март

12-16

Утро,
день,
вечер

Теория,
практика

9ч

Утро,
день,
вечер

Теория,
практика

Утро,
день,
вечер

Теория,
практика

30

31

Март

Март

21-24

28-31

9ч

9ч

Упражнения,
подбор
по
слуху,
теоретические
основы, работа
над штрихами,
игровыми
приёмами
Упражнения,
подбор
по
слуху,
теоретические
основы, работа
над штрихами,
игровыми
приёмами
Упражнения,
подбор
по
слуху,
теоретические
основы, работа
над штрихами,
игровыми
приёмами
Упражнения,
подбор
по
слуху,
теоретические
основы, работа
над штрихами,
игровыми
приёмами
Упражнения,
подбор
по
слуху,
теоретические
основы, работа
над штрихами,
игровыми
приёмами
Упражнения,
подбор
по
слуху,
теоретические
основы, работа
над штрихами,
игровыми
приёмами
Упражнения,
подбор
по
слуху,
теоретические
основы, работа
над штрихами,
игровыми
приёмами

Каб. № 34

Прослушивание,
просмотр
теоретического
и
практического
материала Участие в
концерте

Каб. № 34

Прослушивание,
просмотр
теоретического
практического
материала

и

Прослушивание,
просмотр
теоретического
практического
материала

и

Каб. № 34

Каб. № 34

Прослушивание,
просмотр
теоретического
и
практического
материала Участие в
концерте

Каб. № 34

Прослушивание,
просмотр
теоретического
практического
материала

и

Прослушивание,
просмотр
теоретического
практического
материала

и

Каб. № 34

Каб. № 34

Прослушивание,
просмотр
теоретического
и
практического
материала Участие в
концерте

32

33

Апрель

Апрель

4-7

11-14

Утро,
день,
вечер

Теория,
практика

Утро,
день,
вечер

Теория,
практика

9ч

9ч

34

Апрель

18-21

Утро,
день,
вечер

Теория,
практика

9ч

35

Апрель

25-28

Утро,
день,
вечер

Теория,
практика

9ч

Утро,
день,
вечер

Теория,
практика

Утро,
день,
вечер

Теория,
практика

Утро,
день,
вечер

Теория,
практика

36

37

38

Май

Май

Май

2-5

10-14

16-19

9ч

9ч

9ч

Упражнения,
подбор
по
слуху,
теоретические
основы, работа
над штрихами,
игровыми
приёмами
Упражнения,
подбор
по
слуху,
теоретические
основы, работа
над штрихами,
игровыми
приёмами
Упражнения,
подбор
по
слуху,
теоретические
основы, работа
над штрихами,
игровыми
приёмами
Упражнения,
подбор
по
слуху,
теоретические
основы, работа
над штрихами,
игровыми
приёмами
Упражнения,
подбор
по
слуху,
теоретические
основы, работа
над штрихами,
игровыми
приёмами
Упражнения,
подбор
по
слуху,
теоретические
основы, работа
над штрихами,
игровыми
приёмами
Упражнения,
подбор
по
слуху,
теоретические
основы, работа
над штрихами,
игровыми
приёмами

Каб. № 34

Каб. № 34

Прослушивание,
просмотр
теоретического
практического
материала

и

Прослушивание,
просмотр
теоретического
практического
материала

и

Каб. № 34

Прослушивание,
просмотр
теоретического
и
практического
материала Участие в
концерте

Каб. № 34

Прослушивание,
просмотр
теоретического
практического
материала

и

Прослушивание,
просмотр
теоретического
практического
материала

и

Прослушивание,
просмотр
теоретического
практического
материала

и

Прослушивание,
просмотр
теоретического
практического
материала

и

Каб. № 34

Каб. № 34

Каб. № 34

39

Май

23-31

Утро,
день,
вечер

Теория,
практика

9ч

Упражнения,
Каб. № 34
подбор
по
слуху,
теоретические
основы, работа
над штрихами,
игровыми
приёмами

Прослушивание,
просмотр
теоретического
и
практического
материала Участие в
концерте

III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
3.1. Методические рекомендации
Данная программа разработана в общей концепции работы ГДДЮТ и предлагает
начинать обучение детей игре на русских народных инструментах в детском образцовом
ансамбле «Потешки» с семилетнего возраста. Обучение проходит в основном по трёхлетней
программе. Развивает первоначальные навыки, используется форма индивидуального
подхода, предполагающая изучение личности ребенка: его психологического развития,
наличие или отсутствие музыкального опыта, самостоятельности мышления. Желающие
могут продолжить свои занятия на русских народных инструментах под руководством
педагога, обучаясь в средних специальных или высших учебных заведениях.
В процессе обучения игре на русских народных инструментах происходит развитие
способностей человека в различных областях. Развитие слуховой и зрительной памяти, т.к.
процесс обучения связан с запоминанием устной передачи навыков игры на инструменте,
слухового анализа своей игры, музыкальных терминов на итальянском языке, исполнения
музыкальных произведений на память. Развитие координации обеих рук в результате
одновременной игры, а также ног, используя приемы игры на ложках и исполнение игры во
время пения или танца. Развитие мелкой моторики и крупной техники, что имеет связь с
развитием речи у детей, способностью самовыражения в обществе.
Работая с учащимися, педагог воспитывает эстетический вкус, развивает музыкальное
мышление, учит словесно описывать исполняемые произведения. Соединяя вокальное,
танцевальное и инструментальное исполнительство, педагоги ансамбля «Потешки»
добиваются широкому раскрытию потенциала воспитанников. В учебном процессе педагог
учитывает индивидуальность каждого, пытаясь найти наиболее правильные методы работы.
Независимо от степени одаренности учит понимать характер, форму, штрихи, стиль
музыкальных произведений.
Репертуар программы отражает не только инструментальную направленность, но и
аккомпанемент песням и танцам. Большой интерес проявляется к произведениям
современных композиторов, джазовой музыке. Такое разнообразие дает возможность выбора
для обучающихся одного года обучения различных по трудности вариантов программ.
Репертуар, изучаемый на занятиях и исполняемый на концертах, может значительно
отличаться по уровню сложности в зависимости от способностей учащегося. В работе над
репертуаром педагог должен иметь произведения для концертного или экзаменационного
исполнения, а также произведения для работы на занятиях или ознакомления. Продвижение
ученика во многом зависит от регулярности и качестве домашних занятий. Поэтому очень
важно научить учащегося самостоятельно работать и рационально использовать время,
отведённое на домашнюю подготовку к урокам.
В процессе обучения игре на инструментах большое значение имеет выбор песенных
мелодий, которые дети желали бы подобрать на инструменте, так как в этом процессе
начинает формироваться музыкальный вкус обучающихся.
Индивидуальные занятия прочно вошли в практику обучения музыкальному
искусству, в том числе работа над сольным репертуаром. Крупным разделом, выделенным в
тематическом плане, является изучение сольной программы.
Пробуждению активности детей помогает ансамблевая игра, которую можно вводить
уже на первых уроках. Интенсивное использование разных форм ансамбля характеризует
современную педагогику, ее прогрессивную методическую направленность. Наипростейший
вид ансамбля – игра с педагогом, но, конечно, ансамбль с привлечением других
обучающихся имеет большие психологические преимущества. Коллективный ансамбль
позволяет ввести ребенка в мир многоголосной музыке, где каждый голос исполняется
участником ансамбля. У учеников возникает по отношению друг к другу моральные
обязательства, воспитывается уважение к товарищам, вместе с тем укрепляется и чувство

собственного достоинства, самостоятельность, инициативность.
По окончании обучения, учащийся сумеет грамотно разбираться в народной музыке,
исполнять музыкальные произведения, научится играть в ансамбле. Получит навык общения
в обществе и на сцене.
Психологическая устойчивость, связанная с публичными выступлениями даёт важное
умение, владеть своими эмоциями и поведением в обществе и в стрессовой ситуации.
3.2.

Примерные варианты программ, рекомендуемых
для исполнения учащимися
Первый год обучения
Таблица №5

свирель
1. Как под горкой, под горой.
2. Савка и Гришка.
3. Чики-чики, чикалочки.
4. Кукушка.
5. Яблонька.
6. Уж, я золото, да хороню.
7. Корова.
8. К нам гости пришли.
9. Упражнения и этюды.

гармонь
1. Как под горкой, под горой.
2. Савка и Гришка.
3. Ой, за гаем, гаем.
4. На горе-то калина.
5. Как на тоненький ледок.
6. Частушечная.
7. Коробочка.
8. Во поле берёзка стояла.
9. Упражнения и этюды.

балалайка
1. Как под горкой, под горой.
2. Савка и Гришка.
3. Во поле берёзка стояла.
4. За реченькой диво.
5. На зелёном лугу.
6. Во сыром бору тропинка.
7. Пойду ль я, выйду ль я.
8. Ах, вы сени, мои сени.
9. Упражнения и этюды.

Второй год обучения
Таблица №6
свирель
1. Ах, улица. улица широкая,
2. Как из-под кусту.
3. Со вьюном я хожу.
4. На лодочке.
5. Пойду ль я, выйду ль я.
6. Ах ты, берёза.

гармонь
1. Ехал казак за Дунай.
2. Ах. улица, улица широкая.
3. Я вечор в лужках гуляла.
4. Ходила младёшенька.
5. В тёмном лесе.
6. Как пойду я на быструю
речку.

балалайка
1. Маленькая полька.
2. Уж как по мосту-мосточку.
3. Я рассею своё горе.
4. Научить ли тя, Ванюша.
5. Я на камушке сижу.
6. Уральская плясовая.

Третий год обучения
Таблица №7
свирель
1. Ах, улица, улица широкая,
2. Как из-под кусту.
3. Со вьюном я хожу.
4. На лодочке.
5. Пойду ль я, выйду ль я.
6. Ах ты, берёза.

гармонь
1. Ехал казак за Дунай.
2. Ах. улица, улица
широкая.
3. Я вечор в лужках гуляла.
4. Ходила младёшенька.
5. В тёмном лесе.
6. Как пойду я на быструю
речку.

балалайка
1. Маленькая полька.,
2. Уж как по мосту-мосточку.
3. Я рассею своё горе.
4. Научить ли тя, Ванюша.
5. Я на камушке сижу.
6. Уральская плясовая.

Слушание музыки в исполнении педагога. Примерная тематика: «Музыка для театра»,
«Отрывки из опер и балетов».
Программные требования. В течение учебного года ученик проходит 10–12 различных
по форме и жанру музыкальных произведений.
Начиная с 3-го года обучения, учащиеся сдают технический зачет, исполнение гаммы
разными штрихами в две октавы. Игра терциями, аккордами, арпеджио.
Подбор по слуху (введение аккордового сопровождения). Игра в ансамбле.
Исполнение выученного репертуара.
Зачетные требования. Игра выученного индивидуального и ансамблевого репертуара.
Годовые требования по репертуару и комплексу технических упражнений. Ученик
должен выучить наизусть, играть свободно и помнить не менее 10 пьес. Такое же количество
произведений он должен пройти в порядке ознакомления. В ансамблевой игре можно
использовать простейшие инструментальные пьесы, сопровождение вокалу, танцу.
3.3.

Примерный репертуар для первого года обучения
Свирель

Как пол горкой под горой. Русская нар. песня
Савка и Гришка. Белорусская нар, песня
Ай, на горе дуб, дуб. Русская нар, песня
Кукушка. Муз. Е. Тиличеевой
Яблонька. Муз. Е. Тиличеевой
На лодочке. Башкирская нар. песня
Пойду ль я, выйду ль я. Русская нар. песня
Курочка–рябушечка. Детская песенка, муз. Г. Лобачёва
Балалайка
За реченькой диво. Русская нар, песня. Обр. А. Дорожкина
На зелёном лугу. Русская нар, песня. Обр. А. Дорожкина
Во поле берёза стояла. Русская нар, песня. Обр. А. Дорожкина
Во сыром бору тропинка. Русская нар, песня. Обр. А. Дорожкина
Уж как по мосту, мосточку. Русская нар, песня. Обр. А. Дорожкина
Маленькая полька. Д. Кабалевский
Гармонь
Как под горкой, под горой. Русская нар, песня
Савка и Гришка. Белорусская нар, песня
Ой, за гаем, гаем. Украинская нар. песня
На горе – то калина. Русская нар. песня
Примерный репертуар для второго года обучения
Свирель
Как пошли наши подружки. Русская нар, песня
Ты канава. Русская нар. песня

Со вьюном я хожу. Русская нар. песня
Как из – под кусту. .Из сборника А. Лядова
Балалайка
Пойду ль я, выйду ль я. Русская нар, песня. Обр. А. Дорожкина
Я рассею своё горе. Русская нар, песня. Обр. А. Дорожкина
Научить ли тя , Ванюша. Русская нар, песня. Обр. А. Дорожкина
Ах, вы сени, мои сени. Русская нар, песня. Обр. А. Дорожкина
Вдоль по улице в конец. Русская нар, песня. Обр. А. Дорожкина
Гармонь
Я на камушке сижу. Обр. Н. Фомина
Ай все, кумушки, домой. Обр. Б. Трояновсого
Уральская плясовая. Обр. Б. Трояновсого
Молодка. Обр. Н. Фомина
Перепёлка. Обр. Ю. Слонова
Воталинка. Обр. П. Барчукова
Примерный репертуар для третьего года обучения
Свирель
Мелодия. Из «Альбома для юношества» Р. Шумана
Песенка. Из «Альбома для юношества» Р. Шумана
Сурок. Л. Бетховен
Песня. А. Гедике
Я на камушке сижу. Н. Римский – Корсаков
Старинная французская песня. П. Чайковский
Балалайка
Я вечор в лужках гуляла. Русская нар. песня
Ах, улица, улица широкая. Русская нар. песня
Ходила младёшенька. Русская нар. песня
В сыром бору тропина. Русская нар. песня
В тёмном лесе. Русская нар. песня
Гармонь
Словацкая полька.
Под окном черёмуха колышется. Русская нар. песня
Как пойду я на быструю речку. Русская нар. песня
Эй, ухнем. Русская нар. песня
Частушечная.

3.4.

Литература

Для обучающихся
1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.

Буданков, Олег Артемьевич. Практический курс игры на русских народных духовых и
ударных инструментах / Предисл. авт. - М. : Музыка, 1991. - 191 с.
Музыкальная мозаика [Ноты] = musical mosaic : переложение для блокфлейты и
фортепиано. - [Переизд.]. - Москва : Музыка, 2014-. - 29 см.
Дорожкин, Александр Васильевич. Самоучитель игры на балалайке / Вступ. ст. авт. - М.
: Сов. композитор, 1992. - 96 с.
Лондонов, Петр Петрович. Самоучитель игры на двухрядной гармонике - «хромке» / Под
общ. ред. В. Владимирова. - М. : Музгиз, 1963. - 95 с.
Пушечников, Иван Федорович. Азбука начинающего блокфлейтиста : С клавиром /
Предисл. И. Пушечникова. - М. : Музыка, 1996. - 53 с.
Оськина, Светлана Ефимовна. Песенник-самоучитель на балалайке [Ноты] : (cтрой «лями-до») / С.Е. Оськина, Д.Г. Парнес. - М. : АСТ : Астрель, 2003. - 133, [2] с. : табл.; 20
см. - (Аккомп. по слуху).
Соколов, Флавий Васильевич. Русская народная балалайка [Текст] : Сборник нар.
балалаечных наигрышей / Под общ. ред. С. В. Аксюка. - Москва : Сов. композитор, 1962.
- 115 с., 5 л. ил. : нот. ил.;

Для педагога
1. А гармошка не печалит. Вып. 1. / Сост., перелож. и предисл. Г. Заволокина : Песни,
наигрыши, частушки: Для пения (соло, анс., хор) в сопровожд. двухряд. хромат.
гармоники и для двухряд. хромат. гармоники соло. - М. : Композитор, 1994. - 55 с.
2. Бажилин, Роман Николаевич. Самоучитель игры на двухрядной хроматической
гармонике [Ноты] : аккомпанемент песен / Р. Бажилин. - [Переизд.]. - Москва : Изд. дом
В. Катанского, 2009. - 107 с.
3. Бажилин, Роман Николаевич. Самоучитель игры на двухрядной хроматической
гармонике [Ноты] / Р. Бажилин. - Москва : Изд. дом В. Катанского, 2006. - 107 с.
4. Бычков, Владимир Васильевич. Аранжировка аккомпанемента для оркестра и ансамбля
русских народных инструментов / В. В. Бычков. - М. : Сов. Россия, 1988. - 94,[1] с. : нот.
ил.; - (Б-чка «В помощь худож. самодеятельности»; N 18).
5. Евтушенко, Юрий Трофимович. Практический курс игры на гуслях звончатых / Предисл.
авт. - М. : Музыка, 1989. - 116 с.
6. Заволокин, Александр Дмитриевич. Это звонкое чудо - частушка : Песни, частушки и
припевки: Для голоса (хора) в сопровожд. фп. (баяна) / Предисл. авт. - М. : Сов.
композитор, 1989. - 80 с
7. Корнев, Владимир Гордеевич. Русские танцы : Для дуэта баянов / Предисл. А.
Владимирова. - М. : Музыка, 1973. - 104 с
8. Петрова, Татьяна Александровна. Про свирель, гудок и бубен : [Дет. энцикл. рус. нар.
музыкал. инструментов] / Т. Петрова; [Худож. О. Контарева]. - Калининград : ГИПП
«Янтарный сказ», Б. г. (1994). - 138,[5] с. : цв. ил.;
9. Платонов, Николай Иванович. Школа игры на флейте [Ноты] / Н. Платонов ; ред. Ю.
Должиков. - [Переизд.]. - Москва : Музыка, 2007. - 154 с.
10. Попонов, Владимир Борисович. О переложении для русских народных инструментов / В.
Б. Попонов. - М. : Сов. Россия, 1986. - 96 с. : нот. ил.;
11. Попонов, Владимир Борисович. Русская народная инструментальная музыка / В. Б.
Попонов. - М. : Знание, 1984. - 112 с. : ил.;
12. Русские народные балалаечные наигрыши / Сост., авт. вступ. ст. и коммент. А.С.
Кошелев. - М. : Сов. Россия, 1990. - 142 с


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».