ДООП ИЗО Прекрасное рядом ЖЖА

I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Основные характеристики программы:
1.1. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Прекрасное рядом» (далее - Программа) реализуется в соответствии с художественноэстетической направленностью образования и создает условия, обеспечивающие развитие
творческих способностей детей и подростков с учетом их возможностей и мотивации.
Программа разработана на основе:
• Конвенции о правах ребёнка;
• Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273- ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта
2022 года №678-р;
• Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. №41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27 октября 2020 года) «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
• Приказа Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 года № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
•
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму
Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи
Министерства образования и науки России от 18.11.2015 года № 09-3242;
• Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных технологий при реализации
образовательных программ»;
• Устава МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ;
• Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ.Программа
ориентирована на освоение основных компетенций по изобразительному искусству, при
этом создаются благоприятные условия для развития образного мышление, творческого
воображения, а также эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят
в эстетические чувства, необходимые для гармонично развитой личности.
1.2. Актуальность программы обусловлена потребностями и стремлениями
обучающихся к художественному самовыражению и творчеству, эстетическому
удовлетворению. Все дети без исключения — художники, поэты. Их восприятие —
образное, яркое. Дети искренни и непосредственны, их души — благодатная нива для
сеяния добра. И надо стараться сеять это добро, делая все, чтобы мир чувств ребенка был
наполнен красками, радостью и светом, чтобы с раннего возраста он учился отличать
прекрасное от уродливого и безоговорочно стал на сторону добра и красоты. Развивать
познавательную и творческую активность следует с детского возраста. Поэтому набор в
студию «Взгляд» ведется с младшего школьного возраста, в этом возрасте дети активно и
непосредственно выражают свое восприятие мира.
1.3. Отличительные особенности программы. Программа модифицированная,
объединяет в одно целое такие понятия, как «личность», «общество», «творчество». Данная
программа взята за основу имеющиеся программы «Учись прекрасному» по
изобразительному искусству педагога дополнительного образования Шаповаловой Т.А. В
отличие от существующих образовательных программ программа «Прекрасное рядом»
предполагает интеграцию различных видов изобразительного искусства, более активное
освоение в учебно-образовательном процессе межпредметных дисциплин. Большое
внимание уделяется в образовательном процессе использованию национально-

регионального компонента. Неисчерпаемые возможности для его применения на занятиях
изобразительного искусства.
Знание истории родного края, национальной культуры своего народа делает
человека духовно богатым, ответственным за настоящее и будущее своего народа,
формирует целостное восприятие народного творчества, способствует воспитанию
уважения к обычаям других народов. Смысл занятий по изобразительному искусству с
использованием национально-регионального компонента – в ознакомлении детей с
традициями народного творчества малой Родины, в развитии эстетических чувств детей.
Искусство родного края - -тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового
искусства, поэтому творчество родного края должно быть им остро прочувствовано.
Для более эффективной реализации образовательных задач используются
педагогические технологии: развивающего обучения, проблемного обучения,
опережающего развития, активные и интерактивные методы обучения, такие как:
проектный, проблемный, поисково-исследовательский, эвристический. Предлагаются
различные варианты содержания для разного уровня обучающихся. Образовательная
деятельность строится на следующих принципах:
1) Принцип доступности — соответствие учебного материала с возрастом детей;
2) Принцип сознательности - заинтересованное, а не механическое усвоение азов
изобразительного искусства;
3) Принцип систематичности и последовательности - овладение новыми знаниями
должно опираться на то, что уже освоено;
4) Принцип наглядности - он особенно важен в изобразительном искусстве.
Наглядность соединяется с четким пояснением;
5) Принцип деятельности - включение каждого обучающегося в самостоятельную
познавательную деятельность;
6) Эвристический принцип - предполагает поэлементное обучение творческой
деятельности.
1.4. Цель программы:
Цель программы: Приобщение обучающихся к истокам мировой и национальной
культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном,
воспитание умение видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное, проявляя
самостоятельность и творческую активность.
Основные задачи:
Обучающая:

обучит теоретическим основам рисования (закономерности линейной,
воздушной и обратной перспективы, пропорции, строение, свет и т.д.);

обучать графическим, живописным приемам и навыкам;

научить пользоваться техническими приемами при создании композиции
используя теоретические знания;

знакомить с наследием выдающихся художников прошлого и настоящего в
области изобразительного и декоративно- прикладного искусства.
Развивающая:

сти
мулировать
развитие
художественно-творческих
индивидуально
выраженных
способностей личности, развитие эстетического вкуса, художественно-образной памяти,
творческой активности, воображения и фантазии;
Воспитательная:

эстетически воспитывать обучающихся, формировать и духовную культуру,
и потребность постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать
уважительное отношение к труду художника;

воспитывать отзывчивость на прекрасное в окружающей действительности и
в произведениях изобразительного искусства;

Здоровьесберегающая:

принимать все необходимые меры для сохранения жизни и здоровья
ребенка.
1.5. Возраст учащихся, которым адресована программа: 8-15 лет, принцип
набора: на общих основаниях. Формируются группы по годам обучения, количество
учащихся в группах: 12-15 человек, 3-4 года обучения в группах до 12 человек.
1.6. Формы занятий: аудиторные и внеаудиторные (в т.ч. индивидуальные) занятия.
2. Объем программы.
2.1. Объем программы:
Общее количество часов 648, 4 года обучения.
2.2. Срок реализации программ:
Количество часов на обучение (1,2 год — 144 ч, 3,4 год — 180, ч). В конце каждого
учебного года проводится итоговое занятие, выставка лучших работ обучающихся.
2.3. Режим занятий: 1,2 год обучения – 2 раза в неделю по 45 минут (часов), 2
занятия. 3,4 год обучения – 2 раза в неделю по 45 минут, 3 занятия.
3. Планируемые результаты:
3.1. В результате изучения предмета обучающийся должен
Знать/ понимать:
- основы виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень,
перспектива, пространство, объём, ритм, композиция);
- разнообразные материалы и выразительные средства, которыми пользуются
художники;
- художников, чье творчество связано с природой и сказочно-мифологической
тематикой: И. Шишкина, И. Айвазовского, И. Левитана, Н. Рериха, В. Васнецова, М.
Врубеля;
- наиболее крупные художественные музеи России и мира.
Уметь:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, уголь природные и
подручные материалы) и выразительные средства изобразительного искусства;
-анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров
изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности
(линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- передавать в рисунке по наблюдению, с натуры основные элементы строения
предмета;
- доброжелательно обсуждать работу студийцев;
- ориентироваться в основных явлениях русского, мирового, национального
искусства, узнавать изученные произведения.

Кр
ите
рии
диа
гно
сти
ки:

3.2. Способы и формы проверки результатов.
В течение каждого учебного года для каждой учебной группы осуществляется
входная, промежуточная и рубежная диагностика.
Для отслеживания уровня способности детей по программе «Прекрасное рядом»:
рисунок, перспектива, цветоведение, композиция, используется следующая балльная
система: показатель проявляется редко – 3 балл; показатель проявляется периодически – 4
балла; показатель проявляется постоянно – 5 балла.
Таблица №1. Предметная диагностика «Уровень способностей детей» по
изобразительному искусству.
Рисунок

Перспектива

Цветоведение

Композиция

3
баллов
2 балла

1 балла

умение
передавать
сходство с
натурой
некоторые
отличия
сходства с
натурой
нет сходства с
натурой

точное
изображение
объёма в
перспективе
частичное
нарушение
перспективы

различие
цветов и их
оттенков от 4
тонов
различие
цветов и их
оттенков 2-3
тонов
не различие
цветов и их
оттенков

изображение с
отсутствием
перспективы

связь различных
частей в единое
целое
частично не
связаны части в
единое целое
отсутствие связи
частей между
собой

"В" - входная диагностика (октябрь)
"П" - промежуточная диагностика (январь)
"Р" - рубежная диагностика (апрель).
В диагностике применяются следующие методы:
- наблюдение, в процессе которого я получаю конкретный фактический материал на
каждого обучающегося: «включенное» – внутри группы, «не включённое» - «со стороны»,
«открытое и скрытое», «сплошное и выборочное», «выявление интереса к определенному
предмету»;
- метод опроса (беседы, интервью, анкетирование);
- изучение продуктов деятельности студийцев – графических, живописных,
композиционных работ, где определяется уровень определенных компетенций в каждой
дисциплине;
- эксперимент - специально организованная проверка усвоения нового материала и
уровня знаний студийцев;
- анализ детских работ: низкий, средний и высокий уровень изобразительной
грамоты.
- анализ участия и уровень исполнения работ студийцев с «высоким уровнем» в
республиканских, региональных, всероссийских и международных изоконкурсах.
Выявление диагностических результатов:
- Через механизм тестирования.
- Через отчетные просмотры законченных работ.
- Через отбор работ на выставки, среди них: традиционные выставки, посвященные
юбилейным датам и другим темам, мини-выставки для групп подготовительного уровня,
отчетные выставки.
Определение того или иного из представленных уровней осуществляется через
следующие формы и методы: комплексы психологической диагностики, тестирование и
анкетирование, беседа, творческие и проблемные задания, организационнодеятельностные игры, контрольные задания, исследовательская работа, проект, зачет по
теме, портфолио ученика, защита презентации, участие в конкурсах, выставках, итоговый
зачет и другие.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
Тема года: «Искусство видеть» (учимся изображать видимое).
II.

Наименование тем
1

Тема 1.

Всего
часов
4

Теория
1

Практ.
занятия
3

Форма контроля

2

3
4

5

6
7

8

9
10
11

12

13
14

15

16

17

18

Вводное занятие
Композиция в пейзаже.
Пейзаж «Осень» Линия
горизонта.
Виды и жанры в
изобразительном искусстве
Тема 2. Натюрморт «Веселые
овощи»
Тема 3. Композиция в
декоративном натюрморте.
Декоративные цветы.
Тема 4.
Рисунок. Метод визирования.
Рисование с натуры кувшина.
Тема 5. Графика. Графический
рисунок
Тема 6. Жанры изобразительного
искусства. Бытовой жанр.
Тематическое рисование
«Друзья»
Тема 7. Виды искусства.
Декоративно-прикладное
искусство. Бурятский орнамент в
полосе.
Тема 8. Жанры изобразительного
искусства. Пейзаж.
Тема 9. Композиция. Закон
типизации. Сказки
Тема 10. Основы
академического рисунка.
Портрет
Тема 11. Композиция жанровая.
Законы и средства композиции.
Композиция «Любимый храм»
Тема 12. Графика. Знакомство с
техникой граттажа. «Цветы»
Тема 13. Теория композиции.
Сюжетно-композиционный
центр. «Ехор»
Тема 14. Живопись. Знакомство
с
импрессионистами.
«Море бурное»
Тема 15. Графика. Виды
графики. Рисунок в технике
«уголь»
Тема 16. Композиция жанровая.
Жанры изобразительного
искусства. Жанр «фэнтэзи».
Космос
Тема 17. Живопись. Основы
цветоведения.

6

1

Просмотр. Отбор
на минивыставку,
выставку
ГДДЮТ, на
конкурс.

5

4

4

4

4

4

1

3

4

1

3

8

2

6

4

1

3

4

1

3

4

1

3

6

1

5

8

1

7

6

2

4

8

2

6

10

2

8

6

1

5

8

2

6

6

2

4

Натюрморт
19

20
21

22

23

24

Тема 18. Композиция жанровая.
6
Жанры изобразительного
искусства. Исторический жанр.
Тема 19. Рисунок. Виды
4
перспективы. Т/р. «На улице»
Тема 20. Живопись. Китайская и
6
японская живопись. Т/р. «Ветка
сакуры»
Тема 21. Композиция жанровая.
8
Теория построения
многофигурной композиции. Т/р.
«В изостудии»
Тема 22. Рисунок. Закрепление
10
знаний построения головы
человека «Портрет друга»
Тема 23. Живопись. Пленэр.
6
Этюды на воздухе.
Всего:
144

2

4

2

2

2

4

2

6

2

8

1

5

37

107

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
Наименование тем
1
2

3

4

5
6
7

8

Тема1. Композиция в пейзаже
«Осенний сон»
Тема 2.
Композиция в натюрморте
«Дары осени» работа с натуры.
Тема 3. Композиция в
декоративном натюрморте
«Букет в теплых и холодных
тонах»
Тема 4. Рисунок. Метод
визирования. Гипсовые
геометрические предметы.
Тема 5. Графика «Ветвистое
дерево».
Тема 6. Бытовой жанр «На
перемене».
Тема 7. Виды искусства.
Декоративно-прикладное
искусство. Эскиз национального
костюма (дэгэл).
Тема 8. Жанры изобразительного
искусства. Пейзаж «Ожидание
зимы».

Всего
часов
12

Теория
4

4

1

4

1

4

1

4

Практ.
Форма
занятия
контроля
8
Просмотр. Отбор
на минивыставку,
3
выставку
ГДДЮТ, на
конкурс.
3

3

4

8

1

7

4

1

3

4

3

9
10
11
12

13
14
15
16
17

18

19

20
21

22

Тема 9. Композиция. Закон
типизации «Гэсэр», «Богатыри»
Тема 10. Композиция жанровая.
Жанр мифологический.
Тема 11. Графика. Композиция
пейзажа.
Тема 12. Рисунок.
Конструктивное построение
фигуры человека в ракурсе.
Тема 13. Законы и средства
композиции.
Тема 14. Рисунок. Основы
пластической анатомии.
Тема 15. Живопись.
Техника масляной живописи.
Тема 16. Композиция жанровая.
Работа над образом
Тема 17.
Живопись. Техника масляной
живописи.
Тема 18. Композиция жанровая.
Техника набросков фигуры в
движении.
Тема 19. Композиция
декоративная. Закон новизны.
Средства композиции.
Тема 20. Композиция жанровая.
История искусств.
Тема 21. Композиция
декоративная. Закон типизации.
История костюма. История
прически.
Тема 22. Живопись. Пленэр.
Всего:

1
2
3
4

4

1

3

12

3

9

6

1

5

6

1

5

15

3

12

6

1

5

9

2

7

12

2

10

15

2

13

9

2

7

12

2

10

15

2

13

15

2

13

6

1

5

144

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 год обучения
Наименование тем
Всего Теория Практ.
часов
занятия
Тема 1. Живопись в пейзаже.
13
1
12
«Отговорила осень золотая»
Тема 2. Композиция жанровая.
7
7
Закон композиции «Моя семья»
Тема 3. Рисунок. Основы
5
1
6
пластической анатомии.
Тема 4. Композиция жанровая.
7
7
Виды искусства «Мы улыбаемся,
смеемся»

Форма
контроля

5
6
7
8
9
10
11
12

13

14
15
16
17

18

19

20

21

22

Тема 5. Графика. Техника
монотипии. Оттиск на бумаге.
Тема 6. Живопись. Основы
масляной живописи. Гризайль.
Тема 7. Рисунок. Длительный
набросок.
Тема 8. Композиция жанровая
«Моя Бурятия»
Тема 9. Живопись. Техника
масляной живописи. Нарюрморт.
Тема 10. Композиция жанровая.
Жанр мифологический.
Тема 11. Графика. Композиция
пейзажа.
Тема 12. Рисунок.
Конструктивное построение
фигуры человека в ракурсе.
Тема 13. Законы и средства
композиции. Композиция
многофигурная. «Танец»
Тема 14. Рисунок. Основы
пластической анатомии.
Тема 15. Живопись. Техника
масляной живописи. Натюрморт
Тема 16. Композиция жанровая.
Работа над образом.
Тема 17. Живопись Техника
масляной живописи.
Композиции с элементами
стилизации.
Тема 18. Композиция жанровая.
Техника набросков фигуры в
движении.
Тема 19. Композиция
декоративная. Закон новизны.
Средства композиции. Эскизы
декорации
Тема 20. Композиция жанровая.
История искусств. «Против
света»
Тема 21. Композиция
декоративная. История костюма
(бурятского, семейского)
Тема 22. Живопись. Пленер.
Всего:

5

1

4

5

5

5

5

10

1

9

10

10

10

10

7

7

7

7

13

13

7

7

7

7

10

1

9

10

1

9

7

10

7

1

10

10

10

1

5
180

9

9

5
8

172

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 год обучения
Наименование тем
Всего Теория Практ.
часов
занятия

Форма
контроля

1
2

3.
4
5
6
7
8
9
10

11
12

13
14

15
16

17

18

19

Тема 1. Живопись в пейзаже «Уж
небо осенью дышало»
Тема 2. Композиция жанровая.
Законы композиции «Мои
друзья»
Тема 3. Рисунок. Основы
пластической анатомии
Тема 4. Композиция жанровая.
Виды искусства Меланхолия»
Тема 5. Графика. Техника
монотипии. Оттиск на бумаге.
Тема 6. Живопись. Основы
масляной живописи. Гризайль.
Тема 7. Рисунок. Длительный
набросок.
Тема 8. Композиция жанровая
«Моя Россия»
Тема 9. Живопись. Техника
масляной живописи. Нарюрморт.
Тема 10. Композиция жанровая.
Жанр мифологический
«Рождественские сказки»
Тема 11. Графика. Композиция
пейзажа «Теплый колорит»
Тема 12. Рисунок.
Конструктивное построение
фигуры человека в ракурсе. .
Композиция многофигурная.
«Танец»
Тема 13. Законы и средства
композиции
Тема 14. Рисунок. Основы
пластической анатомии. Голова
гипсовая
Тема 15. Живопись. Техника
масляной живописи. Натюрморт
Тема 16. Композиция жанровая.
Работа над образом.
Мифологические сюжеты
Тема 17. Живопись Техника
масляной живописи.
Композиции с элементами
стилизации.
Тема 18. Композиция жанровая.
Техника набросков фигуры в
движении.
Тема 19. Композиция
декоративная. Закон новизны.
Средства композиции. Эскизы
декорации

10

10

7

7

7

7

5

5

5

5

5

5

5

5

10

1

9

13

13

10

10

7

7

7

7

13

13

7

7

7

7

10

1

9

10

1

9

7

10

7

1

9

20

21

22

Тема 20. Композиция жанровая.
История искусств. «Вечер у
свечи»
Тема 21. Композиция
декоративная. Стилизация
костюма (бурятского,
семейского)
Тема 22. Живопись. Пленер.

10

Всего:

180

10

10

1

5

9

5
5

175

2.2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММ
№
1

Для обучающихся 1-2-ого года обучения (8-10 лет).
Раздел, тема
стартовый
базовый
Тема1.
Композиция в
пейзаже.

продвинутый

Теория
Понятие о
композиции в
пейзаже.

Композиция в
пейзаже. Закон
единства
содержания и
формы.

Внимание на
цветовые
отношения колорит. Основы
цветоведения.

Практика
Пейзаж «Осень».
Линия горизонта.

Композиция
«Осенний сон».
Воздушная
перспектива.

Пейзаж
«Умиротворенность
», «Увядание».
Цветоведение.

Контроль
Собеседование,
анкетирование.
Просмотр
2

Тема 2.
Композиция в
натюрморте.

Собеседование,
анкетирование.
Отбор на выставку.

Собеседование,
анкетирование.
Отбор на конкурс.

Теория
Понятие о
композиции в
натюрморте.

Живописные
задачи: цвет, объем,
цветовые и тоновые
отношения.

Живописные
задачи: цвет, объем,
цветовые и тоновые
отношения.
Материальность.

Практика
Натюрморт из
муляжей и фруктов.

Живопись.
Натюрморт из

Живопись.
Натюрморт из

предметов быта с
муляжами:
«Изобилие», «Дары
осени»,

предметов быта с
муляжами:
«Изобилие, «Дары
осени», «Плоды и
листья». Работа с
натуры.

Контроль
Просмотр

3

Тема 3.
Композиция в
декоративном
натюрморте.

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Понятие о
декоративной
композиции.
Стилизация в работе.

Композиция в
декоративном
натюрморте.
Стилизация в
работе.

Закон типизации.
Закон цельности.
Стилизация в
работе.
Выразительность.

Практика
Декоративные цветы. Композиция «Букет «Букет Жизели»,
в теплых и
«Букет Василисы
холодных тонах»,
премудрой».
Контроль
Просмотр

4

Тема 4.
Рисунок. Метод
визирования.

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Понятие о
трехмерности форм.

Понятие о
конструктивном
построении при
работе с натуры.

Компоновка.
Конструктивное
построение
Трехмерность
форм.
Поэтапность
построения.

Практика
Рисование с натуры
кувшина.

Рисунок с натуры.
Гипсовые
геометрические
предметы. Уголь,
соус, мел

Рисунок с натуры.
Гипсовые
геометрические
предметы. Уголь,
соус, мел

Контроль
Просмотр

5

Тема 5. Графика.

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Понятие о графике.

Понятие о графике.
Точка. Линия.
Плоскость. Пятно.
Силуэт.

Виды и техники.

Практика
Графический
рисунок.

Рисунок «Морское
дно».

«Линия»,
«Морское дно»,
«Ветвистое
дерево», «Морской
простор».

Контроль
Просмотр

6

Тема 6. Жанры
изобразительного
искусства.
Бытовой жанр.

Отбор на
выставку.
Теория

Понятие о жанрах.
изобр. искусства

Понятие о жанрах.
изобр. искусства.
Сюжетнокомпозиционный
центр.

Сюжетнокомпозиционный
центр. Закон
контрастов Умение
строить сюжет.

Практика
Композиция
«Подружки»,

Композиция на
бытовую тему:
«Переменка»,

Композиция
«Слушаем музыку»,
«Радость»,
«Покой»,
«Успокоение».
Наброски,
зарисовки по
наблюдению и
памяти».

Контроль
Просмотр

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

7

Тема 7. Виды
искусства.
Декоративноприкладное
искусство.

Теория
Виды декоративноприкладного
искусства.

Виды
декоративноприкладного
искусства.
Бурятский
народный
орнамент.

Виды декоративноприкладного
искусства.
Орнамент в быту костюм.

Практика
Бурятский орнамент
в полосе.

Композиция в
стиль «Буряад
зураг»

Декоративная
работа «Бурятский
народный
орнамент», «Эскиз
национального
костюма».

Контроль
Просмотр

8

Тема 8. Жанры
изобразительного
искусства.
Пейзаж.

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Понятие о
перспективе.

Воздушная и
линейная
перспектива в
пейзаже.

Настроение
колорит. Закон
цельности.
Равновесие в
композиции

Практика
Рисунок пейзажа.

Живопись. Работа
«А-ля-прима»,

Живопись «По
сырому»,
«Ожидание зимы».

Контроль
Просмотр

9

Тема 9.
Композиция.
Закон типизации.

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Понятие о
типизации.

Понятие о
типизации
Цельность в
композиции. Образ,

Наброски,
зарисовки по теме,
подбор материала.
Образ, как основа

как основа
композиции.

композиции.

Практика
Композиция на тему
сказок,

Композиция на
тему басен, песен.,

Композиция на
тему былин, басен,
песен, «Русские
былины»,
«Предания старины
глубокой», эпос
«Гэсэр».

Контроль
Просмотр

10

Тема 10. Основы
академического
рисунка.

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Понятие об основах
академического
рисунка.

Построение головы
человека по
таблице.

Изучение
построения головы
(череп, лицо)
человека.
Рисование с
натуры, по памяти
и по таблице.

Практика
Поэтапное
построение головы
человека.

Поэтапное
построение головы
человека

Рисунок. Основы
пластической
анатомии. Голова
человека.

Контроль
Просмотр

11

Тема 11.
Композиция
жанровая. Законы
и средства
композиции.

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Композиция в
детском творчестве.

Композиция в
подростковом
творчестве.

Реалистический
рисунок, образ,
настроение,
характер
персонажа, их
умение сочетать.
мышления.

Практика
Просмотр материала. Композиция на
темы библейских и
буддийских
сюжетов.

Композиция на
темы библейских и
буддийских
сюжетов.

Контроль
Просмотр

12

Тема 12. Графика.
Знакомство с
техникой
граттажа.

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Графика. Знакомство Графика.
с техникой граттажа. Знакомство с
техникой граттажа.

Графика.
Знакомство с
техникой граттажа.

Практика
Граттаж «Цветок»

Граттаж. «Цветы в
вазе»,

Графика. Граттаж.
«Цветы в вазе»,
пейзаж.

Контроль
Просмотр

13

Тема 13. Теория
композиции.
Сюжетнокомпозиционный
центр.

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Сюжет.

Сюжетнокомпозиционный
центр.

Сюжетнокомпозиционный
центр.
Знание народных
обычаев.
Многофигурная
композиция.
Законы и средства
композиции.

Практика
Композиция
«Ехор»»

Композиция
«Ехор»,
«Хоровод».

Композиция на
темы фольклора:
«Сурхарбан»,
«Ехор», «Карнавал
«Посиделки»,
«Масленица», «У

околицы»,
«Хоровод».
Контроль
Просмотр

14

Тема 14.
Живопись.
Знакомство с

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Знакомство с
импрессионистами.

импрессионистам
и.

Новые течения в
живописи.

Новые течения в
живописи.

Импрессионисты.
Практика
Живопись «Море
бурное».

Живопись «Море
бурное», «Море
ласковое».

Живопись «Пейзаж
в стиле
импрессионистов».

Контроль
Просмотр

15

Тема 15. Графика.
Виды графики.

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Графика. Виды
графики.

Графика. Виды
графики.

Графические
техники.

Практика
Рисунок в технике
«уголь»

Рисунок в технике
«сангина»

Графика. (Пейзаж,
натюрморт,
портрет). Пастель,
соус, сангина,
уголь.

Контроль
Просмотр

16

Тема 16.
Композиция
жанровая. Жанры
изобразительного
искусства. Жанр
«фэнтэзи».

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Жанры
изобразительного
искусства.

Жанры
изобразительного
искусства.

Жанры
изобразительного
искусства.

Жанр «фэнтэзи».

Сюжетно-

композиционный
центр. Закон
контрастов.
Практика
Космический
пейзаж.

Фантастический
пейзаж.

Композиция на
темы
фантастического
содержания,
иллюстрации к
фантастическим
повестям и
романам.

Контроль
Просмотр

17

Тема 17.
Живопись.
Основы
цветоведения.

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Живопись. Основы
цветоведения.

Живопись. Основы
цветоведения.
Метод лессировки

Живопись. Основы
цветоведения.
Метод лессировки
Этюды.

Практика
Натюрморт из двух
предметов быта.

Натюрморт из трех
предметов быта.

Живопись.
Натюрморт из
предметов
искусства.
Упражнение перед
натюрмортом.

Контроль
Просмотр

18

Тема 18.
Композиция
жанровая. Жанры
изобразительного
искусства.

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Композиция
жанровая. Жанры
изобразительного
искусства.

Композиция
жанровая. Жанры
изобразительного
искусства.

Композиция
жанровая. Жанры
изобразительного
искусства. Законы
и средства
композиции.

Практика
Просмотр
иллюстрации.
Композиция на тему
исторического
жанра.

Просмотр
иллюстрации.

Просмотр
иллюстрации.
Композиция на
Композиция на
темы литературных
тему исторического произведений.
жанра.
Контроль

Просмотр

19

Тема 19. Рисунок.
Виды
перспективы.

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Понятие о
перспективе.

Перспектива
фронтальная.

Перспектива
фронтальная,
угловая.
Конструктивное
построение.

Практика
Рисунок «Улица с
одной точкой
схода».

Рисунок «Улица с
одной точкой
схода».

Рисунок с двумя
точками схода.
Интерьер комнаты,
офиса,
выставочного зала.

Контроль
Просмотр

20

Тема 20.
Живопись.
Китайская и
японская
живопись.

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Знакомство с
китайской и
японской
живописью.

Знакомство с
китайской и
японской
живописью.
Особенности и
отличие
европейской и
китайской
живописи..
Практика

Китайская и
японская живопись.
Особенности и
отличие
европейской и
китайской
живописи.

Пейзаж «Ветка
сакуры»

Пейзаж «Цветы
лотоса».

«Пейзаж»,
«Композиция» в
стиле японской
живописи.

Контроль
Просмотр

21

Тема 21.
Композиция
жанровая. Теория
построения
многофигурной
композиции.

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Знакомство с
композицией
жанровой.

Композиция
жанровая. Теория
построения
многофигурной
композиции.

Композиция
жанровая. Теория
построения
многофигурной
композиции.
Законы и средства
композиции.
Поэтапность
работы над
композицией.

Практика
Композиция «В
изостудии».

Композиция «В
изостудии»,
«Ярмарка».

Композиция
«Народное
гуляние»,
«Ярмарка», «В
мастерской
художника

Контроль
Просмотр

22

Тема 22. Рисунок.
Закрепление
знаний
построения
головы человека.

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Рисунок. Голова
человека.

Поэтапный
рисунок головы
человека.

Рисунок.
Закрепление
знаний построения
головы человека.
Работа с натуры и
по памяти.

Практика
Графика.

Графика.

Графика.

«Портреты
подружек, друзей».
Пастель, соус.

«Портреты
подружек, друзей».
Пастель, соус.

«Портреты
подружек, друзей».
Пастель, соус.

Контроль
Просмотр

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Контрольно-зачетная
работа.
Контрольнозачетная работа.
23

Тема 23.
Живопись.
Пленэр.

Контрольнозачетная работа.

Теория
Знакомство с
пленэром.

Знакомство с
пленэром.

Ритм в композиции
пейзажа чередование
светлых и темных
пятен. Техника
писания этюдов. На
пленере.

Практика
Пленер.

Пленер.

Пленер.

Этюды на воздухе.

Этюды на воздухе.

Этюды на воздухе.

Контроль
Просмотр

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Для обучающихся 3-4-ого года обучения (11-15 лет)
№
1

Раздел, тема
Тема1.
Живопись в
пейзаже.

стартовый

базовый

продвинутый

Теория
Живопись в
пейзаже.
Колорит.

Живопись в
пейзаже. Законы
цветоведения.
Колорит.
Творческое
усвоение
живописных
техник.

Живопись в пейзаже.
Состояние природы.
Колорит. Знакомство
с новыми
живописными
техниками.

Практика
Пейзаж с низкой
линией
горизонта.

Пейзаж.
«Отговорила
осень

Пейзаж.

золотая».

дышало».

«Уж небо осенью

Контроль
Собеседование,
анкетирование.
Просмотр

2

Тема 2.
Композиция
жанровая. Законы
композиции.

Собеседование,
анкетирование.
Отбор на
выставку.

Собеседование,
анкетирование.
Отбор на конкурс.

Теория
Компози-ция
жанровая. Законы
композиции.

Композиция
жанровая. Законы
композиции.
Средства
композиции. Цвет
в композиции.

Композиция
жанровая. Законы
композиции.
Проработка
материала по
библейским
сюжетам. Ракурс.
Горизонт. Ритм в
композиции.

Практика
Наброски.
Зарисовки к
многофигурной
композиции.

Наброски.
Зарисовки к
многофигурной
композиции.
«Мои друзья»,
«Моя семья»

Композиция.
«Красота божьего
мира».
Многофигурная
композиция.

Контроль
Просмотр

3

Тема 3. Рисунок.
Основы
пластической
анатомии.

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Рисунок. Основы
пластической
анатомии.

Рисунок. Основы
пластической
анатомии.

Метод в5изирова- Метод
ни6я.
визирования.

Рисунок. Основы
пластической
анатомии.
Конструктивное
построение головы

человека.
Практика
Наброски с
натуры.

Наброски с
натуры головы
человека.

Рисунок «Голова
человека». Работа с
натуры (портрет
друзей)

Контроль
Просмотр

4

Тема 4.
Композиция
жанровая. Виды
искусства,

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Композиция
жанровая. Виды
искусства,

Композиция
жанровая. Виды
искусства,

Композиция
жанровая. Виды
искусства, жанры
искусства. Бытовой
Жанры искусства. жанр.
Мифологический
жанр, исторический
жанр.
Практика

Композиция «Мы
улыбаемся,
смеемся».

Композиция
«Меланхолия»

Композиция
«Искаженные лица»,
«Блаженные лица».

Контроль
Просмотр

5

Тема 5. Графика.
Техника
монотипии.

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Графика.
Техника
монотипии.
Виды графики.

Графика.
Техника
монотипии. Виды
графики. Техники
графики.

Графика. Техника
монотипии. Цветная
- на 2-3 досках.

Практика
Монотипия

Монотипия

Монотипия

Оттиск на бумаге.

Оттиск на
рельефе.

«Иллюстрация

стихов».
Контроль
Просмотр

6

Тема 6.
Живопись.
Основы масляной
живописи.
Гризайль.

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Живопись.
Основы масляной
живописи.
Гризайль.

Живопись.
Основы масляной
живописи.
Гризайль.

Живопись. Основы
масляной живописи.
Гризайль.

Практика
Этюд натюрморта Этюд натюрморта Живопись
трехцветный.
четырехцветный. «Натюрморт с
маской»
Контроль
Просмотр

7

Тема 7. Рисунок.
Длительные
наброски.

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Рисунок.
Длительные
наброски.

Рисунок.
Длительные
наброски.

Рисунок. Длительные
наброски. Фигура
человека в ракурсе.

Техника
исполнения.
Практика
Набросок фигуры
ребенка.

Наброски фигуры
человека.

Рисунок, «фигура
человека». Наброски.

Контроль
Просмотр

8

Тема 8.
Композиция
жанровая.

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Композиция
жанровая.

Композиция
жанровая. Закон
типизации, закон

Композиция
жанровая. Закон
типизации, закон
контраста в

контраста в
композиции.

композиции.

Практика
Этюд Фигуры в
бурятском
костюме.

Композиция
«Моя Бурятия»

Композиция «Моя
Бурятия»

Контроль
Просмотр

9

Тема 9.
Живопись.
Техника
масляной
живописи.

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Живопись.
Техника
масляной
живописи.

Живопись.
Техника
масляной
живописи.

Живопись. Техника
масляной живописи.

Практика
Натюрморт в
гуаши.

Натюрморт в
гуаши, в темпере.

Живопись.
Натюрморт
«Атрибуты
искусства»
Масло.

Контроль
Просмотр

10

Тема 10.
Композиция
жанровая. Жанр
мифологический.

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Композиция
жанровая. Жанр
мифологический.

Композиция
жанровая. Жанр
мифологический.
Законы и
средства
композиции

Композиция
жанровая. Жанр
мифологический.
Жанр «Фэнтэзи».
Законы и средства
композиции, приемы
изоляции.

Практика
Композиция на
темы сказок.

Композиция на
темы фэнтэзи.
«Рождественские

Композиция.
«Зимняя фантазия»,
«Сюрреалистическая

сказки».

фантазия».

Контроль
Просмотр

11

Тема 11.
Графика.
Композиция
пейзажа.

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Графика.
Композиция
пейзажа

Графика.
Композиция
пейзажа.

Техника: уголь.

Техника: пастель,
сангина, соус.

Графика.
Композиция
пейзажа. Ритм и
линия в построении
пейзажа.
Графические
техники.

Практика
Пейзаж «Черное белое».

Пейзаж «Теплый
колорит».

Графика.
Пейзаж.
«Контрасты».

Контроль
Просмотр

12

Тема 12.
Рисунок.
Конструктивное
построение
фигуры человека
в ракурсе.

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Рисунок.
Конструктивное
построение
фигуры человека
в ракурсе. Метод
визирования.

Рисунок.
Конструктивное
построение
фигуры человека
в ракурсе.
Метод
визирования.

Рисунок.
Конструктивное
построение фигуры
человека в ракурсе.
Закон «От общего к
частному».

Практика
Длительный
набросок фигуры
человека в
ракурсе.

Длительный
набросок фигуры
человека в
ракурсе.
Контроль

Рисунок. Фигура
человека(в
сложном
ракурсе)Работа с
натуры.

Просмотр

13

Тема 13. Законы
и средства
композиции.

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Законы и
средства
композиции.

Законы и
средства
композиции.
Виды искусства.
Жанры искусства.

Композиция
жанровая. Законы и
средства
композиции.
Построение
многофигурной
композиции.

Практика
Композиция
трехфигурная

Композиция
пятифигурная.

Композиция
многофигурная.
«Танец»,
«Танго»,
«Болеро».

Контроль
Просмотр

14

Тема 14.
Рисунок. Основы
пластической
анатомии.

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Рисунок. Основы
пластической
анатомии.

Рисунок. Основы
пластической
анатомии.
Конструктивное
построение
головы человека.

Рисунок. Основы
пластической
анатомии.
Конструктивное
построение головы
человека.

Практика
Наброски модели Рисунок модели
Рисунок модели
головы человека с головы человека с головы человека с
натуры.
натуры
натуры Рисунок
«Портрет».
Контроль
Просмотр

15

Тема 15.
Живопись.

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Живопись.

Живопись.

Живопись.

Техника
масляной
живописи.

Техника
масляной
живописи.

Техника
масляной
живописи.

Подмалевок

Подмалевок и
многослойная
живопись

Техника масляной
живописи.
Многослойная
живопись
Пастозность
Материальность.
Приемы
корпусного письма

Практика
Натюрморт

Натюрморт

Живопись
«Натюрморт»
Масляная техника

Контроль
Просмотр

16

Тема 16.
Композиция
жанровая. Работа
над образом

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Композиция
жанровая. Работа
над образом

Композиция
жанровая. Работа
над образом
(наброски,
эскизы).

Композиция
жанровая. Работа над
образом (наброски,
эскизы).
Сюжетнокомп.
центр. Прием
изоляции.

Практика
Просмотр
иллюстраций,
репродукций.
Наброски по
теме.

Просмотр
иллюстраций,
репродукций.
Наброски по
теме.

Композиция.
Мифологические и
библейские сюжеты.

Контроль
Просмотр

17

Тема 17.
Живопись.
Техника

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Живопись.
Техника
масляной

Живопись.
Техника

Живопись. Техника
масляной живописи.

масляной
живописи.

живописи. Беседа
о сюрреалистах.

масляной
живописи.

Беседа о
сюрреалистах.

Беседа о
сюрреалистах.
Практика
Композиция с
элементами
стилизации.

Композиция с
элементами
стилизации.

Живопись «Пейзаж в
стиле фэнтэзи», с
элементами
креативности.

Контроль
Просмотр

18

Тема 18.
Композиция
жанровая.
Техника
набросков
фигуры в
движении

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Композиция
жанровая.
Техника
набросков
фигуры в
движении.

Композиция
жанровая.
Техника
набросков
фигуры в
движении.

Композиция
жанровая. Техника
набросков фигуры в
движении. Средства
композиции.

Практика
Наброски с
натуры и по
памяти.

Наброски с
натуры
гимнастов.

Композиция
«Мимолетности»,
«За кулисами театра»

Контроль
Просмотр

19

Тема 19.
Композиция
декоративная.
Закон новизны.
Средства
композиции.

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Композиция
декоративная.
Закон новизны.
Средства
композиции.

Композиция
декоративная.
Закон новизны.
Средства
композиции.
Практика

Композиция
декоративная. Закон
новизны. Средства
композиции.

Эскизы
декорации

Эскизы
декорации и
эскизы костюмов.

Декоративная работа.
Эскизы декораций к
балетным
спектаклям.

Контроль
Просмотр

20

Тема 20.
Композиция
жанровая.
История
искусств.

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Композиция
жанровая.
История
искусств.

Композиция
жанровая.
История
искусств.

Композиция
жанровая. История
искусств. Законы и
средства
композиции.

Практика
Композиция с
источником
освещения.

Композиция
«Против света».

Композиция «Вечер
у свечи»,
живописные этюды.

Контроль
Просмотр

21

Тема 21.
Композиция
Композиция
декоративная.
Закон типизации. декоративная.
История костюма. Закон типизации.
История костюма
(бурятского,
семейского).

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

Теория
Композиция
декоративная.
Закон типизации.
История костюма
(бурятского,
семейского)

Композиция
декоративная. Закон
типизации. История
костюма (бурятского,
семейского).

Практика
Композиция
«Дангина»,
«Русская
красавица

Стилизация
национального
костюма

Композиция «Лики
красоты», «Русская
красавица»
«Бурятская
красавица»
«Парижанка».

Контроль
Просмотр
Контрольнозачетная работа.

22

Тема 22.
Живопись.
Пленэр.

Отбор на
выставку.
Контрольнозачетная работа.

Отбор на конкурс.
Контрольно-зачетная
работа.

Теория
Живопись.
Пленэр. Техника
работы на
пленэре.

Живопись.
Пленэр. Техника
работы на
пленэре.

Живопись. Пленэр.
Техника работы на
пленэре.

Практика
Этюды «Растений
и цветов».

Этюды «Растений
и цветов».

Живопись. Этюды
пейзажа.

Контроль
Просмотр

Отбор на
выставку.

Отбор на конкурс.

III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ
3.1. Методическое обеспечение программы:
В педагогической деятельности используются следующие педагогические
технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, технологию опережающего
развития, активные и интерактивные методы обучения, такие как: проектный, проблемный,
поисково-исследовательский, эвристический, групповые и индивидуальные методы
обучения.
При освоении программы активно используются:
- диалогический подход, предполагающий активную совместную творческую
деятельность педагога и учащегося;
- личностно-ориентировочный подход, который применяется через вариативное
образование. - многоуровневый подход, который позволяет выстраивать непрерывность
образовательного процесса, от уровня формирования у детей интереса к выбранному виду
деятельности
до
уровня
творческой
самостоятельности,
профессиональноориентированной индивидуальной работы;
- дифференцированный подход, индивидуально-творческий подход.
Так как в студии обучаются все дети, желающие научиться рисовать, то уровень,
интенсивность, продолжительность и методы образовательно-воспитательной работы
зависят от возраста ребенка, продолжительности его обучения в изостудии, степени
одаренности и разным уровнем его базовой подготовки.

- деятельностный подход, он ориентирован на развитие духовного потенциала
личности обучающегося, его творческих способностей и интереса к предмету в
практической деятельности.
- комплексный подход.
Основные формы учебно-воспитательной работы в студии:
1. Теоретические и практические занятия (занятия - лекции по истории искусства,
занятия - лекции по цветоведению, занятие-лекция по основам дизайна, лекция по
композициям, практическое занятие по живописи, практикум по рисунку, практические
курсы по композиции, практические занятия по графическому искусству.
2. Организация выставок (мини-выставки, тематические выставки, отчетные
выставки для родителей и другие;
3. Участие в городских, республиканских, российских выставках, конкурсах по
изобразительному искусству;
4. Рецензирование работ учащихся, проведение тестов.
5. Составление характеристик и рекомендаций для поступления в ВУЗы.
6. Экскурсии на выставки, в музеи, художественные мастерские, театры, на
концерты и т. д.
7. Оформление интерьеров Дворца к различным праздникам и мероприятиям.
8. Участие в праздничных мероприятиях, мероприятиях студии, Дворца, городских
и республиканских, и других.
Разработаны следующие формы аттестации:
1.Тесты, анкетирование;
2. Самостоятельные работы по изобразительному искусству.
3. Участие в выставках, конкурсах.
1.2. Условия реализации программы.
1. Для занятий в изостудии «Взгляд» оборудован кабинет мольбертами (20 штук),
разнообразными наглядными пособиями (муляжи, гипсовые модели и скульптуры - маска,
голова и т. д), иллюстрациями, таблицами, рисунками детей, звуковыми и смешанными
(аудио и видео), учебной литературой и методическими материалами.
2. Учебно-методический комплекс, который включает: учебную литературу по
изобразительному искусству, различные виды методической продукции: информационный
с элементами беседы, репродуктивный с элементами беседы, иллюстративный с
элементами беседы и творческих заданий, разработки открытых занятий, мастер-классов,
проведения мероприятий, изоконкурсов, бесед на познавательные и нравственные темы,
разработки методики проведения аттестации учащихся, методики проведения аттестации
учащихся и др;
- рекомендации по темам: «Системно-деятельностный подход и деятельностнотворческий подход на занятиях в образцовой изостудии «Взгляд», «Авторский метод
применения технологии на практике «Лики красоты: Фантастический пейзаж»,
«Художественная мастерская» и «Содружество жанров: маринистический и
анималистический», словари понятий и терминов по изобразительному искусству;
- лекции по эстетическому и нравственному воспитанию, по темам искусства
народного, классического, бурятского национального искусства, мировой художественной
культуры.
3. Доклады, рефераты, выступления учащихся;
4. Различные виды наглядности: звуковые (музыкальный), смешанные (видеозаписи,
учебные кинофильмы и т.д.), дидактические пособия (карточки, рабочие тетради,
раздаточный материал и др.);
5. Наличие иллюстративных и выставочных материалов.

Список литературы.
Используемая литература:
1.
Алленов М. Астахов Ю. Мастера русской живописи, 2008 г.
2.
Иванов А.О. «Рисунок», Новосибирск - 2005.
3.
Калмыков Н. В., Максимова И. А. «Дизайн поверхности», 2010 г.
4.
Климмер Б. «Пейзажи. Смешанная техника», 2012 г.
5.
Комарова М.С. «Методика обучения изобразительной деятельности и
конструирование нею», 2007 г.
6.
Корытов О. «Конструкция и композиция», 2014 г.
7.
Кузин B.C. «Основы обучения изобразительному искусству в школе», 2005 г.
8.
Любинский И.А., Скатершикова В.К. «Основы эстетики и
искусствознания», Москва, 2006 г.
9.
Марков В.И. «Начало композиционно-графического моделирования», 2005 г.
10.
Мухина B.C. «Изобразительная деятельность ребенка, как форма
усвоения социального опыта», 2005 г.
11.
Неменский Б.Н. «Изобразительное искусство в школе», 2008 г.
12.
Овчинникова Р. Ю. «Дизайн в рекламе», 2010 г.
13.
Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. «Композиция», 2008 г.
14.
Яблонская В.А. «Преподавание предметов», «Рисунок» и «Основы
композиции», Москва, 2003 г.
В помощь обучающимся:
1.
«Великие художники» «Директ- Медиа», 2010 г.
2.
«Сто великих музеев мира», изд. «Рооса», 2008 г.
3.
«Школа акварели», 2012 г.
4.
Дзиффи Стефано. «Большой атлас живописи». 2008 г.
5.
Климмер Б. «Акварельная живопись», 2010 г.


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».