ДООП Потешки НХТ

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Основные характеристики программы:
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Народное художественное
творчество» разработана для обучающихся в детском ансамбле народного пения
«Потешки» (далее – ансамбле) и имеет художественную направленность. Программа
разработана на основе следующих нормативных документов:
• Конвенции о правах ребёнка;
• Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273- ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта 2022
года №678-р;
• Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении
СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27 октября 2020 года) «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
• Приказа Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 года № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента
государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства
образования и науки России от 18.11.2015 года № 09-3242;
• Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных технологий при реализации
образовательных программ»;
• Устава МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ;
• Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ.
Изучение народного художественного творчества, в настоящее время доступное всем
детям независимо от их способностей, отражает демократическую установку педагогики,
делающую акцент на общее эстетическое воспитание детей, и выражается в приобщении к
искусству всех детей посредством деятельности в избранной области искусства.
1.2. Актуальность программы обусловлена острой необходимостью воспитания цельной,
жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее
духовности.
Программа является целостным курсом, который включает в себя основные виды
художественного творчества и способствует реализации главной цели художественного
образования - формированию духовной культуры личности, приобщению к
общечеловеческим ценностям, овладению знаниями и опытом национального культурного
наследия. Тематика и последовательность программы обеспечивают эмоциональные
контакты с искусством, художественные знания, умения и навыки, приобретаемые на
занятиях, способствуют творческой самореализации и являются средством приобщения
ребенка к художественной культуре, познанию мира в образной форме.
Родители, понимающие сущность этой проблемы, приводят детей в те учреждения
дополнительного образования, где помимо стандартных целей, ставятся еще и такие как,

приобщение к родной культуре, обучение традиционным видам искусств, формирование
национального самосознания и т.д. Образовательная программа «Народное
художественное творчество» отвечает потребностям современного общества и может
удовлетворить запросы учащегося и его родителя.
Новизна программы состоит в образовательных технологиях, позволяющих достичь
оптимального результата за минимальное количество часов. Обучение по программе
организовано с учётом событий русского календарно-обрядового круга, при этом опирается
на закономерности, лежащие в основе народного календаря, праздников и обрядов, которые
в своем единстве формируют ее содержательную и методическую части.
1.3. Отличительные особенности программы. Данная программа, разработанная для
участников ансамбля, является комплексной и основана на их желании обучиться
народному пению, танцу, народному творчеству и игре на народных инструментах.
Обучающийся воспитывается в понимании ценностей нашей народно-музыкальной
культуры. Изучая народное творчество обучающиеся открывают для себя богатство
национальной духовной культуры, а это имеет большое значение в нравственном,
патриотическом и эстетическом воспитании.
Так как программа по своему характеру модифицированная, и в ней обобщен опыт
Т.И. Баклановой «Народное художественная культура» и авторской программы Т.Т.
Афанасьевой «Программа развития образцового ансамбля народного пения «Потешки». На
основе этих программ была разработана программа «Народное художественное творчество».
Она в себе несет попытку обобщения данного опыта и, одновременно, внесения личного
творческого подхода к отбору и формированию содержания программы.
1.4. Педагогическая целесообразность. Содержание программы направлено на
реализацию одного из важнейших педагогических принципов – культуросообразности связи воспитания и обучения с жизнью и культурой народа в процессе использования в
воспитательно-образовательном процессе культурно-исторического опыта народа - языка,
обычаев, традиций, истории, духовной культуры, фольклора.
Основой фольклора служат непреходящие общечеловеческие ценности,
объединяющие различные культуры, религии и т.п. Через средства фольклора (песенный
фольклор, инструментальное музицирование, декоративно прикладное творчество и др.)
можно и нужно приобщать к этим ценностям подрастающее поколение. Система народных
знаний (которая является основой фольклора) содержит понятия Добра, Духовности,
Красоты, Уважения (к родителям, старшему поколению, сверстникам, своему и другим
народам и культурам) и т.п. Одним словом, то, что принято называть непреходящими
ценностями, которые присутствуют в культуре любого народа.
1.5. Цель программы
Приобщение детей к народно художественному творчеству через изучение и освоение
традиций русского фольклора, формирование художественного вкуса, сохранение и
развитие русской народной художественной культуры.
1.6. Задачи
Образовательные:

- формирование общей культуры, художественно-эстетического вкуса;
- изучение основных русских обрядов, праздников, жанров народной песни и танца;
- расширение и углубление знаний в области русского фольклора.
Развивающие:
- выявление и развитие индивидуальных творческих и музыкальных способностей в
процессе изучения народной культуры;
- практическое освоение традиционного русского музыкального, танцевального и
поэтического творчества;
- развитие самостоятельности и инициативы;
Воспитательные:
- привитие детям любви к народной культуре;
- формирование интереса, бережного отношения, уважения и любви к традиционной
русской культуре и культуре других народов; воспитание чувства принадлежности к
русскому народу, его истории и культуре;
- формирование эстетического и художественного вкуса, познавательного интереса.
Валеологические:
- осознанное распределение физической и эмоциональной нагрузки;
- ведение здорового образа жизни.
1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа
Занятия в ансамбле проводятся в соответствии с возрастными психофизиологическими
особенностями обучающихся, от 7 лет до 17 лет.
1.8. Формы занятий:
Занятия могут быть аудиторными (учебном кабинетах), а также внеаудиторными (в т.ч.
на сценической площадке). Предполагается использование занятий с элементами
импровизации. Форма работы групповая.
Занятия по народному творчеству занимают особое место в учебном процессе т.к.
органично связаны с народным пением, народным танцем и проведением народных
праздников.
2. Объем программы:
2.1. Общее количество часов на весь период обучения по программе составляет 576 часов,
1 год-144, 2 и 3 год 216ч.
2.2. Срок реализации программы – 3 года.
2.3. Режим занятий:
Средняя группа 7 - 11 лет, занятия 2 раза в неделю по 2 часа. (144 ч)
Старшая группа 12 – 17 лет, занятия 3 раза в неделю по 2 часа. (216 ч)
3. Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты.
По окончанию курса обучения по данной программе, обучающийся будут знать
отдельные направления народного творчества: обрядовый фольклор, народные праздники,
игры и т.д. Развить интерес детей к календарно – обрядовым праздникам, семейно –
бытовой поэзии, народным играм и т.д. Обучающийся должен уметь эмоционально-образно
воспринимать произведения народного творчества в различных жанрах. А также исполнять
творческие образцы в разных жанрах народной культуры (жанры народной песни,
народные игры). У обучающихся формируется целостный, социально-ориентированный
взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и

религий. Происходит развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости.
Средствами народного искусства получим творчески активную личность, способной
творчески мыслить и проявлять творческую инициативу.
3.2. Способы и формы проверки результатов.
Программа включает систему контролирующих материалов тестовых материалов для
оценки освоения обучающимися планируемого содержания. А также использование
средств диагностики результативности;
Результативность освоения программы можно наблюдать на проводимых рабочих и
открытых занятиях, классах-концертах, творческих отчетах, которые могут быть в форме
показов, концертов, а также по участию в различных конкурсах, фестивалях;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

II.

2.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план 1 года обучения
п\п

Раздел
№1

Раздел
№2

Раздел
№3

Тема занятий

Всего

Теория Практика

Вводное занятие
Знакомство с народным
творчеством
Введение в народное
творчество
Фольклор, как народное
творчество
Обрядовый фольклор

4:
6:

4
3

3

2

1

1

Текущий контроль

4

2

2

Текущий контроль

6:

3

3

Значение обряда в жизни
человека.
Календарно-обрядовый
фольклор
Осенние праздники

2

1

1

Текущий контроль

4

2

2

Текущий контроль

15

15

Праздники в сентябре
Праздники в октябре
Праздники в ноябре
Раздел Зимние праздники.
№4
Праздники в декабре.
Праздники в январе.
Праздники в феврале.
Раздел Весенние праздники.
№5
Праздники в марте.
Праздники в апреле.
Праздники в мае.
Раздел Летние праздники.
№6
Праздники в июне.
Праздники в июле.

30:

Форма контроля
Групповой опрос

10
10
10
30:

5
5
5
15

5
5
5
15

Текущий контроль
Текущий контроль
Текущий контроль

10
10
10
30:

5
5
5
15

5
5
5
15

Текущий контроль
Текущий контроль
Текущий контроль

10
10
10
30:

5
5
5
15

5
5
5
15

Текущий контроль
Текущий контроль
Текущий контроль

10
10

5
5

5
5

Текущий контроль
Текущий контроль

Раздел
№7

Праздники в августе.
Итоговые мероприятия.

10
8:

5
2

5
6

Проектная деятельность.
Отчетный концерт.
Итого:

6
2
144

2

4
2
72

72

Текущий контроль

Учебно-тематический план 2 года обучения
п\п

Тема занятий
Вводное занятие

Раздел
Знакомство с
№1
народным творчеством
Понятие народное
творчество.
Виды народного
творчества
Раздел
Устное народное
№2
творчество
Понятие и виды
устного народного
творчества
Загадки, пословицы,
поговорки.
Сказки, былины.
Раздел
Народные игры.
№3
Понятие и виды
народных игр.
Сюжетные,
развивающие игры.
Подвижные,
спортивные игры.
Игры на смекалку.
Раздел
Народный театр.
№4
Понятие народный
театр. Театральные
формы
Кукольный театр
Театр картинок
Театр живого актера
Раздел
Народное песенное
№5
творчество
Понятие и виды
народного песенного
творчества
Календарно-обрядовые
песни
Исторические песни
Лирические песни.

Всего
2

Теория Практика
2

8

4

Форма контроля
Индивидуальный и
мелкогрупповой опрос

4

4

2

2

Текущий контроль

4

2

2

Текущий контроль

15

6

9

5

2

3

Текущий контроль

5

2

3

Текущий контроль

5
34

2
14

3
20

Текущий контроль

4

2

2

Текущий контроль

10

4

6

Текущий контроль

10

4

6

Текущий контроль

10
22

4
8

6
14

Текущий контроль

4

2

2

Текущий контроль

6
6
6
40

2
2
2
14

4
4
4
26

Текущий контроль
Текущий контроль
Текущий контроль

4

2

2

Текущий контроль

6

2

4

Текущий контроль

6
6

2
2

4
4

Текущий контроль
Текущий контроль

Раздел
№6

Раздел
№7

Семейно-бытовые
песни
Трудовые песни
Детские народные
песни
Русские народные
инструменты
Понятие и виды
русских народных
инструментов.
Струнные народные
инструменты.
Шумовые народные
инструменты
Духовые народные
инструменты.
Народный танец.

Особенности и виды
русского народного танца.
Хоровод.
Пляска. Кадриль.
Раздел
Круг земного бытия.
№8
Образ жизни.
Домоводство.
Домашняя мебель,
утварь.
Одежда. Пища.
Раздел №
Итоговые занятия и
9
мероприятия
Проектная
деятельность.
Отчетный концерт
Итого:

6

2

4

Текущий контроль

6
6

2
2

4
4

Текущий контроль
Текущий контроль

34

14

20

4

2

Текущий контроль

2
10

4

6

Текущий контроль

10

4

6

Текущий контроль

10

4

6

Текущий контроль

24

10

14

4

2

2

Текущий контроль

10
10
26

4
4
16

6
6
10

Текущий контроль
Текущий контроль

6

4

2

Текущий контроль

10

6

4

Текущий контроль

10
11

6
2

4
9

Текущий контроль

8

2

6

90

3
126

3
216

Учебно-тематический план 3 года обучения
п\п
Раздел № 1

Тема занятий
Вводное занятие

Знакомство с
семейскими.
История возникновения
старообрядчества.
Семейские Забайкалья.
Раздел № 2 Круг земного бытия
семейских Забайкалья
Образ жизни.
Домоводство.

Всего
4

Теория Практика Форма контроля
Мелкогрупповой
4
опрос

28

20

8

14

10

4

Текущий контроль

14
34

10
22

4
12

Текущий контроль

10
12

6
8

4
4

Текущий контроль,
Текущий контроль,

Раздел
№3

Раздел
№4

Одежда семейских
Забайкалья.

12

8

4

Народное искусство
семейских.
Певческие традиции
семейских
Танцевальная культура
семейских.
Знакомство с казаками
Забайкалья.
История казаков
Забайкалья.
Обычаи нравы казаков
Забайкалья.
Круг земного бытия
казаков Забайкалья
Образ жизни.

40

24

16

20

12

20
24

12
16

Текущий контроль,

8

Текущий контроль

8

Текущий контроль

8

12

8

4

Текущий контроль

12

8

4

Текущий контроль

36

24

12

12

8

4

Текущий контроль

Домоводство.

12

8

4

Текущий контроль

Одежда казаков Забайкалья

12

8

4

Текущий контроль

Народное искусство
казаков Забайкалья
Певческие традиции
казаков Забайкалья
Танцевальная культура
казаков Забайкалья
Раздел №7 Итоговые занятия и
мероприятия
Проектная деятельность
Отчетный концерт
Итого:

40

24

16

20

12

8

Текущий контроль

20

12

8

Текущий контроль

10

2

8

8
2
216ч

2

6
2
80

Раздел
№5

Раздел №6

136

2.2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения.
2.2. Вводные занятия.
Знакомство с ансамблем «Потешки». Устный инструктаж по технике дорожной,
пожарной безопасности и правила поведения в учреждении воспитанников ансамбля.
2.2.1 Знакомство с народным творчеством.
Теория. Понятие «народное творчество». Народное творчество, как историческая основа
всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных
традиций. Фольклор – массовое творчество. Разное содержание творчества разных народов.
Развитие фольклора в зависимости от изменений в быту, социальной жизни народа.
Практика. Народные игры: «Пень», «Золотые ворота», «Кочки, капна, стажек».
2.2.2 Обрядовый фольклор.
Теория. Понятие обряд. Значение обряда в жизни людей. Структура обрядового
фольклора. Календарный фольклор. Обряды и праздники годового земледельческого круга.
Зимнее и летнее солнцестояние. Весеннее и осеннее равноденствие.
2.2.3 Осенние праздники.

Теория. Основные осенние праздники в сентябре: «Рождество Пресвятой Богородицы»,
«Воздвижение», «Рябинкины именины». Основные праздники в октябре: «Покров»,
Основные праздники в ноябре: «Казанская Божья матерь», «Кузьма и Демьян».
Практика. Осенние, жнивные песни, припевки. Приметы, пословицы, поговорки. Игры
«Утушка», «Как у Дяди Трифона», «Коршун», «В заюшку», «Чив-чив-чив воробушек»,
«Кострома». Подготовка и проведение праздника «Осеннины»
2.2.4. Зимние праздники.
Теория. Основные зимние праздники. Праздники в декабре: «Введение в храм
Пресвятой Богородицы». Праздник Рождество и его значение. Обряд колядование. Время
между Рождеством и Крещением называется Святки. Завершающий зимний период
праздник Масленица.
Практика. Зимние пословицы, поговорки. Игры «Два мороза», «Бубен», «Дрема», «В
оленя». Колядование. Подготовка и проведение праздника «Масленица».
2.2.5. «Весенние праздники».
Теория. Основные весенние праздники. Православный праздник «Благовещение»,
«Вербное воскресенье», «Пасха». Великий пост. Традиции и обряды, происходящие на
Вербное воскресенье и на Пасху.
Практика. Пословицы, поговорки, заклички. Изготовление Пасхальных яиц.
Игры с крашенками. Игры: «Кругом со столбом», «Пора, бабушка, в пир», «Дрема».
2.2.6. «Летние праздники».
Теория. Основные летние праздники. Праздники в июне: «Троица» Традиции
празднования девичьего праздника Семик. Праздник в июле:Праздник «Иван Купала».
Особенности старинных купальских обрядов, их значение. Праздники в августе: «Ильин
день», «Яблоневый спас».
Практика. Пословицы, поговорки. Летние заклички и приговорки. Игры «Золотые
ворота», «Коршун», «Пчелки и ласточки», «Как у дяди Трифона», «Дед домовой».
2.2.7. Итоговые мероприятия.
Подготовка и проведение праздников «Осеннины», «Масленица». Сценическая
практика. Отчетный концерт.
Второй год обучения.
2.2. Вводное занятие.
Теория. Устный инструктаж по технике дорожной, пожарной безопасности и правила
поведения в учреждении воспитанников ансамбля.
2.2.1 Знакомство с народным творчеством.
Теория. Понятие «народное творчество». Народное творчество, как историческая
основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных
традиций. Виды народного творчества: УНТ, песенное народное творчество, народные
игры, народный танец, народные инструменты, ДПИ.
2.2.2 Устное народное творчество.
Теория. Термин устное народное творчество. Виды устного народного творчества:
Сказки, былины, загадки, пословицы поговорки.
Практика. Загадки на тему «времена года».
2.2.3 Народные игры.
Теория. Термин народная игра. История возникновения народной игры. Виды
народных игр: сюжетные, развивающие, подвижные, театральные.

Практика. Игры: «В чижика», «В коршуна», «Селезень и утка», «В пень», «Воробей»,
«В маки», «Золотые ворота», «Как у дяди Трифона», «Кочки, капна, стожок», «Дрема»,
«Дед домовой».
2.2.4. Народный театр.
Теория. Термин народный театр. История возникновения театра. Театральные формы.
История возникновения кукольного театра. Основные персонажи кукольного театра:
Петрушка, цыган, невеста, доктор. История возникновения театра «раек». История
возникновения театр живого актера.
Практика. Просмотр кукольного театра «Петрушка», «Петрушка и доктор»,
«Петрушка и цыган». Разыгрывание сценки «Пахом».
2.2.5. Народное песенное творчество.
Теория. Термин песенное творчество. История возникновения народной песни.
Основные виды песенного творчества. Календарно обрядовые песни, приуроченные к
определенным праздникам календаря. Исторические песни. Время появление исторической
песни. Отражение формирования национального самосознания в исторических песнях
русского народа. Лирические песни, песни о любви. Семейно-бытовые песни. Трудовые
песни, характеризовали различные всевозможные виды работ. Детские народные игры,
колыбельные, пестушки, прибаутки, потешки.
Практика. Прослушивание аудио записи исторических, семейно-бытовых,
лирических, трудовых песен в исполнение различных ансамблей народной песни («Забава»,
«Истоки», «Станица» и т.д.). разучивание прибауток: «Как у нашего овса», «Как у наших у
ворот», «Из-за леса, из-за гор».
2.2.6. Русские народные инструменты.
Теория.
Виды русских народных инструментов. Знакомство с шумовыми
инструментами (ложки, трещётки, рубель и т.д).Знакомство с духовыми инструментами
(рожок, жалейка, свирель). Знакомство с струнными народными инструментами
(балалайка, гусли, домра).
Практика. Игра на шумовых инструментах («Наигрыш», «У наших воротьев»,
«Субботея», «Уж как в Галиче», «Раз прислал мне барин чаю»). Импровизация на шумовых
инструментах. Знакомство игры на духовых инструментах. Знакомство игры на струнных
инструментах.
2.2.7. Народный танец.
Теория. История русского народного танца. Особенности русского народного танца.
Виды русских народных танцев: хоровод, пляска, кадриль. Хоровод: орнаментный и
игровой. Пляска: одиночная пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс, групповая
пляска. Кадриль, и ее отличительные особенности от традиционной пляски.
Практика. Разучивание элементов хоровода («Ты куда голубь ходил», «При
долинушке калинушка стоит»). Элементы парной пляски («Молодка моя»). Элементы
групповой пляски («Подай балайку»). Кадриль «Капустка».
2.2.8. Круг земного бытия.
Теория. Семейная обрядность. Образ жизни, как «порядок, расположенье,
удобства». Образ жизни, как представление о традиционном порядке. Семейные нравы.
Распорядок дня. «Домоводство» - забота о добром порядке всего домашнего обихода –
построек, утвари, одежды, пищи. Мужская и женская одежда, обувь.
Практика. Пословицы, поговорки на тему семьи, дома. Изготовление куклы
«Колыбелька».
2.2.9. Итоговые занятия и мероприятия.

Сценичекая практика, отчетный концерт.
Третий год обучения
2.2.1 Вводное занятие.
Устный инструктаж по технике дорожной, пожарной безопасности и правила
поведения в учреждении воспитанников ансамбля.
2.2.2 Знакомство с семейскими.
Теория. История возникновения старообрядчества. Гонения на семейских. Кто
такие семейские. Появление семейских в Забайкалье.
Практика. Поездка в этнографический музей. Экскурсия по семейскому
комплексу.
2.2.3 Круг земного-бытия семейских Забайкалья.
Теория. Образ жизни семейских. Уклад, нравы и обычаи семейских Забайкалья.
Распорядок дна семейских Забайкалья. Домоводство. Дома и домашняя утварь семейских.
Пища и одежда семейских. Женский костюм семейских Забайкалья. Мужской костюм
семейских.
Практика. Поездка в этнографический музей. Экскурсия по семейскому
комплексу.
2.2.4 Народное искусство семейских Забайкалья.
Теория. Разнообразие семейских песен по своим социально-историческим
мотивам, тематике, характеру исполнения. Протяжные, проголосные песни о старой
горькой доле людей, попавших в неволю, о тяжелой женской судьбе. Свадебные,
плясовые, игровые песни. Строгие законы внутреннего уклада жизни семейских, их
обособленность позволили сохранить во времени самобытные специфические черты
их песнопения. Так, в начале нашего столетия в крупных семейских селах сохранялась
еще традиция обучения пению по крюкам (своеобразная запись культовых распевов
древнерусской музыки) и поощрялось культовое пение. Особой ценностью являются
протяжные песни семейских с их многоголосным распевом, который они сумели
сохранить до настоящего времени. В танцевальном фольклоре Забайкалья сочетаются
хореографические традиции центральных, южных и северных регионов России.
Хоровод-игра-пляска, нечто единое целое и неразделимое у семейских. Круговые
хороводы, «линейные» и «цепочные» с признаками песенно-игровой организации
действ.
Практика. Прослушивание семейских песен в исполнение ансамбля семейской
песни «Истоки». «В островах охотник», «То ни ягодка по блюдечку катается», «Во
горенке», «Раз прислал мне барин чаю», «Вячер девки», «Ах вы сени». Хороводная
игра «Подойду к столбу близехонько», «Я вокруг столба хожу», «Дрема», «Коршун».
2.2.5 Знакомство с казаками Забайкалья.
Теория. История возникновения Забайкальского казачества. Кто такие казаки
Забайкалья. Появление казаков в Забайкалье.
Практика. Поездка в этнографический музей. Экскурсия по казачьему комплексу.
2.2.6 Народное искусство казаков Забайкалья.
Теория. На формирование песенного репертуара казаков оказал влияние
специфический образ жизни, связанный с военной службой. Отсюда широкое
распространение песен воинского содержания, они в своей массе соотносимы с песнями
донских, уральских казаков. В казачьем песенном фольклоре, который имеет, как и у
семейских, неоднородный корневой исход, проявляется своя специфика репертуара и

исполнения. Если в начале века в репертуаре казаков большое место занимали песни,
связанные с военной тематикой, то во второй половине XX века основу репертуара
составляет женская лирика. Все казаки - это в первую очередь воины. Поэтому
танцевальные движения базируются на воинском искусстве, они энергичные, с быстрыми
шагами, резкими движениями.
Практика. Прослушивание казачьих песен в исполнение ансамбля «Забайкальские
казаки". «Собрался казак в поход», «У ворот сосна зеленая», «Сторона моя сторонушка»,
«Линейные казаки», «Мы казаки, казаки», «Мациевский атаман». Просмотр видео
концертов ансамбля «Забайкальские казаки».
2.2.7 Итоговые занятия и мероприятия.
Сценическая практика, отчетный концерт. Как средство познания действительности
«сценическая практика» обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение,
формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и
самореализации личности. В отчетном концерте принимают участие и дети первого года
обучения, и последующих годов.
III.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ
И
ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ.
3.1 Методические рекомендации.
Данная программа разработана в общей концепции работы ГДДЮТ и предлагает
начинать обучение детей народному творчеству в детском образцовом ансамбле
«Потешки» с семилетнего возраста. Обучение проходит в основном по трёхлетней
программе. Развивает первоначальные знания, предполагающие изучение личности
ребенка: его психологического развития, наличие или отсутствие музыкального опыта,
самостоятельности мышления. В процессе обучения народному художественному
творчеству происходит развитие способностей обучающегося в различных областях.
Работая с обучающимися, педагог воспитывает эстетический вкус, развивает музыкальное
мышление. Соединяя вокальное, танцевальное и инструментальное исполнительство,
педагоги ансамбля «Потешки» добиваются широкому раскрытию потенциала
воспитанников. Психологическая устойчивость, связанная с публичными выступлениями,
даёт важное умение, владеть своими эмоциями и поведением в обществе и в стрессовой
ситуации.
3.2 Условия реализации программы.
Необходимая материально техническая база:
1. Кабинет.
2. Телевизор - 1 шт
3. Музыкальный центр – 1 шт.
4. Ноутбук – 1 шт.
5. Шумовые инструменты (ложки, трещетки, рубель, маракасы и т.д.)
6. Струнные инструменты (балалайка, домра)
7. Духовые инструменты (жалейка, свирель, свистулька)
8. Специализированная литература.

3.3 Список литературы для педагога.
1. Аникин В.П. Детский фольклор. – Л., 1983.
2. Антипина Т. Приходила коляда //Народное творчество, 1994, №1.
3. Григорьев В. Народные игры и традиции в России. – М., 1991.
4. Забылин М. Русский народ: его обычаи, предания, обряды. – М., 2003.
5. Каргин А.С. Народное художественное творчество: структура, формы, свойства. –
М., 1990.
6. Науменко Г.М. / Фольклорная азбука: Пособие для начальной школы. – М.,1992.
7. Народный месяцеслов: половицы, поговорки, приметы о временах года и о погоде.
/Сост. Г.Д. Рыженков. – М.: Современник,1992.
8. Пасхальные обычаи. – М., 1994, №4.
9. Петров В.М., Гринина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники и забавы для детей.
– М., 1998.
10. Петров В.М., Гринина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники и забавы для детей.
– М., 1998.
11. Петров В.М., Гринина Г.Н., Короткова Л.Д. Зимние праздники и забавы для детей. –
М., 1998.
12. Петров В.М., Гринина Г.Н., Короткова Л.Д. Летние праздники и забавы для детей. –
М., 1998.
13. Дорофеев Н.И. Русские народные песни Забайкалья (семейский распев) - М.:
Сов.композитор, 1989.
14. Мухлынин М.А. Игровой фольклор и детский досуг. - М.: ВНМЦ и КПР им. Н.К.
Крупской, 1987.
15. Науменко Г.М. Дождик, дождик перестань. Русское народное детское музыкальное
творчеств. - М.: Сов. композитор, 1988.
Список литературы для учащихся.
1. Болонев Ф.Ф. Календарные обычаи и обряды семейских. – Улан-Удэ. Бурятское
книжное издательство.
2. Болонев Ф.Ф. Месяцеслов семейских Забайкалья. – Новосибирское книжное
издание, 1990.
3.

Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. - М: Молодая гвардия 1988

4.

Полная энциклопедия быта русского народа. /Сост. Пакеев И.-М: Олма-Пресс,
1998, т.1,2.

5. Экциклопедия быта русского народа. - М, 1998.
6.

Энциклопедия обрядов и обычаев. /Сост. Брудная Л.И. и др. – СПб Респекс,
1997


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».