Народный танец – как средство воспитания межнациональной
толерантности у подрастающего поколения.
В данной статье я рассматриваю воспитание толерантности в любительском
хореографическом коллективе средствами народного танца. Проблема
межнационального взаимодействия приобретает особую актуальность и
сложность в полиэтническом многонациональном российском обществе,
развитие отношений этносов между собой и с другими народами мира
обуславливает
цели
и
содержание
воспитания
межнациональной
толерантности у подрастающего поколения.
Танец – явление социальное. В нем нашли отражения положения людей в
обществе, их взаимоотношения, отражающие чувства людей связаны с
общественным укладом их жизни. В них находится яркое выражение чувства
национальной гордости, любви, достоинства, радости труда, чувства
возвышенного и других проявлений души человека.
Танцы, отражающие чувства людей, в подавляющем большинстве связаны с
общественным укладом их жизни. В них находят яркое выражение чувства
национальной гордости, достоинства, радости труда, любви, чувства
возвышенного,
трагического
и
другие.
Любое
идейное
содержание
танцевальной композиции, характер, условия и определенная ситуация
исполнения танца уже определены его предназначением в реальной жизни,
именно тем, что он показывает в образной эмоциональной конфигурации, что
он утверждает с сценических подмостков
Все народы мира имеют собственные особенности в исторических этапах
своего развития, зависящие не только от географических и климатических
условий, но и от общественно-социальных, экономических и политических
условий жизни. Отражается это бытие народа в его песнях и танцах.
Национальные культуры обладают, свойственными только им самобытными
народными обычаями и обрядами. Как закономерность, именно посредством
народного танцевального и музыкального искусств, можно отобразить
традиции, продемонстрировать, как древние, так и новые обычаи и обряды.
Художественно отражая действительность, танец передает миропонимание
народа, его современное представление о прекрасном – это одна из главных
художественных особенностей народного танца, в котором отражается
понимание
действительности
средствами
издавна
сложившегося
танцевального языка, доступного, понятного народу. В процессе воспитания
занятиями народным танцем мы параллельно изучаем обряды определенного
этноса. Самое ценное в летописи любой народности – это ее фольклор,
традиции.
Перед
знакомством
с
танцами
какой-либо
народности
преподаватель, руководитель дает небольшую историческую справку о
своеобразном
лексическом
материале,
выраженном
в
хореографии,
совершает некий экскурс, повествуя о темах танцев, которые отражаются в
композиционных построениях и костюмах. В процессе занятий у детей
формируется не только понятие о хореографии, но и общечеловеческая
культура в целом. В течение десятилетий народ сохранял и передавал
незыблемые традиции бытовых танцев, в которых отражались традиционные
уклады жизни, праздничные каноны и кодексы морали. С каждым годом
уклад жизни видоизменялся и приводи к переменам в характере и в
исполнительской манере танца. Зарождались новые формы народной
хореографии Воспитание детей в хореографическом коллективе, основанное
на традициях народной культуры, считается истинно патриотическим, так
как оно формирует гражданское самосознание, любовь к Родине, знание
культуры своего народа, воспитывает преданность к Отечеству, в том числе к
своей Родине.Потенциал народного танца неисчерпаем, по средствам
хореографической пластики он несет огромное воспитательное значение для
всего народа. Педагог любительского хореографического коллектива должен
проявлять особую внимательность к тому, чтобы участники ансамбля,
представители других этносов не оказались отвергнутыми только потому,
что не освоили правильность исполнения какого-либо движения народного
танца. Тогда у них может проявиться настороженность, тревожность,
недоверие и неверие в собственные силы. Усиливается значение народных
танцев в наши дни и для собственно хореографического искусства, не только
как арсенал выразительных средств, но и как своеобразного источника
«живой воды», оплодотворяющей фантазию художника. Знакомство с
богатством танцевального творчества народов и сейчас служит действенным
средством
гражданско-патриотического
воспитания
подрастающего
поколения. Сохранение богатств и традиций танцевального фольклора,
органичное включение их в современную хореографическую культуру
является важнейшей практической и теоретической задачей для всех
работающих в этой сфере фольклористов, балетмейстеров, искусствоведов. В
изучении народного танца накоплен значительный материал. Мастерами
народной хореографии - Т.Д. Устиновой, И.А .Моисеевым, Н.С. Надеждиной,
М.С. Годенко, Г.Я. Власенко, Н.И. Заикиным и многими другими собирался,
изучался и обрабатывался русский танцевальный фольклор. Обращаясь к
истокам народного творчества, мы знакомимся с характером народа,
проникаем в его традиции и мироощущения. Это имеет серьезное значение в
настоящий момент, когда самой уязвимой сферой в нашем обществе является
сфера отношений между различными этническими группами. Зачастую
представители одной народности унижают людей других наций. Без
уважения к другой культуре, наладить эти отношения невозможно. А как
уважать то, о чем имеешь самое приблизительное представление. Для этого
необходимо руководителям как профессиональных, так и любительских
коллективов изучать танцевальные и специфические особенности народов
мира. Нужно прививать подросткам любовь к народной хореографии и чем
глубже будут знания исполнителей, тем ярче раскроется замысел и характер
постановки. Естественно, первое место у каждого народа занимает его
родной танец . Главная задача изучения народных танцев - привить любовь и
подлинный интерес к танцевальной культуре. Занятия ,кроме того, что
формируют необходимые технические данные, прививают исполнителям
уважительное отношение к национальным традициям, чувство любви
преданности к Родине, что в совокупности является источником высокой
культуры. Воспитание детей в хореографическом коллективе, основанное на
традициях народной культуры, считается истинно патриотическим, так как
оно формирует гражданское самосознание, любовь к Родине, знание
культуры своего народа, воспитывает преданность к Отечеству, в том числе к
своей Родине. Бурятия - многонациональная республика. На ее территории
живут представители более 100 национальностей и народностей. В составе
Республики Бурятия находятся 296 муниципальных образований. Поэтому в
ансамбле
«Веснушки»
народным
танцам
уделено
особое
внимание
.Интернациональное воспитание, также толерантное отношение к другим
национальностям, как один из факторов формирования нравственной
личности. Необходимо учить детей видеть мир глазами разных людей,
учитывая тот факт, что представитель другой национальности может
воспринимать и оценивать те же факты, поступки, события совершенно поиному. Одним из эффективных путей и средств формирования толерантной
личности,
уважающей
другие
народы,
воспитанной
в
духе
интернационализма является ознакомление ребенка с традициями, обычаям
этикетом,
танцами
разных
народов.
Музыкально
–
ритмическая
деятельность, танцы, связанные с историей другого народа, близко и понятно
ребенку и вызывает яркие эмоциональные реакции. Танец эмоциональный
позитивный отклик ребенка на яркие образы танцевальной культуры
впоследствии
вызывает
у
детей
эмоции
симпатии
и
дружбы
к
представителям других национальностей. Э станет той основой, которая
поможет становлению личности, с интернациональным мышлением, с
развитой
культурой
использования
межнационального
народных
танцев
как
общения.
средства
В
результате
интернационального
воспитания, ребенок с детства уважительно относится к представителям
других национальностей, к другим культурам. Танцы - волшебный мир, в
который с удовольствием погружается ребенок. Яркие эмоции, которые
испытывает ребенок во время танца, закрепляют нем положительное
отношение к разным национальностям. Ведь реальная жизнь и пластическиобразное видение народа запечатлелись в причудливых оригинальных
формах народного танца. Работу по этому направлению в хореографическом
ансамбле «Веснушки» , как художественный руководитель, я начала в 1989
году.
Через
приобщение
к
танцевальному
искусству
я
стремлюсь
воспитывать в детях чувство любви и уважения к представителям разных
национальностей. Прежде чем поставить танец какого-либо народа,
обязательно рассказываю о том крае, какой там климат, какие обычаи,
традиции, быт. Демонстрирую видео танцев народов мира, обращаю их
внимание на характерные танцевальные элементы и связки, музыку,
обсуждаю национальные костюмы - дети с интересом с этим знакомятся.
Только
после
такого
подробного
ознакомления
с
национальными
особенностями, обращаю внимание на образность, экспрессивность музыки,
танца, развитие эмоциональности детей.
Дети любят народный танец,
потому что он близок и понятен им, благодаря богатству и яркости
различных образов. Свои достижения они демонстрируют на открытых
занятиях,
концертах, конкурсах, фестивалях, где они неоднократно
становились лауреатами и дипломантами. Таким образом, позитивные
результаты, полученные на данном этапе работы, убеждают в том, что
приобщение детей к танцевальному искусству других народов является
одним
из
эффективных
взаимопонимания.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)
средств
формирования
дружелюбия
и